Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#05 '2001: Практичная бухгалтерия -Школа бухгалтера: урок 13-й (часть 2)

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА:
Урок 13-й. Часть вторая.

2. Безналичные расчёты

Продолжение. Начало см. в уроке 9 ("ДК" №26), уроке 10 ("ДК" №29), уроке 11 ("ДК" №36), уроке 12 ("ДК" №42/2000).

Порядок принятия банком поручения и предоставления гарантии его выполнения

Если поручение заполнено правильно и на счету плательщика достаточно денежных средств, банк принимает данное поручение и депонирует сумму поручения, то есть списывает ее со счета плательщика на специальный счет (депозит - это обязательства банка по временно привлеченным средствам физических и юридических лиц или ценным бумагам за соответствующую плату, согласно Постановлению НБУ "Об утверждении Инструкции о порядке регулирования и анализе деятельности коммерческих банков" от 14.04.98 г. №141).

Обращаем внимание на то, что в случае наложения ареста на денежные средства предприятия-плательщика, находящиеся на его счетах в банках, сумма, депонированная согласно гарантированному поручению, не подлежит аресту и на нее не может быть обращено взыскание по претензиям, выставленным плательщику.

На первых двух экземплярах гарантированного платежного поручения, предъявленного к исполнению, работник банка проставляет дату депонирования. Ниже даты депонирования ставят свои подписи два работника учреждения банка, уполномоченные выполнять депонирование.

Первый экземпляр поручения, содержащий образец подписи доверенного лица плательщика, которому дано право на получение необходимых документов, дополнительно скрепляется гербовой печатью банка и выдается работником банка доверенному лицу плательщика.

Второй экземпляр гарантированного платежного поручения остается в банке и помещается в документы дня как первичный документ, поступивший от предприятия в банк, и служит основанием для осуществления оплаты; на обратной стороне второго экземпляра гарантированного поручения доверенное лицо плательщика, получившее на руки гарантированное платежное поручение, пишет расписку о получении им первого экземпляра.

На третьем экземпляре гарантированного платежного поручения работник банка ставит штамп банка. Данный экземпляр является документарным подтверждением (распиской) банка о принятии поручения к исполнению и выдается плательщику.

При передаче первого экземпляра гарантированного поручения банк дает доверенному лицу предприятия образцы подписей служебных лиц банка, имеющих право на депонирование денежной суммы, а также образец оттиска своей гербовой печати. Эти образцы предназначены для того отделения, узла связи, главпочтамта (далее - предприятие связи), которому доверенное лицо предъявит первый экземпляр гарантированного поручения и которое будет производить необходимые переводы денежных средств и необходимые выплаты.

Банк плательщика принимает гарантированные поручения от клиентов в течение операционного времени1.

По гарантированным поручениям, поступившим в банк в течение операционного времени, банк производит необходимые платежи в день их поступления, а по гарантированным поручениям, поступившим после операционного времени, банк производит необходимые платежи на следующий день или в тот же день, если это предусмотрено соглашением о расчетно-кассовом обслуживании.

На всех экземплярах гарантированных поручений банк в обязательном порядке в правом верхнем углу проставляет дату поступления этих документов. Если документы поступили после окончания регламентированного банком времени работы с клиентами (операционного времени), на них проставляется штамп "Вечерняя"2. Дата выполнения гарантированного поручения проставляется в правом нижнем углу. В случае если дата заполнения гарантированного поручения совпадает с датой выполнения его банком, дата получения банком документа в правом верхнем углу не проставляется (заполнение гарантированного платежного поручения см. ниже).

Обратная сторона платежного поручения4

Что делает доверенное лицо плательщика после получения в банке первого экземпляра гарантированного поручения

Плательщик передает доверенному лицу список граждан-получателей с указанием общей суммы поручения цифрами и прописью, на какие цели перечисляются деньги, а также передает доверенному лицу заполненные на каждого получателя бланки переводов. Список должен быть заверен подписями (главного бухгалтера, руководителя) и печатью плательщика, а бланки переводов должны быть установленной формы.

На бланках денежных переводов, адресованных юридическим лицам, кроме наименования получателей, указываются номера их расчетных счетов и наименования учреждений банков.

На бланках денежных переводов, отправляемых в адрес банков для зачисления денег на личные счета граждан, в строке "Куда" указывается место назначения перевода, адрес и наименование банка, а в строке "Кому" - имя, отчество и фамилия переводополучателя и номер личного счета.

Исправления, подчистки букв и цифр на бланке денежного перевода не допускаются.

Сумма одного перевода ограничивается техническими возможностями контрольно-кассового аппарата, то есть количество знаков в сумме одного перевода не может превышать количества знаков, которое может быть отражено на чеке и на табло ЭККА.

Доверенное лицо плательщика предоставляет предприятию связи, оформляющему денежные переводы:

  • первый экземпляр гарантированного банком поручения;
  • список получателей;
  • заполненные бланки переводов;
  • образцы подписей работников банка, поставивших свои подписи на гарантированном поручении, и образец оттиска печати банка.

Если сумма гарантированного поручения не востребована получателем

Если банку предприятия-плательщика не будет предоставлено гарантированное поручение предприятием связи в течение одного месяца со дня выписки этого поручения, то задепонираванная ранее на специальном счете сумма переводится на счет, отражающий кредиторскую задолженность по операциям с клиентами банка.

По истечении срока исковой давности действия банка определяются действующим на момент истечения срока законодательством. То есть данная сумма может быть отнесена к доходам того банка, в котором была задепонирована сумма по гарантированному поручению.

Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

1 - передача плательщиком в банк платежного поручения на право списания суммы платежа в пользу получателя денежных средств;

2 - получение плательщиком выписки банка с его текущего счета о списании денежных средств в пользу получателя;

3 - передача платежного поручения (уведомления) о зачислении платежа на текущий счет получателя (передача платежного поручения может осуществляться через национальную систему электронных платежей (НСЭП); через внутрибанковскую платежную систему (ВБПС) - если учреждения входят в систему одного банка; прямо в банк получателя при прямых отношениях между банками (ПОМБ);

4 - получение получателем выписки банка с его текущего счета о зачислении на его счет денежных средств.

Схема документооборота при расчетах гарантированными поручениями

1 - передача плательщиком в банк платежного поручения;

2 - получение плательщиком выписки банка с его текущего счета о списании денежных средств банком на специальный счет (депонирование суммы);

3 - передача через доверенное лицо банком плательщика первого экземпляра поручения, образцов подписей служебных лиц и оттиска гербовой печати, которым оформлено гарантированное поручение;

4 - передача через доверенное лицо заполненных бланков переводов и списка получателей денежных средств;

5 - передача гарантированного поручения и реестра платежных поручений;

6 - передача гарантированного поручения, реестра платежных поручений, а также дебетового сообщения;

7 - перечисление задепонированных денежных средств на текущий счет отделения связи;

8 - получение отделением связи выписки банка с его текущего счета о поступлении денежных средств на счет отделения связи.

На этом этапе возможна выдача денежных средств получателю при условии, что он проживает по месту размещения данного отделения связи. В ином случае денежные средства переводятся в то отделение связи, которое обслуживает город, район, село и пр., где проживает получатель перевода.

9 - выдача отделением связи денежных средств получателям.


Возврат невостребованных сумм по желанию плательщика

Сумма, задепонированная банком плательщика согласно выписанному гарантированному поручению, может быть возвращена банком на счет плательщика.

Для этого необходимо представить в банк первый экземпляр гарантированного поручения.

Для возврата невостребованной задепонированной раннее суммы на счет плательщика в случае утери плательщиком первого экземпляра поручения, плательщику необходимо представить учреждению банка заявление. В нем обязательно должно быть оговорено право банка на обратное списание возвращенной согласно этому заявлению на счет плательщика суммы, если возникнет претензия со стороны отделения связи.

Заявление плательщика на возврат на его счет ранее задепонированной суммы должно быть подписано лицами, имеющими право распоряжения счетом, и заверено печатью плательщика.

Возврат согласно заявлению плательщика суммы поручения на его счет может быть осуществлен по истечении 15 дней после даты депонирования данной суммы.

Гарантированные поручения, не выполненные банком вследствие их неправильного оформления, окончания срока их выполнения либо по другим причинам, возвращаются плательщику.

Платежное требование-поручение

При безналичных расчетах предприятия могут использовать формы расчетов, которыми предусмотрены платежные требования-поручения. Отличие этой формы расчета от формы расчета с использованием платежного поручения определяется тем, что данный документ выписывается поставщиком и направляется с расчетными и отгрузочными документами в банк плательщика (или непосредственно плательщику) с требованием оплатить стоимость поставленных по договору товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Расчеты платежным требованием-поручением могут осуществляться:

- за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги);

- для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий;

- в других случаях по согласию сторон.

Рассмотрим ситуации безналичного расчета с использованием платежного требования-поручения.

Требование-поручение - это расчетный документ, который содержит, с одной стороны, требование получателя денежных средств к их плательщику об уплате положенной суммы, с другой стороны, поручение плательщика своему банку о перечислении данной суммы получателю.

Как видно из определения, платежное требование-поручение (далее - требование-поручение) - это комбинированный расчетный документ, состоящий из двух частей:

- верхней - требования поставщика (получателя средств) непосредственно к покупателю (плательщику) оплатить стоимость поставленной ему по договору продукции (выполненных работ, предоставленных услуг);

- нижней - поручения плательщика своему банку перечислить с его счета сумму, проставленную в строке "сума до оплати літерами".

Согласно пункту 11 Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины" бумажные расчетные документы, а также требование-поручение, как правило, выписываются с использованием технических средств за один раз, под копирку, в двух экземплярах. Требование-поручение для предприятий, которые обслуживаются в одном учреждении банка, - выписываются в трех экземплярах (если применение копирки невозможно, то на всех тождественных экземплярах в правом верхнем углу должны быть проставлены последовательные порядковые номера).

Субъекты хозяйственной деятельности самостоятельно изготавливают бланки расчетных документов нового образца, кроме чековых книжек и расчетных чеков, которые, в соответствии с пунктами 44-45 Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", изготавливаются на специальной бумаге на Банкнотной фабрике Национального банка Украины или с разрешения Национального банка Украины могут быть изготовлены коммерческими банками самостоятельно с соблюдением всех обязательных требований, и должны иметь фирменную отметку банка (согласно письму НБУ от 05.11.1996 г. №12-214/1123-6605 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины").

Следовательно, платежные требования-поручения, изготовленные поставщиком с помощью компьютерной техники, пишущих машинок, будут приниматься банками для осуществления необходимых расчетов при условии, что данные бланки будут соответствовать требованиям НБУ.

Оформление платежного требования-поручения поставщиком продукции

Требование-поручение заполняется по следующей форме (см. ниже).

Как видно из приведенного выше документа, а также согласно Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", получатель заполняет только верхнюю часть требования-поручения, которая заполняется в соответствии с правилами, общими для расчетных документов, рассмотренных в предыдущем уроке 12.

При заполнении данного документа необходимо помнить, что согласно пункту 8-1 Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины" если хотя бы один из указанных в пункте 8 (см. предыдущий урок 12) реквизитов, предусмотренных формой документа, не заполнен или заполнен с нарушением требований, установленных данной Инструкцией, банк такой документ к выполнению не принимает.

Использование факсимиле5 при подписи платежного требования-поручения не допускается.

Ответственность за правильность внесенных в расчетный документ данных, в т. ч. номеров счетов (в т. ч. регистрационных), кодов банков, суммы налога на добавленную стоимость и кодов бюджетной классификации несет предприятие или физическое лицо, оформившее документ.

Заполнив требование-поручение, получатель передает его непосредственно плательщику, отправляет через почтовое отделение плательщику или может передать платежное требование-поручение плательщику через обслуживающий банк плательщика. Получатель может воспользоваться услугами обслуживающего его банка, который отправит платежное требование-поручение спецсвязью в банк плательщика.

При этом, согласно письму НБУ Украины от 04.08.99 г. №25-111/1626-6594, банк получателя принимает к отправлению требование-поручение в течение срока, указанного в пункте 143 Инструкции №7, то есть в течение десяти дней со дня выписки, без учета дня заполнения.

С целью гарантированной ускоренной доставки плательщикам требований-поручений рекомендуется передавать их в комплекте с расчетными и отгрузочными документами за поставленную согласно договору (соглашению) продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги и т. п.).

Заполнение платежного требования-поручения плательщиком

Плательщик, приняв от получателя требование-поручение, осуществляет следующие действия:

1. В случае отказа оплатить требование-поручение, плательщик сообщает о мотивах отказа непосредственно получателю средств в порядке и сроки, указанные в договоре.

В этом случае необходимо помнить, что согласно Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины" плательщики денежных средств, не соблюдающие установленных сроков платежей, за просрочку платежа, в соответствии с Законом Украины от 22.11.96 г. №543/96-ВР "Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств", выплачивают в пользу получателей пеню в размере, установленном по соглашению сторон, но не выше двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который взимается пеня.

Плательщики самостоятельно начисляют пеню за несвоевременно уплаченные суммы, несут ответственность за правильность начисления и подают банку платежные поручения на перечисление сумм пени, как правило, одновременно с уплатой основного долга.

Споры между плательщиком и получателем средств, возникающие в связи с неуплатой или неправильным начислением плательщиком пени, должны решаться в претенциозно-исковом порядке без участия банка.

Кроме того, действующим законодательством и договорами могут быть предусмотрены дополнительные санкции за отдельные нарушения выполнения денежных обязательств.

2. В случае согласия оплатить требование-поручение плательщик заполняет нижнюю часть данного документа и сдает его в банк, из которого будет производиться платеж по данному требованию-поручению (при этом необходимо помнить, что платеж будет производиться из того банка, реквизиты которого указаны в требовании-поручении) (см. ниже заполнение документа плательщиком).

Требование-поручение направляется плательщиком в учреждение банка в двух или трех экземплярах (количество экземпляров зависит от того, являются ли плательщик и поставщик клиентами одного или разных банков).

Первый экземпляр должен быть оформлен в установленном порядке в соответствии с п. 8 (подпункт "є") Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", и на нем (независимо от способа изготовления расчетного документа) обязательно должны быть - оттиск печати (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9) и подписи ответственных лиц плательщика или получателя средств.

Согласно пункту 9 Инструкции "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", расчетные документы по операциям, осуществляемым:

- юридическими лицами: должны иметь оттиск печати и подписи ответственных лиц, которым предоставлено право распоряжения счетом и которые сообщены банку в карточке с образцами подписей и оттиском печати;

- отделениями, филиалами, представительствами от имени юридического лица: подписываются лицами, уполномоченными данным юридическим лицом, и заверяются печатью, отвечающим помещенным в карточку образцам подписей и оттиску печати;

- предпринимателями без создания юридического лица - подписываются одним ответственным лицом, образец подписи которого указан в карточке образцов подписей и оттиска печати (при наличии печати);

- физическими лицами - подписываются ими и принимаются банком к выполнению при наличии на документе подписи, отвечающей образцу помещенному в карточку счета.

Каждый экземпляр имеет свое назначение. Первый экземпляр выполняет функцию мемориального документа и относится к документам дня банка плательщика, второй - выдается плательщику с отметками банка о получении и выполнении поручения в соответствии с пунктом 14 Инструкции.

Средства списываются со счета плательщика только на основании первого экземпляра платежного требования-поручения.

Порядок принятия платежного требования-поручения банком

После того как плательщик дал согласие на оплату платежного требования-поручения, заполнив его нижнюю часть, он сдает его в обслуживающий банк. Платежные требования-поручения принимаются банком плательщика в течение двадцати календарных дней со дня выписки. День заполнения платежного требования-поручения не учитывается. Если последний день (двадцатый) совпадает с нерабочим днем банка, то платежное требование-поручение необходимо сдать в первый рабочий день после нерабочего дня.

Банк принимает в оплату требование-поручение в сумме, которая может быть оплачена имеющимися в наличии денежными средствами на счете плательщика.

В случае задержки банком получателя зачисления денежных поступлений на счет клиента сверх указанного срока (в день предоставления платежного требования-поручения или на следующий день), банк выплачивает в пользу получателя средств пеню в размере, предусмотренном соглашением сторон на осуществление расчетно-кассового обслуживания, но не выше двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который взыскивается пеня. Ответственность за правильность начисления пени возлагается на банк получателя денежных средств.

Банк перечисляет по мемориальному ордеру пеню на счет клиента на основании расчета сумм пени, подписанного руководителем и главным бухгалтером банка, копия которого предоставляется клиенту. Споры между клиентом и банком, возникшие в связи с неуплатой или неправильным начислением банком пени, должны решаться в претенциозно-исковом порядке.

В случае превышения нормативного срока прохождения платежей обслуживающим банком отправителя средств последний взимает с банка в претенциозно-исковом порядке пеню за каждый день задержки. Сумма пени исчисляется в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 25.06.93 г. №3324-XII "О нормативе обращения платежных документов в Украине".

За необоснованность бесспорного взыскания или безакцептного6 списания средств, за недостоверность данных, указанных в расчетных документах, согласно нормам гражданского законодательства должны применяться наказания в виде возмещения причиненных убытков. Кроме того, в договорах, заключаемых между субъектами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена также ответственность в виде штрафов за случаи необоснованного бесспорного взимания средств в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Украины, за необоснованное списание в бесспорном порядке претензиозной суммы виновная сторона выплачивает второй стороне штраф в размере 10 процентов от списанной суммы. Также следует помнить, что банк не несет ответственности за достоверность содержания расчетного документа и все споры, которые могут возникнуть по этим вопросам между предприятиями, должны решаться в претензиозно-исковом порядке.

В случае отказа принять от клиента расчетный документ банк в день получения документа должен сделать на его обратной стороне надпись о причине возврата документа без выполнения (со ссылкой на раздел (пункт) нормативно-правового акта Национального банка Украины, который нарушен), указать дату его возврата (за подписями исполнителя и главного бухгалтера, заверенными штампом банка) и возвратить документ клиенту.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями

1 - передача поставщиком покупателю документов на отгрузку или передачу товаров, актов выполненных работ или предоставленных услуг, а также платежные требования-поручения, отправленные им лично покупателю или через банк;

2 - дооформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк (банк плательщика);

3 - банк плательщика осуществляет платеж с вручением выписки с текущего счета о списании денежных средств с его счета и отправляет документы в банк поставщика;

4 - банк поставщика осуществляет зачисление денежных средств на текущий счет поставщика с вручением ему выписки с его текущего счета о получении денежных средств.

Л. ТУМАНЯН, О. ЗГУРСКИЙ

Продолжение следует.


ПО СУТИ:

Обращаем внимание на то, что в случае наложения ареста на денежные средства предприятия-плательщика, находящиеся на его счетах в банках, сумма, депонированная согласно гарантированному поручению, не подлежит аресту и на нее не может быть обращено взыскание по претензиям, выставленным плательщику.


Пимечания:

1Операционное время - регламентированное внутренним режимом банковского учреждения время работы с клиентами (в пределах операционного дня), особенность которого заключается в том, что все расчетные документы, принятые банковским учреждением в течение этого времени, должны быть выполнены (проверены, переданы в банк получателя (плательщика), оформлены необходимыми бухгалтерскими проводками по соответствующим счетам и т. п.) в тот же день.

Операционный день - часть рабочего дня банковского учреждения, регламентированная внутренним режимом его работы (все операции, осуществленные в течение этой части дня, отображаются в балансе за этот день).

2В банковских учереждениях возможно наличие двух видов касс: дневные (операционные) и вечерние кассы. Отличие между ними определяется тем, что дневные кассы работают только в операционное время, а вечерние после окончания операционного времени, а также в праздничные и выходные дни.

3В случае если денежные средства переводятся нескольким физическим лицам, необходимо указать только назначение платежа (зарплата, командировочные, оренда и т.д.), а самих получателей - в сопроводительном списке.

4Данная расписка пишется на обратной стороне второго экземпляра гарантированного платежного поручения.

5Факсимиле - клише, печать, воспроизводящая собственноручную подпись какого-либо лица. Документ, под которым стоит факсимиле, является официальным документом и имеет юридическую силу.

6Акцепт - это согласие плательщика на оплату денежных и товарных документов. Акцепт применяется при расчетах за товары, услуги и выполненные работы, при которых платеж производится по согласию (акцепту) плательщика по расчетным документам, выписанным поставщиком.


Законодательная база курса

1. Закон Украины "Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств" от 22.11.96 г. №543/96-ВР.

2. Инструкция №7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.08.96 г. №204.

3. Инструкция №3 "Об утверждении Инструкции об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте", утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 18.12.98 г. №527.

4. Постановление Правления НБУ "О порядке передачи информации от учреждений банков органам государственной налоговой службы электронными средствами" от 08.07.98 г. №267.

5. Постановление Верховной Рады Украины "О нормативе обращения платежных документов в Украине" с последующими изменениями от 25.06.93 г. №3324-XII.

6. Приказ Минфина "О введении новой бюджетной классификации Украины" от 03.12.97 г. №265.

7. Письмо Высшего арбитражного суда Украины "О некоторых вопросах практики решения споров при участии налоговых органов (по материалам судебной коллегии Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, определений, постановлений)" от 11.05.2000 г. №01-8/206.

8. Письмо НБУ "О переводе средств через предприятия почтовой связи" от 30.12.99 г. №25-111/2508-10256.

9. Письмо НБУ Украины "О сроке принятия банками к выполнению платежных требований" от 04.08.99 г. №25-111/1626-6594.

10. Письмо НБУ "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины" от 05.11.96 г. №12-214/1123-6605.

11. Письмо УГППС "Укрпошта" "О приеме денежных переводов от юридических лиц" от 22.12.99 г. №10-06-3068.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua