Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46 '2000: Практичная бухгалтерия - Семинары "ДК" - Херсон

Восемь вопросов из заданных на семинаре в Херсоне

В сентябре в Николаеве, Одессе и Херсоне "ДК" и альянс предприятий "Ноу-Хау" провели семинары с бухгалтерами. Ведущие специалисты "ДК" давали ответы на вопросы читателей, количество которых после этой подписной кампании возросло.

Среди участников семинара были распространены тематические приложения к "ДК", пользовавшиеся огромной популярностью, а также проведена лотерея, призом которой была подписка на "ДК". Предлагаем вам ответы на вторую часть вопросов, чаще всего звучавших на семинарах (первая - напечатана в "ДК" №45).

1. Выручкой от реализации у плательщика единого налога - комиссионера является комиссионное вознаграждение

Предприятие - плательщик единого налога осуществляет торговлю арестованным имуществом по схеме, подобной комиссионной торговле. Как доказать, что мы не должны облагать единым налогом всю сумму реализованного имущества другого предприятия?

При комиссионной торговле комиссионер осуществляет реализацию своих услуг комитенту по продаже товаров, поэтому выручкой от реализации у него будет только комиссионное вознаграждение.

В соответствии с Порядком реализации арестованного имущества, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 15.07.99 г. №42/5 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.07.99 г. под №480/3773, арестованное имущество - имущество должника, на которое обращено взыскание и которое подлежит принудительной реализации. Специализированная организация - субъект хозяйствования, осуществляющий реализацию имущества на комиссионных и других договорных началах и путем проведения аукциона.

Реализация имущества осуществляется государственным исполнителем согласно Правилам комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденным приказом Министерства внешних экономических связей Украины от 13.03.95 г. №37 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 22.03.95 г. под №79/615.

Следовательно, как видим, Ваше предприятие работает не "по схеме, подобной комиссионной торговле", как это сформулировано в вопросе, а собственно по схеме комиссионной торговли.

Тема налогообложения выручки от реализации при осуществлении комиссионной торговли плательщиками единого налога уже неоднократно освещалась на страницах "ДК". Напомним только, что статьей 1 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. №727/98 (в редакции от 28.06.99 г. №746/99) определено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). А ставка единого налога определяется в размере 6% (при условии уплаты НДС) или 10% от суммы выручки от реализации.

При комиссионной торговле комиссионер осуществляет реализацию своих услуг комитенту по продаже товаров, поэтому выручкой от реализации у него будет только комиссионное вознаграждение.

2. Финансовая помощь от нерезидента

Предприятие заключило договор о сотрудничестве с иностранной фирмой. Эта фирма перечислила предприятию $200 на лечение сотрудника нашего предприятия. Считается ли данная сумма валовым доходом?

В вашем случае получение от нерезидента и передача средств работнику по договору поручения не будут влиять на состав валовых доходов и валовых расходов.

В соответствии с подпунктом 4.1.6 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР), валовой доход включает доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, за исключением случаев, когда такие операции осуществляются между налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица.

В данной ситуации целесообразным будет заключить договор поручения с нерезидентом на получение и передачу средств работнику.

По договору поручения, в соответствии со статьей 386 Гражданского кодекса Украины, одна сторона (поверенный) обязуется выполнить от имени и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия.

В соответствии с подпунктом 7.9.1 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", не включаются в валовой доход и не подлежат налогообложению средства или имущество, привлеченные налогоплательщиком на основании договора лизинга (аренды), концессии, комиссии, консигнации, доверительного управления, хранения (ответственного хранения), а также согласно другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачи права собственности на такое имущество.

В то же время подпунктом 7.9.2 определено, что не включаются в валовые расходы средства или имущество, предоставленные налогоплательщиком на основании договоров лизинга (аренды), концессии, комиссии, консигнации, доверительного управления, хранения (ответственного хранения) или согласно другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачи права собственности на такое имущество другому лицу.

Следовательно, в вашем случае получение от нерезидента и передача средств работнику по договору поручения не будут влиять на состав валовых доходов и валовых расходов.

3. Взносы в Иннофонд

Нужно ли сейчас выплачивать взносы в Иннофонд?

До настоящего времени нет нормативного документа, утверждающего форму расчета и срок уплаты сбора в Инновационный фонд.

Сбор в Инновационный фонд предусмотрен статьей 14 Закона Украины "О системе налогообложения".

В соответствии со статьей 11 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год", плательщиками инновационного сбора в 2000 году определены субъекты предпринимательской деятельности - плательщики налога на прибыль в соответствии с Законом о прибыли (кроме предприятий, основанных всеукраинскими общественными организациями инвалидов, определенных пунктом 7.12 Закона о прибыли) независимо от форм собственности, уплачивающие сбор в размере 1% от объема реализации продукции (работ, услуг), уменьшенного на сумму НДС и акцизного сбора.

Плательщики сбора, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции. уплачивают сбор с объема реализации (выручки) продукции собственного производства, уменьшенного на сумму НДС и акцизного сбора.

В торговой, посреднической и снабженческо-сбытовой деятельности сбор выплачивается от суммы торговой или сбытовой наценки (надбавки) на реализованные товары, в банковской и страховой сферах деятельности - от суммы валового дохода, за исключением отчислений в обязательные резервы, определенные законодательством.

Лицами, не уплачивающими указанный сбор, в статье названы:

- субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

- сельскохозяйственные предприятия, уплачивающие фиксированный сельскохозяйственный налог;

- бюджетные учреждения и организации.

Следует отметить, что до настоящего времени нет нормативного документа, утверждающего форму расчета и срок уплаты сбора в Инновационный фонд. Согласно пункту 7 статьи 11 Закона о налоговой службе, финансовые санкции предусмотрены только по налогам и другим платежам, по которым предоставление расчетов (налоговых деклараций) в органы государственной налоговой службы является обязательным. Следовательно, для применения финансовых санкций за неуплату сбора оснований нет.

4. Ошибка в декларации по НДС

В марте 2000 года у нас была переплата по НДС. В полную декларацию ошибочно было внесено корректирование на данную сумму как в апреле, так и в следующих месяцах. Деятельности все это время предприятие не осуществляло. Теперь налоговая утверждает, что на лицевом счете накопились все эти суммы, а следовательно, мы завысили налоговый кредит. Могут ли к нам применить финансовые санкции и пеню?

Условием применения финансовых санкций к налогоплательщику, завысившему сумму бюджетного возмещения, в соответствии с Указом №857, является получение такого возмещения, в противном случае финансовые санкции применять ГНА оснований не имеет.

В соответствии со статьей 17 Указа Президента Украины "О некоторых изменениях в налогообложении" от 07.08.98 г. №857/98 (с внесенными изменениями), если по итогам проверки выявлен факт завышения суммы бюджетного возмещения, заявленного в налоговой декларации, сумма данного завышения считается суммой налогового обязательства, скрытой от налогообложения. Если вследствие такого завышения получено бюджетное возмещение, налогоплательщик признается уклоняющимся от налогообложения и к нему применяются санкции в соответствии с законодательством.

Законом Украины "О государственной налоговой службе" от 04.12.90 г. №509-XII (с внесенными изменениями) установлено, что органы государственной налоговой службы имеют право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения в течение года после установленного предыдущей проверкой, - в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, другого платежа.

Следует отметить, что условием применения финансовых санкций к налогоплательщику, завысившему сумму бюджетного возмещения, в соответствии с Указом №857, является получение такого возмещения, в противном случае финансовые санкции применять ГНА оснований не имеет.

5. Бухгалтерский учет аренды

Можно ли сдать в аренду неустановленное оборудование и как вести учет арендодателю?

Поскольку использование необоротных активов либо в основной, либо в операционной деятельности направлено на получение дохода, по нашему мнению, перед осуществлением операций по предоставлению таких необоротных активов в аренду арендодатель должен их отобразить (если этого не было сделано) в составе необоротных активов, введенных в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1 ПБУ 14 "Аренда", данное положение определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об аренде необоротных активов и ее раскрытии в финансовой отчетности.

Аренда - это соглашение, по которому арендатор приобретает право пользования необоротным активом за плату в течение согласованного с арендодателем срока.

Отметим, что деятельность по предоставлению необоротных активов за плату, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия, может относиться как к основной, так и к операционной деятельности (ПБУ 3 "Отчет о финансовых результатах").

Поскольку использование необоротных активов либо в основной, либо в операционной деятельности направлено на получение дохода, по нашему мнению, перед осуществлением операций по предоставлению таких необоротных активов в аренду арендодатель должен их отобразить (если этого не было сделано) в составе необоротных активов, введенных в эксплуатацию.

В соответствии с ПБУ 14, аренда бывает двух видов: финансовая и операционная.

Финансовая - это аренда, предусматривающая передачу арендатору всех рисков и выгод, связанных с правом пользования и владения активом. Аренда считается финансовой при наличии по крайней мере одного из нижеприведенных признаков:

1) арендатор приобретает право собственности на арендованный актив по окончании срока аренды;

2) арендатор имеет возможность и намерение приобрести объект аренды по цене ниже его справедливой стоимости на дату приобретения;

3) срок аренды составляет большую часть срока полезного использования (эксплуатации) объекта аренды;

4) теперешняя стоимость минимальных арендных платежей с начала срока аренды равняется или превышает справедливую стоимость объекта аренды.

Операционная аренда - это аренда иная, чем финансовая.

Арендодатель отображает в бухгалтерском учете предоставленный в финансовую аренду объект как дебиторскую задолженность арендатора в сумме минимальных арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости за вычетом финансового дохода, подлежащего получению, с признанием другого дохода (дохода от реализации необоротных активов). Одновременно остаточная стоимость объекта финансовой аренды исключается из баланса арендодателя с отображением в составе других расходов (себестоимость реализованных необоротных активов).

Переданное в финансовую аренду имущество отображается по дебету субсчета 161 "Задолженность за имущество, переданное в финансовую аренду", по кредиту данного субсчета - погашение арендатором задолженности.

Стоимость и начисление амортизации объекта операционной аренды отображается арендодателем на счетах бухгалтерского учета класса 1 "Необоротные активы".

6. Расчеты через кассу Сбербанка

Можно ли юридическим лицам проводить расчеты через кассу Сбербанка?

Если учреждение коммерческого банка принимает наличные средства от физического лица - представителя предприятия-покупателя для зачисления их на расчетный счет предприятия-продавца (на основании его договора с банком) за приобретенный товар, выполненную работу, предоставленную услугу (то есть без прохождения наличности через кассу продавца), то такая "смешанная" операция для покупателя является наличной, а для продавца - безналичной, что никакими нормативными актами не запрещено.

Уплата предприятием средств другому предприятию через кассу сберегательного банка будет выглядеть следующим образом: предприятие-плательщик выдает из кассы средства своему работнику под отчет с тем, чтобы последний перечислил их предприятию - получателю средств. Данные средства поступают на расчетный счет предприятия-получателя.

Порядок осуществления наличных расчетов с использованием национальной валюты регламентируется Инструкцией НБУ №4 "Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины" и Порядком ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением НБУ от 02.02.95 г. №21.

Пунктом 7 Порядка определено, что в случае расходования предприятиями и индивидуальными предпринимателями полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению и неполучения ими при осуществлении наличного платежа от их получателя платежного документа к ним применяются финансовые санкции согласно действующему законодательству.

Таким образом, работник, осуществляющий платеж, обязательно должен представить в бухгалтерию оправдательный документ, подтверждающий использование полученных средств по назначению. В данном случае таким документом является квитанция из банка, подтверждающая осуществление уплаты по назначению.

Кроме того, следует отметить, что, в соответствии с пунктом 7 Порядка, в случае осуществления предприятиями (индивидуальными предпринимателями) наличных расчетов с другими предприятиями (индивидуальными предпринимателями) сверх установленной предельной суммы (3 тыс. грн) средства в размере превышения указанной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе плательщика наличности однократно (в тот день, когда была осуществлена такая операция) с дальнейшим сопоставлением полученной суммы с утвержденным лимитом кассы.

Организация безналичных расчетов определена Инструкцией НБУ №7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.08.96 г. №204.

В указанных документах не упоминается об указанном способе расчетов, однако это, по нашему мнению, никоим образом не запрещает их проведения. Если учреждение коммерческого банка принимает наличные средства от физического лица - представителя предприятия-покупателя для зачисления их на расчетный счет предприятия-продавца (на основании его договора с банком) за приобретенный товар, выполненную работу, предоставленную услугу (то есть без прохождения наличности через кассу продавца), то такая "смешанная" операция для покупателя является наличной, а для продавца - безналичной, что никакими нормативными актами не запрещено.

7. Налог на прибыль

В IV квартале 1999 г. получена прибыль, однако нарастающим итогом с начала года мы несем убытки. Следует ли уплатить "налог 0,8" за IV квартал, так как налоговая инспекция в III квартале этого года выставила инкассовое поручение на такую сумму?

Во-первых, если предприятие понесло убытки, ни о каких отчислениях в бюджет не может быть и речи. Во-вторых, "налог 0,8" уплачивается в бюджет в случае, когда он меньше суммы начисленного налога на прибыль отчетного периода, то есть его следует уплатить, если в отчетном периоде есть прибыль.

Пунктом 22.4 статьи 22.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. №283/97-ВР (с внесенными изменениями) определено, что в 2000 (в 1999 году здесь стояла цифра "1999", изменения внесены Законом Украины от 02.03.2000 г. №1523-III) бюджетном году суммы амортизационных отчислений определяются и учитываются при определении объекта налогообложения в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 3 этого Закона, с применением понижающего коэффициента 0,8 к нормам амортизации, установленным пунктом 8.6 статьи 8 данного Закона. При этом часть налога на прибыль подлежит зачислению в Государственный бюджет Украины.

Если по результатам отчетного (налогового) периода расчетная сумма, которая определяется как 30 процентов от разницы между суммой амортизационных отчислений отчетного (налогового) периода, определенной с применением норм амортизации, установленных пунктом 8.6 статьи 8 этого Закона, и суммой амортизационных отчислений этого же отчетного (налогового) периода, определенной с применением понижающего коэффициента, меньше или равна сумме начисленного налога на прибыль такого отчетного (налогового) периода, в Государственный бюджет Украины направляется сумма налога на прибыль, равная такой расчетной сумме.

Когда такая расчетная сумма больше, чем сумма начисленного налога на прибыль, в Государственный бюджет Украины направляется сумма фактически начисленного налога на прибыль. При этом превышение расчетной суммы над суммой начисленного налога на прибыль не учитывается при определении налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий последующих отчетных (налоговых) периодов.

При вынесении решений, подобных содержащемуся в вопросе, ГНА руководствуется именно этим пунктом. Поэтому попробуем разобраться, что он означает. Во-первых, если предприятие понесло убытки, ни о каких отчислениях в бюджет не может быть и речи. Во-вторых, "налог 0,8" уплачивается в бюджет в случае, когда он меньше суммы начисленного налога на прибыль отчетного периода, то есть его следует уплатить, если в отчетном периоде есть прибыль.

Однако указанный пункт Закона - это норма, регулирующая порядок расчета налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет за отчетный период.

Отчетным (налоговым) периодом, в соответствии с пунктом 11.1 статьи 11 Закона, является отчетный налоговый квартал (год).

Пунктом 6.1 статьи 6 Закона определено, что если объект налогообложения налогоплательщика из числа резидентов по результатам отчетного (налогового) квартала имеет отрицательное значение (с учетом суммы амортизационных отчислений), разрешается соответствующее уменьшение объекта налогообложения следующего отчетного (налогового) квартала, а также каждого из следующих двадцати отчетных (налоговых) кварталов до полного погашения такого отрицательного значения объекта налогообложения.

Кроме того, пунктом 16.4 статьи 16 Закона установлено, что налогоплательщики не позднее 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца подают в налоговый орган декларацию о прибыли за отчетный квартал, рассчитанную нарастающим итогом с начала отчетного финансового года.

Поэтому, по нашему мнению, в случае если в IV квартале есть прибыль, не погашающая убытки истекших периодов, предприятию в бюджет ничего выплачивать не следует.

8. Оценка выбытия запасов

Какой из методов выбытия запасов наиболее целесообразен для производственной деятельности?

Наиболее приемлемыми методами оценки запасов в производстве являются методы средневзвешенной себестоимости, ФИФО и оценки запасов по нормативным затратам.

ПБУ 9 "Запасы" предлагает шесть возможных методов оценки запасов при их выбытии (списании в производство, продаже и т. п.):

идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

средневзвешенной себестоимости;

ФИФО;

ЛИФО;

нормативных затрат;

цены продажи.

Метод идентифицированной себестоимости предусматривает учет отпускаемых запасов и услуг, выполняемых для специальных заказов и проектов, а также запасов, не заменяющих друг друга, - то есть данный метод применяется к продукции, изготовленной (выполненным заказам) в ограниченном количестве или однократно.

Этот метод целесообразен, если речь не идет о серийном или массовом производстве.

Метод средневзвешенной себестоимости предусматривает проведение оценки по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

Данный метод целесообразен при производственной деятельности и имеет среднюю трудоемкость для бухгалтера.

Оценка запасов по методу ФИФО основана на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступили на предприятие (отображены в бухгалтерском учете), то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажу и другое выбытие), оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов.

Метод может применяться в производственной деятельности, и он наименее трудоемок для бухгалтера, однако в условиях инфляции такой метод не оправдывает себя.

Оценка запасов по методу ЛИФО основана на предположении, что запасы используются в последовательности, обратной их поступлению на предприятие (зачислению в бухгалтерском учете), то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажу и другое выбытие), оцениваются по себестоимости последних по времени поступления запасов, то есть первыми будут списываться запасы, поступившие последними.

Однако в ПБУ 9 отмечено, что если для оценки запасов используется метод ЛИФО, то в примечаниях приводится разница между стоимостью запасов, отображенной на дату баланса в учете и отчетности, и наименьшей из стоимости, исчисленной с применением метода средневзвешенной себестоимости, ФИФО, чистой стоимости реализации. Как видим, метод трудоемкий, кроме того, преимущественно не отображает реального финансового результата, хотя и может применяться для производственной деятельности.

Оценка запасов по нормативным затратам заключается в применении норм расходов на единицу продукции (работ, услуг), установленных предприятием, с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Чтобы обеспечить максимальное приближение нормативных затрат к фактическим нормам затрат и цены, их следует регулярно в нормативной базе проверять и пересматривать.

Как видим, этот метод применяется для оценки продукции в производстве.

Для отображения реальных финансово-хозяйственных результатов деятельности предприятия, по нашему мнению, целесообразно использовать данный метод, разработав при этом на предприятии соответствующие нормы расходов.

Оценка по ценам продажи основана на применении предприятиями розничной торговли среднего процента торговой наценки на товар. Этот метод применяют предприятия, имеющие значительную и сменную номенклатуру товаров с приблизительно одинаковым уровнем торговой наценки.

Как видим, метод применяется только в торговле, поэтому останавливаться на нем не будем.

Следовательно, наиболее приемлемыми методами оценки запасов в производстве являются методы средневзвешенной себестоимости, ФИФО и оценки запасов по нормативным затратам.

Метод ФИФО - благодаря своей прозрачности при условии быстрого использования приобретенных запасов с целью предотвращения их обесценивания в результате инфляции.

Метод оценки запасов по нормативным затратам - благодаря тому, что он прямо предусмотрен для производства и относительно прост при больших объемах и ассортименте продукции.

Какой из них избрать - зависит от самого предприятия.

В то же время обращаем внимание, что, в соответствии с пунктом 16 ПБУ 9 "Запасы", для всех единиц бухгалтерского учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, применяется только один из приведенных методов.


Читайте в следующих номерах "ДК"

Девять вопросов из задававшихся участниками семинара в Одессе

1. Налог на прибыль

Согласно решению арбитражного суда, нашей собственностью признан гараж, хотя он построен не нами и никаких затрат мы не понесли. Не будет ли такая операция рассматриваться налоговыми органами как доход - с вытекающими из этого последствиями?

2. Бухгалтерский учет

Прошу ответить, как учитывать приобретенного сторожевого пса в бухгалтерском учете?

3. НДС

Можно ли зачислить бюджетное возмещение по налогу на добавленную стоимость в счет других налогов, в том числе налога на прибыль?

4. Валютное законодательство

Предприятие занимается экспортом автоуслуг. Оплата осуществляется после подписания акта выполненных работ. С какого времени начинает отсчитываться срок 90 дней: с даты, указанной в международной транспортной накладной, или с даты подписания акта?

5. Дорожный сбор

Должно ли автотранспортное предприятие в 1999 году уплачивать взносы на содержание автодорог общего пользования по ставке 2% от объема предоставленных автоуслуг или 3,2 % (в том числе 2% + 1,2%)?

6. Заработная плата

Какие налоги следует уплатить при выплате аванса заработной платы?

7. Частное предпринимательство

Нужно ли удерживать налог с частного предпринимателя и с какой суммы, если, например, стоимость приобретенного товара 1200 грн? Должно ли предприятие заполнять формы №2 и 8-ДР, если оно закупает товар у частного предпринимателя?

8. Налог на землю

Как изменился налог на землю в 2000 г. по сравнению с 1999 г.?

9. Единый налог

Предприятие является плательщиком единого налога и осуществляет услуги по таможенному декларированию грузов клиентов. По просьбе заказчика мы проводим оплату таможенных платежей на таможне с последующим возмещением нам клиентом. Входит ли эта сумма в базу обложения единым налогом (6%)?

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua