Актуально!




Ближайшие семинары :
Больше семинаров...
(план-график на апрель)


Loading...

Логін: Пароль: Помощь :: регистрация :: забыл пароль :: профиль :: правила  

 : расширенный
 : по классификатору
 : документов
 : общий по порталу


уведомление
содержание



Курсы валют на PROext
Межбанковские курсы валют

Дебет-Кредит № 01 (10.1.2005)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Раздел III. Организация и ведение бухгалтерского учета

Статья 8. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

Процесс регистрации, накопления, обобщения и сохранения информации о деятельности предприятия ведется непрерывно от создания юридического лица и до даты прекращения юридического лица.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Именно владелец предприятия как лицо, наиболее заинтересованное в результатах деятельности предприятия и их определении, имеет приоритетное право в решении вопроса по организации бухгалтерского учета.

Владелец осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия или другими учредительными документами.

Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия владелец (владельцы) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Руководитель предприятия (владелец предприятия либо уполномоченный им орган) несет ответственность как за организацию бухгалтерского учета, так и за сохранение соответствующей документации в течение установленных законодательством сроков.

Таблица

Сроки хранения документов бухгалтерского учета и отчетности

Документы бухгалтерского учета и отчетности
Срок хранения
Годовые бухгалтерские отчеты, примечания к отчетности, специализированные формы до ликвидации предприятия
Первичные документы, фиксирующие факт выполнения хозяйственной операции, служащие основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записей 3 года (при условии завершения проверки налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства)
Учетные регистры (главная книга, журналы и т. п.)

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:

— введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве предпринимателя, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

— ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.

Руководитель предприятия имеет право избрать одну из разрешенных форм организации ведения бухгалтерского учета. Независимо от избранной формы ведения бухгалтерского учета, ответственность за его организацию, ведение и хранение документации возлагается на руководителя предприятия. Руководитель предприятия (собственник или уполномоченный орган) несет ответственность за то, что бухгалтерский учет должен обеспечить составление финансовой отчетности, в которой вся информация является свободной от предубежденности, полной по всем существенным аспектам и уместной для нужд пользователей.

Не разрешается ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности самими собственниками или руководителями учреждений и организаций независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется:

— коммерческих банков;

— открытых акционерных обществ;

— предприятий — эмитентов облигаций;

— инвестиционных фондов;

— доверительных обществ;

— валютных и фондовых бирж;

— инвестиционных компаний;

— кредитных союзов;

— негосударственных пенсионных фондов;

— страховых компаний и других финансовых учреждений.

5. Предприятие самостоятельно:

— определяет учетную политику предприятия;

— избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим — Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

— разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

— может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, обязанные вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Перечисленные правила оформляются приказом руководителя предприятия об организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, приложениями к которому могут быть:

— списки лиц, имеющих право подписывать бухгалтерские документы и предоставлять разрешение на осуществление хозяйственных операций, связанных с перечислением (выплатой) денежных средств, расходами товарно-материальных ценностей и другого имущества;

— правила документооборота, регламент и графики прохождения документов;

— приказ об организации обособленных подразделений и утверждении положений о них;

— утверждение должностных инструкций.

При определении учетной политики в приказе предприятия также раскрывается информация путем описания принципов, применяющихся для исчисления оценки статей баланса, в том числе признания активов, а также применения методов и процедур учета по отдельным статьям отчетности, в частности применения методов амортизации необоротных активов, устанавливаются пороги существенности учетной информации.

Таблица

Порог существенности для различных объектов учета

Объекты учета
Порог существенности
— отдельные объекты учета активов, обязательств и собственного капитала 5% соответственно всех активов, обязательств и собственного капитала
— отдельные виды доходов и расходов 2% чистой прибыли (убытка)
с целью отражения переоценки или уменьшения полезности объектов учета 1% чистой прибыли (убытка) или 10% отклонения остаточной стоимости объектов учета от их справедливой стоимости
для других хозяйственных операций и
объектов учета
1-10%% с учетом объемов деятельности предприятия*
* Письмо Министерства финансов Украины от 29.07.2003 г. №04230-04108
«О применении критериев существенности в бухгалтерском учете»

6. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.

Для обеспечения исполнения данного пункта закона, как правило, и разрабатываются регламенты и графики документооборота, выписки из которых должны размещаться на рабочих местах лиц, имеющих непосредственное отношение к обороту первичных документов.

7. Главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия (далее — бухгалтер):

— обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составления и подачи в установленные сроки финансовой отчетности;

— организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

— участвует в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчу активов предприятия;

— обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия.

Обязанности бухгалтера субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица может исполнять бухгалтер (с дипломом специалиста) с достаточным опытом самостоятельного ведения работ, т. е. бухгалтер (с дипломом специалиста) категории, а исполнять обязанности бухгалтера физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, может бухгалтер 1 или 2 категории.

8. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составление ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, образуемую в соответствии с законодательством.

Ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, создаваемой собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами) или другим органом, определенным законом, если иной порядок ее создания не предусмотрен данным Кодексом. Ликвидация субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта.

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в ходе осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно по ее окончании. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные документы — это письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (владельца) на их проведение.

При реализации товаров за наличные допускается составление первичного документа не реже одного раза в день на основании данных кассовых аппаратов, чеков и т. п.3

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

название документа (формы);

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Министерством статистики Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм.

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте в отдельности.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

Оформление хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Следует учитывать, что часть операций, отражаемых на забалансовых счетах, может осуществляться по простой системе, по которой записи о поступлении, выбытии, использовании, учете бланков строгого учета, образовании условных прав и обязательств, списании с баланса имущества вследствие нехватки, порчи и дебиторской задолженности, начислении и использовании амортизационных отчислений проводятся только на одном забалансовом счете с указанием содержания и количественно-стоимостных показателей операции. Вместе с тем товарно-материальные ценности отражаются по договорной стоимости или по стоимости, указанной в приемно-передаточных актах, арендованные основные средства отражаются по стоимости, указанной в договорах оперативной (операционной) аренды. Бланки строгого учета отражаются по условной стоимости в установленном порядке. Условные права и обязательства отражаются по стоимости, указанной в документах о гарантиях и обязательствах. Учет начисления и использования амортизационных отчислений ведется в соответствии с суммами, соответствующими учетным хозяйственным операциям, которые оформляются путем двойной записи.

Если предприятие проводит часть операций в иностранных валютах, то такие операции должны отражаться в учете по каждой валюте отдельно. Это обеспечивается открытием соответствующих субсчетов валютного счета в банках или различных аналитических уровней мультивалютного счета. В момент проведения хозяйственной операции вместе с отражением ее в соответствующей валюте эта операция пересчитывается в валюту отчетности с применением валютного курса на дату выполнения операции. При составлении финансовой отчетности при необходимости определяются курсовые разницы.

Чтобы избежать ошибок при оформлении операций с использованием аналитических счетов или аналитических уровней синтетических счетов (особенно при ведении бухгалтерского учета без применения специализированных бухгалтерских программ), или если такие операции оформляются разными сотрудниками, следует обратить внимание на проведение сверок с тем, чтобы обеспечить соответствие данных на таких аналитических счетах данным синтетического учета.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, участвовавших в их составлении.

Учетные регистры — это носители специального формата (бумажные, машинные) в виде сведений, ордеров, книг, журналов машинограмм и т. п., предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного нагромождения, группировки и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету.

Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Перенесение информации из первичных документов в учетные регистры должно осуществляться по мере их поступления в место обработки (бухгалтерия, вычислительная установка), однако не позже срока, обеспечивающего своевременную выплату заработной платы, составление бухгалтерской и статистической отчетности, деклараций и расчетов.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в рамках их полномочий, предусмотренных законами.

Документ, изготовленный машинным способом, должен быть записан на материальном носителе (магнитном, бумажном), изготовлен и размечен по требованиям соответствующего стандарта и закодирован согласно утвержденной системе кодификации.

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предупреждения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их должное хранение в течение установленного срока.

Записи в первичных документах, учетных регистрах должны осуществляться только в темном цвете чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи печатных машинок, принтеров, средств механизации и другими средствами, которые бы обеспечили сохранение этих записей в течение установленного срока хранения документов и предупредили внесение несанкционированных и незаметных исправлений.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные графиком документооборота сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота на предприятии, в учреждении осуществляется главным бухгалтером.

9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законами. Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, осуществляющих изъятие, снять копии изымаемых документов. Обязательным является составление реестра документов, изымаемых в порядке, установленном законодательством.

Изъятие документов (с оставлением копий), свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей или сокрытии других объектов от налогообложения, осуществляется должностным лицом органов государственной налоговой службы и является мерой принудительного лишения предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятия) — независимо от их организационно-правовой формы собственности (включая предприятия при участии иностранных юридических и физических лиц), возможности пользоваться указанными документами.

Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Ответственность за организацию инвентаризации несет руководитель предприятия, который должен создать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определить объекты, количество и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Для проведения инвентаризационной работы на предприятиях распорядительным документом их руководителя создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, возглавляемые руководителем предприятия или его заместителем.

Результаты проведенных в отчетном году инвентаризаций приводятся в примечаниях к финансовой отчетности.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются собственником (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательству.

Проведение инвентаризации обязательно:

а) при передаче имущества государственного предприятия в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;

б) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, ценностей, денежных средств и обязательств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других недвижимых объектов основных фондов может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;

в) при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

г) при установлении фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов);

д) по предписанию судебно-следственных органов;

е) в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания проис­шествий);

є) при передаче предприятий и их структурных подразделений (на дату передачи). Инвентаризация может не проводиться в случае передачи предприятий и их структурных подразделений в пределах одного органа, в сферу управления которого входят эти предприятия;

ж) в случае ликвидации предприятия.

В случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным, инвентаризации подлежат также имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах.

версия для печатиотправить почтойнаписать редактору


Следующая статья:  В начало статьи 



Раздел IV. Финансовая отчетность Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Статья 11-15. Общие требования к финансовой отчетности 1. На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую...

В рубрике: 


Выкуп облигаций с последующей продажей Фрагмент статьи (только начало)
№ 15-16 (14.4.2014) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Компания выкупила облигации собственной эмиссии с целью их последующей продажи. Как учитываются суммы амортизации премии или дисконта, которые возникли при первичном размещении, а также суммы превышения стоимости выкупа над номиналом? ...

Оплата товаров векселем Фрагмент статьи (только начало)
№ 15-16 (14.4.2014) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Сколько бы у предприятия не было оборотных средств, руководству всегда их будет мало. Понятно, что деньги должны работать, а не просто лежать на счете. Но порой оказывается, что предприятию не хватает их для оплаты поставленных товаров. Именно в таких слу...

0.367196