Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#47'2001: Практичная бухгалтерия - Система "Клиент-Банк"

В поисках "Клиент-Банка"

Александр МАРТЫНЕНКО

Критерии, на которые стоит обратить внимание, если вы выбираете систему "Клиент-Банк"


Операционная система, установленная на вашем компьютере

Посоветуйтесь со своим системным администратором, можно ли на вашем компьютере использовать программу, которую предлагает вам банк, и сможет ли ваше предприятие собственными силами налаживать, обновлять и поддерживать работоспособность программы. Несовместимость программы и ОС может привести к неудобствам в работе или даже неработоспособности программы. Также просмотрите тарифы, которые вам предлагает банк: каждое дополнительное обращение к специалистам банка может стоить дополнительных денег.

Работа в сети и система уровней доступа

Современные программы позволяют организовать работу двух и более человек одновременно через локальную сеть и определять для каждого круг их полномочий. Такая способность программы может пригодиться для доступа нескольких лиц к банковским счетам. Например, можно построить работу программы следующим образом: оператор вводит платежные документы, директор и главный бухгалтер их подписывают и видят все операции со счетами, а менеджер по продажам контролирует только поступление денежных средств.

Но если вы планируете поставить программу только на компьютер главного бухгалтера, который сам постоянно будет вводить и подписывать все документы, то этот критерий можно не учитывать. В таком случае лучше спросите в банке, каким образом можно минимизировать формальности с подписями.

Режим активной работы системы

Большинство банков принимают электронные платежи на протяжении более продолжительного времени в течение дня, чем бумажные платежные документы. Некоторые банки принимают электронные платежи в нормальном режиме до 1800. Убедитесь, что именно такое время указано в договоре, предлагаемом вам банком. Лишние несколько часов ежедневно могут иметь для вас значение.

Надежность электронной подписи документов

Осуществление электронной подписи чаще всего происходит при помощи дискеты с секретными файлами и пароля. Но дискеты подлежат копированию и портятся, что вступает в противоречие с соображениями безопасности. Поэтому некоторые банки устанавливают специальные устройства к компьютеру, которые надежнее защищают вас от несанкционированных действий. Это может быть устройство для считывания паролей с электронных карточек или электронный ключ для кодирования и декодирования. Специальные устройства используют только некоторые банки. Поэтому взвесьте, действительно ли вам нужен такой уровень безопасности. Электронные подписи при помощи дискет могут быть вполне достаточными в случае, если вы не осуществляете ежедневно многомиллионных платежей.

Предоставление курсов валют

Не все программы позволяют получать курсы валют НБУ, к тому же некоторые банки предоставляют такую информацию только за дополнительную плату.

Справочная информация

Подавляющее большинство программ содержат полный справочник МФО банков Украины и сверяют номера счетов контрагентов с МФО их банков. Но далеко не во всех программах есть коды классификации доходов бюджета, которые дают возможность их легко использовать. Это, в свою очередь, избавит вас от лишних ошибок в уплате налогов, сборов и отчислений.

Поддержка всех счетов

Программы всех банков позволяют осуществлять операции только в национальной валюте Украины - гривне. Однако некоторые банки предоставляют возможность получать информацию также о состоянии дополнительных счетов (овердрафты, кредиты) и счетов в иностранных валютах (текущие и распределительные). А поэтому, если вы планируете открывать валютные счета, то требуйте в банке предоставления такой услуги.

Импорт и экспорт информации

Выясните, способна ли программа обмениваться информацией с вашей системой автоматизированного бухучета (если у вас она есть).

Простота и удобство системы

Программа может обладать всеми перечисленными выше преимуществами, но быть очень неудобной и громоздкой. Основной критерий для определения простоты программы - размер системы меню и количество окон, используемых для работы. Поэтому чем меньше объем меню и количество окон, тем проще вам будет работать. Не верьте заверениям, что сложность интерфейса программы свидетельствует о больших возможностях или надежности в работе, ведь удовольствие от работы с ней получать именно вам.

Простота и удобство в проведении платежных документов

При вводе электронных документов важно, чтобы программа требовала ввода любой информации только один раз: вы вводите реквизиты контрагента или назначение платежа, а потом их только используете; создаете платежный документ, а если нужно его повторить - копируете в новый документ.

Электронный документ может проходить следующие этапы: введен, подписание, готов для отправки в банк, передача в банк, получен банком, проведен в банке или возвращен банком. Спросите, позволит ли вам программа руководить документами на каждом из этих этапов. Также поинтересуйтесь, имеет ли программа дополнительные удобства при вводе большого количества платежей. Хотя если предприятие осуществляет два платежа в день, то пусть такие вещи вас не беспокоят.

Простота и удобство при получении отчетов

Все программы позволяют получать выписки по счетам, но далеко не все это делают удачно. у вас должна быть возможность формировать выписки по гривневым и валютным счетам в удобном для использования виде, формировать отчеты о документах в различных состояниях (например перечень всех подписанных или проведенных документов).

Тарифы на обслуживание

Разница в тарифах банков довольно значительная. В лучшем случае, вам придется платить за установку программы, комиссию за осуществление платежей и (возможно) абонентную плату, а все остальное вы будете получать бесплатно. В худшем случае, с вас будут требовать абонентную плату, комиссию за проведение платежей, плату за установку системы, ее переустановку, техническое и консультационное сопровождение, за выезд и время работы специалиста, за предоставление выписок курсов валют в течение дня и много других "мелочей". Но нужно помнить, что эти расходы все же включаются в состав валовых расходов предприятия.


Татьяна ГОСТРАЯ,
бухгалтер Центра по ремонту и наладке теплоэнергетического оборудования, г. Днепропетровск

Очень удобно. Не надо машину посылать. Отпечатал платежку - и в любое время отослал. Есть, конечно, некоторые недоработки, но система постоянно совершенствуется. Например, сложно по кредитной линии работать - распечатать ту же платежку. А так - все нормально...

Александра ВОДАРСКАЯ,
бухгалтер СП "Бизнес-Центр "Ориентир", г. Тернополь

По моему мнению, система "Клиент-Банк" выгодна именно торговым фирмам. И каждая фирма, имещая возможность приобрести этот продукт, останется им довольна. Бухгалтер каждый день и каждую минуту может знать, кто заплатил деньги, сбросить платежку, получить интересную информацию.

Ирина ПЛОТНИЧЕНКО,
главный бухгалтер ООО "Торговая компания "Интермаркет", г. Львов

Уже более трех лет используем систему удаленного банковского обслуживания "Клиент-Банк". Она очень удобна, благодаря ей экономится много времени. И работает без сбоев. Лишь однажды не смогли отправить платежное поручение, и то из-за отсутствия света.

Ирина ТРАЧУК,
главный бухгалтер ФПК "ЛИС", г. Павлоград

Когда поставили программу "Клиент-Банк", намного проще стало работать. В течение дня можем и платежи отправлять, и видеть движение средств по банку. Недостатки? Их практически нет. Если что-то когда-то и не срабатывало, то только потому, что не было электричества. Но это вина не программы и не банка.

Светлана ИВАЩЕНКО,
бухгалтер ОАО "Корпорация "Электроюжмонтаж", г. Харьков

Мы пользуемся системой "Клиент-Банк". Ее преимущество - мы сбрасываем все платежи вовремя, даже если немножко опаздываем. Ездим в банк только для получения денег.

Татьяна БОРИСОВА,
главный бухгалтер ООО "Класс-600", г. Львов

Система должна бы способствовать оперативности прохождения платежей, но это не всегда удается. Линия преимущественно перегружена, дозвониться очень трудно, хотя банк выделил для нас два телефонных номера. Иногда платежные поручения удается отправить только после 17.00 часов. Поэтому стараемся использовать систему только в экстренных случаях.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua