ru ua
 

 Актуально!




Ближайшие семинары :
Больше семинаров...
(план-график на октябрь)





Помощь :: регистрация :: забыл пароль :: профиль :: правила  

 : расширенный
 : по классификатору
 : документов
 : общий по порталу




Курсы валют на PROext
Межбанковские курсы валют

Документы для работы № 06 (7.2.2005)
Бухучет

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

Вступил в силу с 24.01.2005
Утверждено постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. №637 Зарегистрировано в Минюсте Украины 13.01.2005 г. под №40/10320

Смотри комментарий

По сути. Предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня устанавливается отдельным постановлением Правления НБУ. Все предприятия самостоятельно устанавливают себе лимит кассы, но не более среднедневных их поступлений за три любых месяца подряд из последних двенадцати, предприятия в сфере игорного бизнеса - в размере максимального выигрыша клиента. Упразднены контроль за целевым использованием денежных средств и подача в обслуживающий банк календаря выдачи зарплаты. В кассовых документах при обозначении сумм национальной денежной единицы гривни может использоваться ее графический знак.

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 33 Закона Украины «О Национальном банке Украины», определяет порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины предприятиями (предпринимателями), а также отдельные вопросы организации банками работы с наличностью.

1. Общие положения

1.1. Требования настоящего Положения не распространяются на:

а) расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

б) представительства иностранных организаций и филиалов, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Ведение кассовых операций операторами (предприятиями) почтовой связи регулируется Порядком ведения кассовых операций предприятиями связи Украины, утвержденным приказом Государственного комитета связи Украины от 02.02.98 г. №26, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.08.98 г. под №529/2969.

1.2. В настоящем Положении нижеуказанные термины употребляются в следующем значении:

выплаты, связанные с оплатой труда, - выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также к другим выплатам, не относящимся к данному фонду согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. №51 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.01.2004 г. под №114/8713;

обособленные подразделения - филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или иное вещное право, предусмотренное законодательством Украины;

наличность (наличные средства) - денежные знаки национальной валюты Украины - банкноты и монеты, в том числе оборотные, памятные и юбилейные монеты, являющиеся действительными платежными средствами;

наличная выручка (выручка) - сумма фактически полученных наличных средств от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и внереализационные поступления;

наличные расчеты - платежи наличностью предприятий (предпринимателей) и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества;

депонированная заработная плата - наличные средства, полученные предприятиями (предпринимателями) для выплат, связанных с оплатой труда, но не выплаченные в установленный срок отдельным физическим лицам;

журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов - документ, применяющийся для регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и других кассовых документов. Форма журнала установлена Приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. №51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций»;

карточный счет - банковский текущий счет, на котором учитываются операции по платежным карточкам;

касса - помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов;

кассовая книга - документ установленной формы, применяющийся для осуществления первичного учета наличности в кассе. Форма кассовой книги установлена Приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. №51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций»;

кассовый ордер - первичный документ (приходный или расходный кассовый ордер), применяющийся для оформления поступлений (выдачи) наличности из кассы. Форма кассовых ордеров установлена Приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. №51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций»;

кассовые документы - документы (кассовые ордера и платежные или расчетно-платежные ведомости, расчетные документы, ведомости), при помощи которых в соответствии с законодательством Украины оформляются кассовые операции, отчеты об использовании денежных средств, а также соответствующие журналы установленной формы для регистрации этих документов и книги учета;

кассовые операции - операции предприятий (предпринимателей) между собой и с физическими лицами, связанные с приемом и выдачей наличности при проведении расчетов через кассу с отражением этих операций в соответствующих книгах учета;

книга учета - кассовая книга, книга учета доходов и расходов, книга учета принятых и выданных кассиром денег или книга учета расчетных операций;

книга учета доходов и расходов - документ установленной формы, применяющийся в соответствии с законодательством Украины для отражения движения наличности. Форма соответствующей книги учета доходов и расходов установлена Государственной налоговой администрацией Украины;

книга учета принятых и выданных кассиром денег - книга, применяющаяся для учета наличности и оплаченных документов. Форма данной книги установлена Приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. №51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций»;

книга учета расчетных операций (далее - КУРО) - прошнурованная и надлежащим образом зарегистрированная в органах государственной налоговой службы Украины книга, содержащая ежедневные отчеты, которые составляются на основании соответствующих расчетных документов относительно движения наличных средств, товаров (услуг);

корпоративная карточка - платежная карточка, эмитированная на имя доверенного лица клиента - юридического лица или предпринимателя;

лимит остатка наличности в кассе (далее - лимит кассы) - предельный размер суммы наличности, который может оставаться в кассе во внерабочее время;

операторы почтовой связи - национальный оператор и другие операторы (предприятия) почтовой связи, которые в соответствии с Законом Украины «О почтовой связи» имеют полномочия по выполнению соответствующих услуг почтовой связи;

операционное время - часть операционного дня банка, в течение которой принимаются документы на перевод и документы на отзыв, которые должны быть обработаны, переданы и выполнены этим банком в течение этого же рабочего дня. Продолжительность операционного времени устанавливается банком самостоятельно и закрепляется в его внутренних нормативных актах;

оприходование наличности - проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций;

перевод наличности - внесение определенной суммы наличности предприятием (предпринимателем) или физическим лицом с целью ее зачисления на счета соответствующего предприятия (предпринимателя) или физического лица либо выдачи получателю в наличной форме;

предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность;

предприятия - юридические лица (кроме банков) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (их обособленные подразделения), являющиеся участниками отношений в сфере хозяйствования, в частности субъекты хозяйствования, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также другие субъекты хозяйствования, органы государственной власти и органы местного самоуправления;

внереализационные поступления - поступления от операций, непосредственно не связанных с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества (включая основные средства, нематериальные активы, продукцию вспомогательного и обслуживающего производства), в том числе погашение дебиторской задолженности, задолженности по займам, безвозмездно полученные средства, возмещение материальных убытков, взносы в уставный капитал, платежи за предоставленное в лизинг (аренду) имущество, роялти, доход (проценты) от владения корпоративными правами, возврат неиспользованных подотчетных средств, другие поступления;

регистратор расчетных операций (далее - РРО) - устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг);

расчетная книжка (далее - РК) - надлежащим образом сброшюрованная и прошнурованная книжка, зарегистрированная в органах государственной налоговой службы Украины, содержащая номерные расчетные квитанции, которые выдаются покупателям в определенных Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» случаях, когда не применяются регистраторы расчетных операций;

расчетный документ - документ установленных формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денежных средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций либо заполненный вручную;

торговец - субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с договором с эквайром или платежной организацией принимает в обслуживание платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг (включая услуги по выдаче денег в наличной форме).

2. Требования к организации наличных расчетов

2.1. Предприятия (предприниматели), открывшие текущие счета в банках и хранящие на этих счетах свои денежные средства, осуществляют расчеты по своим денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях, приоритетно в безналичной форме, а также в наличной форме (с соблюдением действующих ограничений) в порядке, установленном законодательством Украины.

2.2. Предприятия (предприниматели) осуществляют расчеты наличностью между собой и с физическими лицами (гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, не осуществляющими предпринимательской деятельности) через кассу как за счет наличной выручки, так и за счет денежных средств, полученных из банков. Указанные расчеты производятся также путем перевода наличности для уплаты соответствующих платежей.

Предприятия (предприниматели) осуществляют учет операций с наличностью в соответствующих книгах учета.

2.3. Предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам устанавливается соответствующим постановлением Правления Национального банка Украины. Платежи сверх указанной предельной суммы производятся исключительно в безналичной форме. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

Указанные ограничения касаются также расчетов наличностью между предприятиями в оплату за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет денежных средств, полученных по корпоративным карточкам.

Данные ограничения не распространяются на:

а) расчеты предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;

б) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

в) расчеты предприятий (предпринимателей) за потребленную ими электроэнергию;

г) использование денежных средств, выданных на командировку;

ґ) расчеты предприятий (предпринимателей) между собой при закупке сельскохозяйственной продукции. Перечень товаров, относящихся к данной продукции (далее - сельскохозяйственная продукция), определен Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы денежные средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности единовременно в день осуществления этой операции, с последующим сопоставлением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы.

2.4. Если предприятие (предприниматель) в соответствии с законодательством Украины принимает в обслуживание платежные карточки с целью произведения оплаты стоимости товаров или услуг и оборудовано платежным терминалом (в том числе объединенным либо сопряженным с РРО), то такое предприятие (предприниматель) может за счет наличной выручки или средств, полученных из банка, предоставлять держателю платежной карточки Национальной системы массовых электронных платежей и других платежных систем (если такая услуга предусмотрена их правилами) услуги по выдаче наличности с печатанием квитанции платежного терминала (или расчетного документа) и отражением таких операций в соответствующей книге учета.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать ограничения по выдаче наличности по платежным карточкам.

Ограничения по выдаче наличности по платежным карточкам могут устанавливаться платежной организацией соответствующей платежной системы и банками - членами этой системы.

2.5. Если предприятия (предприниматели) и физические лица осуществляют наличные расчеты без открытия текущего счета путем внесения в банки наличности для дальнейшего ее перечисления на счета других предприятий (предпринимателей) или физических лиц, то такие расчеты для плательщиков денежных средств являются наличными, а для получателей средств безналичными.

2.6. Вся поступающая в кассы наличность должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме приходоваться.

Оприходование наличности в кассах предприятий, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги в соответствии с требованиями главы 4 настоящего Положения, представляет собой осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

В случае проведения наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличности является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

Предприятиям, которым Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предоставлено право производить расчеты наличностью с потребителями без использования РРО и РК и специфика функционирования которых делает невозможным оформление ими каждой операции кассовым ордером (продажа проездных и перевозочных документов; билетов государственных лотерей; билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных учреждений и т. п.), разрешается приходовать наличность в конце рабочего дня по совокупности операций в целом за рабочий день с оформлением кассовыми документами и отражением в соответствующей книге учета.

Приходуемые суммы наличности должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

2.7. Исходя из необходимости ускорения обращения наличных средств и своевременного их поступления в кассы банков для предприятий, осуществляющих операции с наличностью в национальной валюте, устанавливаются лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) в соответствии с требованиями главы 5 настоящего Положения.

Банкам и предпринимателям лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) не устанавливаются.

2.8. Предприятия могут держать во внерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, не превышающих установленного лимита кассы. Наличная выручка (наличность), превышающая установленный лимит кассы, обязательно сдается в банки для ее зачисления на банковские счета. Обособленные подразделения предприятий - юридических лиц могут сдавать наличную выручку (наличность) непосредственно в кассы таких юридических лиц или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц. При отсутствии банков наличная выручка (наличность) может сдаваться операторам почтовой связи для ее перевода на банковские счета предприятия.

Сдача наличной выручки (наличности) производится самостоятельно или через соответствующие службы, которым в соответствии с законодательством Украины предоставлено право на перевозку валютных ценностей и инкассацию средств.

Сдача наличной выручки (наличности) может осуществляться для зачисления на любой банковский счет предприятия (предпринимателя) по его выбору.

2.9. Наличная выручка (наличность) предприятий (предпринимателей), в том числе наличность, полученная из банка, используются ими для обеспечения потребностей, возникающих в процессе их функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам).

Предприятия не должны накапливать наличную выручку (наличность) в своих кассах сверх установленного лимита кассы для осуществления необходимых расходов до наступления сроков этих выплат.

2.10. Предприятия имеют право хранить в своей кассе наличность, полученную в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), сверх установленного лимита кассы в течение трех рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Для проведения этих выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов наличность может храниться в их кассах сверх установленного лимита кассы в течение пяти рабочих дней, включая день получения наличности в банке. Наличность, полученная в банке на другие выплаты, должна выдаваться предприятием своим работникам в тот же день. Суммы наличности, полученные в банке и не использованные по назначению в течение установленных выше сроков, возвращаются предприятием в банк не позднее следующего рабочего дня банка или могут оставаться в его кассе (в пределах установленного лимита).

Предприятие имеет право хранить в кассе наличность для выплат, относящихся к фонду оплаты труда и осуществляющихся за счет выручки, сверх установленного ему лимита кассы в течение трех рабочих дней со дня наступления сроков этих выплат в сумме, указанной в переданных в кассу платежных (расчетно-платежных) ведомостях (далее - расходные ведомости).

2.11. Выдача наличных средств под отчет или на командировку (далее - под отчет) осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Выдача наличных средств под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома, разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличных средств под отчет, а на все иные производственные (хозяйственные) нужды - на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличных средств под отчет.

Если подотчетному лицу одновременно выдана наличность как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выдана наличность под отчет на эти задания, может быть продлен до завершения срока командировки.

Выдача соответствующему лицу наличных средств под отчет производится при условии отчетности им в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы.

Отчетность за полученные под отчет наличные средства осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

2.12. Физические лица - доверенные лица предприятий (юридических лиц), которые в соответствии с законодательством Украины получили наличность с карточного счета с применением корпоративной платежной карточки или личной платежной карточки, используют ее по назначению без оприходования в кассе. Указанные доверенные лица подают в бухгалтерию предприятия отчет об использовании денежных средств вместе с подтверждающими документами в установленные сроки и порядке, которые определены для подотчетных лиц законодательством Украины, а также документы о получении наличности с карточного счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала и т. п.) вместе с неизрасходованным остатком наличности.

2.13. Предприятия (предприниматели) при осуществлении расчетов с потребителями за наличные средства обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений банкноты и монеты (в том числе оборотные, памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Национальный банк Украины в обращение, являющиеся действительным платежным средством и не вызывающие сомнения в их подлинности и платежности. Кроме того, предприятия и предприниматели должны обеспечивать наличие в кассе банкнот и монет для выдачи сдачи.

3. Порядок оформления кассовых операций

3.1. Кассовые операции оформляются кассовыми ордерами, расходным ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением платежных карточек и т. п., которые в соответствии с законодательством Украины подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) наличных средств.

3.2. Кассовые операции, которые проводятся в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», оформляются согласно требованиям этого Закона.

3.3. Прием наличности в кассы проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером либо лицом, уполномоченным руководителем предприятия.

О принятии предприятиями наличности в кассу по приходным кассовым ордерам выдается засвидетельствованная оттиском печати данного предприятия квитанция (являющаяся отрывной частью приходного кассового ордера) за подписями главного бухгалтера или работника предприятия, уполномоченного на это руководителем.

Во время работы с наличностью кассиры (лица, исполняющие их функции) руководствуются правилами определения платежности банкнот и монет Национального банка Украины.1

3.4. Выдача наличности из кассы производится по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер либо уполномоченный на это руководителем работник предприятия. К расходным ордерам могут прилагаться заявление на выдачу наличности, расчеты и т. п.

Если на приобщенных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т. п. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, то его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Предприятия, занимающиеся закупкой товаров сельскохозяйственной продукции, проведение расчетов за которые не урегулировано законодательством Украины, могут проводить выдачу наличности сдатчикам такой сельскохозяйственной продукции по ведомостям, в которых указываются фамилии сдатчиков, их адреса, объемы сданной продукции и сумма выплаченной наличности, которые удостоверяются подписью сдатчика.

3.5. В случае выдачи отдельным физическим лицам наличности (в том числе работникам предприятия) по расходному кассовому ордеру или расходной ведомости кассир требует предъявить паспорт либо заменяющий его документ, записывает его наименование и номер, кем и когда он выдан. Физическое лицо расписывается в расходном кассовом ордере или расходной ведомости в получении наличности с указанием полученной суммы (гривень - прописью, копеек - цифрами), используя чернильную или шариковую ручку с чернилами темного цвета. Если расходная ведомость составлена на выдачу наличности нескольким лицам, то получатели также предъявляют паспорта либо заменяющие их документы и расписываются в соответствующей графе документа.

Для вывода остатка наличности в кассе не принимаются расходные кассовые ордера или расходные ведомости, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя.

Выдача наличности лицам, отсутствующим в штатном расписании предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, которые выписываются отдельно на каждое лицо или по отдельной расходной ведомости.

Если предприятие (предприниматель) предоставляет держателям платежных карточек услуги по выдаче наличности при помощи платежного терминала (импринтера), то на основании квитанций платежного терминала (слипов) таким предприятием составляется расходный кассовый ордер на общую сумму проведенных операций за день и делается соответствующая запись в кассовой книге.

3.6. Выдачу наличности кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или расходной ведомости.

Если выдача наличности производится по доверенности, оформленной в установленном порядке в соответствии с законодательством Украины, в том числе и лица, которое не имеет возможности в связи с болезнью либо по иным уважительным причинам поставить подпись собственноручно, то в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя наличности бухгалтер указывает фамилию, имя и отчество лица, которому поручено получить наличность. В случае выдачи наличности по расходной ведомости перед подписью в получении денег кассир делает в ней надпись «По доверенности». Выдача наличности по доверенности производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 3.5 настоящей главы. Доверенность остается у кассира и приобщается к расходному кассовому ордеру или расходной ведомости.

3.7. Прием полученной из банка наличности в кассу и выдача наличности из кассы для сдачи ее в банк оформляются соответствующими кассовыми ордерами (приходным или расходным) с отражением такой кассовой операции в кассовой книге.

Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк, служит соответствующая квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, засвидетельствованная подписями ответственных лиц банка и оттиском печати (штампа) банка. Документом, свидетельствующим о сдаче выручки в банк через инкассаторов, служит копия сопроводительной ведомости к сумке с наличной выручкой (наличностью), засвидетельствованная подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика.

3.8. Выплаты, связанные с оплатой труда, производятся кассиром предприятия либо по расходным кассовым ордерам на каждого получателя, либо по расходным ведомостям.

На титульной странице расходной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличности за подписями руководителя и главного бухгалтера или уполномоченных руководителем лиц с указанием сроков выдачи наличности и суммы (гривень - прописью, копеек - цифрами).

В централизованных бухгалтериях, обслуживающих бюджетные учреждения, на общую сумму наличности, выданной для выплат, связанных с оплатой труда, составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой расходной ведомости.

Разовые выдачи наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.

3.9. По окончании установленных сроков выплат, связанных с оплатой труда по расходным ведомостям, кассир обязан:

в расходной ведомости против фамилии лиц, которым не произведена выплата, поставить оттиск штампа или сделать надпись «Депонировано»;

составить реестр депонированных сумм;

в конце расходной ведомости отметить фактически выплаченную сумму и недополученную сумму выплат, подлежащую депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по расходной ведомости и засвидетельствовать надпись своей подписью. Если наличные средства выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Наличность по ведомости выдал (подпись)»;

совершить соответствующую запись в кассовой книге согласно выписанному бухгалтерией расходному кассовому ордеру на фактически выданную сумму по расходной ведомости.

Бухгалтер осуществляет проверку записей, сделанных кассирами в расходных ведомостях, и производит подсчет выданных и депонированных по ним сумм. Депонированные суммы, подлежащие сдаче в банк, оформляются путем составления одного общего расходного кассового ордера.

3.10. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и расходные ведомости должны заполняться бухгалтером чернилами темного цвета чернильной или шариковой ручкой, при помощи печатных машинок, компьютерных средств либо иными способами, которые обеспечили бы надлежащую сохранность этих записей в течение установленного для хранения документов срока.

В кассовых ордерах указывается основание их составления, и перечисляются приложенные к ним документы. Выдача кассовых ордеров и расходных ведомостей на руки лицам, которые вносят или получают наличность, запрещается.

Прием и выдача наличности по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.

Исправления в кассовых ордерах и расходных ведомостях запрещаются.

В кассовых ордерах, которые оформляются на общую сумму произведенных предприятием кассовых операций (выдача наличности по расходным ведомостям, платежным карточкам, сдача наличности в банк, получение наличности из банка по чеку и оприходование ее в кассе и т. п.), реквизит «Одержав» или «Прийнято від» не заполняется.

3.11. Кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании расходных ведомостей на выплаты, связанные с оплатой труда, регистрируются после осуществления этих выплат.

Регистрация кассовых ордеров и расходных ведомостей может осуществляться при помощи компьютерных средств, обеспечивающих формирование и распечатку необходимых кассовых документов. Одновременно в документе «Вкладний аркуш журналу реєстрації прибуткових і видаткових касових ордерів», который формируется и распечатывается за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения средств по целевому назначению.

3.12. При получении кассовых ордеров или расходных ведомостей кассир обязан проверить:

наличие и подлинность на документах соответствующих подписей, а на расходной ведомости - разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченных им лиц;

правильность оформления документов, наличие всех реквизитов;

наличие перечисленных в документах приложений.

В случае невыполнения хотя бы одного из указанных требований кассир возвращает документы для соответствующего оформления.

Кассовые ордера или расходные ведомости сразу же после получения или выдачи по ним наличности подписываются кассиром, а на приложенных к ним документах ставится оттиск штампа или надпись «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год).

3.13. Кассовые документы после составления кассиром отчета и обработки этого отчета комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, переплетаются в отдельные папки и хранятся в соответствии с законодательством материально ответственным лицом, на которое возложена обязанность хранения документов, в отдельном сейфе или специальном помещении, передаваемом под охрану.

Выносить из помещения предприятия кассовые документы разрешается только при наличии письменного разрешения руководителя или главного бухгалтера. В этом случае до конца рабочего дня указанные документы обязательно должны быть возвращены в помещение предприятия.

3.14. В кассовых документах при обозначении сумм национальной денежной единицы гривни может использоваться ее графический знак - .

3.15. Справки по кассовым документам (подписанные руководителем и главным бухгалтером) выдаются соответствующим органам по их требованию в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

Кассовые документы могут изыматься в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

4. Порядок ведения кассовой книги и обязанности кассира

4.1. С целью обеспечения осуществления расчетов наличностью предприятия должны иметь кассу, а их руководители должны обеспечить надлежащее обустройство этой кассы и надежное хранение наличных средств в ней. Если по вине руководителей не были созданы надлежащие условия для обеспечения сохранности денежных средств во время их хранения и транспортировки, то они несут за это ответственность в установленном законодательством Украины порядке.

Хранение в кассе наличности и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.

4.2. Все поступления и выдачу наличности в национальной валюте предприятия отражают в кассовой книге.

Каждое предприятие (юридическое лицо), имеющее кассу, ведет одну кассовую книгу для учета операций с наличностью в национальной валюте (без учета касс обособленных подразделений).

Обособленные подразделения предприятий, совершающие операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением ее приходным кассовым ордером, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, ведут кассовую книгу, которая выдается и оформляется предприятием - юридическим лицом, в состав которого они входят.

Обособленные подразделения предприятий, страховые агенты, брокеры, распространители лотерей, осуществляющие наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не совершающие операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, а также предприниматели кассовой книги не ведут.

Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены оттиском печати предприятия (юридического лица). Количество листов в кассовой книге удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия (юридического лица).

Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах (через копировальную бумагу) чернилами темного цвета чернильной или шариковой ручкой. Первые экземпляры, являющиеся неотрывной частью листа кассовой книги - «Вкладні аркуші касової книги», остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры, являющиеся отрывной частью листа кассовой книги - «Звіт касира», являются документом, по которому кассиры отчитываются по движению денег в кассе. Первые и вторые экземпляры имеют одинаковые номера.

Исправления в кассовой книге, как правило, не допускаются. Если исправления сделаны, то они удостоверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера либо замещающего его лица.

4.3. Записи в кассовой книге производятся кассиром по операциям получения или выдачи наличности по каждому кассовому ордеру и расходной ведомости в день ее поступления или выдачи. При отсутствии движения наличности в кассе в течение рабочего дня записи в кассовой книге в этот день могут не производиться.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подытоживает операции за день, выводит остаток наличности в кассе на начало следующего дня и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира вторые экземпляры, являющиеся отрывной частью листа кассовой книги (копию записей в кассовой книге за день), с приходными и расходными кассовыми ордерами под подпись в кассовой книге. Наличность, выданная по расходным ведомостям на выплаты, связанные с оплатой труда, отражается в кассовой книге по истечении сроков этих выплат (согласно пункту 2.10 настоящего Положения), а закрытие вышеупомянутых документов и выписка соответствующих расходных кассовых ордеров осуществляются в порядке, определенном в пункте 3.9 настоящего Положения.

Если бухгалтерия и кассир предприятия (юридического лица) не работают в выходные и праздничные дни, а его обособленное подразделение, использующее при расчетах РРО (РК), в эти дни работает, но не ведет кассовой книги, то записи в кассовой книге юридического лица производятся на следующий рабочий день предприятия - юридического лица.

Предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции с отражением их в кассовой книге и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия - юридического лица, внутренним документом определяют порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия (юридического лица) в соответствии с требованиями законодательства Украины, в частности определение времени рабочих смен, обеспечение бухгалтерского учета кассовых операций и т. п.

4.4. Предприятия при условии обеспечения надлежащего хранения кассовых документов могут вести кассовую книгу в электронной форме при помощи компьютерных средств. Программное обеспечение, посредством которого ведется кассовая книга, должно обеспечивать визуальное отражение и распечатку каждой из двух частей листа кассовой книги («Вкладний аркуш касової книги» и «Звіт касира»), которые по форме и содержанию должны воспроизводить форму и содержание кассовой книги в бумажной форме.

Записи в кассовой книге совершаются на основании соответствующей информации из кассовых документов. Записи в кассовой книге должны производиться до начала следующего рабочего дня (т. е. с остатками на конец предыдущего дня), а также содержать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Страницы кассовой книги должны нумероваться автоматически в порядке роста с начала года.

При распечатке «Вкладного аркуша касової книги» в конце месяца должно автоматически распечатываться общее количество листов кассовой книги за данный месяц, а при распечатке в конце года - их общее количество за год.

После распечатки «Вкладного аркуша касової книги» и «Звіту касира» кассир обязан проверить правильность составления данных документов, подписать их и передать «Звіт касира» вместе с соответствующими кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во «Вкладному аркуші касової книги».

«Вкладний аркуш касової книги» в течение года хранится кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по необходимости) «Вкладний аркуш касової книги» формируется в подшивки в хронологическом порядке. Общее количество листов за год удостоверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия - юридического лица, а подшивки формируются в книгу, которая скрепляется оттиском печати предприятия (юридического лица).

По окончании календарного года кассовая книга на электронных носителях должна передаваться на хранение в соответствии с законодательством Украины.

4.5. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера или работника предприятия, уполномоченного на это руководителем.

4.6. При наличии у предприятия нескольких кассиров старший кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличности под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться в получении аванса и наличности, принятого (выданных) по соответствующим кассовым документам, и сдать остаток наличности и кассовые документы по проведенным операциям старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Об авансах, полученных для оплаты труда и выплаты стипендий, кассир обязан отчитаться в установленный срок с учетом дня их получения. До истечения этого срока кассиры обязаны ежедневно сдавать старшему кассиру остатки наличности, не выданной по расходным ведомостям. Наличность сдается старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег с указанием сумм.

При наличии у предприятия только одного кассира учет принятой и выданной наличности ведет этот кассир.

4.7. Руководитель предприятия в случае зачисления на работу кассира заключает с ним договор о полной материальной ответственности и ознакомляет его под расписку с требованиями настоящего Положения.

4.8. Кассир в соответствии с законодательством Украины несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности на время исполнения им обязанностей кассира.

В случае отсутствия кассира (в связи с болезнью и т. п.) ценности, переданные ему под ответственность, пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера либо в присутствии комиссии, назначенной руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.

Предприятия, штатным расписанием которых не предусмотрена должность кассира, исполнение его обязанностей могут возлагать в соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера либо иного работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

4.9. На предприятиях, которые имеют обособленные подразделения или обслуживаются централизованными бухгалтериями, оплату труда, выплаты пособий в связи с временной нетрудоспособностью, стипендий и премий могут производить по письменному приказу руководителя иные, помимо кассиров, лица, с которыми заключается договор, предусмотренный пунктом 4.7 настоящей главы, и на которых возлагаются обязанности, установленные для кассиров настоящим Положением.

4.10. С целью контроля за сохранностью наличных денежных средств на предприятиях производятся инвентаризации касс. Для проведения инвентаризации кассы, которая должна осуществляться согласно приказу руководителя, назначается комиссия, которая по окончании инвентаризации кассы составляет акт о результатах инвентаризации имеющихся в наличии денежных средств (приложение 1).1

Комиссия проверяет наличие денежных средств путем полного пересчета всех наличных средств, имеющихся в кассе, ценных бумаг, чековых книжек и т. п. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй - остается у материально ответственного лица.

До начала инвентаризации все материально ответственные лица (лица, отвечающие за сохранность денежных средств) дают расписку, определенную в приложении 1.

В случае изменения материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (для материально ответственного лица, сдавшего ценности, материально ответственного лица, принявшего ценности, а также бухгалтерии).

Инвентаризация касс проводится на каждом предприятии в сроки, установленные руководителем, с покупюрным пересчетом всех наличных средств и проверкой других ценностей, хранящихся в кассе. Остаток наличности в кассе сверяется с данными учета по книгам учета. Наличность, хранящаяся в кассе, но не подтвержденная кассовыми документами, считается излишком наличности в кассе. В случае применения предприятием в расчетах РРО сверяется сумма имеющейся наличности на месте проведения кассиром расчета с суммой, указанной в отчете РРО (в РК и КУРО). В случае обнаружения при инвентаризации недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и выясняются обстоятельства их возникновения. Сумма недостачи возмещается в соответствии с законодательством Украины, а излишек приходуется в кассе и засчитывается в доход соответствующего предприятия.

В случае автоматизированного ведения кассовой книги следует производить проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Высшие организации (при их наличии) на всех подведомственных предприятиях, а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при проведении документальных ревизий обязательно производят инвентаризацию касс и проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций. В хозяйственных обществах, если это предусмотрено их уставом, такие ревизии производят ревизионные комиссии.

Проверки соблюдения порядка ведения операций с наличностью осуществляют определенные законодательством Украины органы контроля в соответствии с их компетенцией (далее - органы контроля).

5. Порядок определения сроков сдачи наличной выручки (наличности) и расчета лимита кассы

5.1. Сроки сдачи предприятиями наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках определяются предприятием и устанавливаются по согласованию с соответствующим банком (в котором открыт счет предприятия, на который зачисляются средства) в соответствии со следующими требованиями:

а) для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где имеются банки и наличность сдается в банки (а при отсутствии банков - операторам почтовой связи), - ежедневно (в день поступления наличной выручки (наличности) в их кассы);

б) для предприятий, у которых время окончания рабочего дня (смены), установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством Украины, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки (наличности) в день ее поступления, - на следующий за днем поступления наличной выручки (наличности) в кассу день;

в) для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где отсутствуют банки или операторы почтовой связи, - не реже одного раза в пять рабочих дней.

Предприятия (юридические лица), осуществляющие страховую деятельность и деятельность по выпуску и проведению лотерей, устанавливают сроки сдачи наличной выручки (наличности) для страховых агентов и распространителей лотерей, действующих на основании заключенных договоров, с учетом специфики их функционирования (режима работы в вечерние часы, выходные и праздничные дни) и объемов сдаваемой выручки, но не реже одного раза в пять рабочих дней.

Если предприятия работают в выходные и праздничные дни и не имеют возможности, в силу отсутствия соответствующей договоренности с банком на инкассацию, сдать полученную ими за эти дни наличную выручку (наличность), то она должна сдаваться предприятиями в банк в течение операционного времени на следующий рабочий день банка и предприятия.

Установленные в соответствии с указанными требованиями сроки сдачи наличной выручки (наличности) предприятиями согласуются с банком и определяются в договорах банковского счета между предприятиями и банками.

Если у предприятия в отдельные дни отсутствует превышение лимита кассы, то такое предприятие может в эти дни не сдавать в установленные сроки наличность.

5.2. Установление лимита кассы производится предприятиями самостоятельно на основании расчета установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 2), который подписывается главным (старшим) бухгалтером и руководителем предприятия (либо уполномоченным им лицом). В расчет принимается срок сдачи предприятием наличной выручки (наличности) для ее зачисления на счета в банках, определенный соответствующим договором банковского счета. Для каждого предприятия и его обособленного подразделения составляется отдельный расчет установления лимита остатка наличности в кассе.

Установленный лимит кассы утверждается внутренними приказами (распоряжениями) предприятия. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующими внутренними приказами (распоряжениями) предприятия - юридического лица.

Предприятия, начинающие свою деятельность, на первые три месяца их работы лимит кассы устанавливают в соответствии с прогнозными расчетами. Установленный с учетом прогнозных расчетов лимит кассы пересматривается по фактическим показателям деятельности в соответствии с требованиями настоящего Положения.

5.3. Лимит кассы предприятиями сферы торговли, общественного питания и услуг устанавливается на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу. Для других предприятий лимит кассы устанавливается на основании расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы, по решению руководителя предприятия или уполномоченного им лица.

5.4. Каждое предприятие определяет лимит кассы с учетом режима и специфики его работы, удаленности от банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам, установленных сроков сдачи наличности, продолжительности операционного времени банка, наличия договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п.:

для предприятий, сдающих наличную выручку (наличность) в банк ежедневно (в день ее поступления в кассу) или на следующий день со дня ее поступления в кассу, - в размерах, необходимых для обеспечения их работы в начале рабочего дня, но не больше размера среднедневного поступления наличности в кассу (за три любых месяца подряд из последних двенадцати);

для предприятий, у которых срок сдачи наличной выручки (наличности) в банк предусмотрен подпунктом «в» пункта 5.1 настоящей главы, - в размерах, зависящих от установленных сроков сдачи наличной выручки (наличности) и ее суммы, но не больше пятикратного размера среднедневных поступлений наличности (за три любых месяца подряд из последних двенадцати);

для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются согласно фактическим расходам наличности (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов), - не больше размера среднедневной выдачи наличности (за три любых месяца подряд из последних двенадцати).

5.5. Предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, различных организационно-правовых форм (акционерные общества, агрофирмы и т. п.) могут устанавливать (пересматривать) лимит кассы на период заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции согласно фактическим показателям их кассовых оборотов (поступлений или выдачи наличности) за любые три месяца сезона производства (переработки) сельскохозяйственной продукции прошлого года.

5.6. Лимит кассы для предприятий сферы игорного бизнеса, включая игорные дома, казино, игральные автоматы с денежным выигрышем и т. п., устанавливается с учетом особенностей деятельности и режима работы этих заведений в соответствии с перечнем и правилами ведения азартных игр и утвержденным положением о призовом фонде в пределах среднедневной выдачи наличности, но не более максимально возможного выигрыша посетителя.

5.7. Религиозным организациям (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), не осуществляющим производственной или иного вида предпринимательской деятельности, лимит кассы и сроки сдачи наличности не устанавливаются.

5.8. Государственное казначейство Украины самостоятельно определяет порядок установления лимита кассы в его кассе и кассах обслуживаемых им бюджетных учреждений и организаций. Сроки сдачи наличности из Государственного казначейства Украины и бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с требованиями пункта 5.1 настоящей главы.

5.9. Если предприятием лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то лимит такой кассы считается нулевым. В данном случае вся наличность, находящаяся в его кассе на конец рабочего дня и не сданная предприятием в соответствии с требованиями настоящего Положения, считается сверхлимитной.

Если лимит кассы установлен с превышением предельных размеров, определенных пунктом 5.4 настоящей главы, то он считается установленным на уровне указанных предельных размеров. В данном случае сумма указанных превышений считается сверхлимитной.

5.10. Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка (в течение операционного времени его работы) или были использованы предприятием (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из банка на указанные нужды) на следующий день на хозяйственные нужды.

Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные средства, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка (в течение операционного времени его работы) и предприятия либо были использованы предприятием (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий рабочий день на хозяйственные нужды.

5.11. Предприятия, устанавливающие срок сдачи наличной выручки (наличности) в соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1 настоящей главы, должны сдавать сверхлимитную наличность для ее зачисления на счета предприятия в банке не позднее следующего рабочего дня независимо от установленного срока сдачи наличной выручки (наличности).

5.12. Установленный лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) могут пересматриваться в связи с изменениями законодательства Украины или при наличии соответствующих факторов объективного характера (изменения в поступлении/расходовании наличности, внутреннего трудового распорядка/графика сменности и т. п.). Документы (нормативно-правовые акты, внутренние документы (расчеты) предприятия, утвержденные (подписанные) руководителем или уполномоченным им лицом), на основании которых пересмотрен лимит кассы, сроки сдачи наличной выручки (наличности), прилагаются к соответствующим приказам (распоряжениям), договорам банковского счета предприятия.

5.13. Утвержденные банками до вступления настоящего Положения в силу общие лимиты остатка наличности в кассе предприятия и сроки сдачи выручки действуют до их пересмотра, который осуществляется с целью обеспечения соответствия этих показателей действующим требованиям в порядке, определенном настоящим Положением.

5.14. Руководители предприятий несут ответственность за соблюдение требований настоящего Положения по установлению лимита кассы и за достоверность соответствующих показателей, указанных в расчете установления лимита остатка наличности в кассе.

6. Особенности организации банками работы с наличностью

6.1. С целью обеспечения максимальной и своевременной сдачи выручки предприятиями в банки и соблюдение ими лимитов остатка наличности в кассе банки могут создавать кассы для приема наличной выручки (наличности) в рабочие, выходные и праздничные дни и послеоперационное время.

6.2. Банки рассматривают предложения предприятий, на которые распространяется действие настоящего Положения, о сроках сдачи наличной выручки (наличности) и в случае соблюдения предприятиями требований настоящего Положения (в частности, изложенных в пункте 5.1) согласуют эти сроки и указывают их в договорах банковского счета.

Банк не должен заключать с предприятием, на которое распространяется действие настоящего Положения, договор банковского счета, если предприятие в нем определяет такой срок сдачи наличной выручки (наличности), который не отвечает требованиям настоящего Положения.

6.3. Проведение работниками банков банковских кассовых операций с клиентами, предусмотренных Инструкцией о кассовых операциях в банках Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 14.08.2003 г. №337 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 05.09.2003 г. под №768/8089, с изменениями, за пределами кассового узла банка запрещается, кроме доставки работниками уполномоченных банков пенсий и денежных пособий по месту проживания получателя.

6.4. Выдача наличности под отчет работникам банков в случаях, предусмотренных законодательством Украины, производится из их касс, а также с использованием корпоративных платежных карточек или личных платежных карточек работников. Подотчетные лица обязаны подать в бухгалтерию банка вместе с неиспользованным остатком наличности отчет об использовании денежных средств (независимо от того, получены эти средства из банка или посредством соответствующих платежных карточек) в сроки, определенные законодательством Украины.

7. Контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличностью

7.1. Требования настоящей главы применяются при проверках предприятий (предпринимателей) органами контроля, действующих в соответствии с законодательством Украины. Периодичность проведения этих проверок и срок, в течение которого они осуществляются, определяют непосредственно органы контроля.

7.2. Перечень предприятий (предпринимателей), которые подлежат указанным проверкам за конкретные периоды, определяется с учетом объемов совершенных ими операций с наличностью.

При проверках выясняются структура предприятия, количество открытых текущих счетов предприятия (предпринимателя) в банках, наличие у предприятия (предпринимателя) налогового долга, результаты ранее осуществленных проверок, соблюдение ими порядка ведения операций с наличностью.

Органы контроля участвуют в проведении общих проверок.

Проверка непосредственно по месту нахождения предприятия (предпринимателя) осуществляется на основании документов, определенных законодательством Украины за определенный период - квартал, полугодие, год и т. п. (но не менее одного раза в три месяца).

7.3. Ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличностью возлагается на предпринимателей, руководителей предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке.

В случае обнаружения нарушений установленного порядка ведения операций с наличностью органы государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции на основании представления органов контроля согласно законодательству Украины.

7.4. Если проверкой предприятия (предпринимателя) было обнаружено нарушение, то по ее результатам составляется акт о проверке соблюдения порядка ведения операций с наличностью (далее - акт о проверке) (приложение 3) в трех экземплярах, в котором излагается сущность нарушения с соответствующим обоснованием. Акт о проверке должен содержать заключение о результатах проверки, а также рекомендации руководству предприятия (предпринимателю) по устранению обнаруженных недостатков. Акт о проверке подписывают служебные лица, проводившие проверку, а также руководитель и главный бухгалтер предприятия (предприниматель). Первый экземпляр направляется органам государственной налоговой службы Украины по месту государственной регистрации предприятия (предпринимателя) для принятия мер, предусмотренных законодательством Украины, второй - передается непосредственно соответствующему предприятию (предпринимателю), третий экземпляр остается в документах органа контроля. Если нарушений не обнаружено, то служебные лица, проводившие проверку, составляют справку в произвольной форме, в которой указываются название проверявшегося предприятия, срок проверки, ссылка на законодательство Украины, согласно которому проводилась проверка, проверявшиеся вопросы. Указанную справку подписывают служебные лица, проводившие проверку, а также руководитель и главный бухгалтер предприятия (предприниматель).

7.5. Руководитель предприятия или замещающее его лицо, предприниматель имеет право при составлении акта о проверке не согласиться с результатами проверки и представить об этом соответствующие обоснованные замечания (объяснения) в письменной форме, которые приобщаются к акту о проверке. Результаты проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций рассматриваются руководством предприятия (предпринимателем), как правило, в трехдневный срок после ее окончания.

7.6. В зависимости от специфики функционирования проверяемого предприятия (предпринимателя) и задач органов контроля во время проверки могут рассматриваться и другие вопросы, не включенные в настоящую главу, и использоваться другие формы актов.

7.7. При проверках осуществляется контроль за выполнением предприятием требований настоящего Положения, связанных с ведением кассовой книги и оформлением операций по приему и выдаче наличности из кассы, ведением соответствующих кассовых документов.

7.8. При проверках выясняется наличие у предприятия кассовой книги, а также соответствие ее оформления требованиям законодательства Украины. Кроме того, проверяется правильность ведения кассовой книги, оформления в ней кассовых операций по приему и выдаче наличных средств (в том числе по срокам), соответствие указанных в ней сумм принятой в кассу или выданной из нее наличности данным приходных и расходных кассовых ордеров, качество и своевременность записей кассира в соответствии с указанными в кассовой книге кассовыми документами, наличие подписи бухгалтера, проверившего записи в кассовой книге по количеству полученных им кассовых ордеров, правильность подсчета в кассовой книге фактических остатков наличности в кассе на конец дня и т. п.

7.9. При проверке выясняется правильность заполнения всех реквизитов приходных и расходных кассовых ордеров и расходных ведомостей (проставление нужных дат, номеров, сумм, указание оснований для их выписки, наличие подписей служебных лиц и получателей денежных средств, оттисков печатей и штампов, подписей в получении наличности, правильность оформления депонированных сумм и т. п.). По отдельным расходным ведомостям могут выборочно перечисляться суммы выплаченной наличности.

7.10. В ходе проверки устанавливаются наличие у предприятия журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов и книги учета принятых и выданных кассиром денег и правильность их ведения, а также правильность отражения в кассовых документах номеров корреспондирующих счетов, соответствие между корреспонденцией счетов, внесенных в кассовую книгу и указанных в кассовых ордерах, наличие необходимых оправдательных документов, прилагаемых к кассовым ордерам (заявления, накладные, счета, справки и т. п.), и отметок в их погашении. В кассовых документах, которые вызывают сомнения в отношении их подлинности, проверяется достоверность подписей получателей денежных средств и служебных лиц, которые дают объяснения по этому поводу.

7.11. Обнаруженные в результате проверки нарушения и выводы по ведению кассовой книги и кассовых документов указываются в разделе I акта о проверке.

7.12. Особое внимание при проверке должно уделяться установлению полноты и своевременности оприходования в кассах наличных поступлений, полученных предприятием (за реализованную продукцию, проданные товары, выполненные работы, предоставленные услуги и за внереализационные операции и т. п.).

7.13. В ходе проверки анализируется общее состояние кассовых оборотов поступлений наличности из банка в кассы на основании банковских выписок по текущим счетам предприятия.

7.14. Сверяются банковские выписки (по суммам полученных из банка средств и датам) и соответствующие записи в кассовой книге с данными приходных кассовых ордеров. При необходимости могут также сопоставляться данные корешков денежных чеков с выписками банка.

7.15. Вся поступающая в кассы наличность должна своевременно и в полной сумме приходоваться. Порядок оприходования наличности в кассах, в том числе и при расчетах с применением РРО (РК), определен в пункте 2.6 настоящего Положения.

7.16. В ходе проверки органами контроля полного и своевременного оприходования денежных средств, поступивших в кассу от осуществления хозяйственной деятельности, записи в кассовой книге сверяются по суммам и срокам с данными соответствующих приходных кассовых ордеров (с привлечением при необходимости следующих оправдательных документов: расчетных документов, квитанций к приходным кассовым ордерам, счетам-фактурам, товарно-транспортным и налоговым накладным и т. п.). Проверяется также проведение записей по регистрации указанных ордеров (по суммам и датам) в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

7.17. При необходимости углубленной проверки полного оприходования в кассе наличных средств, полученных из различных источников, могут анализироваться также обороты по ведомости журнала-ордера 1 по дебету субсчета 301 «Касса в национальной валюте» по сравнению с оборотами по кредиту каждого корреспондирующего счета/субсчета (311 «Текущие счета в национальной валюте», 37 «Расчеты с различными дебиторами», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 661 «Расчеты по заработной плате», 662 «Расчеты с депонентами», 681 «Расчеты по авансам полученным» и других счетов) с последующим сопоставлением их с соответствующими записями в кассовой книге и данными документов, подтверждающих фактическое получение предприятием определенных сумм наличности в соответствующие сроки.

7.18. Кроме того, для контроля за полным и своевременным оприходованием наличности конкретным предприятием органы контроля могут применять соответствующие встречные документальные проверки, которые проводятся непосредственно у предприятий-покупателей (заказчиков), уплативших наличные средства, путем привлечения соответствующих первичных документов и взаимной сверки кассовых документов получателей наличности с данными покупателей.

7.19. В ходе проверки органы контроля должны учитывать, что при наличии в кассе предприятия наличности, не подтвержденной приходными кассовыми ордерами, она считается неоприходованной в кассе и зачисляется в доход предприятия.

7.20. Обнаруженные в ходе проверки нарушения порядка оприходования поступлений наличности отражаются в разделе II акта о проверке.

7.21. В ходе проверки соблюдения предприятием лимита кассы определяется наличие самостоятельно установленного лимита кассы и соответствие его расчета требованиям настоящего Положения, уточняются по приказам, распоряжениям или другим распорядительным документам суммы самостоятельно доведенных предприятием (юридическим лицом) лимитов касс своим обособленным подразделениям.

7.22. В ходе проверок выясняется то, как предприятие соблюдает установленный лимит кассы, сроки и порядок сдачи наличной выручки. Кроме того, должно учитываться то, что денежные средства, полученные из банка или направленные с выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, могут в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Положения в течение трех - пяти рабочих дней храниться в кассе сверх установленного лимита кассы.

7.23. Для определения сверхлимитных остатков наличности в кассе сопоставляются записи о фактических ее остатках в кассе по кассовой книге с установленным лимитом кассы за каждый день независимо от того, осуществлялись в этот день кассовые обороты (поступления и расходы наличности) или нет. Если в проверяемом периоде обнаружено превышение лимита кассы, то выясняется, в течение какого времени (в днях) и какие сверхлимитные суммы не сдавались в установленные сроки в банк и по какой причине, а также общая сумма сверхлимитных остатков.

Наличные средства, которые не считаются сверхлимитными в соответствии с пунктом 5.10 настоящего Положения, в расчет сверхлимитных остатков наличности в кассе не принимаются.

7.24. В ходе проверок должны также учитываться особенности определения сверхлимитных остатков и порядка их сдачи в кассы банков предприятиями сферы торговли, общественного питания и услуг согласно пункту 5.10 настоящего Положения.

7.25. В случае выявления во время проверок расходных кассовых ордеров или расходных ведомостей, в которых выдача наличности из кассы не подтверждена подписью получателя (абзац второй пункта 3.5 настоящего Положения), сумма наличности по таким расходным документам прибавляется к остатку наличности в кассе исключительно в день, в котором оформлены указанные расходные документы, и впредь указанная сумма не принимается в расчет сверхлимитных остатков наличности.

7.26. При осуществлении данных проверок в сфере торговли, общественного питания и услуг также обращается внимание на обязательность обеспечения постоянного наличия в кассах проверяемых предприятий разменной монеты для выдачи сдачи.

7.27. Обнаруженные нарушения установленного лимита кассы отражаются в таблице раздела III акта о проверке (указываются данные о действующем лимите кассы, фактических остатках наличности в кассе в те дни, когда был превышен ее лимит, а также расчет общей суммы превышения установленных лимитов за каждый день).

7.28. В ходе проверки систематизируются в соответствии с банковскими документами все случаи получения предприятием (предпринимателем) значительных сумм наличных средств, а при необходимости используются также соответствующие данные банков, в которых открыты его текущие счета.

7.29. В ходе проверки анализируются объемы наличности, периодичность и структура ее выдачи, динамика по сравнению с предыдущими периодами. Обращается внимание также на сроки открытия предприятием (предпринимателем) счета; проведение им операций, не являющихся экономически оправданными или противоречащих законодательству Украины (не отвечающих характеру его деятельности; переводы значительных сумм наличности на счета физических лиц; поступление и снятие со счетов наличности в суммах, превышающих обычное денежное обращение данного предприятия (предпринимателя); внесение на счета наличности с последующим переводом ее в сжатые сроки другому предприятию; систематическое или полное снятие значительных сумм наличности в день ее поступления на счет и т. п.).

7.30. Анализируется также выдача наличности, которую проверяемое предприятие (предприниматель) получало (получал) со своего счета регулярно в течение короткого периода (недели, декады, месяца).

7.31. Обнаруженные в результате проверки нарушения указываются в разделе IV акта о проверке.

7.32. В ходе проверки устанавливается соблюдение предприятием действующего порядка расходования наличной выручки.

7.33. В ходе проверки учитывается, что при наличии у предприятия налогового долга выплаты наличностью осуществляются с учетом требований Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

7.34. В ходе проверки органы контроля устанавливают, в какие периоды проверяемое предприятие (предприниматель) имело (имел) налоговый долг, который учитывается в органах государственной налоговой службы Украины.

7.35. В ходе проверки устанавливаются факты проведения предприятием в эти периоды выплат, связанных с оплатой труда, при наличии у него налогового долга. Для этого по записям в кассовой книге и по расходным ведомостям и расходным кассовым ордерам устанавливаются суммы и даты осуществления этих выплат из кассы предприятия. На основании кассовой книги и приходных кассовых ордеров выявляются также источники поступлений денежных средств (из банка или из выручки) по суммам и датам, за счет которых осуществлялись вышеупомянутые выплаты.

Также следует обращать внимание на те случаи, когда по одной из расходных ведомостей часть выплат производилась за счет средств, полученных в банке, а другая часть - за счет наличной выручки.

7.36. С целью проверки расходования наличности из выручки на выплаты, связанные с оплатой труда, могут также использоваться: месячный (квартальный) бухгалтерский баланс (Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2), Главная книга, журналы-ордера, кассовые книги, кассовые ордера, расходные ведомости, банковские выписки и т. п.

7.37. Данные об обнаруженных нарушениях (конкретные даты и суммы) указываются в разделе V акта о проверке.

7.38. Целью проверки применительно к порядку выдачи наличности под отчет и ее использования является осуществление контроля за соблюдением предприятиями установленного порядка выдачи наличных средств под отчет (в том числе на командировку) и их использование в соответствии с требованиями настоящего Положения и других нормативно-правовых актов.

7.39. При проведении проверок анализируется порядок выдачи предприятиями сумм под отчет, обнаруживаются факты неправомерной выдачи наличности под отчет работникам, которые полностью не рассчитались за предварительно выданные им денежные средства, факты несвоевременной отчетности, а также случаи передачи подотчетных средств одним работником другому и т. п.

7.40. В ходе проверки могут анализироваться данные бухгалтерских регистров, в частности тех, в которых по дебету отражаются денежные средства, выданные под отчет, и возмещения перерасходов по отчетам об использовании денежных средств, а по кредиту - суммы расходов по отчетам об использовании денежных средств, подтвержденных бухгалтерией, и возврата неиспользованных средств. Дебетовое сальдо определяет сумму задолженности подотчетных лиц предприятию, кредитовое - сумму перерасходов подотчетных лиц по отчетам об использовании денежных средств. Такой анализ позволяет определить направления использования подотчетов, обнаружить нарушения при их выдаче.

7.41. В ходе проверки отчетов об использовании денежных средств для решения хозяйственных вопросов особое внимание уделяется соблюдению подотчетными лицами установленных сроков составления и подачи в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременности возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных средств (одновременно с соответствующим отчетом), наличию оригиналов подтверждающих документов, их погашению и т. п. Кроме того, учитывается, что подача отчетов об использовании денежных средств с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или при других обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение.

7.42. Учитывается также и то, что не должны нарушаться сроки и условия выдачи наличности под отчет, определенные законодательством Украины, в частности пунктом 2.11 настоящего Положения.

7.43. В ходе проверки правильности оформления выдач наличности под отчет как на командировку, так и на иные нужды устанавливается достоверность подтверждающих документов, прилагаемых к отчетам об использовании денежных средств.

7.44. Также следует обращать внимание на полную и своевременную отчетность подотчетных лиц в случае использования ими во время командировки значительных сумм подотчетных средств для решения хозяйственных вопросов.

7.45. При проведении проверки соблюдения порядка выдачи наличности под отчет на командировку устанавливается наличие распорядительных документов (приказа, распоряжения) на служебные командировки, правильность ведения записей в журнале регистрации удостоверений на командировку, соблюдение предельной продолжительности служебной командировки, наличие отметок в командировочном удостоверении, своевременность отчетности по израсходованным в командировке средствам, правильность возмещения расходов работникам и т. п.

7.46. Факты подачи отчета об использовании средств в бухгалтерию в установленные сроки без одновременного возврата в кассу неиспользованных подотчетных средств являются нарушением порядка выдачи наличности под отчет и ее использования.

7.47. Данные об обнаруженных во время проверок нарушениях указываются в разделе VI акта о проверке.

7.48. Для контроля за соблюдением предприятиями (предпринимателями) установленных ограничений при осуществлении между ними наличных расчетов проверяются расчетные операции конкретного предприятия (предпринимателя) - плательщика наличных средств.

В ходе такой проверки должно учитываться то, что такие наличные расчеты могут совершаться предприятиями (предпринимателями) в течение дня с другими предприятиями (предпринимателями) по одному или нескольким платежным документам, а также то, что указанные ограничения не касаются расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами и других случаев, определенных настоящим Положением.

Если наличные расчеты предприятия (предпринимателей) превышают установленную предельную сумму, то излишняя их сумма прибавляется расчетно к фактическим остаткам наличности в кассе плательщика наличности единовременно (в тот же день, в который была осуществлена эта операция), а полученная сумма сопоставляется с утвержденным лимитом кассы. Указанные ограничения касаются всех видов операций с наличностью, связанных как с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), так и с внереализационными операциями.

7.49. Для проверки используются необходимые кассовые и расчетные документы предприятия (предпринимателя) (кассовая книга, кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, отчеты работников о расходовании подотчетных средств), а также документы, подтверждающие осуществленные покупателем (заказчиком) расходы наличности при приобретении товаров, оплате предоставленных услуг и выполненных работ (кассовые и товарные чеки, расчетные квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам, другие расчетные документы, а также счета-фактуры, налоговые накладные, договоры на поставку продукции, предоставление услуг, выполнение работ, товарно-транспортные накладные и т. п.).

7.50. В ходе проверки предприятия (предпринимателя) анализируются записи в кассовой книге, книге учета приобретенных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), данные кассовых ордеров, отчетов подотчетных лиц и других подтверждающих документов. Нарушения установленных ограничений на осуществление наличных расчетов обнаруживаются путем сопоставления фактических расходов наличности плательщиков наличных средств за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) по конкретному расчету, что подтверждено соответствующими подтверждающими документами, с действующими ограничениями. При необходимости могут осуществляться встречные проверки предприятий (предпринимателей) с сопоставлением данных (по суммам и срокам) соответствующих кассовых документов плательщиков и получателей наличных средств.

7.51. В случае обнаружения фактов нарушения установленных ограничений при расчетах предприятий (предпринимателей) они указываются с указанием их конкретных размеров в таблице раздела VII акта о проверке.

7.52. Контроль за установлением и соблюдением предприятиями установленных лимитов кассы и сроков сдачи наличной выручки из кассы осуществляют органы государственной налоговой службы Украины.


Образец расчета сверхлимитных остатков наличности в кассе

(грн)
Дата
Остаток наличности на начало дня
Поступление наличности в кассу
Выдача наличности из кассы
Остаток наличности на конец дня
В том числе по платежным ведомостям в дни выплат, связанных с оплатой труда
Лимит кассы
Сверхлимитные остатки за каждый день
04.10.2004
10
250
80
180
-
100
80
05.10.2004
180
100
140
140
-
100
40
06.10.2004
140
-
-
140
-
100
40
07.10.2004
140
-
-
140
-
100
40
08.10.2004
140
210
340
10
-
100
-
09.10.2004
10
570
90
490
300
100
90
10.10.2004
490
320
350
460
300
100
60
11.10.2004
460
190
390
260
-
100
160
Итого
510

Директор Департамента налично-денежного
обращения Н. ДОРОФЕЕВА
Заместитель председателя Государственной
налоговой администрации Украины В. КОПЫЛОВ

Приложение 2
к Положению о ведении кассовых операций
в национальной валюте в Украине

Розрахунок встановлення ліміту залишку готівки в касі

_____________________________________________
(найменування підприємства)

_____________________________________________
(місцезнаходження підприємства)

1. Касові обороти

з/п
Найменування показників
Фактично за три будь-які місяці поспіль з останніх дванадцяти, що передують строку встановлення (перегляду) ліміту каси
1
Готівкова виручка (надходження до кас, крім сум, що одержані з банків)
2
Середньоденні надходження (рядок 1 розділити на кількість робочих днів підприємства за три місяці)
3
Виплачено готівкою на різні потреби (крім виплат, пов’язаних з оплатою праці, пенсій, стипендій, дивідендів)
4
Середньоденна видача готівки (рядок 1 розділити на кількість робочих днів підприємства за три місяці)

Найменування показника
Установлено підприємством
1. Ліміт залишку готівки в касі
2. Строки здавання готівкової виручки (готівки)
Визначається строк здавання готівкової виручки (готівки) та зазначаються реквізити договорів банківських рахунків

Керівник підприємства
Головний (старший) бухгалтер
«___» ____________ 200_ року.
М. П.
«___» ____________ 200_ року.


версия для печатиотправить почтойнаписать редактору


Следующая статья:  Комментарий ДК...  В начало статьи 





Изменения к Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу Фрагмент статьи (только начало)
Бухучет
Служебные поездки работников, постоянная работа которых проходит в пути или носит разъездной (передвижной) характер, теперь не...
Комментарий ДК...

В рубрике: 


Об утверждении перечня медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 7 процентов Фрагмент статьи (только начало)
Постанова Кабінет Міністрів України від 3.9.2014 № 410
№ 39 (29.9.2014) :: Бухучет
Утвержден перечень медицинских изделий, операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины которых облагаются НДС по ставке 7%....
Комментарий ДК...

Об обложении налогом на прибыль предприятий, находящихся в стадии ликвидации Фрагмент статьи (только начало)
Лист Інші від 22.8.2014 № 2758/7/99-99-19-02-02-17
№ 39 (29.9.2014) :: Бухучет
Государственная фискальная служба Украины разъяснила обложение налогом на прибыль предприятий, находящихся в стадии ликвидации. ...
Комментарий ДК...

0.025921