Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#01 '2001: Практичная бухгалтерия - Таможня: автоперевозки

Международные автоперевозчики теперь должны таможенникам еще больше

Олесь МИКИТЮК

Листы контроля, которые были основанием для пересечения границы на служебном автомобиле с сентября 1999 года, отменены

Приказом Гостаможслужбы от 10.11.2000 г. №637 утвержден Порядок таможенного оформления автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки. Этим же приказом отменен предыдущий порядок, утвержденный приказом Гостаможслужбы от 13.05.99 г. №280. Отныне листы контроля, которые были основанием для пересечения границы на служебном автомобиле с сентября 1999 года, отменены как таковые. Тем не менее, это нововведение едва ли облегчает жизнь владельцев автомобилей, поскольку декларацию оформлять все равно придется.

Новый порядок написан в самых лучших традициях украинского чиновничества. При чтении его возникает больше вопросов, чем ответов, и, как следствие, появляется большое поле для субъективного подхода работников таможни к каждому конкретному автовладельцу.

О главном

Как и ранее, предприятие - владелец транспортных средств должно раз в год оформить грузовую таможенную декларацию 31АТЗ. Тем не менее если в приказе №280 был предусмотрен порядок декларирования с использованием бланков форм МД-2, МД-3 и МД-8, то в приказе №637 предусмотрено, что на каждое ТС будет оформляться МД-2. Разницу очень остро ощутят предприятия - собственники автопарков. За оформление МД-2 (основного листа) уплачивается таможенный сбор в размере $30, и на нем поместится лишь 1 транспортное средство, за дополнительные листы (МД-3, МД-8) уплачивается таможенный сбор в размере $15 за лист, на котором поместится 3 ТС (для МД-3) или 8 ТС (для МД-8). Таможенные брокеры также берут оплату не за количество наименований, а за количество бланков. Одним словом, посчитаем наши деньги:

Следовательно, предприятия, имеющие 1 автомобиль, практически ничего не теряют. У кого автомобилей несколько - потеряют несколько сотен гривен в год. Владельцы же автопарков отныне остро ощутят на своих бюджетах, как таможенная служба о них "печется". В конце концов, понятно, что эти средства войдут отдельной статьей в калькуляции цен на перевозки, и платить эти деньги будут экспортеры и импортеры (конечно, если цены иностранных перевозчиков не окажутся ниже - тогда бюджет снова останется "с носом").

Стоит ли овчинка выделки?

Главная идея, с которой планировались изменения, - отмена листов контроля, которые якобы усложняли и без того непростую жизнь перевозчиков и предпринимателей, которые ездят за границу на служебных автомобилях. Со всей ответственностью могу заявить - да, усложняли. Но давайте подумаем, что изменилось с утверждением нового порядка? Согласно требованиям приказа №637, отныне на границе водитель автомобиля представляет к таможенному контролю вместо листов контроля... 4-й экземпляр или заверенную копию 5-го экземпляра ГТД (для чего, собственно, ГТД и будет оформляться на бланках МД-2).

Лист контроля был рассчитан на 2-3 поездки за границу, после что лист сдавался в бухгалтерию, в дорогу водитель брал новый бланк. Теперь у вас будет всего 2 бланка (4-й и 5-й экземпляры ГТД на тонкой бумаге) на весь год. Словом, пролил на границе два раза кофе на документы - и все, начинай все сначала - подавай новую ГТД, плати деньги (см. таблицу). Процедура же таможенного оформления практически не изменилась: все то же самое, но без листов контроля (кстати, за их изготовление брокеры, как правило, и денег-то не брали - при таких-то ценах на заполнение ГТД, а таможенные сборы не начислялись).

Резюме: защищенность от подделки листов контроля практически та же, что и у ГТД, послаблений для перевозчиков никаких, тем не менее ярко вырисовывается фискальная выгода данного приказа - платежи в бюджет могут возрасти (еще раз повторим - если новые цены украинских перевозчиков будут конкурентоспособными), да и брокеры будут зарабатывать значительно больше. Во всяком случае, ничего хорошего для предпринимателей это нововведение не несет.

Что авторы имели в виду?

К сожалению, украинские чиновники так и не научились писать нормативные документы так, чтобы у читателя не возникал такой вопрос, поэтому практически ко всем нормативным актам с течением времени издаются разъяснения, дополнения, сопроводительные письма и т. п. Еще слава Богу, если эти разъяснения не противоречат друг другу. Думаем, без разъяснений не обойдется и на этот раз. Вот сомнительные, по мнению автора, моменты приказа ГТСУ №637, на которые следовало бы обратить внимание:

Приказ №637 (вступил в силу 16.12.2000 г. - через 10 дней после регистрации в Минюсте)

1.1. Настоящий Порядок регламентирует условия перемещения субъектами предпринимательской деятельности (далее - субъекты) через таможенную границу Украины автотранспортных средств (далее - АТС) пустых, с пассажирами или с товарами.

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на автотранспортные средства - автомобили, автобусы, тягачи с прицепами и полуприцепами и пр., осуществляющие международные перевозки пассажиров и внешнеторговых грузов.

Уже первые два пункта Порядка вызывают много вопросов. В приказе ГТСУ №280 было четко определено, кого конкретно и каких транспортных средств он касается (он утратил силу, но для сравнения приведем аналогичные пункты):

Приказ №280 (утратил силу согласно приказу №637)

1.1. Порядок таможенного оформления автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки внешнеторговых грузов и пассажиров (далее - Порядок), регламентирует условия перемещения автотранспортных средств (далее - АТС) пустых, с пассажирами или с товарами через таможенную границу Украины.

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на автотранспортные средства (автомобили, автобусы, тягачи с прицепами и полуприцепами и пр.), осуществляющие международные перевозки внешнеторговых грузов и пассажиров, а также на транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности, используемые для выезда за границу (командировка и т. п.) работников этих организаций...

Различие в текстах очевидно: если ранее под действие порядка подпадали все транспортные средства "предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности", то сейчас почему-то написано, что порядок "регламентирует условия перемещения субъектами предпринимательской деятельности" транспортных средств.

То есть, если читать букву приказа, во внимание принимается не то, кто владелец автомобиля, а то, кто и с какой целью перемещает его через границу, верно? То есть если предприятие взяло в аренду частный автомобиль своего работника и перемещает его по служебным надобностям через границу, то автомобиль следует декларировать? Или, с другой стороны, если директор (владелец) предприятия выезжает в частную поездку за границу на служебном автомобиле, то декларировать его не обязательно? Да и вообще, п. 1.2 гласит, что действие порядка распространяется на ТС, "осуществляющие международные перевозки пассажиров и внешнеторговых грузов".

Если директора за границу везет водитель, понятно: директор - это пассажир, а вот если директор сам за рулем и пассажиров нет? Единственная надежда - на то, что авторы приказа имели в виду, что действие порядка будет распространяться исключительно на перевозки, а не на автомобили, используемые для выезда за границу (эти два понятия фигурировали в отмененном порядке, см. выше).

Тем не менее определения, что такое перевозка, а что такое выезд, нигде нет. И самое главное, что речь идет не только о пассажирах, но и о малогабаритных грузах, например посылках, которые предназначены для фирмы и помещаются в багажник легкового автомобиля. Предположим, что наши надежды оправданы, как же тогда будут пересекать границу служебные легковушки? До сентября 1999 г. каждый раз необходимо было отмечать на внутренней таможне путевку, а вот как будет теперь - садись и едь? Что-то не верится. Поэтому подождем, у кого есть время. А у кого нет, советуем все-таки оформить автомобиль, чтобы не возвращаться с границы домой, поскольку дискуссия по этому поводу с инспектором приграничной таможни едва ли принесет желаемый результат.

Но самое интересное в другом: в п. 1.4 того же порядка сказано, что ГТД заполняется для МНОГОКРАТНОГО перемещения ТС через таможенную границу. А как же для однократного, и кто вообще это будет считать? Оставим этот вопрос без комментариев.

И еще одно - листы контроля были введены более года назад, когда же у "первопроходцев" истек срок действия декларации, они узнали о маленькой "хитрости" государства: автомобили, на которые были оформлены ГТД и листы контроля, следовало... снова декларировать, даже если владельцы не собирались в дальнейшем ездить на них за границу.

Для продолжения поездок - декларацию 31 АТЗ + новые листы контроля, для прекращения поездок - декларацию 00 АТЗ. И снова - уплата таможенных сборов, брокерских услуг и т. п. (см. таблицу). Как будет теперь - неизвестно, хотя приказом №637 отменен лишь приказ №280, а о 00 АТЗ писалось в "разъяснительных" письмах ГТСУ (их, кстати, несколько - в одном письме разъяснить все было, вероятно, сложно), и письма эти никто не отменял. Следовательно, смельчакам, которые сейчас отважатся оформить по новым "расценкам" транспортные средства, следует готовиться к тому, что через год придется уплатить такую же сумму. В конце концов время все расставит на свои места, возможно, даже чиновники в конце концов научатся писать, а еще лучше - читать то, что написали.

Таблица

Коли-
чество ТС, принад-
лежащих пред-
приятию и исполь-
зуемых для поездок за границу
Затраты на оформление согласно приказу ГТСУ №280 Затраты на оформление согласно приказу ГТСУ №637 Убытки пред-
приятия от "упро-
щения" проце-
дуры тамо-
жен-
ного оформ-
ления, $
Кол-
во бланков ГТД
Тамо-
женные сборы, $
Бро-
кер-
ские услуги*, $
Всего, $ Кол-
во блан-
ков, ГТД
Тамо-
женные сборы, $
Брокер-
ские услуги*, $
Всего, $
1 МД-2: 1 шт. 30 30 60 МД-2: 1 шт. 30 30 60 0
2 МД-2: 1 шт.
МД-3: 1 шт.
45 60 105 МД-2: 2 шт. 60 60 120 15
4 МД-2: 1 шт.
МД-3: 1 шт.
45 60 105 МД-2: 4 шт. 120 120 240 135
9 МД-2: 1 шт.
МД-8: 1 шт.
45 60 105 МД-2: 9 шт. 270 270 540 435
49 МД-2: 1 шт.
МД-8: 6 шт.
120 210 330 МД-2: 49 шт. 1470 1470 2940 2610

* В среднем стоимость брокерских услуг составляет $30 за каждый бланк ГТД, поэтому берем эту цифру за основу, тем не менее следует отметить, что декларированием предприятие может заниматься самостоятельно, если имеет соответствующего специалиста. Кроме того, для упрощения расчетов расходы будем считать в долларах США - понятно, что оплачивается все в гривнах по курсу НБУ на день оплаты.


ПО СУТИ:

Предприятия, имеющие 1 автомобиль, практически ничего не теряют. У кого автомобилей несколько - потеряют несколько сотен гривен в год. Владельцы же автопарков отныне остро ощутят на своих бюджетах, как таможенная служба о них "печется". В конце концов, понятно, что эти средства войдут отдельной статьей в калькуляции цен на перевозки, и платить эти деньги будут экспортеры и импортеры (конечно, если цены иностранных перевозчиков не окажутся ниже - тогда бюджет снова останется "с носом").

Резюме: защищенность от подделки листов контроля практически та же, что и у ГТД, послаблений для перевозчиков никаких, тем не менее ярко вырисовывается фискальная выгода данного приказа - платежи в бюджет могут возрасти (еще раз повторим - если новые цены украинских перевозчиков будут конкурентоспособными), да и брокеры будут зарабатывать значительно больше. Во всяком случае, ничего хорошего для предпринимателей это нововведение не несет.

Следовательно, смельчакам, которые сейчас отважатся оформить по новым "расценкам" транспортные средства, следует готовиться к тому, что через год придется уплатить такую же сумму. В конце концов время все расставит на свои места, возможно, даже чиновники в конце концов научатся писать, а еще лучше - читать то, что написали.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua