Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#17 '2000: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: оплата труда

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 6-й
Оплата труда и взносы в форме нематериальных активов - особенности внесения и оценки, учет запасов


3. Учет запасов

Запасы являются одной из основных составляющих себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и т.д. От того, насколько правильно будет организован их учет, зависит точность определения прибыли предприятия и, что не менее важно, сохранность самих запасов.

Учет запасов не считается сложным, исключение может составлять только учет затрат на производство и определение себестоимости продукции, работ, услуг и т.д. Однако он является одним из наиболее трудоемких разделов учета, поскольку оперирует десятками, сотнями, а иногда и тысячами наименований запасов. Кроме того, учет запасов является как бы длинной цепочкой операций, которая связывает воедино учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, подотчетными лицами, учет запасов на складе и так далее - до учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Учет запасов на предприятиях, в организациях и других юридических лицах (далее - предприятия) всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений) с 01.01.2000 г. регулируется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденным приказом Минфина от 20.10.99 г. №246 и зарегистрированным в Минюсте 02.11.99 г. под №751/4044.1

Это Положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и раскрытия ее в финансовой отчетности. Оно не распространяется на:

а) незавершенные работы по строительным контрактам, включая контракты по предоставлению услуг, которые непосредственно связаны с ними;

б) финансовые активы;

в) молодняк животных и животных на откорме, продукцию сельского и лесного хозяйства, полезные ископаемые, если они оцениваются по чистой стоимости реализации в соответствии с другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

Согласно этому стандарту, запасы - это АКТИВЫ, которые:

содержатся для дальнейшей продажи при условии обычной хозяйственной деятельности;

пребывают в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства;

содержатся для потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, а также управления предприятием.

При этом, в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. №996-XIV, АКТИВЫ - это ресурсы, контролируемые предприятием вследствие прошедших событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем. Следовательно, запасы считаются активом, если есть вероятность получения экономической выгоды в будущем вследствие какого-либо использования такого запаса.

Запасы состоят

В состав запасов включают:

1) сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и другие материальные ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных потребностей;

2) незавершенное производство в виде необработанных и несобранных до конца деталей, узлов, изделий и незавершенных технологических процессов. Незавершенное производство на предприятиях, которые выполняют работы и предоставляют услуги, состоит из расходов на выполнение незавершенных работ (услуг), по которым предприятием еще не признан доход;

3) готовую продукцию, изготовленную на предприятии, которая предназначена для продажи и отвечает техническим и качественным характеристикам, предусмотренным договором или другим нормативно-правовым актом;

4) товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи;

5) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые используются в течение не больше одного года или нормального операционного цикла, если он продолжается больше одного года;

6) молодняк животных и животных на откорме, продукцию сельского и лесного хозяйства, если они оцениваются по этому Положению (стандарту).

В положениях (стандартах) бухгалтерского учета не приведены определения понятий "сырье", "материалы", "товары" и т. п. Нет таких определений и в законах Украины.

Возможно, это вызвано тем, что разделение запасов на сырье, материалы, топливо и т. д. условное. Даже в пределах одного предприятия то, что вчера было приобретено как товар, завтра может стать сырьем или материалами, и наоборот. Например, строительные материалы могут стать топливом, а топливо - сырьем. Это тем вероятнее, чем больше видов деятельности осуществляет предприятие, или в ситуациях, когда одно предприятие осуществляет поставку запасов другому. Например, металл собственного производства для металлургического комбината является готовой продукцией, а для предприятия, которое купило его, этот металл может быть материалом, строительным материалом или товаром. И это зависит не от качественных характеристик, источника поступления или других показателей, а исключительно от назначения таких запасов. Мало того, один и тот же вид запаса может быть одновременно, например, и материалом, и топливом. В данном случае их относят к тем или иным видам запасов по признаку преимущественности использования на этом предприятии.

Для каждой однородной группы запасов выделяется свой бухгалтерский счет. В связи с этим очень важно сразу правильно определить назначение поступающих на предприятие запасов, и тогда вы не ошибетесь с выбором счета.

В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. №291, для учета запасов предназначен 2 класс Плана счетов с соответствующим названием: "Запасы". На счетах этого класса объединяется информация о наличии и движении принадлежащих предприятию предметов труда, которые предназначены для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

2 класс Плана счетов "Запасы"

К этому классу принадлежат такие счета и субсчета:

20 "Производственные запасы"

201 "Сырье и материалы"

202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия"

203 "Топливо"

204 "Тара и тарные материалы"

205 "Строительные материалы"

206 "Материалы, переданные в переработку"

207 "Запасные части"

208 "Материалы сельскохозяйственного назначения"

209 "Другие материалы"

21 "Животные на выращивании и откорме"

211 "Молодняк животных на выращивании"

212 "Животные на откорме"

213 "Птица"

214 "Звери"

215 "Кролики"

216 "Семьи пчел"

217 "Взрослый скот, выбракованный из основного стада"

218 "Скот, принятый от населения для реализации"

22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"

23 "Производство"

24 "Брак в производстве"

25 "Полуфабрикаты"

26 "Готовая продукция"

27 "Продукция сельскохозяйственного производства"

28 "Товары"

281 "Товары на складе"

282 "Товары в торговле"

283 "Товары на комиссии"

284 "Тара под товарами"

285 "Торговая наценка"

А теперь несколько подробнее о каждом из счетов и субсчетов.

Что отображается на субсчетах счета 20, видно из их названий:

201 "Сырье и материалы" - это сырье и основные материалы, входящие в состав продукции, которая изготавливается, или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении.

Кроме того, на этом субсчете учитываются:

а) подрядными строительными организациями - материалы, которые используются при изготовлении продукции или для хозяйственных нужд, технических целей и содействия в производственном процессе;

б) предприятиями, которые заготовляют сельскохозяйственную продукцию с целью ее переработки, стоимость такой продукции;

в) материалы, использующиеся для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов с целью обеспечения сохранности отгруженной продукции.

202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия" - это, соответственно, полуфабрикаты и комплектующие (в том числе в подрядных строительных организациях - строительные конструкции и изделия: деревянные, железобетонные, металлические и т.д.), приобретенные для комплектования выпускаемой продукции и нуждающиеся в дополнительных затратах труда на обработку или сборку, которые включаются в себестоимость такой продукции.

203 "Топливо" - это нефтепродукты, твердое топливо, смазочные материалы и запасы газа (в газохранилищах), а также оплаченные талоны на нефтепродукты и газ, предназначенные для технологических потребностей производства, эксплуатации транспортных средств, а также для выработки энергии и отопления зданий.

204 "Тара и тарные материалы" - отображаются наличие и движение всех видов тары, кроме тары, которая используется как хозяйственный инвентарь, а также материалы и детали, которые используют для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка и т.д.).

205 "Строительные материалы" - это строительные материалы и другие материальные ценности, необходимые для выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ, изготовления строительных деталей и конструкций, а также конструкций и деталей, оборудования и комплектующих изделий, которые, подчеркиваем, подлежат монтажу, поскольку оборудование, не требующее монтажа (транспортные средства, свободно размещенные станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и т.д.), на данном счете не учитывается.

206 "Материалы, переданные в переработку" - учитываются материалы, переданные в переработку на сторону, которые в дальнейшем включаются в состав себестоимости изготовленных из них изделий. Например, лес, переданный в переработку другому деревообрабатывающему предприятию, после переработки становится строительным материалом или какой-то конструкцией, учет которых ведется на субсчете 205 "Строительные материалы". В стоимость таких строительных материалов или конструкций включается стоимость материалов, переданных в переработку (стоимость леса), которая списывается с кредита счета 206 "Материалы, переданные в переработку", а также все затраты, связанные с переработкой материалов (грузо-разгрузочные работы, транспортировка и другие расходы, непосредственно связанные с переработкой), в том числе оплата выполненных работ деревообрабатывающим предприятием.

207 "Запасные части" - это запасные части, готовые детали, узлы, агрегаты, использующиеся для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, а также автомобильных шин в запасе и обороте, за исключением тех, которые на колесах и в запасе при автомобиле (они входят в инвентарную стоимость автомобиля). На этом же субсчете ведется учет обменного фонда полнокомплектних машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, которые изготавливаются в ремонтных подразделениях предприятий, на ремонтных предприятиях.

208 "Материалы сельскохозяйственного назначения" - это минеральные удобрения, ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, биопрепараты, медикаменты, химикаты, которые используются для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных. Здесь также отображаются саженцы, семена и корма (покупные и собственного выращивания), которые используются для высаживания, посева и откорма животных непосредственно в хозяйстве.

209 "Другие материалы" - это отходы производства (обрубка, обрезка, стружка и т.д.), непоправимый брак, материальные ценности, полученные от ликвидации основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части на данном предприятии (металлолом, утиль), изношенные шины, бланки строгого учета и т.д.

Поступление запасов на предприятие и их дооценка отображаются по дебету счета 20, а по кредиту - расходами на производство (эксплуатацию, строительство), переработку, отпуск (передачу) на сторону, уценка и т.д.

Следующий счет 21 "Животные на выращивании и откорме". На субсчетах этого счета учитываются наличие и движение таких видов запасов:

211 "Молодняк животных на выращивании" - ведется учет молодняка крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и лошадей.

212 "Животные на откорме" - ведется учет взрослого скота, переведенного из основного стада на откорм и нагул (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы).

213 "Птица" - ведется учет птицы (куры, утки, гуси, индюки, цесарки, перепелки) как молодняка, так и взрослой.

214 "Звери" - ведется учет пушных зверей.

215 "Кролики" - ведется учет кроликов.

216 "Семьи пчел" - ведется учет пчелиных семей.

217 "Взрослый скот, отбракованный из основного стада" - ведется учет поголовья и балансовой стоимости отбракованных и реализованных или забитых на мясо в хозяйстве без постановки на откорм продуктивных животных и рабочего скота.

218 "Скот, который принят от населения для реализации" - ведется учет животных, принятых от населения для реализации.

По дебету счета 21 "Животные на выращивании и откорме" отображается поступление (приобретение) животных на выращивании, которые учитываются по первоначальной стоимости; привеса живой массы молодняка животных, а также приплод молодняка продуктивного и рабочего скота, по кредиту - выбытие животных на выращивании вследствие продажи, безвозмездной передачи и т.д.

Счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - это предметы, которые используются не больше одного года или нормального операционного цикла, если он продолжается больше одного года (инструменты, хозяйственный инвентарь, специальная оснастка, специальная одежда и т.д.).

Необходимо учитывать, что, в соответствии с Инструкцией по использованию Плана счетов, счет 22 предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые принадлежат предприятию и находятся в составе запасов, но ни одного определения понятия "малоценные" в ней не дается. В инструкции отмечено только, что к малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, которые используются не более одного года или в течение нормального операционного цикла, если он продолжается больше одного года.

По дебету счета 22 отображается стоимость приобретенных (полученных), произведенных МБП или возврат на склад из эксплуатации таких предметов, которые пригодны для дальнейшего использования, по кредиту - отпуск МБП в эксплуатацию со списанием на счета учета расходов, а также списания недостач и потерь от порчи таких предметов.

Счет 23 "Производство" отображает расходы предприятия на производство продукции (работ, услуг).

Этот счет используют следующие предприятия:

промышленные;

сельскохозяйственные;

подрядные;

геологоразведочные;

проектно-изыскательские;

научно-исследовательские;

конструкторские;

транспортные;

предприятия связи;

общественного питания;

предприятия торговли, снабжения и сбыта;

дорожного хозяйства;

другие предприятия и организации.

Предприятия со вспомогательными (подсобными) производствами, то есть производства, предназначенные для обслуживания основного производства (обеспечение его различными видами энергии, транспортные услуги, изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащения строительных материалов, добыча камня, гравия, песка и других нерудных материалов и т.д.), затраты на такое производство как прямые, так и косвенные также отображают по дебету счета 23 отдельным субсчетом. Списание таких затрат осуществляется по кредиту счета в корреспонденции с дебетом счетов 11 "Другие необоротные материальные активы", 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и субсчетов учета затрат основного производства.

Если предприятие осуществляет несколько видов деятельности, имеет несколько производств, в том числе вспомогательное, то целесообразно для каждого из них открыть свой субсчет.

По дебету счета 23 "Производство" отображаются прямые материальные, трудовые и другие прямые расходы, производственные накладные расходы и потери от брака продукции (работ, услуг), а также полуфабрикаты собственного производства, если они используются только для собственных производственных потребностей.

По кредиту - суммы фактической производственной себестоимости завершенной производством продукции (в дебет счетов 26, 27), выполненных работ и услуг (в дебет счета 90).

Счет 24 "Брак в производстве" предназначен для учета и обобщения информации о потерях от брака в производстве. По дебету счета отображаются расходы вследствие выявления внешнего и внутреннего брака (стоимость непоправимого, окончательного брака и расходы на исправление брака), расходы на гарантийный ремонт в объеме, который превышает норму, расходы на содержание гарантийных мастерских; по кредиту - суммы, относящиеся на уменьшение расходов на брак, и сумма, которая списывается на расходы на производство как потери от брака.

Что относится на уменьшение потерь от брака

На уменьшение потерь от брака относятся:

- стоимость реализации бракованной продукции по сниженным ценам - например, пошитый костюм не может быть признан качественным, но не имеет явных дефектов и может быть продан по сниженным ценам;

- стоимость отходов от забракованной продукции - например, если пошитый костюм имеет явные дефекты, не может быть реализован и его нельзя использовать по прямому назначению даже в виде спецодежды, то его можно использовать хотя бы в виде ветоши, обтирочного материала или еще каким-либо образом. Ветошь, обтирочный материал имеют свою стоимость, которая и идет на уменьшение потерь от брака;

- стоимость взысканий с виновников брака - если вина за пошитый бракованный костюм возложена на работника предприятия, и он признал свою вину или его вина была определена судом. Мера ответственности работника за допущенный брак (полная или частичная), выраженная в гривнах и удержанная с его заработной платы или внесенная им в кассу предприятия, уменьшает потери от брака;

- суммы возмещений, полученных от поставщиков недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, которые повлекли за собой брак продукции, если причиной признания браком пошитого костюма стали некачественные ткани, полученные от поставщика, он признал свою вину или его вина была признана судом. Если он возместил (полностью или частично) потери предприятия вследствие произведенного брака, то сумма такого возмещения уменьшает потери от брака.

Счет 25 "Полуфабрикаты" предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства, если такие полуфабрикаты используются не только для собственных нужд предприятия, в его производстве, но и реализуются другим предприятиям.

По дебету счета 25 "Полуфабрикаты" отображается поступление (изготовление) полуфабрикатов, по кредиту - выбытие полуфабрикатов вследствие продажи, передачи в дальнейшую переработку, безвозмездной передачи или несоответствия критериям определения актива. Напомним, что критерием определения актива является возможное получение экономических выгод в будущем от использования такого актива (в этом случае - полуфабриката).

Счет 26 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции предприятия.

По дебету счета 26 "Готовая продукция" отображается поступление готовой продукции собственного производства по фактической производственной себестоимости или по учетным ценам. По кредиту счета отображается выбытие готовой продукции по фактической производственной себестоимости вследствие продажи, безвозмездной передачи и т. п., а также сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, которая относится к реализованной продукции.

Счет 27 "Продукция сельскохозяйственного производства" предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении сельскохозяйственной продукции, к которой относятся:

- продукция, полученная от собственных растениеводческих, животноводческих и промышленных подразделений предприятия;

- продукция и отходы, полученные при доведении товарной продукции и семян до надлежащих кондиций;

- семена и посадочный материал, включая саженцы, предназначенные для закладывания и ремонта собственных насаждений.

Эта сельхозпродукция должна предназначаться для:

- потребления в животноводческих подразделениях в качестве кормов;

- для производства кормов в кормоцехах;

- продажи на сторону;

- другого непроизводственного потребления (выдачи и продажи работникам, передачи в непроизводственную сферу, например, детским садикам, столовым и т.д.).

По дебету счета 27 "Продукция сельскохозяйственного производства" отображаются поступления сельскохозяйственной продукции, по кредиту - выбытие сельскохозяйственной продукции вследствие продажи, безвозмездной передачи и т.д.

Счет 28 "Товары" предназначен для учета товарно-материальных ценностей, которые поступили на предприятие с целью продажи.

Какой именно товар учитывается на субсчетах 281-284, понятно по их названиям.

281 "Товары на складе" - товары, находящиеся на оптовых и распределительных базах, складах, овощехранилищах, морозильниках и т.д.;

282 "Товары в торговле" - товары, находящиеся на предприятиях розничной торговли (в магазинах, лотках, киосках, в буфетах предприятий общественного питания и т.д.).

283 "Товары на комиссии" - товары, переданные на комиссию по договорам комиссии и другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающие перехода права собственности на этот товар в оплату их стоимости;

284 "Тара под товарами" - тара под товарами и пустая как покупная, так и собственного производства, кроме инвентарной тары, которая служит для производственных или хозяйственных нужд и учет которой ведется на счете 11 "Другие необоротные материальные активы" или 20 "Производственные запасы".

По дебету субсчетов 281-284 отображается увеличение количества товаров и их стоимости, по кредиту - уменьшение.

На субсчете 285 "Торговая наценка" отображается торговая наценка (разница между покупной и продажной (розничной) стоимостью товаров) по товарам, учет которых ведется в ценах реализации на субсчетах 281 и 282. Кроме того, на этом субсчете отображается разница между ценами приобретения и средними учетными ценами, если учет тары на предприятии ведется по средним учетным ценам, которые устанавливаются руководством предприятия.

По кредиту субсчета 285 в корреспонденции с дебетом счетов 281 и 282 отображается увеличение суммы торговых наценок, по дебету - уменьшение (списание) в соответствии с расчетами торговой наценки в корреспонденции с кредитом тех же счетов 281 и 282.

Счет 28 могут использовать не только предприятия торговли, снабженческие, сбытовые и заготовительные предприятия и организации, предприятия общественного питания, но и промышленные, производственные и другие предприятия для учета любых изделий, материалов, продуктов, которые специально приобретены для продажи, или в случае, когда стоимость материальных ценностей, приобретенных для комплектования на промышленных предприятиях, не включается в себестоимость готовой продукции, производимой на этом предприятии, а подлежит возмещению покупателями отдельно. Например, реализация в составе готовой продукции (часы) электрического элемента питания (батарейка), покупаемого у другого предприятия и устанавливаемого по желанию клиента.

Не учитываются на указанных выше счетах и материальные ценности, которые приняты предприятием на ответственное хранение, переработку (давальческое сырье) и комиссию. Их учет осуществляется на счетах класса 0 "Внебалансовые счета".

Количественно-суммовой учет запасов

Учет всех видов запасов ведется в аналитическом аспекте с требованием обеспечить количественно-суммовую и качественную (марка, сорт, размер и т. д.) информацию.

Для ведения количественного учета очень важно определить единицу бухгалтерского учета. Для запасов такой единицей является наименование или однородная группа (вид).

Должно быть указано количество каждой учетной единицы, которая определяется не только по виду натурального измерителя, используемого на предприятии для учета данных запасов (штуки, метры, литры и т. д.), но и по его величине, разрядности (граммы, килограммы, тонны или миллиметры, метры, километры и т. п.). Существуют определенные виды запасов, по которым возможно использование разных натуральных измерителей, например, бензин можно измерять в литрах или килограммах.

В таких случаях желательно выбрать один вид натурального измерителя и использовать его для учета всего объема определенного вида запасов по всем операциям. Если это невозможно, например, в случае если тот же бензин учитывается на предприятии в литрах, а поступил от поставщиков в килограммах, то необходимо сделать перерасчет из одного вида натурального измерителя в другой, из килограммов в литры по установленным коэффициентам. Менять натуральный измеритель запаса, который раньше отображался в другом натуральном измерителе, нельзя, если эти два натуральных измерителя не имеют установленного коэффициента пересчета или не могут быть переведены из одного в другой каким-либо иным образом. Например, нельзя вести учет арбузов на складе в килограммах, а отпускать их в магазин на реализацию в штуках.

Кроме наименования (вида) и единицы измерения, при учете запасов необходимо указывать третий показатель - стоимостный. Именно по этим трем показателям определяется, являются ли запасы однородными и можно ли их просуммировать и отобразить в учете одной позицией.

Именно эти три показателя (наименование, единица измерения и цена) являются обязательными во всех первичных документах, отображающих в бухгалтерском учете наличие и движение запасов. Исключение составляют предприятия розничной торговли, применяющие метод оценки товаров по цене продажи, которые могут аналитический учет товаров вести в суммовом выражении.

Показатель стоимости запаса является важнейшим в бухгалтерском учете. Определение стоимости запаса начинается с момента зачисления запаса на баланс предприятия - все приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Запасы могут быть:

приобретены за плату у посторонних юридических или физических лиц;

сделаны собственными силами;

получены в виде взноса в уставный капитал предприятия;

получены предприятием на безвозмездной основе;

приобретены в результате обмена на аналогичные запасы;

приобретены вследствие обмена или частичного обмена на неаналогичные запасы.

Первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату у посторонних юридических или физических лиц, является их себестоимость, в которую включаются следующие фактические расходы:

а) суммы, которые выплачиваются согласно договору поставщику (продавцу);

б) суммы, которые выплачиваются за информационные, посреднические и другие подобные услуги в связи с поиском и приобретением запасов;

в) суммы ввозной пошлины;

г) суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

д) затраты на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку запасов к месту их использования, включая расходы на страхование и проценты за коммерческий кредит поставщиков;

е) другие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они становятся пригодными для использования в запланированных целях. К таким расходам, в частности, относятся прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и улучшение качества технических характеристик запасов.

Первоначальной стоимостью запасов, которые изготавливаются собственными силами предприятия, признается фактическая производственная себестоимость их производства, в которую входят:

а) прямые материальные расходы - это стоимость сырья и основных материалов, создающих основу производимой продукции, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

б) прямые расходы на оплату труда - это заработная плата и другие выплаты рабочим, занятым в производстве продукции, выполнении работ или предоставлении услуг, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;

в) другие прямые расходы - это все другие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов, в частности отчисление на социальные мероприятия, плата за аренду земельных и имущественных паев, амортизация и т. д.;

г) общепроизводственные расходы - это:

- расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления цехами, участками и т. д.; отчисление на социальные мероприятия и медицинское страхование аппарата управления цехами, участками; расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков и т. д.);

- амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения;

- амортизация нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения;

- расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения;

- расходы на совершенствование технологии и организации производства (оплата труда и отчисления на социальные мероприятия работников, занятых усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, других эксплуатационных характеристик в производственном процессе; расходы материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплата услуг посторонних организаций и т. д.);

- расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотвод и другое содержание производственных помещений;

- расходы на обслуживание производственного процесса (оплата труда общепроизводственного персонала; отчисление на социальные мероприятия, медицинское страхование рабочих и аппарата управления производством; расходы на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции, работ, услуг);

- расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды;

- другие расходы (потери от брака, оплата простоев и т. д.).

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием.

Первоначальной стоимостью запасов, которые внесены в уставный капитал предприятия, признается согласованная учредителями (участниками) предприятия их справедливая стоимость.

Первоначальной стоимостью запасов, полученных предприятием безвозмездно, признается их справедливая стоимость.

Первоначальная стоимость единицы запасов, приобретенных в результате обмена на подобные запасы, равна балансовой стоимости переданных запасов. Если балансовая стоимость переданных запасов превышает их справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью полученных запасов является их справедливая стоимость. Разница между балансовой и справедливой стоимостью переданных запасов включается в состав расходов отчетного периода.

Первоначальная стоимость запасов, приобретенных в обмен (или частичный обмен) на неподобные запасы, равна справедливой стоимости переданных запасов, увеличенных (уменьшенных) на сумму денежных средств или их эквивалентов, переданную (полученную) в процесе обмена.

Не включаются в первоначальную стоимость запасов, а относятся к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установлены):

сверхурочные потери и нехватка запасов;

проценты за пользование ссудами;

расходы на сбыт;

общехозяйственные и другие подобные расходы, непосредственно не связанные с приобретением и доставкой запасов и приведением их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Далее первоначальная стоимость запасов в бухгалтерском учете не меняется, кроме случаев, когда на дату баланса их цена снизилась или они испорчены, устарели или иным образом потеряли первично ожидаемую экономическую выгоду. В этом случае запасы отображаются по чистой стоимости реализации, которая определяется по каждой единице запасов вычетом из ожидаемой цены продажи ожидаемых расходов на завершение производства и сбыт. Возникающая при этом разница между первоначальной стоимостью и чистой стоимостью реализации списывается на затраты. Если в дальнейшем чистая стоимость реализации вновь увеличивается, то на сумму увеличения сторнируются ранее сделанные записи по уменьшению стоимости запасов. Такое сторнирование не должно приводить к увеличению стоимости запасов выше их первоначальной стоимости. Например, приобретенные у поставщиков в январе материалы на сумму 1000,00 гривен (без НДС) (Д-т 201 К-т 63) на протяжении двух месяцев не использовались. Как результат, их цена снизилась и чистая стоимость реализации составила 960,00 гривен (без НДС). В этом случае составляется проводка: Д- т 84 К-т 201 40,00 гривен (1000,00 - 960,00 = 40,00). Допустим, в марте цены на аналогичные материалы возросли и чистая стоимость наших материалов уже составила 1080,00 гривен (без НДС). В этом случае мы должны сторнировать ранее сделанную проводку по уменьшению стоимости материалов, но не более чем на 40,00 гривен, поскольку стоимость запасов не должна превышать их первоначальной стоимости - 1000,00 гривен. Проводка будет такой: Д-т 84 К-т 201 40,00 гривен (сторно).

Первичная документация по учету запасов

В соответствии со статьей 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. №996-XIV, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы нужно составлять во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и реестров бухгалтерского учета и недостоверность отображенных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов

Первичные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь такие обязательные реквизиты:

1) название документа (формы);

2) дату и место составления;

3) название предприятия, от имени которого составлен документ;

4) содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

5) должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6) личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимающее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Информация, которая содержится в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в реестрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и обеспечивает должное их хранение в течение установленного срока.

Приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. №193 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов" утверждены следующие типовые формы первичного учета запасов:

М-1 "Журнал учета поступивших грузов";

М-2а "Акт списания бланков доверенностей";

М-3 "Журнал регистрации доверенностей";

М-4 "Приходный ордер";

М-7 "Акт о приеме материалов";

М-8 "Лимитно-заборная карточка";

М-9 "Лимитно-заборная карточка";

М-10 "Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов";

М-11 "Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов";

М-12 "Карточка №... складского учета материалов";

М-13 "Реестр №... приема-сдачи документов";

М-14 "Ведомость учета остатков материалов на складе";

М-15 "Акт о приеме оборудования";

М-15а "Акт приема-передачи оборудования в монтаж";

М-16 "Материальный ярлык";

М-17 "Акт №... об обнаруженных дефектах оборудования";

М-18 "Сигнальная справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса";

М-19 "Материальный отчет";

М-21 "Инвентаризационное описание №...";

М-23 "Акт №... о расходе давальческих материалов";

М-26 "Карточка учета оборудования для установления";

М-28 "Лимитно-заборная карточка №...";

М-28а "Лимитно-заборная карточка №...".

Кроме того, общим приказом Министерства статистики Украины и Министерства транспорта Украины от 07.08.96 г. №228/253, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.08.96 г. под №183/1508, утверждена Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы. Этой Инструкцией определяются следующие типовые формы единой первичной транспортной документации:

1) путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении - типовая форма №1 (международная);

2) путевой лист грузового автомобиля - типовая форма №2 (действующая в границах Украины);

3) товаротранспортная накладная - типовая форма №1-ТН;

4) талон заказчика - типовая форма №1-ТЗ (при работе автомобиля по почасовой форме оплаты транспортных услуг).

Сами бланки типовых форм единой первичной транспортной документации, утвержденные общим приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. №488/346, вступили в силу 1 января 1996 г. и являются бланками строгого учета.

Другим Приказом Минфина от 16.05.96 г. №99 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей" определен порядок использования доверенностей, а также введены две новые типовые формы бланков доверенностей №М-2 и №М-2б, являющиеся бланками строгой отчетности. Отличие между обеими формами заключается только в том, что перечень ценностей, которые надлежит получить по доверенности, указывается в форме №М-2 полностью на обратной стороне бланка, а в форме №М-2б он начинается на лицевой стороне и продолжается на обратной, поэтому имеет больше строк.

С рассказа о порядке использования доверенностей мы и начнем речь об оформлении первичной документации по учету запасов.

Порядок использования доверенностей

Формы №М-2 и №М-2б используются для получения представителем предприятия, доверенным лицом сырья, материалов, топлива, запчастей, инвентаря, скота, семян, удобрений, инструментов, товаров, основных средств и других товарно-материальных ценностей, а также нематериальных активов, денежных документов и ценных бумаг (далее - ценности). Эти ценности могут передаваться покупателю (получателю) как на платной, так и бесплатной основе.

Доверенность не используется, когда ценности доставляются поставщиком или транспортной организацией непосредственно на склад предприятия покупателя (получателя), а также подотчетными лицами при расчетах наличными.

Оформление доверенностей и журнала регистрации доверенностей

Оформление доверенностей осуществляется следующим образом.

В соответствии с распоряжением руководителя (как правило, в устной форме), лицо, ответственное за выписывание и учет использования доверенностей, выписывает доверенность работнику предприятия, доверенному лицу, которому поручено получить ценности и доставить их на предприятие.

Доверенность может быть выписана только работнику предприятия.

Доверенность может быть выдана лицу, не работающему на предприятии, в случае если оно как доверенное лицо предприятия "А" должно получить от предприятия "Б" ценности, которые, в свою очередь, наше предприятие "Б" должно получить от предприятия "С". Предприятие "Б" в этом случае имеет право, по разрешению своего руководителя, выписать доверенность доверенному лицу предприятия "А" на получение ценностей от предприятия "С" при условии, что данное лицо будет иметь доверенность на получение от предприятия "Б" аналогичных ценностей. Несколько запутано, но, надеемся, понятно.

В доверенности указывается:

- наименование предприятия получателя и его адрес;

- идентификационный код;

- наименование предприятия плательщика и его адрес;

- номер расчетного счета, наименование и код (МФО) банка;

- дата выдачи и дата, до которой доверенность действительна;

- кому выдана доверенность: должность и фамилия, имя и отчество. Если доверенность выдается не работнику предприятия, то, кроме должности, можно указать наименование предприятия, на котором работает данное лицо;

- документ, удостоверяющий личность работника, на которого выписывается доверенность, его серия, номер, дата выдачи, кем выдан;

- наименование организации-поставщика, от которой должны быть получены ценности;

- номер и дата документа, на основании которого получают ценности, например, наряда, счета, договора, заявки, соглашения или любого другого документа, их заменяющего. Причем одна доверенность может быть выписана на несколько счетов, нарядов и т. д. (все они должны быть указаны в доверенности), если ценности, указанные в этих счетах, нарядах, необходимо получать от одного и того же поставщика и с одного и того же склада;

- перечень ценностей, которые надлежит получить, их наименование, единицы измерения (килограммы, метры, штуки и т. д.) и количество. Цена и сумма в доверенности не указываются.

Далее доверенное лицо предприятия ставит в доверенности свою подпись как образец, по которому поставщик будет сверять его подписи на документах на отпуск ценностей.

После этого доверенность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия или их заместителями, а возможно, и другими должностными лицами предприятия. Круг лиц, которые имеют право подписи доверенности, определяется руководителем предприятия. Доверенность заверяется печатью.

Доверенность полностью оформлена, но прежде чем она будет выдана доверенному лицу предприятия, ее необходимо зарегистрировать в журнале регистрации доверенностей.

Для каждой доверенности в журнале отведена одна строка, в которой указываются основные реквизиты доверенности, а именно:

графа 1 - номер доверенности;

графа 2 - дата выдачи;

графа 3 - дата, до которой доверенность действительна;

графа 4 - кому выдана доверенность, должность и фамилия, имя и отчество;

графа 5 - наименование организации-поставщика, от которой должны быть получены ценности;

графа 6 - номер и дата документа, на основании которого получают ценности.

Далее в графе 7 доверенное лицо должно поставить свою подпись. После этого доверенность выдается ему на руки.

Лицам, не отчитавшимся в использовании доверенностей или не возвратившим неиспользованную доверенность, срок действия которой истек, новая доверенность не выдается.

Лица, получающие доверенность, должны быть проинструктированы о порядке и сроках использования доверенностей, а также о порядке отчета об их использовании и возврате неиспользованных.

Срок использования доверенности не должен превышать 10 дней

Срок использования доверенности не должен превышать 10 дней. Исключение составляют доверенности на получение ценностей, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей или доставка которых осуществляется централизованно-кольцевыми перевозками - срок действия такой доверенности может достигать календарного месяца.

Запрещается выдавать доверенности, полностью или частично не заполненные, не имеющие образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны.

Получив доверенность, доверенное лицо направляется к поставщику и предъявляет ее вместе с документом, удостоверяющим личность, с требованием отпустить ценности, указанные в доверенности. Кроме доверенности и документа, удостоверяющего личность получателя, может быть предъявлен документ, на основании которого выписана доверенность, а также документ, подтверждающий оплату ценностей (полностью или частично). Из всех перечисленных документов только доверенность остается у предприятия-поставщика.

Случаи, когда ценности запрещается выдавать по доверенности

Запрещается выдавать ценности в случаях:

а) предъявления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка заполнения или с незаполненными реквизитами;

б) предъявления доверенности, имеющей исправления и помарки, не подтвержденные подписями подписавших доверенность лиц;

в) отсутствия у доверенного лица указанного в доверенности паспорта или другого документа, удостоверяющего доверенное лицо;

г) окончания срока действия доверенности;

д) получения сообщения предприятия - получателя ценностей об аннулировании доверенности.

На основании доверенности поставщик выдает товарно-материальные ценности доверенному лицу предприятия-покупателя и оформляет это, как правило, "Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов" форма №М-11. Возможно составление акта приема-передачи ценностей или другого аналогичного документа, один экземпляр которого выдается получателю - доверенному лицу предприятия, а второй остается у поставщика.

Доверенность, независимо от срока ее действия, остается у поставщика при первом отпуске ценностей. При отпуске ценностей частями на каждый частичный отпуск составляется накладная (акт или документ) с отметкой на ней номера доверенности и даты ее выдачи. В этих случаях один экземпляр накладной (или документа, ее заменяющего) передается получателю ценностей, а второй - прилагается к оставленной у поставщика доверенности и используется для наблюдения и контроля за отпуском ценностей согласно доверенности, а также для осуществления расчетов с получателем.

После окончания отпуска ценностей занимающиеся этим службы сдают доверенность вместе с документами на отпуск последней партии ценностей работникам, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета.

При централизованно-кольцевых перевозках ценностей предприятиям поставщики могут отпускать их без доверенности, если получатель ценностей, согласно подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия или других уполномоченных подписывать доверенность лиц, сообщил поставщику об образце печати (штампа), которой материально ответственное лицо, принимающее ценности, заверяет на сопроводительных документах (накладной, акте, ордере и т. д.) свою подпись о получении ценностей.

Ответственность за соблюдение поставщиком установленного порядка отпуска по доверенности ценностей возлагается на должностных лиц предприятия-поставщика, имеющих право подписывать первичные документы на отпуск ценностей.

Далее полученные ценности доверенное лицо доставляет и сдает на склад предприятия, а оформляется это приходным ордером (накладной) №М-4, которую выписывает материально ответственное лицо (кладовщик) предприятия.

Ответственность за своевременное и полное оприходование полученных по выданным доверенностям ценностей возлагается на должностных лиц, которым предоставлено право подписывать доверенности, а также на лицо, назначенное для выписывания и регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей.

Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позже следующего дня после каждого случая доставки на предприятие полученных по доверенности ценностей, независимо от того, получены они полностью или частично, представить работнику предприятия, выписывающему и регистрирующему доверенности, документ о получении им ценностей и их сдаче на склад (кладовую) или материально ответственному лицу.

В графе 8 после использования доверенности указывается номер и дата документа (как правило, это "Приходный ордер" формы №М-4 предприятия-получателя), подтверждающего использование доверенности по назначению.

Неиспользованные доверенности должны быть возвращены работнику предприятия, выписывающему и регистрирующему доверенности, не позже следующего дня после окончания срока действия доверенности. Неиспользованная доверенность аннулируется и хранится в бухгалтерии или архиве предприятия. В этом случае в графе 8 делается запись "Неиспользованная".

В случае потери, хищения или порчи доверенности составляется акт, номер и дата которого указываются в графе 8.

При лишении доверенного лица права на получение ценностей по выданной ему доверенности, срок действия которой еще не истек, доверенность у такого лица изымается. В случае аннулирования доверенности, по которой получают ценности частями или расчеты по которым осуществляются в порядке плановых платежей или доставка которых осуществляется централизованно-кольцевыми перевозками, предприятие, выдавшее доверенность, немедленно сообщает поставщику об аннулировании соответствующей доверенности. С момента получения такого сообщения отпуск ценностей по аннулируемой доверенности прекращается. За отпуск ценностей по аннулированным доверенностям ответственность несет поставщик, а потери от этого возмещаются в установленном порядке.

Доверенность - это бланк строгой отчетности

Бланки доверенностей формы №М-2 и №М-2б являются бланками строгой отчетности, что требует:

- их изготовления с типографской нумерацией в соответствии с совместным Приказом Минфина, Службы безопасности и Министерства внутренних дел Украины от 25.11.93 г. №98 "Об утверждении Правил изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.01.94 г. под №8/217;

- учета их получения, хранения и использования как бланков строгой отчетности;

- чтобы журнал регистрации доверенностей был пронумерован, прошнурован, заверен печатью и подписью директора и главного бухгалтера предприятия;

- чтобы выдача бланков доверенностей и журнала регистрации доверенностей производилась только лицу, на которое возложены обязанности регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей по расходной накладной;

- осуществление контроля за своевременным предоставлением документов (актов, ордеров, накладных и т. д.), свидетельствующих об использовании или не использовании доверенности;

- списание использованных бланков доверенностей по актам.

Бланки доверенностей - поступление, использование, списание

Бланки доверенностей, поступающие на предприятие в места их хранения, оцениваются на основании платежно-приходных документов по стоимости, которая состоит из расходов на их изготовление (приобретение) и доставку. Поступление бланков доверенностей оформляется соответствующим первичным документом (накладной). В бухгалтерском учете поступление бланков доверенностей отображается по дебету счета 209 "Прочие материалы". Одновременно на внебалансовый счет 08 "Бланки строгой отчетности" зачисляется стоимость указанных бланков исходя из цены за 1 бланк не менее 0,1 минимального размера заработной платы, установленного законодательством. В настоящее время минимальная заработная плата составляет 74,00 гривни, следовательно, каждый бланк доверенности на внебалансовом счете 08 "Бланки строгой отчетности" учитывается по стоимости не менее 7,40 гривен. В аналитическом учете обязательно приводятся данные о месте хранения, нумерации, количестве и стоимости таких бланков.

Передача бланков доверенностей с места хранения лицу, которое должно выписывать и регистрировать выданные, возвращенные и использованные доверенности, ведется по документам на отпуск ценностей с мест хранения (требование, накладная и т. д.). В бухгалтерском учете эта операция отображается по обороту счета 209 и внебалансового счета 08.

В дальнейшем использованные бланки доверенностей, а также выписанные, но не использованные доверенности списываются по акту типовой формы №М-2а. Такой акт составляется не реже чем один раз в квартал, в нем обязательно указывается нумерация и количество списываемых бланков доверенностей, и он должен быть подписан руководителем предприятия. На основании такого акта стоимость использованных бланков доверенностей списывается со счета 209 в корреспонденции со счетами учета расходов, связанных с управлением производством, и одновременно со счета 08.

Доверенности, использованные по назначению, остаются у предприятия-поставщика, а выписанные, но не использованные по назначению и возвращенные доверенным лицом - не уничтожаются и хранятся на предприятии в течение установленного срока хранения первичной документации.

В случае порчи, потери или хищения бланков доверенностей составляется отдельный акт комиссией, назначенной руководителем предприятия. В акте должен быть подтвержден факт порчи, потери или хищения доверенностей, указывается их количество и номера, а также устанавливается причина, и если есть, виновное лицо.

Если виновное лицо не установлено или его вина не доказана, то списание испорченных, потерянных или похищенных бланков доверенностей осуществляется в общем порядке по кредиту счета 209 на дебет счетов учета расходов, связанных с управлением производством, и одновременно со счета 08.

Если виновное лицо установлено, вина доказана и оно признало свою вину, то с него удерживается сумма нанесенного ущерба, которая рассчитывается в соответствии с Постановлением КМУ от 22.01.96 г. №116 "Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищения, нехватки, уничтожения (порчи) материальных ценностей". В пункте 7 Порядка указано, что размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) бланков ценных бумаг и документов строгого учета вычисляется с применением коэффициента:

5 - к номинальной стоимости, отмеченной на бланках ценных бумаг и документов строгого учета, или к стоимости документов строгого учета, установленной законодательством;

50 - к стоимости приобретения (изготовления) бланков ценных бумаг и документов строгого учета, на которых не отмечена номинальная стоимость или стоимость которых не установлена законодательством.

Поскольку в Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей в пункте 13 определена стоимость одного бланка доверенности в размере не менее 0,1 минимальной заработной платы (на данный момент это составляет 7,40 гривен), то при определении размера нанесенного ущерба от порчи, потери или хищения бланков доверенностей используется коэффициент 5.

Например, сумма, подлежащая возмещению виновным лицом за порчу, потерю или хищение одного бланка доверенности, будет составлять:

Рз = 7,40 х 5 + НДС,

где Рз - размер убытков (в гривнах);

Рз = 44,40 гривни (в том числе НДС).

(Продолжение следует)


Примечания:

1Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы" напечатано в "ГК" ("Документы для работы) №47/99


По сути
  • Разделение запасов на сырье, материалы, топливо и т. д. условное. Даже в пределах одного предприятия то, что вчера было приобретено как товар, завтра может стать сырьем или материалами, и наоборот.

  • Показатель стоимости запаса является важнейшим в бухгалтерском учете. Определение стоимости запаса начинается с момента зачисления запаса на баланс предприятия - все приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первичной стоимости.

  • Доверенность не используется, когда ценности доставляются поставщиком или транспортной организацией непосредственно на склад предприятия покупателя (получателя), а также подотчетными лицами при расчетах наличными.

  • Ответственность за соблюдение поставщиком установленного порядка отпуска по доверенности ценностей возлагается на должностных лиц предприятия-поставщика, имеющих право подписывать первичные документы на отпуск ценностей.

  • Доверенности, использованные по назначению, остаются у предприятия-поставщика, а выписанные, но не использованные по назначению и возвращенные доверенным лицом - не уничтожаются и хранятся на предприятии в течение установленного срока хранения первичной документации.


Бухгалтерские проводки по операциям с бланками доверенностей

Отображение операций с бланками доверенностей на внебалансовом счете 08


В. КАРЕВ, В. ЛАВРЕНОВ, О. МИРОНОВ, В. ВАРЕНЯ, В. БАРОН
Официальные консультанты:
Независимая юридическая компания "Сакрамент": (044) 228-67-50, 228-50-40
Аудиторская фирма "Тевриз": (044) 246-99-47
Адвокат Миронов Олег Анатолиевич,
тел.: (0572) 263-181, г. Харков, Салтивское шоссе, 43,
е-mail: [email protected],
Свидетельство на право ведения адвокатской деятельности ХОКДКА №780

Далее:

4. Практика

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua