Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#48'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 21
Единый налог в "1С:Бухгалтерии для Украины"

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

План урока:

Предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения. Что нужно сделать, чтобы продолжить вести учет в конфигурации "1С:Бухгалтерский учет для Украины"?


Рассмотрим переход на упрощенную систему налогообложения по порядку. Для начала необходимо внести изменения в настройку системы налогообложения. Затем, если необходимо, упростить ведение бухгалтерского учета. И, наконец, в конце квартала сформировать необходимые формы отчетности.

Налогообложение

Чтобы отразить переход на упрощенную систему налогообложения в "1С:Бухгалтерии для Украины", необходимо внести изменения в используемые ставки налогов и сборов, которые хранятся в справочнике "Налоги и отчисления".

Пример. С четвертого квартала 2002 г. ООО "Добро" переходит на единый налог по ставке 10%. Необходимо привести программу в соответствие с выбранной системой налогообложения.

Откроем справочник "Налоги и отчисления" и выберем в группе "Налоги и отчисления с фонда з/п" уплату в государственные целевые фонды (рис. 1).

Рисунок 1

Рисунок 1

Таблица 1

Налоги, которые уплачивают плательщики единого налога

1. НДС (в случае выбора ставки 6%) - Закон Украины № 168/97-ВР от 03.04.97 "О налоге на добавленную стоимость").

2. Акцизный сбор - Декрет КМУ № 18-92 от 26.12.92 "Об акцизном сборе".

3. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства - Закон Украины от 09.04.99 № 587-XIV "Об акцизном сборе".

4. Подоходный налог с граждан - Декрет КМУ № 13-92 от 26.12.92 "О подоходном налоге с граждан".

5. Отчисления в Пенсионный фонд Украины с доходов работников - Закон Украины № 4000/97-ВР от 26.06.97 "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование".

6. Отчисления на все виды социального страхования с работников.

7. Налог с владельцев транспортных средств - Закон Украины № 1963-XII от 11.12.91 "О налоге с владельцев транспортных средств, машин и механизмов"

8. Местные налоги и сборы (кроме коммунального налога и сбора за размещение объектов торговли и сферы услуг).

9. Сбор за загрязнение окружающей среды - Закон Украины № 1246-II от 26.06.91 "Об охране окружающей природной среды".

Справочник "Налоги и отчисления" имеет периодические реквизиты Предел и Ставка налога, поэтому перед их изменением следует установить нужную дату для правильной записи значений в историю реквизитов. Нажмите кнопку рядом с датой "Ставки налогов и отчислений на дату" и введите значение 01.10.02. После этого для каждой записи налогов и отчислений в группе "Налоги и отчисления с фонда з/п" установим ставку в ноль. При записи программа задаст дополнительный вопрос об изменении периодических реквизитов, на который следует ответить утвердительно (рис.2).

Рисунок 2

Рисунок 2

Также надо поступить с другими налогами, плательщиком которых предприятие не является. Сюда относится, например, коммунальный налог, запись которого в справочнике находится в группе "Местные налоги и сборы". По налогам, указанным в таблице 1, необходимо вести налоговый учет.

Кроме изменений в справочнике налогов и отчислений в программе нужно изменить некоторые константы. Поскольку наше предприятие является плательщиком единого налога по ставке 10%, отпадает необходимость вести учет НДС. Поэтому константу НДС по умолчанию необходимо установить в значение "Без НДС".

Тем, кто выбрал ставку единого налога 6%, все, что касается учета НДС в программе, нужно оставить без изменений.

Константы, относящиеся к учету валовых доходов и расходов (см. таблицу 2), необходимо установить в значение "не доход и не затрата", чтобы документы автоматически не формировали проводки по забалансовым счетам ВР и ВД.

Следует помнить, что указанные константы непериодические, т.е. не "помнят" своей истории. Поэтому не стоит их менять до того, как будут внесены все документы за период , в течение которого предприятие находилось на общей системе налогообложения, иначе в каждом документе придется проверять подстановки "по умолчанию".

Таблица 2

Константы по учету валовых доходов и расходов

1. Статья вал. доходов по умолчанию

2. Статья вал. расходов по умолчанию

3. Валовые доходы по бартерным операциям

4. Валовые расходы по бартерным операциям

5. Валовые доходы по переоценке валюты

6. Валовые доходы по задолженностям

7. Валовые расходы по переоценке валюты

8. Валовые расходы по задолженностям в валюте


Бухгалтерский учет

Предприятия, которые выбрали единый налог, могут использовать упрощенную форму учета в соответствии с Приказом Минфина № 196 от 30.09.98 "Положение об упрощенной системе бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства", но могут ее и не использовать. При ведении учета в программе использовать упрощенную систему бухгалтерского учета не целесообразно1 (особенно, если на предприятии несколько видов деятельности, или если предполагается, что возможен и обратный переход на общую систему налогообложения).


1 Можно вести учет затрат, используя только счета 8 класса (поддерживается с помощью константы Использовать счета затрат), организовать ежемесячное списание накопленных затрат так, как предусмотрено п.7 Положения № 646/3086, учитывать НЗП методом прямой инвентаризации на конец года, т.е имитировать упрошенную систему полностью, но без упрощения плана счетов и аналитики никакого сокращения учетной работы не будет.

Однако некоторые упрощения в учете сделать можно. Для предприятий, выбравших ставку налога 10%, нет необходимости вести учет "первого события". Этот учет в конфигурации "1С:Бухгалтерии для Украины" организован с помощью механизма "заказов". Если на предприятии не стоит задача ведения сложных взаиморасчетов с контрагентами, учет по "заказам" можно не вести. Полностью избавиться от ведения заказов нельзя, однако можно свести его к ведению только одного заказа для каждого контрагента. Для этого нужно константу Вид взаиморасчетов по умолчанию установить в значение "В разрезе договоров". При вводе нового контрагента в справочник "Контрагенты" ему в качестве договора автоматически устанавливается "Без договора", поэтому ему нужно добавить новый договор нажатием кнопки "+" в форме элемента справочника (рис.3).

Рисунок 3

Рисунок 3

 

Программа добавит новый договор для этого контрагента и автоматически сделает его "основным". Теперь во все документы в качестве заказа будет выбираться по умолчанию этот договор, и не будет необходимости подставлять его вручную. В остальном учет ведут как и прежде.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица - обязаны вести кассовую книгу и книгу учета доходов и расходов. Эти отчеты находятся в меню (Отчеты/Кассовая книга, Отчеты/Книга доходов и расходов).

Форма книги доходов и расходов соответствует форме, приведенной в приказе ГНА Украины № 554 от 12.10.99. Книга формируется за выбранный период времени на основании проведенных документов: "Банковская выписка", "Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер". Однако заметим, что в Порядке ведения книги учета доходов и затрат субъекта малого предпринимательства, утвержденном этим приказом, никак не упоминается возможность ведения вкладных листов книги с помощью компьютера (как, например, это сделано для книг учета продаж и покупок по НДС). Поэтому записи из этого отчета переписывают в книгу учета доходов и расходов, которую ведет предприятие вручную. На рис.4 представлена экранная форма ввода и фрагмент печатной формы отчета.

Рисунок 4

Рисунок 4


Отчетность

По результатам хозяйственной деятельности субъекты малого предпринимательства, которые используют упрощенную систему налогообложения, подают в органы государственной налоговой службы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, расчет про уплату единого налога (а также акцизного сбора и НДС, если являются плательщиками этих налогов). Финансовая отчетность предприятиями малого бизнеса составляется в порядке, установленном ПБУ-25 "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства". В составе регламентированной отчетности (меню Отчеты / Регламентированные отчеты) среди прочих находятся отчет "Расчет единого налога" и "Отчет малого предприятия (стандарт № 25)". Отчет "Расчет единого налога" соответствует приказу ГНАУ № 553 от 12.10.99. Его форма приведена на рис. 5.

Рисунок 5

Рисунок 5

Как видно из рисунка, отчет может формироваться как для плательщиков 6%, так и для плательщиков 10% единого налога. Нажатие кнопки Заполнить в диалоговой форме отчета приводит к заполнению полей таблицы рассчитанными значениями. При включенном флажке Автоматический расчет программа позволяет изменять только желтые ячейки таблицы, автоматически вычисляя значения в зеленых. Если отметить флажок С начала года, для расчета будет выбран период с начала года по конец текущего квартала.

Отчеты в фонды социального страхования в программе формируются с учетом того, что плательщики единого налога не начисляют сборы на фонд оплаты труда.

Рассчитанную сумму единого налога необходимо отразить в бухгалтерском учете. Это можно сделать ручной операцией: на сумму начисленного налога дебетуют счет 92 "Административные затраты" (или 84 "Прочие операционные затраты", если используются счета затрат только 8 класса) и кредиту счета 6417 "Расчеты по единому налогу". После этого можно формировать "Отчет малого предприятия (Стандарт 25)".

Вот, собственно, и все, что нужно сделать в вашей бухгалтерской программе для перехода на единый налог. Если когда-нибудь возникнет необходимость вернуться на общую систему налогообложения, это можно будет сделать также просто.

Успешной вам работы!

Татьяна Давыдова


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


План урока

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua