Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#40 '2000: Практичная бухгалтерия - ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 11-й. Часть 2.

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 11-й. Часть вторая. (начало)

2. Учет запасов

Продолжение. Начало в уроке №6,"ДК" №17, уроке №7,"ДК" №20, уроке №8, "ДК" №22, уроке №9, "ДК" №26, уроке №10, "ДК" №29


Товаротранспортная накладная (продолжение)

  • Заполнение ТТН грузополучателем
  • Ответственность за полноту заполнения ТТН
  • Использование ТТН в особых случаях
  • Путевой лист
  • Определение понятий
  • Общие требования по использованию путевого листа
  • Заполнение путевого листа до его выдачи водителю
  • Заполнение путевого листа после выдачи его водителю
  • Особенности использования международного путевого листа
  • Правила хранения и учета путевых листов

    Продолжаем знакомство с типовыми формами документов с учета запасов. Заканчиваем рассмотрение товаротранспортной накладной (ТТН) и переходим к следующей форме - путевому листу.

Товаротранспортная накладная (продолжение)

Заполнение ТТН грузополучателем

Перевозчик сдает груз в пункте назначения грузополучателю согласно товаротранспортной накладной.

Сдача грузов грузополучателю в пункте назначения по массе и количеству мест осуществляется в порядке и способом, которыми грузы были приняты от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, подсчетом мест и т. п.). Грузы, прибывшие в неповрежденных кузовах автомобилей (прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах) и с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы, состояния грузов и количества грузовых мест.

После доставки груза водитель-экспедитор сдает три экземпляра ТТН представителю грузополучателя, ответственного за принятие груза, который под копировальную бумагу в разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" в строке "Разгрузка" указывает:

- в графе 15 "Исполнители" - наименование организации, выполняющей разгрузочные работы (перевозчик, грузополучатель, специализированная организация и т. п.);

- в графе 16 "Способ" - способ разгрузки (ручной, механизированный, самосвал, сливом и т. п.), наименование механизма, которым выполняют разгрузочные работы, и его характеристику (грузоподъемность, емкость ковша и т. п.);

- в графе 18 "Прибытие" - время (часы, минуты) прибытия автомобиля под разгрузку;

- в графе 19 "Выбытие" - время (часы, минуты) выбытия автомобиля после окончания операции разгрузки;

- в графе 20 "Время простоя" - время (часы, минуты) простоя под разгрузкой. Временем прибытия автомобиля под разгрузку является время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (на контрольно-пропускном пункте) или лицу, ответственному за оприходование товара. Разгрузка считается законченной после вручения водителю должным образом оформленной ТТН;

- в графах 21, 22 "Дополнительные операции" - выполненные при разгрузке и принятии груза дополнительные операции (взвешивание, пересчет, анализ и т. п.) с записью их количества и затраченного времени (минуты);

- в строке "Транспортные услуги" перечисляет транспортные услуги, выполненные водителем при разгрузке, указывает их количество;

- в графе 23 "Подпись ответственного лица" - удостоверяет своей подписью достоверность указанных реквизитов;

- в строках, где фиксируют факт принятия-передачи груза, материально ответственное лицо грузополучателя ставит оттиск пломбы, которой пломбировали доставленный груз (при перевозке груза под пломбой - в контейнерах, цистернах и т. п.), а также прописью - общее количество мест груза (контейнеров), общую массу груза в тоннах с точностью до 0,01;

- в строке "Принял" - записывает собственную должность, фамилию, инициалы и подписью и штампом грузополучателя удостоверяет принятие груза;

- в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель собственной подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю.

Третий и четвертый экземпляры ТТН, засвидетельствованные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру перевозчика.

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку груза: перевозчик-грузоотправитель или перевозчик-автотранспортное предприятие, ответственное лицо перевозчика делает окончательный расчет стоимости выполненных транспортных работ.

После получения двух экземпляров товаротранспортной накладной заполняют разделы "Расчеты стоимости" и "Таксирование".

В разделе "Расчеты стоимости" выполняется подсчет сумм для уплаты в зависимости от показателей выполненной транспортной работы. Сумма для уплаты рассчитывается в соответствии с расценкой за каждый показатель. В их состав входят:

- в графе 37 "За тонны" указывают фактическую массу перевезенного груза в тоннах;

- в графе 38 "Недогруз автомобиля и прицепа" указывают разницу между нормативной грузоподъемностью автомобиля и фактической массой перевезенного груза, в тоннах;

- в графе 39 "За специальный транспорт" указывают сумму, которая начисляется за использование специального транспорта;

- в графе 40 "За транспортные услуги" указывают сумму, которая начислена водителю за транспортные услуги, выполненные при разгрузке;

- в графе 41 "Погрузочно-разгрузочные работы" указывается масса загруженного и разгруженного груза и расценки за выполненные операции;

- в графе 42 "Сверхнормированный простой при нагрузке" записывают время (часы) сверхнормированного простоя автомобиля под погрузкой по вине заказчика и почасовую расценку за такую операцию. При перевозке груза собственным транспортом грузоперевозчика эта графа не заполняется.

- в графе 43 "Сверхнормированный простой при загрузке" записывают данные для загрузки аналогично графе 42;

- в графе 44 "Другие доплаты" указывают время дополнительно предоставленных услуг перевозчиком (взвешивание, пересчет, анализ и т. п.) с записью их продолжительности (минуты) и расценки;

- в графе 46 "Скидка за скорость, простой" указывается сумма, которая исчисляется из общей суммы к уплате (за простой автомобиля по вине перевозчика);

- в графе 47 "Всего" определяется общая сумма к уплате.

Раздел "Таксирование" использует таксировщик для расчета стоимости выполненных транспортных работ и услуг, заработной платы водителю и удостоверяет расчеты собственной подписью.

При определении стоимости транспортных услуг могут возникнуть недоразумения между всеми участниками транспортных перевозок. В случае разногласий между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности, оформляются актом по установленной форме.

Перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель удостоверяют в акте следующие обстоятельства:

- несоответствие между наименованием, массой и количеством мест груза на самом деле и теми данными, которые указаны в ТТН;

- нарушение или отсутствие пломб на кузове автомобиля или контейнере;

- простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленных норм времени;

- другие обстоятельства (повреждения упаковки, груза), которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

Записи в акте удостоверяются подписями грузоотправителя (грузополучателя) и водителя. Односторонние записи в акте как грузоотправителя (грузополучателя), так и водителя считаются недействительными. Ни одна из указанных сторон не имеет права отказаться от подписания акта. В случае несогласия с содержанием акта каждая из сторон имеет право изложить в нем свое мнение в строке "Особые отметки" и засвидетельствовать его подписью.

В случае отказа от составления акта или от внесения записей в товаротранспортную накладную в случаях недостачи, порчи или повреждения груза, акт составляют при участии представителя незаинтересованной стороны. Для засвидетельствования составления акта на свободном месте оборотной стороны ТТН записывают дату составления и о чем составлен акт (например: "О сверхнормированном простое", "О недостаче мест", "О нарушении пломбы" и т. п.).

После возвращения в гараж водитель сдает ТТН ответственному лицу перевозчика или грузоотправителя (при перевозке груза собственным транспортом), который проверяет полноту и правильность заполнения реквизитов.

Ответственность за полноту заполнения ТТН

За все последствия недостоверности, неточности сведений, указанных ответственными лицами в первичной транспортной документации, в том числе ТТН, предназначенной для оформления перевозки грузов автомобильным транспортом и проведения расчетов за транспортную работу, отвечают перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.

Лица, ответственные за оформление первичной транспортной документации, несут персональную ответственность за достоверность указанных в этих документах данных, а нанесенные убытки возмещаются ими в порядке, установленном действующим законодательством.

Использование ТТН в особых случаях

Транспортировка груза связана с различными непредвиденными обстоятельствами, в результате которых могут возникнуть претензии как со стороны грузоотправителя, так и со стороны грузополучателя. В таких случаях подается иск на перевозчика.

Перед подачей грузоотправителем или грузополучателем иска на перевозчика обязательно нужно предъявить ему претензию. Наличие ТТН является обязательным условием:

- при предъявлении претензии грузоотправителем или грузополучателем в случае потери груза. ТТН должна быть в этом случае с подписью водителя или экспедитора перевозчика о принятии им груза для перевозки;

- при предъявлении претензии грузополучателем в случаях недостачи, порчи или повреждения груза. В этом случае ТТН должна быть с соответствующими записями в ней.

Кстати, право на предъявление претензий грузоотправителем или грузополучателем может быть передано юридическому или физическому лицу по доверенности. Передача права на предъявление претензии удостоверяется надписью на ТТН следующего содержания:

"Право на предъявление претензии передано ФИО "

(доверенное лицо)

Надпись о переотступлении права на предъявление претензии должна быть засвидетельствована подписями руководителя, главного (старшего) бухгалтера и печатью предприятия, делающего данную надпись.

Претензии на возмещение убытков за потерю, недостачу, порчу или повреждение груза предъявляются по каждому отправлению отдельно. Предъявляемую претензию излагают письменно с указанием всех сведений, необходимых для ее рассмотрения и решения.

Внимание! В претензии нельзя объединять требования, для рассмотрения которых нужны ТТН, с требованиями, для которых эти документы не нужны.

ТТН и акт, удостоверяющие обстоятельства, согласно которым наступает материальная ответственность, прилагаются к претензии в оригинале или в должным образом засвидетельствованных копиях.

Путевой лист

Одним из документов, которые должен иметь водитель, является путевой лист. В данной теме мы рассмотрим путевой лист в контексте его использования вместе с товаротранспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Определение понятий

Дополнительно к понятиям, которые были приведены в теме "Товаротранспортная накладная", определим те, которые будут употребляться в данной теме.

Груз - все предметы с момента принятия для перевозки к сдаче грузополучателю.

Договор о перевозке грузов - двухстороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, являющееся юридическим документом, которым регламентируются объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их соблюдению.

Городские перевозки - перевозки разнородных по структуре грузов в черте города.

Междугородные перевозки - перевозки грузов, осуществляющиеся за пределы города (населенного пункта).

Приемка груза - предоставление грузоотправителем подготовленного для отправки груза и товаротранспортных документов перевозчику с последующей погрузкой на транспортное средство и оформление документов о приемке груза перевозчиком для отправки.

Виды и формы путевых листов

В зависимости от вида транспортного средства, использующегося для перевозки груза, применяются следующие путевые листы:

  • морской путевой лист;
  • воздушный путевой лист;
  • путевой лист автомобиля.

Приказом Минтранса Украины от 29.12.95 г. №488/346 утверждены три типовые формы путевого листа автомобиля:

  • типовая форма №1 (международная) - путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении;
  • типовая форма №2 (действующая в пределах Украины) - путевой лист грузового автомобиля;
  • типовая форма №3 - путевой лист служебного легкового автомобиля.

Объектом нашего рассмотрения в данной теме будет путевой лист автомобиля.

Общие требования по использованию путевого листа

В зависимости от деятельности, которая осуществляется предприятием или учреждением, вида автомобиля (грузовой или легковой), его подчиненности применяется одна из трех вышеназванных типовых форм путевого листа. Применение путевого листа обязательно всеми субъектами предпринимательской деятельности, учреждениями и организациями независимо от ведомственного подчинения и формы собственности, которые эксплуатируют грузовые и служебные легковые автомобили или для которых по их заказу осуществляется транспортное обслуживание такими автомобилями.

Перевозчики, эксплуатирующие грузовые автомобили как собственные, так и арендованные (без водителя), а также предприятия и учреждения при эксплуатации служебного легкового автомобиля обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю оформленный путевой лист соответствующей типовой формы.

Эксплуатация грузового или служебного автомобиля без путевого листа утвержденной типовой формы запрещается.

Путевые листы типовых форм, оформленные должным образом, выдаются водителю под расписку:

  • №1 (международный) - выдается на срок командировки автомобиля и водителя для перевозки груза в международном сообщении, определенный в соответствии с приказом или распоряжением перевозчика;
  • №2 - только на один рабочий день (смену), при условии сдачи водителем путевого листа за прошедший день работы.

На более длительный срок путевые листы типовой формы №2 выдаются в тех случаях, когда водитель выполняет перевозку грузов в междугородном сообщении свыше одних суток в соответствии с приказом или распоряжением перевозчика или руководителя предприятия;

  • №3 - оформляется только на один рабочий день (смену) и выдается при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы.

На более длительный срок путевой лист выдается в случае транспортного обслуживания в междугородном сообщении свыше одних суток в соответствии с приказом или распоряжением перевозчика.

К категории служебных легковых автомобилей относятся легковые автомобили, которые состоят на балансе юридических лиц всех форм собственности и используются для удовлетворения собственных потребностей, а также могут предоставляться заказчику на договорных условиях (с водителем). Путевой лист служебного легкового автомобиля типовой формы №3 является для перевозчика основанием для учета транспортной работы и списания израсходованного горючего на общий пробег служебных легковых автомобилей, а также для взаиморасчетов между перевозчиком и заказчиком за предоставление транспортных услуг.

Заполнение путевого листа касается не только перевозки грузов на коммерческой основе, но и поездок для собственных нужд предприятия или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности. Основанием для осуществления транспортной операции являются должным образом оформленные ТТН типовых форм, которые прилагаются к путевому листу.

Данное требование распространяется на все виды перевозок грузов автомобильным транспортом, независимо от условий оплаты за его работу (сдельная, почасовая, покилометровая, другая) и видов перевозки (внутригородская, пригородная, междугородная, международная).

Перевозка грузовыми автомобилями собственных вещей граждан по их заказу осуществляется по путевому листу, к которому прилагается квитанция (приходный кассовый ордер) на оплату транспортных услуг.

Счет за выполненные перевозки выписывается на основании должным образом оформленных путевых листов вместе с ТТН, а при пользовании автомобилями, работа которых оплачивается исходя из времени работы автомобиля у заказчика, - только путевых листов.

Путевой лист грузового автомобиля - это документ, без которого перевозка грузов не допускается.

В данной теме мы более подробно рассмотрим только путевой лист грузового автомобиля типовой формы №2.

Заполнение путевого листа до его выдачи водителю

Путевой лист автомобиля - первичный документ учета грузовых автомобильных перевозок, который всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда из автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие.

Перед выдачей водителю путевого листа грузового автомобиля ответственное лицо перевозчика или грузоотправителя, если перевозка груза осуществляется собственным транспортом:

  • на лицевой стороне в левом верхнем углу ставит штамп перевозчика или предприятия, под названием документа записывает дату его выдачи (число, месяц, год). Эти данные должны отвечать дате регистрации путевого листа в регистрационном журнале.

При почасовой оплате транспортной работы на лицевой стороне путевого листа в верхнем правом углу проставляется штамп "Почасовая". К почасовому путевому листу прилагаются по два экземпляра талона заказчика для каждого заказчика. Они являются основанием для расчетов перевозчика и заказчика автотранспорта при почасовой форме оплаты транспортных услуг;

  • в строке "Режим работы" определяет наименование режима работы водителя (работа в будние дни, командировки, общий учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходные дни, по графику и т. п.), согласно которому производится начисление заработной платы;
  • в строке "Колонна" указывает номер колонны, к составу которой относится автомобиль;
  • в строке "Бригада" указывает номер бригады, к составу которой относится водитель;
  • в строке "Автомобиль" фиксирует марку автомобиля и его государственный номер. Рядом указывает гаражный номер автомобиля;
  • в строке "Водитель" указывает фамилию, инициалы, номер служебного удостоверения, класс и табельный номер водителя, которому будет выдан этот путевой лист;
  • в строках "Прицеп" указывает государственный и гаражный номера прицепов и полуприцепов, если для перевозки выделен автопоезд;
  • в строке "Сопровождающие лица" указываются фамилии, инициалы лиц, сопровождающих автомобиль при выполнении задания (грузчики, экспедиторы, стажеры и т. п.).

При выполнении междугородных перевозок и для обеспечения безопасности движения грузов к путевому листу формы №2 по согласованию сторон может прилагаться маршрутный лист, в котором указываются маршрут, контрольные пункты, пункт отдыха, график движения и т. п., что предусмотрено договором на перевозку груза между перевозчиком и заказчиком автотранспорта.

На этом заполнение адресной части путевого листа заканчивается.

Раздел "Работа водителя и автомобиля", в зависимости от того, кто выполняет функции перевозчика, заполняется им на основании:

  • заявки заказчика автотранспорта;
  • условий договора;
  • приказа руководителя предприятия, если перевозка груза осуществляется собственным транспортом.

В разделе "Работа водителя и автомобиля":

  • в графах 2 и 3 "Время по графику" диспетчер указывает время по графику (часы, минуты) выезда из гаража и возвращения автомобиля в гараж;
  • в графе 5 "Показания спидометра" механик (или другое ответственное лицо перевозчика) записывает показания спидометра при выезде автомобиля из гаража на линию;
  • в графе 6 "Время фактическое" диспетчер записывает фактическое время (часы, мин.) выезда автомобиля.

В разделе "Движение горючего" заправщик или другое ответственное лицо:

  • в графе 7 "Марки горючего" указывает марку, которая используется на этом автомобиле (сжиженный газ, бензин, дизельное горючее);
  • в графе 8 "Код марки" - код согласно классификации;
  • в графе 9 "Выдано" указывает количество выданного горючего;
  • в графе 10 "Остаток при выезде" делает запись об остатке горючего при выезде автомобиля по данным предыдущего путевого листа, определяет общее количество горючего, которое выдано водителю при выезде (содержится в баках автомобиля).

В строке "Подписи" заправщик, механик и диспетчер собственной подписью в соответствующей строке удостоверяют произведенные записи относительно заправки автомобиля горючим, передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд.

Следующим заполняется раздел "Задание водителю". В этом разделе записывается:

  • в графе 14 "В чье распоряжение" - наименование заказчика автотранспорта, по адресу которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания;
  • в графах 15 и 16 "Время" - время (часы, минуты) прибытия автомобиля к заказчику автотранспорта и выбытия от него согласно заявке или графику работы;
  • в графе 17 "Количество часов" - общее время, на которое будет предоставлен автомобиль заказчику автотранспорта (разница данных граф 16 и 15).

Сроки доставки грузов при междугородных перевозках оговариваются совместно перевозчиком и заказчиком исходя из дорожных условий между пунктами приемки груза для перевозки и выдачи его в пункте назначения. Эти сроки письменно фиксируются в заявке или разовом договоре;

  • в графе 18 "Откуда взять груз" - название пункта погрузки автомобиля;
  • в графе 19 "Куда доставить груз" - название пункта разгрузки автомобиля;
  • в графе 20 "Наименование груза" - наименование груза, который подлежит перевозке, в соответствии с ТТН грузоотправителя;
  • в графе 21 "Количество ездок с грузом" - расчетное количество ездок с грузом, которое необходимо для полного выполнения задания (определяется на основании массы груза, который нужно перевезти, и грузоподъемности автомобиля);
  • в графе 22 "Расстояние" - расстояние в километрах между пунктами погрузки и разгрузки груза после каждой ездки, которая определяется по данным дорожных органов или на основании таблиц расстояний, утвержденных в установленном порядке;
  • в графе 23 "Перевозки" - количество груза в тоннах, которое следует перевезти.

Нужно отметить, что право изменить задание, указанное в разделе "Задание водителю", имеет только перевозчик. В исключительных случаях заказчик автотранспорта может по согласованию с перевозчиком изменить задание с соответствующей записью в строке "Особые отметки".

Если на автотранспорте осуществляется перевозка опасного груза, то в путевом листе в верхнем левом углу делается красным цветом отметка "Опасный груз". Дополнительно в графе "Особые отметки" указывается номер груза (№1170) по списку ООН (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов) и протокол о подписании (ООН, Нью-Йорк, 1990 год).

Далее диспетчер перевозчика или грузоотправителя:

  • в строке "Удостоверение водителя проверил, задание выдал, выдать горючего" записывает прописью расчетное количество горючего, которое положено выдать водителю для выполнения задания с учетом остатка горючего с предыдущего дня работы;
  • в строке "Подпись диспетчера" диспетчер или другое ответственное лицо собственной подписью удостоверяет достоверность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя удостоверения водителя.

После оформления и заполнения этих строк путевой лист передается водителю автомобиля, на котором будет осуществляться перевозка груза.

Заполнение путевого листа после выдачи его водителю

Следующим шагом в заполнении путевого листа является прохождение медицинского осмотра водителем. Дело в том, что медицинский осмотр осуществляется с целью определить способность водителя к безопасному управлению транспортными средствами. Указанный осмотр включает: предварительные, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые осмотры, а также внеочередные осмотры, обусловленные необходимостью. Владельцы предприятий, руководители учреждений несут ответственность согласно действующему законодательству за организацию и своевременность прохождения работниками обязательных медицинских осмотров и допуск их к работе без наличия необходимого медицинского заключения. По договоренности перевозчика и заказчика автотранспорта предрейсовый медицинский осмотр водителей может быть проведен за свой счет в соответствующем лечебном учреждении.

Врач или другой медицинский работник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, после его проведения собственной подписью и штампом удостоверяет состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем в строке "Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен".

После прохождения медицинского осмотра и получения разрешительной подписи врача водитель передает путевой лист механику или другому ответственному лицу, который в строке "Выезд разрешен, подпись механика" удостоверяет собственной подписью передачу автомобиля в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража.

Водитель, со своей стороны, в строке "Автомобиль принял, подпись водителя" собственной подписью удостоверяет принятие автомобиля технически исправным и получение задания на работу.

На этом заканчивается оформление путевого листа у перевозчика перед выездом автомобиля.

Оформленный путевой лист, заверенный перевозчиком, при предъявлении водителем, исполняющим обязанности экспедитора, является основанием для получения им груза для перевозки с материальной ответственностью перевозчика.

Заполнение путевого листа на маршруте движения и при возвращении автомобиля

После отправки автомобиля на маршрут вносить записи в путевой лист имеют право:

- грузоотправитель;

- органы ГАИ, МВД

- и другие уполномоченные органы.

В случае необходимости изменить маршрут движения против указанного в "Задании водителю" грузоотправитель делает соответствующие записи в разделе "Последовательность выполнения задания":

  • в графе 30 "Маршрут движения - откуда" указывает новые названия пунктов, откуда осуществлена перевозка груза, согласно строке "Пункт погрузки" ТТН;
  • в графе 31 "Маршрут движения - куда" указывает новые названия пунктов, куда осуществлена перевозка груза, согласно строке "Пункт разгрузки" ТТН.

В случае изменения маршрута движения по другим непредвиденным причинам для выполнения специального задания или нарушения водителем Правил дорожного движения соответствующие лица органов ГАИ МВД и других уполномоченных органов делают соответствующую запись в разделе "Особые отметки" на лицевой стороне путевого листа.

При возвращении в гараж водитель сдает путевой лист ответственному лицу перевозчика или грузоотправителя (при перевозке груза собственным транспортом), которое проверяет полноту и правильность заполнения реквизитов. Вместе с путевым листом перевозчику сдаются другие сопроводительные документы (лист контрольных проверок температуры в кузове авторефрижератора и т. п.). Ответственное лицо перевозчика или грузоотправителя в разделе "Движение горючего, литров" заполняет графу 11 "Остаток при возвращении" и удостоверяет эти данные собственной подписью.

В свою очередь, водитель в строке "Сдал водитель" собственной подписью подтверждает сдачу автомобиля ответственному лицу в технически исправном или неисправном состоянии, о чем делает соответствующую отметку.

Принятие автомобиля от водителя осуществляет механик, который собственной подписью в строке "Принял механик" удостоверяет достоверность заполнения граф 5 и 6 раздела "Работа водителя и автомобиля" и принятие автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

Далее ответственное лицо окончательно заполняет раздел "Работа водителя и автомобиля":

  • в графе 4 "Нулевой пробег" по таблице расстояний определяет расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража;
  • в графе 5 "Показания спидометра", строка "Возвращение в гараж", заполняет показания спидометра в километрах;
  • в графе 6 записывает фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, час, минута).

Раздел "Движение горючего, литров" дополняется записями:

  • в графе 12 "Время работы спецоборудования" ответственное лицо записывает время работы спецоборудования на основании данных граф 15-22 раздела "Погрузочно-разгрузочные операции" приложенных к путевому листу ТТН (работа автономной охладительной установки, подъемника и т. п.);
  • в графе 13 "Время работы двигателя" записывает время работы двигателя на основании данных граф 16, 21, 22 раздела "Погрузочно-разгрузочные операции", приложенных к путевому листу ТТН.

Эти реквизиты нужны для определения нормы расхода горючего. Достоверность заполнения этих данных ответственное лицо перевозчика или грузоотправителя подтверждает собственной подписью под указанными графами.

Далее ответственное лицо заполняет раздел "Последовательность выполнения задания" (обратная сторона). На основании ТТН проставляет:

  • в графе 24 "№№ ездок" - порядковые номера ездок;
  • указывает номера ТТН (талонов заказчика) по каждой ездке;
  • в графе 26 "Отработано" - отработанное время работы автомобиля (часы, минуты);
  • в графе 27 "Перевезено" по графам 27, 28 - количество перевезенного груза (тонн брутто);
  • в графе 28 "Выполнено" и в графе 29 - выполненного грузооборота (ткм);
  • в графе 29 "Подпись и печать грузоотправителя" удостоверяются записи в графах 24-28.

После этого ответственное лицо определяет:

  • в строке "ТТН в количестве" - общее количество ТТН, которые прилагаются к путевому листу.

Эти записи удостоверяют собственными подписями водитель - в строке "Сдал водитель" и ответственное лицо - "Принял диспетчер".

Заполнение путевого листа для определения результатов работы

Оформленный таким образом путевой лист передается на обработку таксировщику для дальнейших расчетов, учета транспортной работы и определения ее стоимости.

Для этого заполняются показатели раздела "Результаты работы автомобиля и прицепов":

  • в графе 32 "Расходы горючего по норме" определяются расходы горючего по общему пробегу и выполненным тонно-километрам для определенной марки автомобиля с учетом коэффициента изменения нормы расхода горючего в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Такие данные приведены в приказе Минтранса от 10.02.98 г. №43 "Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте";

  • в графе 33 "Расходы горючего фактически" определяются фактические расходы горючего, которые равняются сумме показателей остатка горючего при выезде (графа 10 раздела "Движение горючего") и выданного горючего (графа 9 раздела "Движение горючего") за вычетом остатка горючего при возвращении автомобиля в гараж (графа 11 раздела "Движение горючего, литров");
  • в графе 34 "Время в наряде автомобиля" показатели равняются разнице между показателями фактического времени возвращения автомобиля в гараж и выезда его из гаража (соответствующие строки графы 6 раздела "Робота водителя и автомобиля") с исключением одного часа на обеденный перерыв водителя согласно установленному режиму работы.

Круглосуточные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т. п. из времени в наряде исключаются.

  • в графе 35 "Время в наряде прицепа" показатели определяют в соответствии с временем его работы с автомобилем;
  • в графе 36 "Время в движении автомобиля" показатели равняются разнице между данными времени в наряде и времени в простоях (графа 34 минус графы 37, 38 путевого листа);
  • в графе 37 "Время в простое на линии" данные определяются путем расчета времени простоев под погрузкой и разгрузкой по данным графы 21 раздела "Дополнительные операции" ТТН;
  • в графе 38 "Время в простое по тех. неисправности" заполняют показатели на основании записей в строке "Особые отметки" (лицевая сторона путевого листа).

Эти данные включают время простоя из-за технических неисправностей автомобиля в дороге, замены автопокрышек и т. п.;

  • в графе 39 "Количество ездок с грузом" внесенные показатели равняются сумме всех ездок с грузом между пунктами погрузки и разгрузки согласно разделу "Последовательность выполнения задания", т. е. количества приложенных ТТН;
  • в графе 40 "Общий пробег автомобиля" данные равняются разнице между показаниями спидометра при возвращении автомобиля в гараж и выезде его из гаража (графа 5 раздела "Работа водителя и автомобиля");
  • в графе 41 "Общий пробег прицепа" данные определяют согласно соответствующим данным работы автомобиля;
  • в графе 42 "Пробег с грузом автомобиля" определенные данные равняются сумме расстояний по всем ездкам автомобиля с грузом, указанным в графе 24 раздела "Другие сведения" ТТН;
  • в графе 43 "Пробег с грузом прицепа" данные определяют согласно соответствующим данным работы автомобиля;
  • в графе 44 "Перевезено тонн, всего" показатели равняются общему объему перевезенного груза (брутто), указанному в графе 27 раздела "Последовательность выполнения задания", и отвечают общему объему перевозки, указанному в графе 37 раздела "Другие сведения" ТТН, приложенные к путевому листу;
  • в графе 45 "В т. ч. перевезено тонн на прицепах" данные определяются на основании данных графы 27 раздела "Последовательность выполнения задания";
  • в графе 46 "Выполнено ткм, всего" данные определяются путем умножения объема перевезенного груза (брутто) за каждую ездку на расстояние ездки между пунктами погрузки и разгрузки и получения общей суммы;
  • в графе 47 "В т. ч. выполнено ткм на прицепах" данные равняются транспортной работе автоприцепов;
  • в графе 49 "Зарплата" сумму определяют на основании данных обработки всех ТТН, приложенных к путевому листу (графы 37 - 47). Расчеты заработной платы и их достоверность ответственное лицо удостоверяет собственной подписью в конце раздела.

Достоверность расчетов по обработке путевого листа после его проверки удостоверяет подписью бухгалтер.

Необходимо отметить, что учет объемов грузовых перевозок в тоннах и тонно-километрах ведется в путевых листах на основании ТТН типовых форм независимо от формы оплаты транспортных услуг (сдельной, почасовой, покилометровой, другой) и видов перевозки (внутригородская, пригородная, междугородная, международная). Не разрешается включать в путевые листы объемы грузовых перевозок (в тоннах и тонно-километрах), которые не подтверждены ТТН.

При условии использования автомобиля по почасовой форме оплаты транспортных услуг к путевому листу грузового автомобиля типовой формы №2 прилагается ТТН типовой формы №1-ТН и талон заказчика типовой формы №1-ТЗ. При этом ТТН является основанием для определения объемов грузовых перевозок (в тоннах и тонно-километрах) и включения их в путевой лист, а талон заказчика - для расчетов перевозчика с заказчиком автомобильного транспорта за выполненные транспортные услуги.

Особенности использования международного путевого листа

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом оформляются путевым листом типовой формы №1 (международная) и ТТН формы N CMR.

Путевой лист типовой формы №1 (международная) заполняют ответственные лица перевозчика в следующей последовательности.

Перед выдачей водителю путевого листа:

  • на лицевой стороне в левом верхнем углу ставят штамп перевозчика, под названием документа записывают дату его выдачи (число, месяц, год), которая должна отвечать дате регистрации путевого листа в регистрационном журнале; этот же номер и дату записывают на контрольном листе к путевому листу;
  • под штампом перевозчика записывают срок командировки, номер и дату приказа или распоряжения;
  • в соответствующие строки (графы) адресной части вносят сведения об обоих водителях, которые назначены для выполнения задания, номер удостоверения каждого водителя, марку автомобиля (тягача), номер колонны, к которой относятся автомобиль и водитель (если такое структурное подразделение имеется), гаражный номер автомобиля, его государственный номер и указанные реквизиты полуприцепа (прицепа).

На основании заявки заказчика автотранспорта ответственное лицо записывает:

  • в строке "Маршрут движения" - главные пункты (города), через которые пролегает маршрут от пункта отправления до пункта назначения автомобиля;
  • в строке "Пункты отдыха" - пункты остановки для отдыха водителей в прямом и обратном направлениях при выполнении задания;
  • в разделе "Задание водителю" в соответствующих графах записывает наименование заказчика, по адресу которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, пункты погрузки и разгрузки автомобиля, расстояние между пунктами погрузки и разгрузки, которое определяется на основании таблиц расстояний, утвержденных в установленном порядке, наименование груза и его массу (брутто) в тоннах или количество в штуках, подлежащее перевозке.

Право изменить задание, указанное в разделе "Задание водителю", имеет только перевозчик.

Только в исключительных случаях заказчик автотранспорта может по согласованию с перевозчиком изменить задание с соответствующей записью в строке "Опоздания, простои на линии, заезды в гараж и другие отметки".

После выдачи путевого листа водителю его заполняют в такой последовательности:

  • в разделе "Горючее" (обратная сторона) ответственное лицо определяет необходимое количество горючего и масла для выполнения перевозки и эти данные заносит в соответствующие графы (дизельное, бензин, масла) строки "Остаток при выезде" и удостоверяет их собственной подписью;
  • в строке "Опоздания, простои на линии, заезды в гараж и другие отметки" врач или другой медицинский работник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяет состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем;
  • в строке "Показания спидометра при выезде из гаража" (лицевая сторона) ответственное лицо записывает фактические показания спидометра автомобиля (км) на момент его выезда;
  • в строке "Выезд из гаража" в графах "дата" и "время" проставляет фактические число, месяц, час, минуту выезда автомобиля из гаража;
  • в строке "Автомобиль технически исправен, выезд разрешаю" собственной подписью удостоверяет передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража;
  • в строке "Автомобиль в технически исправном состоянии принял" водитель автомобиля ставит собственную подпись, которой удостоверяет достоверность этих записей.

В отличие от обычного путевого листа формы №2, вносить записи в путевой лист на маршруте движения в международном сообщении могут:

- водитель;

- таможенные органы;

- контрольно-диспетчерские пункты.

На иностранной территории водитель на основании ТТН в соответствующих строках (графах) раздела "Выполнение задания" записывает наименование грузоотправителя, адрес (город) отправки груза, адрес (город) назначения груза, номера и даты оформления ТТН, наименование перевезенного груза, соответственно его количество всего и в т. ч. по иностранной территории. После выполнения перевозок удостоверяет эти записи собственной подписью.

Таможенные органы, контрольно-диспетчерские пункты, в компетенцию которых входят функции контроля автотранспортных средств на маршруте в соответствии с действующим законодательством, указывают прохождение автомобилем контрольно-диспетчерских пунктов и факт проведения контроля в этих пунктах, что удостоверяется штампом установленной формы и записью на лицевой и обратной стороне контрольного листа даты (число, месяц, год) и времени (час, минута) осуществления контроля.

При возвращении автомобиля в гараж после выполнения задания и передачи ответственному лицу перевозчика путевого листа и ТТН завершается заполнение путевого листа.

В разделе "Выполнение задания водителем" путевого листа ответственное лицо на основании сданных ТТН:

  • проверяет правильность заполнения с 1 по 5 графы;
  • в графах 6 и 7 "Груз, класс и шифр" указывает соответственно класс и шифр груза;
  • в графах 8 и 9 "Перевезено тонн всего, в т. ч. по иностранной территории" - записывает соответственно количество перевезенного груза (тонн брутто), в том числе по иностранной территории;
  • в графах 10 и 11 "Пробег (км) с грузом всего, в т. ч. по иностранной территории" - на основании таблицы расстояний и данных контрольного листа определяет соответственно пробег с грузом всего, в том числе по иностранной территории;
  • в графах 12 и 13 "Пробег (км) без груза всего, в т. ч. по иностранной территории" - определяет соответственно пустой пробег всего, в том числе по иностранной территории;
  • в графах 14 и 15 "Выполнено ткм, всего, в т. ч. по иностранной территории" - производит расчеты выполненного грузооборота путем умножения данных граф 8 и 10 и 9 и 11 по каждой строке.

Достоверность данных, указанных в графах 1-15 раздела "Выполнение задания водителем", удостоверяет собственной подписью в конце раздела;

  • в разделе "Время простоя автотранспорта" на основании ТТН указывает наименование погрузочно-разгрузочных операций, время их выполнения на территории Украины (на иностранной территории) в прямом и обратном направлениях; достоверность данных этого раздела удостоверяет собственной подписью;
  • на основании данных разделов "Выполнение задания водителем" и "Время простоя автотранспорта" выполняет расчеты объемов транспортной работы и вносит их в результативную таблицу в соответствии с действующей методикой расчетов;
  • в разделе "Горючее" ответственное лицо на основании сданных водителем соответствующих первичных документов (квитанций, чеков и т. п.) заполняет ведомости о получениях и расходах горючего и масла, а именно: "получено" (в других государствах), "остаток при возвращении", "расходы по факту", которые равняются разнице между данными о полученном горючем и его остатком, "расходы по норме", которые равняются норме расходов горючего, умноженной на общий пробег автомобиля, "экономия (+) или перерасходы (-)", которые равняются разнице между фактическими расходами горючего и расчетами по норме.

Все другие строки и графы заполняются аналогично порядку, приведенному для путевого листа формы №2.

Правила хранения и учета путевых листов

Типовые формы единой первичной транспортной документации, в том числе путевых листов, утверждены совместным приказом Минтранса и Минстата №488/346 от 29.12.95 г. и введены в действие с 01.01.96 г. Путевые листы являются документами строгой отчетности, что требует:

  • их изготовления с типографской нумерацией в соответствии с Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденными приказом Минфина от 25.11.93 г. №98, СБУ от 15.11.93 г. №118, МВД Украины от 24.11.93 г. №740 и зарегистрированными в Минюсте 14.01.94 г. под №8/217;
  • учета их получения, хранения и использования как бланков строгой отчетности;
  • пронумеровывания, прошнуровывания, скрепления печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, организации журнала регистрации выданных бланков путевых листов;
  • выдачи бланков и журналов лицу, на которое возложены обязанности по регистрации выданных и возвращенных путевых листов, по расходной накладной;
  • списания использованных бланков путевых листов по акту.

Бланки путевых листов, хранящиеся на предприятии, отображаются на основании платежно-приходных документов по стоимости, которая состоит из расходов на их изготовление (приобретение) и доставку, на забалансовом счете 08 "Бланки строгого учета"

Для обобщения информации о наличии и движении бланков путевых листов используются забалансовые счета. Приобретение (принятие на учет) таких бланков, в частности путевых листов, приводит к увеличению остатка счета 08 "Бланки строгого учета", а после использования или списания как непригодных или не имеющихся в наличии - к уменьшению. В аналитическом учете приводятся данные о месте хранения, нумерации, количестве и стоимости таких бланков.

Продолжение следует.
В. ЛАВРЕНОВ

 


Зразок оформлення наявних розбіжностей між перевізником і вантажовідправником


ПО СУТИ:

Третий и четвертый экземпляры ТТН, засвидетельствованные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру перевозчика.

В случае отказа от составления акта или от внесения записей в товаротранспортную накладную в случаях недостачи, порчи или повреждения груза, акт составляют при участии представителя незаинтересованной стороны. Для засвидетельствования составления акта на свободном месте оборотной стороны ТТН записывают дату составления и о чем составлен акт (например: "О сверхнормированном простое", "О недостаче мест", "О нарушении пломбы" и т. п.).

Перевозчики, эксплуатирующие грузовые автомобили как собственные, так и арендованные (без водителя), а также предприятия и учреждения при эксплуатации служебного легкового автомобиля обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю оформленный путевой лист соответствующей типовой формы.

Путевой лист грузового автомобиля - это документ, без которого перевозка грузов не допускается.

Владельцы предприятий, руководители учреждений несут ответственность согласно действующему законодательству за организацию и своевременность прохождения работниками обязательных медицинских осмотров и допуск их к работе без наличия необходимого медицинского заключения. По договоренности перевозчика и заказчика автотранспорта предрейсовый медицинский осмотр водителей может быть проведен за свой счет в соответствующем лечебном учреждении.

В случае изменения маршрута движения по другим непредвиденным причинам для выполнения специального задания или нарушения водителем Правил дорожного движения соответствующие лица органов ГАИ, МВД и других уполномоченных органов делают соответствующую запись в разделе "Особые отметки" на лицевой стороне путевого листа.

Право изменить задание, указанное в разделе "Задание водителю", имеет только перевозчик.

На иностранной территории водитель на основании ТТН в соответствующих строках (графах) раздела "Выполнение задания" записывает наименование грузоотправителя, адрес (город) отправки груза, адрес (город) назначения груза, номера и даты оформления ТТН, наименование перевезенного груза, соответственно его количество всего и в т. ч. по иностранной территории. После выполнения перевозок удостоверяет эти записи собственной подписью.


Законодательная база курса

1. Приказ Минфина от 20.10.99 г. №246 "Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", зарегистрированный в Минюсте 02.11.99 г. под №751/4044.

2. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. №996-XIV.

3. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная Приказом Минфина №291 от 30.11.99 г.

4. Приказ Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г. №488/346 "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля".

5. Правила изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденные приказом Минфина от 25.11.93 г. №98, СБУ от 15.11.93 г. №118, МВД Украины от 24.11.93 г. №740 и зарегистрированные в Минюсте 14.01.94 г. под №8/217.

6. Письмо Минюста от 07.06.2000 г. №33-32-874 "Относительно решения Госпредпринимательства от 16.10.98 г. №17-02/10 "О необходимости устранения нарушений требований Указа Президента Украины" от 03.02.98 г. №79/98. "Об устранении ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности Минтрансом Украины и Госкомстатом Украины".

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua