Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#05'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 7
Учет запасов

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

На прошлом уроке мы рассмотрели основную цепочку поступления запасов на предприятие. Рассмотрим еще несколько часто встречающихся в практике случаев: поступление МБП на предприятие через подотчетных лиц, возврат полученных запасов поставщикам и перемещение запасов внутри предприятия.

Поступление МБП через подотчетное лицо и передача его в эксплуатацию

Оформление запасов, поступающих на предприятие через подотчетных лиц, имеет свои особенности. Когда подотчетное лицо покупает материальные ценности за счет подотчетных сумм, оформляется приходный ордер на поступившие на склад материалы и авансовый отчет работника о расходовании сумм, за счет которых они были приобретены. Проводки же по счетам материальных ценностей должны быть сформированы один раз: или приходной накладной, или авансовым отчетом. Следует выбрать один из способов и последовательно его придерживаться.

Поскольку в себестоимость запасов иногда придется включать дополнительные расходы (например оплату командировки - полностью или в части приобретения таких запасов), проводки лучше формировать приходной накладной.

Среди запасов через подотчетных лиц чаще всего поступают МБП. Их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 22, по кредиту этого счета отражается выбытие МБП в эксплуатацию по учетной стоимости со списанием на счета учета расходов, а также списание недостач и потерь от порчи таких ценностей, совершенно аналогично другим запасам. Но при выбытии их в эксплуатацию п. 23 П(С)БУ 9 предусмотрено вести учет МБП в оперативном порядке.

Пример 1. Технолог Бабич А. В. командирована для приобретения у ЧП "Пуговка" ножниц Ascolite стоимостью 530 грн (в том числе НДС 88,33 грн). 13.12.2001 г. ножницы поступили на склад. Авансовый отчет об израсходованных суммах составлен 14.12.2001 г. и передан в бухгалтерию.

Заполненная приходная накладная ПН-000010 для нашей задачи представлена на рис. 1. При приходовании материальных ценностей от подотчетного лица на закладке Дополнительные (рис. 1) нужно установить флаг Закрыть подотчет на сумму. По умолчанию сумма равна итоговой сумме по приходной накладной, но поле может быть отредактировано.

Подотчетное лицо выбирают из справочника "Сотрудники". Чаще всего такая накладная сама является заказом. При заполнении табличной части в справочник "Номенклатура" следует внести сведения о приходуемом МБП. В справочнике указывается счет затрат и вид деятельности, на которые будет списана учетная стоимость МБП при вводе его в эксплуатацию. При нажатии кнопки "ОК" будут сформированы проводки (рис. 1).

Рисунок 1

Теперь рассмотрим авансовый отчет сотрудника, который можно сформировать через меню Документы/Прочие, пункт Авансовый отчет. На рис. 2 представлена заполненная форма документа. Поскольку командировка была целевой, суммы суточных включаются в первоначальную стоимость МБП.

Рисунок 2

Обратите внимание: в поле Проводить? выбрано значение "Нет", чтобы при проведении документа не формировались проводки по этим строкам, т. к.:

- подотчетную сумму, за которую приобретены ножницы, мы уже закрыли приходной накладной ПН-000010;

- сумму дополнительных расходов на приобретение (в данном случае - суточных) мы оформим документом "Расходы на приобретение" (рис. 3).

Рисунок 3

В примере нам не нужно распределять расходы между несколькими запасами, поэтому можно было бы провести эту затрату непосредственно авансовым отчетом, но желательно придерживаться единого подхода, т. е.:

- ТМЦ оформлять приходной накладной;

- расходы, входящие в себестоимость, - документом "Расходы на приобретение";

- остальные расходы - документом "Авансовый отчет".

Такой подход может показаться сложным, но он позволяет автоматически контролировать первое событие при учете НДС и автоматизировать распределение дополнительных затрат. Его лучше применять, если складом и расчетами с подотчетными лицами занимаются разные сотрудники бухгалтерии. Документом "Авансовый отчет" формируют только проводки по затратам, которые являются расходами периода. В примере таких расходов нет.

При нажатии кнопки Печать получим печатную форму авансового отчета (типовую форму №807). Вторым вариантом учета поступления ТМЦ через подотчетных лиц является оформление только авансового отчета. Приходную накладную при этом проводить не нужно. Однако при возникновении дополнительных расходов, включаемых в себестоимость запасов, их придется распределить вручную.

В таблице 1 показано, какие значения должны иметь поля документов "Приходная накладная" и "Авансовый отчет", чтобы проводки по счетам материальных ценностей были сформированы только один раз. Обратите внимание: документом "Авансовый отчет" списываются суммы с подотчета работника, а "Приходной накладной" оформляется закрытие расчетов с поставщиками за счет подотчетных сумм.

Таблица 1

Поле Закрыть подотчет на сумму документа "Приходная накладная" Поле Проводить?
документа "Авансовый отчет"
Проводки по счетам материальных ценностей
Д-т К-т Сумма
Флаг установлен "Нет" Проводятся приходной накладной
631 3721 530,00
6415 631 88,33
22 631 441,67
Документ не заполняется "Да" Проводятся авансовым отчетом
6415 3721 88,33
22 3721 441,67

При передаче МБП в эксплуатацию они списываются с баланса, а их дальнейший учет ведется соответствующими лицами по местам эксплуатации в оперативном порядке. В конфигурации для этого предусмотрен забалансовый счет МЦ "МБП в эксплуатации", на котором предусмотрен количественный учет. Аналитический учет ведется в разрезе "Мест хранения", "ТМЦ" и "Партий". Передача МБП в эксплуатацию производится с помощью документа "Ввод в эксплуатацию".

Пример 2. 14.12.2001 г. ножницы Ascolite переданы в эксплуатацию в швейный цех.

Ввод нового документа производится через меню Документы/Необоротные активы и МБП, пункт Ввод в эксплуатацию. Заполненная форма документа представлена на рис. 4.

Рисунок 4

Если счет и вид затрат, на которые будет списана стоимость МБП при вводе в эксплуатацию, отличается от указанных для него в справочнике "Номенклатура", нужно включить флаг Указать счет и вид затрат и указать эти счета. В табличной части выбирают МБП, партию, количество единиц и коэффициент пересчета (если единица измерения отличается от базовой). После проведения документа в табличной части появятся сведения об учетной цене и стоимости МБП и будут сформированы проводки по дебету счетов учета затрат и дебету забалансового счета МЦ, на котором МБП будут учитываться в течение срока эксплуатации.

Списание МБП с забалансового счета производится документом "Списание МБП" (Документы/Необоротные активы и МБП, пункт Списание МБП). Этим документом формируется "Акт на списание МБП".

Возврат запаса

В практике возникают ситуации, когда полученные запасы по какой-либо причине приходится возвращать. В типовой конфигурации для оформления возврата полученных запасов поставщику предусмотрен специальный документ "Возврат поставщику". Новый документ вводят через меню Журналы/Возвраты, пункт Возврат поставщику. Введенные документы хранятся в журнале "Возвраты".

Удобно вводить новый документ на основании накладной, которой был оприходован возвращаемый товар. В этом случае большинство полей документа заполняется автоматически.

Пример 3. Часть полученного трикотажа оказалась несоответствующего качества, и ООО "Добро" принимает решение возвратить полученные 60 м трикотажа белого поставщику - ОАО "Ткани". Ткань была оприходована накладной №ПН-000002.

На основании приходной накладной ПН-000002 введем документ "Возврат поставщику". Все поля шапки и табличной части закладки Основные будут заполнены как соответствующие поля исходной накладной. В табличной части нам необходимо удалить лишние строки и исправить количество (мы возвращаем только 60 м из 100). Заполненный документ представлен на рис. 5.

Рисунок 5

Документ "Возврат поставщику" всегда считается документом-заказом (т. е. первым документом) и первым событием для налогового учета. Однако иногда случается, что к моменту возврата ТМЦ поставщик уже вернул заплаченные ему за эти ТМЦ деньги. Для правильного формирования проводок в этом случае на закладке Дополнительные включают флаг Указать сумму предварительной оплаты вручную и в полях Сумма и НДС указывают сумму возвращенных средств и НДС.

В составе себестоимости ткани "Трикотаж белый", который мы возвращаем, учтены дополнительные расходы (ТЗР), понесенные при закупке. Поставщику мы возвращаем ткань по контрактной стоимости. Суммы ТЗР, приходящиеся на возвращаемый товар, относятся на счет 84 (с дальнейшим списанием на счет 949, если учет ведется с применением счетов 8-го и 9-го классов). Чтобы отразить это в форме документа, на закладке Дополнительные нужно установить счет и вид затрат (рис. 6).

Рисунок 6

При нажатии кнопки "ОК" документом будут сформированы проводки (рис. 5):

1) исключает контрактную цену товаров из валовых расходов;

2) сторнирует НДС по возвращенным товарам (если вы установили в константе Проводку по НДС делать по налоговой накладной значение "Да", НДС будет учтен по дебету счета 6442 "Неполученные налоговые накладные". При получении от поставщика приложения 2 к налоговой накладной и регистрации его в конфигурации будет сделана проводка по дебету счета 6415 и кредиту счета 6442 на сумму корректировки);

3) списывает возвращенные товары со счета учета материальных ценностей;

4) относит ТЗР по возвращенным товарам к прочим расходам операционной деятельности.

Перемещение

В типовой конфигурации считается, что запасы от поставщиков поступают только на оптовые склады предприятия (т. е. только на склады, где учет ведется в покупных ценах), и уже оттуда - на розничные склады (магазины). Для отражения таких перемещений, а также перемещения между местами хранения и оформления пересортицы запасов в конфигурации предусмотрен документ "Перемещение" (меню Документы/Складские).

Рассмотрим пример передачи товара со склада в магазин.

Пример 4. В главный магазин с основного склада передано 10 метров трикотажа мехового "Леопард". Учетная цена трикотажа - 54 грн, розничная с учетом НДС - 72 грн.

На рис. 7 представлен заполненный документ. В заголовочной части мы указываем, откуда и куда мы перемещаем товар.

Рисунок 7

Для того, чтобы сделать возврат поставщику товара, находящегося в магазине, его необходимо переместить на оптовый склад. Сделайте такую операцию и обратите внимание на торговую наценку.

Эти значения выбираются из справочника "Места хранения". В этом справочнике для розничных магазинов может быть установлен признак только суммового учета (рис. 8).

Рисунок 8

В табличной части документа необходимо выбрать:

- перемещаемые ТМЦ;

- счет учета перемещаемого объекта;

- партию, которой принадлежит объект ТМЦ. Для розничного магазина с только суммовым учетом автоматически используется Партия по умолчанию;

- название ТМЦ после перемещения. Если не было пересортицы, это будет тот же ТМЦ. Если товар передается в магазин с суммовым учетом, автоматически будет указан тот ТМЦ, который выбран в константе Товары в ассортименте;

- партия учета ТМЦ после перемещения - обычно та же партия, что и до перемещения. Если товар передается в розничный магазин с суммовым учетом, здесь автоматически указывается значение Партия по умолчанию, а если наоборот - из этого магазина на склад, то партию придется выбрать вручную или ввести настоящий документ на основании того документа, которым было оформлено первое "Перемещение";

- количество перемещаемых объектов.

Как видите, приходится заполнять достаточно много реквизитов. Если товары были оприходованы одной накладной и тут же перемещаются в розничный магазин, лучше всего использовать ввод документа "Перемещение" на основании этой приходной накладной. В остальных случаях для избежания ошибок используют подбор по остаткам ТМЦ или по партиям (кнопка Подбор в форме документа).

Рассмотрим режим Подбор. Этот инструмент заполнения табличной части используется во многих документах, работающих с активами. На рис. 9 приведена экранная форма Подбора номенклатуры. Список материалов может содержать реквизиты ТМЦ, а также вычисляемые поля остатков как по счету учета товара (определенного в реквизите ТМЦ Учет), так и по заданному счету (например 281). Количественные остатки для указанного ТМЦ в выбранном месте хранения могут быть рассчитаны на конец месяца или на текущий документ.

Рисунок 9

В режиме подбора можно двойным щелчком мыши последовательно указывать нужные товары, и они будут внесены в табличную часть накладной.

При проведении документа "Перемещение" (рис. 7) будут сделаны проводки передачи товара в розничную торговлю и формирование торговой наценки. Торговая наценка на товар определяется как разница между учетной и розничной ценой. Эти значения хранятся в справочнике "Номенклатура" (рис. 10).

Рисунок 10

В случае если оформляется передача с оптового на оптовый склад (от одного МОЛ другому), документ формирует только проводку по учетной стоимости (изменяется только субконто).

В следующем уроке мы рассмотрим учет налогового кредита по операциям нашего примера, формирование книги покупок и раздела "Налоговый кредит" Декларации по НДС


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №7

Ответы на вопросы урока №6

1. При открытии нового документа программа автоматически генерирует его номер. В процессе ввода документа пользователь может менять его без каких-либо ограничений.

2. Можно в том случае, если документ имеет статус "Непроведенный".

Если бы вы на этот вопрос ответили: "Нельзя ни при каких обстоятельствах" или "Можно в том случае, если документ имеет статус "Помечен на удаление", это был бы неправильный ответ.

3. Вновь введенный документ независимо от типа займет положение перед ранее введенным документом, при этом дата документа не изменится.

4. Если документ сделать непроведенным, то информация в журналах системы изменится следующим образом:

- в журнале проводок будут удалены все проводки, сформированные данным документом, а документу будет присвоен статус "Непроведенный";

- в журнале документов информация не изменится.

Формирование операции непроведенным документом возможно, если это предусмотрено конфигурацией. В этом случае при записи документа может формироваться операция без проводок, а проводки формируются при проведении документа.

5. Режим "Ввод документа на основании" предназначен для автоматического ввода значений реквизитов документа путем их копирования из ранее введенного документа.


Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №7

1. Какие действия, помимо формирования и записи проводок операции, могут выполняться программой в процессе проведения документа?

2. При выходе из режима корректировки ранее проведенного документа выполнен отказ от его повторного проведения. Каковы будут последствия такого действия?

3. Правильно ли утверждение, что сложными проводками в программе "1С:Бухгалтерия 7.7" называются те, в которых дебетуется несколько счетов и кредитуется несколько счетов?

4. Можно ли при вводе проводок операций вводить номера счетов без указания номеров субсчетов?

5. Можно ли при ручном вводе проводок операции использовать режим копирования из ранее введенных проводок той же операции?


В тему

Как происходит амортизация золотой рыбки (и это не шутка)

Один бухгалтер рассказал, что, заглянув в справочник "Необоротные активы" одной солидной фирмы, увидел в нем рядом с офисной мебелью, компьютерами и прочими серьезными активами... легкомысленных, но зато золотых аквариумных рыбок. Вот так, на фирме они являются основным средством!

Каждой рыбке был присвоен инвентарный номер, определен срок полезного использования и, естественно, каждую ввели в эксплуатацию и начали амортизировать, о чем сделаны соответствующие отметки в персональной карточке учета. Думаете, главбух перестраховался, услышав, что рыбки - золотые? Или поддержите одного известного "аудитора", который сказал бы: "...и это правильно, товарищи"?

А теперь - вопросы на засыпку. Как вы думаете:

- какую группу справочника "Необоротные активы" и какой счет выбрать для их учета?

- какие опции установить в строке вид затрат и вид деятельности на вкладке Дополнительно?

- какой метод расчета износа лучше установить (а может быть, уценить эти "золотые" активы до малоценных НМА и сразу самортизировать на все 100%)?

- какие расходы учитываются для определения балансовой стоимости рыбки при вводе ее в эксплуатацию?

- надо ли составлять документы "Акт инвентаризации ТМЦ", отражая факт пополнения потомства, и "Оприходование излишков ТМЦ" (или лучше тайком подарить его шефу, чтобы не платить налог на прибыль за безвозмездно полученные материальные ценности)?

- какой субсчет использовать для оприходования рыбьего потомства на счете 21 "Животные на выращивании и откорме"?

- при каких условиях на золотую рыбку можно составлять документ "Акт модернизации необоротного актива" и какой тип модернизации выбрать в этом документе: собственными силами или через подрядчика?

Если эта ситуация показалась вам нереальной, попробуйте найти в ней ошибки.


Новости от "1С"

В начале января 2001 года фирма "1С" выпустила программный продукт "Воинская часть для Украины" - новое приложение семейства программ "1С:Предприятие", которое может использоваться как в учреждениях Минобороны, так и в других предприятиях, организациях, где предусмотрена воинская служба.

Раздел "Денежное довольствие" предназначен для автоматизации расчета денежного, социального обеспечения военнослужащих и оплаты труда вольнонаемного персонала воинских частей, ведения кадрового учета личного состава.

Конфигурация "Воинская часть для Украины" разработана компанией "Лаборатория Форт" (Киев) по заказу фирмы "1С". Рекомендованная стоимость программы составляет $90. Для работы необходима установленная компонента "Бухгалтерский учет" системы программ "1С:Предприятие".

Более подробную информацию можно получить в украинском представительстве фирмы "1С":

1С Украина, 01023, Киев, а/я 124.
e-mail: [email protected]

Страницу подготовил В. ЛАВРЕНОВ,
руководитель проекта "Автоматизация бухгалтерского учета"


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


Следующий урок

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua