Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46 '2000: Практичная бухгалтерия - Письмо крупным планом

Являются ли товаротранспортные накладные бланками строгой отчетности

Сергей НОВИКОВ

Относительно Письма ГНА Украины от 29.08.2000 г. №4872/6/23-2216 "О применении товаротранспортной накладной ф. №1-ТН"

В практике деятельности налоговых органов имели место случаи применения финансовых санкций к субъектам предпринимательской деятельности вследствие нарушения установленного порядка оформления товаротранспортных накладных.

Налоговыми органами не признавались в составе валовых затрат суммы, не подтвержденные товаротранспортными накладными. В таких случаях налоговые органы со ссылкой на п. 2.3 утвержденной Приказом Инструкции утверждали, что ТТН - это единственный первичный документ, являющийся основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования у грузополучателя при перевозках, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета. Вместе с тем, судебная практика идет по тому пути, что суммы, не подтвержденные ТТН, "имеют право" находиться в валовых затратах, о чем уже были неоднократные публикации в прессе ("ГК" №36/99).

Использование товаротранспортных накладных при перевозке грузов в качестве бланков строгой отчетности не является обязательным

ГНАУ Письмом от 29.08.2000 г. №4872/6/23-2216 "О применении товаротранспортной накладной ф. №1-ТН" (далее - Письмо) сообщает о приостановлении действия Приказа Минстата и Минтранса Украины от 07.08.96 г. №228/253 "Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы" (далее - Приказ).

Очевидно, данным Письмом ГНАУ фактически отменяет действие письма ГНАУ от 13.04.98 г. №4045/10/23-2217, которым предписывалось проверять состояние внедрения транспортной документации в соответствии с Приказом и "принимать меры по ее применению".

Напомним, что после приостановления действия Приказа на основании сообщения Госпредпринимательства, опубликованного в газете "Урядовий кур'єр" от 07.03.2000 г. №43, "использование товаротранспортных накладных при перевозке грузов в качестве бланков строгой отчетности не является обязательным" (письмо Госпредпринимательства от 10.05.2000 г. №17/3-31/1055).

Точка зрения трех других министерств

Ранее по данному вопросу высказывали свою точку зрения:

- Министерство транспорта Украины в письме от 27.06.2000 г. №20/4-10-7207:

"до внесения изменений и дополнений в вышеуказанную Инструкцию необходимо использовать действующую первичную транспортную документацию";

- Министерство юстиции Украины в письме от 07.06.2000 г. №33-32-874:

"поскольку вышеуказанная Инструкция не противоречит действующему законодательству, - Минюст не имеет оснований для отмены решения о государственной регистрации данного нормативно-правового акта";

- Государственный комитет статистики Украины в письме от 18.05.2000 г. №08-01-8/47:

"Госкомстат рекомендует до принятия согласованного решения по данному вопросу пользоваться Инструкцией".

Данным Письмом ГНАУ сообщает свою точку зрения о том, что установленный Приказом порядок применения ТТН не соответствует "требованиям об упрощении системы учета, отчетности, налогообложения субъектов малого предпринимательства и приводит к излишним потерям материальных и трудовых ресурсов субъектов малого бизнеса" и "действие указанного приказа было приостановлено решением Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства, про что было уведомление в газете "Урядовий кур'єр" от 07.03.2000 г. №43, которое является обязательным для исполнения1 в соответствии со статьей 4 Указа Президента Украины от 03.02.98 г. №79/98 "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности".

Очевидно, высказанная в Письме точка зрения ГНАУ позволяет с большой долей уверенности говорить о том, что органы государственной налоговой службы не будут иметь оснований требовать ТТН именно в качестве бланков строгой отчетности и ссылаться на требования утвержденной данным Приказом Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы.


Резюме: ГНА фактически отменила свое письмо

Вопрос применения ТТН именно во взаимоотношениях с ГНА является актуальным, по существу, для каждого субъекта предпринимательства. Практическое значение данного Письма состоит в следующем:

- ГНАУ фактически отменила свое письмо от 13.04.98 г. №4045/10/23-2217;

- четко высказана точка зрения ГНАУ о признании приостановления действия рассматриваемого Приказа (что позитивно, так как Минтранспорта и Госкомстат придерживаются противоположного мнения);

- точка зрения ГНАУ об обязательности приостановления действия Приказа позволяет мотивированно отвергать требования к субъектам предпринимательской деятельности, основанные на данном Приказе.

В то же время в ст. 47 Устава автомобильного транспорта УССР (действующего на данный момент) содержится норма о том, что ТТН является единственным документом для списания ТМЦ у грузоотправителя, оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Поэтому в статье не делается акцент на то, что приостановлено действие п. 2.3 утвержденной Приказом Инструкции (так как аналогичная норма содержится в ином нормативном акте) и аргументация органов ГНА теперь просто должна обосновываться ссылками на иные нормативные акты.

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua