Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#18'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 13
Учет затрат на производство готовой продукции

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

Основную прибыль производственные предприятия получают от реализации изготавливаемой продукции. Поэтому определение себестоимости продукции имеет большое значение для управления издержками, для установления нижних пределов цен на каждом предприятии.

Согласно п. 6 П(С)БУ 9 "Запасы", готовая продукция для целей бухгалтерского учета включается в запасы. Единицей бухгалтерского учета готовой продукции является ее наименование или однородная группа (вид). Себестоимость производства готовой продукции определяется на основании П(С)БУ 16 "Расходы", в п. 11 которого дано определение двух понятий себестоимости готовой продукции: себестоимости реализованной продукции и производственной себестоимости продукции. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции устанавливается предприятием. В производственную себестоимость продукции входят:

1) прямые материальные расходы;

2) прямые расходы на оплату труда;

3) другие прямые расходы;

4) общепроизводственные расходы.

В себестоимость реализованной продукции, кроме производственной себестоимости, включаются нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы и сверхнормативные производственные расходы.


Схемы определения производственной себестоимости продукции в "1С:Бухгалтерии для Украины"

Схемы определения производственной себестоимости продукции представлены на рис. 1 (а, б, в). Отражение затрат предприятия на производство продукции можно осуществлять тремя способами - с помощью счетов классов 8 и 9 (рис. 1а), только 8 (рис. 1б) или только 9 (рис. 1в). Способ учета затрат определяется константой Использовать счета расходов (меню Операции/Константы).

Рисунок 1а

Рисунок 1б

Рисунок 1в

В варианте 1а в течение отчетного периода (месяца) расходы на производство относятся в дебет счетов класса 8 с кредита счетов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Документы конфигурации, позволяющие делать это автоматически, представлены в таблице 1 на стр. 40. Расходы, накопленные в течение месяца на этих счетах, закрываются документом "Финансовые результаты" в режиме Закрытие элементов затрат (счета класса 8). При этом прямые производственные затраты относятся в дебет счета 23 "Производство". Общепроизводственные расходы относятся в дебет счета 91.

В варианте 1б в течение отчетного периода расходы на производство относятся в дебет счетов класса 8 с кредита счетов материальных, трудовых и денежных ресурсов. При этом используются те же документы конфигурации (таблица 1).

Таблица 1

Документ конфигурации Вид затрат
"Калькуляция" Прямые материальные затраты
"Начисление зарплаты" Прямые расходы на оплату труда
"Начисление износа" Амортизация
"Услуги сторонних организаций" Другие прямые расходы

Накопленные расходы на счетах класса 8 закрываются документом "Финансовые результаты" в режиме Закрытие элементов затрат (счета класса 8) на счет 23 "Производство". При этом отдельно накопление общепроизводственных расходов в программе не предусмотрено. Поскольку П(С)БУ 16 предусматривает такое распределение, его можно организовать вручную, выделив для этого специальный субсчет, например 841 "Общепроизводственные расходы".

В варианте 1в издержки производства в течение отчетного периода относятся в дебет счета 23 "Производство" непосредственно с кредита счетов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Общепроизводственные расходы относятся в дебет счета 91 также непосредственно с кредита счетов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Для этого используются те же документы конфигурации (таблица 1).

Далее эти три схемы аналогичны:

1. По окончании периода общепроизводственные расходы распределяются между счетами производства и себестоимости готовой продукции (по субконто Виды затрат) согласно П(С)БУ 16. Распределенные расходы отражаются по дебету счета 23 (соответствующий вид деятельности) и по кредиту счета 91. Нераспределенные расходы отражаются по дебету счета 901 "Себестоимость реализованной продукции". Для этого в программе используется документ "Финансовые результаты" в режиме Закрытие общепроизводственных затрат (счет 91).

2. Производится оценка незавершенного производства. Информация об этом вводится в программу документом "Незавершенное производство".

3. В течение отчетного периода выпуск готовой продукции отражается по учетным ценам. Такая возможность предусматривается Инструкцией №291, например, по плановой производственной себестоимости, на счете 26 "Готовая продукция", на котором аналитический учет ведется в разрезе видов продукции. Используется документ "Калькуляция" в режиме Предварительная. Для оценки стоимости материальных запасов, использованных для производства готовой продукции, применяется один из методов оценки выбытия запасов, предусмотренных п. 16 П(С)БУ 9. В программе метод определяется константой Метод партионного учета.

4. В конце отчетного периода, когда определена фактическая себестоимость готовой продукции, рассчитывается отклонение фактической себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам (нормативной или плановой себестоимости) и списывается в дебет счета 26 по видам продукции пропорционально стоимости по учетным ценам. Таким образом, по счету 26 готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости. В программе это делает документ "Калькуляция" в режиме Окончательная.


Счета и справочники, используемые для учета расходов на производство готовой продукции

Согласно п. 6 П(С)БУ 9 "Запасы", готовая продукция для целей бухгалтерского учета включается в запасы. Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено применять счет 23 "Производство" для отражения информации о затратах на изготовление продукции; счет 26 "Готовая продукция" - для отражения движения готовой продукции; счет 25 "Полуфабрикаты" - для отражения движения полуфабрикатов собственного производства (рис. 2).

Рисунок 2

Аналитический учет на счете 23 "Производство" должен давать возможность решить две задачи - возможность калькулировать себестоимость отдельного вида продукции (для этого используется субконто Виды деятельности) и определять структуру себестоимости по экономическим элементам, как требует п. 21 ПСБУ 16 (это позволяет сделать субконто Виды затрат). Обратим внимание, что в программе предусмотрены документы для метода нормативной калькуляции. Если говорить упрощенно - все прямые, переменные общехозяйственные и распределенные постоянные общехозяйственные расходы собираются на счете 23 на один вид деятельности "Производство" и оттуда списываются на конкретную номенклатуру продукции по нормам, указанным в калькуляции. В конце месяца с учетом незавершенного производства себестоимость продукции доводится до фактической. Такой метод обычно используется в массовом производстве, т. е. там, где имеет смысл составлять нормативные или плановые калькуляции.

В качестве альтернативы, если предприятие занимается выпуском единичной или уникальной продукции, под видом деятельности можно понимать и конкретный заказ, и конкретную единицу продукции. Все прямые расходы собираются на этот вид деятельности, между такими видами деятельности распределяются общепроизводственные расходы, и таким образом осуществляется калькулирование. При этом необходимо учитывать возможность определения прямых затрат (материалов, заработной платы) по каждому виду продукции.

Для учета затрат по элементам применяют субконто "Виды затрат" (рис. 3). Это двухуровневый справочник. На первом уровне расходы сгруппированы по видам в соответствии с П(С)БУ 16. На втором уровне расходы группируются по экономическим элементам (на рис. 3 открыта группа "Прямые производственные затраты"). Каждому элементу соответствует счет, на который будут списаны расходы (в данном случае - счет 23 "Производство").

Рисунок 3

Для формирования себестоимости продукции можно использовать все методы регистрации информации - операции, введенные вручную, типовые операции и документы "1С:Бухгалтерии". Основные документы, которые предназначены для автоматизации учета затрат (в частности прямых расходов на производство и общехозяйственных расходов), представлены в таблице 1.

Кроме того, в прямые расходы могут частично попадать расходы, начисленные другими документами и ручными операциями. Документ "Калькуляция" мы подробно рассмотрим в следующем уроке, поскольку он одновременно используется как для списания материальных ценностей в производство, так и для оприходования готовой продукции. Документы "Начисление зарплаты" и "Начисление износа" мы уже рассматривали в соответствующих уроках1. В результате их работы расходы на производство относятся в дебет счетов класса 8.


Отражение услуг сторонних организаций

Из документов, представленных в таблице 1, мы не рассматривали документ "Услуги сторонних организаций". С помощью этого документа можно распределить расходы по различным видам затрат. Покажем это на примере.

20.01.2002 г. ООО "Добро" получило счет за услуги связи от ОАО "Укртелеком" на сумму 36 грн, в т. ч. НДС - 6 грн. Согласно расчету распределения услуг связи, 10 грн должны быть отнесены к общепроизводственным затратам, а 20 - к административным.

Введем "Укртелеком" в справочник "Контрагенты" (меню Справочники/Контрагенты). Не останавливаясь на остальных реквизитах поставщика, отметим, что взаиморасчеты с ним будут вестись в разрезе договоров. Основной договор, который будет выступать заказом для последующих документов, можно создать непосредственно в форме редактирования реквизитов поставщика, нажав кнопку . В реквизите Вид валовых расходов и доходов договора необходимо выбрать Ж 09. Предоставление услуг, выполнение работ. Сохраним и проведем документ "Договор".

Теперь на основании договора-заказа введем новый документ "Услуги сторонних организаций". Для этого откроем журнал "Договоры" (меню Журналы/Договоры), установим курсор на строку ДГ-000003 и нажмем клавиши ALT+F9. В открывшемся списке выберем Услуги сторонних организаций.

Номер документу присваивается автоматически, в поле Дата проставим дату полученного счета за услуги. В качестве заказа уже выбран введенный ранее договор.

Теперь заполним табличную часть. В графе Услуга необходимо выбрать нужный элемент справочника "Номенклатура". Поскольку каждому элементу соответствует свой счет и вид затрат, в справочнике должно быть две записи "Услуги связи" - для административных расходов и общепроизводственных затрат. Ввести новые записи можно, не покидая форму выбора справочника, нажатием клавиши INS или кнопки на панели инструментов. Заполнить реквизиты следует так, как показано на рис. 4.

Рисунок 4

Заполненный документ с проводками приведен на рис. 5.

Рисунок 5


Распределение общепроизводственных расходов

Учет расходов на предприятии ООО "Добро" ведется с применением счетов класса 8 и 9, по схеме, представленной на рис. 1а.

На рис. 6 представлен анализ счета 91 "Общепроизводственные расходы", в дебете которого в результате закрытия счетов класса 8 собраны фактические расходы на связь (10 грн), зарплата (278,12 грн) с начислениями (102,92) и амортизация общепроизводственных основных средств (7015,43 грн). Такое закрытие счетов класса 8 выполняет документ "Финансовые результаты" в режиме Закрытие элементов затрат (счета класса 8). Ввести его можно через меню Документы/Прочие/Финансовые результаты.

Рисунок 6

После того как закрыты счета класса 8, можно приступить к распределению общепроизводственных расходов в соответствии с П(С)БУ 16. Для этого предназначен документ "Финансовые результаты" в режиме Закрытие общепроизводственных затрат (счет 91). Выбор режима производится на закладке Основные. Для реализации алгоритма распределения на закладке Дополнительно необходимо заполнить такие параметры, как Нормальная база распределения, Текущая база распределения, Нормальная сумма постоянных затрат и Текущая сумма постоянных затрат.

Проиллюстрируем это числовым примером. Выберем в качестве нормальной базы распределения количество человеко-часов, отработанных основными производственными рабочими. Будем считать, что при нормальной мощности такие рабочие загружены 22 дня х 8 часов = 176 часов. Фактически рабочий (см. Швейко Л. И. на рис. 7) в этом периоде отработал 10 дней х 8 часов = 80 часов. Эта цифра и составляет текущую базу распределения.

Рисунок 7

Нормальная сумма постоянных затрат - плановая сумма постоянных затрат при нормальной мощности. Планируем, что постоянные затраты являются расходами на амортизацию общепроизводственных основных средств и они составят 7015 грн. Текущую сумму постоянных затрат программа определяет автоматически как сальдо счета 91 по тем видам общепроизводственных затрат, для которых в форме элемента справочника Виды затрат включен флажок Относится к постоянным общепроизводственным затратам. Включим такой флажок для элемента Амортизация общепроизводственных ОС и НМА.

Сумма постоянных распределенных общепроизводственных затрат, которая относится в дебет счета 23 (рис. 8), рассчитывается как 80 : 176 х 7015 = 3188,64 грн.

Рисунок 8

Сумма постоянных нераспределенных общепроизводственных расходов отчетного периода, которая относится в дебет счета 901, составляет 3826,79 (7015,43 - 3188,64). В случае, если постоянных общепроизводственных затрат несколько видов, распределение в соответствии с требованием П(С)БУ 16 производится по каждому виду отдельно. Переменные общепроизводственные расходы списываются по видам затрат на счет 23 "Производство".

Теперь, когда определены расходы на производство, можно приступить к составлению калькуляции, чем мы займемся в следующем уроке.


Примечания:

1 См. уроки №3 ("ДК" №48/2001), №4 ("ДК" №50/2001), №11 ("ДК" №13/2002).


Получаем сертификат "1С:Профессионал".

! Ответы на вопросы урока №12

1. Каково назначение файла RpList.txt, содержащегося в каталоге (папке) с внешними отчетами?

Содержащийся в каталоге с внешними отчетами файл RpList.txt содержит список регламентированных отчетов определенного периода и соответствующие им имена файлов.

2. Можно ли сформировать печатную форму стандартного отчета и сохранить в виде файла на диске?

Да. Это можно сделать непосредственно в режиме ведения учета.

3. В каком из перечисленных стандартных отчетов типовой конфигурации можно получить информацию об остаточной стоимости одного выбранного основного средства:

а) карточка счета, на котором ведется учет основных средств;

б) анализ счета, на котором ведется учет ОС;

в) анализ счета, на котором ведется учет износа ОС;

г) карточка счета, на котором ведется учет износа ОС;

д) анализ субконто "Нематериальные активы".

Для того чтобы получить информацию об остаточной стоимости одного выбранного основного средства, необходимо воспользоваться стандартным отчетом "Анализ субконто "Нематериальные активы".

4. Можно ли изменить порядок следования сложных проводок в шаблоне типовой операции?

Перемещение любой кореспонденции в шаблоне типовой операции вызывает перемещение всей проводки целеком вместе со всеми ее кореспонденциями.


Экспресс-тест


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua