Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#37 '2000: Практичная бухгалтерия - Регистрация автотранспорта

С 1 октября 2000 года в Украине запрещено вождение автомобилей без наличия страховки гражданской ответственности водителя. При наличии более 9 автомобилей юридические лица должны иметь собственное автохозяйство

Виталий МОСЕЙЧУК


Есть две новости для водителей. Начнем с плохой, многим она уже известна: с 1 октября становится обязательным наличие страховки гражданской ответственности водителя. Однако рассмотрим ее подробнее, ведь в этой уже известной новости скрыт целый букет других, менее известных, но не менее важных.

Вторая новость - приятная. ГАИ официально подтвердила, что при транспортировке обычных грузов работник ГАИ имеет право требовать только товаротранспортную накладную, а другие документы на груз - только при ее отсутствии. Понятно, на автотранспортников эта новость произведет впечатление. А вот смогут ли придерживаться требований этого письма работники ГАИ на дорогах, - это еще неизвестно. Но начнем по порядку.

Михаил МИЩИШИН, редактор выпуска

Новость первая, плохая

Постановлением Кабинета Министров от 18.08.2000 г. №1276 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. №1388 и от 31.12.93 г. №1094" (см. "Документы для работы" №36/2000, с. 71, далее - Постановление) изменены правила государственной регистрации транспортных средств:

- в регистрационных документах теперь не будет указываться номер двигателя;

- с 1 октября 2000 года вместо доверенности вводится временный регистрационный талон;

- становится обязательным наличие страховки гражданской ответственности водителя;

- для размещения на транспортном средстве рекламы теперь необходимо получить разрешение ГАИ;

- фактически разрешено ставить на учет транспортные средства, собранные из деталей серийных транспортных средств.

При наличии более 9 автомобилей юридические лица должны иметь собственное автохозяйство.

Вместо доверенности для временного вождения автомобиля необходимо иметь временное свидетельство регистрации транспортного средства

Постановлением внесены изменения в Правила госрегистрации и учета автомобилей, автобусов, самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. №1388 (вступают в силу со дня опубликования Постановления). Теперь не принимаются к регистрации транспортные средства, собранные из узлов и агрегатов серийных транспортных средств без соблюдения требований Закона Украины от 30.06.93 г. №3353-XII "О дорожном движении". Статья 29 упомянутого Закона предусматривает, что к участию в дорожном движении допускаются транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых отвечают требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов, а также имеющие сертификат на соответствие этим требованиям и прошедшие государственный технический осмотр (за исключением транспортных средств, не подлежащих осмотру). Таким образом, Постановлением разрешено ставить на учет собственноручно собранные серийные автомобили при условии подтверждения соответствия собранного автомобиля государственным стандартам, тогда как ранее самодельный автомобиль из нестандартных деталей можно было поставить на учет, а собранный из серийных - нет (это рассматривалось как средство против угона автомобилей).

Теперь при регистрации приобретенного транспортного средства необходима письменная оценка его специалистом, прошедшим подготовку в установленном порядке и имеющим соответствующие документы. Очевидно, такое требование направлено на увеличение комиссионного вознаграждения комиссионным магазинам за выдачу справок-счетов и увеличение поступлений от государственной пошлины и пенсионного сбора при заверении дарственных, договоров мены и купли-продажи автомобилей у нотариусов.

С 1 октября 2000 года при передаче транспортного средства в пользование и/или распоряжение другому физическому или юридическому лицу будет недостаточно нотариально заверенной доверенности. Теперь подразделения ГАИ на основании доверенности будут выдавать временный регистрационный талон, подтверждающий право пользования и/или распоряжения (наверное, не бесплатно). Таким образом, все водители, пользующиеся автомобилями по доверенностям, будут поставлены в цейтнот, так как быстро получить временные талоны не удастся. Введение временных талонов также сведет насмарку перспективы в Украине такого бизнеса, как сдача автомобилей напрокат. Почему наше правительство не хочет вводить цивилизованные правила: если владелец не заявил автомобиль как похищенный, то им пользуются на законных основаниях, имея только удостоверение водителя?

Для размещения рекламы на автомобиле необходимо разрешение ГАИ

Постановлением предусмотрено диво дивное: с 1 октября 2000 года для размещения рекламы на транспортных средствах необходимо разрешение органов ГАИ. И разрешение это, наверно, будет также выдаваться не бесплатно. Но дело в другом. Постановление фактически ограничивает право собственности на автомобиль, ведь при размещении рекламы, на собственном доме, самолете, вагоне, речном или морском судне и т. п. ни один государственный орган не будет требовать у вас разрешения, а владельцы автомобилей вынуждены их получать. Это дискриминация владельцев различных видов транспорта. Хорошо, хоть не додумались до разрешений на размещение рекламы на одежде или теле пешеходов.

В соответствии со статьей 17 Закона Украины от 03.07.96 г. №270/96-ВР "О рекламе", реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях сообщения общего пользования (включая полосу отвода), в метрополитене только по согласованию с их владельцами и в соответствии с требованиями безопасности и правилами движения. Но наклеенная или нарисованная реклама никак не может повлиять на безопасность движения или противоречить Правилам дорожного движения (особенно если она размещена на бортах автомобиля), поэтому для нее не следует вводить разрешения.

Дело усложняется тем, что, в соответствии с пунктом 22 Правил работы мелкорозничной торговой сети, которые утверждены приказом МВЭСторга от 08.07.96 г. №369 и зарегистрированы в Минюсте Украины 23.07.96 г. под №372/1397, на кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн должна быть нанесена краской четкая надпись, указывающая наименование, адрес субъекта хозяйствования, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона субъекта хозяйствования. То есть на всех автомобильных торговых точках должна быть размещена реклама, но теперь оказывается, что на обязательные надписи нужно получать разрешение. Трудно понять логику правительства, ведь это аналогично тому, что при получении заработной платы необходимо иметь разрешение Минтруда, при исполнении судебного приговора - разрешение прокуратуры и т. п. Смех да и только.

Интересно, каким будет наказание за езду с рекламой без разрешения? Наверняка можно сказать, что изыматься номерные знаки, как это предусмотрено в пункте 31.1 Правил дорожного движения за оборудование без разрешения ГАИ транспортного средства специальными звуковыми и световыми сигналами, не будут. Возможно, творцы Постановления забыли, что они фактически приравняли специальные звуковые и световые сигналы к рекламе, однако санкции в виде штрафов не заставят себя ждать. Так что хотя явно такие штрафы не предусмотрены, не исключено применение аналогичных статей. Напомним: в соответствии с частью 3 статьи 126 Кодекса об административных правонарушениях, управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе или не предъявившими либо не передавшими для проверки удостоверения, регистрационных и других документов, подтверждающих право на управление или распоряжение транспортным средством, путевого (маршрутного) листа и документов на перевозимый груз (кроме владельцев транспортных средств, использующих их в индивидуальных некоммерческих целях), талона о прохождении государственного технического осмотра, - влечет за собой наложение штрафа от одного до двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 - 34 грн).

В регистрационных документах теперь не будет упоминаться номер двигателя

Однако не все в постановлении плохо. Теперь перерегистрация транспортного средства в связи с заменой двигателя осуществляется при изменении типа двигателя, его веса, рабочего объема и мощности. Причем (ура!) документы, подтверждающие законность приобретения двигателя, не требуются (в свидетельстве о регистрации транспортного средства идентификационный номер двигателя вообще не будет указываться). Конечно, это упростит регистрацию транспортных средств, однако и увеличит число похищенных автомобилей с целью разборки на запасные части и предложение краденых автомобилей на рынке (как целых, так и в виде запчастей). Это несколько повысит цены на подержанные автомобили при их продаже на запчасти.

Не повезло юридическим лицам, имеющим более 9 автомобилей. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами, имеющими от 1 до 9 транспортных средств, теперь осуществляется при обеспечении мест стоянки и хранения. При наличии у юрлица более 9 единиц транспортных средств, которые дислоцируются в одном населенном пункте, предусмотрено создание автохозяйства. Раньше было проще: первичная регистрация транспортных средств за юридическими лицами осуществлялась при условии обеспечения этих транспортных средств независимо от их количества местами для стоянки и хранения, а наличие таковых мест подтверждалось договором аренды или другими документами. Новшество приведет к превращению водителей юридических лиц в частников, которые будут иметь в собственности автомобили и работать на юридическое лицо по договорам. Кроме того, Постановлением в новой редакции изложены требования к транспортным средствам, переоборудуемым для перевозки пассажиров.

Второе пришествие страховки гражданской ответственности водителя

Постановлением также внесены революционные изменения в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 31.12.93 г. №1094. С 1 октября 2000 года водитель транспортного средства должен дополнительно иметь при себе новые документы:

- договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- разрешение ГАИ на установку специальных сигналов, рекламы, если на автомобиле размещены такие сигналы или установлена реклама;

- временный регистрационный талон ГАИ (вместо доверенности на право управления транспортным средством).

Остановимся подробнее на договоре обязательного гражданского страхования владельца транспортного средства. Водители помнят, что впервые требование страховки появилось с 1 января 1995 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 06.12.94 г. №816 "О внесении дополнений в Правила дорожного движения". Очень скоро правительство опомнилось и Постановлением от 13.01.95 г. №21 "О приостановлении действия постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" отсрочил его вступление в силу. Теперь страхование гражданской ответственности в Украине возрождено через почти 6 лет.

На этот раз Кабинет Министров пошел далее. Если ранее при наличии доверенности можно было пользоваться страховкой владельца, то теперь при наличии временного регистрационного талона страховку необходимо приобретать каждому временному пользователю автомобиля. К тому же недавно правительство увеличило размеры страховых платежей по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 9 раз в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.05.2000 г. №842 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины" (см. "Документы для работы" №24/2000). Также была увеличена минимальная страховая сумма страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью третьих лиц с 2000 грн до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500 грн) и введена минимальная страховая сумма обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб имуществу третьих лиц в размере 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов (25500 грн). Нужно отметить, что сейчас не надо будет разбираться в болезненных вопросах, кто виноват в ДТП и чем компенсировать убытки. Компенсировать убытки будет страховая компания независимо от чьей-либо вины в ДТП. Подробнее размеры страховых платежей, которые придется уплатить каждому водителю, см. в таблице.

В частности, для легковых автомобилей пассажировместимостью до 8 человек включительно с рабочим объемом двигателя до 1200 куб. см сумма страховых платежей за год выросла с 8,1 грн до 4,4 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (74,8 грн); с рабочим объемом двигателя от 1200 до 2000 куб. см - с 10,7 грн до 5,8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (98,6 грн, причем диапазон рабочего объема двигателя расширен с 1800 до 2000 куб. см); с рабочим объемом двигателя более 2000 куб. см - с 16 грн до 8,6 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (146,2 грн). Таким образом, наиболее популярные модели легковых автомобилей попадают под дополнительное обложение страховкой в 100 грн.

Повышение страховых тарифов особенно больно ударит по автотранспортным предприятиям

Повышение страховых тарифов особенно больно ударит по автотранспортным предприятиям, но Кабмин предусмотрел нововведение: в случае заключения одним страхователем договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по 30 и более транспортным средствам на 6 месяцев и более размеры страховых платежей уменьшаются на 20 процентов.

По словам президента Украинской перестраховочной компании Нестора Томалищака, проблем с внедрением обязательного страхования гражданской ответственности водителей нет, все компании готовы обслуживать водителей и уже начали это делать. Страховые тарифы достаточно умеренные, и можно выбрать страховку, например, только на летний период, на один месяц и т. п. Теперь страховым компаниям не очень выгодно заниматься данным видом страхования в связи с большими накладными расходами, однако при условии массовости страхования, которое обеспечивается его обязательностью, и наличии программы перестрахования все изменится. Полный анализ прибыльности данного вида страхования можно будет сделать только через 2 - 3 года. Именно страхователям выгоден этот вид страхования, но лучше всего это знают те, кто хотя бы раз попадал в ДТП и компенсировал убытки из собственного кармана.

При ДТП независимо от вины водителей теперь необходимо вызвать ГАИ, получить справку о ДТП и вместе с заявлением направить в страховую компанию, которая уже самостоятельно компенсирует убытки третьим лицам. Убытки, причиненные себе и собственному авто, нужно страховать отдельно. Теперь в Украине есть 66 страховых компаний, имеющих разрешение на проведение операций по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Размеры страховых платежей по обычным договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории Украины* (грн)

Транспортные средства 15 суток 1 месяц 2 месяца 3 месяца 4 месяца 6 месяцев 9 месяцев 12 месяцев
Легковые автомобили пассажировместимостью до 8 человек включительно с объемом двигателя:
до 1 200 куб. см 8,5 11,9 20,4 25,5 32,3 47,6 66,3 74,8
  3,4** 6,8** 10,2** 13,6** 17** 23,8** 34** 37,4**
от 1 200 до 2 000 куб. см 10,2 13,6 23,8 35,7 45,9 64,6 88,4 98,6
  6,8** 10,2** 17** 25,5** 32,3** 44,2** 61,2** 68**
более 2 000 куб. см 15,3 14 37,4 51 64,6 93,5 132,6 146,2
Прицепы к легковым автомобилям 3,4 6,8 8,5 11,9 13,6 20,4 27,2 28,9
Автобусы с числом мест для сидения:
до 20 человек 15,3 18,7 39,1 59,5 78,2 117,3 166,6 176,8
более 20 человек 18,7 27,2 47,6 71,4 93,5 127,5 176,8 195,5
Грузовые автомобили грузоподъемностью:
до 2 тонн 15,3 18,7 39,1 59,5 78,2 117,3 166,6 176,8
более 2 тонн 18,7 27,2 47,6 71,4 93,5 127,5 176,8 195,5
Прицепы к грузовым автомобилям 6,8 10,2 15,3 20,4 27,2 39,1 52,7 59,5
Мотоциклы и мотороллеры 3,4 6,8 8,5 11,9 13,6 20,4 27,2 28,9


Примечания:

* В случае заключения одним страхователем договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по 30 и более транспортным средствам на 6 месяцев и более указанные размеры страховых платежей уменьшаются на 20 процентов.

** Эти размеры страховых платежей применяются во время заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - пенсионеров (граждан Украины), лично управляющих транспортным средством.


ПО СУТИ:

С 1 октября 2000 года при передаче транспортного средства в пользование и/или распоряжение другому физическому или юридическому лицу будет недостаточно нотариально заверенной доверенности. Теперь подразделения ГАИ на основании доверенности будут выдавать временный регистрационный талон, подтверждающий право пользования и/или распоряжения

При наличии у юрлица более 9 единиц транспортных средств, которые дислоцируются в одном населенном пункте, предусмотрено создание автохозяйства

При ДТП независимо от вины водителей теперь необходимо вызвать ГАИ, получить справку о ДТП и вместе с заявлением направить в страховую компанию, которая уже самостоятельно компенсирует убытки третьим лицам. Убытки, причиненные себе и собственному авто, нужно страховать отдельно

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua