Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#51'2002: Практичная бухгалтерия - Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Раздел "Автоматизация" >> 1С: Бухгалтерия

Уроки по 1С: Бухгалтерии 7.7
Урок 22
1С:бухгалтерия для Украины. Формирование отчета «Декларация о прибыли предприятия»

Татьяна ДАВЫДОВА Темы всех уроков

План урока:

Организация учета валовых расходов и доходов

Для заполнения «Декларации о прибыли предприятия» необходимо вести учет валовых доходов, валовых расходов и амортизации. В типовой конфигурации для этого используются забалансовые счета (рис.1), в качестве третьего разреза аналитического учета на счетах ВД и ВР используется справочник «Валовые расходы/доходы», каждый элемент которого соответствует одной строке «Декларации о прибыли предприятия». Остальные счета используются для учета амортизации основных фондов и нематериальных активов, а также балансовой стоимости валюты в налоговом учете.

Рисунок 1

Рисунок 1

Накопление учетной информации

В течении отчетного периода в информационной базе предприятия при проведении документов регистрируются хозяйственные операции. Часть этих документов (приходные документы, расходные документы, документы возвратов, банковская выписка, документы, оформляющие переоценки) формируют обороты по счетам ВД и ВР. При заполнении их экранных форм вы видите аналитические статьи в виде строк Декларации о прибыли предприятия, которые при необходимости можете редактировать. Суммы валовых доходов и расходов определяются с учетом «первого» события. При автоматическом составлении отчетности информация, содержащаяся в информационной базе, будет интерпретироваться встроенными алгоритмами. Таким образом, качество заполнения отчетов зависит от соблюдения пользователями определенных правил ведения компьютерного учета. Воспользуемся средствами программы «1С:Бухгалтерия для Украины», чтобы проверить соблюдение этих правил. Ведь тот, кто считает, что никогда не ошибается - никогда не бывает прав.

Проверка аналитических данных

Напомним, что составление любой отчетности нужно начинать с проверки - все ли документы, относящиеся к данному периоду, внесены в учетную систему. Такой контроль можно выполнить только административными мерами.

Одной из наиболее распространенных ошибок при накоплении информации является несоответствие счетам аналитических статей. На счете ВР оказываются «доходные» субконто, а на счете ВД - «расходные», в результате чего операции не отражаются в Декларации. Такую ошибку

сложно обнаружить. Чтобы исключить подобные ошибки сформируем стандартный отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» (меню Отчеты/Оборотно-сальдовая ведомость по счету) по счетам ВД и ВР. Фрагмент такого отчета, который мы получаем также и при детализации Декларации, представлен на рис.4. При просмотре видно, что на счете ВД в качестве субконто должны быть строки по алфавиту меньше Ж (дальше начинаются уже статьи валовых расходов). Если это не так, из отчета путем детализации нужно дойти до конкретного документа, сформировавшего проводку, и исправить значение. Точно также проверяется отчет по счету ВР. Типичной ошибкой является наличие статьи «А1.1.Продажа товаров, работ, услуг» по счету ВР. (По умолчанию это значение подставляется в документ «Договор». Регистрируя договор на приобретение, пользователи забывают изменять значение, и при вводе на основании значение копируется в приходные документы.)

Восстановление хронологической последовательности документов

1С:Бухгалтерия для Украины использует алгоритм автоматического определения «первого» события и формирования проводок по счетам ВД и ВР. При этом анализируются текущие (на момент проведения каждого конкретного документа) итоги и определяются суммы «первого» или «второго» события. Однако, при большом количестве документов обеспечить их ввод в хронологическом порядке невозможно. Кроме того, при исправлении и перепроведении документов «задним числом» такой порядок тоже нарушается. С момента нарушения порядка проводки по валовым доходам и расходам будут неверны. Для того, чтобы такие ошибки исключить, нужно восстановить хронологическую последовательность документов.

Программа содержит внутренние средства контроля правильности проведения документов, алгоритмы работы которых используют данные текущих итогов. Для этого введено понятие Последовательности документов. В типовой конфигурации используются две таких последовательности: «Первое событие» и «Партии ТМЦ». Список документов, включенных в последовательность, определен в конфигураторе. В частности, там можно увидеть, какие документы при проведении анализируют «первое» событие. Режим Проведение документов (меню Операции/Проведение документов) позволяет автоматически выполнить перепроведение документов и восстановить их правильную последовательность до указанного момента (рис.2).

Рисунок 2

Рисунок 2

Для каждой последовательности документов программа автоматически поддерживает «границу последовательности». Это понятие определяет последний документ, введенный без нарушений хронологии (нарушением можно считать ввод документа «задним числом» или с отменой проведения, корректировками после проведения и др.).

Внимание!

Перед составлением отчетности по прибыли и НДС необходимо выполнить перепроведение документов последовательности «Первое событие». После этого будут правильно определены суммы ВД и ВР периода.

Построение отчета

После проверки данных налогового учета можно формировать отчет. Напомним, что для построения необходимой отчетности в налоговые, статистические органы и различные фонды конфигурация содержит набор готовых шаблонов в виде внешних файлов в каталоге ExtForms. Поскольку отчетность регламентируется законодательством и часто изменяется, обновленный комплект таких отчетов для 1С:Бухгалтерии выпускается ежеквартально. На рис. 3 представлен каталог информационной базы предприятия «Версаль», который содержит комплекты отчетности за 1, 2 и 3 кварталы 2002 года. Каждый файл с расширением *.ert содержит шаблон одного из отчетов. Шаблон отчета «Декларация о прибыли предприятия» хранится в файле Pribut.ert. Официальные пользователи программы могут получить очередной комплект бесплатно (отчетность за 4 квартал будет выпущена в январе). Для этого необходимо отправить запрос по адресу [email protected] с указанием регистрационного номера программы или обратиться к партнерам фирмы 1С.

Рисунок 3

Рисунок 3

Для начала работы с отчетностью нужно выбрать пункт Регламентированные отчеты в меню Отчеты. Открывшееся окно содержит список отчетов для каждого квартала. В списке выбирают нужный отчет и нажимают кнопку «Открыть».

Регламентированные отчеты в 1С:Бухгалтерии состоят из двух частей (рис.4). В верхней части расположены реквизиты и кнопки управления, которые служат для выбора предприятия, периода, формата вывода сумм (если не указана точность «с копейками», то показатели формируются так, как это предусмотрено для отчетной формы). Нижняя часть отчета представляет собой образ типовой формы, в котором находятся белые, желтые и зеленые поля. При нажатии кнопки «Заполнить» ячейки заполняются рассчитанными показателями.

Рисунок 4

Рисунок 4

Показатели в желтых ячейках могут изменяться пользователем. При установленном режиме «Автоматический расчет» показатели итоговых полей (зеленых) пересчитываются встроенным алгоритмом с учетом внесенных изменений. Для редактирования показатели зеленых полей в этом режиме недоступны. Если режим автоматического расчета отключить, для редактирования будут доступны как желтые, так и зеленые поля, однако, пересчет в этом случае не выполняется. При закрытии отчета программа предложит его сохранить. По умолчанию для сохранения используется подкаталог с названием аналогичным названию предприятия в каталоге ExtForms.

Отчет «Декларация о прибыли» (рис. 4) строится за квартал и обычно использует точность вывода в тысячах гривен с одним десятичным знаком. Форма отчета соответствует типовой форме и содержит 21 приложение, заголовочную и семь основных частей Декларации. Алгоритмы расчета показателей построены в соответствии с «Порядком составления декларации о прибыли предприятия», утвержденным приказом ГНАУ от 08.07.97г. № 214 (в редакции приказа ГНАУ от 28.01.98г. № 37) с изменениями и дополнениями.

Чтобы оценить правильность формирования некоторых показателей можно воспользоваться их «расшифровкой». Для этого необходимо выделить нужный показатель и нажать экранную кнопку «Раскрыть» (F5). Каждый показатель в расшифровке можно детализировать глубже дважды щелкнув по нему мышью (в этот момент курсор мыши принимает вид «лупы» с крестиком). На рис. 4 показано как осуществляется детализация: непосредственно из Декларации можно проверить формирование показателей, последовательно можно дойти до операции или проводок документа, которыми сформированы валовые доходы или расходы.

При закрытии сформированного отчета желательно позволить программе его сохранять. Имя файла, состоящее из названия предприятия и даты отчета, будет сформировано автоматически. Сохраненная «Декларация о прибыли предприятия» будет использована при формировании аналогичного отчета за следующий квартал.

При учете убытков, которые уменьшают объект налогообложения следующих 20 кварталов (п.6.1 Закона о прибыли), значение строки 40 берется программой из предыдущей сохраненной декларации (его можно также внести вручную). Кроме того, в случае исправления ошибок в соответствии с требованиями п. 5.1. Закона № 2181 «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и налоговым разъяснением № 360 уточненные декларации представляются по форме того отчетного периода, в котором была допущена ошибка (заметим, что форма декларации довольно часто менялась), поэтому желательно сохранять и группы отчетов.


Обсудить на форуме Дт-Кт "Автоматизация бухгалтерского учёта"


План урока

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua