Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#52 '2000: Практичная бухгалтерия - Инвентаризация согласно П(С)БУ

3. Инвентаризация товарно-материальных ценностей и незавершенного производства

Продолжение. Начало см. в "ДК" №47, 50/2000

Леонид ГУЙДА, аудитор


1.2.3. Инвентаризация малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП и МНМА)

1.2.4. Инвентаризация тары и тарных материалов

1.2.5. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней


Дорогой друг! Как бы тебя ни запутывал неугомонный чиновник, ты всегда найдешь выход из сложившейся ситуации. Предлагая тебе третью (не последнюю) часть цикла статей об инвентаризации, мы надемся помочь тебе в этом.

Твой "ДК"

1.2.3. Инвентаризация малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП и МНМА)

Инвентаризируя малоценные предметы, комиссия должна знать, что с введением в действие новых стандартов в учете малоценных предметов произошли значительные изменения. С 1 января 2000 года все малоценные предметы разделены на две группы:

  • малоценные необоротные материальные активы (далее - МНМА). Учитываются на счете 11 "Прочие необоротные материальные активы", субсчет 112 "Малоценные необоротные активы". Учет МНМА регулируется П(С)БУ 7 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина от 27.04.2000 г. №92 (хочу предостеречь читателя, что эта "малоценка" не относится к запасам, но для лучшего восприятия материала автор решил представить его одним разделом);
  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (далее - МБП). Учитываются на счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Учет МБП регулируется П(С)БУ 9 "Запасы", утвержденным приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.

Изменился и порядок отнесения ценностей к "малоценке". Он стал таким непростым (чтобы не сказать - слишком сложным), что тут одной головы главного бухгалтера недостаточно. Придется поработать и инвентаризационной комиссии. Поэтому члены комиссии как никто должны знать, что особым и непривычным моментом такого порядка является то, что предприятия могут устанавливать стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (п. 5 П(С)БУ 7).

Такой подход к определению стоимости МНМА, с одной стороны, дает больше свободы предприятию, с другой - влечет за собой немалые трудности при практическом определении предела стоимости таких предметов. Ведь основная масса хозяйственников (граждан Украины) в течение десятилетий приучена пользоваться готовыми рецептами, а тут надо принимать самостоятельное решение! Да еще и такого значения! К тому же возможна ситуация, когда один и тот же предмет, например недешевый телефонный аппарат, на малом предприятии будет отнесен к основным средствам, а на крупном - к МНМА. Это настолько непривычно, что из-за такого подхода у бухгалтеров и ревизоров (во всяком случае вначале) будут возникать постоянные недоразумения.

Что еще необходимо подчеркнуть, так это то, что оба стандарта вступили в силу, и уже с 1 июля текущего года, независимо от того, перешло или не перешло предприятие на новый План счетов, такие предметы необходимо разделить на МБП и МНМА.

И еще одна особенность учета МБП, которая ранее игнорировалась большинством предприятий, а теперь приобрела незаурядное значение, - это количественный учет "малоценки", выданной в эксплуатацию. Раньше предметы стоимостью до десяти гривен просто списывались с баланса (случалось, списывались и более дорогие), и все, больше никакого учета! Теперь же, когда стоимость предметов, учитывающихся на 22-м счету, не ограничена (законодательством), дальнейший учет таких предметов становится как никогда уместным.

Например, заместителю директора предприятия "Тайна", господину Петуху К. К., выдается в пользование дорогой предмет - дипломат стоимостью 2999 гривен, срок службы которого один год. Спустя два месяца тот увольняется с работы и выезжает на ПМЖ в другую страну. А вам нужно вернуть такой предмет на склад и оприходовать его по справедливой стоимости...

В пункте 23 П(С)БУ 9 сказано, что стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию, исключается из состава активов (списывается с баланса) с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение срока их фактического использования.

Поэтому комиссия должна обязательно проверять такие факты. Обнаружив отсутствие такого учета, - зафиксировать это документально и принять все меры для устранения в будущем таких недоработок бухгалтерской службы.

При отнесении материальных ценностей к малоценным предметам предприятие руководствуется следующими критериями:

- срок службы (на субсчете 112, как правило, учитываются предметы сроком службы свыше одного года, на счете 22 - менее года, но если производственный цикл на предприятии длится свыше одного календарного года, то оно может относить к МБП предметы с большим сроком службы, чем один год. Операционный цикл, согласно П(С)БУ 2, - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денежных средств от реализации изготовленной продукции, товаров, работ (услуг);

- стоимость (о ней уже сказано выше).

Порядок начисления амортизации по различным группам "малоценки" неодинаков. Предметы, учтенные на 22-м счету, списываются на себестоимость в размере 100 процентов своей первоначальной стоимости при передаче их в эксплуатацию.

Начисление износа по МНМА (субсчет 112) можно осуществлять двумя методами:

  • прямой, при котором 100% стоимости списывается при передаче такой "малоценки" в эксплуатацию;
  • производственный, при котором 50 процентов амортизируемой стоимости списывается при передаче их в эксплуатацию, а оставшиеся 50 процентов - после выбытия их из состава активов (списания с баланса). При этом метод списания избирается раз и навсегда, а если возникнет необходимость в изменении, то вам придется сделать перерасчет расходов за все предыдущие годы.

Что касается первоначальной стоимости МБП и МНМА, то она формируется по различным правилам. Порядок формирования первоначальной стоимости МНМА регулируется П(С)БУ 7 "Основные средства", первоначальная стоимость МБП формируется в соответствии с П(С)БУ 9 "Запасы".

"Малоценка", находящаяся в эксплуатации, проверяется по местам ее нахождения и лицам, на ответственном хранении которых числятся такие предметы. Их инвентаризация осуществляется путем осмотра каждого предмета и регистрации его в инвентаризационной описи (для этого можно использовать типовую форму М-21 (см. табл. 1.2.1, "ДК" №50) для МБП и форму, приведенную в табл. 1.3.1, см. в следующих номерах - для МНМА). При инвентаризации "малоценки", выданной в индивидуальное пользование работникам предприятия, допускается составление групповых инвентаризационных описей. При этом напротив каждой записи указывается (полностью) фамилия, имя и отчество лица, у которого они находятся в пользовании и которое несет ответственность за их сохранность.

Если при инвентаризации МБП будут обнаружены предметы, непригодные для эксплуатации и не списанные с учета, то рабочая комиссия составляет акт на списание таких предметов. Типовые формы актов на списание: МШ-4, МШ-5, МШ-8, утвержденные приказом Минстата от 22.05.96 г. №145. В акте указываются время эксплуатации, причины порчи (непригодности) таких МБП и возможность их использования в иных целях (если таковая существует). На такие предметы составляется отдельная инвентаризационная опись.

В случае выявления предметов, неправильно отнесенных к составу "малоценки", их переводят в состав основных фондов или в состав запасов (в зависимости от характеристик каждого отдельно взятого предмета).

Порядок отображения в бухгалтерском учете регулирования инвентаризационных разниц малоценки (МБП и МНМА)

Первые четыре проводки по МБП (см. табл. 1.2.8) почти идентичны аналогичным проводкам по ТМЦ (см. табл. 1.2.6), поэтому достаточно ясны.

Несколько сложнее сделать бухгалтерские проводки по перегруппировке предметов. Это необходимо осуществить в связи с изменениями, происходящими в законодательстве Украины. Как уже отмечалось выше, предприятия самостоятельно устанавливают порядок отнесения различных предметов к составу МБП и МНМА. Поэтому при переходе на новый учет (независимо от того, какой План счетов используется, новый или старый) следует перегруппировать "малоценку" по новым параметрам (устанавливаются предприятием при определении учетной политики).

А это вызывает некоторые трудности, возникающие при переводе таких предметов в состав тех или иных активов, в том числе и при осуществлении бухгалтерских проводок. Сложность состоит еще и в том, что методы переноса на себестоимость готовой продукции, работ (услуг) стоимости МБП и МНМА различны, поэтому их желательно не перепутать между собой, что является не всем и не всегда понятной процедурой. И что еще очень важно - в процессе переноса тех или иных предметов в состав других активов необходимо осуществить сторнировочные записи по корректировке сумм начисленного износа либо доначислить такой износ в составе другого актива.

Таблица 1.2.8

Схема бухгалтерских проводок по регулированию инвентаризационных разниц по МБП и МНМА

№ п/п   Содержание операции   По старому Плану счетов По новому Плану счетов
Д-т К-т Д-т К-т
1 2 3 4 5 6
1 Выявлена итоговая сумма недостач (потерь от порчи) МБП и МНМА 84 01, 12 947 112, 22
 2     Отнесение недостач на виновных лиц на сумму, рассчитанную всоответствии с постановлением КМ №116 (см. раздел 1.1) 72 84 375 947
на сумму остатка 72 83 375 69
на сумму НДС 72 68 375 641
на сумму остатка 72 68 375 641
взыскание суммы недостач с виновников 50, 51, 70 72 30, 31, 661 375
3 Оприходование выявленных излишков МБП или МНМА 01, 12 80 112, 22 71, 74
4 Начислен износ по оприходованным МНМА 20 02 23 132
5    Списание недостач ценностей сверх нормы естественной убыли в слу чае, если виновники не установлены или во взыскании отказано судом 80 84 71, 74 947
Одновременно на сумму недостач, виновники которых не установлены 005   072  
После установления виновника на сумму недостачи 72 60 375 716
Одновременно на ту же сумму   005   072
6 Перевод ТМЦ в состав МБП 12 05 22 20
7 Перевод основных средств в состав МБП, находящихся в кладовых предприятия, по балансовой (исторической) стоимости 12 01 22 10
8    Storno суммы начисленного износа в составе основных средств, которые находятся в эксплуатации и переводятся в состав МБП 02 20 131 23, 831
Одновременно на сумму первоначальной стоимости 12 01 23 22
Списана первоначальная стоимость 20 12 23, 831 22
9 Перевод МНМА в состав МБП, находящихся в кладовых предприятия, по балансовой (первоначальной) стоимости 12 01 22 112
10   Перевод МНМА в состав МБП, находящихся в эксплуатации, на сумму балансовой стоимости 12 01 22 112
На сумму начисленного износа в составе МНМА в случае, если предпри-ятие применяет производственный метод начисления износа по МНМА 02 12 132 22
На сумму износа, доначисленного 100% первоначальной стоимости уже в составе МБП 20 12 23, 832 22
11 Перевод МБП в состав МНМА, находящихся в кладовых предприятия, по первоначальной стоимости 01 12 112 22
12   Перевод МБП в состав МНМА, находящихся в эксплуатации, на сумму первоначальной стоимости 01 12 112 22
Одновременно на сумму первоначальной стоимости 12 20 22 23
Сумма начисленного износа 50% первоначальной стоимости, в случае применения предприятием производственного метода начисления износа по МНМА 20 02 23 132

Думаю, необходимо объяснить некоторые проводки, сделанные мной при использовании старого Плана счетов. Вместо счетов 12 "МБП" и 13 "Износ МБП" мы использовали счета 01 "Основные средства" и 02 "Износ основных средств" соответственно. А сделано это потому, что с 1 июля 2000 года (дата вступления в силу П(С)БУ 7) часть "малоценки" (МНМА) зачисляется в состав необоротных активов, а другая часть (МБП) - в состав оборотных активов. Поэтому считаю, что будет правильным учитывать МНМА на счете 01 "Основные средства", износ начислять на счете 02 "Износ основных средств", а на счете 12 оставить МБП.

1.2.4. Инвентаризация тары и тарных материалов

То, во что упаковывают готовые изделия (товары), - не менее важно, и считать его необходимо всегда

Инвентаризация тары и тарных материалов является составной частью инвентаризации ТМЦ. Особый вес такая инвентаризация приобретает на предприятиях, где тара и тарные материалы составляют значительную часть в обращении материалов (молочное, сахарное производство, производство запасных деталей и т. п.). А потому и уровень информированности людей, причастных к этому делу, должен быть достаточно высок.

В бухгалтерском учете тара распределяется на следующие виды:

  • тканевая мешочная: мешки, кули и проч.;
  • стеклянная: бутылки, банки и т. п.;
  • другая жесткая тара: бумага, древесноволокнистые и древесностружечные материалы, древесина и комбинированные материалы на их основе с полимерным, синтетическим, металлическим покрытием (ящики, бидоны, бочки и т. д.);
  • к таре также относятся детали, материалы, предназначенные для изготовления или ремонта тары, используемые для упаковки готовой продукции (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка пробковая, металлическая и полиэтиленовая, колпачки вискозные, фольга и т. п.).

В практике использования различают тару:

1) одноразового использования (бумажная, картонная и пр.);

2) многократного использования, подлежащую обязательному возврату (незалоговая): деревянные ящики, бочки, тканевые мешки и т. п. Стоимость этой тары включается в отпускную цену продукции полностью, частично или оплачивается покупателем сверх стоимости продукции. Но стоимость металлической возвратной тары (бидоны, бочки) преимущественно не включается в себестоимость затаренной в нее продукции;

3) залоговую: бочки, бутылки, банки и т. п. Такая тара подлежит обязательному возврату. Расчеты между поставщиком продукции (товаров) и покупателем проводятся по прейскурантным залоговым ценам. Стоимость этой тары оплачивается покупателем сверх стоимости затаренной в нее продукции. Поэтому стоимость заложенной тары по утвержденным залоговым ценам в бухгалтерском учете показывается отдельно.

Синтетический учет тары и тарных материалов ведется на балансовом счете 05 "Материалы", субсчет 4 "Тара и тарные материалы" (новый счет 20 "Производственные запасы", субсчет 204 "Тара и тарные материалы"). Существенной особенностью учета тары является то, что на субсчете 05/4 (новый - 204) отражаются наличие и движение всех видов тары (в том числе и тары собственного производства), а также материалы и детали, используемые для изготовления тары и ее ремонта (детали для сбора ящиков, бочковая клепка и т. п.). Материалы, используемые для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов с целью обеспечения сохранности отгруженной продукции, и тара, используемая в качестве хозяйственного инвентаря, не относятся к таре и учитываются на субсчете 05/1 "Сырье и материалы" (новый - 201 "Сырье и материалы").

Аналитический учет тары осуществляется на счетах третьего порядка по группам:

  • возвратная тара залоговая;
  • возвратная тара незалоговая;
  • тара, выполняющая одноразовый оборот;
  • материалы и детали, предназначенные для изготовления и ремонта тары, используемой для упаковки продукции;
  • тара из-под импортных товаров;
  • износ тары.

Для контроля за расходами на изготовление тары на предприятиях (расходы на ее приобретение у других предприятий, затаривающих в нее готовую продукцию) члены комиссии должны знать, что такие расходы учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства" (новый - 23 "Производство"). Фактическая себестоимость тары состоит из всех расходов по заготовке и доставке ее на склад предприятия, то есть:

  • отпускной стоимости согласно счетам поставщиков;
  • l наценки, уплаченной сбытовым (снабженческим) предприятиям;
  • l транспортных расходов (провозной платы) со всеми дополнительными сборами;
  • l расходов на доставку тары на склад предприятия, разгрузку (заработная плата постоянных складских работников в эти расходы не включается);
  • l расходы на командировку работников, занятых заготовкой тары.

К особенностям учета использования тары можно отнести следующее:

l тару, предназначенную для постоянного хранения товарно-материальных ценностей в кладовых предприятия и в производственных цехах, или тару многократного использования с целью осуществления производственного процесса (цистерны, кадки и прочее) учитывают на счете 01 "Основные средства", субсчет 4 "Прочие основные средства" (новый - 115 "Инвентарная тара"). Опять-таки следует предостеречь читателя, что такая тара не относится к запасам, а зачисляется в необоротные активы предприятия, группа "Прочие необоротные материальные активы".

Поэтому на нее распространяются нормы П(С)БУ 7 "Основные средства". Пункт 27 данного стандарта устанавливает порядок переноса первоначальной стоимости таких объектов на себестоимость готовой продукции, что предполагает два способа начисления износа (по выбору предприятия): прямолинейный, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на ожидаемый период времени использования объекта основных средств; производственный, по которому месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой стоимости на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств;

  • стоимость тары одноразового использования и упаковки для затаривания готовых изделий в цехах относят к расходам, связанным с операционной деятельностью предприятия, по статье "Расходы на сбыт", счет 20 "Основное производство" (новый - 23 "Производство");
  • при повторном использовании одноразовой тары предприятие приходует ее на счет 05/4 (новый - 204) по ценам ее возможной реализации. При этом на сумму возможной реализации уменьшаются операционные расходы (расходы на сбыт);
  • списание тары, выбывшей из эксплуатации вследствие ее естественного износа (расходы на ремонт возвратной и многовозвратной тары), списывается с кредита счета 05/4 "Тара и тарные материалы" (новый - 204 "Тара и тарные материалы") на уменьшение прибыли, в дебет счета 80 "Прибыли (убытки) по операциям с тарой" (новый - 71 "Прочий операционный доход"). Сюда же списывается заработная плата рабочих, занятых ремонтом возвратной тары с кредита счета 70 "Расчеты с рабочими и служащими по заработной плате" (новый - 661 "Расчеты по заработной плате");
  • предприятие-покупатель (тарополучатель) возмещает поставщику (тароотправителю) стоимость металлической тары при оплате им затаренной в эту тару готовой продукции. Сумма, которая впоследствии возвращается покупателю за возвращенную им тару, подсчитывается по установленным сдаточным ценам и будет ниже оптовых цен на новую тару на величину ее износа, расходы поставщика (тароотправителя) на доставку от станции назначения до предприятия поставщика готовой продукции и прочие расходы поставщика готовой продукции (если таковые имеются). Положительную разницу между себестоимостью такой тары и установленной сдаточной ценой поставщик относит к операционному доходу. Предприятие-покупатель оценивает такую тару по прейскурантным ценам на новую тару. Отрицательную разницу между прейскурантной ценой на новую тару и сдаточной ценой покупатель относит на убытки от операционной деятельности;
  • стоимость возвратной деревянной тары поставщик включает в отпускную стоимость продукции в размере 60% или полностью (100%). Остальная часть (40%) стоимости показывается отдельно и оплачивается покупателем сверх стоимости продукции. Но, несмотря на это, при составлении бухгалтерской проводки в фактическую стоимость продукции поставщик включает 100 процентов фактической стоимости деревянной тары. При возврате такой тары назад или ее сдаче тарособирающей организации поставщик или тарособиратель возвращает покупателю прейскурантную стоимость тары по установленной в зависимости от ее состояния (повреждены отдельные детали, требующие мелкого или капитального ремонта, или отремонтирована) цене;
  • при отгрузке готовой продукции в залоговой таре ее стоимость в залоговых ценах (залоговая цена на несколько пунктов всегда будет выше прейскурантной цены на новую тару) поставщик готовой продукции отображает в счетах-фактурах отдельной строкой и отображает выбытие тары в своем учете по залоговым ценам. Покупатель также принимает на учет полученную залоговую тару по залоговой цене. После возврата такой тары назад поставщик выплачивает покупателю деньги за возвращенную тару, но такая сумма будет меньше залоговой цены на сумму износа, стоимости ремонта или согласно условиям, предусмотренным договорами. Таким образом, и в этом случае расходы на ремонт тары ложатся на покупателя готовой продукции (товара). Думаю, нелишне вспомнить, что на практике бывают случаи, когда некоторые предприятия-поставщики, отправляя продукцию в залоговой таре, не требуют от покупателя ее оплаты, а лишь выделяют залоговую цену тары в соответствующих первичных документах отдельной строкой. Будто страхуют себя от дальнейших хлопот, которые могут возникать по тем или иным причинам. И глубоко ошибаются! А в дальнейшем испытывают немало хлопот с возвратом такой тары и с ее ремонтом.

Учет тары на предприятиях, специализирующихся на производстве тары, ведется по обычной схеме учета и реализации готовой продукции

Для контроля за ввозом пустой тары на территорию предприятия или вывозом ее с территории на всех предприятиях должен быть установлен строгий порядок. В частности, необходимо установить пропускной режим въезда-выезда транспорта на территорию предприятия. Все бланки приходных и расходных документов по движению тары заранее нумеруются типографским способом или нумератором. Эти бланки бухгалтерия должна выдавать под расписку материально ответственного лица в книге учета бланков. Новые бланки этим лицам выдаются после сдачи ими отчета об использовании ранее полученных бланков.

Прибывшую от поставщиков новую тару и возвращенную покупателями возвратную тару оформляют по сопроводительным документам поставщика или покупателя. Отпуск тары производственным цехам предприятия для затаривания продукции осуществляют по накладным типовой формы №М-11 или лимитно-заборным карточкам типовых форм №М-8, №М-9, №М-28, №М-28а, утвержденных приказом Минстата от 21.06.96 г. №193.

При передаче тары под продукцией из производства на склад отдельный документ на тару не оформляют, а выписывают один основной документ на продукцию с указанием в нем по каждому виду тары отдельной строкой.

Отпуск тары филиалам или дочерним предприятиям, находящимся за пределами территории предприятия, осуществляется по типовой форме №М-20 (см. приказ Минстата от 21.06.96 г. №193) или товаротранспортной накладной типовой формы №1-ТН (см. приказ Минстата и Минтранса от 29.12.95 г. №488/346).

По возвратной таре (возвращенной или заложенной) кладовщик должен ежедневно предоставлять в бухгалтерию отчет о движении тары за прошедшие сутки с приложением всех приходных и расходных документов на прием и отпуск тары и реестры по установленной форме, составленные кладовщиками (приемщиками) на всю принятую от покупателей возвратную незалоговую или залоговую тару. В реестрах должны быть все реквизиты, необходимые для расчетов с поставщиками за возвратную тару.

Ежемесячно предприятие сверяет в определенные сроки с покупателями движение тары по основным ее видам.

Инвентаризационная комиссия обязана проверить, как выполняются перечисленные выше требования в практической деятельности предприятия. А если они не выполняются - разработать меры по их выполнению и утвердить подписью руководителя предприятия и добиться выполнения.

Тара при инвентаризации вносится в опись (для тары постоянного хранения товарно-материальных ценностей и тары многократного использования - форма, приведенная в таблице 1.3.1, см. в следующих номерах, а для прочей - типовая форма М-21, см. табл. 1.2.1, "ДК" №50) по видам (деревянная, картонная, металлическая, текстильная), по назначению и качественному составу: новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта. По каждому материально ответственному лицу, в распоряжении которых находятся тара и тарные материалы, составляется отдельная опись.

Если при инвентаризации будет выявлена непригодная для использования тара, то инвентаризационная комиссия составляет акт о ее ликвидации. Форма акта о ликвидации тары законодательством не предусмотрена, поэтому может быть произвольной. При этом в обязательном порядке в акте указываются наименование, количество предназначенных к списанию единиц, первоначальная стоимость (для тары, учитываемой на счете 115, - остаточная стоимость), причина (-ы) выхода ее из строя и предложения по дальнейшему ее использованию в других целях или ее продаже по цене возможной реализации (макулатура, дрова, металлолом и т. п.) На такую тару составляется отдельная инвентаризационная опись.

При инвентаризации тары, как и при инвентаризации "малоценки", возможны случаи неправильного отнесения конкретного вида тары к не свойственной для данного вида группе. Поэтому задача инвентаризационной комиссии состоит в тщательном изучении порядка группирования тары и ее перегруппирования согласно требованиям нового законодательства, если возникнет такая необходимость.

Порядок отражения в бухгалтерском учете регулирования инвентаризационных разниц по таре

Большинство бухгалтерских проводок по учету выявленных недостач и излишков по таре (см. табл. 1.2.9 на след. странице) подобны проводкам, осуществляемым по товарно-материальным ценностям (см. табл. 1.2.6, "ДК" №50), поэтому не требуют дополнительных комментариев. Некоторые трудности могут вызвать проводки по переводу тары в прочие активы. Работу, опять-таки, усложняет разный порядок перенесения первоначальной стоимости различных видов тары на себестоимость готовой продукции. Об этом было сказано в этом разделе, но немножко выше. При перегруппировании тары об этом следует помнить, чтобы осуществить корректировку сумм излишне начисленного износа или же доначислить такой износ, если возникнет необходимость.

Таблица 1.2.9

Схема бухгалтерских проводок по регулированию инвентаризационных разниц по таре

№ п/п Содержание операции По старому Плану счетов По новому Плану счетов
Д-т К-т Д-т К-т
1 2 3 4 5 6
1 Выявлена итоговая сумма недостач по первоначальной стоимости 84 01/4, 05/4 947 115, 204
2 Списание недостач за счет излишков (пересортицы) 01/4, 05/4 01/4, 05/4 115, 204 115, 204
3 Списание сумм недостач в пределах естественной убыли 01/4, 05/4 84 115, 204 947
Отнесение недостач на виновных лиц по учетным ценам 72 84 375 947
На сумму разницы между учетными ценами и рыночными или оценкой, установленной для покрытия убытка от растрат, недостач, уничтожения и порчи тары 72 83 375 69
На сумму НДС 72 68 375 641
Списание недостач ценностей сверх нормы естественной убыли в слу- чае, если виновники не установлены или во взыскании отказано судом 80 84 71, 74 947
Одновременно на сумму недостач, виновники которых не установлены 005   072  
После установления виновника на сумму недостачи 72 60 375 716
Одновременно на ту же сумму   005   072
Взыскание суммы недостач с виновников 50, 51, 70 72 30, 31, 661 375
На сумму разниц 73 68 377 641
8 Оприходование выявленных излишков тары 01/4, 05/4 80 115, 204 71, 74
Перевод новой тары из состава оборотных в состав прочих необоротных материальных активов по первоначальной (балансовой) стоимости 01/4 05/4 115 204
Наоборот 05/4 01/4, 12 204 115
10  Перевод тары (находящейся в эксплуатации) из состава оборотных в состав других необоротных материальных активов по первоначальной (балансовой) стоимости 01/4 05/4 115 204
Одновременно делается storno на сумму излишне начисленного износа 02 20 132 152, 832, 91, 92, 93, 941, 991
11 Перевод тары (находящейся в эксплуатации) из состава необоротных в состав прочих оборотных активов по первоначальной (балансовой) стоимости 05/4 01/4 204 115
Одновременно доначисляется износ до ста процентов первоначальной стоимости 20 02 152, 23, 832, 91, 92, 93, 941, 991 132

1.2.5. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

А вот драгоценностям - особое внимание!

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета, хранения и транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в объединениях, учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минфина от 06.04.98 г. №84, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28.04.98 г.

Перечень драгоценных металлов и драгоценных камней, инвентаризацию которых регулирует Инструкция №84, приводится в пункте 1.2 данной Инструкции.

Для проведения инвентаризации по приказу руководителя или его заместителя создается комиссия из числа работников предприятия. Комиссия формируется в таком же порядке, как и при инвентаризации других материалов (см. раздел 1.1), но с некоторыми особенностями.

Первая особенность - обязательное участие в ее составе главного (старшего) бухгалтера или его заместителя.

Вторая особенность - в состав инвентаризационной комиссии не вводятся материально ответственные лица, у которых в подотчете находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Третья особенность - у субъектов предпринимательской деятельности, где из-за большого объема работ одной инвентаризационной комиссии недостаточно, назначаются центральная инвентаризационная комиссия и местные комиссии (Инструкция №69 предусматривает создание постоянно действующей и рабочих комиссий), которым поручается проведение инвентаризации в отдельных подразделениях. В состав местных комиссий обязательно вводятся ответственные работники бухгалтерии. Центральная комиссия организует и контролирует работу местных комиссий.

Инструкция №84 устанавливает некоторые особенности по количеству обязательных инвентаризаций в год. В частности, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в отходах и ломе, осуществляется два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля на месте их хранения и непосредственно на производстве с полной "зачисткой" помещений и оборудования.

Субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся сбором и переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, производят инвентаризацию один раз в год по состоянию на 1 января.

В случае необходимости количество инвентаризаций может быть увеличено министерствами, ведомствами, корпорациями, ассоциациями, концернами, руководителями и т. п.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них обязательна при изменении материально ответственных лиц на день приемки-сдачи дел, после стихийного бедствия, пожара, при установлении фактов потери и хищения.

Еще одно отличие от общих правил, по мнению автора, очень существенное, - очередная (обусловленная Инструкцией №84) инвентаризация осуществляется в установленные сроки независимо от проведения внеочередных инвентаризаций и проверок, проводящихся в течение отчетного периода или в связи с чрезвычайными ситуациями.

В гальванических цехах (участках) и на прочем перерабатывающем производстве инвентаризация осуществляется ежемесячно, а в отдельных, технически обоснованных, случаях - в иные сроки, но не менее одного раза в полугодие.

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией данных материальных ценностей в сроки, установленные для их инвентаризации в соответствии с Инструкцией №69 и Законом о БУ.

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие сопутствующее извлечение драгоценных металлов, ежегодно производят инвентаризацию по состоянию на 1  января в порядке, установленном специальной Инструкцией, согласованной с Министерством финансов Украины.

Инвентаризации подлежат все имеющиеся драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также любые материальные ценности, содержащие их, и ценности, не принадлежащие субъекту предпринимательской деятельности, а полученные для переработки и находящиеся у него на ответственном хранении.

До начала инвентаризации проводится полная "зачистка" производственных помещений и технологического оборудования на местах хранения и переработки ценностей, дорабатываются все документы относительно прибыли и расхода, делаются соответствующие записи в учетных документах, указываются учтенные остатки, остатки на день инвентаризации.

В случае если инвентаризация не может быть проведена за один день, разрешается начать ее раньше, а закончить позже первого числа. Результаты в этом случае необходимо откорректировать по состоянию на первое число. Если инвентаризация не закончена в день ее начала, помещение на время отсутствия инвентаризационной комиссии опечатывается печатями материально ответственного лица и председателя комиссии.

Еще одно отличие - на период проведения инвентаризации операции по приемке и отпуску ценностей приостанавливаются.

Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется по их местонахождению в присутствии материально ответственного лица, на хранении которого числятся эти ценности.

Масса драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них устанавливается путем взвешивания, подсчета, обмера и т. п. в установленных единицах измерения.

При инвентаризации незавершенного производства масса драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в деталях и изделиях (которые невозможно взвесить), устанавливается по учетным данным или по нормам расходов на детали (изделия) с учетом степени их готовности.

Масса драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оборудовании и не подлежащих на момент инвентаризации проверке непосредственно в натуре, устанавливается по учетным или техническим документам.

Масса драгоценных металлов в сплавах, солях, кислотах, растворах, находящихся на период инвентаризации в опломбированной специальной таре, также устанавливается и вносится в инвентаризационную опись на основании учетной технической документации, документов поставщиков или данных входного контроля.

Драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, переданные на переработку на другие предприятия либо находящиеся в пути или числящиеся на балансе другого предприятия, проверяются по документам.

Ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются комиссией и включаются в отдельную опись. Если на момент инвентаризации имеются нераспакованные посылки с ценностями, то их нужно распаковать; наличие помещенных в них ценностей проверяется в присутствии комиссии по количеству и массе, и они включаются в отдельную опись. Ценности, принадлежащие другим предприятиям, также включаются в отдельную инвентаризационную опись.

По окончании инвентаризации должным образом оформленные акты сдаются в бухгалтерию для отображения в учетных реестрах результатов инвентаризации. Пока что Инструкция №84 не предлагает никаких форм инвентаризационных описей или актов. Так что советуем применять для этого формы, приведенные в таблицах 1.2.10 и 1.2.11.

Таблица 1.2.10
АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ №____ драгоценных металлов и изделий из них
PDF-36.6Kb

Таблица 1.2.11
АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ №____ драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них
PDF-38.6Kb

Результаты инвентаризации ценностей, не принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности, сообщаются их владельцу (с приложением копии инвентаризационной описи).

О всех выявленных недостачах и излишках соответствующие работники должны дать письменные объяснения инвентаризационной комиссии. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского учета и вносит свои предложения по их урегулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем.

Как оформить результаты инвентаризации и что делать с инвентаризационными разницами?

Результаты инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть отображены в учетных документах в течение 20 дней по окончании инвентаризации. Обнаруженные при инвентаризации расхождения между фактическими и учетными данными регулируются в следующем порядке:

- излишки подлежат оприходованию с дальнейшим установлением причин их возникновения и виновных в этом лиц;

- недостачи в пределах утвержденных норм расходов, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на затраты производства;

- недостачи драгоценных металлов и драгоценных камней в случае отсутствия утвержденных норм расходов рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь, возникающих при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы (в отдельных случаях) могут не разрабатываться и не утверждаться.

Возмещение недостачи драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Законом Украины от 06.06.95 г. №217/95-ВР "Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей" (см. раздел 1.1 этой статьи).

Взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть принят в порядке исключения только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, по ценностям одного и того же наименования.

Одно и то же наименование распространяется: в отношении алмазов - на алмазы одного и того же назначения, смежных размеров с разницей в массе в границах точности взвешивания; в отношении бриллиантов и других ограненных драгоценных камней - на бриллианты и другие ограненные драгоценные камни смежных характеристик, того же размера, с разницей в массе в пределах точности взвешивания; в отношении изделий из бриллиантов и изделий из других драгоценных камней - на изделия из бриллиантов и изделия из других драгоценных камней одного назначения, с разницей в массе в пределах точности взвешивания; в отношении инструментов - на алмазные инструменты одного наименования и назначения, сходные по форме и размерам.

Если при зачете излишков и недостач вследствие пересортицы размер недостачи превышает размер излишка, разница относится на виновных лиц.

Недостачи и сверхнормативные расходы драгоценных металлов и драгоценных камней не подлежат списанию на затраты производства промышленной продукции, ювелирных, зуботехнических и других изделий, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, если существуют утвержденные нормы расходов. Необходимо принять меры по выявлению причин этих потерь и недостач, привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке.

Лица, виновные в хищении, недостаче, сверхнормативных потерях драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, независимо от того, будут ли они привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, возмещают нанесенные убытки в соответствии с действующим законодательством Украины.

Должностные лица, допускающие нарушение установленных правил получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или содержащих их изделий, а также сбора и сдачи в Государственный фонд лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, несут ответственность согласно порядку, установленному действующим законодательством Украины.

Бухгалтерские проводки по урегулированию установленных излишков и недостач идентичны тем, которые приведены в таблице 1.2.6. ("ДК" №50.)

До встречи в 2001 году.
Ваш "ДК".

Таблица 1.2.10
АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ №____ драгоценных металлов и изделий из них
PDF-36.6Kb

Таблица 1.2.11
АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ №____ драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них
PDF-38.6Kb


ПО СУТИ:

Возмещение недостачи драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Законом Украины от 06.06.95 г. №217/95-ВР "Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей".

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua