Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#32-33'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 17
Реализация запасов

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

План урока:


В этом уроке мы заканчиваем рассмотрение операций реализации. Рассмотрим операции: оформление бартера неподобными запасами, возврат товаров в розничной торговле и формирование книги продаж.

Обмен неподобными запасами

Поскольку операция обмена подобными запасами встречается крайне редко, для ее оформления можно использовать режим ручных операций. Обмен же неподобными запасами - достаточно частое явление, поэтому далее в статье слово "обмен" означает только обмен неподобными запасами. Как и любую операцию, связанную с учетом "первого события", ее желательно оформлять с помощью документов. Это даст впоследствии возможность их перепроводить и автоматически восстанавливать порядок документов.

Напомним: при обмене неподобными запасами в бухгалтерском учете необходимо учитывать формирование дохода от такой операции (П(С)БУ 15) и формирование первоначальной стоимости активов, приобретенных в результате обмена (П(С)БУ 9). Полученные в результате обмена запасы зачисляются на баланс по их справедливой стоимости. Сумма дохода при обмене равна справедливой стоимости полученных активов, работ, услуг, которая уменьшена (увеличена) на сумму переданных (полученных) денежных средств или их эквивалентов.

В зависимости от того, что является предметом продажи, доходы и расходы отражаются на счетах 901, 902, 903 и 701, 702, 703. Для учета расчетов по бартерным операциям, согласно Инструкции №291, используется субсчет 361 счета 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

В налоговом учете налоговые обязательства по НДС и валовой доход возникают при первой операции, а налоговый кредит (если имеется на него право) и валовые расходы отражаются при балансирующей. Кроме того, при бартерном обмене база налогообложения определяется с учетом "обычной цены" (п. 4.2 ст. 4 Закона об НДС).

Если отражение операций в учете не вызывает сомнений, то цена, которая в программе "1С:Бухгалтерия для Украины" принята для бухгалтерского и налогового учета, заслуживает внимания. В учете справедливая и обычная цена - разные понятия, к тому же и та, и другая могут отличаться от контрактной. Однако в программе как для бухгалтерского, так и для налогового учета используется лишь одна цена - контрактная. Достаточно распространена ситуация, когда контрактную цену можно считать справедливой, и к тому же эта цена окажется не ниже обычной.

В случаях когда контрактные цены ниже обычных, необходимо доначислить валовые доходы и налоговые обязательства в режиме ручных операций. Все подобные операции обязательно контролируют вручную перед составлением отчетности. Рассмотрим пример оформления бартерной операции.

Пример 1. 10.02.2002 г. ООО "Добро" по бартерному договору с ЧП "Пуговка" реализует 32 упаковки ленты швейной белой шириной 1 см (в упаковке 200 м ленты по цене 0,60 грн (0,50 грн + 0,10 грн НДС) за 1 метр). 12.02.2002 г. по этому договору ООО "Добро" получает от ЧП "Пуговка" 80 м трикотажа мехового "Зебра" по 48 грн (40 грн + 8 грн НДС) за 1 метр.

Чтобы корректно отразить в "1С:Бухгалтерии для Украины" бартерную операцию, необходимо ввести единый документ-заказ (таким документом может быть только "Договор"), оформить "Приходную накладную", "Расходную накладную" и зачесть взаимную задолженность документом "Перезачет-бартер".

Рисунок 1

Введем для ЧП "Пуговка" новый договор (меню Документы/Договор). В реквизите Вид торговли обязательно следует выбрать Бартер (рис. 1), а в реквизите Вид валовых доходов/расходов - (Ж 01) Приобретение материалов. Сумма бартерного договора с НДС составит 3840 грн, что указано в соответствующей графе. Введенный документ будет служить заказом для обеих операций бартерного договора.

Используя режим "Ввод на основании" для введенного договора введем документ "Расходная накладная" по отпуску материалов. При этом программа заполнит реквизиты "шапки" документа информацией, заданной в документе "Договор", в частности, Вид торговли также примет значение Бартер. На закладке Дополнительно в реквизите Субконто валовых доходов следует указать (А 1.2) Осуществление товарообменных (бартерных операций) и ввести в табличную часть строчку с отпускаемым материалом. Готовый документ и сформированные им проводки показаны на рис. 2. Согласно Инструкции №291 расчеты с покупателем учитываются на счете 361, что отражено в проводках.

Рисунок 2

Балансирующая операция - оприходование поступивших материалов - будет введена в программу документом "Приходная накладная". Согласно Инструкции №291, этот документ предлагает использовать счет 631 для учета расчетов с поставщиками. Некоторые пользователи программы изменяют этот счет на 361 (поле Счет поставщика на закладке Дополнительно). Таким образом задолженности оказываются на одном счете, и нет необходимости их взаимно засчитывать. С точки зрения итогов и проводок никакой ошибки не будет, но Инструкция №291 при этом нарушается.

Мы не будем нарушать Инструкцию, поэтому для того, чтобы закрыть обе встречные поставки, воспользуемся документом "Перезачет-бартер" (меню Документы/Прочие/Перезачет-бартер). Обратите внимание: для того чтобы балансирующая операция корректно определила сумму предварительной отгрузки по бартерному договору, документ "Перезачет-бартер" должен быть введен до этой операции. Если балансирующая операция уже введена, документ "Перезачет-бартер" необходимо ввести по отношению к ней "задним числом", и перепровести ее. При этом для обоих встречных документов поставки нужно установить один и тот же документ-заказ, а для реквизита Вид торговли выбрать значение Бартер, после чего перепровести документы для формирования корректных проводок.

При вводе документа "Перезачет-бартер" для нашего примера установим дату - 11.02.02 и выберем контрагента - ЧП "Пуговка" (рис. 3). В табличной части последовательно выберем введенный ранее бартерный договор в полях С заказа и На заказ. Для этой цели удобно использовать кнопку Подбор по заказам в нижней части документа. В реквизитах Со сч... и На сч... укажем соответственно счета 361 и 631 и перезачитываемую сумму с НДС (в нашем случае - 3840 грн). При проведении документ сформирует проводку, приведенную на рис. 3. Для анализа информации о задолженностях, возникающих по разным заказам одного контрагента, удобно использовать стандартный отчет "Анализ субконто" (меню Отчеты/Анализ субконто).

Рисунок 3

На рис. 3 приведен этот отчет, сформированный по контрагенту "Пуговка ЧП" и договору "ДГ-0000006". Для формирования необходимо указать в диалоге отчета: Вид Субконто1 - "Контрагенты", режим Отбирать, Субконто1 - "Пуговка ЧП", Вид Субконто2 -"Заказы", режим Отбирать, Субконто2 - "ДГ-0000006". Отчет показывает, что задолженность по операции перенесена на расчеты с поставщиками (счет 631). Теперь можно вводить следующий документ - приходную накладную.

Документ "Перезачет-бартер", кроме приведенного примера, может быть использован для перезачета средств между различными заказами с контрагентом. Для ввода документа можно также воспользоваться помощником "Перезачет-бартер", который находится в меню Сервис.

Введем на основании "Договора ДГ-0000006" балансирующую операцию - документ "Приходная накладная", которым отразим поступление мехового трикотажа "Зебра".

Заполнение документа "Приходная накладная" рассматривалось в уроке 6 ("ДК" №3-2002) и не вызовет сложностей у читателя. Заметим только, что в поле Статья валовых расходов следует указать нужную статью (в нашем случае - (Ж 05) Приобретение товаров). Документ и его проводки, которые завершают бартерную операцию, приведены на рис. 4.

Рисунок 4


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


Далее:

  • Возврат товара от покупателя
  • План урока

    Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
    © 2002
    "Дебет-Кредит"
    Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua