Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#11'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 10
Получение НМА в качестве взноса в уставный капитал

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

Сегодня мы продолжим изучать поступление необоротных активов. Одни операции встречаются в практике чаще, другие - реже. В программе автоматизированы первые. А работать приходится со всеми. На этом уроке мы рассмотрим одну такую операцию - бесплатное получение НМА, а также получение НМА в уставный фонд и перемещение НМА между подразделениями.

Необоротные активы могут быть получены в качестве взноса учредителей в уставный капитал. Основанием для такой операции является учредительный договор. Операции, возникающие в учете, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Д-т К-т Сумма Содержание операции Документ конфигурации
1 15 46 Согласованная с учредителями справедливая стоимость Погашение задолженности учредителям НМА "Приходная накладная" (договор)
2 15
641
631
631
Контрактная стоимость работ Учтены расходы на доставку, монтаж и т. п., входящие в первоначальную стоимость и отражен налоговый кредит "Расходы на приобретение" (договор, счет входящий)
3 10
ОС
15 Первоначальная стоимость Основное средство введено в эксплуатацию "Ввод в эксплуатацию"

В налоговом учете первоначальная стоимость внесенных в уставный капитал основных фондов и нематериальных активов (при условии их производственного использования) увеличивает балансовую стоимость соответствующих групп и амортизируется в общем порядке. Для формирования первоначальной балансовой стоимости применяется П(С)БУ 7, на основании которого первоначальная балансовая стоимость состоит из согласованной учредителями справедливой стоимости и расходов, связанных с доведением средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Для иллюстрации этой операции рассмотрим пример.

Пример 1.

03.12.2001 г. учредитель "Добро+" передает предприятию "Добро" в качестве взноса в уставный фонд здание цеха. Согласно учредительному договору, справедливая стоимость здания - 90000 грн. 05.12.2001 г. по акту приемки-передачи основных средств введены в эксплуатацию помещение цеха и складское помещение, входящие в состав здания.

В журнале "Договора" (меню Журналы/Договора) нажатием клавиши INS внесем новый договор ДГ-000005 (рис. 1) и заполним его. Обратим внимание на значения выделенных на рисунке полей Вид НДС и Вид валовых расходов/доходов. Это операция передачи корпоративных прав эмитента в обмен на имущество, поэтому не возникает ни дохода, ни объекта обложения НДС. Проведем документ. Теперь в журнале "Договора" найдем договор ДГ-000005 и введем на его основании документ "Приходная накладная" (через меню Действия/Ввести на основании или нажатием клавиш ALT+F9). Большинство полей заголовочной части в нем заполнены. Нам следует поменять значение поля Вид поставщика на Прочие, значение поля Что приходуем - ОС, НМА и другие нематериальные активы и выбрать счет 46 на закладке Дополнительные. Непосредственно при заполнении табличной части следует внести новую инвестицию "Здание цеха" в открывшийся справочник "Инвестиции". Проводки, сформированные документом, вы видите на рис. 1.

Рисунок 1

В нашем примере, когда нет дополнительных расходов на доставку, монтаж и т. п. использовать ввод в режиме Операция (как обычно и рекомендуют) быстрее и эффективнее. Почему мы использовали документ? В общем случае могут возникнуть расходы по доставке, монтажу и наладке. Их лучше оформлять документом "Расходы на приобретение". Мы формировали такой документ (РНП-000022), когда рассматривали поступление НМА за денежные средства. Особенностей для НМА, вносимых в уставный фонд, документ не имеет, поэтому мы его снова не рассматриваем. Но для ввода такого документа обязателен документ "Приходная накладная". Если оформить поступление основного средства ручной операцией, также придется оформлять и дополнительные расходы, а это потребует от бухгалтера вручную контролировать возникновение "первого события" по НДС.

Далее предприятие приняло решение оприходовать отдельно помещение цеха и складское помещение, из которых состоит передаваемое в эксплуатацию здание. Согласно п. 9 П(С)БУ 7, первоначальная стоимость объектов, обязательства по которым определены общей суммой, определяется распределением этой суммы пропорционально справедливой стоимости объектов. Т. к. сумма справедливых стоимостей объектов равна общей стоимости передаваемого НМА, в данном случае отпадает необходимость в таком распределении. Справедливая стоимость в нашем примере определяется экспертным путем (72000 грн стоит помещение цеха, 18000 грн - складское помещение).

На рис. 2 представлен документ "Ввод в эксплуатацию" и сформированные им проводки. В нем за счет одной инвестиции (здание цеха) вводятся в эксплуатацию два объекта основных средств. Во время заполнения табличной части документа оба эти объекта можно занести в справочник "Необоротные активы".

Рисунок 2

В справочнике для каждого из них следует обязательно установить флаг Начислять амортизацию в налоговом учете (на закладке Дополнительные) и выбрать группу, к которой относится объект. Балансовая стоимость групп будет увеличена только для таких объектов. К заполнению полей справочника, касающихся бухгалтерской амортизации, можно будет вернуться и позднее. Документ "Ввод в эксплуатацию" имеет печатную форму - акт ввода в эксплуатацию основных средств - которую можно получить при нажатии кнопки Печать.


Безвозмездное поступление необоротных активов

Поступление необоротных активов не всегда связано с расходами. Иногда их можно получить и без оплаты. Как отражается в учете такое поступление, показано в таблице 2.

Таблица 2

Д-т К-т Сумма Содержание операции Документ конфигурации
1 10, 11,12
ВД
424
ВД
Справедливая стоимость обьекта Бесплатно поступили НМА Ввод в режиме ручной операции
2    15 631 Контрактная стоимость работ без НДС; Учтены расходы на доставку, монтаж и т. п., входящие в первоначальную стоимость НМА; Ввод в режиме ручной операции   
641 631  сумма НДС; отражен налоговый кредит;
ОС1,
ОС2,
ОС3
контрактная стоимость работ без НДС увеличена балансовая стоимость групп в налоговом учете
3 10 15 Контрактная стоимость работ без НДС Дополнительные расходы на ввод включаются в первоначальную стоимость обьекта Ввод в эксплуатацию

Поскольку в налоговом учете амортизации подлежат именно расходы, а налогоплательщик их не понес, то балансовая стоимость групп не увеличивается, и стоимость полученных основных фондов амортизироваться не будет. В то же время расходы, связанные с доставкой, установкой и т. п. получаемых фондов, увеличивают балансовую стоимость групп и амортизируются в общем порядке. Стоимость бесплатно полученных товаров включается в валовой доход периода согласно пп. 4.1.6 ст. 4 Закона о прибыли (исключения установлены абзацем вторым пп. 4.1.6 для безвозмездной передачи для некоторых неприбыльных организаций и для филиалов налогоплательщика и пп. 4.2.15 для передачи по решению исполнительной власти сетей и объектов социальной инфраструктуры).

В бухгалтерском учете при получении необоротных активов справедливая стоимость объекта отражается по дебету счетов 10, 11, 12 и кредиту счета 424 "Бесплатно полученные необоротные активы". В первоначальную стоимость таких объектов включаются прочие расходы согласно ст. 8 П(С)БУ 7 и ст. 11 П(С)БУ 8. Здесь кроется проблема, которую мы подробно рассмотрим в следующем уроке. Она связана с амортизацией таких объектов. Причем поскольку предприятия не так часто получают подарки, штатных средств для отражения бесплатного поступления и автоматического ежемесячного начисления износа по таким средствам в программе нет.

Обратимся к следующему примеру.

Пример 2.

12.12.2001 г. ООО "Добро" бесплатно получает от предприятия "Ивент" основное средство "Автоматизированное рабочее место конструктора". Справедливая стоимость на момент передачи основного средства оценена в 18000 грн. Расходы на его наладку составили 1000 грн + 200 грн НДС.

Нам потребуется зарегистрировать поступивший объект в справочнике "Необоротные активы". При этом необходимо контролировать заполнение полей Первонач. стоимость (закладки Основные справочника "Необоротные активы", рис. 3): в момент поступления нам известна только справедливая стоимость объекта.

Рисунок 3

После того как нам станут окончательно известны расходы на монтаж, необходимо вернуться к справочнику и изменить это значение (оно будет использовано при расчете амортизации в бухгалтерском учете). Поле Дата ввода в эксплуатацию соответствует дате "ввода в эксплуатацию" дополнительных расходов (используется для определения начала амортизации в бухгалтерском учете). Убедитесь, что в закладке Дополнительные флажок Начислять амортизацию в налоговом учете выключен.

Введем ручную операцию (меню Документы/Операция), отражающую безвозмездное поступление основного средства и затраты на его монтаж.

Вы видите ее на рис. 4. Поля номера и даты заполняются автоматически. Нажмем клавишу INS и последовательно заполним открывающиеся поля табличной части операции.

Рисунок 4

В первых трех проводках трудностей не возникнет. А вот суммы НДС придется определить. Чтобы это сделать, нужно будет проверить, какие были операции по договору ДГ-000008 (т. е. по монтажу). Обратимся к стандартному отчету "Анализ субконто" (меню Отчеты/Анализ субконто). Мы видим (рис. 5), что до ввода нашей операции по договору была оплата 600 грн (100 грн из них - НДС), т. е. "первое событие" было.

Рисунок 5

Теперь возможны три варианта - договорная цена услуг (база обложения НДС) может быть:

- равна перечисленной сумме;

- меньше этой суммы;

- больше этой суммы.

В первом и втором вариантах поступление услуг является "вторым событием", в третьем - частично "вторым", частично "первым". Схема проводок для случая, когда первым событием являлась оплата, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сумма Д-т К-т
1 Сумма НДС, относящаяся к первому событию 6415 631
2 Сумма НДС, относящаяся ко второму событию 6441 631
3 Контрактная стоимость услуг без НДС 15 631

Для расчета базы обложения НДС необходимо определить сумму операции, являющейся "первым событием". Для этого сравним стоимость наладки АРМК без НДС (из документов поставщика - 1000 грн) и фактически уплаченную сумму без НДС (420 - 70 = 350 грн). Разница между этими величинами является базовой величиной для расчета НДС по "первому событию".

Теперь рассчитаем суммы НДС. По такому алгоритму рассчитаны суммы в операции 5 (рис. 4). Процедура достаточно трудоемкая, поэтому мы и советуем обычно пользоваться документами, в которых реализован такой же алгоритм. И сразу в этой операции (проводка 6, рис. 4) мы увеличим балансовую стоимость третьей группы. Отметим, что разработчики конфигурации традиционно придерживаются самого осторожного подхода к налоговому учету. Балансовая стоимость групп увеличивается в момент ввода основных фондов или нематериальных активов в эксплуатацию. Вообще же такого жесткого требования закон не содержит - расходы понесены уже в момент первого события, и можно увеличить стоимость группы сразу.

Для ввода в эксплуатацию можно использовать стандартный документ "Ввод в эксплуатацию" (он не имеет особенностей, поэтому не приводится), можно воспользоваться и ручной операцией. Теперь нужно вернуться к полям справочника "Необоротные активы" (рис. 3) и заполнить поле Дата ввода в экспл. Уточненная первоначальная стоимость объекта ОС составляет 19000 грн.

Чтобы проверить результат нашей работы, воспользуемся стандартным отчетом "Анализ счета по субконто" (Отчеты/Анализ счета по субконто) (рис. 6). На счете 104 у нас два основных средства: "PFAFF стачивающая" (мы рассмотрели ее поступление на прошлом уроке) и АРМК. Оба они находятся на основном складе. После ввода в эксплуатацию эти НМА остаются там, где они хранились до ввода.

Рисунок 6


Перемещение необоротных активов

В процессе эксплуатации объекты могут перемещаться между подразделениями предприятия. Для регистрации этого процесса в конфигурации применяется документ "Перемещение". Он находится в группе Документы/Складские. Перемещение НМА производится по учетной цене проводками в корреспонденции со счетом 00. Если на счете ведется количественный учет, нужно указать количество объектов. В результате перемещения для объекта изменяется только значение субконто "Места хранения". У документа "Перемещение" есть особенности по НМА - считается, что НМА перемещаются только между материально ответственными лицами. В случае если они оприходованы на склад, остается воспользоваться ручной операцией (см. рис. 7).

Рисунок 7

Теперь если понадобится перемещать этот объект между материально ответственными лицами подразделений, можно воспользоваться документом "Перемещение". Электронная форма его приведена на рис. 8.

Рисунок 8

В "шапке" документа указывается маршрут перемещения объекта (поля Откуда и Куда), который мы укажем в табличной части. Проводки документа аналогичны тем, которые мы сформировали ручной операцией. Документ имеет печатную форму - "Накладная на внутреннее перемещение" - которую можно напечатать после его проведения.

На этом мы закончим рассматривать поступление НМА. На следующем уроке рассмотрим операции, осуществляемые в процессе их эксплуатации.


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №10

! Ответы на вопросы урока №9

1. Можно ли заполнить поле справочника путем выбора значения из другого справочника?

Заполнить поле любого справочника путем выбора значения из другого справочника можно без каких-либо ограничений.

2. Какое действие должен выполнить пользователь, если при обращении к справочнику в заголовке окна справочника выдается сообщение "Не задан элемент-владелец"?

Если при обращении к справочнику в заголовке окна справочника выдается сообщение Не задан элемент-владелец, пользователь должен выбрать из другого справочника элемент, которому подчинен данный справочник.

3. Какие действия необходимо предпринять для организации аналитического учета на каком-либо счете?

Для того чтобы на каком-либо счете организовать аналитический учет, необходимо в плане счетов в строке счета (субсчета) установить один или несколько видов субконто, например, в строке счета 10 в графе Субконто установить вид субконто - Места хранения.


? Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №10

1. Если справочник А является подчиненным справочнику Б, в какой последовательности осуществляется доступ к элементам справочника А?

2. Для каких счетов не может быть сформирован отчет "Анализ счета по субконто"?

3. Какая информация отражается в стандартном отчете "Анализ счета"?

4. Допускается ли при ручном вводе проводки не указывать субконто для счета, у которого в плане счетов установлено ведение аналитического учета?


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


Следующий урок

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua