ru ua
 

 Актуально!




Ближайшие семинары :
Больше семинаров...
(план-график на октябрь)





Помощь :: регистрация :: забыл пароль :: профиль :: правила  

 : расширенный
 : по классификатору
 : документов
 : общий по порталу




Курсы валют на PROext
Межбанковские курсы валют

Дебет-Кредит № 49 (4.12.2006)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Как ремонтировать малоценные предметы

Вынесенный в заголовок вопрос может вызвать кое у кого удивление: если предмет малоценный, проще выбросить испорченный и приобрести новый. Но на предприятии малоценными могут считаться и довольно дорогие с точки зрения обычного потребителя предметы, и выбрасывать их вместо того, чтобы отремонтировать, было бы самым обычным расточительством. Поэтому рассмотрим отражение ремонта малоценных необоротных материальных активов в бухгалтерском и налоговом учете.

Нет предприятия, не пользовавшегося бы предметами, которые в бухгалтерском учете можно отнести к малоценным быстроизнашивающимся предметам (далее — МБП) или к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА). Это могут быть специальные инструменты, специальные приспособления, офисные принадлежности, факсы, принтеры, мониторы и т.п. Стоимостный предел отнесения предмета к МБП или МНМА на каждом предприятии устанавливается самостоятельно. Разница между МБП или МНМА — только в периоде службы таких предметов на предприятии: до года или более года.

Если предмет можно использовать не более одного года или нормального операционного цикла, который больше одного года, то он учитывается на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». В бухгалтерском учете он включается в запасы, а в момент передачи в эксплуатацию исключается из состава активов (списывается с баланса) (п. 23 П(С)БУ 9 «Запасы»), т.е. его стоимость признается расходом периода. В дальнейшем ведется только оперативный количественный учет таких предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования.

Если же предмет используется более одного года, то он учитывается в составе необоротных активов на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы» счета 11 «Другие необоротные материальные активы». Учет, в частности, и таких МНМА регулируется П(С)БУ 7. Стоимостный признак отнесения к МНМА предприятие устанавливает самостоятельно, как и метод начисления амортизации1. Это все должно быть засвидетельствовано в приказе об учетной политике предприятия2. Стоимостный предел «налоговой» малоценки определен в пп. 8.2.1 Закона о прибыли — это стоимость, не превышающая 1000 гривень. Она включается в валовые расходы при условии использования в хозяйственной деятельности и подлежит перерасчету по п. 5.9 Закона о прибыли при условии, что такой объект находится на складе (не передан в эксплуатацию). Тогда его стоимость учитывается в графе 5 строки А7 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия.

1 Может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50% его амортизируемой стоимости, и остальные 50% амортизируемой стоимости — в месяце их исключения из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта 100% его стоимости (п. 27 П(С)БУ 7).

2 О таком приказе «ДК» писал в №46/2006

Мнение налоговой по этому вопросу было озвучено директором Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНА Украины Н. Хоцянивской. Суть его следующая: если предприятие в бухгалтерском учете выбрало метод начисления амортизации для МНМА — 50% его стоимости в первом месяце использования объекта, то в отчетный период ввода в эксплуатацию такого объекта эти 50% сформируют убыль балансовой стоимости запасов. Остальные 50% сформируют убыль в момент, когда такой объект будет исключен из активов. Проще говоря, такая налоговая малоценка, при которой метод начисления амортизации 50%-50%, будет попадать в валовые расходы в момент ввода в эксплуатацию только наполовину. Интересное понимание налоговыми органами учета прироста (убыли) балансовой стоимости МНМА на складах. Ведь когда МНМА передали в пользование, то его нет на складе независимо от выбранного метода начисления амортизации. По нашему мнению, чтобы не было путаницы и проблем с налоговыми органами, предприятию — плательщику налога на прибыль лучше установить стоимостную границу на уровне 1000 гривень без НДС, а метод начисления амортизации — 100% его стоимости в первом месяце использования объекта.

Первичные документы учета МНМА

Поскольку для целей бухгалтерского учета МНМА классифицируется как подгруппа основных средств, то для документального оформления операций, связанных с МНМА, следует использовать типовые документы, утвержденные Приказом №352. В частности:

— форма ОЗ-1 — «Акт приймання-передачі (внутрішнього переміщення) основних засобів»;

— форма ОЗ-2 — «Акт приймання-здачі відремонтованих, реконструйованих та модернізованих об’єктів»;

— форма ОЗ-3 — «Акт списання основних засобів»;

— форма ОЗ-6 — «Інвентарна картка обліку основних засобів»;

— форма ОЗ-7 — «Опис інвентарних карток по обліку основних засобів»;

— форма ОЗ-8 — «Картка обліку руху основних засобів»;

— форма ОЗ-9 — «Інвентарний список основних засобів».

Такой же подход реализован и в программе «1С:Бухгалтерія», которую используют очень много бухгалтеров.

Бухгалтерский и налоговый учет ремонтов МНМА

Кратко напомним, как отражаются в бухгалтерском учете операции по приобретению/выбытию и ремонту МНМА. Учет поступления МНМА ведется по первоначальной стоимости по дебету счета 112. Аналитический учет МНМА ведется по каждому объекту этих активов. Определение первоначальной стоимости приведено в п. 8 П(С)БУ 7. Так, к первоначальной стоимости, кроме суммы, уплачиваемой поставщикам, также относятся:

1) регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на такие объекты;

2) суммы ввозной пошлины;

3) суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) МНМА (если они не возмещаются предприятию);

4) расходы по страхованию рисков доставки МНМА;

5) расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку МНМА;

6)прочие расходы, непосредственно связанные с доведением МНМА до состояния, пригодного для использования с запланированной целью.

Первоначальную стоимость также увеличивает «сумма расходов, связанная с улучшением объекта (реконструкция, модернизация), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта» (Инструкция №291). Переоценке МНМА не подлежат (п. 16 П(С)БУ 7). Предприятие может приобрести или обменять МНМА, может изготовить их самостоятельно, а может получить безвозмездно. При безвозмездном получении МНМА их стоимость равняется справедливой стоимости1 на дату получения (с учетом п. 8 П(С)БУ 7). Когда МНМА обменивается на подобный актив, то его первоначальная стоимость равняется остаточной стоимости переданного объекта. Но если остаточная стоимость больше справедливой, то первоначальной стоимостью полученного актива будет справедливая стоимость. Когда МНМА обменивается на неподобный актив, то его первоначальная стоимость будет равняться справедливой стоимости переданного объекта.

Выбытие в результате продажи, безвозмездной передачи или несоответствия признания активом, а также ликвидации объекта отражается по кредиту счета 112.

Если же в процессе хозяйственной деятельности такие МНМА ломаются, то, конечно, их придется ремонтировать. Ремонты бывают разные. Для бухгалтерского учета следует различать, влечет ли за собой ремонт МНМА увеличение экономических выгод, которые первоначально ожидались от использования такого МНМА, или это просто поддержание объекта в надлежащем рабочем состоянии. Для примера: если системный блок компьютера имеет маленькую оперативную память и докупается дополнительная планка памяти, то это значит, что компьютер будет работать быстрее, а если бы предприятие захотело его продать, то он будет стоить дороже. Если же у компьютера сгорел вентилятор и его заменяют другим, то это значит, что объект просто поддерживают в рабочем состоянии. То есть улучшение — это модернизация, дооборудование и т.п. объекта, что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования последнего. Поэтому стоимость таких расходов должна увеличить балансовую стоимость улучшаемого объекта (п. 14 П(С)БУ 7). Когда предприятие несет расходы для поддержания объекта в рабочем состоянии, чтобы получить первоначально ожидаемые выгоды от использования последнего, то это — расходы отчетного периода. Об этом свидетельствуют п. 15 П(С)БУ 7, а также пункты 15.4, 18, 19 П(С)БУ 16 «Расходы».

Все операции, отражающиеся в учете, должны подтверждаться первичными документами. Это касается и ремонта, который считается расходами отчетного периода, и улучшения, приводящего к увеличению будущих экономических выгод. Такими документами могут быть: акты выполненных работ (если такой ремонт производился посторонней организацией), акты на списание материалов, наряды-задания и т.п. Если же проводим улучшение (модернизацию, дооборудование) объекта и стоимость такого улучшения увеличивает балансовую стоимость, то это могут быть те же документы, но увеличение балансовой стоимости должно отражаться дополнительной записью в инвентарной карточке (форма №ОЗ-6). Записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации, ремонту объекта ведутся в инвентарной карточке на основании «Акта приймання-здачі відремонтованих, реконструйованих та модернізованих об’єктів» (форма №ОЗ-2).2

В налоговом учете вопросу ремонта посвящен п. 8.7 Закона о прибыли. Но касается он исключительно основных средств, подлежащих амортизации, а мы рассматриваем ремонт МНМА. Можно ли такой ремонт отнести к валовым расходам согласно общерасходному пп. 5.2.1, который гласит, что к валовым расходам относятся «суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 — 5.7 этой статьи»? В пунктах 5.3 — 5.7 отсутствуют ограничения, которые касались бы ремонта налоговой малоценки.

Можно сделать вывод: если МНМА используются в хозяйственной деятельности, то и ремонт такого МНМА будет относиться к ВР согласно пп. 5.2.1. Следует только помнить, что все операции должны быть подтверждены документально: «Не входят в состав валовых расходов никакие расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета» (пп. 5.3.9 Закона о прибыли). В Декларации по налогу на прибыль, к примеру, стоимость ремонта (улучшения), осуществленного посторонней организацией, будет отражаться в строке 04.1 «витрати на придбання товарів (робіт, послуг), крім визначених у 04.11». Стоимость материалов, использованных в ремонте, попадет в ту же строку 04.1 и будет подлежать перерасчету по п. 5.9. То есть если материал еще не использован в ремонте МНМА (находится на остатке на материальных счетах), он будет отражаться в графе 5 строки А1 таблицы 1 приложения К1/1, а также в приросте балансовой стоимости запасов в строке 01.2. То есть будет и доход, и расход. И на финансовый результат еще не использованные в хозяйственной деятельности ТМЦ не влияют. Когда материал будет использован в ремонте (списан с баланса) — только тогда его стоимость попадет в валовые расходы из-за убыли балансовой стоимости запасов.

Что касается сумм входного НДС, то обычно при использовании МНМА в хозяйственной деятельности и налогооблагаемых операциях они будут формировать налоговый кредит согласно пп. 7.4.1 Закона о НДС. Следует быть внимательными тогда, когда предприятие осуществляет облагаемые и не облагаемые налогом операции или только не облагаемые налогом операции и приобретает МНМА. В этом случае суммы НДС полностью или частично не попадают в налоговый кредит по пп. 7.4.2 и 7.4.3 Закона о НДС. Но по последнему абзацу пп. 5.3.3 Закона о прибыли такие суммы входного НДС включаются «...соответственно в валовые расходы или балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму, не включенную в состав налогового кредита такого налогоплательщика согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость». Также нужно помнить, что в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость МНМА нужно включить суммы косвенных налогов, которые не возмещаются предприятию, — т.е. в нашем случае сумму НДС (часть суммы НДС), не попавшую в налоговый кредит. А значит, при приобретении МНМА первоначальная стоимость может превысить стоимостный предел определения МНМА, установленный пп. 8.2.1 Закона о прибыли.

То есть наш объект может попасть не в МНМА или так называемую налоговую малоценку, а в основные фонды. Соответственно, в налоговом учете такое приобретение не полностью и не сразу попадет в валовые расходы, а будет уменьшать объект налогообложения путем начисления амортизации по понесенным расходам, подлежащим амортизации.

Пример Предприятие в конце октября приобрело системный блок стоимостью 960 грн (в т.ч. НДС — 160 грн). В январе покупают: дополнительный модуль памяти для расширения оперативной памяти в этом системном блоке за 240 грн (НДС — 40 грн) и устанавливают его, а также приобретают новый вентилятор стоимостью 60 грн (НДС — 10 грн), поскольку старый перегорел. Все работы проведены собственными силами. Предприятие начисляет амортизацию в размере 100% стоимости МНМА, переданного в эксплуатацию. Стоимостный предел для определения МБП — до 1000 грн. Срок использования системного блока — три года.

Учет операций по условиям примера покажем в таблице ниже.

Таблица

Отражение в учете ремонта МНМА
№ п/п
Название операции
Д-т
К-т
Сумма, грн
ВД
ВР
1.
Отражены расходы на приобретение системного блока
153
631
800
-
800

п. 5.9
2.
Отражен налоговый кредит по НДС
641
631
160
-
-
3.
Передан системный блок в эксплуатацию
112
153
800
-
-
4.
Начислена амортизация 100%
832 (91, 92, 23)
132
800
-
-
5.
Приобретен дополнительный модуль памяти
201
631
200
-
200 п. 5.9
Приобретен вентилятор
201
631
50
-
50 п. 5.9
6.
Отражен налоговый кредит по НДС
641
631
40

10
-
-
7.
Отражены расходы на установление дополнительной памяти
153
201
200
-
-
8.
Отражено увеличение балансовой стоимости на сумму улучшение
112
153
200
-
-
9.
Начислена амортизация на сумму улучшения
832 (91, 92, 23)
132
200
-
-
10.
Отражены расходы на ремонт вентилятора
84 (23, 91, 92)
201
50
-
-

1 Сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива, или улата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»).

2 Предприятие для учета операций с МНМА пользуется типовыми документами для основных фондов, утвержденными Приказом №352.

Нормативная база

Закон о прибыли — Закон Украины от 28.12.94 г. №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий.

Закон о НДС — Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость».

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. №92.

Инструкция №291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. №291.

Приказ №352 — Приказ Минстата Украины от 29.12.95 г. №352 «Об утверждении типовых форм первичного учета».

Галина БЕДНАРЧУК, «Дебет-Кредит»

версия для печатиотправить почтойнаписать редактору


Следующая статья:  В начало статьи 



Арбитражный сбор: есть ли валовые расходы? Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Довольно распространенная ситуация: предприятие, не получив своевременно оплату за товары, обращается в суды, в том числе международные. А вот включаются ли в такой ситуации в состав валовых расходов суммы государственной пошлины и арбитражного сбора?...

В рубрике: 


Оформление результатов проверки Фрагмент статьи (только начало)
№ 37 (15.9.2014) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Проведение проверки и выводы по ее результатам — самый сложный момент взаимоотношений между плательщиком и контролирующим органом. Бухгалтерия отражает результаты проверок в учете и отчетности. Попробуем проанализировать, какие именно аспекты процесса офо...

Валютные изменения в П(С)БУ Фрагмент статьи (только начало)
№ 35 (1.9.2014) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С 19.08.2014 г. приказ Минфина от 14.07.2014 г. №754 вносит изменения в некоторые нормативные акты по бухучету, в частности по бухучету валютных операций. ...

0.207868