Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#01 '2001: Практичная бухгалтерия - Бюджетная сфера

Гуманитарная помощь и благотворительные взносы бюджетным учреждениям

Мирослав ЗВАРИЧ, Роман БОЙКО


Интересным и довольно актуальным для бюджетных учреждений является вопрос бухгалтерского учета и отчетности гуманитарной помощи, особенно теперь, когда поддержка нашего молодого государства со стороны международного сообщества сводится в основном к гуманитарной помощи, а не инвестированию "хилой рыночной" экономики. Однако почему так случилось - тема для отдельного разговора.

Нормативная база

Учет основных средств и прочих необоротных активов, полученных учреждением в качестве гуманитарной помощи, необходимо вести согласно Закону Украины "О гуманитарной помощи", постановлениям Кабинета Министров Украины и Порядку бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях гуманитарной помощи, утвержденному приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. №113 и зарегистрированному Министерством юстиции Украины 12.01.2000 г. под №12/4233. Бухгалтерия и материально ответственные лица отображают поступление, перемещение и выбытие гуманитарной помощи в учетных регистрах по действующему порядку, но отдельно от материальных ценностей, приобретенных учреждением за счет средств общего фонда сметы и прочих средств специального фонда.

Что является гуманитарной помощью

Прежде чем начать освещение вопроса порядка учета гуманитарной помощи в бюджетных учреждениях необходимо дать определение понятию "гуманитарная помощь".

В Законе Украины от 22.10.99 г. №1192-XIV "О гуманитарной помощи" дается следующее определение: гуманитарная помощь - целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, предоставляемая иностранными и отечественными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи в Украине или за границей, нуждающимся в ней в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым состоянием, возникновением чрезвычайного положения, в частности вследствие стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, или тяжелой болезнью конкретных физических лиц.

Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований статьи 4 Закона Украины "О благотворительности и благотворительных организациях".

В данном определении вспоминается о "получателях" гуманитарной помощи. Кто же они? Получателями гуманитарной помощи считаются такие юридические лица, которые зарегистрированы в установленном Кабинетом Министров Украины порядке в Едином реестре получателей гуманитарной помощи. В основном, если подходить более конкретно, это неприбыльные и благотворительные, общественные, религиозные организации.

Получение гуманитарной помощи

Основанием для осуществления гуманитарной помощи в Украине является письменное согласие получателя гуманитарной помощи на ее получение.

Вопросами гуманитарной помощи в Украине занимаются специально уполномоченные на это государственные органы. В частности, на государственном уровне к ним относятся Комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины, а на местном - комиссия по вопросам гуманитарной помощи при Совете министров Автономной Республики Крым и комиссии по вопросам гуманитарной помощи при областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях.

Руководителям и бухгалтерам учреждений-получателей необходимо знать, что гуманитарная помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, в денежной или натуральной форме (и отдельные, определенные Кабинетом Министров Украины, подакцизные товары), которая предоставляется, ввозится, пересылается в Украину, освобождается от налогообложения. Не менее важно знать, что если средства или товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения как гуманитарная помощь, были использованы не по целевому назначению, они считаются доходом и облагаются налогом в соответствии с законодательством Украины.

Интересен вопрос порядка поступления и использования гуманитарной помощи в виде иностранной валюты.

Гуманитарная помощь в виде иностранной валюты, которая зачисляется на счет в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи, не подлежит обязательной продаже на межбанковском валютном рынке и должна быть использована исключительно по целевому назначению. Кроме этого, гуманитарная помощь в виде иностранной валюты не подлежит списанию в бесспорном порядке со счетов в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи уполномоченными на это органами, а проценты, начисляющиеся на остатки средств гуманитарной помощи, имеют статус гуманитарной помощи и используются исключительно по целевому назначению. При получении иностранной валюты, поступившей в качестве гуманитарной помощи на счет в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи, он как юридическое лицо - резидент должен осуществлять ее учет отдельно.

Что касается таможенного оформления товаров без уплаты таможенных сборов, то получателям следует знать, что это возможно только при наличии решения соответствующих комиссий по вопросам гуманитарной помощи о признании таких товаров гуманитарной помощью.

Учет гуманитарной помощи

Что же касается учета гуманитарной помощи, то здесь следует указать, что с целью урегулирования этого вопроса Государственное казначейство, во исполнение Закона Украины от 22.10.99 г. №1192-XIV "О гуманитарной помощи" и поручения по этому поводу Кабинета Министров от 13.11.99 г. №24952/1, своим приказом №113 от 10.12.99 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 12.01.2000 г. под №12/4233) утвердило Порядок бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях гуманитарной помощи.

Исходя из требований вышеуказанного Порядка бухгалтерский учет гуманитарной помощи в бюджетных учреждениях осуществляется согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений утвержденным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. №114 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под №890/4183.

При поступлении основных средств или других оборотных материальных и нематериальных активов дебетуется соответствующий субсчет счетов 10 "Основные средства", 11 "Прочие необоротные материальные активы", 12 "Нематериальные активы" и кредитуется субсчет 401 "Фонд в необоротных активах по их видам".

Полученные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы отображаются по дебету субсчета 221 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации" и по кредиту субсчета 411 "Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам".

Материалы и продукты питания, полученные в качестве гуманитарной помощи, отображаются по дебету соответствующего субсчета счета 23 "Материалы и продукты питания" и кредиту субсчета 713 "Доходы по другим средствам".

Полученная гуманитарная помощь в денежной форме сопровождается записью по дебету субсчетов учета средств в кассе, на счетах в банках и в казначействе и по кредиту субсчета 713 "Доходы по другим средствам".

Гуманитарная помощь в виде выполнения работ или предоставления услуг, в результате которой получены материальные ценности, оприходуется аналогично поступлению гуманитарной помощи в виде материальных ценностей.

Списание на нужды учреждения стоимости израсходованных материалов и продуктов питания, полученных в виде гуманитарной помощи, отображается по дебету субсчета 813 "Расходы по другим средствам" и кредиту соответствующего субсчета счета 23 "Материалы и продукты питания". В конце года фактические расходы материалов, полученных в качестве гуманитарной помощи, списываются окончательными оборотами по дебету субсчета 713 "Доходы по другим средствам" и кредиту субсчета 813 "Расходы по другим средствам".

В отчетности данные о полученной гуманитарной помощи отображаются в форме №5 "Отчет о движении основных средств" в строке 160 "От безвозмездных поступлений" (отображаются суммы полученных основных средств) и в форме №6 "Отчет о движении материальных ценностей" - в строке 170 "В том числе получено бесплатно" приводятся суммы полученных материальных ценностей. Кроме того, в объяснительной записке к квартальному и годовому отчетам приводятся короткие разъяснения относительно полученной гуманитарной помощи.

Кроме того, относительно отчетности бухгалтерам бюджетных учреждений следует знать о требованиях Инструкции о порядке составления в 2000 году месячных и квартальных отчетов учреждениями и организациями, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины 23.03.2000 г. №23 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.04.2000 г. под №233/4454).

Согласно данной Инструкции, по средствам, которые бюджетные учреждения и организации получают от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц и благотворительных фондов для выполнения отдельных поручений или использования по целевому назначению ("Средства на выполнение отдельных поручений") составляется отчет формы №4-2 о поступлении и использовании сумм по поручениям.

Отчет составляется в национальной валюте Украины, учитывая все операции по поступлению и расходованию средств, проведенные как в национальной, так и в иностранной валюте. При этом операции, осуществленные в иностранной валюте, отображаются в национальной валюте Украины в суммах, которые определяются путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Украины на дату осуществления операций в иностранной валюте, а также на дату составления бухгалтерской отчетности.

Если учреждением в течение отчетного периода были проведены расходы по средствам специального фонда, поступившим в иностранной валюте и в натуральной форме, то по таким операциям составляются отдельные формы №4 в разрезе видов специального фонда. Такие формы передаются в органы Государственного казначейства Украины для учета этих данных в сводных отчетах по территории и визируются органами Государственного казначейства Украины для предоставления вышестоящим учреждениям. Ответственность за законность и правильность отображения в отчетах вышеупомянутых операций несут распорядители бюджетных средств.

Бухгалтерам получателей гуманитарной помощи надо иметь в виду, что в случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.

Порядок получения благотворительных взносов

Наряду с поступлением гуманитарной помощи бюджетные учреждения могут получать благотворительные взносы. Порядок получения благотворительных взносов бюджетными учреждениями в соответствии со ст. 67 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" определил Кабинет Министров Украины Постановлением от 04.08.2000 г. №1222 "Об утверждении Порядка получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования".

Согласно данному Постановлению, благотворительные взносы могут предоставляться в денежной форме, а также как товары, работы, услуги по направлениям расходов, определенным благотворителем. Если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяет руководитель учреждения - приобретатель в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения.

Особенностью полученных благотворительных взносов является то, что они не могут направляться на выплату заработной платы работникам и не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг. Кроме того, благотворительные взносы в денежной форме необходимо зачислять на счет "Суммы по поручению" с последующим внесением изменений в специальный фонд сметы в соответствии с Порядком, определенным Постановлением КМУ от 09.01.2000 г. №17 "О Порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях по выполнению смет доходов и расходов бюджетных учреждений и организаций".

Учет благотворительных взносов

Бухгалтерский учет благотворительных взносов ведется в соответствии с Порядком бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях гуманитарной помощи, утвержденным приказом Главным управлением Государственного казначейства от 10.12.99  г. №113.


ПО СУТИ:

Гуманитарная помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, в денежной или натуральной форме (и отдельные, определенные Кабинетом Министров Украины, подакцизные товары), которая предоставляется, ввозится, пересылается в Украину, освобождается от налогообложения.

При получении иностранной валюты, поступившей в качестве гуманитарной помощи на счет в иностранной валюте получателя гуманитарной помощи, он как юридическое лицо - резидент должен осуществлять ее учет отдельно.

Бухгалтерам получателей гуманитарной помощи надо иметь в виду, что в случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи она считается использованной не по целевому назначению.

Особенностью полученных благотворительных взносов является то, что они не могут направляться на выплату заработной платы работникам и не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua