Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#09'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 9
Поступление необоротных активов

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

В нескольких уроках мы последовательно рассмотрим, как в программе оформляют операции, связанные с поступлением, эксплуатацией и выбытием необоротных активов. В этом уроке вы ознакомитесь с общей организацией их учета, а также с учетом поступления необоротных активов, приобретенных за денежные средства.

В соответствии с Инструкцией №291, в конфигурации расходы предприятия на приобретение или создание необоротных активов учитываются по дебету счета 15 "Капитальные инвестиции". Аналитический учет на этом счете ведется в разрезе инвестиций. Счета, используемые при учете необоротных активов, приведены во фрагменте плана счетов на рис. 1. При передаче необоротных активов в эксплуатацию расходы списываются с кредита счета 15 в дебет соответствующих субсчетов счетов 10, 11, 12, аналитический учет на которых ведется в разрезе субконто "Необоротные активы" и "Места хранения". В конфигурации порядок учета необоротных активов регламентирован П(С)БУ7 "Основные средства" и П(С)БУ8 "Нематериальные активы".

Рисунок 1

Налоговый учет основных фондов и нематериальных активов в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия для Украины" ведется в соответствии с требованиями Закона Украины №283/97 "О налогообложении прибыли предприятий" (по правилам, определенным в ст. 8). Учет организован на забалансовых счетах, представленных на рис. 2. Для нематериальных активов и основных фондов первой группы учет ведется в разрезе субконто "Нематериальные активы".

Рисунок 2

Таким образом, в программе ведутся два независимых учета одних и тех же объектов - на разных счетах и по различным правилам.


Справочник "Необоротные активы"

Учет необоротных активов ведется по каждому инвентарному объекту. Рассмотрим, где хранится информация об объекте и какова она. Для организации аналитического учета необоротных активов используется субконто вида "Необоротные активы", которому соответствует одноименный справочник. Его можно вызвать из меню Справочники/Необоротные активы главного меню программы. Этот справочник - трехуровневый: на первом уровне нематериальные активы разделяются по видам, на втором - основные средства и нематериальные активы подразделяются на производственные и непроизводственные. Для того чтобы внести новый элемент справочника, нужно раскрыть нужную группу и нажать клавишу INSERT. Появится карточка элемента. На рис. 3 вы видите обе закладки, заполненные для швейной машины "PFAFF стачивающая".

Рисунок 3

Рассмотрим заполнение некоторых полей. Выберем значение в поле Вид необорот. актива (рис. 3, закладка Основные). В зависимости от него в поле Счет учета появится значение субсчета (соответственно, счетов 10, 11, 12, 18). В пределах счета его можно поменять (по умолчанию выбирается самый "популярный" для основных средств субсчет 104 "Машины и оборудование"). На закладке Дополнительно в поле Метод расчета износа станут доступными те методы расчета износа в бухгалтерском учете, которые предусмотрены П(С)БУ 7 и 8 для такого вида необоротных активов, и станут видимыми параметры, необходимые для автоматического расчета нормы износа (например Ликвидационная стоимость и Срок полезного использования для прямолинейного метода). На этой же закладке для производственных основных средств нужно отметить флажок Начислять износ в налоговом учете и выбрать группу, к которой принадлежит такой объект в налоговом учете.

Для амортизации в бухгалтерском учете МНМА, учитываемых на счете 112, станут доступными методы амортизации и 50%-50%, и 100%. В налоговом учете для амортизации таких МНМА применяется амортизация в составе соответствующей группы в общем порядке. Авторы конфигурации считают, что на сегодняшний день единственным законным основанием для амортизации таких объектов в налоговом учете являются нормы Закона о прибыли.

В справочнике также следует указать первоначальную стоимость и дату ввода в эксплуатацию по акту (накладной) приемки-передачи необоротных активов и вид деятельности, для которой предназначен объект. Автоматически в пределах всего справочника нематериальных активов каждому объекту присваивается Код. Если вы применяете другую систему нумерации и шифрования, можно заполнить поля Инвентарный номер и Шифр.


Операции, возникающие в связи с поступлением необоротных активов

На рис. 4 вы видите все операции, отражающие поступление и зачисление на баланс необоротных активов (в данной статье не рассматриваются операции аренды), и документы конфигурации, которые применяются в таких случаях. Покупка или строительство объектов необоротных активов, а также поступление от учредителей отражает процесс капиталовложений. Такие затраты относят в дебет счета 15 "Капитальные инвестиции" с помощью документа "Приходная накладная".

Рисунок 4

Дополнительные расходы, которые согласно П(С)БУ 7 входят в первоначальную стоимость объектов, с помощью документа "Расходы на приобретение" отражают по дебету счета 15. Стоимость принятых в эксплуатацию необоротных активов списывают документом "Ввод в эксплуатацию" по дебету счетов 10, 11, 12 и кредиту счета 15. Одновременно с этим на стоимость фондов, подлежащих амортизации в налоговом учете, увеличивается балансовая стоимость групп. Для каждого случая мы рассмотрим особенности применения набора универсальных документов.

В данный момент в конфигурации нет возможности обойтись только штатными средствами при оформлении бесплатного получения необоротных активов - этот вопрос мы обсудим в следующем уроке.

Что касается самостоятельного изготовления основных средств, то в конфигурации нет документов, позволяющих отразить процесс их изготовления. Но любую операцию можно ввести в виде совокупности проводок, используя ручной ввод операции (меню Документы/Операция главного меню программы). После того как затраты собраны на счете 15 "Капитальные инвестиции" и в налоговом учете откорректированы валовые расходы, можно воспользоваться документом "Ввод в эксплуатацию".


Приобретение НМА за денежные средства

Наиболее часто необоротные активы приобретаются за денежные средства. Поступление необоротных активов, приобретенных за денежные средства, оформляется в таком же порядке, как и запасов. (Мы очень подробно рассматривали цепочку "документ - заказ - документ, отражающий поступление", заполнение полей самого документа и учет НДС. Поэтому теперь рассмотрим только существенные моменты, отличающиеся для необоротных активов.) Рассмотрим пример.

Пример 1.

04.12.2001 г. от ООО "Дельта" на предприятие "Добро" в сопровождении товаротранспортной накладной поступила машина стачивающая PFAFF на сумму 18000 грн плюс НДС 20% - 3600 грн. Расходы на доставку предприятием "Транспортник" составили 240 грн, включая НДС.

04.12.2001 г. машина PFAFF по акту приемки-передачи основных средств № 2 передана в эксплуатацию в швейный цех.

На рис. 5 вы видите заполненный договор (заказ) ДГ-0000011, введенную на его основании приходную накладную ПН-0000013 и созданные документом проводки. Новый договор вводят через меню Документы/Договор.

Рисунок 5

При заполнении договора особое внимание следует обратить на следующие поля1:

- Вид валовых доходов/расходов (значение Не доход и не затрата - т. е. затраты, подлежащие амортизации);

- Вид торговли - значение Предоплата;

- Вид НДС - 20%.

Чтобы ввести приходную накладную на основании этого договора, нужно найти ДГ-000011 в журнале "Договора" и нажать ALT+F9. При заполнении приходной накладной обратим внимание на такие моменты. Во-первых, в поле Что приходуем выберем значение ОС, НМА и др. необоротные активы.

Во-вторых, выберем в поле Место хранения склад, на котором будет храниться объект. В поле Вид поставщика выберем Отечественный поставщик. При этом на закладке Дополнительные вы увидите счет 631. Так как приобретение необоротных активов относится к инвестиционной деятельности предприятия, это значение следует заменить на значение 6852. Действительно, если оставить счет 631, то задолженность в балансе будет отражена по строке 530 "Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги", т. е. как задолженность по текущей операционной деятельности. Задолженность по счету 6852 будет правильно отражена в строке 610 "Прочие текущие обязательства".

При заполнении табличной части документа следует ввести новую инвестицию. Чаще всего инвестицию называют по имени приобретаемого основного средства - "PFAFF стачивающая". При нажатии кнопки ОК будут сформированы проводки, которые вы видите на рисунке.

Дополнительные расходы на приобретение учтем в документе "Расходы на приобретение" (рис. 6). У него есть свой заказ (ДГ-0000022). Мы его из экономии места не приводим. Документ "Расходы на приобретение" введем на основании приходной накладной ПН-000013. Выберем Счет - 6852 и Субконто валовых расходов - Не доход и не затрата. Проводки, сформированные документом при проведении, показаны на рис. 6. Теперь все необходимые расходы собраны на счете 152 "Приобретение основных средств". Можно вводить объект в эксплуатацию.

Рисунок 6


Введение объекта в эксплуатацию

Новый документ "Ввод в эксплуатацию" можно ввести через меню Документы/Необоротные активы и МБП, пункт Ввод в эксплуатацию. Внесенные в программу документы хранятся в журнале "Необоротные активы и МБП" (меню Журналы/Прочие). Сначала следует выбрать режим работы документа - Ввод в эксплуатацию необоротных активов, затем - Место хранения не введенных в эксплуатацию активов. После этого - заполнить поле Вид необоротных активов. В табличной части следует выбрать инвестицию, которая является источником поступления необоротного актива, и необоротный актив, стоимость которого формируется. На этом этапе можно заполнить карточку элемента справочника "Необоротные активы".

При приходовании необоротных активов в поле Количество может стоять значение только 1,000. Если одна инвестиция использована для приобретения нескольких объектов, табличная часть должна содержать несколько строк.

В поле Цена содержится первоначальная стоимость актива. При проведении документа формируются проводки (рис. 7). Обратите внимание, что увеличена балансовая стоимость 3-й группы основных фондов в налоговом учете. После проведения становится доступной кнопка Печать, и можно получить стандартную форму Акта ввода в эксплуатацию основных средств.

Рисунок 7


Анализ информации о поступлении

Самым удобным стандартным отчетом для анализа информации о поступлении необоротных активов является оборотно-сальдовая ведомость по счету (меню Отчеты/Стандартные, пункт Оборотно-сальдовая ведомость по счету). Вы увидите все инвестиции за текущий период. На рис. 8 видно, что за декабрь поступили (по дебету счета) три основных средства, два из них введены в эксплуатацию. По желанию можно детализировать отчет - например, узнать, из каких сумм и какими документами сформированы дебетовые обороты, - т. е. узнать, каким образом сформирована первоначальная стоимость необоротного актива.

Рисунок 8


Примечания:

1 Заполнение остальных полей обычно не вызывает затруднений.


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №9

! Ответы на вопросы урока №8

1. Можно ли сформировать отчет "Анализ счета по субконто" в разрезе одного вида субконто - "Партия", если этому субконто соответствует справочник "Партии", который является подчиненным справочнику "ТМЦ"?

Несмотря на то, что субконто "Партии" соответствует подчиненный справочник, допускается использовать его в качестве единственного субконто, в разрезе которого формируется отчет.

2. Что такое "Подчиненный справочник"?

Подчиненный справочник - это справочник, в который можно и вводить, и получать информацию только (!) после выбора элемента другого справочника, которому он подчинен.

3. При вводе в справочник нового элемента программа выдает сообщение "Код не уникальный". О чем это свидетельствует?

Если при вводе в справочник нового элемента программа выдает сообщение "Код не уникальный", это свидетельствует о том, что:

- в справочнике имеются элементы с таким же кодом, как и у вновь введенного элемента, а также:

- при конфигурировании системы для данного справочника установлен режим контроля уникальности кодов элементов справочника.

4. Какие действия необходимо предпринять, чтобы субсчета, введенные на одном из счетов, переподчинить другому счету?

Ответ однозначный: это действие недопустимо и не может быть выполнено ни изменением кода счета в плане счетов в режиме бухгалтерского учета, ни в режиме конфигурирования.>


? Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №8

1. Можно ли заполнить поле справочника путем выбора значения из другого справочника?

2. Какое действие должен выполнить пользователь, если при обращении к справочнику в заголовке окна справочника выдается сообщение Не задан элемент-владелец?

3. Какие действия необходимо предпринять для организации аналитического учета на некотором счете?


1С:Бухгалтерия: вопросы - ответы


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua