Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#27 '2001: Практичная бухгалтерия - Бухгалтерский учет

Жизнь по плану

Часть 1

Применение Плана счетов бухучета на предприятиях и в организациях Украины

Иван ПАВЛЮК, профессор, аудитор


Общие принципы бухучета в Украине
(вступление, без которого можно обойтись)

Программа реформирования бухгалтерского учета в Украине предусматривает сохранение стабильности бухгалтерского учета и создание условий для эволюционного его развития без разрушения накопленного опыта его ведения в народном хозяйстве. В 2000 году произошли принципиальные изменения в организации и ведении бухгалтерского учета в Украине, вытекающие из требований международных стандартов. Осуществлен переход предприятий и организаций на новую методологию бухгалтерского учета хозяйственных операций, доходов, расходов и финансовых результатов и на новую систему бухгалтерского учета. Этот переход требует от бухгалтерских служб предприятий и организаций обстоятельной самостоятельной профессиональной переподготовки бухгалтеров и приспособления бухгалтерских регистров к требованиям новой системы бухгалтерского учета.

Принципы ведения бухгалтерского (финансового) учета в мировой практике регулируются национальными положениями (стандартами), разрабатываемыми профессиональными организациями бухгалтеров. При этом они носят рекомендательный характер и основываются на концептуальных началах составления и представления финансовых отчетов, разработанных Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

В Украине основы новой системы бухгалтерского учета заложены в Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и конкретизированы в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Методологические основы применения нового Плана счетов бухгалтерского учета и учета отдельных хозяйственных операций изложены в соответствующих положениях (стандартах) бухгалтерского учета. Новый План счетов вместе с Инструкцией о его применении устанавливают общий концептуальный подход к построению системы бухгалтерского учета на основании международных стандартов.

В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", приоритетной является оценка активов по их исторической (фактической) себестоимости, определяемой на основании затрат на их производство или приобретение.

Закон предоставляет предприятиям право самостоятельно определять учетную политику и разрабатывать систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций (п. 5 ст. 8). Следовательно, государство установило правила и процедуры обработки экономической информации и составления финансовой отчетности только для внешних пользователей.

Национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, новый План счетов и Инструкция о его применении направлены на организацию финансового учета и финансовой отчетности. Управленческий учет предприятия должны разрабатывать самостоятельно и применять с учетом конкретных условий деятельности предприятия с целью получения необходимой учетно-экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений.

В новой системе бухгалтерского учета целесообразно применять отработанные способы учета отдельных хозяйственных операций, оправдавшие себя в практике бухгалтерской работы, но не противоречащие национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и положениям Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета, или с внесением в них соответствующих изменений.

В Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций экономическое содержание бухгалтерских счетов и порядок их применения изложены весьма лаконично. Поэтому даже достаточно теоретически подготовленные бухгалтеры имеют определенные трудности при использовании Плана счетов и Инструкции о его применении в практической работе по организации и ведению бухгалтерского учета по-новому.

Что такое План счетов
(вступление, которое стоит прочесть)

Общая структура Плана счетов

План счетов бухгалтерского учета - это перечень бухгалтерских счетов и схем регистрации и группировки на счетах фактов хозяйственно-финансовой деятельности (хозяйственных операций) способом двойной их записи.

Структура нового Плана счетов бухгалтерского учета организационно согласована со структурой новой формы Баланса, установленной Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 "Баланс", и Отчета о финансовых результатах, установленной П(С)БУ 3 "Отчет о финансовых результатах".

План счетов бухгалтерского учета структурно состоит из девяти классов счетов.

Классы бухгалтерских счетов имеют конкретное назначение и обеспечивают учет и накопление экономической информации для нужд внешних и внутренних пользователей.

Счета классов 0 - 7 обязательны для всех предприятий. Счета класса 9 "Расходы деятельности" применяются предприятиями, кроме (по выбору) субъектов малого предпринимательства, а также организаций, деятельность которых не носит коммерческого характера.

Сальдо счетов классов 1 - 3 служит основанием для заполнения соответствующих разделов актива баланса, а сальдо счетов классов 4 - 6 - соответствующих разделов пассива баланса.

Данные синтетического и аналитического учета о доходах и расходах, отражаемые на счетах классов 7 "Доходы и результаты деятельности" и 9 "Расходы деятельности", служат основанием для заполнения Отчета о финансовых результатах хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, по собственному решению открывают счета класса 8 "Расходы по элементам". Они могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 "Расходы по элементам" или также счетов класса 9 "Расходы деятельности".

Трехзначные субсчета - для синтетического учета

В Плане счетов по десятичной системе представлены коды каждого счета и названия синтетического счета первого порядка. Коды субсчетов (синтетических счетов второго порядка), в отличие от старого Плана счетов, - трехзначные. Первой цифрой кода субсчета является класс счетов, второй - номер синтетического счета в данном классе счетов, а третьей - порядковый номер субсчета к данному счету первого порядка (см. рис.). Указанный порядок кодировки субсчетов будет содействовать упрощению записей в синтетическом и аналитическом учете и автоматизации накопления данных аналитического учета при применении в нем персональных компьютеров.

Структура Плана счетов бухучета

Класс 1. Необоротные активы.
Класс 2. Запасы.
Класс 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы.
Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств.
Класс 5. Долгосрочные обязательства.
Класс 6. Текущие обязательства.
Класс 7. Доходы и результаты деятельности.
Класс 8. Расходы по элементам.
Класс 9. Расходы деятельности.
Кроме того, в Плане предусмотрен класс 0,
содержащий внебалансовые счета.

Рис. 1

При контировании первичных бухгалтерских документов на осуществленные хозяйственные операции, т. е. при записи на них корреспонденции счетов (бухгалтерских проводок, контировок), указывается по меньшей мере код синтетического счета. Если при контировании документов необходимо и возможно определить субсчет, в контировке указывается трехзначный код субсчета. Что касается аналитического учета доходов, расходов и финансовых результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и т. п., то с целью упрощения записей в аналитическом учете целесообразно после кода синтетического счета или субсчета указывать в контировке на первичном документе через дефис и порядковый номер аналитического счета (статьи), например 701-1, 901-1, 791-2.

В рабочем плане счетов, применяемом на предприятии в зависимости от специфики его деятельности, субсчета используются с учетом потребностей управления, контроля, анализа и отчетности, а также могут дополняться введением новых субсчетов, но с сохранением кодов субсчетов согласно Плану счетов.


Обратите внимание!

Записи на бухгалтерских счетах усложняются наличием в бухгалтерском учете элементов налогового учета. После принятия Закона Украины от 22.05.97 г. "О налогообложении прибыли предприятий" возникло расхождение во времени отражения в бухгалтерском учете валовых доходов и валовых расходов. Если в бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются по моменту начисления, то в налоговом - по состоявшемуся ранее событию. Это расхождение также существенно влияет на отражение в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость.

Принимая во внимание то, что согласно Положению и экономическому содержанию в составе транспортно-заготовительных расходов преобладают заготовительные расходы, в рекомендациях применяется термин "заготовительно-транспортные расходы". С целью упрощения и лучшей наглядности записей при расчетах с поставщиками и подрядчиками и покупателями и заказчиками субсчета 371 "Расчеты по выданным авансам" и 681 "Расчеты по авансам полученным" в рекомендациях не используются. В этом случае строка 180 актива баланса "По выданным авансам" и строка 540 пассива баланса "По полученным авансам" заполняются по данным аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и с покупателями и заказчиками.

Инструкция о применении Плана счетов конкретно не устанавливает, когда должны списываться на счет 79 "Финансовые результаты" доходы и расходы предприятия, накапливаемые на соответствующих счетах в течение года, - ежемесячно или в конце года. Автор считает целесообразным и рекомендует для упрощения записей в синтетическом и аналитическом учете, а также составления Отчета о финансовых результатах списывать накопленные на счетах доходы и расходы предприятия на счет 79 "Финансовые результаты" один раз в конце года соответствующими заключительными записями на закрытие данных счетов.

Тем более что, согласно нормам Инструкции, начисленный налог с прибыли целесообразно списывать на уменьшение полученной прибыли, а счет 79 "Финансовые результаты" закрывать списанием сальдо на счет 44 "Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)" только заключительными записями в конце года. При этом нужно учесть, что в течение года валовая и чистая прибыль, а также убытки могут быть объективно определены за каждый отчетный период только в Отчете о финансовых результатах.

Названия субсчетов 643 "По налоговым обязательствам" и 644 "По налоговому кредиту" даются в рекомендациях согласно Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость. Указанные названия субсчетов соответствуют экономической сущности осуществляемых на них записей. Названия данных субсчетов по новому Плану счетов являются неуместными, потому что налоговые обязательства предприятия по НДС и налоговый кредит на самом деле на них не учитываются. Учитываются налоговые расчеты по налогу на добавленную стоимость.

Объяснения относительно применения отдельных бухгалтерских счетов даются только тогда, когда, по мнению автора, они необходимы. Бухгалтерские счета применяются в учете, включая корреспонденцию счетов, согласно Инструкции о применении Плана счетов.

От редакции. Замечания и предложения по содержанию изложенного материала и освещению в нем отдельных вопросов бухгалтерского учета просим присылать в редакцию. Обещаем обязательно передать их автору.


Особенности применения отдельных бухсчетов класса 1

На счетах класса 1 "Необоротные активы" учитывают наличие и движение материальных и нематериальных активов, долгосрочных инвестиций и финансовых активов предприятия.

Методологические основы формирования в бухучете информации об основных средствах и прочих необоротных материальных активах, а также раскрытия информации о них в финансовой отчетности установлены П(С)БУ 7 "Основные средства" для предприятий всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений). П(С)БУ 7 "Основные средства" регламентирует вопрос учета поступления и выбытия, оценки, переоценки, амортизации основных средств и прочих необоротных материальных активов.

Данное положение не распространяется на воспроизведенные природные ресурсы и операции с основными средствами, особенности учета которых определяются другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Счет 10 "Основные средства"

На счете 10 "Основные средства" учитывают наличие и движение собственных или полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, отнесенных к составу основных средств. В данном классе счетов выделен отдельный счет 11 для учета прочих необоротных активов с целью упрощения учета отдельных видов основных средств.

При организации бухгалтерского учета основных средств и прочих необоротных материальных активов необходимо учесть, что объекты основных средств относятся к активам только в том случае, если существует вероятность того, что в будущем предприятие получит выгоды, связанные с использованием данных объектов, а их стоимость может быть достоверно определена.

Аналитический учет к счету 10 "Основные средства" ведется по материально ответственным лицам, отдельным инвентарным объектам или группам однородных объектов с делением на собственные и полученные на условиях финансовой аренды, на производственные и непроизводственные основные средства. В связи с тем, что прочие необоротные материальные активы относятся к основным средствам, аналитический учет необоротных материальных активов следует вести по отдельным объектам аналогично ведению аналитического учета основных средств.

В регистрах аналитического учета основных средств нужно указывать показатели, необходимые для характеристики отдельных объектов и начисления их амортизации: первоначальную стоимость, срок эксплуатации, ликвидационную стоимость, сумму дооценки или уценки, метод начисления амортизации и т. п.

На предприятии издается предписывающий документ, согласно которому определяют и утвердждают перечень объектов материальных активов со сроком использования до одного года и сроком использования более одного года на протяжении одного операционного цикла.

К необоротным материальным активам отнесена часть бывших (до 01.01.2000 г.) малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), которые по своим экономическим свойствам возмещают свою стоимость в срок более одного года, в связи с чем их нецелесообразно учитывать в составе оборотных активов.

Основные средства, от использования которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем, подлежат переоценке из-за отсутствия в последние годы достоверной оценки основных средств.

Основные средства, до 1 января 2000 года учитываемые на счете 01 "Основные средства", со вступлением в силу Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 "Основные средства" учитываются на двух отдельных синтетических счетах: 10 "Основные средства" и 11 "Прочие необоротные материальные активы".

С целью упрощения учета основных средств из их состава выделены на счет 11 специфические объекты основных средств: библиотечные фонды, экспонаты и т. п., а также объекты необоротных материальных активов, которые из-за срока износа до одного года учитывались как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Предприятия имеют право относить средства труда к составу основных средств (счет 10) или к составу малоценных необоротных материальных активов (субсчет 112), самостоятельно устанавливая стоимостные признаки предметов, включаемых в состав малоценных необоротных материальных активов.

В бухгалтерском балансе на статье "Основные средства" отражаются одной суммой основные средства и прочие необоротные материальные активы, учитываемые на счетах 10 и 11, как собственные, так и полученные на условиях финансовой аренды.

Износ основных средств учитывается на счете 13, соответственно на субсчетах 131 и 132. Износ (амортизация) основных средств начисляется ежемесячно независимо от финансовых результатов деятельности предприятия. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Подчеркнем: предприятия самостоятельно избирают один из шести методов начисления амортизации основных средств, определяют срок полезного использования отдельных объектов основных средств и формируют их амортизируемую стоимость.

Счет 11 "Прочие необоротные материальные активы"

На счете 11 "Прочие необоротные материальные активы" учитывают наличие и движение прочих необоротных материальных активов, не учитываемых на счете 10.

Расходы, связанные с ремонтом, содержанием оборудования и т. п., осуществляемые для обеспечения будущих экономических выгод от использования объектов основных средств, отражаются по новому Плану счетов непосредственно на счетах расходов: 91 "Общепроизводственные расходы", 92 "Административные расходы", 93 "Расходы на сбыт" и других. Обращаем внимание: речь идет о расходах, обеспечивающих получение предварительно ожидаемых экономических выгод, а не их увеличение.

Новым в учете бывших МБП является то, что они делятся на две группы:

1. МБП, срок эксплуатации которых превышает один год. Они учитываются в составе необоротных активов на субсчете 112 "Малоценные необоротные материальные активы".

2. МБП, срок эксплуатации которых менее одного года. Они учитываются в составе оборотных активов на счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Износ по этим МБП не начисляется. Они списываются на расходы в момент передачи их в эксплуатацию.

Для контроля за сохранностью и использованием МБП, срок эксплуатации которых менее одного года, ведется оперативный учет их наличия и движения по отдельным материально ответственным лицам. В бухгалтерском балансе статья "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" вообще отсутствует. Поэтому счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" должен применяться только по МБП, находящимся на складе (в кладовой) до передачи их в эксплуатацию.

Счет 12 "Нематериальные активы"

Бухгалтерский учет нематериальных активов ведется на счете 12 "Нематериальные активы" аналогично ведению учета основных средств. Аналитический учет износа нематериальных активов ведется по их видам на субсчете 133, обобщающем информацию о сумме износа.

Счет 13 "Износ необоротных активов"

На счете 13 "Износ необоротных активов" учитывают наличие и движение начисленной амортизации и индексации износа необоротных материальных и нематериальных активов, подлежащих амортизации.

Аналитический учет износа необоротных активов ведется соответственно по видам основных средств, других материальных необоротных активов и нематериальных активов в специальных ведомостях или книгах аналитического учета.

Методологические начала организации и ведения бухгалтерского учета нематериальных активов - поступления и выбытия, переоценки и т. п. регламентирует Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы".

Счет 15 "Капитальные инвестиции",

Расходы, связанные с приобретением или созданием (производством) материальных и нематериальных активов, учитываются на счете 15 "Капитальные инвестиции", аналогичном по своему экономическому содержанию старому счету 33 "Капитальные вложения". Однако на счете 15 "Капитальные инвестиции" ведется также учет оборудования к установке и операций по приобретению или созданию нематериальных активов.

(Продолжение следует).

Основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров и услуг, предоставления в аренду другим лицам или для осуществления административных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

Счет "Ремонт основных средств" новым Планом счетов бухгалтерского учета не предусмотрен. В соответствии с П(С)БУ 7 "Основные средства", первоначальная (балансовая) стоимость основных средств может увеличиваться только при улучшении объекта основных средств: модернизации, достройке, дооборудовании, реконструкции и т. п., в результате которых предусматривается увеличение будущих экономических выгод по сравнению с первоначально ожидаемыми от использования объекта основных средств. Первоначальная стоимость основных средств может также изменяться в результате их переоценки: дооценки или уценки.

Главная - Архивы - Поиск - Форумы - Календари - Бланки
Консультации - Автоматизация - Школа бухгалтера - Книги - Веб-каталог
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua