Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#15'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 12
Улучшение НМА в процессе эксплуатации. Выбытие НМА

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

Сегодня мы рассмотрим последние документы конфигурации по учету НМА: "Модернизация необоротного актива" и "Ликвидация необоротных активов". Возможно, у них не самые удачные названия: первый предназначен для отражения любых улучшений НМА в процессе эксплуатации, второй - для отражения любого выбытия НМА с баланса.

В процессе эксплуатации НМА возникают расходы, связанные с их улучшением - поддержанием в текущем состоянии, модернизацией, модификацией, ремонтом. Если улучшение объекта приводит к увеличению будущих экономических выгод (п. 14 П(С)БУ 7), такие расходы в бухгалтерском учете включаются в состав капитальных расходов и накапливаются на субсчетах счета 15 "Капитальные инвестиции" и затем увеличивают стоимость объекта НМА. Если такого увеличения не происходит и расходы осуществлены для поддержания объекта в рабочем состоянии, затраты включаются в расходы периода (п. 15 П(С)БУ 7) и отражаются по дебету счетов 23, 91, 92, 93 либо сразу, либо собираются на счете 23 и списываются по окончании ремонта.

В налоговом учете, согласно пп. 8.7.1 ст. 8 Закона о прибыли, расходы в размере 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов в год включаются в валовые расходы. Расходы, превышающие эту сумму, включаются в стоимость отдельных объектов (теперь, после выхода Разъяснения ГНАУ от 13.02.2002 г. №68, - для всех групп) основных фондов. Для отражения улучшений НМА в конфигурации предусмотрен документ "Модернизация необоротного актива".

Прежде чем приступить к работе с документом, рассмотрим изменения, внесенные в 205-й релиз конфигурации "Бухгалтерский учет для Украины" от 28.03.2002 г. В нем учтены новые требования к налоговому учету групп 2 и 3. После того как вы получите и установите обновление, вам необходимо запустить специальную обработку "Определение балансовой стоимости ОС 2, 3 группы". Она выполняется один раз и определяет индивидуальную остаточную стоимость объектов этих групп на начало года (теперь для этих групп ведется аналитический учет в разрезе субконто "Необоротные активы").

На рис. 1 представлены результаты обработки для основных фондов, которые мы рассматривали на предыдущих уроках. Напомним, что балансовая стоимость группы - 19200 грн. Она состоит из 18200 грн (стоимость машины PFAFF) и 1000 грн - расходы по наладке АРМ конструктора, полученного безвозмездно. Обратите внимание, как изменилась стоимость этих средств в результате пропорционального пересчета. Наш пример иллюстрирует, что предложенные Разъяснением №68 правила пересчета допускают ситуацию, когда в стоимость объектов входят расходы, с ними не связанные. Тем не менее, теперь наша программа приведена в соответствие с новыми правилами учета НМА.

Рисунок 1


Модернизация необоротных активов

На практике улучшение основных средств проводят либо подрядным способом, либо хозяйственным (собственными силами), либо "смешанным", т. е. закупают материалы и приглашают подрядчика вести работы. Мы рассмотрим последний случай.

Пример 1. 28.03.2002 г. ООО "Добро" от ЧП "Гуренко" принят акт выполненных работ по ремонту швейного цеха на сумму 3600 грн (с НДС). Кроме того, для проведения ремонта отпущено собственных материалов на сумму 3362,03 грн.

Введем новый документ "Модернизация необоротного актива" (Документы/Необоротные активы и МБП/Модернизация необоротного актива). Отметим, что для нашего случая нужно оформить два документа: отдельно на материальные затраты и отдельно на работы подрядчика. Начнем заполнение документа МНА-000001 (рис. 2) с выбора необоротного актива. Для списания материалов необходимо в поле Работы осуществлены установить значение Собственными силами.

Рисунок 2

Поскольку швейный цех подлежит амортизации в налоговом учете (в его форме элемента справочника отмечен аналогичный флажок), становятся доступными реквизиты группы Изменение балансовой стоимости. Отметим реквизит Указать сумму на затраты вручную. По умолчанию там устанавливается 5% совокупной стоимости ОФ на начало года (в нашем случае это 5460 грн [109200 х 5%]), но не более суммы документа (см. рис. 2). Значение доступно для редактирования, можно установить нужную сумму (в пределах ограничений), а расходы, превышающие ее, будут включены в балансовую стоимость объекта.

Для заполнения табличной части необходимо определить, будут ли увеличены экономические выгоды и из каких расходов состоят затраты на ремонт (т. е. определить счета для бухгалтерского учета). Наш ремонт приведет к такому увеличению, поэтому капитализируем затраты на счете 151 "Капитальное строительство". Новую инвестицию, например "Ремонт швейного цеха", можно внести в справочник "Инвестиции" при заполнении табличной части документа. Проводки, сформированные документом, приведены на рис. 2.

Обратите внимание! Расходы на использованные при ремонте основного средства материалы уже попали в валовые расходы при их приобретении. Стоимость материалов при проведении перерасчета по правилам п. 5.9 необходимо вручную вычесть из суммы, отраженной в графе "остаток на начало периода" ведомости "Сведения о балансовой стоимости материальных ресурсов и малоценных предметов".

Теперь заполним документ МНА-000002 на работы подрядчика (рис. 3). Если в поле Работы осуществлены выбрано значение Через подрядчика, в документе появится закладка Дополнительные. При подрядных работах к расходам относятся суммы, уплаченные подрядчику, т. е. затрагиваются счета расчетов (обратите внимание, что операция не относится к операционной деятельности, поэтому выбираем соответствующие счета 685 или 377).

Рисунок 3

Для корректного учета НДС не забудьте предварительно внести документ-заказ. Иногда НДС может включаться в стоимость работ (в случае если подрядчик - неплательщик НДС, а также если такие объекты используются для операций, не являющихся объектом обложения, или освобождены от НДС). Отражается это в группе реквизитов НДС на закладке Дополнительные. Теперь обратите внимание, как определена сумма валовых расходов и сумма увеличения балансовой стоимости объекта в налоговом учете. От 5% совокупной балансовой стоимости групп на начало года осталась неиспользованной сумма 2097,97 (5460 - 3362,03). Ее необходимо внести в соответствующее поле. Расходы, превышающие эту сумму, - 902,03 (3000 - 2097,97) - отнесены на увеличение балансовой стоимости швейного цеха. На рис. 3 приведены проводки, сформированные документом. Документ имеет печатную форму - типовую форму акта приемки-передачи отремонтированных необоротных активов ОС-2. Введенные документы хранятся в журнале "Необоротные активы и МБП".

Для анализа информации о модернизации удобно пользоваться отчетом "Оборотно-сальдовая ведомость по счету". На рис. 4 представлена ведомость по счету ОС1 (налоговый учет). Вы видите балансовую стоимость объектов на начало и конец периода (дебетовое сальдо), суммы амортизации объектов (кредитовый оборот) и сумму увеличения балансовой стоимости группы (дебетовый оборот). Это удобный случай наблюдать расхождение бухгалтерского и налогового учета. Если сформировать аналогичный отчет по счету 10.3 (содержащий те же основные средства), станет видно, что стоимость объекта в бухгалтерском учете увеличена на 6362,03 грн (дебетовый оборот по счету 103), а балансовая стоимость в налоговом учете - на 902,03 грн. Таким образом, даже если применять одинаковые правила амортизации, объединить эти учеты не получится.

Рисунок 4

Обычно в затраты на ремонт собственными силами входит заработная плата с начислениями. К сожалению, на текущий момент "1С:Бухгалтерия для Украины" не позволяет удобным способом отразить капитализацию этих затрат в связи с особенностями расчета зарплаты. В программах "1С:Зарплата и Кадры для Украины" и "Комплексная конфигурация для Украины" реализован более мощный механизм расчета зарплаты и ее распределения.

После того как мы рассмотрели весь доступный в конфигурации "жизненный цикл" НМА, рассмотрим их выбытие.


Выбытие необоротных активов

В соответствии с П(С)БУ 7, НМА списываются с баланса в случаях их выбытия вследствие продажи, бесплатной передачи или невозможности получения в дальнейшем экономических выгод от их использования. Независимо от таких различных причин, порядок отражения выбытия активов в учете практически одинаков. Отражается выбытие проводками, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Д-т К-т Сумма Содержание операции Документ конфигурации
1 13 10, 11, 12 Накопленный износ Списание износа "Ликвидация необоротных активов"
2 972, 976, 99 10, 11, 12 Остаточная стоимость Списание остаточной стоимости обьекта
3 377 742 Продажная стоимость Отражение дохода, полученного в связи с реализацией, если ожидается компенсация стоимости НМА
742 641 (644) Сумма НДС

Счет 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов" используется в случае продажи актива. В случае ликвидации и несоответствия критериям признания активом применяется счет 976 "Списание необоротных активов". В случае чрезвычайных событий используется счет 99 "Чрезвычайные расходы". Операции по продаже НМА к операционной деятельности не относятся, поэтому для их учета используют счета класса 9. Предприятия, использующие только 8-й класс счетов, при списании остаточной стоимости используют счет 85 "Прочие затраты".

В налоговом учете при продаже объекта ОФ продажная стоимость актива сравнивается с его балансовой стоимостью. Сумма превышения продажной стоимости над балансовой включается в валовой доход, сумма превышения балансовой стоимости над продажной - в валовые расходы (пп. 8.4.3 ст. 8 Закона о прибыли). В программе для отражения любого выбытия используется документ "Ликвидация необоротных активов" (авторы конфигурации используют широкое толкование ликвидации - как выбытия с баланса).

Рассмотрим пример продажи необоротного актива.

Пример 2. В связи с изменением конъюнктуры предприятие ООО "Добро" принимает решение продать стачивающую машину PFAFF по остаточной стоимости (без НДС) 18023 грн. фирме "Дельта", чтобы впоследствии приобрести другое оборудование.

Используем документ "Ликвидация необоротных активов" (меню Документы/Необор. активы и МБП/Ликвидация необоротных активов) для оформления продажи объекта. Документ можно ввести обычным образом, последовательно заполнив его реквизиты, или воспользоваться специальным помощником "Ликвидация необоротных активов", который можно вызвать из меню Сервис или нажатием кнопки на панели инструментов.

Заполненный документ приведен на рис. 5. В поле Вид ликвидации укажем Реализация (возможно также значение Списание). Заполним поле Вид НДС (операции по продаже НМА облагаются НДС в общем порядке). Поскольку при списании/реализации НМА могут возникнуть как валовые доходы, так и расходы, необходимо заполнить соответствующие реквизиты на закладке Основные.

Рисунок 5

В табличной части выбираем ликвидируемый необоротный актив ("PFAFF стачивающая") из соответствующего справочника. При этом документ автоматически определяет первоначальную стоимость, износ, количественный остаток (см. рис. 5).

Поскольку НМА выбывает в связи с его реализацией, на закладке Дополнительно появляются реквизиты, аналогичные документу "Расходная накладная", где указываются данные о покупателе, выбирается заказ (документ "Ликвидация..." сам также может являться заказом). В качестве счета покупателя установлен счет 3772 "Расчеты с другими дебиторами"; при необходимости его можно изменить.

Рассмотрим результаты операции в налоговом учете. Остаточная стоимость машины PFAFF на начало квартала - 9393,55 грн (см рис. 1).

Внимание! Необходимо различать балансовую стоимость объекта на начало периода и к моменту продажи. Балансовая стоимость объекта к моменту продажи определяется как балансовая стоимость на начало квартала за вычетом амортизационных отчислений этого квартала. Поэтому к моменту продажи необходимо начислить амортизацию в налоговом учете. Один из способов сделать это - ввести документ "Начисление износа" с установленным флагом Рассчитать амортизацию в налоговом учете первым днем текущего квартала.

К моменту продажи с учетом амортизации балансовая стоимость составляет 9041,29 грн (9393,55 - 352,26). Разница между продажной стоимостью и балансовой - 8981,71 (18023 - 9041,29) - отнесена к ВД. Таким образом, продавая машину "PFAFF стачивающая" по остаточной стоимости в бухгалтерском учете, ООО "Добро" получило существенную прибыль в налоговом учете за счет перерасчета индивидуальных стоимостей объектов 3-й группы.

Нажатие кнопки Печать для нашего примера позволит сформировать стандартную форму расходной накладной. В случае списания объекта таким же образом формируется "Акт списания основных средств".

Для случая вывода из эксплуатации объектов ОС в результате их ликвидации (установлено значение Списание в реквизите Вид ликвидации) на закладке Дополнительно следует выбрать тип списания, для формирования определенного набора проводок по налоговому учету (для производственных активов) в соответствии с действующим законодательством. Возможны следующие варианты списания:

- ликвидация по решению налогоплательщика или КМУ;

- ликвидация вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы;

- ликвидация в связи с вынужденной заменой, если виновное лицо установлено;

- списание по другой причине;

В реквизите Вид затрат указывается статья затрат счета 97.6 "Списание необоротных активов", куда списывается их остаточная стоимость.

При проведении документ формирует необходимый набор бухгалтерских проводок, при этом списание балансовой стоимости ликвидируемого производственного материального актива в тех случаях, когда это необходимо, осуществляется "красным сторно" по соответствующему счету учета его балансовой стоимости.

Результаты ввода документов можно увидеть в стандартном отчете "Оборотно-сальдовая ведомость по счету ОС3" (данные налогового учета). Это один из самых удобных для наших целей документов. На рис. 6 приведена печатная форма документа. Обратите внимание: списание актива сделано "красным сторно" по дебету. В данном случае это делается для того, чтобы кредитовый оборот всегда соответствовал сумме амортизации. Еще раз напомним, что двойным щелчком мыши в интересующем поле можно детализировать информацию до конкретного документа, которым она была введена.

Рисунок 6


Получаем сертификат "1С:Профессионал". Вопросы к уроку №12

! Ответы на вопросы урока №11

1. Изменятся ли суммы ранее введенных операций, если пользователь изменит установленный порядок автоматического расчета их сумм?

Если пользователь изменит установленный порядок автоматического расчета сумм ранее введенных операций, эти суммы не изменятся.

2. Выполняется ли пересчет сумм проводок, введенных при помощи типовой операции, при условии, что суммы расчитываются по формулам, использующим значения остатков оборотов счетов?

Пересчет сумм проводок, введенных с помощью типовой операции, при условии, что суммы расчитываются по формулам, которые используют значения остатков оборотных счетов, не выполняется ни при каких условиях.

3. Для каких целей используются команды Выключить проводки и Включить проводки?

Команда Включить проводки используется для того, чтобы:

- проводки операции, по отношению к которой ранее была выполнена команда Выключить проводки, стали влиять на бухгалтерские итоги;

- проводки операции, по отношению к которой ранее была выполнена команда Выключить проводки, стали отражаться в отчетах по проводкам.

Команда Выключить проводки используется для:

- исключения влияния проводок на бухгалтерские итоги;

- исключения попадания этих проводок в отчеты по проводкам.

4. Может ли сумма операции иметь значение, отличное от суммы всех входящих в нее проводок?

Сумма операции может иметь любое значение, произвольно устанавливаемое пользователем, независимо от суммы всех входящих в нее проводок.


? Проверьте свои знания и дайте ответы на вопросы к уроку №12

1. Каково назначение файла RpList.txt, содержащегося в каталоге (папке) с внешними отчетами?

2. Можно ли сформировать печатную форму стандартного отчета и сохранить в виде файла на диске?

3. В каком из перечисленных стандартных отчетов типовой конфигурации можно получить информацию об остаточной стоимости одного выбранного основного средства:

а) карточка счета, на котором ведется учет основных средств;

б) анализ счета, на котором ведется учет ОС;

в) анализ счета, на котором ведется учет износа ОС;

г) карточка счета, на котором ведется учет износа ОС;

д) анализ субконто "Нематериальные активы".

4. Можно ли изменить порядок следования сложных проводок в шаблоне типовой операции?


Новости от "1С"

28 марта 2002 г. выпущены новые релизы конфигураций "Бухгалтерский учет для Украины" и "Комплексная конфигурация для Украины", в которых отражены требования налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 13.02.2002 г. №68.

Налоговое разъяснение изменяет порядок налогового учета основных фондов групп 2 и 3, в частности, вводит учет в разрезе по каждому объекту как в учете основных фондов, так и в их амортизации в налоговом учете.

Своевременное обновление конфигурации позволит зарегистрированным пользователям учесть новые требования при операциях с основными фондами. Это необходимо для правильного формирования квартальной отчетности за I квартал 2002 года.

В момент перехода на новый релиз запускается обработка "Определение балансовой стоимости ОС 2, 3 группы". Выполняется она один раз и формирует проводки 31 декабря 2001 года. Проводки переносят общую сумму на счетах ОС2 и ОС3 по каждому основному средству, которое подлежит амортизации в налоговом учете.

Для отражения новых требований внесены изменения в алгоритмы работы следующих документов: "Ввод в эксплуатацию", "Ликвидация необоротных активов", "Модернизация необоротного актива". Документ "Начисление износа" в налоговом учете теперь формирует проводки по каждому объекту основных средств.


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


Следующий урок

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua