Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#12 '2001: Практичная бухгалтерия - Официальная страница: ГНАУ

Налог на рекламу: на вопросы читателей "ДК" отвечает ГНАУ

Наш "двигатель торговли" работает на полную мощность со страшным шумом, дымя выхлопными газами "недобросовестной рекламы", пытаясь вытянуть торговлю на новые высоты объемов реализации. Рекламы так много, что она начинает раздражать. Особенно грешат этим телевидение и печатные издания, убеждая нас в необходимости рекламы старым испытанным способом: "надо потерпеть, чтобы было хорошо".

Рекламы действительно много, но вопросов по налогу на нее - еще больше, в том числе у тех же печатных изданий. Сегодня мы публикуем официальные разъяснения ГНА Украины на некоторые из этих вопросов, подготовленные начальником отдела местных налогов и сборов ГНА Украины Владимиром ГОРОХОВЫМ. Если у вас возникнут дополнительные вопросы по налогу на рекламу или если у вас есть вопросы по другим налогам и платежам и вы хотите получить ответы на них непосредственно от сотрудников ГНА, пишите нам по указанным ниже адресам. Желаю полной ясности в вопросах налогообложения.

Руководитель киевской редакции "ДК" Валерий КАРЕВ

1. Предприятие издает журнал, в котором, кроме другой информации, помещает о себе (как о юридическом лице): информацию о собственной продукции (цены, условия приобретения и т. п.); информацию о проводящихся им мероприятиях (акции, презентации и пр.). Считается ли данная информация рекламой (саморекламой) и облагается ли налогом на рекламу? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае и в какой срок необходимо перечислить налог на рекламу?

2 .Редакция (одно юридическое лицо) издает два журнала. При этом в одном журнале размещается реклама второго журнала. Облагается ли налогом на рекламу такая реклама? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае и в какой срок необходимо перечислить налог на рекламу?

В соответствии со статьей 15 Закона Украины от 25 июня 1991 года №1251-ХII "О системе налогообложения" в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года №77/97­ВР с изменениями и дополнениями, налог на рекламу относится к местным налогам и сборам (обязательным платежам), а механизм его взимания и порядок уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года №56-93 "О местных налогах и сборах" определены виды местных налогов и сборов, их предельные размеры и порядок исчисления. Статьей 11 данного Декрета определены объект налогообложения, плательщики налога, указаны предельные размеры ставок налога на рекламу.

Объектом налога на рекламу является стоимость услуг за установку и размещение рекламы.

Налог на рекламу уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, которые передают информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды: на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.

Предельный размер налога на рекламу не должен превышать 0,1 процента стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 процента за размещение рекламы на продолжительное время.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 3 июля 1996 года №270/96-ВР "О рекламе" с изменениями и дополнениями, реклама - это специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом с целью прямого или опосредствованного получения прибыли. То есть информация в журнале о собственной продукции (цены, условия приобретения и т. п.) является рекламой, которая должна облагаться налогом согласно порядку, установленному решением органа местного самоуправления.

Кроме того, статьей 9 указанного Закона определено, что материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции или на ее производителя для формирования интереса и содействия реализации продукции, а также содержащий выходные данные (реквизиты) лица, производящего или распространяющего указанную продукцию, считается рекламой.

Таким образом, если журнал на своих страницах помещает информацию о проводимых им мероприятиях (презентации и т. п.) с целью привлечения внимания потребителей к конкретной продукции или к ее производителю для формирования интереса и содействия реализации продукции, такая деятельность относится к рекламной и, соответственно, является объектом обложения налогом на рекламу.

В случае если журнал помещает на своих страницах собственную рекламу или рекламу другого собственного печатного средства массовой информации, он должен начислять налог на рекламу из расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов с посторонними организациями. Если газета помещает только собственную рекламу, и тарифов на помещение рекламы не существует, она должна исчислить налог из расчета себестоимости изготовления печатного средства пропорционально удельному весу места, занимаемого рекламой.

В соответствии со статьей 19 Декрета Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", налог на рекламу перечисляется в бюджет в сроки, установленные решением органа местного самоуправления, которым они устанавливаются.

3 . Концепция журнала предусматривает выпуск отдельного справочного издания и публикацию в самом журнале справочной информации, с указанием адресов и телефонов предприятий. Одновременно в издании помещаются рекламные материалы, информационные статьи, предусмотрены развлекательные рубрики. Справочная информация и отдельное справочное издание помещается (издается) по инициативе журнала и на бесплатной основе. Облагается ли такая справочная информация, помещенная в журнале, налогом на рекламу? Облагается ли такое отдельное справочное издание налогом на рекламу? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае?

4. В журнале помещены новости от производителей продукции (о выпуске новой продукции, внедрении новых технологий, проведении презентаций и т. п.) с указанием названий предприятий, вида продукции, но без указания телефонов или адресов. Данная информация помещается по инициативе журнала и на бесплатной основе. Считается ли такая информация рекламой и облагается ли она налогом на рекламу? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае?

5. В журнале помещаются ознакомительные статьи о новых, а также уже известных производителях на рынке Украины, - бесплатно, исключительно по инициативе редакции. Считается ли такая информация рекламой и облагается ли она налогом на рекламу? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае?

В случае если печатное средство массовой информации помещает рекламную информацию на бесплатной основе, при том что у него утверждены размеры расценок на рекламу, оно остается плательщиком налога на рекламу. Это обусловлено тем, что, в соответствии с Законом Украины от 25 июня 1991 года №1251-ХII "О системе налогообложения" в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года №77/97-ВР с изменениями и дополнениями и указанным Декретом, льготы по местным налогам и сборам предоставляются исключительно органами местного самоуправления. То есть независимо от того, за плату или бесплатно предоставляются услуги по размещению рекламы, журнал должен начислять налог на рекламу, если иное не предусмотрено решением местного совета.

При условии что реклама принимается бесплатно, т. е. стоимость услуг (тариф) за ее размещение равна нулю, - нет объекта налогообложения, а следовательно, у печатного средства массовой информации отсутствуют и взаимоотношения с бюджетом по налогу на рекламу.

6. На автомобиль, состоящий на балансе фирмы, при его полной покраске на СТО была нанесена реклама фирмы. Рекламная информация (вид услуг, название фирмы, ее адрес и телефоны) нанесена только на двери автомобиля. За услуги СТО по полной покраске автомобиля было уплачено 1700,00 грн, в т. ч. НДС. Необходимо ли в таком случае уплачивать налог на рекламу? Кто должен начислять и уплачивать налог на рекламу - фирма или СТО? С какой суммы рассчитывается налог на рекламу - с суммы покраски всего автомобиля или только со стоимости работ по нанесению рекламы на двери автомобиля? Если уплачивает фирма, а налог на рекламу рассчитывается только со стоимости работ по нанесению рекламы на двери автомобиля, то необходимо ли при этом брать отдельный счет от СТО по нанесению рекламы на двери автомобиля?

Налог на рекламу должен уплачиваться при оплате услуг за размещение рекламы. Поэтому при оформлении платежных документов на покраску автомобиля с нанесением на него рекламной информации СТО должна выделить отдельно стоимость услуг за размещение рекламы, а значит, и налог на рекламу. В случае если стоимость услуг по нанесению рекламы не была отделена от других услуг, налог должен начисляться на общую сумму стоимости предоставленных услуг по покраске. СТО должна перечислить налог на рекламу в бюджет в сроки, установленные решением органа местного самоуправления, которым они устанавливаются.

7 .Фирма своими силами изготовила и планирует установить информационный щит на фасаде дома, в котором арендует помещение. Щит содержит следующую информацию: название фирмы, ее адрес и телефон; виды предоставляемых услуг, и их стоимость; условия реализации услуг фирмы и льготы для покупателей; график работы. Необходимо ли получить разрешение на установку такого щита? Если да, то каким нормативным документом это определяется, какой государственный орган дает такое разрешение и в каком порядке это оформляется? Будет ли в таком случае начисляться налог на рекламу? Если да, то что считается базой налогообложения в данном случае и в какой срок следует перечислить налог на рекламу?

В соответствии со статьей 15 Закона Украины "О рекламе", информационный щит, содержащий признаки рекламы, размещаемый на фасаде дома, относится к внешней рекламе.

С целью упорядочения размещения внешней рекламы, в соответствии с Законом Украины "О рекламе", постановлением Кабинета Министров Украины от 23 сентября 1998 года №1511 утверждены Типовые правила размещения внешней рекламы (далее - Правила), которыми определено, что внешняя реклама - любая специальная информация о лицах или продукции, распространяемая с целью прямого либо опосредствованного получения прибыли средствами внешней рекламы, которые размещаются на отдельных временных и стационарных специальных конструкциях - установках, щитах, экранах и т. п., расположенных под открытым небом, на фасадах зданий и сооружений; опорах уличного освещения и над проезжей частью улиц и дорог, элементах уличного оборудования и зданиях.

Порядок размещения внешней рекламы устанавливается соответствующими местными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (без вмешательства в форму и содержание рекламы) на основании Правил с учетом архитектурных, функционально-планировочных, историко-культурных факторов, типологии элементов местной среды и т. п. Для разработки такого порядка они создают совет по вопросам внешней рекламы, в состав которой входят работники этих и других органов, а также по согласию представители объединений граждан, объединений предприятий, специалисты по градостроению и архитектуре и т. п.

С целью регулирования деятельности в сфере размещения внешней рекламы Киевской и Севастопольской городской государственной администрацией, исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета (далее - местный орган исполнительной власти (исполнительный орган совета) создается (назначается) рабочий орган.

Для получения разрешения распространитель внешней рекламы (далее - заявитель) подает рабочему органу заявку по установленной форме, к которой прилагаются:

- два экземпляра соответствующим образом заполненного и согласованного разрешения;

- фотографический снимок места или компьютерный макет фрагмента местности (размером не менее 6 х 9 см), где планируется расположить специальную конструкцию, и ее эскиз с конструктивным решением;

- топогеодезический снимок местности (М 1:500) с привязкой местоположения наземной специальной конструкции и обозначением вида работ;

- копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Украине, заверенная нотариально. Для юридических лиц - нерезидентов подается документ, удостоверяющий их регистрацию в стране местонахождения (извлечение из торгового, банковского или судебного реестра) и т. п. Указанные копия свидетельства и документ подаются одноразово.

Разрешение должно быть согласовано с:

- владельцем места, где планируется расположить специальную конструкцию, и в случае его затребования - с другими лицами (организациями);

- Госавтоинспекцией согласно требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. №341. Разрешение подписывает уполномоченное лицо Госавтоинспекции в течение пяти рабочих дней с даты обращения распространителя внешней рекламы;

- соответствующим органом (министерствами (ведомствами) или местными органами власти) при размещении внешней рекламы в пределах охранных зон памятников истории и культуры, объектов природно-заповедного фонда. Указанный орган согласовывает разрешение в течение пяти рабочих дней с даты обращения распространителя внешней рекламы.

Отказ в согласовании разрешения может быть обжалован распространителем внешней рекламы в соответствии с законодательством.

Рабочий орган в течение не более десяти (для города Киева - не более пятнадцати) рабочих дней с даты регистрации заявки рассматривает заявку и приложенные к ней материалы, готовит и подает руководителю местного органа исполнительной власти (исполнительного органа совета) или уполномоченному им должностному лицу данного органа предложения с проектом соответствующего решения.

Местный орган исполнительной власти (исполнительный орган совета) в течение пяти рабочих дней со дня получения предложений от рабочего органа должен принять решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении.

Первый экземпляр разрешения выдается заявителю после получения от него документа, подтверждающего оплату предоставленных ему рабочим органом услуг (если такие услуги платные), а второй остается в рабочем органе для учета и контроля.

В предоставлении разрешения распространителю внешней рекламы может быть отказано только в случае:

- установки на заявленное месторасположение специальной конструкции приоритета или выдачи зарегистрированного разрешения другому распространителю внешней рекламы, что письменно подтверждается рабочим органом;

- выявления несоответствия расположения специальной конструкции на заявленном месте установленному порядку размещения внешней рекламы или создания препятствий свободному осмотру рекламы на ранее установленных специальных конструкциях;

- наличия у распространителя внешней рекламы задолженности перед местным бюджетом по налогу на рекламу.

В случае отказа в предоставлении разрешения заявителю направляется мотивированное уведомление за подписью руководителя местного органа исполнительной власти (исполнительного органа совета) или уполномоченного им должностного лица данного органа со ссылкой на конкретные основания.

Отказ в предоставлении разрешения может быть обжалован заявителем в соответствии с законодательством.

Разрешение предоставляется на срок от шести месяцев до пяти лет с учетом срока, указанного в заявке.

Зарегистрированное и выданное разрешение является основанием для установки специальной конструкции.

Расположение специальных конструкций на фасадах домов (зданий) и сооружений должно осуществляться с соблюдением структурного построения фасадов без повреждения элементов архитектуры.

Размещение информации (вывески) о лице на фасаде, у входа (въезда) или о его продукции в витрине сооружения, где это лицо занимает помещение, осуществляется без получения разрешения. При этом под вывеской подразумевается элемент оформления фасада, содержащий информацию о зарегистрированном наименовании лица, включая гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг, и изготавливаемые любым способом и в любом размере. К информации о лице относится также помещенная на специальных табличках информация о работе предприятия, в том числе время работы, полное юридическое наименование предприятия, профиль деятельности (если это не следует из названия).

В случае изготовления рекламы собственными силами объектом обложения налогом на рекламу является себестоимость рекламы, помещаемой на информационном щите.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua