Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#07'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 8
Учет НДС по поступившим материалам

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

Как и положено современной украинской бухгалтерской программе, "1С:Бухгалтерия для Украины" позволяет автоматизировать учет НДС. Сегодня мы рассмотрим, как вести учет налогового кредита.

При осуществлении операций по приобретению товаров, работ, услуг у плательщиков НДС возникает право на налоговый кредит. Для бухгалтерского учета налогового кредита в конфигурации используются субсчета (рис. 1). Аналитический учет на счете 6415 расчетов по НДС ведется в разрезе субконто "Налоги и отчисления", на субсчете "Неполученные налоговые накладные" счета 644 "Налоговый кредит" - в разрезе контрагентов и заказов.

Порядок формирования сумм налогового кредита определен пп. 7.4.1 и 7.4.3 ст. 7 Закона о НДС. Дата возникновения права на налоговый кредит определяется в соответствии с п. 7.5 ст. 7 этого Закона. Учет налогового кредита ведется на основании сведений, зафиксированных в налоговых накладных и приложениях к ним, других документов, на основании которых составляется книга приобретения. Информация книги приобретения обобщается и формируются показатели раздела II "Налоговый кредит" декларации о НДС. Операции по приобретению отражаются в декларации за тот период, к которому относится возникновение права на налоговый кредит.

Рисунок 1


Документооборот

Схема оборота документов по учету налогового кредита по НДС в конфигурации представлена на рис. 2. Поступающие на предприятие налоговые накладные (другие документы налогового учета - чеки, ГТД) регистрируются в конфигурации с помощью документа "Запись книги приобретения". Если в конфигурации уже введены документы, отражающие поступление активов ("Приходная накладная", "Дополнительные расходы на приобретение" - подробно документы поступления мы рассматривали в уроке 6), документ "Запись книги приобретения" рекомендуется вводить на их основании. Кроме них в качестве документа-основания могут выступать соответствующие "Договор" и "Счет входящий".

Рисунок 2

В случае если константа Налоговый кредит только по налоговой накладной имеет значение "Да", этот документ формирует проводки по дебету счета расчетов по НДС и кредиту счета "Неполученные налоговые накладные".

Построение книги приобретения и декларации по НДС производится путем группировки данных из документов "Запись книги приобретения".


Документ "Запись книги приобретения"

Рассмотрим пример регистрации в программе налоговых накладных.

Пример 1. 05.12.2001 г. в бухгалтерию ООО "Добро" поступили налоговые накладные на запасы, оприходованные ПН-000002 от 05.12.2001 г., транспортные расходы РНП-000002 от 05.12.2001 г., 17.12.2001 г. от поставщика поступил расчет корректировки (форма 2) по возвращенным нами (ВП-000001 от 14.12.2001 г.) тканям.

Для регистрации налоговых накладных предназначен документ "Запись книги приобретения" (меню Документы/Налоговый учет, пункт Запись книги приобретения). Удобно использовать режим "ввод на основании", поскольку это экономит время и уменьшает возможность ошибок ввода. Все перечисленные выше документы уже были заполнены в предыдущих уроках, поэтому документы "Запись книги приобретения" будем вводить на их основании. Откроем журнал "Приходные накладные" и выберем ПН-000002. Для ввода "на основании" можно нажать клавиши ALT+F9 или вызвать нажатием правой кнопки мыши на документе контекстное меню и выбрать в нем соответствующий пункт. Из появившегося списка документов, доступных для ввода на основании, выберем "Запись книги приобретения".

На рис. 3 приведена заполненная электронная форма документа. Все реквизиты, кроме выделенных, скопированы из соответствующих реквизитов документа-основания. Номер и дата присваиваются автоматически.

Рисунок 3

В поле Номер документа поставим номер налоговой накладной поставщика.

Если оплата была произведена, ее дата указывается в поле Дата оплаты.

В случае операции по импорту (включен флажок Операция по импорту) в соответствующих полях следует указывать дату выдачи налогового векселя, дату оплаты, указанную на векселе, и дату его фактической оплаты.

Напомним, что документ "Запись книги приобретения" формирует проводки по дебету счета 6415 и кредиту счета 6442 "Неполученные налоговые накладные" только в том случае, если в поле Вид документа выбрано Налоговая накладная и константа Налоговый кредит только по налоговой накладной установлена в значение "Да".

В работе реального предприятия при вводе документа бывает трудно сказать, была ли произведена оплата по договору. Это можно узнать, сформировав стандартный отчет "Анализ субконто". Для первого субконто установим следующие параметры: Вид субконто1 - "Контрагенты", режим Отбирать, Субконто1 - "Ткани ОАО". Для второго субконто соответственно "Заказы", Отбирать, "Договор" и укажем конкретный договор - ДГ-000002. Указывать третье субконто в данном случае не потребуется.

На рис. 4 приведена печатная форма документа. Кредитовый оборот счета 63 говорит о том, что материал был оприходован, отсутствие дебетового оборота - что оплаты еще не было. При необходимости можно детализовать интересующую цифру, дважды щелкнув по ней мышкой. При этом откроется отчет "Карточка счета", который содержит все операции по этому счету за текущий период.

Рисунок 4

Аналогично зарегистрируем налоговую накладную на доставку тканей (на основании документа РНП-000002) и расчет корректировки (на основании документа ВП-000001, который хранится в журнале "Возвраты"). Каждый документ при записи формирует одну запись в журнале. После ввода этих документов в журнале "Книга приобретения" (рис. 5) у нас находятся три записи - две налоговые накладные и расчет корректировки.

Рисунок 5


Отчет "Книга приобретения"

Для формирования книги приобретения нужно выбрать соответствующий пункт в меню Отчеты или кнопку Печать книги приобретения в журнале "Книга приобретения". В появившемся запросе следует указать период, за который будет формироваться отчет (по умолчанию этот период - день рабочей даты). Если книга ведется с помощью компьютера, можно напечатать "Лист книги приобретения", который пронумеровывается и подписывается ответственным лицом. Данные из "Листа..." заносятся в книгу приобретения общим итогом за день. Фрагмент листа книги для нашего примера показан на рис. 6.

Рисунок 6

Данные документов "Запись книги приобретения" группируются в столбцах книги приобретения в зависимости от особенностей вида НДС операций.

Для каждой записи учитывают:

- где приобретались товары, работы, услуги (на таможенной территории Украины или за ее пределами);

- включаются ли в валовые расходы (или подлежат амортизации) затраты, связанные с их приобретением;

- для осуществления каких операций (облагаемых или не облагаемых НДС) будут использоваться эти товары, работы, услуги;

- входит ли НДС в цену товаров, работ, услуг.

Обратите внимание: первые три пункта выбираются в электронной форме документа "Запись книги приобретения" (группа реквизитов Вид операции, рис. 3), четвертый - реквизит Вид НДС. При этом учитывается вид операции. В электронной форме он выбирается из списка.

В нашем случае покупка осуществлена в Украине, поэтому доступны только два значения, указанные на рис. 3. При поступлении по импорту можно указать виды операции, приведенные на рис. 7. Значения Погашение налогового векселя, Импорт товаров, на которые оформлен налоговый вексель, Работы, полученные от нерезидента используются для заполнения столбцов 6-10 книги, т. е. когда мы не имеем права на налоговый кредит в этом периоде. Такая группировка позволяет полностью охватить все возможные случаи отражения операций в книге приобретения.

Рисунок 7


Отчет "Декларация по НДС"

В группу регламентированных отчетов входят полная и сокращенная формы декларации о НДС. Раздел II "Налоговый кредит" в обеих формах одинаковый. Чтобы построить декларацию, в списке Регламентированные отчеты (меню Отчеты) следует выбрать нужный вариант. Форма отчета содержит панель с кнопками управления и табличную часть - образ бланка декларации. Желтые ячейки в форме бланка доступны для редактирования, зеленые являются итоговыми и изменению не подлежат. Для некоторых ячеек предусмотрена детализация показателей.

На рис. 8 представлен фрагмент декларации с расшифровкой строки 10. Текст расшифровки показывает, как группируются показатели - в строку 10.1 вошел объем приобретения на территории Украины товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 20%, входящих в валовые расходы и использующихся для операций, облагаемых НДС (в книге продаж соответствует значению столбца 13).

Обратим внимание на то, что в отчетном периоде у нас была корректировка показателей. Строка 16 раздела заполняется только для тех корректировок, которые относятся к предыдущим расчетным периодам. Если корректировка относится к налоговому кредиту текущего периода, она отдельно не выделяется, а учитывается при расчете показателя одной из основных строк. Сведения об объеме операций, по которым проведены корректировки, отражаются в столбце 16 Книги приобретения, соответствующие суммы НДС - в столбце 17 (рис. 6).

Сведения о корректировках текущего периода можно выбрать из книги приобретения и скорректировать показатели (суммы 2080 по колонке А и 416 по колонке Б, рис. 6).

Печатная форма документа соответствует утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. №166 "Об утверждении формы налоговой декларации и порядка ее заполнения и предоставления" с изменениями. Можно напечатать как заполненную декларацию, так и ее бланк.

Таким образом, "1С:Бухгалтерия для Украины" позволяет реализовать учет налоговых накладных поставщиков (и других документов налогового учета), группировать записи в книгу приобретения (с ее автоматическим ведением по установленной форме) и формировать декларацию по НДС в полной и сокращенной форме. Отчеты "Книга приобретения" и "Декларация по НДС" автоматически заполняются на основе введенных документов "Запись книги приобретения", поэтому корректность их заполнения имеет большое значение.

Рисунок 8


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №8

! Ответы на вопросы урока №7

1. При проведении документа выполняются следующие действия:

- формируются и записываются проводки операции;

- устанавливаются значения периодических реквизитов справочников, для которых в конфигурации определена возможность изменения документами.

2. Если при выходе из режима корректировки ранее проведенного документа выполнить отказ от его повторного проведения, программа сохранит документ в откорректированном виде. Обратите внимание: это произойдет несмотря на то, что существует потенциальная возможность расхождения данных документа и сформированных им проводок.

3. В программе "1С:Бухгалтерия 7.7" сложными называются проводки, которые удовлетворяют одному из вариантов:

- проводки, в которых кредитуется один счет, а дебетуется несколько счетов;

- проводки, в которых дебетуется один счет, а кредитуется несколько счетов.

4. При вводе проводок операций вводить номера счетов без указания номеров субсчетов можно только в том случае, если в плане счетов данный счет не имеет субсчетов.

5. При ручном вводе проводок операции можно использовать режим копирования из ранее введенных проводок той же операции для копирования как простых, так и сложных проводок.


? Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №8

1. Можно ли сформировать отчет "Анализ счета по субконто" в разрезе одного вида субконто - "Партия", если этому субконто соответствует справочник "Партии", который является подчиненным справочнику "ТМЦ"?

2. Что такое "Подчиненный справочник"?

3. При вводе в справочник нового элемента программа выдает сообщение "Код не уникальный". О чем это свидетельствует?

4. Какие действия необходимо предпринять, чтобы субсчета, введенные на одном из счетов, переподчинить другому счету?


1С:Бухгалтерия: вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua