Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46 '2000: Практичная бухгалтерия - Страхование ответственности водителя

Горячая десятка вопросов о страховании гражданской ответственности водителя

Виталий МОСЕЙЧУК


1. Что такое гражданская ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами? Что она мне дает как водителю? Кто такие "третьи" лица?

2. Какие санкции предусмотрены для тех, кто не приобретет страховой полис?

3. Убытки от мелкого ДТП все равно придется возмещать самому

4. Если страховая компания обанкротится, кто будет компенсировать мои убытки?

5. Кто может не платить за страховку или имеет льготы при страховании?

6. Я нашел страховую компанию, предоставляющую скидки при страховании. Могу ли я разорвать предыдущий договор страхования гражданской ответственности водителя?

7. Наша фирма стала филиалом другого юридического лица. Сохранят ли силу полисы страхования, выданные на предыдущее юридическое лицо?

8. Будет ли действовать мой страховой полис за границей?

9. Я пользуюсь автомобилем по доверенности. Надо ли мне приобретать отдельный полис?

10. Что нужно делать при наступлении страхового случая?


Как уже известно всем водителям, Постановлением Кабинета Министров от 18.08.2000 г. №1276 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. №1388 и от 31.12.93 г. №1094" (см. "Документы для работы" №36/2000, с. 71) изменены Правила дорожного движения - с 1 октября 2000 года в Украине стало обязательным наличие у водителя страхового полиса гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Исходя из того, что полис является обязательным и стоит, в зависимости от рабочего объема двигателя, от 74,8 грн до 195,5 грн за один автомобиль на год, с точки зрения бухгалтера и предпринимателя есть все основания рассматривать полисы как дополнительные налоги (сборы) по аналогии с налогом с владельцев транспортных средств и со сборами на обязательное пенсионное и социальное страхование. Поэтому возникает вопрос, как минимизировать лишнюю налоговую нагрузку или использовать ее на благо фирмы и окружающих лиц и при этом не попасть впросак.

Редакция получила много вопросов по страхованию гражданской ответственности водителя и, несмотря на то, что при отсутствии полиса будут штрафовать не ранее Нового года, при помощи страховщиков будет пытаться ответить на них и предусмотреть возможные проблемы и пути их решения.

1. Что такое гражданская ответственность владельцев транспортных средств перед третьими лицами? Что она мне дает как водителю? Кто такие "третьи" лица?

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено пунктом 24 статьи 6 Закона Украины от 07.03.96 г. №85/96-ВР "О страховании" (далее - Закон о страховании). В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса, организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, строительства, владельцы автомобилей и др.), обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности, если не будет доказано, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего. А страховка дает возможность освободиться от необходимости предоставления любых доказательств.

"Третьими" лицами называются все лица, не являющиеся ни страховщиками (страховые компании можно назвать первыми лицами), ни страхователями (те, кто застраховал свою гражданскую ответственность, вторые лица), которым причинен ущерб транспортным средством вследствие дорожно-транспортного происшествия. Проще говоря, это все пострадавшие пассажиры, пешеходы, другие водители и их имущество и т. п. Таким образом, если вы, имея страховку гражданской ответственности, причинили неумышленный вред здоровью, жизни других лиц, то страховая компания за вас возмещает до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500 грн) и в размере 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан на день заключения договора страхования (25500 грн) - в случае имущественного ущерба.

Главным документом в деле страхования гражданской ответственности водителя является Постановление Кабинета Министров Украины от 28.09.96 г. №1175 "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями, далее - Постановление о страховании). Таким образом, наличие полиса делает бессмысленными "разборки" в болезненных вопросах: кто виноват в ДТП и чем будет компенсировать ущерб. Компенсировать ущерб будет страховая компания виновного водителя, и головная боль относительно виновника перелагается на нее при наличии заключения ГАИ.

2. Какие санкции предусмотрены для тех, кто не приобретет страховой полис?

Теперь, несмотря на обязательность гражданского страхования ответственности владельцев транспортных средств, ни Кодекс об административных правонарушениях, ни Правила дорожного движения не предусматривают ответственности водителей за отсутствие полиса. А в соответствии с приказом МВД от 04.09.2000 г. №610, рабочие ГАИ будут осуществлять контроль за наличием полиса и осуществлять разъяснительную работу относительно необходимости его приобретения для тех, у кого он отсутствует, но не будут применять никаких административных санкций. Такое состояние дел продержится приблизительно до Нового года и будет зависеть от ловкости народных депутатов по внесению изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Но надо помнить, что береженого Бог бережет.

Нужно обратить внимание, что отсутствие наказания не может быть оправданием для неприобретения полиса. В первую очередь следует руководствоваться экономическими факторами. В частности, полис для автомобиля ВАЗ обойдется приблизительно в 100 грн, а это лишь стоимость 50 литров бензина (можно сказать, топливного бака). То есть за бак горючего можно застраховаться от несчастных случаев и неприятностей на дороге в течение года.

Бухгалтерам также стоит напомнить, что, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", любые расходы по страхованию гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных фондов налогоплательщика, относятся к составу валовых расходов.

3. Убытки от мелкого ДТП все равно придется возмещать самому

Такое тоже может быть. Дело в том, что страховая компания может установить до 2 процентов страховой суммы при имущественном страховании как франшизу (отметим, что франшиза применяется при имущественном страховании, но не при страховании жизни и здоровья). Франшиза - это часть убытков, которая в любом случае не возмещается страховой компанией согласно договору страхования. Ее функция - защита от страхового мошенничества. В соответствии с Постановлением о страховании, ее размер не может превышать 2 процентов от страхового возмещения (25500 грн), таким образом, размер франшизы не может превышать 510 грн. То есть если вы нанесли ущерб на сумму в 1000 грн, то только 490 грн (1000 грн - 510 грн) оплатит страховая компания, а остальное вы должны будете выплачивать из собственного кармана. Таким образом, помятые крыло, бампер, разбитую фару и т. п., стоящие менее 510 грн, придется возмещать из собственного кармана, т. е. страховка дает не 100, а 98-процентную гарантию возмещения убытков.

Однако заметим, что франшиза - это право страховой компании, которое должно быть оговорено в страховом полисе, и, в принципе, она может им и не воспользоваться. Таким образом, первое, что вы должны спросить у страховой компании, - это размер франшизы, ведь ее наличие делает страхование очень похожим на двойное налогообложение. Еще раз отмечаем, что в случае заключения договора страхования с применением франшизы в страховом полисе должно быть сделано примечание об установленном размере франшизы. Читайте внимательно полис. На первый взгляд, франшиза - это возмутительная вещь, но тем самым страховые компании предохраняют себя от рассмотрения мелких ДТП. В случае возмещения ущерба жизни и здоровью третьих лиц также нужно знать, что возмещается вред, нанесенный не более чем 5 лицам (при превышении количества пострадавших страховое возмещение распределяется между всеми пострадавшими)!

Пункт 12 Постановления о страховании определяет и другие случаи, когда страховая компания не возмещает ущерб, и их тоже стоит запомнить:

  • в случае причинения вреда жизни и здоровью владельца транспортного средства, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия;
  • за поврежденное или уничтоженное любое имущество (груз), находившееся в транспортном средстве страхователя, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия;
  • за поврежденное или уничтоженное транспортное средство его владельцу, виновному в совершении дорожно-транспортного происшествия;
  • за загрязнение или повреждение вследствие дорожно-транспортного происшествия объектов окружающей природной среды (правда, в цивилизованных странах в гражданскую ответственность попадают и эти риски);
  • за последствия пожара, который возник вследствие дорожно-транспортного происшествия вне края проездной части и на прилегающей к ней территории (опять-таки, в цивилизованных странах и эти риски входят в гражданскую ответственность);
  • за повреждение или уничтожение вследствие дорожно-транспортного происшествия антикварных вещей, изделий из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, предметов религиозного культа, коллекций картин, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг; если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие умышленных действий или грубой неосторожности третьего лица, признанных такими в установленном порядке;
  • если дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, военных конфликтов, стихийного бедствия, взрыва боеприпасов, пожара транспортного средства, не связанного с этим происшествием.

4. Если страховая компания обанкротится, кто будет компенсировать мои убытки?

Обанкротиться могут все. Но для предотвращения отсутствия страхового возмещения в случае неплатежеспособности страховой компании в Украине создано Моторное (транспортное) страховое бюро, именно члены которого и имеют право проводить страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таких компаний сейчас насчитывается 73, и их количество будет увеличиваться.

В то же время, в соответствии с пунктом 13 Постановления о страховании, Моторное (транспортное) страховое бюро в случае банкротства страховщика возмещает вред, причиненный только жизни и здоровью третьего лица. То есть возмещение имущественных убытков в случае банкротства страховой компании ложится полностью на карман водителя. Таким образом, при выборе страховой компании следует руководствоваться надежностью, так же как и при выборе банка для открытия депозитного счета.

5. Кто может не платить за страховку или имеет льготы при страховании?

Единственная категория освобожденных от покупки полиса - это инвалиды. Причем мотоколяской или специально оборудованным автомобилем с опознавательным знаком "Инвалид" должны лично руководить инвалиды - граждане Украины. Они не заключают со страховиками договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а считаются застрахованными Моторным (транспортным) страховым бюро. Также не подлежат страхованию те, кто въезжает в Украину и имеет международные страховые полисы "зеленая карта".

Прочие категории владельцев транспортных средств могут рассчитывать только на скидки. Прежде всего, в случае заключения одним страхователем договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по 30 и более транспортным средствам на 6 месяцев и более размеры страховых платежей уменьшаются на 20 процентов. Эта льгота в первую очередь заинтересует АТП.

35-60 процентов скидки (только на легковые автомобили) имеют владельцы транспортных средств - пенсионеры (граждане Украины), которые лично управляют транспортным средством.

В соответствии с пунктом 7 Постановления о страховании, страховая организация имеет право уменьшать размер страховых платежей с целью поощрения владельцев транспортных средств, постоянно обеспечивающих безаварийную эксплуатацию своих транспортных средств, а также повышать размеры страховых платежей владельцам транспортных средств, по вине которых произошли страховые случаи (на условиях, которые устанавливаются Моторным (транспортным) страховым бюро), но не более чем на 50 процентов размера страхового платежа в обоих случаях. Таким образом, нужно помнить, что при совершении аварий можно подвергнуться даже увеличению страховых тарифов, что очень напоминает сбор на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю работоспособности, который внедряется для всех предприятий и организаций Украины с 1 января 2001 года.

Также нужно заметить, что в случае наступления страхового случая и выплаты страхового возмещения третьему лицу страховой организацией в объеме, большем чем 25 процентов страховой суммы, страхователь, по вине которого было совершено дорожно-транспортное происшествие, должен перезаключить договор обязательного страхования гражданской ответственности. То есть придется приобретать новый полис.

6. Я нашел страховую компанию, предоставляющую скидки при страховании. Могу ли я разорвать предыдущий договор страхования гражданской ответственности водителя?

В соответствии со статьей 27 Закона о страховании, действие договора страхования может быть досрочно прекращено по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования. О намерении досрочно прекратить действие договора страхования любая сторона обязана сообщить другой не позже чем за 30 дней до даты прекращения действия договора страхования, если иное им не предусмотрено.

Поэтому внимательно читайте страховой договор (полис), чтобы выяснить наличие в нем возможности досрочного расторжения. В случае досрочного прекращения действия договора страхования по требованию страхователя страховщик возвращает ему страховые платежи за период, оставшийся до окончания действия договора, с вычетом нормативных расходов на ведение дела, определенных при расчете страхового тарифа, фактических выплат страховых сумм и страхового возмещения, которые были осуществлены по данному договору страхования. Если требование страхователя обусловлено нарушением страховщиком условий договора страхования, то последний возвращает страхователю уплаченные им страховые платежи полностью.

Но отметим, что механизм предоставления скидок еще не разработан Моторным (транспортным) страховым бюро, поэтому их предоставление страховыми компаниями пока что является противозаконным и должно вызывать недоверие со стороны клиентов, ведь безосновательный демпинг не может не настораживать. Также следует остерегаться фальшивых полисов, которые будут реализовывать мнимые страховые агенты.

7. Наша фирма стала филиалом другого юридического лица. Сохранят ли силу полисы страхования, выданные на предыдущее юридическое лицо?

В соответствии со статьей 22 Закона о страховании, если в период действия договора страхования страхователь теряет права юридического лица вследствие реорганизации, то права и обязанности, вытекающие из договора страхования, переходят к правопреемнику страхователя по согласию страховщика. Таким образом, новому владельцу - юридическому лицу нужно получить согласие страховой компании и переоформить полисы на свое имя.

8. Будет ли действовать мой страховой полис за границей?

В обычном случае - нет. В соответствии с пунктом 8 Постановления о страховании, в случае выезда за пределы Украины страхователь-резидент обязан заключить дополнительный договор обязательного страхования гражданской ответственности на условиях, установленных Моторным (транспортным) страховым бюро, если согласно полису пользование транспортным средством за пределами Украины нуждается в обязательном страховании гражданской ответственности на условиях стран посещения. То есть при выезде за границу необходимо приобретать "зеленую карту". К сожалению, это значит, что платеж за время отсутствия владельца в Украине фактически пропадает.

9. Я пользуюсь автомобилем по доверенности. Надо ли мне приобретать отдельный полис?

Если вы управляете по доверенности автомобилем, принадлежащим юридическому лицу, то, согласно пункту 15 Постановления о страховании, в случае заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхователем - юридическим лицом действие договора распространяется на водителя, управляющего данным транспортным средством на законных основаниях.

С физическими лицами вопрос несколько сложнее. С толку сбивает то, что полис страхует гражданскую ответственность ВЛАДЕЛЬЦА транспортного средства. Но фактически это не так. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Постановления о страховании, ВЛАДЕЛЬЦЕМ транспортного средства считается юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления или на иных основаниях, не противоречащих действующему законодательству (договор аренды, доверенность и т. п.). Таким образом, полис необходимо приобретать всем водителям, которые законно пользуются автомобилями других физических лиц.

Заметим, что если раньше при наличии доверенности можно было пользоваться страховкой владельца, то теперь при наличии временного регистрационного талона страховку необходимо приобретать каждому временному пользователю автомобиля. Теперь временные талоны еще не выдаются, а только переоформляются старые с вписанием ближайших родственников, и так получается, что родственники будут пользоваться одним полисом, но по мере выдачи талонов необходимо будет оформить персональный полис на каждого пользователя автомобиля, ведь полис оформляется на основании талона, который будет выдан уже не владельцу, а пользователю. Но в целом этот вопрос в Украине еще не решен.

Для тех, кто пользуется автомобилем по праву совместной собственности, можно использовать один страховой полис.

10. Что нужно делать при наступлении страхового случая?

В первую очередь успокоиться и оказать первую медицинскую помощь тем, кому она требуется, при надобности вызвать скорую помощь. Потом вызвать ГАИ и сообщить о координатах страховой компании пострадавшим в ДТП (можно даже отдать им полис, если размер имущественного убытка превышает 6375 грн (25 процентов максимального страхового возмещения в 25500 грн).

Выплата страхового возмещения третьему лицу осуществляется страховой компанией на основании следующих документов:

  • заявления о выплате страхового возмещения, в котором должно содержаться: наименование страховщика, которому направляется заявление; наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) заявителя, его местонахождение или местожительство; содержание имущественного требования по возмещению нанесенных убытков, обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое требование, и доказательства, подтверждающие их в соответствии с законодательством; размер ущерба; подпись заявителя и дата предоставления заявления. Причем страховая организация обязана предоставлять консультационную помощь заявителю в составлении заявления. Таким образом, проблемы пострадавшего должен решать он сам с помощью страховой компании, но что делать, если этот человек неспособен сделать заявление в связи с медицинскими противопоказаниями, - неизвестно;
  • справки органов внутренних дел об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • справки медицинских учреждений о сроке временной нетрудоспособности или справки специализированных учреждений об установлении инвалидности в случае ее возникновения;
  • копии свидетельства о смерти (для погибших при дорожно-транспортном происшествии или умерших вследствие этого происшествия) и документа о правопреемственности для наследников.

Выплата страхового возмещения осуществляется третьему лицу или ее наследникам в течение 15 рабочих дней со дня получения страховой компанией указанных документов, кроме случаев, когда споры, связанные с выплатой страхового возмещения, рассматриваются в судебном порядке.

Для получения страхового возмещения важно не упустить срок в 3 суток, в течение которого необходимо сообщить страховой компании о наступлении страхового случая. Также страховой компании необходимо подать письменное объяснение об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, страховой полис и предъявить при необходимости транспортное средство для осмотра и экспертизы. Если страхователь по уважительным причинам не имел возможности выполнить указанные действия, он должен доказать это документально. Размер убытков определяется независимым экспертом или на основании счетов авторемонтных предприятий. Причем нужно отметить, что владелец автомобиля получит не полную стоимость ремонта, а только с учетом износа машины. Поэтому не стоит рассчитывать на получение только за счет страховой компании новых деталей на старый автомобиль. Другую часть вынужден возмещать виновный в ДТП.

Статья подготовлена при содействии
президента Украинской перестраховочной компании
Нестора ТОМАЛИЩУКА, президента
страховой компании "СКАЙД-ВЕСТ" Андрея ПЕРЕТЯЖКО
и директора Львовской областной дирекции
Украинской транспортной страховой компании UTICO Андрея ПОДУРАЕВА

Подробнее об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. в спецприложении для подписчиков "Конкретно об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта" к "ГК" №41/2000.


Требование обязательного наличия полиса и временные талоны могут быть отменены

Приятная новость для тех, кто не желает страховать свою гражданскую ответственность. Постановлением Верховной Рады от 02.11.2000 г. №2076-III "О Постановлении Кабинета Министров Украины от 18 августа 2000 года №1276 "О внесении изменений и дополнений в постановления Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 года №1388 и от 31 декабря 1993 года №1094" Кабинету Министров Украины рекомендовано отменить в Правилах дорожного движения требование об обязательном наличии у водителя полиса гражданской ответственности владельца транспортного средства и в Правилах государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасcи автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок - выдачу временного регистрационного талона на период действия документа, подтверждающего право пользования транспортным средством.

Также Кабмин обязан до конца текущего года внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Моторное (транспортное) страховое бюро Украины сообщает, что до принятия Верховной Радой Украины специального Закона Украины об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств установление порядка и условий такого страхования, в том числе порядка обеспечения его обязательности, действующим законодательством отнесено исключительно к компетенции Кабинета Министров Украины. Учитывая изложенное, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины доводит до сведения автовладельцев, что порядок и условия заключения и выполнения договоров этого вида обязательного страхования остаются без изменений.

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua