Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#48 '2000: Практичная бухгалтерия - Семинары "ДК" - Одесса

Девять ответов на вопросы из задававшихся участниками семинара в Одессе

1. Учет сторожевой собаки

2. Срок начисления пени за непоступление валютной выручки

3. Дорожный сбор у автотранспортного предприятия

4. Зачисление возмещения по НДС в счет других налогов

5. Налоги с зарплаты

6. Приобретение товара у частного предпринимателя

7. Налог на землю

8. Объект налогообложения у плательщика единого налога

9. Имущество, полученное по решению арбитражного суда, не включается в состав валового дохода


В сентябре в Николаеве, Одессе и Херсоне "ДК" и альянс предприятий "Ноу-Хау" провели семинары с бухгалтерами. Ведущие специалисты "ДК" давали ответы на вопросы читателей, количество которых после этой подписной кампании возросло. Среди участников семинара были распространены тематические приложения к "ДК", пользовавшиеся огромной популярностью, а также проведена лотерея, призом которой была подписка на "ДК". Предлагаем вам ответы на третью часть вопросов, чаще всего звучавших на семинарах (предыдущие - см. в "ДК" №45, 46).

1. Учет сторожевой собаки

Прошу ответить, как учитывать приобретенного сторожевого пса в бухгалтерском учете?

Мы посоветовали бы бухгалтерам небюджетных учреждений не обращать внимания на такие "мелкие" недоразумения в классификации служебных собак и отображать служебную собаку на субсчете 107 "Рабочий и производительный скот" с выделением в отдельную подгруппу 3 "Служебные собаки".

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", основным средством является материальный актив, который предприятие содержит с целью использования в процессе производства, поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду или для осуществления административных или социально-культурных функций и ожидаемый срок полезного использования которого более одного года.

Если собаку планируют использовать для одной из вышеуказанных функций в течение срока более одного года, тогда ее следует учитывать как основное средство.

Для бюджетных учреждений, в соответствии с Порядком применения плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства Украины от 10.12.99 г. №114, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под №890/4183, предусмотрен учет служебных собак на субсчете 107 "Рабочие и производительные животные" с выделением в отдельную подгруппу 3 "Служебные собаки".

В отличие от Порядка применения плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. №291, зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 г. под №893/4186, не предусматривает учета служебных собак на субсчетах счета 10 "Основные средства", в частности на субсчете 107 "Рабочий и производительный скот".

Уважаемый читатель, мы не ошиблись. Госказначейство предусмотрело учет всех животных, которые могут использоваться в хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, в отличие от Министерства финансов, которое почему-то ограничило данный перечень только рабочим и производительным скотом.

Трудно отнести служебную собаку, несмотря на цели, для которых она используется, к рабочему или производительному скоту.

В данной ситуации мы посоветовали бы бухгалтерам небюджетных учреждений не обращать внимания на такие "мелкие" недоразумения в классификации служебных собак и отображать служебную собаку на субсчете 107 "Рабочий и производительный скот" с выделением в отдельную подгруппу 3 "Служебные собаки".

Бедное животное...

2. Срок начисления пени за непоступление валютной выручки

Предприятие занимается экспортом автоуслуг. Оплата осуществляется после подписания акта выполненных работ. С какого времени начинает отсчитываться срок 90 дней: с даты, указанной в международной транспортной накладной, или с даты подписания акта?

Отсчет 90-дневного срока начинается с момента подписания акта или иного документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.

В соответствии с Законом Украины от 23.09.94 г. №185/94-ВР "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" (с внесенными изменениями и дополнениями), выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности - с момента подписания акта или иного документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности.

Обращаем внимание на то, что отсчет 90-дневного срока начинается с момента подписания акта или иного документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг.

Выясним, какой иной документ, кроме акта, может свидетельствовать о предоставлении транспортных услуг.

Таким документом в данном случае является третий экземпляр международной товаротранспортной накладной (далее - накладная), заверенной подписями и печатями (штампами) таможни страны грузополучателя и его самого, который перевозчик отправляет заказчику и который является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг.

По нашему мнению, грузополучатель своей подписью и печатью на накладной удостоверяет факт получения груза, а следовательно - и факт предоставления транспортных услуг перевозчиком заказчику.

Таким образом, отсчет срока 90 календарных дней при экспорте автоуслуг начинается с момента подписания и скрепления печатью международной товаротранспортной накладной грузополучателем.

Следует заметить, что в случае принятия судом или арбитражным судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами, сроки, предусмотренные статьями 1 и 2 данного Закона, приостанавливаются, и пеня за их нарушение в этот период не уплачивается.

3. Дорожный сбор у автотранспортного предприятия

Должно ли автотранспортное предприятие в 1999 году уплачивать взносы на содержание автодорог общего пользования по ставке 2% от объема предоставленных автоуслуг или 3,2% (в том числе 2% + 1,2%)?

Автотранспортные предприятия должны были выплачивать в 1999 году денежные средства на дорожные работы в размере 1,2% от объема выполненных услуг и 2% от доходов из эксплуатации автомобильного транспорта.

В 1999 году уплата денежных средств на дорожные работы проводилась в соответствии со статьями 4 и 6 Закона Украины от 18.09.91 г. №1562-XII "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" (далее - Закон).

При этом автотранспортные предприятия должны были выплачивать средства на дорожные работы по двум объектам начисления.

1. В соответствии со ст. 4 Закона, транспортные предприятия, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, отчисляют денежные средства на дорожные работы в размере от 0,4 до 1,2 процента объема производства продукции, выполняемых работ (услуг). Конкретный размер отчислений, поступающих в соответствии с данной статьей на развитие дорог общего пользования в Республике Крым и областях, а также направления их использования определяются Верховным Советом Республики Крым и областными советами народных депутатов.

2. В соответствии со ст. 6 Закона, государственные, кооперативные и прочие автотранспортные предприятия и организации, находящиеся на самостоятельном балансе и осуществляющие перевозки по тарифной оплате, а также предприятия, организации (кроме колхозов и совхозов), имеющие автомобильные хозяйства, не находящиеся на самостоятельном балансе, но осуществляющие перевозки по тарифной оплате, отчисляют на дорожные работы 2 процента от доходов с эксплуатации автомобильного транспорта с включением данных отчислений в тарифы на перевозки.

Таким образом, автотранспортные предприятия должны были выплачивать в 1999 году денежные средства на дорожные работы в размере 1,2% от объема выполненных услуг и 2% от доходов из эксплуатации автомобильного транспорта.

4. Зачисление возмещения по НДС в счет других налогов

Можно ли зачислить бюджетное возмещение по налогу на добавленную стоимость в счет других налогов, в том числе налога на прибыль?

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Украины от 07.07.98 г. №857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в счет платежей по данному налогу или другим налогам, сборов (обязательных платежей), зачисляемых в Государственный бюджет Украины. Такое решение плательщика налога отображается в налоговой декларации в строке 25б.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Украины от 07.07.98 г. №857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично зачислена в счет платежей по данному налогу или другим налогам, сборов (обязательных платежей), зачисляемых в Государственный бюджет Украины. Такое решение плательщика налога отображается в налоговой декларации в строке 25б.

В 2000 году возможно зачисление суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость и в счет уплаты налога на прибыль предприятия. Вышеуказанное возможно по следующим причинам:

1) статьей 16 Закона Украины от 17.02.2000 г. №1458-III "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" приостановлено действие статьи 17 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона от 22.05.97 г. №283 с внесенными изменениями) в части зачисления сумм налога на прибыль исключительно в бюджет территориальной общины;

2) пунктом 2 статьи 5 Закона о бюджете налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий коммунальной собственности) в 2000 г. зачисляется в доходы общего фонда Государственного бюджета Украины.

5. Налоги с зарплаты

Какие налоги следует уплатить при выплате аванса заработной платы?

С начислений на заработную плату и вычетов с нее при выплате аванса работникам основного состава предприятия можно не уплачивать в бюджет только подоходный налог с граждан.

С начислений на заработную плату и вычетов с нее при выплате аванса работникам основного состава предприятия можно не уплачивать в бюджет только подоходный налог с граждан. Другие сборы уплачиваются при выплате аванса по следующим причинам.

1. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. В соответствии с подпунктами 5.1.4 и 5.2.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 03.06.99 г. №4-6 и зарегистрированной в Минюсте Украины 05.07.99 г. под №436/3729, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование уплачивается предприятиями, организациями и учреждениями (32% и 1 (2)%) одновременно с получением денежных средств в учреждениях банков на оплату труда. То есть указанный сбор уплачивается одновременно с получением денежных средств на выплату аванса.

2. Сбор на обязательное социальное страхование (5,5%) и на случай безработицы (0,5%), как и сбор в Пенсионный фонд, должен уплачиваться одновременно с получением денежных средств на выплату заработной платы. Такой порядок уплаты сбора установлен абзацем 6 статьи 2 Закона Украины от 26.06.97 г. №402/97-ВР "О сборе на обязательное социальное страхование". Спорить с тем, что аванс не является частью заработной платы, считаем бесперспективным в связи с нормами, приведенными в статьях 1 и 24 Закона Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. №108/95-ВР (с внесенными изменениями).

Статья 1: "Заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу".

Статья 24: "Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцать календарных дней".

6. Приобретение товара у частного предпринимателя

Нужно ли удерживать налог с частного предпринимателя и с какой суммы, если, например, стоимость приобретенного товара 1200 грн? Должно ли предприятие заполнять формы 2 и 8ДР, если оно закупает товар у частного предпринимателя?

Предприятия, учреждения, организации и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, выплачивающие гражданам с постоянным местом деятельности (жительства) в Украине средства от реализации принадлежащих этим гражданам товаров, обязаны только не позднее 30 дней после выплаты послать в налоговые органы по месту жительства справки формы 2 и 8ДР.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 14 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. №12 (с внесенными изменениями), с целью устранения двойного налогообложения у источника выплаты доходов не удерживается налог с граждан, подтверждающих уплату авансовых платежей подоходного налога по месту деятельности (жительства) в Украине наличием платежной ведомости или патента налоговой инспекции и оригиналом свидетельства о государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. То есть денежные средства от реализации товаров (выручка) не облагаются налогом у источника выплаты.

Предприятия, учреждения, организации и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, выплачивающие гражданам с постоянным местом деятельности (жительства) в Украине средства от реализации принадлежащих этим гражданам товаров, обязаны только не позднее 30 дней после выплаты послать в налоговые органы по месту жительства справку формы 2.

В соответствии с Порядком заполнения и предоставления юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности справки ф. 8ДР "О суммах выплаченных доходов и удержанных с них налогов и других обязательных платежей физических лиц юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности", утвержденной приказом ГНА от 30.12.97 г. №473 (в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. №10), указанные справки заполняются юридическими лицами и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности о всех физических лицах, состоявших с ними в трудовых отношениях, независимо от того, получали граждане доход в отчетном периоде или нет. Частный предприниматель не состоит в штате предприятия, поэтому справка ф. 8ДР не заполняется и органу государственной налоговой службы не посылается.

7. Налог на землю

Как изменился налог на землю в 2000 г. по сравнению с 1999 г?

Основные изменения, коснувшиеся налога на землю в 2000 г., внесены Законом Украины от 17.02.2000 г. №1458-III "О Государственном бюджете Украины на 2000 год".

1. По населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона Украины "О плате за землю", увеличенные в 2,4 раза (статья 45)1.

2. По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2000 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона Украины "О плате за землю".

3. Земельный налог и арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, уплачиваются плательщиками (кроме граждан и производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции) ежемесячно до 15 числа следующего месяца за отчетным.

4. Освобождены от уплаты земельного налога военные части, военные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, содержащиеся за счет бюджета и относящиеся к сфере управления Министерства обороны Украины и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, а также предприятия Министерства обороны Украины и органов и учреждений выполнения наказаний, Киевский государственный авиационный завод "Авиант" и Авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова. При этом земельные участки, используемые не по целевому назначению, учитывая земельные участки, предоставленные в аренду, или земельные участки под зданиями (сооружениями), предоставленными в аренду третьим лицам, облагаются земельным налогом в установленном порядке.

Кроме этого, приостановлено действие следующих статей Закона Украины "О плате за землю":

1. Статьи 3 - цель внедрения платы за землю.

2. Части второй статьи 4 - "Ставки земельного налога, порядок исчисления и уплаты земельного налога не могут устанавливаться или изменяться другими законодательными актами, кроме настоящего Закона. Изменения и дополнения к настоящему Закону вносятся не позже чем за три месяца до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года".

3. Части десятой статьи 7 в части размера налога на земельные участки, предоставленные для Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, в случае их целевого использования.

4. Части второй статьи 8 относительно взимания налога за земельные участки, предоставленные для Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины.

5. Части первой статьи 17 относительно сроков уплаты земельного налога плательщиками (кроме граждан и производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции), т. е. приостановлено действие нормы, по которой земельный налог уплачивается равными долями владельцами земли и землепользователями - производителями товарной сельскохозяйственной и рыбной продукции и гражданами до 15 августа и 15 ноября, а всеми другими плательщиками - ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

6. Статьи 19 в части определения сроков внесения арендной платы исключительно в договоре аренды.

7. Статей 20, 21 и 22 данного Закона - в отношении зачисления денежных средств земельного налога на бюджетные счета бюджетов территориальных общин и их целевого использования.

8. Части пятой статьи 19 в части централизации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, на специальных бюджетных счетах, а также относительно ее распределения и использования.

8. Объект налогообложения у плательщика единого налога

Предприятие является плательщиком единого налога и осуществляет услуги по таможенному декларированию грузов клиентов. По просьбе заказчика мы проводим оплату таможенных платежей на таможне с последующим возмещением нам клиентом. Входит ли эта сумма в базу обложения единым налогом (6%)?

В Указе четко определено, что объектом обложения единым 6% налогом является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а выручка от реализации - сумма, полученная субъектом предпринимательской деятельности за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Таким образом, по нашему мнению, при уплате единого налога следует учитывать только денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия в качестве оплаты стоимости предоставленных услуг.

В соответствии со статьей 3 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. №727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. №746/99), субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из следующих ставок единого налога:

6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость";

10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг), согласно данному Указу, считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Итак, в Указе четко определено, что объектом обложения единым 6% налогом является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а выручка от реализации - сумма, полученная субъектом предпринимательской деятельности за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, по нашему мнению, при уплате единого налога следует учитывать только денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия в качестве оплаты стоимости предоставленных услуг.

9. Имущество, полученное по решению арбитражного суда, не включается в состав валового дохода

Согласно решению арбитражного суда, нашей собственностью признан гараж, хотя он построен не нами и никаких затрат мы не понесли. Не будет ли такая операция рассматриваться налоговыми органами как доход - с вытекающими из этого последствиями?

В соответствии с подпунктом 4.2.3 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР), не включаются в состав валового дохода, в частности, суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда (арбитражного суда) или вследствие удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством, в качестве компенсации прямых расходов или убытков, понесенных таким плательщиком налога в результате нарушения его прав и интересов, охраняемых законом, в случае, если они не были отнесены таким налогоплательщиком к составу валовых расходов или возмещены за счет средств страховых резервов.

Что касается отнесения данной суммы к составу валовых расходов, то, в соответствии с подпунктом 4.2.3 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР), не включаются в состав валового дохода, в частности, суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда (арбитражного суда) или вследствие удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством, в качестве компенсации прямых расходов или убытков, понесенных таким плательщиком налога в результате нарушения его прав и интересов, охраняемых законом, в случае, если они не были отнесены таким налогоплательщиком к составу валовых расходов или возмещены за счет средств страховых резервов.

В случае если гараж был получен предприятием с учетом указанных выше требований (в качестве компенсации прямых расходов или убытков, если они не были отнесены таким налогоплательщиком к составу валовых расходов или возмещены за счет средств страховых резервов), то его стоимость не включается в состав валового дохода.

В случае несоблюдения любого из указанных требований стоимость гаража следует отнести к валовому доходу.


Примечание:

1 Статью о судебной практике решения споров, связанных с уплатой земельного налога см. в рубрике "Арбытраж: земельный налог"

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua