Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#14 '2000: Практичная бухгалтерия - Автоматизация бухучёта

Продолжаем цикл уроков школы автоматизации бухгалтерского учета при помощи программы "1С:Бухгалтерия".
Темы предыдущих номеров


1С: Бухгалтерия
Учет заработной платы и начисление связанных с ней налогов

На прошлых уроках (№№42, 43, 46, 47, 49, 51/99, 1/2000, "ГК", 6, 9/2000 "Д-т К-т") мы поняли преимущества автоматизированного ведения бухучета по сравнению с обычным, определили структуру плана счетов и выяснили, как адаптировать программу к специфике именно вашего предприятия, изучили способы внесения информации, режимы работы, виды операций. Мы уже знаем, как вносить остатки для тех предприятий, которые уже вели бухгалтерский учет (у новообразованных предприятий остатков не бывает), а также заполнили список значений субконто.

Во время четвертого урока мы изучили, как с помощью программы "1С:Бухгалтерия" сделать на компьютере то, что в первую очередь делает бухгалтер, - разнести денежные документы по кассе и банку. На пятом - рассмотрели документы, не формирующие проводки, однако крайне необходимые бухгалтеру. Во время шестого урока мы учились работать на компьютере с авансовым отчетом. На седьмом - уяснили себе учет материальных ценностей. Теперь наступило время поговорить об учете заработной платы и начислении связанных с нею налогов.

Алгоритм учета расчетов с персоналом

Учет расчетов с персоналом состоит из таких действий:

  • расчета величины заработной платы, которая должна быть начислена каждому из работников за определенный период согласно объемам выполненной ими работы и на других основаниях;
  • отображения в бухгалтерском учете начисленных сумм;
  • расчета и начисления связанных с зарплатой налогов.

Возможности версии "1С:Бухгалтерия 6.0" позволяют осуществлять простейший расчет заработной платы: по заданной величине оклада работника на основании количества рабочих дней месяца и количества отработанных работником рабочих дней на протяжении этого месяца рассчитывается зарплата этого работника. Программа не имеет возможности рассчитывать сдельную оплату труда, поэтому будем считать, что расчет величины заработной платы каждого конкретного работника производится бухгалтером вручную, и в конце месяца есть список зарплаты, подлежащей начислению.

Отображение в бухгалтерском учете этих сумм и начисление налогов автоматизировано.

Рассмотрим, как это происходит на примере работника предприятия "Перевал" Гребца П. Н.

Обязательные параметры

Для корректного начисления зарплаты по каждому работнику должны быть заполнены определенные параметры (как заполнить параметры субконто "Работники", описано в "ГК" №47/99). Напомним основные моменты этого действия.

В подразделе "Виды субконто" раздела "Операции" главного меню выберите субконто "Работники", подсветив курсором фамилию определенного работника, нажмите кнопку "Параметры" (рисунок1-2) .

Обязательными к заполнению являются параметры:

  • №1 "Оклад" - проставьте сумму начисленной зарплаты в гривнах с двумя знаками после запятой;
  • №2 "Дней отработано" - поставьте "1", если не намерены корректировать величину оклада в зависимости от отработанных дней, но заметьте, что этот механизм должен применяться ко всем работникам. При этом в константе №150 из списка констант (подраздел "Константы" раздела "Операции" главного меню) также должна стоять "1". Если же величина оклада будет зависеть от отработанных дней, тогда в параметре указывайте нужное количество, а в константе - количество рабочих дней месяца;
  • №31 "Счет расходов" - проставьте бухгалтерский субсчет, на который будут относиться затраты на начисленную зарплату этого работника, а также начисленные на эту зарплату налоги. Для рабочего основного производства это, как правило, 20.02, а для директора - 26.01.

Если же избранный вами расходный счет имеет субконто (посмотрите в плане счетов из подраздела "Счета" раздела "Операции" главного меню), тогда заполните параметр №30 "Субконто счета расходов", например, таким образом: 12:1, где первая цифра - код вида субконто, далее через двоеточие код элемента субконто первого уровня, далее через двоеточие код элемента субконто второго уровня, если он есть, и аналогично - третьего уровня, если есть;

  • №35 "Код алгоритма начисления" - определяет тип работника (рисунок 3):
    1 - основной работник, 2 - работник по гражданско-правовому договору, 4 - совместитель.

Для основного работника подоходный налог начисляется по прогрессивной шкале, из зарплаты удерживаются также взнос в Пенсионный фонд и взнос на социальное страхование на случай безработицы.

На зарплату начисляется взнос в Пенсионный фонд в размере 32%, на соцстрахование - в размере 4% и на случай безработицы - в размере 1,5%. Отличие совместителя от основного работника заключается в том, что подоходный налог начисляется по ставке 20%. Для работающего по договору гражданско-правового характера, в отличие от совместителя, на зарплату начисляется только взнос в Пенсионный фонд.

Дополнительные параметры

Рассмотрим остальные параметры:

  • "Аванс" - проставляется в процентах, и при создании печатной формы документа "ЗП расчет" или "ЗП расчет списком" рассчитанный аванс попадает к удержаниям. Программа не контролирует, был ли аванс выплачен или нет; - "Больничные" - проставляется рассчитанная бухгалтером сумма больничных за месяц, подоходный налог начисляется с учетом суммы больничных;
  • "Подотчет" - указанная сумма увеличит начисленную зарплату работника;
  • "Отпускные" - проставляется рассчитанная бухгалтером сумма отпускных, подлежащих к начислению в этом месяце, она же учитывается при расчете налогов на зарплату и удержаний из зарплаты;
  • компенсации и премии всех видов направляются на увеличение облагаемого налогом дохода работника и относятся на затраты;
  • "Материальная помощь" - на увеличение облагаемого налогом дохода засчитывается сумма, превышающая в этом месяце 12 минимальных зарплат; контроль суммы материальной помощи в пределах года не ведется (рисунок 4) ;

  • "Количество детей" - проставляется количество детей работника, если он имеет право пользоваться льготами на детей при расчете подоходного налога; льгота не учитывается, если облагаемый налогом доход составляет более 10 минимальных зарплат в месяц;
  • "Льготы" - проставляется количество не облагаемых налогом минимумов, например 5 или 10, для тех работников, которые пользуются льготами по подоходному налогу; общепринятая льгота в один не облагаемый налогом минимум не проставляется;
  • "Алименты" - проставляется в процентах величина алиментов, подлежащая к вычету из зарплаты работника (рисунок 5) ;

  • "Субконто алиментов" - по алгоритму, описанному для "Субконто счета расходов", проставляются коды элементов субконто, причем начисленные алименты учитываются на счете 76.01, субконто которого - "Контрагенты", и в список контрагентов следует внести получателя алиментов;
  • "Почтовый сбор" - используется в том случае, если алименты перечисляются получателю почтовым отделением, сама сумма почтового сбора взимается с плательщика алиментов;
  • "Субконто почтового сбора" - в субконто "Контрагенты" указывается почтовое отделение, которое перечисляет алименты и которому надлежит оплатить почтовый сбор.


    Примечание:

    Величины, записанные в параметрах, можно менять только вручную, а не программным способом.


Документ "ЗП расчет"

Для начисления зарплаты существуют два документа (рисунок 6) :
"ЗП расчет" (сокращенное название ЗП), использующийся для начисления зарплаты одному работнику, и "ЗП расчет списком" (сокращенное название ЗПС) для начисления зарплаты всем работникам предприятия.

Как вы помните, для создания документа необходимо открыть журнал операций и кнопкой "Ввести документ" либо клавишами "Alt" + F9 вызвать список "Документы и расчеты".

Из списка выберите документ, например "ЗП расчет списком". У документа уникальный номер, менять который не стоит.

Следующим полем является дата. Как правило, проставляется последний рабочий день месяца. В следующем поле автоматически предлагается название того месяца, дату которого вы ввели (рисунок 7) .

В отличие от документов, рассмотренных в предыдущих темах, этот не содержит табличную часть. При создании проводок документ перебирает всех работников из списка субконто "Работники" и для тех, на кого заполнены обязательные параметры, создает проводки.

Заметьте, что для работника, которому:

  • в параметре "Оклад" определен "0" и не начислены ни больничные, ни отпускные, ни премии, ни материальная помощь, т.е. ничего из того, что составляет совокупный облагаемый налогом доход работника, проводки не будут формироваться;
  • в параметре "Отработано дней" значение не указано, проводки формироваться не будут, так как по умолчанию будут считаться отработанными "0" дней. Если же не указано значение константы №150 "Количество рабочих дней месяца", то программа выдаст сообщение "Деление на ноль" и проводки не будут создаваться, только запишется документ;
  • в параметре "Счет расходов" вы проставите не существующий в плане счетов номер, при формировании проводок программа сама создаст этот счет, присвоив ему указанный номер и не присвоив, очевидно, ни одного названия. Если же вы вовсе ничего не проставите, то будет создан счет без номера и названия и проводки также будут записаны;
  • в параметре "Код алгоритма начислений" ничего не проставлено, проводки не будут формироваться, так как не определен механизм начисления налогов.


    Примечание:

    Документ прекращает расчеты только в случае, если равна "0" константа "Количество рабочих дней месяца", для работников с не заполненными обязательными параметрами проводки просто не формируются, но это не прекращает проводку документа.


Есть два вида печатной формы документа "ЗП расчет списком". Первый - "Ведомость расчета зарплаты" (рисунок 8) за определенный месяц, где учтены все работники, которым начислена зарплата. Чтобы получить эту форму, в поле "Форма печати" нужно проставить "0".

Вторым видом печатной формы являются расчетные листы всех работников, которым начислена зарплата. Для получения этой формы в поле "Форма печати" проставляется "1" (рисунок 9) . Традиционные операции - сохранение и проводка созданного документа.

Документ "ЗП расчет" отличается от предыдущего тем, что позволяет производить начисления только для одного работника (рисунок 10) , фамилию которого следует указать в соответствующем поле, а печатная форма документа представлена только в виде расчетного листа.

Документ для основного работника создает такие проводки (рисунок 11)

Документ "ЗП ведомость выплаты"

Для выплаты зарплаты работникам предприятия можно пользоваться или расходными ордерами, оформление которых рассматривалось в "ГК" №51/99, или же документом "ЗП ведомость выплаты" (рисунок 12) , имеющим такие реквизиты: уникальный номер, дату, являющуюся датой выплаты зарплаты, дату расчета зарплаты, являющуюся просто информационным сообщением, как и поле "ЗП начислена за", поскольку документ работает так: отбираются все задолженности по зарплате, которые имеются на момент создания документа, независимо от даты начисления этой зарплаты.

Если предприятие выплачивает зарплату с опозданием, товсе равно в ведомости выплаты будет показан весь долг предприятия за предыдущие месяцы, а не за какой-то один или несколько (рисунок 13) .

В поле "Тип работника", в соответствии с приведенной информацией, проставляется "1" для основных работников, "4" - для совместителей, "2" - для работающих по договору гражданско-правового характера. Следовательно, на каждый тип работников следует создать свою ведомость выплаты, записать и провести ее (рисунок 14) .

Документ имеет печатную форму.

Документ создает проводки по каждому работнику, записанному в ведомости выплаты:

Д-т 70.01 К-т 50.01 - на ту сумму, которая проставлена в ведомости.

Бухгалтерская отчетность

Для информации и контроля за состоянием расчетов с работниками можно использовать такие формы отчетности (рисунок 15) , приведенные в соответствующем разделе главного меню:

  • оборотно-сальдовую ведомость по счету (рисунок 16) , где в качестве счета выбирается 70, и которую можно сформировать на всех работников, нажав кнопку "Сформировать по всем субконто", или же на одного работника, подсветив его фамилию курсором и нажав кнопку "Сформировать" (рисунок 17) ;
  • анализ счета по субконто (рисунок 18), где можно увидеть для каждого конкретного работника сальдо и обороты по счету 70 в корреспонденции с другими счетами (рисунок 18+19) ;

  • карточку счета (рисунок 20) , которую можно сформировать для всего счета по всем работникам или же по одному выбранному работнику, информация в которой подается в хронологическом порядке с указанием дат проведенных хозяйственных операций (рисунок 21) .

 

Компанія "ДИСК" конт. тел.: (0322) 70-61-66 (044) 241-91-23
www.disk.lviv.ua; E-mail: [email protected]


Темы предыдущих уроков:

Вступительный урок "ГК" №42
Зачем и как необходимо автоматизировать бухгалтерию

Первый урок "ГК" №43

Основные элементы, используемые в работе с программой "1С:Бухгалтерия"

Второй урок "ГК" №№ 46,47

Настройка плана счетов, организация аналитического учета
Константы, справочники, план счетов "ГК" №46

Внесение остатков, заполнение списка значений субконто "ГК" №47

Третий урок "ГК" №49

Терминология программы, режими работы, виды операций

Четвёртый урок "ГК" №51

Разноска денежных документов по кассе и банку: приходный и расходный ордер, кассовые валютные документы, банковская выписка

Пятый урок "ГК" №1/2000

Документы, не осуществляющие проводки

Шестой урок "Дт Кт" №6/2000

Авансовые отчеты

Cедьмой урок "Дт Кт" №9/2000

Учет материальных ценностей (кроме товаров): приход, расход

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua