Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#50'2001: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 4
Расходы на оплату труда (продолжение)

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

На этом уроке мы продолжаем рассматривать вопрос учета расходов на оплату труда, который мы начали в уроке 3 ("ДК" №48). Напомним, что в прошлом уроке нами были созданы необходимые справочники, заполнен документ "Начисление ЗП" и в нем рассчитаны необходимые удержания.

Этап 2. Начисление зарплаты (продолжение)

При нажатии кнопки Провести или ОК созданный нами документ Начисление ЗП сформирует бухгалтерскую операцию начисления заработной платы. Начисленная заработная плата распределяется по субсчетам 81-го счета в соответствии с требованиями Инструкции №291. Коммунальный налог рассчитывается по указанной среднесписочной численности и списывается на счет, указанный в закладке Дополнительные документа Начисление зарплаты.

Проводки, сформированные документом, вы можете увидеть, нажав кнопку в окне документа. То же можно сделать в журнале Зарплата (Журналы/Зарплата), нажав такую же кнопку или кнопку Печать движений.

Для экономии места на рис. 1 приведен только фрагмент проводок, показывающий отнесение к валовым затратам расходов на оплату труда и сумм сборов на социальное страхование. К валовым расходам, попадающим в строку Ж16 "Оплата труда" приложения "Ж" Декларации о прибыли, относятся выплаты по окладам, отпускные и пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные за счет предприятия (в нашем примере: 2079,00 + 280,00 + 182,00).

Рисунок 1

К валовым расходам, попадающим в строку Ж21 "Выплаты на обязательное социальное страхование", отнесены только начисления на выплаты по окладам и больничным листкам [(2079,00 + 280,00) х 37%]. Хотя выплаты материальной помощи (имеется в виду облагаемая матпомощь) входят в базу обложения сборами на обязательное страхование, они не относятся к валовым расходам и, следовательно, не относятся к валовым расходам начисления.

Вы можете легко убедиться в правильности начисленных сумм. Приведенная рядом таблица 1 показывает, как документом Начисление ЗП определяется база для расчета необходимых начислений и удержаний: в Фонд обязательного государственного пенсионного страхования [32% и 1% (2%)]; в Фонд обязательного социального страхования [2,5% и 0,25% (0,5%)]; обязательного социального страхования на случай безработицы (2,5% и 0,5%); страхования от несчастного случая на производстве - в зависимости от класса риска предприятия.

Также в таблице показаны включение/невключение начисленных сумм в валовые расходы.

Таблица 1

* Суммы приведены в гривнях для нашего примера (рис. 7 "ДК" №48).

** Отпускные в части, приходящейся на текущий месяц.

Другие удержания из заработной платы

Кроме обязательных удержаний, налогов и сборов, из заработной платы сотрудников могут удерживаться другие суммы. Это удержания, которые производятся по желанию работников (погашение полученных ссуд, стоимость купленных у предприятия товаров, взносы по добровольному страхованию) и удержания, которые производятся на основании исполнительных документов. Наиболее распространенные - суммы нанесенного предприятию материального ущерба и алименты на содержание несовершеннолетних детей. Многие из этих удержаний носят регулярный характер для предприятия, но документами типовой конфигурации они не предусмотрены. Для них целесообразно создать типовую операцию.

Напишем такую операцию для наиболее распространенного случая - алиментов. Нам следует на основании исполнительного листа ежемесячно удерживать с Адасюка В. С. 25% заработка в пользу Адасюк А. А. на содержание несовершеннолетнего ребенка.

1. В меню Операции выберите пункт Типовые операции. Откроется окно со списком, который пока пуст.

2. Нажмите клавишу INS и введите название типовой операции - "Удержание алиментов Адасюк".

3. Закройте редактирование клавишей ENTER. В результате в списке появилась операция с таким названием.

4. Двойным щелчком или кнопкой на панели окна вызывается Шаблон типовой операции (рис. 2). Визуально он состоит из двух частей - нижней (области реквизитов типовой операции) и верхней (области правил, которыми описывается заполнение этих реквизитов).

Рисунок 2

Шаблон типовой операции:

1 - выбранный реквизит;
2 - название выбранного реквизита;
3 - формула вычисления выбранного реквизита на встроенном языке;
4 - подсказка по заполнению реквизита;
5 - реквизиты, имеющие постоянное значение.

Измените типовую операцию так, чтобы кроме алиментов с Адасюка В. С. удерживать 25% и с Бабича А. В. Для этого аналогично введите вторую проводку. Формула суммы удержания должна иметь вид:
(БИ.СКК(“661“,,,Пров(2).Дебет.Субконто(1),Пров(1).Дебет.Субконто(2)))*0.25.

5. Нажмем клавишу INS и начнем ввод проводки. Введем счет дебета - 661, первое субконто дебета - Адасюк В. С. Эти элементы у нас будут иметь постоянное значение, их можно ввести непосредственно в ячейку. Второе субконто дебета - это месяц начисления заработной платы, из которой удерживаются алименты. Документ Начисление ЗП определяет его как начало месяца начисления заработной платы. Учитывая, что типовую операцию мы собираемся вводить сразу после документа Начисление ЗП, введем в поле Формула в верхней части окна НачМесяца(РабочаяДата()). Такая формула вернет нам дату 01.11.01, если дата ввода типовой операции (рабочая дата) - любое число ноября.

В поле Подсказка введите, например, "определение месяца начисления алиментов" или другую подсказку, которая понятно для вас определяет работу формулы. Далее вводится счет кредита - 3771 и субконто кредита - Адасюк А. А. (внесите его в справочник Контрагенты).

6. Перейдем к полю сумма. Определим сумму проводки. В нашем случае это 25% от суммы к выдаче. Введем в поле Формула (БИ.СКК (“661”,,, Пров(1).Дебет.Субконто(1), Пров(1).Дебет.Субконто(2)))*0.25. При работе этой формулы мы сначала получаем сумму, причитающуюся Адасюку В. С. к выплате в ноябре (кредитовое сальдо по 661-му счету (свернутое, т. е. сумму к выдаче), по субконто, указанным в дебете проводки 1 (т. е. Адасюк В. С. и 01.11.01). Умножаем ее на 0,25 и получаем сумму алиментов. Для построения формул вы можете воспользоваться синтаксическим помощником, нажав кнопку на панели инструментов окна. Формулы помощника удобно сгруппированы, приведенная выше содержится в разделе Бухгалтерские итоги/Остатки и обороты. Далее заполните поле фирма, выберите фирму, где работает сотрудник (у нас она одна - "Добро"). Теперь можно нажать ОК - шаблон готов, и мы можем им пользоваться.

Введем типовую операцию "удержание алиментов".

1. Выберите Операции/Типовые операции.

2. Нажмите кнопку на панели списка операций (либо Действия/Ввести типовую). Появится окно, в заголовке которого отражается название типовой операции, в следующей строке выдается подсказка, какие данные следует вводить в это поле. Соответственно, текст подсказки меняется при перемещении курсора. Вы видите, что в типовой операции все реквизиты и сумма уже заполнены (для более универсальных операций будет заполнена часть реквизитов). Можете убедиться, что сумма алиментов вычислена правильно (799,14 х 0,25 = 199,79).

3. Нажмите ОК. Алименты удержаны. Программой сформирована соответствующая операция (рис. 3).

Рисунок 3

Подобным же образом вы можете создать типовые операции для других регулярных удержаний с сотрудников. Формулы типовых операций с примерами применения описаны в главе "Типовые операции" книги "1С:Предприятие 7.7. Руководство пользователя".

Этап 3. Выплата заработной платы

Для оформления выплаты сотрудникам заработной платы предусмотрен документ Выплата ЗП, который можно ввести через меню Документы/Зарплата/Выплата ЗП. Он предназначен для оформления выдачи заработной платы. Формируется этот документ за определенный месяц и позволяет выплатить процент от начисленной заработной платы. Документ создает необходимые проводки и печатную форму платежной ведомости (форма П-53).

Документ имеет три режима работы, аналогичных документу Начисление ЗП, которые определяются реквизитом Вид выплаты. При выборе режимов Аванс и Внесение остатков предлагается заполнить табличную часть на основании одного из документов Начисление ЗП, введенных в таком же режиме в выбранном (в реквизите Период) периоде выплаты зарплаты. В режиме Основная з/п табличная часть заполняется текущим сальдо взаиморасчетов по каждому сотруднику.

Оформим выплату заработной платы сотрудникам за ноябрь документом Выплата ЗП (меню Документы/Зарплата/Выплата ЗП). На рис. 4 приведена его экранная форма.

Рисунок 4

При нажатии кнопки Заполнить она заполняется текущими сальдо по каждому сотруднику. Обратите внимание, что сумма к выдаче Адасюку В. С. учитывает удержанные алименты (799,14 - 199,79). При нажатии кнопки Печать будет сформирована платежная ведомость (форма П-53). При проведении (кнопка ОК) создается бухгалтерская операция выплаты заработной платы из кассы предприятия (на рис. 5 приведен фрагмент - для первого сотрудника).

Рисунок 5

Чтобы документ формировал бухгалтерские проводки, константа Проводки по кассе только кассовыми ордерами должна иметь значение Нет. Для корректного формирования кассовой книги на сумму выплаченной заработной платы должен быть сделан расходный кассовый ордер, в котором следует отметить реквизит только зарегистрировать.

Если зарплата выплачивается за несколько месяцев, следует сформировать несколько документов, избрав период, за который она выплачивается. Если вы выплачиваете заработную плату по частям, следует выбирать процент выплаты и формировать несколько документов за один период. Документы Выплата ЗП хранятся в журнале Зарплата.

Анализ информации об оплате труда

Общую информацию о состоянии расчетов по оплате труда просматривают в Оборотно-сальдовой ведомости. Кредитовый оборот счета 661 показывает сумму начисленной заработной платы, дебетовый - суммы выплат и удержаний.

Конкретизировать эту информацию позволяет Анализ счета 661, содержащий синтетическую информацию о состоянии задолженности по расчетам с персоналом за выбранный период. На рис. 6 вы видите сумму выплаченной заработной платы, удержанных алиментов, подоходного налога, удержаний на социальное страхование, больничных и общую сумму, отнесенную на счет затрат.

Рисунок 6

Получить аналитический разрез этой информации позволяет отчет Анализ счета по субконто. Другие отчеты для анализа информации по заработной плате используются редко. На основании введенных данных об оплате труда формируются следующие отчеты (Отчеты/Регламентированные):

- Форма 8-ДР;

- Расчетная ведомость по средствам фонда государственного социального страхования;

- Расчетная ведомость о начислении и перечислении сборов на обязательное социальное страхование на случай безработицы;

- Отчет о начислении сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и прочих поступлениях и расходовании средств Пенсионного фонда.

Отражение затрат на оплату труда

Отражать затраты предприятия, в том числе и затраты на оплату труда, можно тремя способами - с использованием счетов класса 8 (малыми и неприбыльными предприятиями), с использованием счетов класса 9 и с использованием счетов классов 8 и 9. Поскольку в бухгалтерии, которая ведется на компьютере, использование классов счетов 8 и 9 не представляет технических сложностей, но позволяет получить максимальную информацию для Отчета о финансовых результатах, то лучше всего организовать учет с использованием 8-го и 9-го классов счетов. Такая схема представлена на рис. 7.

Рисунок 7

Распределение затрат и закрытие счетов организуется в конце периода документом Финансовые результаты, разные режимы работы которого позволяют организовывать учет с применением счетов только класса 8, только класса 9 или с применением одновременно счетов 8-го и 9-го классов.


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №4

Вопросы, которые вы увидите в задании при сдаче сертификационного экзамена "1С:Профессионал", подготовлены для автоматического контроля и сформулированы достаточно лаконично. Кто сдавал экзамены в ГАИ, может представить себе их структуру. Зная общий ответ на вопрос, с помощью нескольких предложенных вариантов ответов вам проще будет выбрать из них правильный.

Владимир ЛАВРЕНОВ
руководитель проекта "Автоматизация бухгалтерского учета"


Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы

1. Можно ли в форме документа выполнить сортировку строк табличной части документа? Если да, то по каким реквизитам?

2. Какие функции реализуются при помощи объекта программы "Документ"? Можно ли с его помощью распечатать документ?

3. Изменятся ли итоги, если по отношению к документу, создавшему проводки, выполнить операцию "Сделать непроведенным"? Что произойдет с его проводками?

4. При выходе из режима корректировки ранее проведенного документа был выполнен отказ от его повторного проведения. Каковы будут последствия таких действий?

5. Предусмотрен ли режим копирования при вводе типовой операции? Какие операции можно принимать за образец для копирования при вводе типовой операции?


Ответы на вопросы урока №3

1. На каком этапе учетной работы допускается ввод информации в справочники?

Справочники можно заполнять как до ввода операций, так и во время ввода операций, проводок и документов.

2. Для каких целей используется дерево групп, размещенное в окне справочника?

В справочнике дерево групп используется для быстрого выбора нужной группы элементов справочника, а также для перемещения элементов справочника из одной группы в другую.

3. Как выполняется сортировка элементов иерархического справочника?

Возможны два режима сортировки элементов иерархического справочника:

- как в целом по всем элементам справочника,

- так и в пределах подчинения каждой группы справочника.

4. Понятие "История изменения значения" относится:

1. Только к курсам валют.

2. Только к периодическим константам.

3. Только к периодическим реквизитам справочников.

4. Ко всем периодическим реквизитам и константам.

5. Ко всем периодическим реквизитам, константам, операциям и проводкам.


1С:Бухгалтерия: вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua