Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#40 '2000: Практичная бухгалтерия - ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 11-й. Часть 2.

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 11-й. Часть вторая. (начало)

3. Лицензирование

Продолжение. Начало в уроке 8, "ДК" №22, уроке №9, "ДК" №26 и уроке 10, "ДК" №29).


Бухгалтерский и налоговый учет лицензирования

При приобретении лицензии для осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности, которые определены Постановлением КМУ от 03.07.98 г. №1020 "О порядке лицензирования предпринимательской деятельности", у ее владельца может сложиться мнение, что приобретенная лицензия - это нематериальный актив. И действительно, в соответствии с приказом Минфина от 18.10.99 г. №242, которым введено Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", "ѕнематериальный актив - немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (обособлен от предприятия) и содержится предприятием с целью использования в течение периода свыше одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли...".

В то же время Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. №291, определяет, что на субсчете 127 "Прочие нематериальные активы" ведется учет прочих нематериальных активов, которыми владеет предприятие (права на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и т. п.).

Создается впечатление, что приобретенные лицензии, которым посвящена наша тема, увеличивают активы предприятия. Однако это впечатление ошибочно. Не стоит забывать, что при определении нематериального актива речь идет о праве на осуществление деятельности. Для правильного определения нематериального актива необходимо обратить внимание на один из критериев, его определяющий, - он (нематериальный актив) должен быть идентифицирован. Для осуществления определенного вида деятельности предприниматель должен получить разрешение соответствующего органа исполнительной власти. Такое разрешение он получает, приобретая документ под названием "лицензия". Разрешения на осуществление определенного вида деятельности носят личный характер, а поэтому не могут передаваться пользователем третьим лицам, т. е. не могут обособляться от предприятия - владельца такого разрешения.

Рассматривая лицензию в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца осуществлять ту или иную деятельность, можно сказать, что он (документ) идентифицирован, т. е. лицензия имеет стандартизованный серийный номер, внесенный в Государственный реестр, и другие данные, предоставляющие возможность выделить его среди других подобных. Еще раз отметим: когда речь идет об идентификации, то имеется в виду идентификация самого нематериального актива, а не оформляемого документа. Таким образом, приобретенное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности не соответствует критериям нематериального актива, т. е. разрешение (лицензия) на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определен в постановлении КМУ №1020, не является нематериальным активом.

Бухучет приобретения и использования лицензии

В соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции от 22.05.97 г. №283/97-ВР), в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг). В подпункте 5.4.7 данного Закона указано, что в валовые расходы включаются любые расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности.

Следовательно, сумма оплаченной стоимости лицензии за соответствующий отчетный период может быть включена в валовые расходы соответствующего отчетного периода.

Если предприниматель предварительно внес плату за лицензию за весь срок ее действия, то к валовым расходам относится только часть стоимости лицензии, соответствующая отчетному периоду. В случае если деятельность, осуществлявшаяся по лицензии, преждевременно завершена, возврат чрезмерно уплаченной суммы не предусматривается. Такие расходы осуществляются за счет прибыли.

Пример. Торгово-производственная фирма, имеющая 3 места торговли, 17 июня 2000 года подала заявление и необходимые документы в отдел по вопросам торговли райгосадминистрации города для получения лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками. Решение о выдаче лицензии принято 27 июня 2000 года. Годовая плата за лицензию была внесена 27 июня 2000 года, а 30 июня 2000 года получена лицензия на осуществление этой деятельности с 1 июля 2000 года по 30 июня 2001 года.

  Содержание операции Д-т К-т Сумма, грн
27.06.2000 г. Оплата стоимости лицензии за год 37 311 1700,00
30.06.2000 г. Получена лицензия 39 37 1700,00
31.07.2000 г. Списание части стоимости лицензии на расходы 84 39 142,67
31.07.2000 г. Отображение финансового результата 79 84 142,67
31.08.2000 г. Списание части стоимости лицензии на расходы 84 39 142,67
31.08.2000 г. Отображение финансового результата 79 84 142,67
30.09.2000 г. Списание части стоимости лицензии на расходы 84 39 142,66
30.09.2000 г. Отображение финансового результата 79 84 142,66

Просмотреть блок-схему: (PDF-43.3Kb)


Разъяснение к бухгалтерским проводкам

При ежемесячном списании части стоимости лицензии (Д-т 84 К-т 39) в налоговом учете эта сумма учитывается в составе валовых расходов при определении авансового платежа по налогу на прибыль.

При заполнении Декларации о прибыли предприятий по результатам хозяйственной деятельности третьего отчетного квартала расходы на приобретение лицензии отображаются в строке 23 приложения "Ж". В нашем случае к общей сумме, указанной в строке 23 приложения "Ж", будет прибавлено 425 грн.

Налоговые особенности некоторых лицензированных видов деятельности

Некоторым субъектам предпринимательской деятельности, которые приобрели лицензию, устанавливается особый налоговый режим уплаты налога на добавленную стоимость. К таким юридическим лицам относятся:

- учебные заведения;

- учреждения здравоохранения.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые приобрели лицензию на право предоставления платных услуг по образованию или здравоохранению, в соответствии с Законом Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", освобождаются от обложения НДС при осуществлении операции по:

- предоставлению, согласно перечню, установленному КМУ, услуг по образованию учебными заведениями, имеющими лицензию.

Сюда, согласно постановлению КМУ от 21.01.98 г. №61 (с дополнениями), относятся:

  • обучение иностранных и отечественных студентов в вузах сверх государственного заказа в пределах лицензированного объема приема (на условиях договора или контракта с физическими и юридическими лицами);
  • получение второго высшего образования, второй квалификации младшего специалиста;
  • подготовка рабочих различных профессий сверх государственного заказа;
  • обучение слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений;
  • повторное изучение отчисленными студентами отдельных дисциплин и курсов с дальнейшей сдачей экзаменов;
  • прием кандидатских экзаменов;
  • довузовская подготовка;
  • курсы, кружки, факультативы, группы по изучению иностранных языков, компьютерной подготовке, по обучению игре на музыкальных инструментах, хореографии, изобразительному искусству, стенографии и машинописи, крою и шитью, отделке помещений, агротехнике, зоотехнике;
  • обучение детей в школах эстетического воспитания (музыкальных, художественных, хореографических и школах искусств);

- предоставление услуг по здравоохранению согласно перечню, установленному КМУ, учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на предоставление таких услуг.

К этому перечню согласно постановлению КМУ от 05.10.98 г. №1602 (с дополнениями) относятся:

  • предоставление косметологической помощи, за исключением предоставляемой по медицинским показаниям;
  • массаж с целью укрепления здоровья взрослого населения, коррекции осанки и т. п;
  • проведение профилактических медицинских осмотров с вынесением заключения о состоянии здоровья по просьбе граждан;
  • проведение гигиенической экспертизы проектных материалов и предварительных проектных предложений, в том числе по размещению объекта, а также нормативной документации на новые технологии производства продукции и новые виды продукции по заявке заказчика, гигиеническая оценка образцов новых видов продукции;
  • предоставление консультационной помощи по вопросам, касающимся проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;
  • обследование соответствия состояния строящихся, реконструируемых или функционирующих объектов санитарному законодательству по заявке заказчика;
  • проведение токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических, физиологических и других обследований относительно безопасности продукции для здоровья человека по заявке заказчика;
  • выдача разрешений субъектам хозяйствования на производство, использование, транспортировку, хранение, реализацию, захоронение, уничтожение, утилизацию продукции и веществ отечественного и импортного производства, потенциально опасных для здоровья человека;
  • предоставление юридическим и физическим лицам консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении, в том числе по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения;
  • проведение медицинского осмотра лиц:

а) для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданам, за исключением военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которыми предусмотрено законодательством;

б) для получения соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих в зарубежных странах, оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в служебные командировки (за исключением государственных служащих, работа которых связана с такими выездами и которые имеют соответствующие медицинские документы);

в) для получения удостоверения водителя транспортного средства;

  • медицинское обслуживание съездов, конференций, симпозиумов, фестивалей, совещаний, соревнований, зон отдыха и т. п.;
  • медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием;
  • организация медицинского контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом в оздоровительных учреждениях;
  • проведение профилактических прививок гражданам, отъезжающим за границу по вызову, для оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в туристические путешествия (кроме отъезжающих на лечение и в служебные командировки);
  • составление по заявкам заказчиков санитарных паспортов радиотехнических объектов и проведение натуральных исследований для их подтверждения;
  • проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы по аккредитации и аттестации предприятий, учреждений, организаций на право проведения токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических и других исследований по заявкам заказчиков;
  • определение по заявкам заказчика вредных и опасных факторов производственной среды, технологического и трудового процессов, проведение исследований для разработки средств и мер по устранению или уменьшению их опасного действия;
  • обучение на рабочем месте в учреждениях санэпидслужбы, государственных научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профиля специалистов предприятий, проведение санитарно-гигиенических и бактериологических исследований по заявкам заказчиков;
  • предоставление услуг в организации работы ведомственных санитарных лабораторий, оснащении их медицинской техникой (оборудованием, аппаратурой, приборами).

При наличии соответствующей лицензии, указанные выше услуги освобождаются от налога на добавленную стоимость независимо от формы собственности субъекта предпринимательской деятельности, который предоставляет эти услуги.

Финансовые санкции

Действующим законодательством запрещается осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без приобретения специального разрешения (лицензии). Нарушение требований закона приводит, наряду с лишением лицензии, к наложению финансовых санкций. Так, в соответствии со статьей 164 Кодекса об административных правонарушениях от 17.12.84 г. №8073-X (с изменениями и дополнениями), занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, влечет за собой наложение штрафа от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Отдельно рассматриваются нарушения осуществления деятельности в области связи. В соответствии со статьей 145 Кодекса, нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в области связи, предусмотренную лицензиями, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности в размере от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Лицензирование розничной продажи водочных и табачных изделий

Обращаем ваше внимание на то, что, в соответствии с Постановлением КМУ от 21.06.2000 г. №1002 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины", выдачу лицензий на осуществление деятельности по экспорту и импорту и розничной торговле алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляет МВЭСторг по согласованию с Минфином, а выдачу лицензий на осуществление оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляет Минфин.

Эта информация не была учтена в теме "Лицензирование" урока 8.

Определение понятий

Табачные изделия - сигареты, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак и другие изделия из табака и его заменители, влияющие на физиологическое состояние человека при применении;

оптовая торговля - деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности;

розничная торговля - деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания;

место торговли - место реализации товаров, оборудованное электронным контрольно-кассовым аппаратом или где имеется товарно-кассовая книга, в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров;

сырье - предметы труда и естественные компоненты, подлежащие дальнейшей переработке.

Продажу каких изделий необходимо лицензировать

Начиная деятельность по розничной или оптовой торговле водочными, табачными изделиями, прежде всего необходимо определить для себя, продажа каких товаров требует лицензирования. В соответствии с Законом Украины от 19.12.95 г. № 481/95-BP "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями", к алкогольным напиткам относятся продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, относящихся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08.

Так, к алкогольным напиткам под кодом 22 04 относятся:

- вина виноградные натуральные, включая крепленые;

- сусло виноградное, кроме указанного в товарной позиции 20 09 (соки фруктовые, включая виноградное сусло, и соки овощные, несброженные и не содержащие добавки спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ).

К товарам под кодом 22 05 относятся:

- вермуты;

- другие виноградные натуральные вина с добавлением растительных или ароматных экстрактов.

К товарам под кодом 22 06 относятся:

- другие сброженные напитки (яблочный сидр, перри - грушевый сидр, медвяный напиток);

- смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, которые в другом месте не поименованы.

К товарам под кодом 22 08 относятся:

- этиловый неденатурированный спирт с концентрацией спирта менее 80%;

- спиртовые настойки;

- ликеры;

- другие спиртовые напитки.

Что касается табачных изделий, реализация которых подлежит лицензированию, то к ним относятся товары, имеющие, в соответствии с Гармонизированной системой описания, коды 24 02 и 24 03.

К группе 24 02 относятся:

- сигары, сигары с обрезанными концами;

- сигариллы - тонкие сигары;

- сигареты из табака или его заменителей.

К группе 24 03 относятся:

- другой изготовленный промышленно табак;

- промышленные заменители табака;

- табак "гомогенизированный" "восстановленный";

- табачные экстракты и эссенции.

Сколько лицензий требуется и где их приобрести

Каждый раз, когда предприниматель решает заняться реализацией водочных или табачных изделий или вместе тех и других, встает вопрос: а сколько лицензий требуется для этого? Чтобы правильно ответить на него, в первую очередь необходимо выяснить, сколько торговых мест у предприятия, на которых будут реализовываться водочные или табачные изделия.

Законом Украины "О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями" определено, что выдача лицензий на осуществление розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется по месту торговли субъекта предпринимательской деятельности. То есть основанием для определения количества лицензий, которые должен приобрести предприниматель, служит количество мест торговли.

В вышеупомянутом законе определено, что место торговли - это место реализации товаров, оборудованное электронным контрольно-кассовым аппаратом или где имеется товарно-кассовая книга, в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

Оснащение места торговли электронными контрольно-кассовыми аппаратами или товарно-кассовыми книгами является условием реализации товаров, а не основанием для выдачи нескольких лицензий.

Правилами розничной торговли алкогольными напитками, утвержденными постановлением КМУ от 30.07.96 г. №854, установлено, что розничная торговля алкогольными напитками - это деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.

Таким образом, учитывая требования действующего законодательства, для осуществления деятельности по розничной торговле алкогольными напитками в одном помещении или здании (продовольственном магазине, баре, кафе и т. п.) по одному адресу, субъект предпринимательской деятельности должен иметь одну лицензию на деятельность по розничной торговле алкогольными напитками.

Если предприниматель намеревается осуществлять продажу на одном торговом месте как водочных, так и табачных изделий, необходимо иметь в виду, что лицензии выдаются отдельно(!) на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и на право осуществления розничной торговли табачными изделиями.

На основании приведенного можно прийти к выводу:

- основанием для приобретения лицензии является факт продажи водочных и табачных изделий;

- количество лицензий не зависит от количества электронно-кассовых аппаратов или товарно-кассовых книг, использующихся на одном торговом месте;

- количество лицензий должно равняться количеству торговых мест, где реализуются водочные изделия;

- если в одном торговом месте осуществляется продажа как водочных, так и табачных изделий, даже при применении одного кассового аппарата необходимо приобрести две лицензии.

Осталось выяснить, где получать лицензии?

Как определено законодательством, лицензию получают по месту торговли предпринимателя.

Прием документов для получения лицензий на ведение розничной торговли и их выдача осуществляются отделами по вопросам торговли районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, а в городах областного подчинения - исполнительными комитетами городских советов, по согласованию с Министерством финансов. Прием документов для получения лицензий на ведение оптовой торговли - в соответствующих территориальных управлениях Минфина.

В случае ведения деятельности по продаже таких изделий в нескольких торговых местах, расположенных в различных территориальных общинах, лицензии приобретаются у соответствующих территориальных общин.

Подача документов

Прежде чем отправиться в отдел торговли местной госадминистрации или исполкома горсовета или в соответствующий отдел Минфина, предварительно выясните, в котором часу и в каком помещении принимают документы. Ведь документы для получения лицензии принимают по графику, в специально определенном помещении.

Документы для получения лицензии подает физическое лицо:

- лично предприниматель, в случае приобретения лицензии физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности;

- которое уполномочено юридическим лицом, в случае приобретения лицензии юридическим лицом.

Приказом МВЭСторга Украины от 17.07.96 г. №347 "О мерах по организации работы по выдаче лицензий на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями" определен порядок подачи документов.

Если лицензию на право розничной торговли водочными или табачными изделиями приобретает предприниматель - физическое лицо, необходимо подать следующие документы:

- заявление для получения лицензии соответствующего образца (образец напечатан в "ДК" №26);

- паспорт, на основании которого проверяется соответствие данных, указанных в заявлении, паспортным данным;

- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности, засвидетельствованное печатью государственной налоговой инспекции по месту регистрации физического лица;

- копию документа о регистрации электронного контрольно-кассового аппарата, засвидетельствованную подписью предпринимателя и печатью, а в случае использования товарно-кассовых книг - справку соответствующего финансового органа местной государственной исполнительной власти по месту жительства субъекта предпринимательской деятельности о регистрации товарно-кассовой книги.

Для получения лицензии юридическое лицо подает следующие документы:

- заявление для получения лицензии соответствующего образца;

- копию свидетельства о государственной регистрации лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности, засвидетельствованную подписью руководителя и печатью предприятия;

- справку государственной налоговой инспекции о взятии на учет юридического лица, засвидетельствованную печатью государственной налоговой инспекции по месту регистрации юридического лица;

- копию документа о регистрации электронных контрольно-кассовых аппаратов, засвидетельствованную подписью руководителя и печатью предприятия, в случае использования товарно-кассовых книг - справку соответствующего финансового органа местной государственной исполнительной власти по местонахождению юридического лица о регистрации товарно-кассовой книги.

Для получения лицензии на право оптовой торговли указанными изделиями субъект предпринимательской деятельности должен представить:

- заявление установленного образца, которое определяется Министерством финансов;

- копию свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, которая должна быть засвидетельствована у нотариуса;

- копию справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, также нотариально засвидетельствованную;

- справку государственной налоговой инспекции о взятии на учет юридического лица в качестве налогоплательщика, скрепленную печатью государственной налоговой инспекции. Физическое лицо представляет копию свидетельства о государственной регистрации его в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

- нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающие права собственности, аренды или другого использования складских помещений;

- справку государственной налоговой инспекции о регистрации мест хранения спирта, оптовых партий алкогольных напитков и табачных изделий;

- справку государственной налоговой инспекции об отсутствии у субъекта предпринимательской деятельности задолженности по обязательным платежам в бюджет по форме, определенной Государственной налоговой администрацией.

Собрав все необходимые документы, в определенное время вы оказываетесь перед ответственным лицом торгового отдела горисполкома, которое должно проверить комплектность поданных документов и их соответствие требованиям к оформлению. На заявлении субъекта предпринимательской деятельности проставляются дата его приема и входной номер, который заносится в журнал учета входных документов.

Если документы поданы на получение лицензии с нарушением требований к их оформлению, они возвращаются заявителю. На документе, имеющем нарушение, ответственное лицо обязательно ставит отметку о содержании нарушения. Срок рассмотрения документов при этом прерывается до подачи переоформленных документов. При возврате заявителю документов на переоформление на заявлении и в журнале учета входных документов органа, который выдает лицензии, ставят отметки. При повторной подаче комплекта документов после исправления определенных нарушений на заявлении и в журнале учета опять ставят отметку для определения срока рассмотрения заявления на получение лицензии.

Продолжение следует.
В. ЛАВРЕНОВ


ПОСУТИ:

Приобретенное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности не соответствует критериям нематериального актива, т. е. разрешение (лицензия) на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определен в постановлении КМУ №1020, не является нематериальным активом.

При наличии соответствующей лицензии, указанные выше услуги освобождаются от налога на добавленную стоимость независимо от формы собственности субъекта предпринимательской деятельности, который предоставляет эти услуги.

Выдачу лицензий на осуществление деятельности по экспорту и импорту и розничной торговле алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляет МВЭСторг по согласованию с Минфином, а выдачу лицензий на осуществление оптовой торговли алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляет Минфин.

Место торговли - это место реализации товаров, оборудованное электронным контрольно-кассовым аппаратом или где имеется товарно-кассовая книга, в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

Лицензии выдаются отдельно(!) на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и на право осуществления розничной торговли табачными изделиями.

Если документы поданы на получение лицензии с нарушением требований к их оформлению, они возвращаются заявителю. На документе, имеющем нарушение, ответственное лицо обязательно ставит отметку о содержании нарушения. Срок рассмотрения документов при этом прерывается до подачи переоформленных документов. При возврате заявителю документов на переоформление на заявлении и в журнале учета входных документов органа, который выдает лицензии, ставят отметки.


Уважаемые читатели!

В "Школе бухгалтера", тема "Лицензирование" ("ДК" №26, с. 23, абзац 2, 3, 5), была допущена ошибка.

Осуществление деятельности в сфере оптовой, розничной торговли и общественного питания продовольственными и непродовольственными товарами, а также предоставление бытовых услуг НЕ ТРЕБУЕТ лицензирования.

Приносим свои извинения.

Редакция "ДК"

Нормативная база курса

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua