Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#03'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 6
Отражение в "1С:Бухгалтерии для Украины" приобретения запасов за денежные средства

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

Любое предприятие, занимающееся производством, торговлей, обработкой грузов, производит множество операций с запасами. В этом уроке мы рассмотрим операцию приобретения запасов предприятием.

Учет запасов

Для учета запасов в типовой конфигурации, в соответствии с инструкцией №291, предназначен 2-й класс счетов (рис. 1), который содержит счета для отражения оборотных материальных активов предприятия, находящихся на разных стадиях операционного цикла. Все счета являются активными. По дебету этих счетов отражается поступление запасов, по кредиту - их выбытие.

Рисунок 1

Аналитический учет запасов в конфигурации ведется в разрезе мест хранения, ТМЦ и партий (кроме счета 23 "Производство", который мы подробно рассмотрим при изучении производства готовой продукции). Местом хранения могут выступать как склады, так и материально ответственные лица (МОЛ) - сотрудники предприятия. Для хранения сведений о ТМЦ используется трехуровневый справочник "Номенклатура". Третье субконто - "Партии" - используется для организации учета выбытия запасов.

Понятие заказа

Учет приобретения запасов тесно связан с учетом НДС. В связи с операциями по приобретению товаров, работ, услуг у плательщиков НДС возникает право на налоговый кредит. При этом датой возникновения права на налоговый кредит является первое из событий, определенных п. 7.5 ст. 7 Закона об НДС. Для корректного учета налогового кредита необходимо точно определять дату возникновения первого события для каждой операции приобретения, которая в общем случае может содержать частичные оплаты и (или) поступления. Принятый в конфигурации механизм учета расчетов с контрагентами в разрезе отдельных операций позволяет это делать автоматически.

В конфигурации заказом обычно является первый документ в цепочке документов, отражающий операцию приобретения или продажи. В указанных ниже примерах цепочек документов, сопровождающих операции приобретения, первый документ является заказом, на который должны ссылаться остальные:

В этом случае программа автоматически будет отслеживать первое событие при учете НДС.

Документооборот

Поступление запасов в конфигурации оформляется следующим образом:

1. Если существует договор с поставщиком, он регистрируется в конфигурации документом "Договор", который будет в дальнейшем выступать заказом.

2. Счет поставщика или его расходная накладная регистрируются документами "Счет входящий" или "Приходная накладная". Если в поле Заказ такого документа ничего не указывать, он считается первым в операции и сам становится заказом.

3. Если на момент поступления запасов в сопровождении расходных документов поставщика или документов об оказании услуг, стоимость которых включается в первоначальную стоимость запасов, в конфигурации уже зарегистрирован заказ по этой операции, документ, отражающий поступление запасов (работ, услуг), вводят на основании документа-заказа.

4. При проведении документов, отражающих поступление запасов (работ, услуг, которые включаются в себестоимость запасов), формируются соответствующие проводки.

Документы, которыми в конфигурации может отражаться поступление запасов и формирование их первоначальной стоимости:

"Приходная накладная"; "Расходы на приобретение"; "Авансовый отчет".

Рассмотрим пример операции приобретения запасов.

Оформление отношений с поставщиками

Пример 1. ООО "Добро" принимает решение сшить небольшую партию трикотажных джемперов. Для этого заключает договор на поставку тканей с ОАО "Ткани", которое выписывает счет на 100 м белого трикотажа и 10 м мехового трикотажа "Леопард".

Отношения с поставщиками оформляют двумя способами - оплачиваются выставленные поставщиком счета (считается, что договор заключен в устной форме) или заключается договор купли-продажи (чаще с постоянными поставщиками, при этом по договору могут выписываться счета). Для регистрации этого в типовой конфигурации предназначены документы "Договор" и "Счет входящий". Выбор варианта регистрации отношений с поставщиком (по счетам/накладным или по договорам) определяется в поле Вид взаиморасчетов справочника Контрагенты. Выбор по договорам сохраняет возможность ведения учета с этим контрагентом и в разрезе счетов1.

На рис. 3 представлен договор с ОАО "Ткани". Новый договор вводится через меню Документы/Договор или из журнала Договора, где они хранятся.

Рисунок 3

Обратим внимание на поле Вид торговли. Конфигурация имеет три вида торговли:

- за наличные, который предполагает одномоментный расчет через кассу;

- бартер, который выбирают для договоров мены;

- предоплата. Он используется во всех остальных случаях.

Остальные поля соответствуют своим именам и не вызывают трудностей при заполнении. Если сумма и дата окончания договора известны, следует их указать. Включенная опция по договору выписываются итоговые налоговые позволяет выписать в конце месяца итоговую налоговую накладную по всем приобретениям за месяц в рамках этого заказа с учетом первого события.

Теперь на основании этого договора введем "Счет входящий". Выбрав в меню Журналы/Договора договор ДГ-000002, введем команду меню Действия/Ввести на основании (или ALT+F9). На рис. 3 представлен "Счет входящий", введенный на основании договора. В нем в качестве заказа будет указан первый документ в операции приобретения. Основные реквизиты "шапки" будут заполнены значениями, указанными в договоре. Останется только заполнить поля Что приходуем и Номер счета поставщика. В поле Что приходуем выберем Запасы. Тогда в табличной части значения будут выбираться из справочника "Номенклатура".

В табличную часть введем сведения о каждом материале. Запасы, которые вносятся в табличную часть, могут учитываться на разных счетах учета запасов. Счет учета указан для каждого элемента справочника в соответствующем поле (закладка Дополнительные в форме редактирования элемента справочника "Номенклатура"). Если такие материалы поступают впервые, то информацию о них можно непосредственно внести в справочник.

Поступление запасов, приобретенных за денежные средства

Пример 2. 5 декабря 2001 г. на склад ООО "Добро" от поставщика ОАО "Ткани", поступили ткани в сопровождении накладной и счета №85. На общем складе составлен приходный ордер №2.

Поскольку договор, по которому поступают ткани, и входящий счет уже зарегистрированы в конфигурации, введем документ "Приходная накладная" на основании "Счета входящего" СВ-000001. Значения соответствующих полей, в том числе табличной части, будут скопированы из счета (рис. 4).

Рисунок 4

В поле Место хранения указывается склад, куда поступают запасы; в нашем случае - Основной склад. В поле Вид поставщика укажем Отечественный поставщик (таким образом мы выбираем счет расчетов с поставщиком). На закладке Дополнительные будут скопированы реквизиты Статья валовых расходов и Вид НДС. Если предприятие не имеет права на налоговый кредит по этой поставке, например расходы не относятся к валовым, нужно включить опцию НДС на себестоимость.

После проведения документа будут сформированы проводки (рис. 4):

1. По забалансовому счету учета валовых расходов с учетом первого события.

2. Начислена сумма налогового кредита по НДС в дебет счета 6415 с учетом первого события. Предусмотрен в конфигурации и более "осторожный" вариант учета налогового кредита. Если при заполнении констант была отмечена константа Учет налогового кредита только по полученной налоговой накладной, сумма налогового кредита учитывается по дебету счета 644. При получении налоговой накладной и проведении ее в конфигурации (о том, как это сделать, мы расскажем в следующем уроке) проводкой в дебет счета 6415 с кредита счета 644 НДС учитывается в расчетах.

3. Оприходованы полученные запасы - по дебету счетов учета запасов и кредиту счетов расчетов с поставщиками.

Учет дополнительных расходов на приобретение

Приобретая запасы, предприятие может нести и дополнительные расходы. Расходы, которые в соответствии с П(С)БУ 9 "Запасы" включаются в первоначальную стоимость запасов, приобретенных за плату, представлены в таблице 1. Таким образом формируется реальная стоимость запасов как части оборотных активов предприятия.

Таблица 1. Расходы на приобритение запасов

Поскольку дополнительные расходы на приобретение, приходящиеся на не использованные в налоговом периоде запасы, будут исключены из валовых в результате пересчета по п. 5.9, важно отнести все необходимые расходы к себестоимости приобретенных запасов. "1С:Бухгалтерия для Украины" предусматривает метод непосредственного включения дополнительных затрат на приобретение в себестоимость приобретаемых запасов. Для этого предусмотрен документ "Дополнительные расходы на приобретение". Он позволяет учесть дополнительные расходы в себестоимости, при необходимости распределив их пропорционально стоимости приобретенных запасов.

Пример 3. За перевозку полученных по приходной накладной ПН-0000002 тканей выставлен счет от АТП 14220. Сумма счета - 120 грн. Расходы учтены в себестоимости запасов.

Введем счет входящий СВ-0000009, как мы уже рассматривали. Для операции по перевозке он будет являться заказом.

Введем на основании счета приходную накладную ПН-0000002. При этом "шапка" документа заполнится автоматически (см. рис. 5).

Рисунок 5

Введение нового документа также возможно через меню Документы/Приход, пункт Расходы на приобретение. Тогда в поле Приходная накладная нужно выбрать накладную, к которой будут отнесены дополнительные расходы.

Заполнение табличной части показано на рис. 5. Реквизиты Вид НДС и субконто валовых расходов указаны в документе-заказе на перевозку, которым в нашем случае является "Сч.вход.СВ000009".

Рисунок 6

При проведении документа автоматически формируются проводки (рис. 6) по дебету тех счетов учета запасов, которые были выбраны в документе, указанном в поле Приходная накладная, и кредиту счета, выбранного в поле Счет табличной части документа:

1. Сумма за перевозку (без НДС) относится к валовым расходам.

2. Учитывается налоговый кредит по НДС (первое событие).

3-4. Эти проводки увеличивают первоначальную стоимость приобретенных запасов на сумму ТЗР (распределенных пропорционально стоимости, расчет представлен в таблице 2). Введенная операция будет отражена в журнале "Приходные накладные".

Таблица 2

Наименование товара Стоимость запасов Расчет стоимости
Трикотаж белый 86,96 100/(3600+540)*3600
Трикотаж мех. "Леопард" 13,04 100/(3600+540)*540

Анализ операции приобретения

Теперь посмотрим, какие документы сейчас относятся к операции, заказом которой является договор ДГ-000002. Для этого в меню Сервис выберем пункт Дерево подчиненных документов.

На рис. 7 вы видите все сформированные нами документы. Дерево можно детализировать: по двойному щелчку в поле Журн. будет раскрыт журнал с указанным документом.

Рисунок 7

Рассмотрим, как сформирована первоначальная стоимость этих запасов. Для этого удобно использовать стандартный отчет "Анализ счета по субконто". Построим его за декабрь 2001 г. Установим для субконто "ТМЦ" режим Отбирать и значение "Трикотаж белый". Дебетовое сальдо покажет себестоимость запасов данного вида.

Отчет, представленный на рис. 8, покажет, что после ввода документа "Дополнительные расходы на приобретение" себестоимость наличествующих 100 м трикотажа белого составит 3686,96 грн (3600 + 86,96).

Рисунок 8


Примечания:

1 При этом нужно помнить, что для всех документов "Счет входящий", зарегистрированных для одной операции приобретения, заказом должен служить договор.


Мы рассмотрели наиболее часто встречающуюся операцию поступления запасов - приобретение запасов за денежные средства. Как видите, для автоматически корректного учета НДС по такой операции нужно только аккуратно связать всю цепочку документов с документом-заказом. Рассмотрение операций с запасами мы продолжим в следующем уроке.


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №6

Ответы на вопросы урока №5

1. В режиме ведения бухгалтерского учета можно изменять код любого элемента справочника, используемого в качестве субконто. Такая возможность существует независимо от того, созданы ли проводки, использующие данный элемент в качестве субконто.

2. Если в любом из журналов изменить интервал видимости, это не окажет влияния на бухгалтерские итоги и не потребует их перерасчета.

3. Признаки аналитического учета на счете можно изменять только в том режиме, в котором счет был введен в план счетов, или в режиме ведения бухгалтерского учета, или при работе в режиме конфигурирования программы.

4. Могут, причем ограничения на количество субконто у одного счета, установленные в конфигураторе, не влияют на это.

5. Независимо от порядка, в котором эти виды субконто указаны в плане счетов, бухгалтерские итоги могут быть получены отдельно по материалам и по складам, а также по материалам в разрезе складов и по складам в разрезе материалов.


Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №6

1. Может ли пользователь в процессе ввода документа изменить его номер, автоматически сформированный программой?

2. Можно ли изменять дату операции, введенной при помощи документа?

3. Какое положение займет документ, если для него указывается время "В начало дня", когда другому документу за ту же дату ранее также было назначено время "В начало дня"?

4. Может ли быть сформирована операция непроведенным документом? Как изменится информация в журналах системы, если сделать документ непроведенным?

5. Для какой цели предназначен режим "Ввод документа на основании"?


1С:Бухгалтерия: вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua