ru ua
 

 Актуально!




Ближайшие семинары :
Больше семинаров...
(план-график на сентябрь)





Помощь :: регистрация :: забыл пароль :: профиль :: правила  

 : расширенный
 : по классификатору
 : документов
 : общий по порталу




Курсы валют на PROext
Межбанковские курсы валют

Дебет-Кредит № 09 (1.3.2004)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Изменена декларация по НДС

Приказом ГНА Украины от 2 февраля №63 изменена налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость. Главных изменений три: возмещению подлежит оплаченная часть экспорта; подправлена строка 11 Уточняющего расчета налоговых обязательств по НДС, декларация дополнена приложением 4 "Розрахунок погашення простроченої бюджетної заборгованості з податку на додану вартість". Последнее касается продавцов и импортеров пшеницы и ржи.

Текст приказа см. на с. 5 этого номера; комментарий к изменениям приведен ниже; новое приложение 4 к декларации вы найдете в бланках отчетности за февраль, поступивших подписчикам вместе с этим номером.

Изменение 1. Возмещению подлежит оплаченная часть экспорта

Согласно ст. 8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость", налогоплательщик, который осуществляет операции по вывозу (пересылке) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины (экспорт) и подает расчет экспортного возмещения по итогам налогового месяца, имеет право на получение такого возмещения в течение 30 календарных дней со дня подачи такого расчета. Расчет экспортного бюджетного возмещения подается вместе с декларацией за соответствующий отчетный период (п. 8.6 Закона о НДС).

Это право несколько ограничено статьей 9 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год", которой установлено, что в текущем году экспортному возмещению подлежит процент налогового кредита налогового периода, рассчитанного согласно действующему порядку, который должен равняться доле объемов фактически полученной валютной выручки за продажу товаров (работ, услуг) на экспорт в общем объеме экспортных налогооблагаемых операций.

В связи с этим ГНА Украины комментируемым приказом дополняет форму Расчета экспортного возмещения, приведенного в приложении 1 к налоговой декларации по НДС, новыми строками.

В первой из них - строке 4.1 - приводятся данные об объеме фактически полученной валютной выручки в отчетном периоде в счет оплаты товаров (работ, услуг), экспортированных в этом же отчетном периоде. Для определения доли полученной валютной выручки в общем объеме экспортированных товаров (работ, услуг) в отчетном периоде вводится новая строка 4.2, которая исчисляется путем деления строки 4.1 на строку 4.

В дальнейшем эта доля транзитом пройдет через еще одну нововведенную строку - 5.1 - и уменьшит сумму экспортного возмещения, которая может быть возмещена плательщику НДС в течение следующих 30 дней, на сумму, соответствующую не оплаченной в отчетном периоде доле экспорта. При этом уменьшит навсегда и неправильно.

Так, в строку 4.1 попадет только стоимость тех товаров (работ, услуг), которые были экспортированы и в то же время оплачены в отчетном месяце. При этом учитывается тот факт, что в отчетном месяце может поступить валютная выручка в счет оплаты товаров, экспортированных в преды­дущих по отношению к отчетному месяцах, или же экспортированные в отчетном месяце товары были уже оплачены в предыдущих отчетных месяцах. Необходимо помнить, что, согласно пп. 7.3.8 Закона о НДС, предварительная оплата (авансирование) товаров, которые согласно договорам подлежат вывозу (экспорту) за пределы таможенной территории Украины или ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины, не является основанием для возникновения налоговых обязательств. Налоговые обязательства по таким товарам возникнут только по итогам того отчетного периода, в котором они были фактически вывезены (экспортированы), независимо от времени их оплаты.

В соответствии с предложенным в приказе порядком, ни первая (авансы в счет последующих поставок), ни вторая (экспорт оплаченных товаров) сумма никоим образом не могут попасть в строку 4.1. А значит, не могут быть причиной возникновения соответствующей доли экспортного НДС и права на возмещение.

Соответственно, значение строки 4.2 (если только в отчетном месяце не было достигнуто полной оплаты за экспортированные в этом же отчетном месяце товары, работы, услуги), всегда будет меньше единицы, а не заявленная к возмещению в Расчете за отчетный месяц сумма экспортного НДС в следующих Расчетах экспортного возмещения уже даже и не будет заявляться.

Рассмотрим пример.

В отчетном месяце экспортировано товаров на 100 тыс. грн, о чем будет указано в строке 4 Расчета. Фактически получена в отчетном месяце оплата только за половину из экспортированных в отчетном месяце товаров - 50 тыс. грн. При этом 25 тыс. грн было получено авансом в предыдущем месяце, остальные 25 тыс. грн - в следующем за отчетным месяце. По правилам, предложенным комментируемым приказом, плательщик НДС может рассчитывать на получение из бюджета лишь половины определенной им к возмещению суммы в расчете за отчетный месяц, которая соответствует оплате, поступившей именно в отчетном месяце.

В следующем отчетном периоде ничего не экспортировано, но получена оплата за остаток экспортированных товаров. Несмотря на это, ни фактически полученные авансом 25 тыс. грн валютной выручки, ни полученные в следующем месяце 25 тыс. грн валютной выручки не отразятся в строке 4.1 Расчета экспортного возмещения и не увеличат сумму НДС, подлежащую экспортному возмещению по результатам такого следующего отчетного месяца.

Как можно исправить указанную ситуацию?

Следует исходить из того, что декларация по НДС и Расчет экспортного возмещения составляются отдельно за каждый отчетный период, а не нарастающим итогом. Изменение показателей истекшего периода, возникшее вследствие обнаружения ошибки или обстоятельств иного характера (например получение оплаты за экспортированный ранее товар), не влияет на показатели расчета за отчетный период. Поэтому исправить ошибку или другую неточность в расчете истекшего периода путем корректировки показателей за отчетный период нельзя, но можно - путем подачи уточняющего расчета.

Согласно ст. 9 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год", экспортному возмещению подлежит та часть налогового кредита, которая равна доле объемов фактически полученной валютной выручки за экспорт товаров (работ, услуг), причем независимо от периода получения этой выручки - авансом до начала отчетного периода или последующей оплатой в следующих за отчетным периодах. Поэтому если в отчетном периоде получена только половина валютной выручки в счет оплаты экспортированного товара в данном отчетном периоде, а еще четверть валютной выручки была получена в предыдущих периодах авансом, то уже по истечении такого месяца плательщик НДС имеет право на возмещение трех четвертей суммы экспортного НДС, которая соответствует объемам экспортированного товара, оплаченного как в отчетном, так и в предшествующих отчетному периодах. Поэтому в новой строке 4.1 Расчета экспортного возмещения НДС следует проставлять объемы валютной выручки, фактически полученные не только в отчетном месяце, но и полученные авансом в предыдущих месяцах.

Если остаток суммы был получен в следующем за отчетным месяце, но до дня подачи Расчета экспортного возмещения НДС, то такая сумма также имеет право быть включенной в строку 4.1 данного Расчета и в соответствующей доле увеличить сумму экспортного НДС, подлежащего возмещению в течение следующих 30 дней.

Если же остаток суммы получен после подачи Расчета экспортного возмещения, то по результату полной оплаты экспортированных товаров, согласно ст. 9 Закона Украины "О Государственном бюджете на 2004 год", плательщик НДС приобретает право на получение из бюджета 100 процентов суммы экспортного НДС. Реализовать это право можно путем подачи уточняющего Расчета экспортного возмещения за тот отчетный месяц, в котором товар был экспортирован.

Для обоснования такого подхода воспользуемся п. 5.1 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", согласно которому, если после подачи декларации за отчетный период в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 данного Закона) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой налогоплательщик имеет право подать уточняющий расчет. Формально Закон о НДС не ограничивает плательщиков НДС в возможности подачи уточняющего Расчета экспортного возмещения. Поэтому можно попытаться подать уточняющий Расчет экспортного возмещения, выяснив обстоятельства, свидетельствующие о занижении предварительно задекларированного экспортного возмещения НДС. Однако надеяться на то, что налоговый орган примет его к безусловному выполнению, не следует.

Если же уточняющий Расчет не подавать или не учитывать в строке 4.1 суммы валютной выручки, полученные авансом и в период со дня окончания отчетного месяца и по день подачи Расчета экспортного возмещения), сработает положение п. 8.6 Закона о НДС: будет считаться, что плательщик НДС не подал расчет экспортного возмещения на соответствующую долю экспортного НДС. Поэтому экспортное возмещение не будет предоставлено, а суммы такого возмещения будут учитываться в расчете налоговых обязательств такого плательщика будущих налоговых периодов.

Изменение 2. Уточнен Уточняющий расчет

Устранена неточность в уточняющем расчете налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно обнаруженных ошибок, утвержденном приложением 3 к Порядку заполнения и подачи налоговой декларации по НДС. Раньше уменьшение подлежащей уплате суммы НДС (стр. 7.2), проведенное вследствие исправления ошибки, по формулам Уточняющего расчета могло привести к увеличению суммы НДС (стр. 11), подлежащей возмещению из бюджета. Эта неувязка исправлена, и отныне сумма НДС к возмещению в стр. 11 может быть увеличена исключительно при обнаружении ошибки, следствием которой стало занижение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета (стр. 7.3).

Изменение 3. Утвержден новый расчет для продавцов пшеницы и ржи

Новый Расчет погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС могут заполнять те плательщики НДС, которые импортируют на таможенную территорию Украины пшеницу и/или рожь или продают пшеницу и/или рожь, произведенные (приобретенные) на территории Украины. Если же таким плательщикам НДС будут причитаться суммы бюджетного, в том числе экспортного, возмещения, указанные ими в налоговых декларациях, но не возвращенные им в установленные сроки (сумму просроченного бюджетного возмещения), то они, не дожидаясь, пока им эти суммы будут возмещены из бюджета, имеют право уменьшить на эту невозмещенную сумму НДС сумму налогового обязательства по НДС отчетного периода. При этом п. 11.35 Закона о НДС разрешает на невозмещенную сумму НДС уменьшать только ту часть налогового обязательства по НДС, которое получено от продажи пшеницы и ржи, и не разрешает уменьшать налоговое обязательство по НДС, начисленное вследствие продажи других товаров (работ, услуг).

К чести центрального налогового органа отметим, что Расчет погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС не ставит такое ограничение. Очевидно, в силу того, что любой плательщик НДС любые не возмещенные ему суммы НДС имеет право направить в счет погашения текущих налоговых обязательств по НДС. Так, согласно п. 8.7 Закона о НДС, в случае когда налогоплательщик имеет непогашенную задолженность по налогу на добавленную стоимость истекших налоговых периодов или непогашенный налоговый вексель, выданный согласно пункту 11.5 данного Закона, сумма экспортного возмещения или ее часть направляются на погашение такой задолженности или зачисляются в счет погашения такого векселя. И это делалось и делается в автоматическом режиме и без принятия Закона Украины 23.10.2003 г. №1240-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения относительно зерновых культур", во исполнение которого разработан Расчет. Поэтому данный Расчет сейчас минимально повлияет на состояние расчетов продавцов пшеницы и ржи с бюджетом в части НДС, но, несомненно, в будущем даст положительный результат.

Согласно ст. 12 Закона Украины "О Государственном бюджете Украи­ны на 2004 год", просроченная бюджетная задолженность по НДС, возникшая по состоянию на 1 ноября 2003 года и не возмещенная на 1 января 2004 года, погашается путем ее оформления облигациями внутреннего государственного займа со сроком обращения пять лет. Утверждение ГНА Украины Расчета погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС подтверждает то, что продавцов пшеницы и ржи не будут заставлять оформлять указанные облигации. Им будет разрешено и в дальнейшем направлять подлежащий возмещению НДС в счет погашения текущих налоговых обязательств по НДС.

Продавцам пшеницы и ржи стоило бы воспользоваться случаем и сверить данные строки 3 или 4 Расчета погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС с данными карточек лицевого счета плательщика НДС, которые ведут налоговые органы. В идеале, расхождений быть не должно. Если же они возникнут, их своевременное устранение будет способствовать правильному погашению налоговых обязательств по НДС и, соответственно, позволит избежать штрафных санкций.

Важно


Изменения в Расчете означают, что сумма фактически полученной валютной выручки транзитом пройдет через строку 5.1 и уменьшит сумму экспортного возмещения на сумму, соответствующую не оплаченной в отчетном периоде доле экспорта. Уменьшит навсегда и неправильно.


Утверждение нового Расчета подтверждает, что продавцов пшеницы и ржи не будут заставлять оформлять облигации ВГЗ на 5 лет. Им будет разрешено и в дальнейшем направлять подлежащий возмещению НДС в счет погашения текущих налоговых обязательств по НДС.

Богдан МИХАЙЛЮК

версия для печатиотправить почтойнаписать редактору


Следующая статья:  В начало статьи 



Инвалиды на предприятии Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Чувство долга
Пять проблем и одно их решение Очередная подача отчетности по трудоустроенным инвалидам закончилась 1 февраля. Правда, поскольку этот статистический Отчет о занятости инвалидов (далее - Отчет) подается не в Госкомстат, то его можно подать...

В рубрике: 


Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

0.277564