Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#42 '2000: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: Урок 12-й. Часть 1.

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА: Урок 12-й. Часть первая.

2. Необоротные активы

Продолжение. Начало в уроке 6, "ДК" №17, уроке 7, "ДК" №20, уроке 8, "ДК" №22, уроке 9, "ДК" №26, уроке 10, "ДК" №29 , уроке 11, "ДК" №36 .

Оплата стоимости проекта

После подписания акта и приемки всей документации в рамках проекта фирма "Галикон ЛТД" перечисляет 11.03.2000 г. на счет ЗАО "Стройпроект" 18000 грн, в том числе НДС - 3000 грн.

Составление рабочей документации для строительства здания

Третьим этапом создания нашего объекта архитектуры (здания магазина) будет составление рабочей документации для строительства объекта. Она необходима для того, чтобы приступить к поиску подрядчика для строительства, и выполняется на основании утвержденного проекта в соответствии с государственными стандартами, правилами и нормами той же фирмой-проектантом - ЗАО "Стройпроект".

В соответствии с протоколом согласования стоимости услуг по изготовлению рабочей документации к договору между ЗАО "Стройпроект" и фирмой "Галикон ЛТД", ее стоимость составляет 4000 грн плюс НДС (4000 х 20 : 100)=800 грн, итого (4000 + 800) = 4800 грн. 13.03.2000 г. стороны подписывают акт выполненных работ, а фирма "Стройпроект" (исполнитель) выписывает фирме "Галикон ЛТД" (заказчику) налоговую накладную на стоимость услуг [4000 + 800(НДС)] = 4800 грн, после чего ЗАО "Стройпроект" передает фирме "Галикон ЛТД" саму документацию, а фирма "Галикон ЛТД" 14.03.2000 г. перечисляет ЗАО "Стройпроект" указанную сумму. "Входной" НДС по расходам на составление рабочей документации относится к составу налогового кредита (причины - см. выше), а налоговую накладную, которая должна быть выписана так, как указано в Порядке выписки №165, фирма "Галикон ЛТД" должна разнести в книгу учета приобретения товаров в том же порядке, который рассмотрен ранее.


Просмотреть блок-схему (PDF-61,2Kb)
Составление рабочей документации для строительства здания


Строительство здания

Четвертым этапом создания объекта архитектуры (здания магазина) будет само строительство. Для его осуществления фирма "Галикон ЛТД" находит подрядчика - ООО "Стройофис", передает ему проектную документацию на строительство и заключает с ним договор подряда. Как мы уже упоминали, по данным проекта, сметная стоимость строительства здания магазина определена фирмой "Галикон ЛТД" в сумме 400000 грн. Однако сметные расчеты являются предварительными.

Порядок определения стоимости подрядных работ по строительству зданий регламентирован Правилами №197. Он обязателен при определении стоимости объектов, строительство которых осуществляется из бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности. Впрочем, негосударственные предприятия тоже могут пользоваться положениями Правил №197. В соответствии с пунктом 5.1. Раздела 2 данных Правил, заказчик передает подрядчику проектно-сметную документацию до выполнения работ, подрядчик готовит предложения по договорной цене и согласовывает ее с заказчиком путем переговоров.

Подготовка материалов для обоснования договорных цен - в компетенции подрядчика. В результате совместного решения оформляется протокол согласования договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда на капитальное строительство. Принятая подрядчиком и заказчиком договорная цена не может быть изменена одной стороной без согласования с другой. При формировании договорной цены указываются следующие данные:

- единица измерения, за которую она устанавливается;

- денежная единица, в которой определяется договорная цена;

- способ определения договорной цены;

- форма согласования договорной цены.

Единица измерения избирается на основании действующих строительных норм и правил с учетом сложившейся строительной практики.

При заключении договора необходимо учитывать специфику, предусмотренную Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ), глава 29, статьи 353-357, о чем упоминалось выше. Дата заключения договора - 21.03.2000 г. Как мы помним, в соответствии с проектом, стоимость здания составляет 400000 грн. После согласования договорной цены в порядке, предусмотренном Правилами №197, стороны определили стоимость строительства: 400000 грн. К этой цифре следует добавить НДС в сумме (400000 х 20 : 100) = 80000 грн, и в общей сумме стоимость сооружения здания магазина для фирмы "Галикон ЛТД" составит (400000 + 80000) = 480000 грн. Срок строительства, согласно договору, - один год, при этом срок окончания - март 2001 года. Договором также предусмотрено, что заказчик ежеквартально, как правило, в начале квартала, осуществляет авансирование строительства в размере 25% его полной стоимости, то есть в сумме (480000 : 4)=120000 грн, а окончательный расчет производит после сдачи объекта и оформления соответствующих документов.

Во время строительства заказчик (фирма "Галикон ЛТД") осуществлял подрядчику (фирме "Стройофис") следующие платежи: в начале апреля 2000 г. - 120000 грн, в том числе НДС - (120000 х 20 : 120) = 20000 грн; в начале июля 2000 г. - 120000 грн, в том числе НДС - 20000 грн; в начале октября 2000 г. - 120000 грн, в том числе НДС - 20000 грн. В налоговом учете НДС вышеупомянутые суммы НДС относились фирмой "Галикон ЛТД" к налоговому кредиту по факту перечисления соответствующих авансов, так как в данном случае перечисление денег - более раннее событие, чем приобретение построенного здания, на основании налоговых накладных, выписанных подрядчиком после каждого случая получения денег.

Отметим, что в связи с инфляционными процессами во время строительства также возможно изменение первоначальной стоимости возводимого объекта. Пунктом 6.2 раздела 2 Правил №197 предусмотрена возможность установления динамичных договорных цен на строительные работы, которые корректируются в процессе выполнения работ в связи с влиянием инфляции. При установлении динамичных цен в договоре подряда на капитальное строительство указываются возможность и сроки их корректирования в течение периода строительства.

Пятым этапом создания объекта архитектуры является контроль за строительным процессом. Такой контроль предусмотрен Законом об архитектуре. Для обеспечения соблюдения во время строительства требований градостроительной и проектной документации, правил застройки местности, а также для защиты прав потребителей строительной продукции со стороны государства осуществляется соответствующий контроль Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее органами на местах. Он регламентирован Положением №253. В соответствии с пунктом 3 этого Положения, инспекции государственно-строительного контроля на местах:

- выдают застройщикам разрешения на выполнение строительных работ, регистрируют объекты строительства;

- принимают участие в работе комиссий по приему в эксплуатацию законченных строительством объектов;

- производят выборочные проверки: соответствия размещения объектов, выполнения строительных работ государственным стандартам, нормативам и правилам, архитектурным требованиям, техническим условиям, утвержденным проектным решениям, местным правилам застройки населенных пунктов; своевременности и качества выполнения участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемок, замеров, испытаний; наличия сертификатов на строительную продукцию;

- рассматривают дела о правонарушениях в сфере градостроительства и принимают соответствующие решения.

Для исполнения этих функций строительные инспекции имеют право:

1) беспрепятственного доступа своих должностных лиц на строительство объектов независимо от форм собственности;

2) издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения заказчиками, строительными и проектными организациями предписания по устранению нарушений законодательства, государственных стандартов, норм и правил, архитектурных требований, технических условий, утвержденных проектных решений, вносить заказчикам предложения о прекращении финансирования объектов до устранения выявленных недостатков;

3) требовать в необходимых случаях от заказчиков строительства, подрядчиков выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов сооружений, проведения съемок и замеров;

4) получать от заказчиков, проектных и строительных организаций нормативно-техническую, проектную и другую документацию, необходимую для исполнения возложенных на них функций;

5) останавливать строительные работы, не соответствующие требованиям законодательства, государственных стандартов, норм и правил, архитектурным правилам, техническим условиям, утвержденным проектным решениям, местным правилам застройки населенных пунктов или осуществляющиеся без разрешения на их выполнение;

6) бесплатно получать от заказчиков, строительных организаций данные о вводе в действие основных фондов, реализации продукции;

7) уведомлять органы государственной статистики о фактах нарушений порядка приема в эксплуатацию законченных строительством объектов для исключения их из числа введенных в действие;

8) составлять протоколы о правонарушениях в сфере градостроительства и налагать штрафы в соответствии с действующим законодательством.

Наложение штрафов за нарушения в сфере градостроительства предусмотрено Законом №208. В соответствии со статьей 1 данного Закона, предприятия всех форм собственности, осуществляющие работы по проектированию объектов архитектуры, по их строительству, а также являющиеся заказчиками в строительстве, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

а) проведение строительных работ без разрешения на их выполнение либо без утвержденной проектной документации - штраф в размере 50% стоимости соответствующих работ;

б) передачу в производство проектной документации, не соответствующей государственным стандартам, нормам и правилам, техническим условиям либо утвержденной градостроительной документации, - в размере 25% стоимости разработанной проектной документации;

в) выполнение строительных работ, не соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам, а также проектным решениям, - в размере 10% стоимости выполненных работ;

г) приемку в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, а также местных правил застройки населенных пунктов либо проектных решений, - в размере 5% стоимости соответствующих объектов;

д) уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний инспекций государственного архитектурно-строительного контроля - в размере 20 не облагаемых минимумов доходов граждан.

Уплата этих штрафов не освобождает предприятие от обязанности устранить допущенные нарушения.

Кроме того, во время строительства объекта архитектуры также осуществляется авторский надзор автором проекта (в нашем случае такой надзор производит согласно договору на составление проекта здания производственного корпуса для фирмы "Галикон ЛТД" проектант - ЗАО "Стройпроект").


Просмотреть блок-схему (PDF-77,3Kb)
Строительство здания


Приемка построенного здания заказчиком

Шестым этапом создания объекта архитектуры будет приемка заказчиком построенного здания. Предположим, что в марте 2001 г. подрядчик (фирма "Стройофис") заканчивает строительство здания. Это должно быть оформлено первичными документами. Такими документами являются:

- акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию завершенного строительством здания, сооружения, помещения, утвержденный государственными нормами С.18 ДБН. А.3.1-3-94;

- акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию завершенного строительством здания, сооружения, помещения, утвержденный государственными нормами С.18 ДБН. А.3.1-3-94.

Статьей 9 Закона об архитектуре предусмотрено, что в приемке в эксплуатацию завершенного объекта архитектуры принимает участие автор проекта - он подписывает указанный акт. Без такой подписи этот акт недействителен. Кроме подписи и круглой печати проектанта, в акте выполненных строительных работ, который составят фирма "Стройофис" (подрядчик) и фирма "Галикон ЛТД" (заказчик), должны быть подписи и круглые печати следующих лиц:

- представителя органа государственной власти (администрации);

- архитектора;

- санитарного врача;

- пожарной службы;

- территориальных служб водопроводной канализации, теплосетей, энергопредприятий и т.п.

Дополнительно к вышеуказанным подписям и печатям акт выполненных строительных работ должен быть подписан от подрядчика (фирмы "Стройофис") лицом, непосредственно ответственным за выполнение работ (прорабом), а от заказчика (фирмы "Галикон ЛТД") - лицом, непосредственно ответственным за эксплуатацию здания (допустим, что в нашем случае это начальник отдела капитального строительства), а также утвержден подписями руководителей подрядчика и заказчика и подтвержден соответствующими круглыми печатями.

Фактическая стоимость строительства здания магазина фирмой "Стройофис" совпала со стоимостью, заложенной в проектно-сметной документации, то есть составила 400000 грн без НДС. Кроме вышеуказанных подписей, акт выполненных строительных работ должен содержать следующие реквизиты:

- наименование предприятия-подрядчика - фирма "Стройофис" и предприятия-заказчика - фирма "Галикон ЛТД";

- название документа - акт выполненных строительных работ;

- дату и место составления - предположим, что акт составлен в г. Киеве 15.03.2001 г.;

- содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и стоимостном выражении - в акте выполненных строительных работ следует указать, что выполнены работы по строительству здания производственного корпуса, срок начала строительства - март 2000 г., а срок окончания - март 2001 г., стоимость строительства в соответствии со сметой фактических расходов с учетом накоплений (прибыли) подрядчика составляет 400000 грн, к этой сумме также прибавляется НДС по ставке 20% - 80000 грн. Кроме того, к акту должна быть приложена фактическая смета строительства здания с расшифровкой расходов и накоплений (прибыли) подрядчика.

Вместе с актом выполненных работ подрядчик (фирма "Стройофис") должна предоставить заказчику (фирме "Галикон ЛТД") налоговую накладную на сумму, оставшуюся неуплаченной после перечисления всех авансов [480000 - (120000 х 3)] = 120000 грн. Эту налоговую накладную фирма "Галикон ЛТД" должна разнести в книгу учета приобретения товаров, а соответствующую сумму НДС (20000 грн) отнести к налоговому кредиту в связи с тем, что здание будет использоваться для производственных нужд.

Отметим, что, в соответствии со статьей 12 Закона об архитектуре, вступившем в силу с 01.01.2000 г., на каждый завершенный строительством объект архитектуры до его приемки в эксплуатацию составляется архитектурно-технический паспорт (далее - архтехпаспорт) с целью обеспечения архитектурной, конструктивной, технической и функциональной идентичности объекта архитектуры, а также его надежной эксплуатации. Архтехпаспорт должен соответствовать Положению об архтехпаспорте. Согласно пункту 6 этого Положения, основанием для его составления являются:

- данные из согласованной и утвержденной проектной документации с учетом изменений к ней;

- акты на скрытые работы;

- исполнительные схемы монтажа элементов и замеров на объекте;

- технические характеристики материалов и оборудования, изложенные в соответствующих паспортах и сертификатах;

- акты пусконаладочных испытаний систем и оборудования.

Архтехпаспорт составляется по заказу заказчика (в нашем случае - фирмы "Галикон ЛТД") проектировщиком (в нашем случае - фирмой "Стройпроект") с участием подрядчика (фирмы "Стройофис") в 3-х экземплярах, в том числе оригинал и две копии. Он содержит сведения об указанных участниках строительства, а также основные характеристики объекта архитектуры (в нашем случае - здания магазина). Кроме того, в архтехпаспорте должны быть приведены особые условия эксплуатации объекта архитектуры (здания производственного корпуса), гарантийные обязательства проектанта (фирмы "Стройпроект") и подрядчика (фирмы "Стройофис").

Составленный архтехпаспорт передается заказчику (фирме "Галикон ЛТД") до создания государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию. Согласно Положению об архтехпаспорте, пункт 5, расходы на его составление входят в стоимость работ по авторскому надзору, определенную в договоре (об этом речь - ниже). При несоответствии объекта архитектуры данным архтехпаспорта госкомиссия отказывает в приемке объекта в эксплуатацию.

После подписания акта госприемки здания архтехпаспорт передается в местный орган градостроительства и архитектуры для утверждения. Затем оригинал архтехпаспорта передается заказчику (фирме "Галикон ЛТД"), а копии остаются соответственно в органе архитектуры и у проектировщика (фирмы "Стройпроект"). Фирма "Галикон ЛТД" как владелец здания производственного корпуса должна хранить у себя его архтехпаспорт в течение всего периода эксплуатации здания. Аналогичный срок должны храниться и его копии соответственно органом архитектуры и проектировщиком. Пунктом 12 Положения об архтехпаспорте предусмотена выдача владельцу его дубликата в случае утраты. А в соответствии с пунктом 5 этого Положения, расходы на составление архтехпаспорта входят в стоимость работ по авторскому надзору.

Предположим, что в нашем случае фирма "Галикон ЛТД" (заказчик) заключила договор от 22.03.2000 г. на осуществление авторского надзора ("Стройпроект"), и стоимость этих работ вместе с работами по составлению архтехпаспорта составляют 3000 грн плюс НДС - (3000 х 20 : 100) = 600 грн, или в сумме (3000 + 600) = 3600 грн. Выполнение работ оформлено соответствующим актом от 15.03.2001 г., после чего 16.03.2001 г. фирма "Галикон ЛТД" перечислила фирме "Стройпроект" указанную сумму. Вместе с актом фирма "Стройпроект" предоставила фирме "Галикон ЛТД" налоговую накладную, датированную 16.03.2001 г., которую последняя разнесла в книгу учета приобретения товаров этой же датой.

Приемка здания производственного корпуса прошла успешно и оформлена соответствующим актом государственной комиссии, датированным 17.03.2001 г., после чего фирма "Галикон ЛТД" в этот же день получила архтехпаспорт здания.

Так как у фирмы "Галикон ЛТД" уже есть акт выполненных строительных работ, она должна произвести окончательный расчет с подрядчиком, заплатив ему разницу между фактической стоимостью строительства в соответствии с актом выполненных работ и суммами, выплаченными в процессе строительства в качестве авансовых платежей. Они составляют (см. выше) - (120000 х 3) = 360000 грн, в том числе НДС - 60000 грн. Исходя из этого, фирма "Галикон ЛТД" должна перечислить подрядчику - фирме "Стройофис" (480000 - 360000) = 120000 грн, в том числе НДС - 20000 грн. Платеж осуществлен 16.03.2001 г., то есть сразу же после подписания акта.


Просмотреть блок-схему (PDF-84,2Kb)
Приемка построенного здания заказчиком


Д. ТУРЕЦКИЙ

Продолжение следует.


ПО СУТИ:

Подготовка материалов для обоснования договорных цен - в компетенции подрядчика. В результате совместного решения оформляется протокол согласования договорной цены на строительную продукцию, являющийся неотъемлемой частью договора подряда на капитальное строительство. Принятая подрядчиком и заказчиком договорная цена не может быть изменена одной стороной без согласования с другой.

В связи с инфляционными процессами во время строительства также возможно изменение первоначальной стоимости возводимого объекта. Пунктом 6.2 раздела 2 Правил №197 предусмотрена возможность установления динамичных договорных цен на строительные работы, которые корректируются в процессе выполнения работ в связи с влиянием инфляции.


Законодательная база курса

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua