Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#52 '2000: Практичная бухгалтерия - Инновационный сбор

Сейчас, в конце года, каждый бухгалтер окончательно решает для себя: платить или нет сборы в Иннофонд? Предлагаем вам два разных взгляда на эту проблему.

Взгляд первый: надо начислять, но платить не обязательно. Это важно для тех, кому 1 процент от объемов реализации продукции совсем не помешает.

Взгляд второй: лучше заплатить. Зная нашу налоговую - это дешевле будет. Мы постарались изложить все аргументы "за" и "против" уплаты инновационного сбора, чтобы вы могли выбрать оптимальный именно для вашей фирмы вариант.

Михаил МИЩИШИН, редактор выпуска

Сбор в Государственный инновационный фонд надо начислять, но не обязательно уплачивать

Взгляд первый. Не платить

Виталий МОСЕЙЧУК


А в 2001 году этот сбор уже не предусмотрен

Три года продолжались споры на страницах газет и в судебных залах по этому поводу, поступило много обращений и в редакцию "ДК". Но предприниматели, наконец, победили: данный сбор можно не уплачивать. "Как это так не уплачивать?" - спросите вы. Чтобы выяснить, почему это стало возможным, рассмотрим подробно порядок уплаты инновационного сбора.

Нет сроков уплаты - нет самой уплаты

Во-первых, статьей 11 Закона Украины от 17.02.2000 г. №1458-III "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" (далее - Закон о Госбюджете-2000, см. "Документы для работы" №13/2000) установлено, что с целью формирования Государственного инновационного фонда субъекты предпринимательской деятельности, которые, в соответствии с Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий", являются плательщиками налога на прибыль предприятий, независимо от форм собственности уплачивают в Государственный бюджет Украины сбор в размере 1 процента объема реализации продукции (работ, услуг), уменьшенного на сумму налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

А Закон о Госбюджете-2000 определил ставку сбора, круг плательщиков, однако такой существенный пустяк, как сроки уплаты, не предусмотрел. Именно это и дает возможность не уплачивать инновационный сбор. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 9 Закона Украины от 25.06.91 г. №1251-XII "О системе налогообложения", плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны уплачивать положенные суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законами сроки. Но закон сроки уплаты инновационного сбора не установил - поэтому вины предпринимателей тут нет.

Начисленный инновационный сбор никогда не станет недоимкой

В соответствии с частью первой статьи 4 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.93 г. №8-93 "О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей", который налоговики пытаются применить к неплательщикам инновационного сбора, по окончании установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взимается с начислением пени, если законодательством Украины не установлено взыскание недоимки по отдельным платежам без начисления пени. Поэтому начисленный инновационный сбор никогда не станет недоимкой и за него не будут применять штрафные санкции.

Во-вторых, в целом сроки уплаты инновационного сбора были определены (незаконно) абзацем вторым пункта 2 Порядка учета доходов и расходов Государственного инновационного фонда, утвержденного приказом Миннауки от 01.10.98 г. №258 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 16.10.98 г. под №668/3108. Напомним содержание этого абзаца: "Предприятия, учреждения, организации - плательщики обязательного сбора в Госиннофонд (далее - плательщики) представляют учреждению банка, в котором они обслуживаются, платежные поручения на перечисление бюджетных поступлений на вышеупомянутые счета. Обязательный сбор уплачивается не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Платежные поручения на перечисление средств в Госиннофонд заполняются с обязательным указанием кода бюджетной классификации и символа отчетности банка".

Но этот абзац постигла тяжелая участь (как и приказ в целом). В соответствии с решением Высшего арбитражного суда от 18.01.2000 г. (дело №8/7), абзац второй пункта 2 Порядка учета доходов и расходов Государственного инновационного фонда признан недействительным. А заключением от 07.04.2000 г. №4/8 "Об отмене решения о государственной регистрации нормативно-правового акта" (см. "Документы для работы" №32/2000) Минюст отменил государственную регистрацию Порядка учета доходов и расходов Государственного инновационного фонда. Таким образом, с 18 января 2000 года инновационный сбор можно не уплачивать, но нужно продолжать его начислять, согласно Закону о Госбюджете-2000.

А ссылки ГНА Украины на Порядок формирования и использования специального фонда внебюджетных денежных средств целевого назначения, утвержденный Минфином, Минэкономики и Комитетом по научно-техническому прогрессу при Кабинете Министров Украины от 21.02.2000 г. №12-02; 57-86/37; 1-8/176, в котором вроде бы приказано уплачивать инновационный сбор не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, являются некорректными, ведь согласно пункту 3 части 1 статьи 9 плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны уплачивать надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в сроки, установленные ЗАКОНАМИ, а не всяческими приказами, порядками и положениями.

А согласно части второй статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд не применяет акты государственных и других органов, если эти акты не соответствуют законодательству Украины.

Фонд ликвидирован - как можно уплачивать в него взносы?

В-третьих, Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2000 г. №654 "Об образовании Украинской государственной инновационной компании" отменено Постановление Кабинета Министров Украины от 06.08.98 г. №1242 "Об утверждении Порядка формирования и использования средств Государственного инновационного фонда", а сам Государственный инновационный фонд ликвидирован, в соответствии с Указом Президента Украины от 15.12.99 г. №1573 "Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти" (см. "Документы для работы" №52/99). И тогда встает вопрос: как можно уплачивать сбор в несуществующий фонд? Это выглядит так же бессмысленно, как продолжать уплачивать налоги в бюджет СССР.

В-четвертых. Инновационный сбор нужно начислять и его могут взимать задним числом. Дело в том, что, в соответствии с Решением Конституционного суда от 09.02.99 г. №1-рп/99 "По делу о конституционном обращении Национального банка Украины относительно официального толкования положения части первой статьи 58 Конституции Украины (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов)", если в нормативно-правовом акте будет указано о его обратной силе, то он будет действующим по отношению к юридическим лицам, которые и являются плательщиками инновационного сбора. Поэтому можно допустить почти фантастическую ситуацию, что появится Закон, который будет регламентировать сроки уплаты сбора в Государственный инновационный фонд и будет иметь обратную силу, и придется этот сбор уплачивать...

А пока что сбор в Государственный инновационный фонд остается, как это не удивительно, добровольным платежом. А если дело дойдет до суда (в подавляющем большинстве случаев так оно и будет), то в данной статье достаточно аргументов, дающих возможность не только доказать свою правоту перед налоговиками, но и взыскать моральный ущерб за требование уплачивать законодательно не урегулированные платежи и утраченную прибыль, а также убытки за отвлечение от работы.

В-пятых, формально можно доказать незаконность установления механизма взимания инновационного сбора в Законе о Госбюджете-2000. Дело в том, что, в соответствии с частью второй статьи 7 Закона Украины от 25.06.91 г. №1251-XII "О системе налогообложения", изменение налоговых ставок и механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей не могут вводиться Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Если ставка инновационного сбора по сравнению с 1999 годом не была изменена, то утверждение, что механизм взимания инновационного сбора был установлен Законом о Госбюджете-2000 в статье 11 (ставка, база налогообложения, субъекты налогообложения, освобождение от налогообложения), возражений не вызывает (хотя без сроков уплаты). Но ведь установление механизма любым законом о госбюджете, в том числе и Законом о Госбюджете-2000, является незаконным. Поэтому инновационный сбор фактически вне закона.


ПО СУТИ:

По мнению редакции, уплачивать или не уплачивать сбор в Инновационный фонд - добровольное дело предпринимателей, но существует риск, что налоговики данный сбор никому не простят. К счастью, в 2001 году сбора в Государственный инновационный фонд не будет. Правительство поняло неэффективность данного сбора и нежелание предпринимателей расходовать деньги на что-либо, кроме инвестиций, и в Государственном бюджете на 2001 год инновационный сбор уже не предусмотрен.

© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua