Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#35 '2000: Практичная бухгалтерия - Постоянное представительство

Постоянные представительства:
1. Порядок создания и регистрации

Виталий ДЗЬОБАН,
бухгалтер-эксперт консалтинговой группы "ДК"


  • Почему мы об этом пишем
  • Определение терминов
  • Общие положения
  • Ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности
  • Виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию
  • Где зарегистрировать представительство
  • Вывод, к которому пришел автор
  • Как зарегистрировать представительство, если оно является плательщиком налога на прибыль
  • Документы, необходимые для регистрации постоянного представительства нерезидента
  • Как зарегистрировать представительство, если оно не является плательщиком налога на прибыль

Почему мы об этом пишем

Постоянное представительство нерезидента в Украине - одна из форм осуществления внешнеэкономической деятельности.

Учитывая многочисленные вопросы читателей в адрес редакции и громоздкость законодательной базы, регламентирующей осуществление такого вида деятельности, мы решили в серии подборок представить механизм создания и закрытия постоянного представительства и порядок налогообложения его деятельности. Сегодня представляем вашему вниманию первую подборку - о порядке создания и регистрации постоянного представительства.

Определение терминов

Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности - это учреждение или лицо, представляющее интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеющее на это должным образом оформленные соответствующие полномочия.

Статья 1 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. №959-XII (с внесенными изменениями).

Постоянное представительство нерезидента в Украине - это постоянное место деятельности, посредством которого полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или другое место разведки или добычи полезных ископаемых. В налогообложении к постоянным представительствам приравниваются резиденты, имеющие полномочия действовать от имени нерезидента, что влечет за собой возникновение у нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени нерезидента; содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащие нерезиденту, со склада которых осуществляется поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус склада таможни). Резиденты, которые в целях налогообложения приравниваются к постоянным представительствам, не подлежат дополнительной регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Пункт 1.17 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР с внесенными изменениями).

Резиденты - это юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности Украины, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т. п.), которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением на ее территории.

Пункт 1.15 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР с внесенными изменениями).

Нерезиденты - юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, которые не имеют статуса юридического лица (филиалы, представительства и т. п.), с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства.

Пункт 1.16 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР с внесенными изменениями).

Обычная цена - цена продажи товаров (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной валюты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, не связанным с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельности.

В случае когда цены подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством, обычной считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования.

В случае когда продажа (отчуждение) товаров (валютных ценностей) осуществляется в принудительном порядке в соответствии с законодательством, обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже.

Обычная процентная ставка за депозит - процентная ставка, которая устанавливается в зависимости от сроков и размера депозита по решению налогоплательщика, которое должно быть обнародовано и устанавливать одинаковые правила относительно заключения депозитного договора с любыми категориями лиц с учетом ограничений, установленных законом. Порядок обнародования информации относительно условий заключения депозитного договора определяется для банковских учреждений Национальным банком Украины, для небанковских финансовых учреждений - государственным органом, определенным законом.

Если у налоговых органов по результатам документальных проверок есть основания для выводов о правомерности определения уровня обычных цен налогоплательщиком, эти органы имеют право обратиться с запросом, а налогоплательщик обязан по такому запросу предоставить обоснование уровня таких цен.

Пункт 1.20 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР с внесенными изменениями).

Доходы с источником их происхождения из Украины - любые доходы, полученные резидентами или нерезидентами от любых видов их деятельности на территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, оплаченных резидентами Украины, доходы от предоставления резидентам или нерезидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного в Украине, включая подвижной состав транспорта, приписанного к портам, расположенным в Украине, доходы от продажи недвижимости, расположенной в Украине, доходы, полученные в виде взносов и премий на страхование и перестрахование рисков на территории Украины, а также доходы страховщиков-резидентов от страхования рисков страхователей-резидентов за пределами Украины, другие доходы от хозяйственной деятельности на таможенной территории Украины или на территориях, находящихся под контролем таможенных служб Украины (в зонах таможенного контроля, на специализированных лицензионных таможенных складах и т. п.).

Пункт 1.21 статьи 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР с внесенными изменениями).

Общие положения

Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" определено, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины.

К видам внешнеэкономической деятельности, которые может осуществлять нерезидент - субъект такой деятельности через постоянные представительства, относятся:

- экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы;

- предоставление услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристских и других, которые прямо и исключительно не запрещены законами Украины; предоставление вышеупомянутых услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;

- научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;

- международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;

- кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;

- совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение общих хозяйственных операций и совладение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;

- предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;

- организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, которые осуществляются на коммерческой основе, при участии субъектов внешнеэкономической деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законами Украины случаях;

- товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная на формах встречной торговли между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- арендные, в том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

- операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;

- работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной платной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;

Посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и других), осуществляются без ограничений.

Кроме указанных выше видов деятельности, субъекты предпринимательской деятельности имеют право заниматься другими видами деятельности, которые прямо и в исключительной форме не запрещены законами Украины.

Ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности

Статьей 4 Закона Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. №168-XII, в редакции Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.07.2000 г. №1775-III (Закон вступает в силу через 3 месяца со дня опубликования, опубликован в "Офіційному віснику України" от 21.07.2000 г. №27), определено, что деятельность, связанная с обращением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров".

Деятельность, связанная с изготовлением и реализацией военного оружия и боеприпасов к нему, добычей янтаря, охраной отдельных особо важных объектов права государственной собственности, перечень которых определяется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке, а также деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических экспертиз и разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе с их космическими запусками в каких-либо целях, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями, а проведение ломбардных операций - также и полными обществами.

Деятельность, связанная с техническим обслуживанием и эксплуатацией первичных сетей (кроме местных сетей) и спутниковых систем телефонной связи в сетях связи общего пользования (кроме спутниковых систем телефонной связи в сетях общего пользования, которые имеют наземную станцию сопряжения на территории Украины и создаются или развертываются при помощи национальных ракет-носителей или национальных космических аппаратов), выплатой и доставкой пенсий, денежного пособия малообеспеченным гражданам, осуществляется исключительно государственными предприятиями и объединениями связи.

Деятельность, связанная с производством бензинов моторных смесевых (А-76Эк, А-80Эк, А-92Эк, АИ-93Эк, А-95Эк, А-98Эк) с содержанием не менее 5 процентов высокооктановых кислородосодержащих добавок - абсолютизированного технического спирта и этил-трет-бутилового эфира, осуществляется нефтеперерабатывающими предприятиями, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Деятельность, связанная с производством высокооктановых кислородосодержащих добавок, осуществляется государственными спиртовыми заводами, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Украины "О предпринимательстве" в редакции Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", перечень видов деятельности, предпринимательство в которых не применяется в связи с повышенными требованиями к безопасности работ и необходимостью централизации функций управления, устанавливается Верховной Радой Украины.

Виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию

Одним из видов ограничения хозяйственной деятельности является лицензирование. В соответствии со статьей 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", лицензированию подлежат следующие виды хозяйственной деятельности:

1) поиск (разведка) полезных ископаемых;

2) производство, ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду, торговля огнестрельным оружием и боеприпасами к нему, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду;

3) производство взрывчатых веществ и материалов (согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины);

4) производство особенно опасных химических веществ (согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины);

5) добыча урановых руд;

6) добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

7) производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

8) изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

9) производство лекарственных средств, оптовая, розничная торговля лекарственными средствами;

10) производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;

11) производство пестицидов и агрохимикатов, оптовая, розничная торговля пестицидами и агрохимикатами;

12) производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны;

13) разработка, изготовление специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации с каналов связи, других средств негласного получения информации;

14) разработка, производство, использование, эксплуатация, сертификационные испытания, тематические исследования, экспертиза, ввоз, вывоз криптосистем и средств криптографической защиты информации, предоставление услуг в области криптографической защиты информации, торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации;

15) разработка, производство, введение, сертификационные испытания, ввоз, вывоз голографических защитных элементов;

16) разработка, производство, введение, обслуживание, исследование эффективности систем и средств технической защиты информации, предоставление услуг в области технической защиты информации;

17) изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности;

18) транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение;

19) поставка природного газа по регулируемому, по нерегулируемому тарифу;

20) хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый лицензионными условиями;

21) централизованное водоснабжение и водоотвод;

22) разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземной космической инфраструктуры и ее составных частей, оборудования, входящего в состав космического сегмента спутниковых систем;

23) разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, пересылка, ввоз, вывоз, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

24) культивирование, использование растений, содержащих наркотические средства для промышленных целей;

25) проведение дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ;

26) медицинская практика;

27) переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов;

28) ветеринарная практика;

29) организация и содержание тотализаторов, игорных заведений;

30) изготовление, монтаж несущих конструкций, монтаж конструкций в строительной, ремонтно-строительной деятельности;

31) предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов воздушным транспортом;

32) предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом;

33) предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

34) предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов железнодорожным транспортом;

35) заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;

36) сбор, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней;

37) заготовка, обработка отдельных видов ресурсоценных отходов, сбор, заготовка отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья (согласно перечням, определяемым Кабинетом Министров Украины);

38) операции в сфере обращения с опасными отходами;

39) предоставление образовательных услуг общеобразовательными, профессионально-техническими и высшими учебными заведениями;

40) проектирование, монтаж, техническое обслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления, оценка противопожарного состояния объектов;

41) проведение испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям;

42) предоставление услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставление услуг по охране граждан;

43) выполнение топографо-геодезических, картографических работ;

44) выполнение авиационно-химических работ;

45) пересылка денежных переводов;

46) предоставление услуг радиосвязи (с использованием радиочастот);

47) предоставление услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов);

48) техническое обслуживание сетей теле-, радио- и проводного вещания в пределах промышленной эксплуатации;

49) организация иностранного, внутреннего, зарубежного туризма; экскурсионная деятельность;

50) физкультурно-оздоровительная и спортивная

деятельность:

- организация и проведение спортивных занятий профессионалов и любителей спорта;

- деятельность по подготовке спортсменов к соревнованиям по различным видам спорта, признанным в Украине;

51) производство спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, оптовая торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, оптовая, розничная торговля алкогольными напитками;

52) производство табачных изделий, оптовая, розничная торговля табачными изделиями;

53) страховая деятельность;

54) деятельность арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

55) посредничество в трудоустройстве на работу за границей;

56) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

57) проведение землеустроительных и землеоценочных работ;

58) проектирование, строительство новых и реконструкция существующих мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры;

59) деятельность, связанная с промышленным выловом рыбы на промышленных участках рыбохозяйственных водоемов, кроме внутренних водоемов (прудов) хозяйств;

60) посредническая деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", лицензирование банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, лицензирование каналов вещания, лицензирование в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, лицензирование в сфере интеллектуальной собственности осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах.

Виды хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных частью второй данной статьи, которые не включены в перечень видов хозяйственной деятельности, установленный статьей 9 данного Закона, не подлежат лицензированию.

Где зарегистрировать представительство

Внимание! Вопрос действующим законодательством четко не урегулирован. Или урегулирован, так сказать, слишком четко. Как кому понравится считать.

Рассмотрим хронологию нормативных актов, касающихся этого вопроса.

1991 год. Статьей 5 Закона "О внешнеэкономической деятельности" определено, что регистрацию представительств субъектов внешнеэкономической деятельности осуществляет Министерство экономики Украины в течение шестидесяти рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию.

Приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины №30 от 18.01.96 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 24.01.96 г. под №34/1059) утверждена Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Тут следует внести некоторую ясность. Как видим, Законом предусмотрено, что регистрацию представительств нерезидентов осуществляет Министерство экономики Украины, а Инструкция о порядке регистрации представительств утверждена другим ведомством- МВЭСторгом. Дело в том, что Указом Президента Украины "Об изменениях в структуре органов исполнительной власти" от 15.12.99 г. №1573/99 образовано Министерство экономики Украины на базе Министерства экономики Украины, Министерства внешних экономических связей и торговли Украины, Государственного комитета Украины по материальным резервам, Государственного инвестиционно-клирингового комитета, Национального агентства Украины по вопросам развития и европейской интеграции, Государственной службы экспортного контроля и Агентства по вопросам специальных (свободных) экономических зон, которые ликвидируются. Таким образом, МВЭСторг Указом Президента ликвидирован, а его правопреемником является Минэкономики. Значит, в нашем случае следует пользоваться упомянутой инструкцией МВЭСторга, во всяком случае пока Минэкономики не утвердит новую.

1997 год. Пунктом 22.20 статьи 22 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" определено, что в связи с введением обязательной регистрации постоянных представительств нерезидентов в качестве налогоплательщиков государственная регистрация таких постоянных представительств нерезидентов с момента вступления в силу данного Закона не применяется в том числе в Министерстве внешних экономических связей и торговли Украины или других органах государственной власти.

Как видим, Законом "О налогообложении прибыли предприятий" определено, что в случае регистрации представительства в налоговых органах в качестве налогоплательщика на прибыль государственную регистрацию осуществлять не следует.

Однако Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине на сегодняшний день не отменена, и, как свидетельствует практика, регистрация в Минэкономики продолжается, а Свидетельство, которое им выдается, служит основанием для осуществления приведенных выше действий (например, беспошлинного провоза имущества и оборудования, временно ввозимых на территорию Украины и необходимых для оборудования офиса и функционирования представительства).

Кстати, следует отдать должное Гостаможслужбе, которая в своем письме от 16.04.99 г. №11/3-4218 высказала следующее мнение: "... В связи с изменениями, внесенными п. 22.20 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (Закон Украины от 18.11.97 г. №639/97-ВР), государственная регистрация представительств нерезидентов в МВЭСторге не проводится и, соответственно, у них нет свидетельства, выданного МВЭСторгом.

По этому случаю Гостаможслужбой были направлены в Лицензионную палату Украины, Министерство юстиции Украины и Государственный комитет статистики Украины письма с просьбой предоставить разъяснение ситуации, сложившейся в деле государственной регистрации постоянных представительств нерезидентов. Ответы, предоставленные Лицензионной палатой Украины и Министерством юстиции Украины, свидетельствуют о неурегулированности указанного вопроса.

Согласно первому абзацу п. 3 Положения о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. №118 "О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины" среди субъектов, включаемых в государственный реестр, указаны "юридические лица, а также их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения, которые расположены на территории Украины и осуществляют свою деятельность на основании законодательства Украины". То есть постоянные представительства нерезидентов в Украине с правом заниматься коммерческой деятельностью должны быть зарегистрированы в ЕГРПОУ, что подтверждается разъяснениями Госкомстата по этому вопросу.

В связи с вышеупомянутым и в целях избежания препятствий в осуществлении внешнеэкономической деятельности разрешается постановка на учет постоянных представительств на основании свидетельств, выданных налоговыми органами в соответствии с Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.08.97 г. №293 "Об утверждении Положения о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль" и справкой, предоставленной органами статистики "О включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины" по форме, утвержденной приказом Госкомстата от 21.11.97 г. №55".

Итак, где же все-таки должно регистрироваться постоянное представительство: в налоговом органе в качестве налогоплательщика на прибыль или в Министерстве экономики? Разберемся с этим вопросом несколько подробнее.

Общее определение термина "постоянное представительство" приведено в Законе Украины "О внешнеэкономической деятельности". В соответствии с этим определением, постоянное представительство - это учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеет на это должным образом оформленные соответствующие полномочия.

Кроме того, определение понятия "постоянное представительство" есть в Законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий", который дает определение этого термина с целью налогообложения. Тут сказано, что "постоянное представительство нерезидента в Украине - это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины".

В свою очередь, нерезиденты, в соответствии с данным Законом, - это юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, не имеющие статус юридического лица (филиалы, представительства и т. п.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства. Кроме того, под нерезидентами с целью налогообложения подразумеваются расположенные на территории Украины дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства иностранных государств, международные организации и их представительства, имеющие дипломатические привилегии и иммунитет, а также представительства других иностранных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Украины.

Хозяйственная деятельность - это, в соответствии с нормами Закона "О налогообложении прибыли предприятий", любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или любое другое лицо, которое действует от имени и на пользу первого лица.

Закон "О внешнеэкономической деятельности" дает общее определение термина "постоянное представительство". В свою очередь, Закон "О налогообложении прибыли предприятий" дает специальное определение этого термина, применяемое исключительно с целью налогообложения.

При этом определение, приведенное в Законе "О внешнеэкономической деятельности", более широкое по применению, нежели определение, приведенное в Законе "О налогообложении прибыли предприятий". А именно: определение термина "постоянное представительство" в соответствии с Законом "О внешнеэкономической деятельности" включает в себя как "постоянное представительство" в контексте Закона "О налогообложении прибыли предприятий", так и часть "нерезидентов" (абзац второй пункта 1.16) в контексте этого же Закона.

Вывод, к которому пришел автор

Итак, мы пришли к следующему выводу.

В налоговых органах регистрируются в качестве налогоплательщиков на прибыль исключительно те постоянные представительства, которые будут осуществлять на территории Украины хозяйственную деятельность. Соответственно, этим представительствам уже нет необходимости регистрироваться в Министерстве экономики.

А те представительства, которые не будут осуществлять на территории Украины хозяйственную деятельность, в частности субъекты, определенные абзацем 2 пункта 1.16 Закона "О налогообложении прибыли предприятий", регистрации в налоговых органах в качестве плательщиков налога на прибыль не подлежат. Но, поскольку они подпадают под определение термина "постоянное представительство" в контексте Закона "О внешнеэкономической деятельности", им следует регистрироваться в Министерстве экономики.

Как зарегистрировать представительство, если оно является плательщиком налога на прибыль

В соответствии с пунктом 2.5 статьи 2 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. Постоянное представительство, начавшее хозяйственную деятельность до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.

Регистрация представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности в качестве плательщика налога на прибыль происходит согласно Положению о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.08.97 г. №293 (в редакции приказа Государственной налоговой администрации от 16.01.98 г. №23) и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 03.02.98 г. под №63/2503, которое разработано в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Документы, необходимые для регистрации постоянного представительства нерезидента

Для регистрации постоянного представительства нерезидента в качестве налогоплательщика следует представить следующие документы:

а) заявление о регистрации постоянного представительства нерезидента в качестве плательщика налога на прибыль по установленной форме (прилагается);

б) извлечение из торгового (банковского) реестра страны по местонахождению официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) нерезидента;

в) справку от банковского учреждения, в котором официально открыт счет нерезидента;

г) доверенность на осуществление представительских функций в Украине, оформленную в соответствии с законами страны, где официально зарегистрирована контора нерезидента.

Указанные документы, кроме заявления, должны быть нотариально засвидетельствованы по месту их выдачи, легализированы должным образом в консульских учреждениях, представляющих интересы Украины, если международными договорами Украины не предусмотрено иное, и сопровождаться переводом на украинский язык, который заверяется печатью официального переводчика.

Налоговый орган, получивший документы, в 5-дневный срок со дня получения проверяет их на соответствие требованиям, установленным данным Положением, и после проверки на последнем листе заявления делает одну из следующих отметок:

"К регистрации и взятию на учет";

"К возврату документов" (при этом указывается причина возврата документов). В таком случае постоянное представительство учитывает замечания, изложенные на последнем листе, и повторно подает документы для рассмотрения и принятия решения о его регистрации.

Не позднее 20-дневного срока со дня принятия решения о регистрации и взятии на учет постоянного представительства в качестве налогоплательщика налоговый орган по местонахождению присваивает ему Регистрационный номер и включает в Реестр.

Факт регистрации постоянного представительства нерезидента в Украине в качестве плательщика налога на прибыль подтверждается свидетельством, которое выдается налоговым органом по его местонахождению.

В случае изменения или дополнения данных заявления о регистрации постоянного представительства нерезидента в Украине в качестве налогоплательщика оно обязано в 10-дневный срок (после их возникновения) подать в налоговый орган по своему местонахождению документы с указанными изменениями (дополнениями) и дополнительное регистрационное заявление с отметкой "изменения" или "дополнения". При этом регистрационный номер постоянного представительства в качестве плательщика налога на прибыль не изменяется.

Как зарегистрировать представительство, если оно не является плательщиком налога на прибыль

В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, иностранный субъект хозяйственной деятельности, который намерен открыть представительство на территории Украины, подает в МВЭСторг (теперь Минэкономики) Украины следующие документы:

1. Заявление с просьбой о регистрации представительства, составляемое в произвольной форме, в котором необходимо указать:

- название;

- страну местонахождения и адрес фирмы;

- номер телефона, факса;

- город, в котором открывается представительство, с указанием его будущего адреса,

- в случае если планируется открывать филиалы, следует указать, в каких городах;

- количество иностранных граждан, которые будут работать в представительстве,

- дату учреждения, юридический статус и количество сотрудников фирмы;

- название банка с указанием номера счета;

- сферу деятельности фирмы, цель открытия и сферу деятельности представительства;

- информацию о деловых связях с украинскими партнерами и перспективах развития сотрудничества.

2. Извлечение из торгового (банковского) реестра страны местонахождения официально зарегистрированного главного органа управления иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

3. Справку от банковского учреждения, в котором официально открыт счет иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

4. Поручение на осуществление представительских функций в Украине, оформленное согласно законам страны, где официально зарегистрирована контора иностранного субъекта хозяйственной деятельности.

Указанные документы должны быть нотариально засвидетельствованы по месту их выдачи, легализированы должным образом в консульских учреждениях, представляющих интересы Украины, если международными договорами Украины не предусмотрено иное, и сопровождаться переводом на украинский язык, который заверяется печатью официального переводчика.

Документы подаются в Минэкономики Украины не позднее 6 месяцев с даты их выдачи в стране местонахождения фирмы.

При приеме документов на регистрацию заявителю выдается номер счета для уплаты государственного сбора в размере $2500 (Постановление КМУ от 12.08.93 г. №631 "О представительствах иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине").

В случае если на открытие представительства законодательство страны местонахождения иностранного субъекта хозяйственной деятельности требует особого разрешения государственных учреждений этой страны, копия такого разрешения, засвидетельствованная с соблюдением приведенных требований, должна быть приложена к заявлению.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности или об отказе в его регистрации.

Свидетельство о регистрации представительства выдается после предоставления документов, соответствующих требованиям Инструкции к Минэкономики Украины, но не позднее чем через шестьдесят рабочих дней с момента уплаты государственного сбора.

Непринятие решения в установленный срок или решение об отказе в регистрации могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде Украины.

В случае регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности заявителю выдается Свидетельство о регистрации установленного образца с соответствующим номером.

Данные о регистрации вносятся в Реестр представительств, который ведет Минэкономики Украины.

В Реестре указывается:

- регистрационный номер представительства;

- дата регистрации;

- название и адрес иностранного субъекта

хозяйственной деятельности, регистрирующего представительство;

- адрес представительства;

- сфера деятельности фирмы;

- другие данные.

Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине считается открытым с даты регистрации.

В Свидетельстве о регистрации представительства указывается:

- официальное название иностранного субъекта хозяйственной деятельности;

- количество иностранных граждан - служащих иностранного субъекта хозяйственной деятельности, являющихся сотрудниками представительства;

- регистрационный номер представительства;

- местонахождение представительства и его филиалов.

Свидетельство, выданное Минэкономики Украины, является основанием для:

- обращения:

а) в органы ОВИР МВД Украины для регистрации паспортов и получения виз иностранными сотрудниками представительств;

б) в Министерство труда Украины за разрешением на трудоустройство в Украине иностранных сотрудников представительства на период его функционирования;

- открытия текущих счетов в банках Украины;

- беспошлинного провоза имущества и оборудования, которые временно ввозятся на территорию Украины и необходимы для оборудования офиса и функционирования представительства;

- регистрации и получения в органах ГАИ МВД Украины соответствующих номерных знаков для автомобильного транспорта, являющегося собственностью представительства.

Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности обязано в течение месяца с момента получения Свидетельства стать на учет в налоговой инспекции по местонахождению представительства и в Минстате Украины.

При изменении названия, юридического статуса, юридического адреса или объявлении иностранного субъекта хозяйственной деятельности неплатежеспособным или банкротом его представительство, которое действует на территории Украины, обязано сообщить об этом Минэкономики Украины в семидневный срок.

Представительство субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не занимается самостоятельно коммерческой деятельностью, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в свидетельстве о регистрации, и выполняет свои функции согласно действующему законодательству Украины. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине может осуществлять функции, связанные с выполнением представительских услуг только в интересах иностранного субъекта хозяйственной деятельности, указанного в Свидетельстве.

Руководитель представительства действует на основании поручения от иностранного субъекта хозяйственной деятельности (такая доверенность оформляется согласно порядку, описанному выше).

Представительство обязано уведомлять Минэкономики Украины в месячный срок об изменениях в руководстве представительства, местонахождении представительства, составе иностранных сотрудников.

Иностранным сотрудникам представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности Минэкономики Украины выдаются специальные служебные карточки, действительные на всей территории Украины.

Для получения таких служебных карточек в Минэкономики представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности должны подать следующие документы:

- заявление на официальном бланке представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности за подписью руководителя и засвидетельствованное печатью;

- копию свидетельства о регистрации представительства в Украине;

- список иностранных сотрудников представительства с указанием сроков пребывания в Украине, подписанный руководителем представительства, по две цветных фотокарточки размером 4х6.

Служебные карточки выдаются сотрудникам представительств сроком до трех лет.

Отметим, что сотрудникам представительств, являющимся гражданами Украины, служебные карточки не выдаются.

Оформление служебных карточек осуществляется в течение 15 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов.

Служебная карточка возвращается в управление зарубежных учреждений Минэкономики Украины после прекращения полномочий ее владельца.


ПО СУТИ

В налогообложении к постоянным представительствам приравниваются резиденты, имеющие полномочия действовать от имени нерезидента, что влечет за собой возникновение у нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени нерезидента; содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащие нерезиденту, со склада которых осуществляется поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус склада таможни).

Если у налоговых органов по результатам документальных проверок есть основания для выводов о правомерности определения уровня обычных цен налогоплательщиком, эти органы имеют право обратиться с запросом, а налогоплательщик обязан по такому запросу предоставить обоснование уровня таких цен.

Посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и других), осуществляются без ограничений.

Итак, где же все-таки должно регистрироваться постоянное представительство: в налоговом органе в качестве налогоплательщика на прибыль или в Министерстве экономики?

В налоговых органах регистрируются в качестве налогоплательщиков на прибыль исключительно те постоянные представительства, которые будут осуществлять на территории Украины хозяйственную деятельность. Соответственно, этим представительствам уже нет необходимости регистрироваться в Министерстве экономики. А те представительства, которые не будут осуществлять на территории Украины хозяйственную деятельность, в частности субъекты, определенные абзацем 2 пункта 1.16 Закона "О налогообложении прибыли предприятий", регистрации в налоговых органах в качестве плательщиков налога на прибыль не подлежат. Но, поскольку они подпадают под определение термина "постоянное представительство" в контексте Закона "О внешнеэкономической деятельности", им следует регистрироваться в Министерстве экономики.

В случае изменения или дополнения данных заявления о регистрации постоянного представительства нерезидента в Украине в качестве налогоплательщика оно обязано в 10-дневный срок (после их возникновения) подать в налоговый орган по своему местонахождению документы с указанными изменениями (дополнениями) и дополнительное регистрационное заявление с отметкой "изменения" или "дополнения". При этом регистрационный номер постоянного представительства в качестве плательщика налога на прибыль не изменяется.

В случае если на открытие представительства законодательство страны местонахождения иностранного субъекта хозяйственной деятельности требует особого разрешения государственных учреждений этой страны, копия такого разрешения, засвидетельствованная с соблюдением приведенных требований, должна быть приложена к заявлению.

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua