Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#48'2001: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 3
Учитываем расходы на оплату труда

Татьяна ДАВЫДОВА

Есть в учете вечные темы. Такую тему мы рассмотрим в этом уроке. Если есть на предприятии работники - значит, есть расходы на оплату труда

Работникам, работающим на предприятии, заработная плата должна быть начислена в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками, месячными окладами при фактически отработанном времени, а также принятыми положениями о премировании и нормами оплаты. С другой стороны, расходы на оплату труда (вместе с расходами на обязательные взносы в страховые фонды) должны быть, в соответствии с П(С)БУ 16, учтены в составе себестоимости.

Для расчета заработной платы на предприятиях со сложной системой оплаты труда обычно используются специализированные программы, например "1С:Зарплата и Кадры для Украины". Для организаций с небольшой численностью работающих, где используется повременная оплата (должностные оклады), для учета заработной платы можно использовать возможности типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия для Украины".

Учет расходов по оплате труда в программе организован в соответствии с Инструкцией №291. Он ведется на счете 66, по кредиту которого отражаются начисления заработной платы; а по дебету - выплаты, а также суммы взысканных налогов, сборов и других удержаний. Аналитический учет на счете 66 ведется в разрезе персонала ("Сотрудники") и периодов ("Месяц начисления").

В наших уроках мы будем рассматривать работу швейного предприятия "Добро". В нем есть пять сотрудников, которым мы начислим и выплатим заработную плату за ноябрь 2001г. Исходные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сотрудник Осн./Совм. Оклад, грн Дети Льготы Примечание
Адасюк В. С. основной 800 3 10 н.м.д.г. "Чернобылец" I категории
Флерко Г. П. основной 550 - - Принята 19.11.2001 г.
Бабич А. В. основной 360 3 - Неполная рабочая неделя
Сергеева М. Н. совместитель 1100 1 - -
Швейко Л. И. основной 360      

Учет бухгалтерских операций по начислению и выплате заработной платы в программе "1С:Бухгалтерия для Украины" проходит в несколько этапов. Рассмотрим их по порядку.

Этап 1.
Заполнение справочников

При начислении заработной платы используется информация из следующих справочников (меню Справочники, рис. 1). Удобнее, чтобы они были заполнены до начала работы с документами начисления и выплаты зарплаты.

Рисунок 1.

Построение справочника может быть различным. Одноуровневый справочник представляет собой простой список элементов. Обычно структура справочника "Сотрудники" соответствует структуре предприятия.

Внесем информацию о наших сотрудниках. Для формирования на предприятии "Добро" одноуровневого справочника Сотрудники (рис. 2), откройте справочник Сотрудники (меню Справочники/Сотрудники) и нажмите клавишу INS (или выберите кнопку "Новый элемент"). Вы увидите элемент справочника Сотрудники, который имеет 4 закладки: Общие, Данные по ЗП, Паспортные данные, Налоговые данные.

Рисунок 2

На рис. 3 приведена закладка Данные по з/п для сотрудника Адасюка (для остальных сотрудников заполняется аналогично).

Рисунок 3

Поле Количество льгот заполняется для сотрудников, которые имеют право на уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода на суммы в размере 5, 10 или 15 н.м.д.г. В этом поле следует поставить числа, соответственно 4, 9, 14 (т. е. количество н.м.д.г., на которые дополнительно уменьшается совокупный налогооблагаемый доход таких сотрудников сверх 1 н.м.д.г., уже включенного в шкалу расчета подоходного налога для каждого гражданина). В поле Количество детей указывается количество детей до 16 лет. Основное место работы сотрудника указывается в реквизите Основной на закладке Общие.

Если на вашем предприятии учет затрат организован с использованием счетов класса 9, на закладке Общие заполните реквизит Счет затрат. Здесь выбирают счет 23, 91, 92 или 93, на который будет относиться заработная плата сотрудника.

Предприятия, на которых учет организован с использованием 8-го класса счетов (или 8-го и 9-го классов), этот реквизит не заполняют.

А вот реквизит Вид затрат обязателен - это аналитический объект, на который, в соответствии с П(С)БУ 16 "Расходы" и учетной политикой предприятия, будут отнесены расходы на заработную плату. В соответствии с учетной политикой предприятия "Добро", зарплата директора и бухгалтера будет относиться на административные расходы/зарплата административного аппарата; конструктора-технолога - на общепроизводственные расходы; зарплата остальных сотрудников - это прямые производственные затраты/зарплата производственного персонала.

В реквизите Вид деятельности указывается вид деятельности, на который будут относиться затраты по зарплате соответствующего сотрудника. Если на предприятии не ведется разграничение видов деятельности, следует выбирать Общая. Если учет организован в разрезе видов деятельности, требуется указать, к какому виду деятельности будет относиться зарплата того или иного сотрудника.

Внесите в справочник Сотрудники подробную информацию обо всех работниках, в том числе информацию об их паспортных данных и идентификационных номерах.

В многоуровневом справочнике (такое свойство задается справочнику при конфигурировании) элементы объединены в группы. В качестве групп выступают подразделения и отделы, конечные элементы - это собственно сотрудники. Если сотрудников на предприятии немного, удобно использовать одноуровневый справочник. Однако его всегда можно преобразовать в многоуровневый. Для того чтобы преобразовать справочник Сотрудники предприятия "Добро" в многоуровневый, откройте его и добавьте новые группы, например "Швейный цех" и "Администрация", нажав клавиши CTRL+F9 или используя кнопку . Перенесите строки с данными директора и бухгалтера в группу "Администрация", остальных сотрудников - в группу "Швейный цех". Для этого выделите в списке справа элемент, который будет переноситься, а слева - группу, куда он должен быть перенесен. После этого нажмите кнопку "Перенести в группу". Теперь справочник Сотрудники ООО "Добро" имеет иерархическую структуру (рис. 4).

Рисунок 4

Откройте справочник Сотрудники. Отключите режим Иерархический список. Выберите в меню Действия/Сортировка. В открывшемся подменю выберите По наименованию. В каком порядке будет отсортирован справочник Сотрудники?

В справочнике возможен "быстрый поиск" нужного вам объекта. Для этого откройте справочник Сотрудники и отключите режим Иерархический список кнопкой . Установите указатель на любую запись в колонке Наименование. Наберите первые буквы фамилии "Бабич". Курсор будет установлен на нужный объект. Если снова включить режим Иерархический список, вы попадете в группу, где находится выбранный вами объект. Режим "быстрого поиска" особенно часто используется при работе с большими многоуровневыми справочниками, например Номенклатура или Контрагенты.

Остальные справочники, рассматриваемые в этом уроке, уже заполнены разработчиками программы.

Справочник Виды затрат (рис. 5) имеет двухуровневую структуру и поставляется заполненным в соответствии с П(С)БУ 16 "Расходы".

Рисунок 5

Каждый элемент содержит наименование статьи затрат и бухгалтерский счет, как объект аналитики счетов класса 8, на который в конце месяца будут списываться суммы затрат по данной статье (если на предприятии применяются только счета класса 8, то счет можно не заполнять).

При конфигурировании этот справочник объявлен трехуровневым, но в зависимости от задач анализа затрат, стоящих перед вашим предприятием, вы можете создавать другую группировку затрат.

Справочник Валовые доходы/расходы поставляется заполненным в соответствии с Законом "О налогообложении прибыли предприятий". Его структура соответствует статьям Декларации о прибыли. Такая организация позволяет вести учет валовых доходов и расходов на забалансовом счете и в дальнейшем строить отчет "Декларация о прибыли".

Справочник Налоги и отчисления (рис. 6) поставляется заполненным для общей системы налогообложения и включает используемые ставки налогов и сборов и области их применения. Налоги, относящиеся к расчету зарплаты, собраны в группах "Налоги и отчисления с фонда з/п" и "Налоги и отчисления по з/п с сотрудников".

Рисунок 6

В справочнике Налоги и отчисления откройте группу Налоги и отчисления по з/п сотрудников/Соцстрах. на случай врем. нетрудоспособности сотрудника. Какие пределы и ставки налога указаны в этой группе?

Предприятиям, уплачивающим единый налог, следует установить в группе Налоги и отчисления с фонда з/п этого справочника нулевые ставки начислений на фонд оплаты труда (кроме начислений страхования на случай временной нетрудоспособности и страхования от несчастного случая на производстве) с даты перехода на уплату единого налога. Поскольку ставки налогов и отчислений являются периодическими реквизитами, т.е. хранят историю изменений значений по датам, программа "знает", когда и какие ставки действовали.

Теперь можно переходить непосредственно к начислению заработной платы.


Этап 2. Начисление зарплаты

Для начисления сотрудникам заработной платы предусмотрен документ Начисление ЗП (рис. 7), который можно ввести через меню Документы/Зарплата. Документ может вводиться в нескольких режимах (определяется реквизитом Вид выплаты): Аванс, Ввод начальных остатков и Основная заработная плата.

Рисунок 7.

Режим Аванс предназначен для формирования ведомости начисления аванса (Форма П-53). Предусмотрено автоматическое заполнение суммы аванса из реквизита Аванс справочника Сотрудники. Сумма аванса доступна для корректировки вручную. Бухгалтерских проводок это действие не формирует.

Обратите внимание: при получении средств на выплату аванса должны быть уплачены сборы на обязательное государственное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование, в том числе сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы. Начислены они будут при расчете в режиме Основная заработная плата.

Режим Ввод начальных остатков предназначен для введения начальных сальдо по расчетам по оплате труда. Для корректного автоматического формирования регламентированного отчета "Форма 8-ДР" сальдо вносится за каждый месяц предыдущего периода отдельным документом Начисление ЗП. При этом отслеживается движение задолженности по расчетам с персоналом в разрезе месяца. Если внести всю накопившуюся задолженность по заработной плате одним документом, "Форма 8-ДР" не будет автоматически формироваться корректно до тех пор, пока вся внесенная таким образом задолженность не будет погашена.

В режиме Основная заработная плата документ Начисление ЗП рассчитывает для каждого сотрудника величину заработной платы, сумму подоходного налога, удержания в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования на случай безработицы, формирует начисления на фонд оплаты труда и рассчитывает коммунальный налог. В этом режиме формируются проводки бухгалтерской операции начисления заработной платы.

Форма документа (рис. 7) содержит такие кнопки:

Провести - генерирует проводки без закрытия документа.

Заполнить - табличная часть заполняется данными о сотрудниках предприятия; в графе Начислено проставляется сумма оклада, определенная в справочнике Сотрудники пропорционально отработанному времени. Эту сумму также можно корректировать вручную. Сумму дополнительных начислений (отпускные, приходящиеся на месяц расчета, больничные, материальную помощь) вносят в соответствующие графы табличной части документа.

Печать - можно сформировать и напечатать следующие формы:

расчетно-платежная ведомость (форма П-49);

платежная ведомость (форма П-53);

расчетные листки;

свод отчислений в фонды.

Печатные формы заполняются на украинском языке и соответствуют приказу №144 Министерства статистики Украины.

Рассчитать - расчет сумм основных удержаний в соответствии с их ставками, указанными в справочнике Налоги и отчисления. После нажатия кнопки в графах "Начислено", "Удержано", "К выплате" отразятся суммы начислений, удержаний и сумма к выплате. На рисунке приведена экранная форма документа в режиме "Основная з/п".

В документе автоматически рассчитываются суммы начислений и удержаний в соответствии с действующими ставками. Кроме того, подоходный налог рассчитан с учетом следующих требований действующего законодательства:

уменьшения совокупного налогооблагаемого дохода на 1 н.м.д.г. (п. 1 ст. 6 Декрета №13-9);

уменьшения совокупного налогооблагаемого дохода на 1 н.м.д.г. на каждого ребенка до 16 лет по месту основной работы одного из родителей, если его совокупный налогооблагаемый доход не превышает 10 минимальных месячных заработных плат, установленных действующим законодательством (1180 грн) (п. 2 ст. 6 Декрета №13-92);

уменьшения подоходного налога на 50% родителям, имеющим трех и более детей (постановление КМУ №470 от 23.06.93 г.);

учет льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан: пострадавшим от Чернобыльской аварии I и II категории (п. 3 ст. 6 Декрета №13-92), инвалидам, родителям и одному из четы военнослужащих, родителям инвалидов; гражданам, пострадавшим от политических репрессий (п. 4. ст. 6 Декрета №13-92); участникам боевых действий и ветеранам войны (постановление №146). Число льгот, на которые уменьшается совокупный налогооблагаемый доход таких граждан, указывается в поле "Число льгот" справочника Сотрудники (в н.м.д.г.);

работникам, отработавшим при приеме на работу или увольнении менее 15 календарных дней в текущем месяце, налог рассчитывается без применения н.м.д.г. и льгот на детей (п. 9.2 Инструкции №12);

для доходов, полученных не по месту основной работы - подоходный налог рассчитывается по ставке 20% с суммы дохода (ст. 11 Декрета №13-92);

суммы страховых взносов исключаются из доходов работников, подлежащих обложению подоходным налогом с граждан согласно п. 3 ст. 19 Закона №2213-III.

В нашем примере подоходный налог с сотрудников рассчитан следующим образом:

Флерко (Целое(250-1,25)-170)*20%+21,25=36,85 грн.
Бабич (Целое(114,55-0,57)-3*17)*10%*50%=2,25 грн.
Сергеева Целое(1100-5,50)*20%=218,80 грн.
Швейко (Целое(360-1,80)-170)*20%+19,55=57,15 грн.

Рассчитайте и проверьте начисление подоходного налога для сотрудника Адасюка.

На следующем уроке мы продолжим рассмотрение особенностей начисления заработной платы. Также вы узнаете, как оформлять выплаты и совершать анализ операций по зарплате.


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №3

При проведении сертификационного экзамена "1С:Профессионал" соискателям будет предложено несколько вариантов ответов на каждый поставленный вопрос. Например, на вопрос "Для каких целей используется дерево групп, размещенное в окне справочника?" могут быть предложены такие варианты:

1. Для поиска групповых реквизитов справочника, не отражаемых в форме диалога.

2. Для быстрого обращения к фрагменту дерева описания типовой конфигурации, относящегося к данному справочнику.

3. Для быстрого выбора нужной группы элементов справочника.

4. Для перемещения элементов справочника из одной группы в другую.

5. Для целей, названных в ответах 3 и 4.

Мы же будем предлагать вам только текст вопроса. Как говорится, трудно в учении - легко на экзамене.

Владимир ЛАВРЕНОВ
руководитель проекта "Автоматизация бухгалтерского учета"


Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы

1. На каком этапе учетной работы допускается ввод информации в справочники?

2. Для каких целей используется дерево групп, размещенное в окне справочника?

3. Как выполняется сортировка элементов иерархического справочника?

4. Понятие "История изменения значения" относится?


Ответы на вопросы урока №2

1. В информационной базе, выбранной при запуске системы, содержатся учетные данные, а также файлы с информацией, определяющей текущую конфигурацию программы.

2. На одном компьютере программа "1С:Бухгалтерия" может одновременно выполняться в режиме "Конфигуратор" и "1С:Предприятие", независимо от последовательности их запуска.

3. Один экземпляр программы, установленный на одном компьютере, можно использовать для ведения учета неограниченного числа предприятий.

4. При запуске программы для ведения бухгалтерского учета в поле "В режиме" должен быть выбран режим "1С:Предприятие".

5. На одном компьютере можно устанавливать неограниченное количество конфигураций программы "1С:Бухгалтерия".


1С:Бухгалтерия: вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua