Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46'2001: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия Урок українською

Уроки по 1С: Бухгалтерии

Теперь, после того как отчетность сдана, начнем изучать программу с самого начала

Татьяна ДАВЫДОВА


Темы прошлых уроков


Урок второй,
в котором мы создадим новую информационную базу условного предприятия "Добро", подключим ее, научимся выбирать режим запуска и устанавливать начальные сведения об организации

Запуск программы. Выбор режима работы. Заполнение констант

Программа "1С:Бухгалтерия" предназначена для автоматизации всех разделов учета, подготовки первичных документов и отчетности и может быть использована для предприятий любого типа. Она состоит из двух частей - технологической платформы (которая, в свою очередь, делится на три компонента - бухгалтерский учет, оперативный учет и расчет) и прикладных решений.

Прикладные решения, созданные на основе компонентов технологической платформы, называются конфигурациями. Собственно, конфигурация - это то, что вы видите, когда работаете с программой. Именно в конфигурации созданы документы, отчеты, справочники, с которыми вы работаете.

Для одной и той же программы могут быть написаны различные конфигурации, учитывающие особенности учета конкретной отрасли и даже конкретного предприятия. Для написания конфигураций программа содержит средства конфигурирования.

Мы рассчитываем, что у вас уже установлена "1С:Бухгалтерия", однако напомним, что установка программы производится в два этапа:

1. Устанавливается система "1С:Предприятие" с компонентом "Бухгалтерский учет". Это делается при помощи программы установки Setup.exe. При этом создается новая программная группа в меню Пуск/Программы - 1С:Предприятие.

2. Устанавливается конфигурация. Этот второй этап вы можете отложить и подумать над тем, какую конфигурацию установить. В комплект поставки обязательно входит конфигурация "Бухгалтерский учет для Украины" - типовая конфигурация, которую мы рассматриваем в своих уроках. Теперь запустим программу.

Существуют конфигурации на основе нескольких компонентов. Такие конфигурации называют комплексными. Типовая конфигурация "Бухгалтерский учет для Украины" использует один компонент - "Бухгалтерский учет".


Как запустить программу в нужном режиме

"1С:Бухгалтерия 7.7 для Украины" может быть запущена (Пуск/Программы/1С:Предприятие) в таких режимах работы:

1С:Предприятие - предназначен для ведения бухгалтерского учета. Если мы специально не оговариваем режим, то в уроках идет речь именно об этом режиме.

Конфигуратор - предназначен для редактирования структур данных, сохранения, восстановления данных, формирования списка пользователей, назначения им прав. Об этом режиме мы планируем поговорить в дальнейшем.

Отладчик - конечными пользователями не используется. Предназначен для отладки программных модулей.

Монитор предназначен для просмотра списка пользователей и истории изменения информационной базы. Он позволяет увидеть, когда, как и над какими документами, сколько времени работают ваши бухгалтеры, и контролировать их работу.

Теперь, когда мы выбрали режим работы, - приступим к выбору информационной базы.

Запустите "1С:Бухгалтерию" в режиме Монитор с вашей рабочей информационной базой. Выберите меню Монитор/Журнал регистрации.

В появившемся окне Фильтр журнала регистрации нажмите кнопку ОК.

В журнале вы увидите все действия, которые выполняли пользователи в последнее время.


Что такое "Информационная база"

Как и другие программы системы "1С:Предприятие", "1С:Бухгалтерия 7.7 для Украины" хранит и накапливает учетную информацию в отдельном каталоге на жестком диске. Такой каталог называется информационной базой. Во время инсталляции программа создает на диске два каталога - \1Cv77\1SBUKR и \1Cv77\1SBUKRD. В них находятся соответственно рабочая (предназначенная для ведения учета) и демонстрационная (содержит демонстрационный пример ведения учета) информационные базы.

Если планируется вести раздельный учет по нескольким предприятиям, то необходимо создать дополнительные информационные базы - по одной на каждое предприятие. Удобнее всего это делать, копируя уже существующие каталоги.

1. Запустите Проводник. Найдите каталог с рабочей базой.

2. Щелкните по нему правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Копировать.

3. Теперь щелкните правой кнопкой в пустом месте текущей папки и укажите Вставить.

4. Щелкните правой кнопкой мыши по названию папки и нажмите Переименовать.

5. Напишите новое название и нажмите ОК. Удобнее всего, чтобы названия папок соответствовали названиям предприятий. Назовем папку названием нашего условного предприятия - "Добро".

В результате этих действий мы получили чистую информационную базу Добро, которая находится в каталоге \1Cv77\Добро. Чтобы не нарушать ваши базы, все, о чем мы пишем, будем выполнять в этой базе.

Файлы, находящиеся в каталоге информационной базы, можно условно разделить на три группы:

- файлы конфигурации (метаданные) - 1cv7.md и 1cv7.dd. Именно эти файлы задают состав и структуру данных.

- файлы базы данных *.dbf и *.cdx, которые накапливают всю вводимую пользователем информацию;

- служебные файлы. Сюда относятся, в частности, файлы *.spl, содержащие описание числительных, валют, дат на требуемом языке.

Запустиіте Проводник. Найдите каталог с информационной базой "1С:Предприятие". Посмотрите на розмещённые там файлы.

 

Помните! "1С:Предприятие" рассматривает каталог информационной базы как единое целое. Поскольку структура базы данных жестко определяется ее конфигурацией, постороннее вмешательство (удаление или замена файлов) - недопустимы.


Как подключить информационную базу

Для того чтобы "1С:Предприятие" "увидело" новую информационную базу, ее нужно зарегистрировать в окне Запуск 1С:Предприятия.

При запуске "1С:Бухгалтерия" предлагает выбрать режим запуска и информационную базу для работы. В окне находится список зарегистрированных баз (две из них - рабочая и демонстрационная - регистрируются при инсталляции). Список используемых баз можно редактировать. При этом изменяется только список в окне Запуск, а не каталоги. В нижней части окна указан полный путь к выбранной информационной базе.

Подключим к программе созданную нами базу. Для этого:

1) нажмите кнопку Добавить;

2) в появившемся окне Регистрация информационной базы напишите название новой информационной базы ("Добро");

3) укажите ее каталог (\1Cv77\Добро), можно воспользоваться кнопкой Обзор.

Теперь наша информационная база появилась в окне запуска "1С:Предприятия".

Конфигурация "1С:Бухгалтерия 7.7 для Украины" предполагает также возможность ведения учета нескольких предприятий в одной информационной базе. Такой вариант учета выбирают в том случае, если хозяйственная структура состоит из нескольких юридических лиц, имеющих общих поставщиков и покупателей и сходный род деятельности, либо все предприятия принадлежат одним и тем же лицам. В этом случае можно получать информацию о движении активов и обязательств как по конкретному предприятию, так и общую по всем фирмам. Теперь выделим в списке информационных баз строку "Добро" и нажмем кнопку ОК.

Рисунок


Как изменить порядок сортировки

При запуске "1С:Предприятия" вы можете получить сообщение "Порядок сортировки, установленный для базы данных, отличается от системного" - и запуск будет прекращен. В таком случае вам нужно привести их в соответствие - либо установить региональный (украинский) стандарт для системы, либо изменить кодовую страницу информационной базы.

Чтобы установить региональный украинский стандарт, необходимо:

1. В меню Пуск/Настройка/Панель управления/Язык и стандарты выбрать закладку Регион и язык.

2. Установить Украинский, нажать ОК и перезагрузить компьютер.

После перезагрузки будет действовать украинский стандарт, и вы можете запускать "1С:Предприятие".

Если у вас (в основном это касается пользователей сетевых версий) есть необходимость сохранить российский стандарт, то следует:

1. Запустить информационную базу в режиме Конфигуратор.

2. В меню Администрирование выбрать Кодовая страница ИБ.

3. Выбрать кодовую страницу Русский, белорусский, болгарский и сербский языки, нажать ОК.

4. После этого закрыть Конфигуратор и запустить ИБ в режиме "1С:Предприятия".

Рисунок


Как пользоваться Путеводителем по конфигурации

Теперь "1С:Предприятие" запустится успешно. Если для данной конфигурации был заведен список пользователей, вы увидите диалог авторизации, в котором вы должны выбрать свое имя и ввести пароль (или нажать кнопку ОК, если пароль не установлен). Если такого списка нет, то вход в программу выполняется сразу.

Для самостоятельного освоения конфигурации специально создан помощник - Путеводитель по конфигурации. Его окно автоматически открывается при первом запуске. Это справочная система, информация в которой структурирована по участкам учета. Вы можете ознакомиться с:

- основными объектами учета (раздел Структура конфигурации)

- началом ведения учета (раздел Начало ведения учета)

- последовательностью ввода информации в информационную базу

- способами анализа имеющейся учетной информации.

Окно Путеводитель по Конфигурации может быть открыто также с помощью кнопки или командой Путеводитель по конфигурации меню Помощь.

Путеводитель очень удобен тем, что позволяет не только прочитать необходимые сведения, но и перейти непосредственно к выполнению описанных действий двойным щелчком по пиктограмме, которая находится слева вверху каждого раздела. Точно так же из меню Помощь можно вызвать и окно Совет дня. Если вы хотите отказаться от советов, снимите флажок Показывать при запуске.

Рисунок

Раскройте окно Путеводитель по конфигурации. Посмотрите содержание разделов. Перейдите в раздел "Начало ведения учета". Щелкните по пиктограмме "Начало ведения учета" Будет вызван Помощник заполнения констант


Как выполнить первоначальную настройку с помощью констант

Таким образом, если вы воспользовались Путеводителем, учет следует начинать с заполнения констант. В программах системы "1С:Предприятие" в константах хранится общая, редко меняющаяся информация о предприятии и окружающей среде. Указав определенные значения констант, можно настроить программу на то или иное поведение, поэтому этот этап часто называют первоначальной настройкой программы. Сейчас таких констант 45. Открыть список констант можно через меню Операции/Константы. Если поставить курсор в строку с константой и нажать кнопку Справка , вы получите ее описание.

Для каждой константы задаются три параметра - код, наименование (служит комментарием для пользователей) и значение константы. При вводе значений константы вы увидите кнопку выбора из списка - это может быть либо перечисление, либо значения справочника - так, например, значениям многих констант соответствуют строки декларации о прибыли из справочника Валовые доходы/затраты.

По влиянию значений констант на действия, выполняемые программой, константы можно условно разделить на 4 группы.

1-я группа - это константы, значения которых влияют на формирование проводок. Их немного, но это, пожалуй, самые важные константы. Переключением значения константы Использовать счета расходов вы можете выбрать метод учета расходов, и все документы программы будут формировать проводки, используя или не используя 8-й и 9-й класс счетов в соответствии с П(С)БУ 16 "Расходы".

Константа Метод партионного учета позволяет выбрать метод списания запасов - реализовать методы LIFO, FIFO или средневзвешенной себестоимости в соответствии с П(С)БУ 9 "Запасы". Вы можете выбрать значение по средневзвешенной цене, и тогда при выбытии запаса автоматически будет определятся его средневзвешенная цена, либо по партиям - тогда будет вестись список партий, с датой поступления и себестоимостью запаса. При выбытии можно реализовать методы LIFO или FIFO, списывая соответственно последние либо первые партии товаров. Как вы знаете, в соответствии со стандартом, метод выбытия запасов можно менять. Чтобы учесть это, константа Метод партионного учета - периодическая. Такое свойство можно задать константе при конфигурировании. Для периодических констант в списке хранится не только ее последнее значение, но и история - все ранее существовавшие значения с датами их ввода.

Рисунок

Действия в списке констант

Ввести или отредактировать - двойной щелчок мышью или нажать клавишу ENTER.

Сохранить изменения - нажать клавишу ENTER или кнопку Записать.

Изменить ширину столбца - щелчок мышью (выбрать) и переместить в нужное место, перетаскивая правую границу.

Константа Проводку по НДС делать по налоговой накладной используется, чтобы относить к налоговому кредиту только суммы НДС, по которым получены налоговые накладные.

Константа Проводки по кассе только кассовыми ордерами запрещает любым документам, кроме кассовых ордеров, делать проводки со счетом "Касса".

2-я, наиболее многочисленная группа констант, - это константы, значениями которых по умолчанию заполняются строки документов либо значения которых используются в качестве аналитики в проводках. Так, в качестве Единиц измерения будут подставляться штуки. Если же ваша фирма занимается, например, торговлей нефтепродуктами, удобнее изменить значение этой константы на л (литры).

3-я группа констант - это константы-переключатели. Они могут иметь значения "Да/Нет" либо "0/1", и в зависимости от значения выполняются или не выполняются определенные действия. Например, если константа Использовать список корректных проводок имеет значение "Да", то при выборе корреспондирующего счета будет предложен выбор счетов из списка корректных проводок. Вы можете отключить его при выборе и получить полный План счетов. Если значение этой константы "Нет" - всегда будет появляться полный План счетов.

Рисунок

Установите индивидуальные значения для рабочего места, указав сотрудника, отпускающего товар и выписывающего налоговые накладные.

И к 4-й группе относятся служебные константы. Они определяются разработчиками, и пользователи их не редактируют, за исключением одной - Дата запрета редактирования. Изменяя эту дату, вы можете запретить доступ к уже отработанным, "закрытым" периодам.

Если с "1С:Бухгалтерией" работают несколько человек и для них заведен список пользователей, например, в сетевом варианте, может оказаться удобным настроить некоторые константы отдельно для каждого из них.

Рисунок

Через меню Сервис/Индивидуальная настройка можно вызвать список констант (только те константы, которые могут быть для разных пользователей различными), подставляемых программой по умолчанию во вновь создаваемые документы и элементы справочников. Например, сотруднику, оформляющему экспортные операции, в качестве НДС по умолчанию удобно выбрать значение 0% (экспорт).Если не использовать эту настройку, будут использованы общие значения из списка констант.

Работа с периодическими константами предпологает следуюшие действия:

- просмотр и редактирование истории значений:

1) установить курсор в строку с новой константой;

2) нажать на панели инструментов окна Список констант кнопку
История или нажать клавишу F5, или в меню Действия выбрать команду История значения;

- изменение даты ввода или значения константы:

1) дважды щелкнуть по изменяемому параметру;

- ввод нового значения:

1) команда Новая строка или клавиша INS;

- удаление записи из истории:

1) команда Удалить или клавиша DEL.

Изменять значения констант можно непосредственно в Списке констант, однако если вам нужно изменить значения многих (как раз при начале учета), удобно воспользоваться специальным помощником. "Помощник заполнения констант" доступен через меню Помощь/Помощник заполнения констант (еще одну возможность вызвать этот Помощник - через Путеводитель по конфигурации -вы увидели выше). Он позволяет последовательно задать значения всех констант из списка. Пользователей более ранних версий конфигурации удивляет, что в списке констант в явном виде не содержатся сведения об организации. Поскольку организаций теперь в информационной базе может быть несколько, эта информация находится в справочнике Фирмы.

Итак, в этом уроке мы научились создавать новую информационную базу и включать ее в список Окна запуска "1С:Предприятия". Мы можем пользоваться Путеводителем по конфигурации и устанавливать нужные значения константам. Этого уже достаточно, чтобы приступать к ведению учета.

Word, Excel и знание 1C - вот джентльменский набор (или, если хотите, набор бизнес-леди) современного бухгалтера.

Хотите быть профессионалом 1С? Станьте им, получив сертификат "1С:Профессионал"!

Его наличие - не дань моде. Он даст вам уверенность в своих знаниях, вызовет доверие вашего руководителя и, наконец, вы будете иметь преимущество при приеме на работу и продвижении по службе. С этого выпуска рубрики мы будем регулярно помещать задания по теме урока, которые дадут вам возможность не только проверить свои знания, но и эффективно подготовиться к сдаче сертификационного экзамена.

Владимир ЛАВРЕНОВ,
руководитель проекта "Автоматизация бухгалтерского учета"


Проверьте свои знания и ответьте на вопросы по пройденной теме:

1. Какие данные содержатся в информационной базе, выбираемой при запуске системы?

2. Может ли на одном компьютере выполняться программа "1С:Бухгалтерия" одновременно в режиме "Конфигуратор" и "1С:Предприятие"?

3. Можно ли один экземпляр программы, установленный на одном компьютере, использовать для ведения учета на нескольких предприятиях?

4. Если необходимо осуществить запуск программы для ведения бухгалтерского учета, какой режим должен быть выбран в поле "В режиме" окна запуска программы?

5. Можно ли на одном компьютере устанавливать несколько вариантов настройки программы "1С:Бухгалтерия" (несколько конфигураций)?


F.A.Q. - вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua