Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#14 '2000: Практичная бухгалтерия - Горячая линия

О чем спрашивают "горячую линию"

Начинаем публикацию ответов на некоторые вопросы, полученные по "горячей линии" "ГК". Надеемся, эти сжатые ответы заинтересуют бухгалтеров, которые по разным причинам не смогли воспользоваться телефоном "горячей линии", и пригодятся им в повседневной работе.


Товарно-материальные ценности

Какие налоговые последствия повлечет за собой продажа ТМЦ, внесенных в уставный фонд?

В соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (подпункт 4.1.1) предусмотрено включение в состав валового дохода налогоплательщика общих доходов от продажи товаров (работ, услуг). Поэтому доход от продажи товарно-материальных ценностей, внесенных в уставный фонд, включается в состав его общего валового дохода соответственного отчетного периода.

При этом стоимость реализованных ТМЦ в составе валовых расходов предприятия не учитывается, поскольку подпунктом 5.3.9 предусмотрено, что в состав валовых расходов не включаются любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и прочими документами, обязательность ведения и сохранение которых предусмотрены правилами ведения налогового учета.

* * *

На нашем предприятии проведена проверка за 1998 год, в результате которой установлено, что нами были получены материальные ценности от частного предпринимателя (с налоговой накладной и прочими первичными документами). В результате встречной проверки этого лица было установлено, что на момент выписки документов он не был плательщиком НДС. Правомерно ли в этом случае решение налоговой инспекции взыскать НДС с нашего предприятия по этой операции?

На основании изложенных фактов, к сожалению, на ваше предприятие будут наложены и штрафные санкции, и административный штраф на должностных лиц.

В соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость" (подпункт 7.4.5), в случае если на момент проверки налоговым органом налогоплательщика суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, не подтверждены налоговыми накладными, на плательщика накладываются финансовые санкции, насчитываемые на сумму налогового кредита, которая не подтверждена налоговыми накладными.

На практике налоговые органы руководствуются Законом Украины "О государственной налоговой службе" (п.11.7) и Инструкцией о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной налоговой службы (п.5.1) и по результатам проверки применяют к предприятию финансовую санкцию в однократном размере доначисленной суммы налога.

Кроме вышеизложенного, в соответствии с Законом Украины "О государственной налоговой службе" (п.11.11), на руководителя и других должностных лиц предприятия, виновных в занижении суммы налога, накладываются административные штрафы в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимальных доходов (85 - 170 грн).

За несвоевременную уплату части налога за каждый день просроченного платежа будет начислена пеня исходя из 120% дисконтной ставки Нацбанка, действующей на момент уплаты, начисленная на полную сумму недоимки за весь ее срок. Этот расчет производится без учета штрафов.

Чтобы не повторять таких ошибок, при получении налоговых накладных необходимо убедиться в том, что продавец действительно является плательщиком НДС и имеет право на выписывание налоговых накладных. Если же возникли сомнения, лучше получить от него копию Свидетельства о регистрации плательщика НДС.


Фискальные чеки, торговля

Могут ли фискальные чеки с АЗС служить подтверждающим документом для отнесения на валовые расходы?

Согласно п.1 Порядка ведения кассовых операций в национальной валюте Украины, кассовый чек является расчетным документом, подтверждающим факт приобретения товаров.

Первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь обязательные реквизиты, перечень которых приведен в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. А содержание кассового чека определено в Положении о порядке регистрации и применения электронных контрольно-кассовых аппаратов при расчетах наличными в сфере торговли, общественного питания и услуг.

Необходимо принять во внимание, что расходы на горюче-смазочные материалы для легковых автомобилей не относятся к составу валовых расходов (эти ограничения не касаются налогоплательщиков, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по перевозке или туристическому обслуживанию посторонних граждан или предприятий, а также спортивных организаций, использующих такой автомобиль в качестве спортивного средства).

* * *

Что законодатель в Украине относит к "стационарным помещениям", "стационарным пунктам"?

Если я торгую под крышей капитального дома на территории рынка (дом принадлежит рынку), свое торговое место оборудовал решеткой и оставляю товар на ночь внутри, можно ли считать это сооружение "стационарным пунктом торговли"?

В письме МВЭСторга Украины от 17.03.98 г. №15-03/29-192 определены основные понятия и термины. Например, пункты передвижной торговли - это временные торговые места для розничной продажи товаров с использованием специально оборудованных транспортных средств (автомагазины, авторазвозки, мото-, велоколяски, ручные коляски) и торговля вразнос.

То есть, торговое место, которое вы занимаете на рынке по описи, не относится к пунктам передвижной торговли, а скорее определяется как "палатка торговая". В упомянутом письме указано, что палатка торговая - это объект розничной торговой сети сборно-разборной конструкции, занимающий обособленное торговое место и не имеющий торгового зала для покупателей. К сведению: в письме ГНАУ "Об использовании термина "торговое место" от 06.03.97 г. №23-3214/10-1664, торговое место - это розничные торговые предприятия, занимающие обособленное помещение, как те, которые имеют торговый зал для покупателей, так и те, которые его не имеют, то есть магазины, киоски, палатки, а также объекты мелкорозничной торговой сети - лотки, развозки и т.п.

* * *

Указывать ли при продаже печатной продукции (книг) в налоговой накладной НДС?

В соответствии с подпунктом 5.1.2 Закона Украины "О налогообложении прибыли", операции по продаже книг освобождены от обложения НДС. Необходимо обратить внимание на то, что положения этой статьи касаются продажи книг только отечественного производства. В налоговой накладной ставится отметка "Без НДС" со ссылкой на эту статью.


Налоговый кредит

В аэропорту Борисполь получены товары от сотрудника фирмы-партнера. Имеем ли мы право на налоговый кредит?

Право на налоговый кредит при осуществлении импортных операций возникает при уплате НДС во время таможенного оформления полученного товара. Определяющим при отнесении уплаченных сумм НДС в состав налогового кредита является наличие связи этих расходов с подготовкой, организацией и ведением производства, то есть эти расходы относятся к валовым. Предприятие получит право на налоговый кредит, если оно зарегистрировано в качестве плательщика НДС.

* * *

Получает ли фирма, уплатившая частному предпринимателю (плательщику НДС) за товар, возмещение НДС (налоговый кредит)?

В Законе Украины "О налоге на добавленную стоимость" определено, что условием получения права на налоговый кредит является получение налоговой накладной.

Что касается возмещения НДС, то в соответствии с требованиями приказа ГНА Украины от 25.03.98 г. №139, возмещение задекларированных сумм налога до 10 тыс. грн включительно осуществляется после предварительной проверки отделом налогов и сборов и получения справки о предварительной проверке налоговой декларации.


Автотранспорт

Необходимо ли при переходе на упрощенную систему отчетности со II квартала уплатить налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов? На балансе предприятия один грузовой автомобиль.

В соответствии со ст. 4 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что для перехода на упрощенную систему налогообложения субъект малого предпринимательства представляет письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период.

Налог с владельцев транспортных средств и прочих самоходных машин и механизмов является общегосударственным налогом, исчисляющимся юридическими лицами на основании отчетных данных о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года. Начисление налога с владельцев транспортных средств производится исходя из объема цилиндров или мощности двигателя каждого вида и марки транспортных средств по ставкам, указанным в статье 3 Закона Украины "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. Налог уплачивается на первый день квартала, в котором осуществляется уплата налога, и остается без изменений в течение квартала.

Таким образом, во время подачи документов в ГНА плательщик обязан уплатить задолженность в бюджет, в противном случае предприятие-должник не может перейти на уплату единого налога.

* * *

Можно ли списать бензин и стоимость запасных частей арендованного автомобиля на валовые расходы?

В соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (подпункт 5.2.1), в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3-5.8 этой статьи.

Поскольку расходы на использованное горючее в этом случае связаны непосредственно с ведением производства, закон не запрещает отнесение их к валовым расходам. Списание горючего необходимо производить на основании путевых листов по нормам, определенным Приказом Минтранспорта "Об утверждении Норм расходов горючего и смазочных материалов на автомобильном транспорте" от 10.02.98 г. №43.

Что касается расходов на ремонт арендованного автомобиля, то, в соответствии с подпунктом 8.8.1 вышеназванного закона, в случае когда договор оперативного лизинга (аренды) обязывает или позволяет арендатору осуществлять улучшение объекта оперативного лизинга (аренды), арендатор может увеличить (создать) балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на стоимость фактически произведенных улучшений такого объекта.

При этом арендатором не учитывается балансовая стоимость объекта оперативного лизинга (аренды) за исключением стоимости фактически произведенных его улучшений при применении п. 8.7 ст. 8 этого закона. Напомним, что понятие "ремонт" и "техническое обслуживание" автотранспортных средств определено в Положении, утвержденном приказом Минтранспорта от 30.03.98 г. №102.


Патент

Фирма продает обувь собственного производства со склада готовой продукции. Нужно ли в этом случае приобретать торговый патент?

В соответствии с положениями ст.2 ч.10 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", не требует патентования реализация субъектом предпринимательской деятельности продукции собственного производства физическим лицам, находящимся с ним в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенные в производственные или административные помещения этого субъекта.

При реализации продукции собственного производства через такие пункты продажи товаров другим гражданам или юридическим лицам за денежные средства и при расчетах за полученную продукцию денежными средствами через кассу предприятия такая деятельность подлежит патентованию на общих основаниях.

Поэтому если фирма продает обувь собственного производства юридическим лицам, а также физическим лицам, не находящимся с фирмой в трудовых отношениях, то приобретение патента необходимо.


Выход из общества

Может ли участник хозяйственного общества настаивать на распределении товарных запасов при выходе из общества? Облагается ли такой доход подоходным налогом?

В соответствии со ст.54 Закона Украины "О хозяйственных обществах", если учредитель вносил в уставный фонд имущество, то по его требованию и по согласию соучредителей его вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме пропорционально его доле.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона Украины "О собственности", имущественные взносы членов общества, а также имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности, является объектом права собственности хозяйственного общества. Возвращение тех или иных материальных ценностей осуществляется только по согласию соучредителей, независимо от того, кто и когда их вносил в уставный фонд при образовании общества или они приобретались в процессе хозяйственной деятельности. Вклад в уставный фонд участнику, вышедшему из общества, может быть выплаченным только после утверждения отчета за год в течение 12 месяцев со дня выхода учредителя из общества.

Что касается обложения подоходным налогом полученного имущества, то если участник выходит из общества и получает имущество, его прибылью является разница между стоимостью полученного имущества и размером его доли в уставном фонде, то есть эта разница будет базой для определения подоходного налога. Если участник имеет в обществе основное место работы, то, согласно Декрету Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" (статья 9), удержание подоходного налога осуществляется по шкале ставок. В противном случае удержание подоходного налога осуществляется по ставке 20%. Предприятие, осуществившее выплату такому участнику, обязано в 30-дневный срок после выплаты вышеназванной прибыли направить в налоговый орган по местожительству гражданина форму №2 о выплаченных суммах прибыли и удержанного налога.

Окончательное распределение имущества общества осуществляется в случае его закрытия.


Матответственность совместителей

Несет ли материальную ответственность сотрудник, работающий по совместительству? Каковы для такого работника последствия причиненного производству ущерба?

В соответствии с Кодексом законов о труде (ст.130), вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей работники несут материальную ответственность за причиненный предприятию ущерб, независимо от кадрового статуса (основной работник или совместитель).

Материальная ответственность возлагается на работника только за прямой действительный ущерб и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию противоправными действиями (бездействием) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. На работников не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска.

Обратите внимание на то, что материальная ответственность может быть возложена на работника независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О последствиях для работника, причинившего предприятию ущерб.

Ущерб может быть возмещен добровольно в полном размере или частично, или, по согласию владельца, работник может передать для покрытия причиненного ущерба равноценное имущество, а также отремонтировать поврежденное.

Работники, исполняющие трудовые обязанности, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не большем среднего месячного заработка.


Единый налог

Имеет ли право предприниматель - физическое лицо, продающий в кафе коктейли, содержащие водочные изделия, перейти на уплату единого налога?

Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" определено, что его действие не распространяется на физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляющих торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.

Основным документом при производстве водок и ликеро-водочных напитков является "Технологический регламент на производство водок и ликеро-водочных напитков" (ТРУ 18.5084-96), разработанный Госпищепромом Украины и Украинским научно-исследовательским институтом спирта и биотехнологии продовольственных товаров (УкрНИИспиртбиопром). Он вступил в силу 01.01.97 г.

Этим регламентом определено, что ликеро-водочные напитки - это напитки крепостью 12-60%, изготовленные путем смешивания полуфабрикатов (спиртовых настоек, соков, морсов, ароматичных спиртов, сахарного сиропа, эфирных масел) с этиловым ректифицированным спиртом, водой с добавлением красителей или без них. Согласно классификации, определенной ГОСТ 7190, ликеро-водочные напитки делят на группы: ликеры крепкие, ликеры десертные, ликеры эмульсионные, кремы, наливки, пунши, настойки сладкие, настойки полусладкие, настойки горькие слабоградусные, аперитивы, напитки десертные, бальзамы, коктейли.

Таким образом, если при изготовлении коктейлей будут использоваться вышеназванные напитки, то положения Указа Президента от 28.06.99 г. №746 не будут распространяться на физических лиц, осуществляющих их реализацию. Все прочие алкогольные напитки, кроме ликеро-водочных, могут реализовываться физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, занимающимися предпринимательской деятельностью без создания юридического лица. А это, в частности, все виды водок (кроме особых, которые относятся к ликеро-водочным напиткам), вина, коньяки.

* * *

Объем валового дохода частного предпринимателя, который платил единый налог с 1 января 1999 года, составил 10200 грн в августе этого же года. Зная об изменениях в соответствующем Указе Президента, он в качестве плательщика НДС не регистрировался.

Как должен поступить такой предприниматель, учитывая изменения, вступившие в силу с 19 сентября 1999 года, чтобы уменьшить санкции и платежи в бюджет по НДС?

В связи с вступлением в силу Указа Президента Украины от 28.06.99 г. №746/99 ГНАУ в своем письме от 21.10.99 г. №15795/7/16- 1121 разъясняет особенности взыскания НДС по операциям, которые осуществляют субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и отчетности.

В соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость", субъекты предпринимательской деятельности после государственной регистрации независимо от вида деятельности и запланированного объема операций обязаны в 20-дневной срок зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС в налоговой администрации. На основании Указа Президента №746 от 28.06.99 г., вступившего в силу 19.09.99 г., юридические лица, избравшие 10-процентную ставку единого налога, не являются плательщиками НДС.

Отныне и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, и юридические лица, избравшие 10-процентную ставку единого налога, обязаны срочно предоставить в налоговую администрацию (инспекцию) по месту регистрации оригинал удостоверения плательщика НДС и все заверенные налоговым органом копии этого удостоверения. Также необходимо представить в орган государственной налоговой службы заявление о приеме указанных документов и отмене регистрации в качестве плательщика НДС, если, конечно, ранее они были зарегистрированы в качестве таких плательщиков.

Кроме этого, они обязаны предоставить в государственную налоговую службу декларацию по НДС, в которой должны быть отображены все операции с начала текущего отчетного периода до дня подачи удостоверения плательщика НДС, и внести в бюджет суммы налога, а также погасить задолженность перед бюджетом за предыдущий отчетный период (в случае ее наличия). Юридические лица, избравшие 6-процентную ставку единого налога, являются плательщиками НДС. Такие плательщики уплачивают этот налог в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость", ведут налоговый учет и выписывают налоговые накладные по форме и в порядке, установленном распоряжением ГНА Украины от 30.05.97 г. №165, и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подают в государственную налоговую администрацию (инспекцию) по своему местонахождению декларацию по НДС.

Уменьшение платежей НДС в бюджет и санкции за их неуплату в вашем случае не имеют оснований, учитывая то, что срок регистрации вас в качестве плательщика НДС истек еще 20 июля 1999 года

* * *

Наше предприятие является плательщиком единого налога и НДС. До появления изменений в расчете единого налога в графе 02 мы ставили выручку без НДС и насчитывали 6% единого налога, а отдельно учитывали и уплачивали НДС. Должны ли мы согласно новым формам отчетности в графе 02 Расчета единого налога к выручке от реализации включать сумму НДС и на всю сумму начислять 6% единого налога, а отдельно, в соответствии с законом о НДС, учитывать и рассчитываться по НДС?

В соответствии с Указом Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства" от 28.06.99 г. №746, плательщик, избравший 6-процентный единый налог по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет расчеты об уплате налога на добавленную стоимость, платежное поручение на уплату единого налога за отчетный период и декларацию об НДС. В новой форме отчетности "Расчета единого налога" в графу 02 "Выручка от реализации" включается вся сумма, фактически полученная на расчетный счет, то есть с НДС, и из этой суммы рассчитывается размер единого налога.

Начисление и уплата НДС для плательщиков 6-процентной ставки единого налога осуществляется на общих основаниях, то есть предусмотрены заполнение налоговой декларации и уплата НДС в бюджет. Таким образом, при составлении отчетности вы действуете в качестве плательщика единого 6-процентного налога, заполняя соответствующую форму, и в качестве плательщика НДС, заполняя декларацию об НДС.


Изменение юридического адреса

Нужно ли перерегистрировать предприятие в случае изменения юридического адреса или при увольнении директора предприятия?

Как отмечено в статье 7 Закона Украины "О хозяйственных обществах", изменения, которые произошли в учредительных документах общества и которые вносятся в государственный реестр, подлежат государственной регистрации по тем же правилам, которые установлены для государственной регистрации общества.

В случае изменения юридического адреса общество обязано в пятидневный срок сообщить органу, произведшему регистрацию, об изменениях, которые произошли в учредительных документах, для внесения необходимых изменений в государственный реестр. Невыполнение этого требования предоставляет право обратиться в суд (арбитражный суд) с иском об отмене государственной регистрации.

Перерегистрация субъекта предпринимательской деятельности производится в том же порядке, что и регистрации.

При увольнении директора предприятия перерегистрация учредительных документов не производится.

В случае изменения названия, организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности, а также формы собственности субъекты предпринимательской деятельности обязаны предоставить документы для перерегистрации в месячный срок с момента наступления указанных изменений.

Ответственность за соответствие действующему законодательству учредительных документов, предоставленных для проведения перерегистрации, возлагается на владельца предприятия.


Аренда земли

Может ли пользователь земельным участком сдать его в аренду по договору?

Отношения, касающиеся аренды земли, регулируются Земельным кодексом Украины и другими законодательными актами Украины. Условия, сроки, а также плата за аренду земли определяются по соглашению сторон и оговариваются в договоре, что определено Земельным кодексом Украины (абзац четвертый ст. 8) от 13.03.92 г. №2196-XII.

Законом Украины "Об аренде земли" от 06.10.98 г. №161-XIV (ст.7, пункты 1,2) определено, что арендаторы приобретают права на аренду земельного участка на основании и в порядке, предусмотренными Земельным кодексом Украины и другими законами Украины и договором аренды земли. Вышеназванным законом (ст. 13) определено, что договор аренды земельного участка составляется в письменной форме и удостоверяется нотариально. Государственная регистрация договоров аренды является официальным признанием и подтверждением государством факта возникновения или прекращения права аренды земельных участков. Необходимым условием государственной регистрации договора аренды земли является право собственности на землю, находящуюся в собственности физических или юридических лиц - арендодателей, которое должно быть подтверждено копией государственного акта.

Упомянутым законом (п. 1 ст. 16) установлено, что договор аренды земельного участка вступает в силу после достижения договоренности относительно всех существенных условий, подписания его сторонами и государственной регистрации, которая осуществляется в порядке и органами, определенными Постановлением КМУ "Об утверждении Порядка государственной регистрации договоров аренды земли" от 25.12.98 г. №2073. К существенным условиям, определяемым договором аренды, относятся: объект аренды, срок договора, арендная плата, целевое предназначение, условия использования и возвращения земельного участка арендодателю, существующие ограничения и отягощения относительно использования земельного участка, сторона (арендодатель и арендатор), несущая риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части, ответственность сторон.

Необходимо отметить, что внесение арендной платы на будущий период аренды допускается на срок не более одного года, а в случае признания договора аренды земельного участка недействительным, полученная арендодателем арендная плата за фактический срок аренды земли не возвращается.


Плата за телефон

Можно ли плату за пользование телефоном отнести на валовые расходы в арендованном помещении?

Что касается расходов на телефонные разговоры и абонентскую плату за телефон, то сумма, уплачиваемая арендодателю, не относится к составу валовых расходов, кроме случая, когда арендодатель является владельцем телефонной станции. Согласно подпункту 5.3.9 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", не относятся к валовым расходы, не подтвержденные соответственными расчетными, платежными и другими документами.

В соответствии с Законом Украины "О связи" от 16.05.95 г. № 160/95-ВР, Правилами пользования телефонной связью, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 22.04.97 г. №385, валовые расходы за пользование телефонной связью возникают в случае, если плата за такие услуги вносится непосредственно предприятию связи.

Таким образом, для того чтобы предприятие-арендатор имело право, в соответствии с подпунктом 5.2.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", относить расходы за пользование местной телефонной сетью в состав валовых расходов, предприятию-арендодателю необходимо договор на предоставление услуг телефонной связи временно переоформить на имя арендатора или нанимателя с дальнейшим правом на возобновление предыдущего договора. Необходимо обратить внимание на то, что передача абонентской линии должна быть осуществлена с согласия предприятия связи.

Предприятию, которое арендует помещение с телефоном, необходимо тщательно следить за международными и междугородними разговорами, касающимися подготовки, организации, ведения хозяйственной деятельности, продажи продукции. Эта связь должна быть подтверждена документально (договор с иностранной фирмой, приказ руководителя предприятия на проведение, к примеру, маркетинговых работ с назначением ответственного лица ).

* * *

Относится ли продажа телефонных карточек операторов мобильной связи к торговой деятельности, как это предусмотрено Законом Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. №98/96-ВР? Относятся ли к бытовым услугам услуги мобильной связи?

В соответствии со ст. 3 Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.96 г. №98/96-ВР, патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах продажи товаров.

Под торговой деятельностью в этом законе следует понимать розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные денежные средства и с использованием кредитных карточек. Телефонная карточка является техническим средством при предоставлении услуг связи при помощи в этом случае сотового телефона. Во время приобретения телефонной карточки покупатель уплачивает стоимость телефонных услуг, которые могут быть получены при ее помощи.

То есть реализация телефонных карточек не относится к вышеназванной торговой деятельности, поскольку в этом случае телефонные карточки выполняют только функцию платежного средства по оплате услуг телефонной связи. Что касается патентования услуг, то в соответствии со статьей 3.1 вышеназванного закона патентованию подлежит деятельность по предоставлению бытовых услуг, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями как в отдельных помещениях, строениях, их частях, так и за их пределами.

Под бытовыми услугами в этом законе следует понимать деятельность, связанную с предоставлением платных услуг для удовлетворения личных нужд заказчика за наличные денежные средства, а также с использованием иных форм расчетов, включая кредитные карточки. Перечень услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию, утвержден постановлением КМУ от 27.04.98 г. №576. Услуги связи, в том числе телефонной, являются самостоятельным видом платных услуг, не относятся к бытовым и не подлежат патентованию. Итак, реализация телефонных карточек осуществляется без приобретения торгового патента.


Наличность

Может ли предприятие рассчитываться за выполненный договор наличными из кассы?

Предприятия и индивидуальные предприниматели могут вести расчеты между собой, а также с физическими лицами как в безналичной, так и в наличной форме. Расчеты наличными могут осуществляться как за счет денежных средств, полученных в банке, так и за счет выручки, кроме случаев, когда субъекты предпринимательской деятельности имеют налоговую задолженность. В соответствии с постановлением НБУ №266, сумма платежа наличными одного предприятия при расчетах с другим предприятием или физическим лицом не должна превышать 3 тыс. грн в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. При этом количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, с которыми осуществляются расчеты в течение дня, не ограничивается.

Платежи сверх установленной предельной суммы (3 тыс. грн) должны производиться только по безналичному расчету. В случае осуществления предприятием (индивидуальными предпринимателями) наличных расчетов с другими предприятиями (индивидуальными предпринимателями) сверх установленной предельной суммы (3 тыс. грн) денежные средства в размере превышения названной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличных в кассе плательщика наличных однократно (в тот день, когда была осуществлена такая операция) с дальнейшим сравнением полученной суммы с утвержденным лимитом кассы.

Необходимо учитывать, что за проведение расчетов наличными без предоставления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к доходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем денежных средств, предусмотрена штрафная санкция в размере уплаченных денежных средств (Указ Президента от 11.05.98 г. №491/99).

Подготовил Владимир ЛАВРЕНОВ
Напоминаем адрес и телефон "горячей линии":
01023 г. Киев, ул. Мечникова, 10/2, бухгалтерский отдел;
тел.: (044) 294-60-13; karev@gc.kiev.ua
© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua