Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#01 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: урок 13-й (часть 1)

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА:
Урок 13-й. Часть первая.
Учет запасов, операции с подотчётными лицами, необоротные активы

1. Учет запасов, операции с подотчетными лицами, необоротные активы

2. Учет операций с подотчетными лицами

3. Необоротные активы

Урок ведут: В. ПАНТЕЛЕЕВ, Д. ТУРЕЦКИЙ


Предыдущие уроки "Школы бухгалтера"

1. Учет запасов

Продолжение. Начало см. урок 6 в "ДК" №17, урок 7 в "ДК" №20, урок 8 в "ДК" №22, урок 9 в "ДК" №26, урок 10 в "ДК" №29, урок 11 в "ДК" №40, урок 12 в "ДК" №45.

 

В предыдущем уроке при рассмотрении первого варианта зачисления запасов - путем приобретения их за плату у сторонних юридических лиц, были описаны следующие базовые операции:

1) определение поставщика;

2) направление на данное предприятие доверенного лица;

3) подтверждение намерения на совершение сделки;

4) выписка счета-фактуры;

5) передача счета представителю плательщика;

6) перечисление денежных средств плательщиком по счету;

7) процедуры получения оплаченного товара.

Продолжим изучение оформления получения оплаченных ценностей на предприятие.

Получив все необходимые документы о количестве и стоимости приобретенных запасов, подтверждении приемки ценностей на склад предприятия, в бухгалтерии оформляют зачисление (оприходование) запасов на баланс предприятия. Отметим, что оприходуются на склад покупателя реально поступившие и принятые товары по согласованной цене.

В приведенной на следующей странице таблице 1 указаны основные бухгалтерские проводки операций по приобретению всей партии товаров с их полной предварительной оплатой при соответствии величины полученного товара по стоимости с величиной перечисленных средств (вариант А). Предприятие "Б" выступает в качестве покупателя.

Таблица 1

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров с предоплатой, вариант А

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1 Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 2400,00
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 400,00
3. Оприходован полученный товар без НДС 9.10.2000 281 631 2000,00
4. Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 400,00
5 Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком после выполнения им обязательств по поставке товара 9.10.2000 631 371 2400,00

Для рассмотрения вариантов операций получения товара необходимо учесть возможное получение товара как на меньшую, чем уплачено, стоимость (недостача), так и на большую (излишек) стоимость оплаченного товара.

Если при приёмке груза обнаружена недостача ценностей, тары, составляется документ - коммерческий акт за подписями лиц, проводивших приемку груза. Составление данного документа предусмотрено формой М-7 "Акт про приймання матеріалів". Приведем пример составления коммерческого акта (рис. 1).


Рис. 1

Руководитель предприятия

Предс.правления ____________

(подпись)

Дорожнова Виктория Павловна

фамилия, имя, отчество

" 11 " октября 2000 г.

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ № 10

Составлен "11" октября 2000 г. Форма 4-22  
Станция Кременчуг 1. Пломбы:
железная дорога ____-_ а) железной дороги 1_ шт.
Как дополнение к акту б) отправителя _1 шт.
3 от " 13" окт. 2000 г. в) таможни ___ шт.
(О чем) отсутствие 2. Копия акта экспертизы от
двух коробок "___"______ 2000 г.
с зап.частями 3.Технический акт № ___
  4. Поисковая переписка на ___ стр.
  5. Пломбы, прочие документы
  приложение к акту № _____ по
  отправлению

На отправление грузовой скорости по накладной №_32_ от "6 " октября 2000 г.

Станция отправления Сокаль

Станция назначения Кременчуг

Отправитель ООО "Стрела", г. Червоноград Львовской обл.

Получатель ОАО "Волна", г. Кременчуг Полтавской обл.


АКТ
о выявлении недостачи продукции (товара) при распечатывании вагона (контейнера, автофургона)

"11" октября 2000 г.

Место составления акта г. Кременчуг

Комиссия в составе коммерческий директор ОАО "Волна" Сердюк О.О., зав. складом № 4 Савчук П.Д, кладовщик Иванов И.С. распечатала вагон под № 134598 , поступивший на станцию под №32 от 6.10.2000 г.

Получатель груза ОАО "Волна"

Отправитель груза ООО "Стрела"

Станция отправления Сокаль Львовской обл.

Станция назначения Кременчуг Полтавской обл.

Дата подачи вагона под разгрузку "11" октября 2000 г.

При распечатывании выявлено: 2 картонные коробки с электрореле отсутствовали.

1. Состояние вагона: исправное, повреждений нет

2. Исправность пломб и описание печатей: пломбы на месте, повреждения отсутствуют

3. Наличие и состав груза: груз размещен в 7 (семи) картонных коробках

4. Продукция (товар) отгружена из вагона в охраняемый крытый склад на предприятии "Волна", что полностью обеспечивает ее сохранность.

Заключение комиссии:

По данному коммерческому акту на склад ООО "Волна" оприходовать 7 коробок с 7500 электрореле на сумму 468750 грн.

Вызвать на предприятие представителей поставщика и отправителя для установления причин неполучения предприятием части груза.

Юридическому отделу оформить претензию поставщику и отправителю по поводу недополученных предприятием запасных частей.

5. Подписи лиц, принимавших участие в составлении акта

Коммерческий директор Сердюк О.О.
Зав. складом № 4 Савчук П.Д.
Кладовщик Иванов И.С.

Обычно коммерческий акт составляют представители железной дороги с целью удостоверения обстоятельств, которые могут быть основанием для установления вины за нарушение договора перевозки. При отсутствии такого нарушения и в случае отказа в составлении акта со стороны работников железной дороги (как в нашем случае), составление его является обязанностью грузополучателя.

Акт составляется в тот же день, когда были выявлены факты недостачи. При необходимости составляются дополнительные документы - акт экспертизы, технический акт. Акт экспертизы оформляют привлекаемые специалисты при обнаруженном полном или частичном, значительном или незначительном повреждении перевозимого транспортной организацией груза в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных событий.

Содержанием технического акта являются установленные при приемке отклонения в физическом состоянии поврежденного транспортного средства и перевозимого груза. Указанные выше документы служат основой для оприходования полученных ценностей по фактическому количеству и предъявления претензий к стороне, виновной в недопоставке или порче груза. Эти составленные получателем документы являются приложениями к форме М-7.

Установленные факты недостачи или переплаты сопровождаются соответствующим оформлением претензий к поставщику. Претензией является требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Составляют документ обычно юридический отдел и отдел снабжения предприятия.

Доказательствами обоснованности защиты своих прав будут оформленные документы (акты приемки, коммерческие акты, договоры и расчеты сумм недостачи, накладные и т.д.) в зависимости от характера отклонений в поставке продукции. Претензия может удовлетворяться в пользу покупателя поставкой того же товара или денежной оплатой. При недостижении согласия сторонами по претензии любая из них вправе обратиться в суд. Однако возможен вариант решения судом иска в пользу поставщика. Как видим, соблюдение формальных требований к составлению первичных документов позволит предприятию снизить риск потерь и защитить свои интересы.

Основанием для записей в бухгалтерском учете по счету 374 "Расчеты по претензиям" являются акты приемки груза, коммерческие акты, акты экспертизы, письменные соглашения поставщиков на предъявленные претензии, решения судебных органов и иные решения, соглашения. Бухгалтерские записи по недостачам и переплатам при покупке запасов приведены в табл. 2 .

Таблица 2

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров с предоплатой, вариант А при условии недостач ценностей или переплаты

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
      Д-т К-т  
Недостача ценностей, получение товара на меньшую сумму, чем оплачено денежных средств
1 Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 1200,00
2 Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 200,00
3 Оприходован полученный товар без НДС 9.10.2000 281 631 750,00
4 Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 150,00
5 Отражена недостача товара, поставщику выставлена претензия на основе акта приемки (1200 - 900 = 300 грн) 9.10.2000 374 631 300,00
Вариант А. По соглашению сторон поставщиком допоставлена продукция на сумму 300 грн.
6 а) допоставленная продукция оприходована на склад без НДС 17.10.2000 281 631 250,00
7 а) начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 17.10.2000 644 631 50,00
8 а) поставщик ликвидировал выставленную претензию поставкой товара 17.10.2000 631 374 300,00
Вариант Б. По соглашению сторон претензия удовлетворяется поставщиком возвратом денежных средств на сумму 300 грн
9 б) поступление денежных средств от поставщика 17.10.2000 311 374 300,00
10 б) откорректирована сумма налогового кредита методом "сторно" 17.10.2000 641 644 50,00
Вариант В. Имеется решение суда об удовлетворении претензии в пользу поставщика на сумму 300 грн.
11 в) после решения суда в пользу поставщика уменьшена сумма расходов у покупателя 20.10.2000 947 374 300,00
12 в) откорректирована сумма налогового кредита методом "сторно" 20.10.2000 641 644 50,00
Излишек, получение товара на сумму большую,чем перечислено денежных средств. Оплачено на сумму 1500 грн, товара поступило на сумму 1590 грн
13 Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 1500,00
14 Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 250,00
15 Оприходован поступивший товар по величине оплаты 9.10.2000 281 631 1250,00
16 Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 250,00
17   Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком 9.10.2000 631 371 1500,00
Излишек товара (1590 - 1500 = 90 грн) принят на ответственное хранение, до выяснения обстоятельств его поступления 9.10.2000 023   90,00
Далее возможны два варианта
1 вариант.После согласованного решения сторон о предоставлении товара покупателю и затем доплате им за излишне поставленный товар перечислением денежных средств поставщику с текущего счета покупателя осуществляются следующие операции:
18 а) списывается товар с забалансового счета 17.10.2000 - 023 90,00
19 б) приходуется излишек товара на баланс покупателя 17.10.2000 281 631 75,00
20 в) отражается налоговый кредит по оприходованному излишку товара 17.10.2000 641 631 25,00
21 г) производится оплата поставщику за поставленный излишек товара 19.10.2000 631 311 90,00
2 вариант. После согласованного решения сторон излишне поставленный товар возвращается поставщику
22 Списывается товар с забалансового счета; возвращается поставщику 17.10.2000 - 023 90,00

Отметим, что возврат товаров вследствие несоответствия их по качеству, ассортименту возможен при любой форме оплаты. Несоответствие товаров может выявиться на различных этапах получения ценностей: при приемке у поставщика, при доставке покупателю, при приемке товара на склад покупателя. При возврате товаров составляется документ - Акт выявленных дефектов в материалах; предъявление претензий к поставщику рассмотрено нами ранее.

Теперь мы можем приступить к заполнению формы М-7 (см. рисунок 2). Описание формы приведено в конце предыдущего урока, с учетом изучения реальных возможностей, изложенных в начале нынешнего урока (см. рис.1) .

Напомним, что Акт о приемке материалов, форма М-7, составляется приемной комиссией плательщика. Акт утверждается руководителем предприятия или лицом, уполномоченным руководителем (приказом, распоряжением и т.д.). Приложением к этому документу, при выявлении нарушений соблюдения договорных обязательств являются оправдательные документы: коммерческие акты, акты экспертизы, технические акты и т.д. Один экземпляр формы М-7 служит основанием кладовщику для оприходования поступивших ценностей, в дальнейшем как приложение к форме М-13 "Реєстр №. приймання-здачі документів" он передается в бухгалтерию для учета движения полученных запасов; второй экземпляр передается в юридический отдел для составления претензии поставщику, как в нашем случае (см. рис.1 и рис. 2 к данному уроку).

Заключительная, восьмая базовая операция товародвижения состоит в использовании транспортных средств для доставки ценностей плательщику - новому их владельцу.

При участии автотранспортных средств сторон в торговой операции возможны рассмотренные ниже на примере варианта А три варианта доставки товара покупателю и оформления транспортных товаросопроводительных документов. Отметим несколько существенных моментов: эти варианты предусмотрены формой счета-фактуры, при доставке груза от грузоотправителя получателю транспортом одного из них договор перевозки груза не заключается. В соответствии со стандартом 9 п. 9 транспортно-заготовительные расходы включаются в себестоимость приобретенных товаров или общей суммой отражаются на отдельном субсчете счетов учета запасов. В последнем случае происходит их ежемесячное распределение расчетным путем.

Вариант 8.1

Доверенное лицо предприятия "Б" доставляет товар на склад предприятия "Б" и передает его кладовщику, при этом оформляется "Прибутковий ордер" формы М-4. Величина затрат по транспортировке включается в стоимость приобретенных товаров.

В таблице 3 приведены основные бухгалтерские проводки по учету операций при доставке товара собственным транспортом по варианту А, т.е. после полной оплаты всей стоимости товара.

Таблица 3

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров с предоплатой при доставке товара собственным транспортом, вариант А

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1. Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 2400,00
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 400,00
3. Для формирования величины стоимости поступивших на склад товаров открывается субсчет 2812. Отражена стоимость полученного товара без НДС 9.10.2000 2812 631 2000,00
4. Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 400,00
5. Начислена заработная плата водителя для доставки товара 9.10.2000 2811 661 200,00
6. Начислен сбор в Пенсионный фонд на заработную плату водителя, 32 % 9.10.2000 2811 651, 64,00
7. Начислен сбор в Фонд социального страхования на заработную плату водителя, 4 % 9.10.2000. 2811 652 8,00
8. Начислен сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы на заработную плату водителя, 1,5 % 9.10.2000 2811 653 3,00
9. Отражены затраты на топливо для автомобиля 9.10.2000 2811 203 40,00
10. Открывается отдельный субсчет 2811. На нем накапливаются транспортнозаготовительные затраты. Эти затраты отнесены на стоимость приобретенных товаров; субсчет 2812 9.10.2000 2812 2811 315,00
11. Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком после выполнения им обязательств 9.10.2000 631 371 2400,00

Исходя из условий примера таблицы 3 первоначальная стоимость запасов, по которой они зачисляются на баланс предприятия "Б" (или их себестоимость) = 2000,00 + 315,00 (200,00 + 64,00 + 8,00 + 3,00 + 40,00) = 2315,00 грн.

Вариант 8.2

После подтверждения получения денежных средств на счет, и если это предусмотрено условиями проведения операции, предприятие "А" (Поставщик) своим транспортом доставляет товар на склад предприятия "Б" и передает его кладовщику - при этом оформляется товаротранспортная накладная, один экземпляр которой остается у кладовщика. В этом случае в стоимость приобретенного товара уже входят транспортно-заготовительные расходы, они предусмотрены в счете-фактуре, отдельно не выделяются и включаются в стоимость приобретенных запасов.

В таблице 4 приведены основные бухгалтерские проводки у предприятия "Б" по учету операций при доставке товара транспортом поставщика при включении транспортно-заготовительных расходов в цену запасов по варианту А, т.е. после полной оплаты всей стоимости товара.

Таблица 4

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров с предоплатой при доставке товара транспортом поставщика, вариант А

№ операции Содержание операций Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1. Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 2700,00
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 450,00
3. Оприходован полученный товар без НДС 9.10.2000 281 631 2250,00
4. Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 450,00
5 Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком после выполнения им обязательств 9.10.2000 631 371 2700,00

Вариант 8.3

Товар со склада или магазина предприятия "А" на склад предприятия "Б" доставляет посторонняя транспортная организация (перевозчик) - при этом также оформляется товаротранспортная накладная, независимо от того, какое предприятие- "А" или "Б" - берет на себя оплату расходов на транспортировку. Со специализированной автотранспортной организацией заключается договор перевозки груза. При отображении в оформленных документах факта перевозки данного вида запасов в стоимость приобретенного товара входит стоимость транспортных услуг перевозчика.

В таблице 5 приведены основные бухгалтерские проводки у предприятия Б по учету операций при доставке товара специализированной транспортной организацией - перевозчиком при включении транспортно-заготовительных расходов в цену запасов по варианту А, т. е. после полной оплаты всей стоимости товара.

Таблица 5

Бухгалтерский учет операций по приобретению товаров с предоплатой при доставке товара транспортом специализированной организации, вариант А

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1 Предоплата поставщику 5.10.2000 371 311 2400,00
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 400,00
3. Предоплата транспортной организации за доставку товара 5.10.2000 371 311 360,00
4. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 60,00
5. Оприходован полученный товар без НДС 9.10.2000 281 631 2000,00
6. Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 400,00
7. Начислена сумма налогового кредита по НДС по услугам транспортной организации 9.10.2000 644 631 60,00
8. Транспортно-заготовительные затраты по представленным документам отнесены на стоимость приобретенных товаров 9.10.2000 281 631 300,00
9 Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком после выполнения им обязательств по поставке товара 9.10.2000 631 371 2400,00
10 Перевод аванса в счет расчетов с транспортной организацией после выполнения ею обязательств по транспортировке товара 9.10.2000 631 371 360,00

Исходя из условий примера таблицы 5, первоначальная стоимость запасов, по которой они зачисляются на баланс предприятия "Б" ( или их себестоимость) = 2000,00 + 300,00 = 2300,00 грн.

Вариант Б. Получение всего предусмотренного к поставке товара после его частичной оплаты.

При этом варианте отношений осуществляются все рассмотренные ранее 6 базовых операций.

Величина аванса, достаточная для получения товара покупателем, согласовывается сторонами и обычно указывается руководителем предприятия-плательщика при получении счета-фактуры. После поступления на текущий счет предварительной оплаты (аванса) на предприятии "А" при соответствии этой суммы договоренностям сторон оформляются соответствующие товаросопроводительные документы (накладная на отпуск материалов форма М-11, и\или товаротранспортная накладная форма 1-ТН и др.) и происходит отгрузка товара. Товар приходуется у покупателя в обусловленный соглашением момент передачи ему права собственности на товар. Транспортные средства в этом варианте участвуют в согласованный сторонами момент перемещения товара покупателю. Здесь могут применяться все три рассмотренные выше варианта участия транспорта 8.1, 8.2, 8.3.

Бухгалтерский учет на предприятии "Б" операций по приобретению всей партии товара с предварительной частичной оплатой (вариант Б) приведен в таблице 6.

Таблица 6

Бухгалтерский учет операций по получению всей партии товаров после частичной предоплаты, вариант Б

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1. Перечислена предоплата (аванс) поставщику за поставляемые товары 5.10.2000 371 311 1200,00
2. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 644 200,00
3. Оприходован полученный товар без НДС 9.10.2000 281 631 2000.00
4. Начислена сумма налогового кредита по НДС в цене оплаченных товаров 9.10.2000 644 631 200,00
5 Отражена сумма НДС в цене оприходованных товаров до их оплаты 9.10.2000 641 631 200,00
6 Перевод аванса в счет расчетов с поставщиком после выполнения им обязательств 7.11.2000 631 371 1200,00
7 Погашена кредиторская задолженность перед поставщиком, без НДС 7.11.2000 631 311 1000,00

Продолжение следует.

Рис. 2
Типовая форма № М-7
АКТ № 3 О ПРИЁМЕ МАТЕРИАЛОВ
PDF-49.6KB

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ

Законодательная база к курсу

1. Гражданский кодекс Украинской ССР с изменениями и дополнениями, внесенными указами Президии Верховного Совета Украинской ССР от 23.11.1966 г., ВВР №46, с. 284.

2. Закон Украины от 16.07.99 г. №996-ХіV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

3. Приказ Минстата №193 от 21.06.96 г. "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов".

4. Приказ Минфина Украины от 20.10.99 г. №246 "Положение (стандарт) бухгалтерского учета №9 "Запасы", зарегистрированный в Минюсте 02.11.99 г. под №751/4044.

5. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная Приказом Минфина №291 от 30.11.99 г.


Анонс. В следующем уроке школы бухгалтера:

  • Безналичные расчеты, оплата труда, касса и кассовые операции, практика, задание, ответ на предыдущее задание.
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua