Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#35 '2000: Практичная бухгалтерия - Первичные документы

Порядок составления, принятия и отображения первичных документов в бухгалтерском учете

Леонид ГУЙДА, аудитор


Почему мы об этом пишем

В статье 10 Закона о БУ (бухучете) изложены основные требования к первичным и сводным документам, являющиеся обязательными к выполнению для всех хозяйствующих субъектов.

Согласно Закону о БУ, основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Требования к первичным документам

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) название документа (формы);

2) дату и место составления;

3) название предприятия, от имени которого составлен документ;

4) содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

5) должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6) личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

Документы, созданные средствами вычислительной техники на машиносчитываемых носителях, применяются в бухгалтерском учете при условии предоставления им юридической силы и доказательности. Документ, изготовленный машинным способом, должен быть записан на материальном носителе (магнитном, бумажном), изготовлен и размечен согласно требованиям соответствующего стандарта и закодирован согласно утвержденной системе кодификации.

При применении средств вычислительной и другой оргтехники реквизиты могут быть зафиксированы в виде кода. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты: идентификационный код предприятия, учреждения из Государственного реестра, номер документа, основание для осуществления операций, данные о документе, удостоверяющем личность получателя, и т.п.

Документ может быть подписан лично, с применением факсимиле, штампа, символа либо другим механическим или электронным способом удостоверения. Подписи лиц, ответственных за составление первичных документов на вычислительных машинах и других средствах организационной техники, выполняются в виде пароля или другим способом авторизации, дающим возможность однозначно идентифицировать лицо, осуществившее хозяйственную операцию.

Документ на машиносчитываемом носителе должен иметь код лица, ответственного за правильность составления документа. Принадлежность кода конкретному лицу регистрируется организацией - создателем документа на машиносчитываемом носителе, а также создаются технические, программные средства и организационные условия, исключающие возможность пользования чужими кодами.

Пункт 6 статьи 9 Закона о БУ обязывает субъектов хозяйственной деятельности: "В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами".

Первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Министерством статистики Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины.

Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм. Дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими нормативными актами.

В частности, Инструкцией №7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", раздел II "Оформление расчетных документов и их принятие учреждениями банков", статья 8-1 которой запрещает использование факсимиле при совершении подписи, исправление и подчистки в расчетных документах. В случае если хотя бы один из реквизитов (если они предусмотрены формой документа) не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.

Порядок подписи расчетных документов

Пункт 9 данной Инструкции устанавливает порядок подписи расчетных документов по операциям, которые осуществляются:

- субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами. Такие документы должны иметь оттиск печати и подписи ответственных лиц, которым, в соответствии с действующим законодательством Украины и учредительными документами предприятия, предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов и которые сообщены банку в карточке с образцами подписей и оттиском печати;

- отделениями, филиалами, представительствами от имени юридического лица - подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом, и заверяются оттиском печати, который отвечает помещенным в карточке образцам подписей и оттиска печати;

- предпринимателями без создания юридического лица - подписываются одним ответственным лицом, образец подписи которого указан в карточке образцов подписей и оттиска печати (при наличии печати);

- физическими лицами - подписываются ими и принимаются банком к исполнению при наличии на документе подписи, отвечающей образцу, помещенному в карточку счета.

Раздел Xіі "Технические требования к изготовлению бланков расчетных документов" Инструкции №7, статьи 167, 168 (см. изменения, внесенные постановлением Правления НБУ от 31.12.97г. №473), устанавливает особые требования к оформлению бланков расчетных документов, кроме бланков, которые относятся к документам строгого учета и/или изготавливаются и распространяются централизовано (расчетные чеки, векселя).

Порядок оформления кассовых документов регулируется Инструкцией №21 "Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины", первый абзац пункта 10 которой говорит о том, что выдача наличности из касс предприятий осуществляется по расходным кассовым ордерам или по должным образом оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, ими уполномоченными. К расходным ордерам могут прилагаться заявки на выдачу денег, счета и т.п.

В случаях, установленных законодательством, а также министерствами и ведомствами Украины, бланки первичных документов могут быть отнесены к бланкам строгой отчетности (строгого учета). Бланки строгой отчетности печатаются по образцам типовых или специализированных форм, утвержденных соответственно Министерством статистики по согласованию с Министерством финансов Украины или министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством статистики и Министерством финансов Украины, с обязательным печатанием на бланках квитанций, билетов, талонов, абонементов и т.п. их номинальной стоимости. Все бланки строгой отчетности подлежат нумерации, порядок нанесения которой (нумератором, типографским способом) устанавливают министерства и ведомства. Порядок использования и учета бланков первичных документов строгой отчетности, а также круг хозяйственных операций, оформление которых осуществляется на таких бланках, устанавливаются отдельными нормативными актами.

Порядок изготовления бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности регулируется Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности (см. Правила №98).

Изготовление бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности осуществляется только на государственных специализированных предприятиях, которые охраняются органами внутренних дел. Контроль за соблюдением Правил и разъяснение по их применению осуществляет Министерство финансов Украины.

Номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета

Номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета, которые изготавливаются по лицензиям, выданным Министерством финансов Украины:

  • Бланки ценных бумаг:

    - акции, облигации внутренних республиканских и местных займов, казначейские обязательства республики, сберегательные сертификаты, приватизационные бумаги, другие бланки, предусмотренные действующим законодательством (подпункт 1.3.1 Правил №98).

  • Бланки документов строгого учета:

    - документы, удостоверяющие личность, событие, образование, трудовой стаж и т.п. (паспорт, свидетельство о рождении, бракосочетании и расторжении брака, перемене фамилии, имени, отчества);

    - трудовая книжка и вкладыш к ней;

    - удостоверения водителя, служебные, воинские, ветерана, инвалида;

    - дипломы об образовании, присвоении звания; пенсионная книжка; пенсионные листки, листки временной нетрудоспособности;

    - проездные документы (билеты на проезд в железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте);

    - документы на перевозку грузов;

    - воинские проездные документы;

    - знаки почтовой уплаты (почтовые марки, конверты с марками, открытки с марками);

    - документы, обслуживающие денежное обращение (книжки сберегательные, чековые, депозитные);

    - чеки денежные, имущественные, расчетные;

    - бланки финансирования, страхования;

    - доверенности на выдачу денежных средств, пенсий, имущества;

    - сертификаты качества, на право вывоза и ввоза;

    - полисы страхования;

    - лицензии;

    - бланки билетов тиражных и мгновенных лотерей (подпункт 1.3.2 Правил №98).

Чтобы заказать изготовление бланков ценных бумаг и документов строгого учета, заказчик подает заявление на их изготовление в Министерство финансов Украины, Госзнак Украины. В заявлении следует указать вид продукции в соответствии с номенклатурой, указанной в подпунктах 1.3.1 и 1.3.2 данных Правил, тираж.

Там же указываются: номера технических средств оперативной связи, дается гарантия оплаты, заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и удостоверяется печатью.

К заявлению прилагают:

  • утвержденный заказчиком текст, который будет печататься на бланках;
  • макет размещения текста на бланках;
  • техническое описание бланков (формат, тираж, количество красок, количество листов, необходимость фальцовки, тип обложки и т.п.);
  • эскизный проект бланков (с учетом возможности полиграфического воспроизведения);
  • копия документа, на основании которого заказчик имеет полномочие на выпуск бланков;
  • разнарядка на отгрузку готовой продукции.

Госзнак Украины регистрирует в специальном журнале заказ на изготовление бланков ценных бумаг и документов строгого учета, разрабатывает технологию и средства защиты бланков с учетом возможностей предприятия, изготавливающего бланки ценных бумаг и документов строгого учета, и направляет все документы заказа на предприятие.

Между заказчиком и предприятием, изготавливающим бланки ценных бумаг и документов строгого учета, заключается договор, в котором определяются условия и срок выполнения заказа (график), стоимость. В случае непредвиденного увеличения суммы договора расчеты делаются исходя из дополнительной, согласованной между сторонами цены, тиража, требований к качеству продукции и т.п.

После заключения договора предприятие представляет копию согласованного графика изготовления заказа в Госзнак Украины.

Реквизиты, которые должны иметь бланки ценных бумаг и документов строгого учета

Бланки ценных бумаг и документов строгого учета должны иметь следующие реквизиты предприятия-изготовителя:

- полное или сокращенное наименование предприятия, изготовившего бланки ценных бумаг и документов строгого учета, или его код;

- номер заказа;

- дату (год и квартал выпуска). По согласованию с Госзнаком Украины допускается иная номенклатура реквизитов.

Изготовление вексельных бланков регулируется отдельным Постановлением КМ и НБ Украины №528 "Об утверждении Правил изготовления и использования вексельных бланков". Пункт 4 данного Постановления устанавливает, что вексельные бланки должны содержать следующие исходные данные:

  • полное, сокращенное или условное название полиграфического предприятия - производителя;
  • место и год выпуска;
  • номер заказа;
  • тираж.

Необходимым условием является то, что вексельные бланки по тексту, графическим элементам, размеру полей, цвету и расположению реквизитов должны отвечать образцам согласно приложениям 1 и 2 к данному Постановлению. Вексельные бланки изготавливаются на бумаге и красками, перечень которых приведен в пункте 5 данного Постановления. В разделе 2 приводятся особенности использования вексельных бланков.

Особое место среди бланков строгого учета занимает билетное хозяйство в театрально-зрелищных предприятиях. Документом, регулирующим порядок изготовления, хранения, использования, учета и уничтожения неиспользованных бланков билетов и абонементов, является Инструкция по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях (см. Инструкцию №452).

Что относится к билетному хозяйству

Под ведением билетного хозяйства следует понимать:

  • изготовление билетов (абонементов) в государственных специализированных типографиях;
  • приемку заказчиком билетов (абонементов);
  • подготовку билетов (абонементов) к продаже и их реализацию;
  • уничтожение нереализованных билетов (абонементов);
  • учет билетов (абонементов) и отчетность;
  • инвентаризацию;
  • контроль.

Билеты и абонементы на посещение спектаклей, концертов и т.п. являются документами строгой отчетности и учета. Билеты (абонементы) для предприятий печатаются по образцам, утвержденным Министерством культуры и искусств Украины.

Требованием, обязательным для всех видов билетов (абонементов), является обозначение типографскими средствами серии, номера и цены как на самом билете (абонементе), так и на корешке билета (абонемента). Серия билета (абонемента) указывается двумя буквами, например АБ, АВ и т.п. Серия и тираж определяются предприятием. Номера билетов (абонементов) обозначают пяти-шестизначными цифрами, начиная каждую серию с №00001 или №000001.

Цена билета (абонемента) проставляется только типографским способом большим шрифтом. Перештамповка цены билета (абонемента) запрещается.

Для стационарных предприятий билеты (абонементы) могут изготавливаться как в виде комплектов (согласно количеству мест в зале для зрителей, слушателей), так и отдельными купюрами по набору цен согласно расценкам мест зрительного зала.

При изготовлении билетов (абонементов) комплектами на обложках комплектов и на каждом отдельном билете (абонементе) проставляется номер, присвоенный данному комплекту.

При изготовлении билетов (абонементов) отдельными купюрами по набору утвержденных цен как для работы на стационаре, где это целесообразно, так и для выездных (краткосрочных гастрольных выступлений за пределами стационарных площадок) и гастрольных (долгосрочных выступлений за пределами стационарных площадок) спектаклей, концертов и т.п. на них проставляются порядковые номера в пределах тиража, установленного для данной серии, с обозначением цены.

Записи в первичных документах должны осуществляться только чернилами темного цвета, пастой шариковых ручек, при помощи печатных машинок, принтеров, средств механизации и другими средствами, которые бы обеспечили сохранность этих записей в течение установленного срока хранения документов и предотвратили внесение несанкционированных и незаметных исправлений. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному зачеркиванию.

Руководитель предприятия или учреждения обеспечивает фиксирование фактов осуществления всех проведенных хозяйственных операций в первичных документах и выполнение всеми подразделениями, службами и работниками правомерных требований главного бухгалтера или другого лица (юридического или физического), на которое возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета, в отношении порядка оформления и предоставления для учета ведомостей и документов.

Руководитель предприятия или учреждения утверждает перечень лиц, имеющих право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества. Количество лиц, имеющих право подписывать документы на осуществление операций по выдаче особенно дефицитных товаров и ценностей, бланков строгой отчетности, должно быть ограничено.

Ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные графиком документооборота сроки для отображения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенных в документах, несут лица, составившие и подписавшие данные документы.

Первичные документы подлежат обязательной проверке работниками, ведущими бухгалтерский учет, по форме и содержанию, т.е. проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству, логическая увязка отдельных показателей.

Запрещается принимать к исполнению первичные документы на операции, противоречащие законодательным и нормативным актам, установленному порядку принятия, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей и другого имущества, нарушающие договорную и финансовую дисциплину, причиняющие ущерб государству, владельцам, другим юридическим и физическим лицам. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру предприятия, учреждения для принятия решения.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа оператора, ответственного за их обработку.

Все документы, прилагаемые к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, ставшие основанием для начисления заработной платы и прочих подобных выплат, подлежат обязательному погашению штампом или ручной надписью "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в реестрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отображаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно. Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.


ПО СУТИ

Документ может быть подписан лично, с применением факсимиле, штампа, символа либо другим механическим или электронным способом удостоверения. Подписи лиц, ответственных за составление первичных документов на вычислительных машинах и других средствах организационной техники, выполняются в виде пароля или другим способом авторизации, дающим возможность однозначно идентифицировать лицо, осуществившее хозяйственную операцию.

Изготовление бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности осуществляется только на государственных специализированных предприятиях, которые охраняются органами внутренних дел. Контроль за соблюдением Правил и разъяснение по их применению осуществляет Министерство финансов Украины.

Руководитель предприятия или учреждения обеспечивает фиксирование фактов осуществления всех проведенных хозяйственных операций в первичных документах и выполнение всеми подразделениями, службами и работниками правомерных требований главного бухгалтера или другого лица (юридического или физического), на которое возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета, в отношении порядка оформления и предоставления для учета ведомостей и документов.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа оператора, ответственного за их обработку.


Таблица 1.1

Перечень типовых первичных документов, которые создаются в деятельности предприятий и официально утверждены соответствующими органами власти, с указанием сроков их хранения

(WinWord-Zip-28,9Kb)
(PDF-96,5Kb)

Примечания автора к документам, на которых базируется эта статья

2. Изменения и дополнения к совместному приказу Министерства статистики и Министерства транспорта Украины от 29.12.95г. №488/346 "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля":

а) приказ Министерства статистики и Министерства транспорта Украины от 07.08.96г. №228/253. Утверждена новая Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы. Все первичные документы, приведенные в Инструкции, отнесены к бланкам строгой отчетности. Вступил в силу 07.09.96г.;

б) приказ Министерства статистики и Министерства транспорта Украины от 17.01.97г. №13/12: "Абзац 6 пункта 1.3 изложить в следующей редакции: "Типовые формы единой первичной транспортной документации утверждены совместным приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины №488/346 от 29 декабря 1995г. и введены в действие с 1января 1996 года. Они являются документами строгой отчетности, что требует: их изготовления с типографской нумерацией в соответствии с Правилами изготовления бланков ценных, бумаг и документов строгого учета, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 25ноября 1993г. №98, Службы безопасности Украины от 15 ноября 1993г. №118, Министерства внутренних дел Украины от 24 ноября 1993г. №740 и зарегистрированными Министерством юстиции Украины 14 января 1994г. под №8/217; бланки единой первичной транспортной документации, изготовленные в соответствии с требованиями, изложенными выше, обязательны к применению начиная с 01 октября 1997г.";

в) Распоряжение Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 16.10.98г. №17-02/10 "О необходимости устранения нарушений требований Указа Президента Украины от 03.02.98г. №79/98 "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности". Данным решением Государственный комитет Украины по вопросам развития предпринимательства утверждает, что начиная с 07.03.2000г. типовые формы единой первичной транспортной документации, утвержденные совместным приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.95г. №488/346, не являются бланками строгой отчетности с 07.03.2000г. См. также разъяснение "О бланках строгой отчетности" (напечатано в газете "Урядовий кур'єр" от 07.03.2000г.).

3. Изменения к Приказу Министерства статистики Украины от 15.02.96г. №51 "Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций":

приказ комитета статистики Украины от 27.07.98г. №263, согласно которому утратил силу приказ МФУ от 15.02.96г. №51 в части утверждения типовой формы первичного учета кассовых операций №КО-1.

4. Изменения и дополнения к приказу Министерства статистики Украины от 27.07.98г. №263 "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения":

а) приказ Государственного комитета статистики Украины от 25.02.99г. №76, согласно которому срок введения в действие типовых форм №КО-1 и №М-20 в качестве бланков строгой отчетности перенесен на 01.04.99г.;

б) приказ Государственного комитета статистики от 31.03.99г. №119, согласно которому данный срок перенесен на 01.06.99г., а отпуск товаров, имеющих ограниченный срок хранения и реализации (продукты питания, лекарства, продукция растениеводства и животноводства и т.п.), может осуществляться по специализированным бланками первичной учетной документации, образцы форм и порядок применения которых утверждены другими центральными органами исполнительной власти и Укоопсоюза по согласованию с Госкомстатом Украины;

в) Решением Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 31.03.99г. № 17-24/3 "О необходимости устранения нарушений требований Указа Президента Украины от 03.02.98г. №79/98 "Об устранении ограничений, касающихся развития предпринимательской деятельности, Государственным комитетом статистики Украины" установлено: "Приказ Государственного комитета статистики Украины от 27.07.98г. №263 "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения" противоречит законодательству Украины, регулирующему предпринимательскую деятельностьѕ". Таким образом, обе формы, утвержденные данным приказом, с 01. 05.99г. не являются бланками строгой отчетности.

Но несколько иное мнение изложено в разъяснении Государственного комитета статистики Украины от 17.06.99г. №16-1-47 к приказу №263 относительно типовой формы первичного учета заместителю председателя ГНА вг. Киеве Бойко К. П.: "На Ваш запрос относительно действия приказа Госкомстата Украины от 27 июля 1998г. №263 сообщаем, что решением Госпредпринимательства Украины от 31.03.99г. №17-24/3 (публикация в газете "Урядовий кур'єр" от 02.06.99г. №100, с. 5) действие указанного приказа приостановлено. Основанием для принятия данного решения является высокая цена бланков строгой отчетности типовой формы первичного учета №М-20 "Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей", что приводит к росту непродуктивных расходов и существенно влияет на финансовое состояние малого и среднего предпринимательства. В связи с приостановлением действия Приказа Госкомстата Украины от 27 июля 1998г. №263 "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения" предприятия и организации могут применять типовую форму первичного учета №М-20 или накладные, которыми пользовались до утверждения указанной формы.

Что касается типовой формы первичного учета №КО-1 "Приходный кассовый ордер", то предприятия и организации должны продолжать ею пользоваться, поскольку Государственный комитет Украины по развитию предпринимательской деятельности не возражает против действия указанной формы в качестве бланка строгой отчетности".

Текст данного письма приведен с целью довести до сведения читателя, что существует такое мнение официального органа государства. Однако автор твердо остается при мнении, что оба бланка не являются бланками строгой отчетности.

Для подтверждения своей точки зрения привожу выдержку из вышеупомянутого приказа Госпредпринимательства от 31.03.99г. №17-24/3: "ѕПредложить Государственному комитету статистики Украины отменить Приказ от 27.07.98г. №263 "Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения". Решение Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства относительно устранения ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, является обязательным для исполнения". Как видим, речь идет об отмене всего приказа, а не какой-то его части.

5. Изменения и дополнения к Приказу Министерства статистики и Министерству финансов Украины от 03.01.97г. №377/2 "Об утверждении форм нарядов на отпуск спирта этилового":

а) Приказ Государственного комитета статистики Украины, Государственного комитета Украины по монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, Министерства финансов Украины от 18.12.98г. №406/12/259 "Об изменениях и дополнениях к Инструкции о порядке применения и заполнения форм нарядов на отпуск спирта этилового (форма №Н-1 (спирт) и на отпуск спирта этилового на экспорт (форма №Н-2 (спирт), утвержденной совместным приказом Министерства статистики Украины и Министерства финансов Украины от 3января 1997 года №377/2".

Внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке применения и заполнения форм нарядов на отпуск спирта этилового (форма №Н-1 (спирт) и на отпуск спирта этилового на экспорт (форма №Н-2 (спирт), утвержденную совместным приказом Министерства статистики Украины и Министерства финансов Украины от 03.01.97г. №377/2.

Утверждены новые формы первичного учета: №Н-1 (спирт) "Наряд на отпуск спирта этилового" и №Н-2 (спирт) "Наряд на отпуск спирта этилового на экспорт" и введены в действие с момента окончания всего количества бланков, не использованных концерном "Укрспирт".

Разрешено оформлять не использованные концерном "Укрспирт" бланки формы №Н-1 (спирт) "Наряд на отпуск спирта этилового" и №Н-2 (спирт) "Наряд на отпуск спирта этилового на экспорт".

Отмечено, что обеспечение пользователей бланками нарядов осуществляется Госспецмонополией;

б) приказ Комитета статистики, Комитета по монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, Министерства финансов Украины от 18.06.99г. №191/98/144: в тексте слово "объединение" во всех падежах заменено словом "управление"; "Госспецмонополия" во всех падежах заменен словом "Спецмонополия"; пункт 2.6. изложен в следующей редакции: "2.6. В верхней строке бланка наряда указывается: "Спецмонополия Украины" или полное наименование областного управления по монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в случае оформления наряда на основании наряда Комитета".

6. Изменения к приказу Министерства финансов Украины от 16.05.96г. №99 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение материальных ценностей":

а) приказ Министерства финансов Украины от 03.10.96г. №212. Внесено дополнение в Инструкцию о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей (далее - Инструкция), которым разрешено использование старых бланков доверенностей до 01.11.96г.;

б) приказ Министерства финансов Украины №226 от 18.10.96г. Внесены изменения в Инструкцию: "В абзаце первом пункта 2 текст в скобках изложить в следующей редакции "(приложения 1 и 4)"; в пункте 3 слово "должностным" исключить; абзац третий пункта 5 дополнить предложением следующего содержания: "Незаполненные строки доверенности прочеркиваются". В приложении 4 приводится типовая форма доверенности №М-26, утвержденная приказом Минстата Украины от 07.10.96г. №291;

в) приказ Министерства финансов Украины от 19.02.98г. №37. Пункт 2.2: "Во втором предложении абзаца первого пункта 13 Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 16мая 1996г. №99 (с изменениями и дополнениями), текст "не менее 0,1 минимального размера заработной платы" заменить текстом "1 гривна 50 копеек". Вступил в силу 15.04.98г.

7. Изменения к совместному Приказу Министерства финансов и Министерства статистики Украины от 25.02.97г. №48/53 "Об утверждении формы товарно-кассовой книги и Порядка регистрации и ведения товарно-кассовой книги при расчетах наличностью в сфере торговли, общественного питания и услуг":

а) Приказ Министерства финансов и Государственного комитета статистики Украины от 16.10.97г. №216/27 "О частичных изменениях к порядку регистрации и ведению товарно-кассовой книги при расчетах наличностью в сфере торговли, общественного питания и услуг". Данным приказом отменен приказ Минфина от 18.07.97г. №153/177, в Инструкцию внесены изменения, согласно которым субъекты предпринимательства, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг без создания юридического лица, ведут учет доходов, расходов и движения товаров только согласно Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГНИ Украины от 21.04.93г. (форма №10), товарно-кассовой книги не ведут. Вступил в силу 07.11.97г.

8. Изменения и дополнения к Приказу Главной государственной налоговой инспекции Украины от
25. 04.96г. №33 "Об утверждении формы торгового патента и порядка заполнения торгового патента":

а) приказ Государственной налоговой администрации Украины от 13. 03.98г. №107. Говорится о патентах на право осуществления торговой деятельности, деятельности по предоставлению бытовых услуг, деятельности по обмену наличных валютных ценностей, деятельности по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса.

Виды патентов:

l краткосрочный - на право осуществления торговой деятельности;

l льготный - на право осуществления торговой деятельности;

l специальный - на право осуществления торговой деятельности и деятельности по предоставлению бытовых услуг.

Внесены изменения в порядок заполнения патентов. Вступил в силу 03. 04.98г.

9. Изменения и дополнения к Приказу Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97г. №165 "Об утверждении форм налоговой накладной, книги учета приобретения и книги учета продажи товаров (работ, услуг), порядка их заполнения":

а) приказ Государственной налоговой администрации от 08.10.98г. №469. Данным приказом изменена форма налоговой накладной и внесены изменения в порядок заполнения налоговой накладной и книг купли и продажи товаров, работ, услуг. Изменения вступили в силу 07.11.98г.

10. Изменения и дополнения к Постановлению Правления Национального банка Украины от 02.08.96г. №204 "Об утверждении Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины" (приведены только те изменения, которые касаются форм первичных документов):

а) постановление Правления Национального банка Украины от 31.12.97г. №473. Изменен код документа на код по Государственному классификатору управленческой документации (ГКУД) в приложениях 2, 3, 6, 19, 26, 28, 30. В приложения 5, 20 внесены коды ГКУД. Изменения вступили в силу 27.01.98г.;

б) постановление Правления Национального банка Украины от 04.01.2000 года №3. В приложениях 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 28, 29, 30 цифры "199_", указывающие год, заменить цифрами "20__". Вступило в силу 01.02.2000г.

Бланки расчетных документов (в том числе бланки строгой отчетности), которые уже изготовлены, в том числе отвечающие требованиям старого формата, применяются при осуществлении расчетов до полного их использования. На этих бланках цифры "199_", указывающие год, перечеркиваются, и от руки или печатными средствами (в зависимости от того, как заполняется весь документ) указывается соответствующий год.

11. Изменения и дополнения к Приказу Министерства культуры и искусств Украины от 07.07.99г. №452 "Об утверждении Инструкции по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях" утверждены приказами:

а) приказом этого же министерства от 15.11.99г. №675 (утратил силу);

б) и приказом от 07.07.2000г. №275, которым отменен предыдущий приказ №675 и перенесены сроки введения в действие Инструкции на 01.01.2001г.

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua