Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#33 '2000: Практичная бухгалтерия - Автоматизация бухучёта

Продолжаем цикл уроков школы автоматизации бухгалтерского учета при помощи программы "1С:Бухгалтерия".
Темы предыдущих номеров


1С: Бухгалтерія
Учет себестоимости готовой продукции
Учет реализации готовой продукции
10 урок

Мы продолжаем цикл уроков школы автоматизации бухгалтерского учета при помощи программы "1С: Бухгалтерия". Во время предыдущих уроков (№№42, 43, 46, 47, 49, 51/99, 1/2000, "ГК", 6, 9/2000 , 14, 30/2000 "Д-т К-т") мы убедились в преимуществах автоматизированного ведения бухучета над обычным, определили структуру плана счетов и выяснили, как адаптировать программу под специфику именно вашего предприятия, изучили способы внесения информации, режимы работы, виды операций. Мы уже знаем, как вносить остатки для тех предприятий, которые уже вели бухгалтерский учет (у новообразованных предприятий остатков не бывает), а также заполнили список значений субконто.

Во время четвертого урока мы изучили, как с помощью программы "1С: Бухгалтерия" сделать на компьютере то, что прежде всего делает бухгалтер, - разнести денежные документы по кассе и банку. В пятом - рассмотрели документы, которые не формируют проводок, однако очень необходимы бухгалтеру. Во время шестого урока мы учились работать на компьютере с авансовым отчетом, в седьмом - рассмотрели учет материальных ценностей, в восьмом - учились вести учет заработной платы и начислять связанные с ней налоги. В девятом уроке изучали учет основных средств и нематериальных активов. Сегодня приступаем к учету себестоимости и реализации готовой продукции.

Учет себестоимости и реализации готовой продукции

Стандартная настройка для украинской версии "1С: Бухгалтерия" ПРОФ 6.0 от компании "ДИСК" рассчитана на учет производственной деятельности с расчетом фактической себестоимости каждого вида готовой продукции в конце месяца. Средства программы позволяют отказаться от ведения учета по плановым ценам и расчета отклонений в конце периода, поэтому лучше сразу работать с фактической себестоимостью.

В первую очередь рассмотрим, какие бухгалтерские счета будут привлечены. Прежде всего, это счет "Сырье и материалы" с субсчетами, на которых ведется аналитический учет сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих. Далее, это счет "Основное производство" с субсчетами 20.01 и 20.02. Этих счетов два, чтобы удовлетворить требования налогового учета, потому что на субсчете 20.01 будет учитываться материальная составляющая себестоимости незавершенного производства, прирост и убыль остатков которой на начало и конец отчетного периода корректирует величину валовых расходов, а на субсчете 20.02 учитывается нематериальная часть себестоимости, не подлежащая корректированию, - это такие затраты, как заработная плата и налоги, амортизация основных средств, полученные услуги и т. п.

Обращаем ваше внимание, что субсчет 20.01 имеет аналитику "Готовая продукция", введенную для того, чтобы можно было учитывать себестоимость каждого вида выпускаемой готовой продукции. Также могут использоваться счета 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы"; накопленные на этих счетах суммы должны быть в конце месяца или списаны на счет 20.02, или распределены между видами готовой продукции на счете 20.01.

Далее используется счет 40.01 "Готовая продукция", на котором ведется аналитический учет готовой продукции по видам и количеству. И наконец, счет 46.01 "Реализация: производство", где учитывается продажа готовой продукции; этот счет является синтетическим.

Теперь рассмотрим документы, описывающие изготовление продукции.

Первым шагом является передача материалов со склада в производство, причем в момент передачи вы должны знать, на изготовление какого вида продукции пойдут данные материалы. Для этого рассмотрим документ "Комплектующие списание" (сокращенное название - КПСП) [рисунок 1 ]. Как любой документ программы, он имеет уникальный номер, дата документа свидетельствует о переходе комплектующих со склада в производство, поле "Номер документа" используется для печатной формы, программой не запоминается и может быть произвольным. В поле "Материально ответственное лицо" проставляется фамилия кладовщика на складе, передающего материальные ценности. В поле "Счет кредита" в начале проставляется 05.02; менять этот счет не стоит, потому что если вы хотите списать материалы, которые учитываются на счете 05.01, то для этого существует отдельный документ, аналогичный по построению. В поле "Счет дебета" в начале проставляется 20.01 [рисунок 2 ], если комплектация пойдет не на непосредственное изготовление готовой продукции, то этот счет следует поменять. Поскольку счет 20.01 имеет аналитику, то следующим шагом будет заполнение поля "Субконто дебета", где для выбора вам будет предложен список вашей готовой продукции.

А теперь переходим к заполнению табличной части. В графе "Комплектующие" будет предложен на выбор список субконто "Полуфабрикаты и комплектующие". Далее про-ставляется единица измерения, записанная в параметрах комплектующего. В графе "Цена" проставляется цена единицы комплектующего, определяемая как частное от деления общей стоимости комплектующего на его количество на момент создания документа. Если же этот вид комплектующего отсутствует на складе, то цена указывается как равная нолю, а при попытке указать количество списанного она также автоматически приравнивается к нолю. То есть программа не позволяет списать комплектующие, которых нет на складе. В графе "Остаток" показывается наличное количество комплектующих, а в графе "Списывается" вы указываете, сколько же необходимо списать, причем сумма списания рассчитывается автоматически [рисунок 3].


Примечание

Программа "1С: Бухгалтерия" ПРОФ 6.0 не осуществляет учет в разрезе материально ответственных лиц, поэтому поле "Материально ответственное лицо" является сугубо справочным.


Далее действуете по обычной схеме: записываете документ и проводите его. При необходимости можно создать печатную форму.

Формирование цены комплектующих

Обратите внимание на формирование цены комплектующих. В общем, у вас есть два варианта учета себестоимости материалов и комплектующих. Первый - по средней цене, это значит, что все приходы одного вида комплектующих осуществляются на один элемент субконто в списке субконто, несмотря на то, что каждый приход имеет свою цену. Второй - по точной себестоимости: под каждый приход, имеющий иную цену за единицу, создается новый элемент в списке субконто.

Преимущества первого варианта: список субконто не увеличивается с каждым приходом одинаковых по виду комплектующих или материалов; при формировании документов на списание сразу же видно, какое количество данного вида комплектующих имеется на складе. Недостатки: для получения корректного расчета себестоимости списанных комплектующих обязательно в хронологической последовательности должны быть проведены все документы, осуществляющие движение комплектующих или материалов по складу, т.е. документы на приход, списание, продажу, возврат и т. п. Следовательно, если документы проводились не в хронологическом порядке в течение какого-то периода, то в конце этого периода следует удалить все проводки вышеуказанных документов, сохранив сами документы. Удаление проводок может происходить вручную, т.е. вы двигаетесь по журналу операций, находите нужные вам документы и удаляете проводки под этими документами: ставите курсор на нужной линейке и нажимаете клавишу Delete, на вопрос "Удалить текущую запись?" отвечаете "Да", т.е. нажимаете Enter [рисунок 4].

Удаление проводок можно автоматизировать, для этого зайдите в раздел "Операции" главного меню, выберите подразделение "Удаление операций" [рисунок 5 ], если все документы, описывающие движение материалов или комплектующих, имеются у вас на определенной закладке журнала операций, то укажите ее номер, если номер не указан, то будут удаляться проводки того журнала, в котором вы находитесь. Укажите период удаления, нажмите кнопку "Удалить" [рисунок 6 ], после чего увидите предупреждение "Будет выполняться удаление проводок! Подтвердите выполнение операции!" - нажимаете ОК, на вопрос "Удаление проводок влияет на итоги?" отвечаете "Да", на вопрос "Удалять документы при удалении операций?" обязательно отвечаете "Нет", иначе пропадет вся ваша работа за период и все документы придется создавать опять. Но имейте в виду, что при проведении такой операции пропадут все ваши проводки, созданные вручную, и их придется переписывать вновь.

После удаления любым способом проводок под документами зайдите в раздел "Отчетность" главного меню и выберите под-разделение "Расчет итогов" [рисунок 7 ], установите необходимый квартал, поставьте "птичку" в поле "При расчете выполнять перерасчет документов: проводок", нажмите кнопку "Рассчитать за рабочий квартал" [рисунок 8 ]. Если возникнет необходимость еще раз перепровести документы периода, например, для корректного исчисления валовых доходов и расходов, то придется процедуру удаления проводок осуществлять еще раз.

Это были преимущества и недостатки ведения учета себестоимости комплектующих и материалов по средней цене. А теперь преимущества исчисления точной себестоимости: вам не нужно осуществлять описанное выше тотальное удаление проводок под документами, осуществляющими движение по складу материалов и комплектующих, даже при нехронологическом вводе документов. Для получения корректного результата достаточно перепровести эти документы, зайдя в "Расчет итогов" и нажав кнопку "Рассчитать за рабочий квартал". То есть можно сказать, что система стойкая к перепроводке документов. Недостатком является то, что список комплектующих увеличивается практически с каждым новым приходом, потому что в современных условиях каждый новый приход материальных ценностей того же вида отличается по цене, но не забывайте, что состав у вас многоуровневый, поэтому на нижнем уровне как раз и будет один и тот же вид комплектующих или материалов, отличающихся между собой именно ценой.

Приход готовой продукции на склад

В течение месяца готовая продукция поступает на склад, для отображения этого существует документ "Готовая продукция приход на склад" (сокращенное название - ГППС). В связи с тем, что вы не знаете ее полную себестоимость, она списывается по материальной себестоимости [рисунок 9 ].

Заполнение документа не вызывает трудностей: номер является уникальным, предлагается текущая дата, значения полей "Счет кредита" и "Счет дебета" предлагаются автоматически, изменять их не стоит. Фамилии материально ответственных лиц указываются в справочном порядке в полях "Сдал" и "Получил". В табличной части в графе "Вид продукции" следует указать, что именно принимается на склад, а далее - количество данного вида готовой продукции. В графе "Материальная себестоимость" в начале предлагается вся накопленная себестоимость по данному виду готовой продукции на момент создания документа; при желании можно поставить меньшую сумму исходя из самостоятельно рассчитанной доли материальных затрат на единицу готовой продукции. Это необходимо делать, если процесс вашего производства предусматривает незавершенное производство на конец периода. Далее документ записывается и проводится.

Проводка при этом следующая:

Д-т 40.01 К-т 20.01

- указана материальная

себестоимость соответствующего

вида готовой продукции.

Продажа готовой продукции

Для продажи готовой продукции существует соответствующий документ "Готовая продукция отгрузка" (сокращенное название - ГПВВ).

Документ имеет собственный уникальный номер, а также поле для номера, который будет указываться в печатной форме "Номер документа". Дата предлагается текущая, однако ее можно изменить. В справочном порядке указывается фамилия материально ответственного лица на складе готовой продукции, отпускающего ее. В поле "Счет кредита" в начале стоит 40.01, а в поле "Счет дебета" - 62.04. Счета можете заменить, если готовая продукция или расчеты с поставщиками учитываются у вас на других счетах. Поле "Вид деятельности" касается НДС, и там должна стоять "Деятельность". При заполнении поля "Покупатель" предлагается список субконто "Контрагенты" [рисунок 10a ], и если вы ведете учет расчетов с контрагентами в разрезе документов, то здесь будет стоять название документа, а в поле "Название покупателя" - в справочном порядке (для удобства восприятия документа) название контрагента. Следующие два поля используются для корректного создания печатной формы накладной, потому что в них указывается фамилия получателя ("Через кого") и номер и дата поручения ("Основание").

Переходим к заполнению табличной части. В графе "Готовая продукция" из предложенного списка субконто выбираете нужный вид готовой продукции [рисунок 10b ]. Сразу же после выбора в "шапке" документа возле поля "Остаток" появляются сведения о количестве данной продукции на складе. Если выбранный элемент субконто имеет заполненные параметры, то они сразу же проставляются в соответствующих графах - "Единицы измерения" и "Цена отпускная + НДС". Цена без НДС рассчитывается программой самостоятельно. Далее указываете количество проданного. При непосредственном заполнении таблицы можно также указать самостоятельно цену без НДС. Остальные графы будут рассчитаны программой самостоятельно [рисунок 10c ]. Общая сумма накладной появляется в "шапке" рядом со словами "Сумма накладной". Документ имеет печатную форму, так что не забудьте его записать и провести.

Самым интересным в этом документе с бухгалтерской точки зрения является формирование проводок. Стандартная настройка предусматривает, что продажа готовой продукции обязательно является валовыми доходами, а поэтому в зависимости от состояния расчетов с покупателем на момент создания документа эти валовые доходы будут отображены. Также допускается, что продажа готовой продукции не имеет льгот по НДС, поэтому НДС в зависимости от первого события начисляется в кредит счета 68.02 "Расчеты по НДС". В связи с тем, что можно продавать готовую продукцию данного месяца выпуска, а следовательно, не знать ее себестоимости, в течение месяца готовая продукция списывается со склада только по количеству с нулевой себестоимостью.

Если отгрузке готовой продукции не предшествовала предоплата, то проводки см. на рисунке 10d.

Обратите внимание, что в проводке

Д-т 46.01 К-т 40.01

стоит нулевая себестоимость и указывается количество проданного вида готовой продукции.

Расчет себестоимости изготовленной и реализованной готовой продукции

Теперь рассмотрим последовательность действий для формирования полной себестоимости изготовленной продукции.

Обратите внимание, что распределение расходов, накопленных на счетах 24, 25, 26, отображается ручными проводками, причем базу распределения вы выбираете самостоятельно. Перед проведением распределения не забудьте начислить такие налоги, как коммунальный, инновационный и т. п. Определение суммы производится вами самостоятельно и отображается ручными проводками. Для корректного формирования декларации о прибыли не забудьте отобразить начисленные суммы также по счету "Валовые расходы". Например,

Д-т 26.01 К-т 18.19

- сумма начисл. коммунального налога

Д-т 18.19 К-т 68.11

- сумма начисл. коммунального налога

Далее списываете в дебет счета 20.02 (20.01) установленные вами суммы, например, следующей проводкой:

Д-т 20.02 К-т 26.01

- некоторая сумма.


Примечание

Документ рассчитывает именно обороты счета 20.02, поэтому в "шапке" документа не стоит изменять корреспонденцию счетов.


Теперь используем документ для определения себестоимости выпущенной готовой продукции, он назы-вается "Готовая продукция распределение общих расходов" (сокращенно. - ГПЗВ).

Документ имеет уникальный номер, датируете последним днем месяца. В счете кредита стоит 20.02, а в счете дебета - 40.01. В поле "Материальные расходы" программой проставляется сумма сальдо начального 20.01 и дебетового оборота данного счета за месяц по всем видам готовой продукции. А в поле "Общие расходы" - сумма начального сальдо и дебетового оборота счета 20.02. Если у вас имеется незаконченное производство, то предложенные программой суммы необходимо заменить самостоятельно вычисленными вами.

Далее переходим к заполнению табличной части. В графе "Вид продукции" последовательно указывайте все ваши виды продукции из списка субконто "Готовая продукция".

В графе "Единицы измерения" проставляется соответствующий параметр готовой продукции. Графа "Количество продукции" заполняется программой автоматически. [рисунок 10e ]. В графе "Материальная себестоимость" предлагается сумма, которая равняется сальдо начального и дебетового оборота счета 20.01 за месяц по избранному виду готовой продукции. В случае наличия незавершенного производства по данному виду продукции суммы следует уменьшить. Сумма общих расходов рассчитывается пропорционально к материальным расходам по данному виду готовой продукции исходя из общего объема материальных расходов по всем видам готовой продукции. Эта графа рассчитывается после подтверждения числа, стоящего в графе "Материальная себестоимость" (подтверждение происходит при нажатии клавиши Enter).

Документ храните и проводите. При этом проводки будут однотипны по каждому виду готовой продукции и будут иметь следующий вид:

Д-т 40.01 К-т 20.02

- некоторая сумма.


Примечание

Данный документ создается в конце месяца один раз для всех видов готовой продукции.


Таким образом, вы рассчитали полную себестоимость изготовленной готовой продукции. Последним шагом является списание в дебет счета "Реализация" себестоимости проданной продукции. Для этого существует документ "Готовая продукция списание себестоимости отгрузки" (сокращенно - ГПСС). Документ имеет уникальный номер, датируете концом месяца, а также указываете корреспонденцию проводок. Сумма по каждому виду проданной готовой продукции равна произведению количества проданного на себестоимость единицы проданного. Себестоимость единицы проданного равна сумме сальдо начального и дебетового оборота счета 40.01, разделенной на сумму количества данного вида готовой продукции на начало месяца и прихода на склад в течение месяца [рисунок 10f].

Компанія "ДИСК" конт. тел.: (0322) 70-61-66 (044) 241-91-23
www.disk.lviv.ua; E-mail: [email protected]


Темы предыдущих уроков:

Вступительный урок "ГК" №42
Зачем и как необходимо автоматизировать бухгалтерию

Первый урок "ГК" №43

Основные элементы, используемые в работе с программой "1С:Бухгалтерия"

Второй урок "ГК" №№ 46,47

Настройка плана счетов, организация аналитического учета
Константы, справочники, план счетов "ГК" №46

Внесение остатков, заполнение списка значений субконто "ГК" №47

Третий урок "ГК" №49

Терминология программы, режими работы, виды операций

Четвёртый урок "ГК" №51

Разноска денежных документов по кассе и банку: приходный и расходный ордер, кассовые валютные документы, банковская выписка

Пятый урок "ГК" №1/2000

Документы, не осуществляющие проводки

Шестой урок "Дт Кт" №6/2000

Авансовые отчеты

Cедьмой урок "Дт Кт" №9/2000

Учет материальных ценностей (кроме товаров): приход, расход

Восьмой урок "ДК" №14/2000

Учет заработной платы и начисление связанных с ней налогов

Девятый урок "ДК" №30/2000

Учет основных средств и нематериальных активов


© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua