Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#01 '2001: Практичная бухгалтерия - Бюджетная сфера

Особенности списания основных средств и других необоротных активов в бюджетных учреждениях

Мирослав ЗВАРИЧ, Роман БОЙКО


  • Продажа основных средств
  • Типичные бухгалтерские проводки

    Деятельность бюджетных учреждений является специфической, а соответственно, имеются свои особенности порядка списания основных средств и других необоротных активов. Это обусловлено в первую очередь большим перечнем разнообразных видов необоротных активов, использующихся только в бюджетной сфере (специальное оборудование, инвентарь и т. п.).

До настоящего времени в Украине единых требований к порядку списания ОС бюджетниками не существовало

Основными нормативными документами, отображающими и диктующими порядок списания основных средств и необоротных активов в бюджетных учреждениях, являются Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. №64, и Типовая инструкция о порядке списания основных средств бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Государственного казначейства Украины и Министерства экономики от 02.12.97 г. №126/137. Оба нормативных документа зарегистрированы в Министерстве юстиции, что указывает на их юридическую силу.

Несмотря на изменения, которые произошли в бухгалтерском учете бюджетных учреждений и связаны с его реформированием, Типовая инструкция по списанию основных средств на сегодня не претерпела изменений.

Данная Типовая инструкция разработана с целью установления единых требований к порядку списания основных средств учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного или местного бюджетов, т. е. действие данной Инструкции распространяется на все бюджетные учреждения. До настоящего времени в Украине единых требований к порядку списания не существовало. Как правило, большинство бюджетных учреждений пользовалось отраслевыми приказами и указаниями, а также Типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) от 01.07.85 г. №100, утвержденной Министерством финансов СССР и Государственным плановым комитетом СССР, в части, касающейся бюджетных учреждений, организаций.

Типовая инструкция, утвержденная Госказначейством, унифицирует требования относительно порядка списания основных средств для всех бюджетных учреждений. Наряду с этим, сегодня действуют и отраслевые инструкции министерств и ведомств относительно порядка списания основных средств. Это в первую очередь касается специального оборудования воинских частей. Инструкция же по учету основных средств и других нематериальных активов в некоторой степени дублирует основные требования Типовой инструкции по списанию основных средств.

Порядок списания и документирования операций

Попробуем объединить вышеуказанные инструктивные материалы и предложить унифицированный порядок списания основных средств и других нематериальных активов, действующий на сегодня.

Как в Инструкции по учету основных средств, так и в Типовой инструкции по списанию основных средств определено, что с балансов учреждений могут быть списаны здания, сооружения, устройства, приборы, оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочие необоротные активы, ставшие непригодными для дальнейшего использования: морально устаревшие, изношенные, поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы). Кроме того, подлежат списанию здания, сооружения, подлежащие сносу в связи со строительством новых объектов, а также разрушенные временем.

На основании изложенного возникает вопрос: кто же определяет непригодность основных средств? Ответ на него дают вышеуказанные инструкции.

А именно: для определения непригодности необоротных активов и установления невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание данных активов приказом руководителя учреждения ежегодно создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят:

  • руководитель или его заместитель (председатель комиссии);
  • главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, - лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
  • руководители групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или другие работники бухгалтерии, учитывающие материальные ценности; лицо, на которое возложена ответственность за хранение необоротных активов;
  • другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).

Что касается последнего, то, по нашему мнению, в состав комиссии следовало бы включить члена профсоюзного комитета.

Для участия в работе комиссии по установлению непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и прочих необоротных активов, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, прилагающееся к акту. В тех учреждениях, где техническое обслуживание осуществляется своими штатными специалистами, акт или справка готовятся ими. В этом случае в состав комиссии входит соответствующий специалист данного учреждения. Однако, по нашему мнению, для избежания недоразумений и разного рода догадок со стороны контролирующих органов целесообразнее воспользоваться услугами независимых специалистов.

Какие же задачи ставятся перед постоянно действующей комиссией учреждения?

Какие же задачи ставятся перед постоянно действующей комиссией учреждения? Опять-таки ответ находим в этих же инструкциях. Итак, постоянно действующая комиссия:

  • проводит осмотр необоротных активов для составления акта на их списание, используя при этом необходимую техническую документацию (технические паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;
  • устанавливает невозможность восстановления и дальнейшего использования объекта в данном учреждении и вносит предложения о его продаже, передаче или списании;
  • устанавливает конкретные причины списания объекта: физический или моральный износ, реконструкция, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и т. п.;
  • устанавливает лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие необоротных активов из эксплуатации;
  • устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта и проводит их оценку;
  • осуществляет контроль за изъятием из списанных необоротных активов пригодных узлов, деталей и материалов из цветных и драгоценных металлов, определяет их количество, вес и контролирует их сдачу на соответствующий склад.

Указанные полномочия, предоставленные постоянно действующей комиссии, требуют ответственного отношения ее членов, ведь от результатов их работы зависит правильность списания и дальнейшее использование списанных необоротных активов.

Одной из особенностей деятельности постоянно действующей комиссии является списание оборудования в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением действующих объектов. В таком случае комиссия проверяет его наличие в плане реконструкции и технического переоснащения, утвержденном вышестоящей организацией, и делает в акте на списание ссылки на пункт и дату утверждения плана.

По результатам обследования комиссия составляет акты на списание основных средств по установленным формам.

В настоящее время применяют: "Акт о списании основных средств" (типовая форма ОЗ-3 (бюджет), "Акт о списании автотранспортных средств" (типовая форма ОЗ-4 (бюджет), "Акт о списании изъятой из библиотеки литературы" (типовая форма ОЗ-5 (бюджет). Формы указанных актов установлены совместным Приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. №125/70 "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению", зарегистрированным Министерством юстиции 22.12.97 г. под №612/2416.

Акты утверждаются руководителем предприятия.

Следует заметить, что в актах на списание указываются данные, характеризующие объект: год изготовления или строительства, дата его получения учреждением, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов и т. п., а также подробно указываются причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность и невозможность их восстановления.

При списании с учета учреждений необоротных активов, выбывших вследствие аварий, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, где объясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

Необходимо также учесть и порядок списания основных средств, а именно:

а) с балансов бюджетных учреждений, содержащихся за счет государственного бюджета:

- стоимостью за единицу в размере до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - с разрешения руководителя учреждения;

- стоимостью за единицу в размере от 150 не облагаемых налогом минимумов до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - с разрешения вышестоящей организации;

- стоимостью за единицу в размере более 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - с разрешения министерства или другого центрального органа исполнительной власти;

б) с балансов бюджетных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов:

- стоимостью за единицу в размере до 75 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - руководителями учреждения, являющимися распорядителями средств;

- стоимостью за единицу в размере от 75 не облагаемых налогом минимумов до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - с разрешения вышестоящего учреждения;

- стоимостью за единицу в размере более 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан - с разрешения местной государственной администрации.

Списание основных средств с балансов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций проводится с разрешения их руководителя, независимо от их стоимости.

Дальнейшая судьба списанного объекта

После списания основных средств возникает вопрос дальнейшей судьбы списанного объекта. Ведь списанный объект можно продать, подарить, использовать отдельные пригодные узлы и комплектующие. Здесь существует ряд особенностей и ограничений в сравнении с хозрасчетной организацией или предприятием. В частности, что касается использования отдельных узлов и деталей, то здесь необходимо отметить, что все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации основных средств, оприходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы оприходуются как вторичное сырье (металлолом) и обязательно сдаются учреждению, на которое возложен сбор такого сырья.

Изъятые после демонтажа основных средств детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Положением о порядке сбора и сдачи отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней от 23.06.94 г. №54/11/161/91/15, утвержденным Министерством финансов Украины, Министерством экономики Украины, Государственным комитетом Украины по материальным ресурсам, Национальным банком Украины, Госреддрагметом и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.07.94 г. под №158/367, подлежат сдаче на специализированные предприятия Украины, осуществляющие приемку и переработку отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней.

Изготовленные из цветных металлов детали и узлы, не использующиеся в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования, подлежат обязательной сдаче учреждениям, на которые возложен сбор такого сырья.

При наличии ведомственных или централизованных пунктов по сбору и демонтажу техники, аппаратуры, приборов и других изделий последние сдаются без демонтажа, целым комплексом.

Запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования ценных деталей.

Безвозмездная передача, списание и реализация техники, аппаратуры и других основных средств по ценам ниже стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в них, запрещается.

Разборка и демонтаж основных средств, утративших свое производственное значение или ставших непригодными, осуществляется только после утверждения в установленном порядке акта об их списании.

При реализации основных средств путем безвозмездной передачи следует учесть, что бюджетные учреждения имеют право делать это только:

  • в пределах одного министерства, другого центрального органа исполнительной власти - учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета;
  • в пределах одного бюджета - учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов.

В соответствии с Положением о порядке передачи государственного имущества, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.06.96 г. №678, передача имущества осуществляется следующим образом:

а) целостных имущественных комплексов учреждений, объектов незавершенного строительства, отдельных инвентарных объектов из общегосударственной собственности в собственность административно-территориальных единиц и наоборот - в соответствии с действующим законодательством;

б) объектов незавершенного строительства, отдельных инвентарных объектов, принадлежащих учреждениям (зданий, сооружений, машин, оборудования, других учетных единиц основных средств), из сферы управления одних центральных органов исполнительной власти в сферу управления других центральных органов исполнительной власти - на основании решений этих органов и по согласованию с Министерством экономики Украины и Министерством финансов Украины;

в) основных средств из собственности одних административно-территориальных единиц в собственность других административно-территориальных единиц - на основании решений органов, уполномоченных распоряжаться имуществом соответствующих административно-территориальных единиц;

г) государственного имущества самоуправляющихся организаций (Национальной академии наук, других аналогичных организаций) в сферу управления центральных органов государственной исполнительной власти - на основании решений самоуправляющейся организации и Кабинета Министров Украины, если иное не предусмотрено законодательными актами и актами Президента Украины, которыми установлен специальный режим использования данного имущества;

д) основных средств одних учреждений другим учреждениям, относящимся к сфере управления одних и тех же центральных органов исполнительной власти - на основании решений этих органов.

В случаях передачи основных средств, бывших в эксплуатации, в документах указывается их первоначальная стоимость и сумма начисленного износа.

Что касается продажи основных средств (в том числе полностью изношенных) бюджетным учреждениям, следует учесть, что любая продажа основных средств осуществляется только через аукционы или биржи, при этом продажа основных средств, стоимость которых превышает размер 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, проводится при условии обязательного согласования с органами, уполномоченными распоряжаться этим имуществом.

Продажа основных средств

Что же касается средств, получаемых учреждениями от продажи или демонтажа основных средств (кроме зданий и сооружений), то они, согласно Типовой инструкции, остаются в распоряжении учреждения с правом их дальнейшего использования на ремонт, модернизацию или приобретение новых средств того же назначения. При этом средства, полученные от реализации и разборки основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств (специального фонда), используются после уплаты налогов, установленных законодательством, тогда как средства, полученные учреждениями от продажи или демонтажа зданий и сооружений, вносятся в доход того бюджета, за счет которого эти учреждения содержатся.

При передаче учреждения из подчинения одного государственного органа в подчинение другого все необоротные активы передаются безвозмездно, если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины.

Типичные бухгалтерские проводки

Рассмотрев требования относительно порядка списания основных средств, следует указать на основные типичные бухгалтерские проводки, используемые при списании необоротных активов, а также отображение данных операций в бухгалтерских реестрах.

Документы аналитического учета необоротных активов систематизируются по датам осуществления операций и оформляются мемориальным ордером №9 (ф. 438), представляющим собой накопительную ведомость выбытия и перемещения необоротных активов.

В накопительную ведомость записи делаются по каждому документу, данные мемориального ордера №9 заносятся в книгу "Журнал-главная".

№ п/п Содержание операций Номера субсчетов
по дебету по кредиту
1 Безвозмездная передача необоротных активов 401, 131 -133 101 - 122
2 Реализация зданий, сооружений На сумму средств, поступивших от реализации и подлежащих перечислению в доход бюджета, проводится запись 131, 401 364, 675 103 642
3 Реализация необоротных активов (кроме зданий и сооружений), приобретенных за счет средств общего фонда На сумму средств, полученных от реализации, проводится запись 131-133, 401
364, 675
104 -122
681, 801-802
4 Реализация необоротных активов (кроме зданий и сооружений), приобретенных за счет средств специального фонда 131 - 133, 401 104 - 122
5 На сумму полученных средств от реализации проводится запись
На сумму НДС
364, 675 364, 675 682, 711 - 713, 741 641
6 Списание на основании оправдательных документов необоротных активов, ставших непригодными 401, 131 - 133 103 - 122
7 Оприходование сумм стоимости материалов, полученных от разборки необоротных активов, которые, в соответствии с действующим законодательством, подлежат перечислению в доход бюджета 231, 234 642
8 Оприходование сумм стоимости материалов, полученных от разборки необоротных активов и оставленных в распоряжении учреждения, которые приобретены: за счет средств общего фонда за счет средств специального фонда 234, 235, 238, 239 234, 235, 238, 239 681, 701, 702 711- 713
9 Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов, ставших непригодными для эксплуатации 411 221
10 Оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые оставлены для ремонта и прочих хозяйственных нужд учреждения: приобретенных за счет средств общего фонда бюджета приобретенных за счет средств специального фонда бюджета 231, 234, 235, 238, 239 231, 234, 235, 238, 239 681, 701, 702
711, 712, 713
11 Оприходование сумм стоимости материалов, полученных от разборки малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые, в соответствии с действующим законодательством, подлежат перечислению в доход бюджета 231, 234 642
12 Реализация остатков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые не используются и приобретены за счет средств специального фонда: на сумму средств, полученных от реализации
на сумму НДС
411
313, 314, 316, 323, 324, 326, 364, 675 364, 675
221
711, 712, 713, 741
641


ПО СУТИ:

С балансов учреждений могут быть списаны здания, сооружения, устройства, приборы, оборудование, транспортные средства, инвентарь и прочие необоротные активы, ставшие непригодными для дальнейшего использования: морально устаревшие, изношенные, поврежденные вследствие аварии или стихийного бедствия.

Для участия в работе комиссии по установлению непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и прочих необоротных активов, находящихся под надзором государственных инспекций, приглашается представитель соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, прилагающееся к акту.

В актах на списание указываются данные, характеризующие объект: год изготовления или строительства, дата его получения учреждением, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, количество проведенных капитальных ремонтов и т. п., а также подробно указываются причины выбытия объекта, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность и невозможность их восстановления.

Списание основных средств с балансов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций проводится с разрешения их руководителя, независимо от их стоимости.

Запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования ценных деталей.

При передаче учреждения из подчинения одного государственного органа в подчинение другого все необоротные активы передаются безвозмездно, если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua