Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#01 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: урок 13-й (часть 1)

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА:
Урок 13-й. Часть первая.

3. Необоротные активы

Продолжение. Начало см. урок 9, "ДК" №26, урок 10, "ДК" №29, урок 11, "ДК" №36, урок 12, "ДК" №42.

Бухгалтерские проводки по учету строительства основных средств

Приведем схему бухгалтерских проводок по операциям, которые совершались до начала оплаты самого строительства (авансовых платежей) и были приведены в предыдущем уроке. Такие бухгалтерские проводки отобразим в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п  Содержание операции   Период   Проводка Сумма, грн  
Д-т К-т
1. Оплата за нотариальное удостоверение договора купли-продажи земельного участка Февраль 2000 г. 371 311 600,00
2. Отнесение стоимости нотариальных услуг к капитальным инвестициям по приобретению земельного участка "-""-" 152 371 600,00
3. Перечисление денег в качестве оплаты стоимости земельного участка после нотариального заверения договора его купли-продажи "-""-" 371 311 500000,00
4. Отнесение к капитальным инвестициям стоимости регистрации договора купли- продажи земельного участка в местном совете народных депутатов "-""-" 152 371 500000,00
5. Зачисление земельного участка в состав основных средств "-""-" 101 152 500600,00
6. Получение архитектурно-планировочного задания в соответствующих государственных органах Февраль 2000 г. 151 631 2000,00
7. Оплата за архитектурно-планировочное задание "-""-" 631 311 2000,00
8. Получение технических условий по инженерному обеспечению здания в соответствующих государственных органах "-""-" 151 631 1500,00
9. Оплата за полученные технические условия "-""-" 631 311 1500,00
10.      Разработка задания на проектирование собственными силами и его соответствующее оформление:        
1) заработная плата; Февраль 2000 г. 151 661 845,50
2) начисления на заработную плату:        
а) Пенсионный фонд "-""-" 151 651 270,56
б) соц. страх   151 652 33,82
в) соц. страх на случай безработицы   151 653 12,68
11. Оформление акта выполненных работ на полученную проектную документацию Март 2000 г. 151 631 15000,00
12. "Входной" НДС по полученной проектной документации "-""-" 6412 631 3000,00
13. Перечисление денег изготовителю проектной документации "-""-" 631 311 18000,00
14. Оформление акта выполненных работ на полученную рабочую документацию для строительства здания, разработанную на основании проекта "-""-" 151 631 4000,00
15. "Входной" НДС по изготовленной рабочей документации Март 2000 г. 6412 631 800,00
16. Перечисление денежных средств за полученную рабочую документацию "-""-" 631 311 4800,00
17. Оформление акта на выполненные работы по авторскому надзору строительства здания и составлению его архтехпаспорта "-""-" 151 631 3000,00
18. "Входной" НДС по работам по авторскому надзору и составлению архтехпаспорта здания "-""-" 6412 631 600,00
19. Перечисление денежных средств за работы по авторскому надзору и составлению архтехпаспорта "-""-" 631 311 3600,00

На этом этапе строительство здания (в нашем случае магазина) не прекращается, и все затраты, связанные со строительством, собранные на счете 151, будут учитываться на этом счете до окончания строительства. При этом после окончания первого этапа (оформление необходимой документации) счет 151 не закрывается, поскольку само строительство еще продолжается. Следующим этапом будет оплата (авансовые платежи) подрядчику за строительство здания. Теперь приведем схему бухгалтерских проводок по операциям, которые производились при оплате самого строительства (авансовых платежей) подрядным способом, в таблице 2.

Таблица 2.

№ п/п Содержание операции Период Проводка Сумма, грн
      Д-т К-т  
Перечисление авансовых платежей подрядчику на выполнение поэтапных работ и принятие здания на баланс "Галикон ЛТД"
1. 1) перечислен аванс за первый этап работ согласно условиям подписанного договора; Апрель 2000 г. 371 311 120000,00
2) "входной" НДС на перечисленную сумму аванса; Апрель 2000 г. 6412 644 20000,00
3) отнесение суммы перечисленного аванса на расходы по капитальному строительству; Апрель 2000 г. 151
644
371
371
100000,00
20000,00
4) перечислен аванс за второй этап работ согласно условиям подписанного договора; Июль 2000 г. 371 311 120000,00
5) "входной" НДС на сумму перечисленного аванса; Июль 2000 г. 6412 644 20000,00
6) отнесение суммы перечисленного аванса на расходы по капитальному строительству; Июль 2000 г. 151
644
371
371
100000,00
20000,00
7) перечислен аванс за третий этап работ согласно условиям подписанного договора; Октябрь 2000 г. 371 311 120000,00
8) "входной" НДС на сумму перечисленного аванса; Октябрь 2000 г. 6412 644 20000,00
9) отнесение суммы перечисленного аванса в расходы по капитальному строительству Октябрь 2000 г. 151
644
371
371
100000,00
20000,00
2. 1) Приемка заключительного этапа выполненных работ заказчиком по акту; Март 2001 г. 151 631 100000,00
2) "входной" НДС "-""-" 6412 631 20000,00
3. Окончательный расчет заказчика с подрядчиком за строительство здания "-""-" 631 311 120000,00
4. Ввод в эксплуатацию фирмой "Галикон ЛТД" здания производственного корпуса на основании соответствующего акта с учетом затрат, которые учитывались на счете 151 и отображены в таблице 1 Март 2001 г. 103 151 426662,56

Возможен вариант, когда строительство здания будет производиться хозяйственным способом. Если предприятие, в нашем случае фирма "Галикон ЛТД", ведет строительство собственными силами (хозяйственным способом), бухгалтерские проводки будут выглядеть так, как показано в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п Содержание записи Д-т К-т Сумма, грн
После оформления необходимой документации по строительству, показанной в таблице 1, предприятие имеет право приступить к строительству магазина
1.          Предприятие в процессе осуществления строительства магазина понесет следующие расходы:      
1) строительных материалов; 151 205 379085,44
2) тарных материалов; 151 204 1250,00
3) МБП; 151 22 1720,00
4) износ основных средств, которые использовались в процессе осуществления работ по монтажу оборудования; 151 131 3450,00
5) износ прочих необоротных материальных активов, которые использовались в процессе осуществления работ по монтажу оборудования; 151 132 745,00
6) начисленная заработная плата работникам предприятия (строительно-монтажной бригады) за выполненные работы по монтажу оборудования; 151 661 10000,00
7) отчисления в Пенсионный фонд с суммы начисленной заработной платы работникам предпри- ятия (строительно-монтажной бригады) за выполненные работы по монтажу оборудования; 151 651 3200,00
8) отчисления в фонд социального страхования с суммы начисленной заработной платы работникам предприятия (строительно-монтажной бригады) за выполненные работы по монтажу оборудования; 151 652 400,00
9) отчисления в фонд страхования на случай безработицы с суммы начисленной заработной платы работникам предприятия (строительно-монтажной бригады) за выполненные работы по монтажу оборудования 151 653 150,00
2. После окончания строительства, в нашем случае магазина, он принимается комиссией в эксплуатацию. Его первоначальная стоимость определяется как сумма всех расходов, сформировавшихся по дебету счета 151. С учетом затрат, которые были отражены фирмой "Галикон ЛТД" на счете 151 в таблице 1. 103 151 426662,56

Теперь рассмотрим некоторые моменты, связанные с вышеуказанными проводками. Прежде всего обратим внимание на отражение зачисления в состав основных средств земельного участка. Основанием для его принятия на баланс будет, как уже упоминалось, договор купли-продажи, зарегистрированный в местном органе государственной власти. После заключения договора о покупке земельного участка и зачисления его в состав основных средств в течение строительства фирма "Галикон ЛТД" все затраты, относящиеся к строительству, постепенно собирала на счете 151 "Капитальное строительство", которые после ввода здания в эксплуатацию были списаны с него на счет 103 "Здания и сооружения". "Входной" НДС при приобретении соответствующих услуг отражался по дебету счета 641 "Расчеты по налогам" и кредиту счета 644 "Налоговый кредит".

Хотелось бы также обратить внимание на то, что авансы, перечисленные подрядчику в течение срока строительства на определенном этапе, сразу списываются со счета 371 "Расчеты по выданным авансам" в дебет счета 151 "Капитальное строительство" (см. проводки в строке 1, пункты 3, 6, 12 таблицы 2 на общую сумму 300000 грн). Это связано с тем, что, согласно Стандарту 2, пункт 15, авансовые платежи для финансирования строительства отражаются в балансе по статье "Незавершенное строительство" (строка 020), а также в связи с тем, что после окончания определенного этапа работ затраты по строительству списываются на счет 151 "Капитальное строительство".

Также следует обратить внимание на то, что при приемке заключительного этапа сначала идет приемка работ, а уже потом окончательный расчет. По окончании строительства данный объект вводится в эксплуатацию путем списания капитальных инвестиций, связанных со строительством, с кредита счета 151 в дебет счета 103.

В случае если разработка задания на проектирование осуществляется не собственными силами заказчика, а посторонней организацией, схема бухгалтерских проводок у заказчика будет выглядеть так, как в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п Содержание записи Д-т К-т
1. При последующей оплате выполненных исполнителем работ - на стоимость принятых работ без НДС 151 631
НДС 644 631
Оплата за проделанные работы 631 311
2. При предварительной оплате работ (на сумму перечисленного аванса, без НДС) 371 311
На сумму "входного" НДС 6412 644
На стоимость принятых работ (чистая стоимость работ без НДС)
На сумму "входного" НДС
151
644
371
371

Мы рассмотрели отражение в бухгалтерском учете расходов на капитальное строительство при условии неизменности цен на строительные работы на всем протяжении действия договора. Однако возможен вариант, при котором данные цены изменяются, что, как уже указывалось, оговаривается отдельными протоколами к первоначальному договору. На схему бухгалтерских проводок это не оказывает никакого влияния, потому что в бухгалтерском учете отражаются только фактически осуществленные затраты.

Ввод в эксплуатацию здания заказчиком. Оформление данной операции первичными документами

После того как построенное здание производственного корпуса принято государственной комиссией по соответствующему акту, фирма "Галикон ЛТД" должна оприходовать его на свой баланс и ввести в эксплуатацию. В соответствии с п. 7 П(С)БУ 7, основные средства приходуются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Перечень составляющих ее расходов должен регламентироваться стандартом бухгалтерского учета "Основные средства". В соответствии с п. 8 Стандарта 7 первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из следующих расходов:

сумм, выплачиваемых поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);

регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществляющихся в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

суммы ввозной пошлины;

суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию);

расходов по страхованию рисков доставки основных средств;

расходов на установку, монтаж, наладку основных средств;

прочих расходов, непосредственно связанных с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Исходя из этого в стоимость здания магазина фирмы "Галикон ЛТД" должны быть включены следующие расходы (без учета НДС):

на выдачу архитектурно-планировочного задания - 2000 грн;

на выдачу технических условий по инженерному обеспечению здания производственного корпуса - 1500 грн;

на составление собственными силами задания на проектирование - 1162,56 грн;

на составление проекта проектной фирмой - 15000 грн;

на составление рабочей документации проектной фирмой - 4000 грн;

на осуществление авторского надзора и составление архтехпаспорта здания - 3000 грн.

Указанные расходы составляют в сумме (2000 + 1500 + 1162,56 + 15000 + 4000 + 3000) = 26662,56 грн, а вместе со стоимостью строительства стоимость готового здания составит (400000 + 26662,56) = 426662,56 грн. Операцию по вводу в эксплуатацию основных средств необходимо оформить соответствующим первичным документом. Приказом №352 утвержден перечень форм первичных документов по учету основных средств. В их числе:

ОЗ-1 "Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств";

ОЗ-2 "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов";

ОЗ-3 "Акт списания основных средств";

ОЗ-4 "Акт списания автотранспортных средств";

ОЗ-5 "Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины";

ОЗ-6 "Инвентарная карточка учета основных средств";

ОЗ-7 "Опись инвентарных карточек учета основных средств";

ОЗ-8 "Карточка учета движения основных средств";

ОЗ-9 "Инвентарный список основных средств";

ОЗ-14 "Расчет амортизации основных средств (для промышленных предприятий)";

ОЗ-15 "Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций)";

ОЗ-16 "Расчет амортизации по автотранспорту".

В нашем примере должны быть использованы такие формы: ОЗ-1, ОЗ-6, ОЗ-7, ОЗ-8, ОЗ-9.

Первичным документом, фиксирующим ввод основных средств в эксплуатацию, будет акт формы 0З-1. С учетом конкретных показателей фирмы "Галикон ЛТД" он будет выглядеть следующим образом (см. на предыдущей странице).

В графе "Нормы амортизационных отчислений" указывается годовая норма амортизационных отчислений.

Согласно Стандарту 7 предприятие имеет право начислять амортизацию по одному из пяти методов:

прямолинейному,

уменьшения остаточной стоимости,

ускоренного уменьшения остаточной стоимости,

кумулятивному,

производственному,

а также может применять нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством.

К примеру, "Галикон ЛТД" использует нормы и методы налогового законодательства. В таком случае, в соответствии со статьей 8.6.1. Закона о прибыли, для основных средств группы 1, к которой относится здание магазина, норма амортизационных отчислений установлена на уровне 1,25% балансовой (остаточной) стоимости данной группы на начало отчетного (налогового) периода в расчете на календарный квартал; при этом следует учесть, что данная норма установлена в расчете на календарный квартал, а согласно Стандарту 7 п. 29 начисление амортизации производится ежемесячно.

Поэтому сумму амортизационного отчисления, которая получилась в результате расчета по нормам налогового законодательства, необходимо разделить на 3, и в результате мы получим месячную сумму амортизационного отчисления на уровне 0,416667% (1,25% / 3).

Кроме вышеуказанных реквизитов, в акте приемки-передачи основных средств должны содержаться такие данные: отметка о проведении осмотра принимаемого в эксплуатацию магазина; местонахождение здания в момент приемки; краткая характеристика здания; на обратной стороне акта нужно указать, соответствует или нет объект техническим условиям; отметка о необходимости или об отсутствии необходимости доработки; заключение комиссии, осуществляющей ввод объекта основных средств в эксплуатацию, об итогах испытания; перечень технической документации в качестве приложения.

В конце акта должны стоять подписи председателя комиссии по вводу в эксплуатацию объекта основных средств и ее членов с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Кроме того, в акте должна быть подпись, фамилия, имя и отчество должностного лица предприятия, принявшего объект основных средств на сохранение, подпись сотрудника бухгалтерии об открытии карточки учета основных средств с соответствующей датой и подпись главного бухгалтера предприятия. В нашем случае в карточке учета основных средств на здание производственного корпуса указана дата соответствующей записи - 19.03.2001 г.

Следует отметить, что единицей бухгалтерского учета основных средств, причем это касается всех групп, согласно п.7 Стандарта 7, является отдельный инвентарный объект, представляющий собой законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему, или же конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Кроме того, инвентарным объектом также считается обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одного либо разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления и устройства, общее управление, единый фундамент, благодаря чему каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс предметов - определенную работу лишь в составе комплекса, а не самостоятельно. Здание магазина подходит под вышеуказанное определение.

Также возможны варианты, при которых объект может не соответствовать техническим условиям. Соответственно будут сделаны необходимые доработки или же возмещена денежная сумма - стоимость доработок. Данные ситуации мы рассмотрим в следующих публикациях.

Оформление инвентарной карточки на введенное в эксплуатацию здание

После оформления акта ввода в эксплуатацию здания магазина первоначальной стоимостью 426662,56 грн в качестве объекта учета основных средств бухгалтерия фирмы "Галикон ЛТД" должна завести на данный объект инвентарную карточку формы №0З-6. Эта карточка является первичным документом, в котором отражаются данные об основных средствах, находящихся на балансе предприятия. В нашем случае в ней нужно указать следующие реквизиты

На обратной стороне инвентарной карточки №ОЗ-6 следует указать краткую индивидуальную характеристику здания, в частности: наименование его конструктивных элементов и прочих признаков; наименование материалов, из которых состоит здание, важнейшие пристройки к нему. Карточка должна быть подписана сотрудником бухгалтерии фирмы "Галикон ЛТД", заполнившим ее, с указанием даты. В нашем случае это 19.03.2001 г.

Д. ТУРЕЦКИЙ

Приложения к курсу:

Блок-схема:
Постоянно действующая комиссия

PDF-131Kb

Типовая форма №03-1
Акт принятия (внутреннего перемещения) основных средств
PDF-45.4Kb

Типовая форма № 03-6
Инвентарная карточка учёта основных средств
PDF-38Kb


Список использованных нормативных документов

1. Гражданский кодекс Украины от 18.07.63 г. №1540-06, с последующими изменениями и дополнениями (далее - ГКУ).

2. Земельный кодекс Украины от 18.12.90 г. №561-ХII, с последующими изменениями и дополнениями (далее - ЗКУ).

3. Указ Президента Украины "О приватизации и аренде земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности" от 12.07.95 г. №608/95 (далее - Указ №608/95).

4. Методика денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.97 г. №525 (далее - Методика оценки земель).

5. Порядок денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), утвержденный совместным приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам (Госкомзем), Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины (Госстройархитектура), Государственного комитета Украины по водному хозяйству (Госводхоз), Министерства агропромышленного комплекса Украины (МинАПК), Государственного комитета лесного хозяйства Украины (Гослесхоз), Украинской академии аграрных наук (УААН) от 29.08.97 г. №86/19/148/86/76/88, зарегистрированным в Минюсте Украины 14.10.97 г. под №477/2281 (далее - Приказ №86).

6. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. №168/97-ВР, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон об НДС).

7. Закон Украины "Об архитектурной деятельности" от 20.05.99 г. №687-ХIV (далее - Закон об архитектуре).

8. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. №996-ХIV (далее - Закон о бухгалтерском учете).

9. Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. №88, зарегистрированным в Минюсте Украины 05.06.95 г. под №168/704 (далее - Положение о документообороте).

10. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. №283/97-ВР, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли).

11. Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) от 30.05.97 г. №165, зарегистрированным в Минюсте Украины 23.06.97 г. под №233/2037, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Порядок заполнения №165).

12. Порядок ведения книги учета приобретения товаров (работ, услуг), утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. №165, зарегистрированным в Минюсте Украины 23.06.97 г. под №233/2037, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Порядок ведения №165).

13. Положение об архитектурно-техническом паспорте объекта архитектуры, утвержденное приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики (Госстройархитектуры) Украины от 09.09.99 г. №220, зарегистрированным в Минюсте Украины 23.09.99 г. под №643/3936 (далее - Положение об архтехпаспорте).

14. Приказ Министерства статистики (Минстата) Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. №352 (далее - Приказ №352).

15. Государственный классификатор Украины ДК 013-97. Классификация основных фондов (далее - Классификатор ДК 013-97).

16. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.99 г. №242, зарегистрированным в Минюсте Украины 02.11.99 г. под №750/4043 (далее - П(С)БУ 8).

17. Порядок ведения книги учета продажи товаров (работ, услуг), утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. №165, зарегистрированным в Минюсте Украины 23.06.97 г. под №233/2037, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Порядок ведения продажи №165).

18. Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. №291, зарегистрированным в Минюсте Украины 21.12.99 г. под №893/4186 (далее - Инструкция по плану счетов).

19. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. №290, зарегистрированным в Минюсте Украины 14.12.99 г. под №860/4153 (далее - Стандарт №15).

20. Порядок выдачи архитектурно-планировочного задания и технических условий на инженерное обеспечение объекта архитектуры и определения размера платы за их выдачу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.99 г. №2328 (далее - Порядок выдачи архитектурно-планировочного задания).

21. Постановление Кабинета Министров Украины от 20.12.99 г. №2328 (далее - Постановление №2328).

22. Положение о государственном архитектурно-строительном контроле в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 07.04.95 г. №253 (далее - Положение №253).

23. Закон Украины "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства" от 14.10.94 г. №208/94-ВР, с последующими изменениями (далее - Закон №208).

24. Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения" от 02.03.2000 г. №1523-III (далее - Закон №1523).

25. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.99 г. №87, зарегистрированным в Минюсте Украины 21.06.1999 г. под №396/3689 (далее - Стандарт 2).

26. Правила формирования договорных цен и их уточнения в процессе строительства, утвержденные приказом Госстройархитектуры Украины от 09.09.98 г. №197, зарегистрированным в Минюсте Украины 30.09.1998 г. под №614/3054 (далее - Правила №197).

27. Закон Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. №698-ХII, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о предпринимательстве).

28. Положение (Стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. №92, зарегистрированным в Минюсте Украины 18.05.2000 г. под №288/4509 (далее - Стандарт 7).

29. Декрет Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" от 21.01.93 г. №7-93, с последующими дополнениями и изменениями (далее - Декрет 7-93).

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua