Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#13 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: урок 14-й (часть 2)

ШКОЛА БУХГАЛТЕРА:
Урок 14-й. Часть вторая.
Безналичные расчеты. Учет запасов. Оплата труда. Практика, задание №14, ответ на задание

2. Учет запасов

Продолжение. Начало см. урок 6 в "ДК" №17, урок 7 в "ДК" №20, урок 8 в "ДК" №22, урок 9 в "ДК" №26, урок 10 в "ДК" №29, урок 11 в "ДК" №40, урок 12 в "ДК" №45. , уроке 13, "ДК" №1 за 2001 г.

В предыдущем уроке мы рассмотрели процедуру оформления поступления приобретенных запасов на предприятие. Напомним, что базовыми операциями по приобретению запасов являются:

1. Определение поставщика.

2. Направление на предприятие-поставщик доверенного лица покупателя.

3. Подтверждение намерения на совершение сделки.

4. Выписка поставщиком счета-фактуры.

5. Передача счета представителю плательщика.

6. Перечисление денежных средств плательщиком по счету.

7. Процедура получения оплаченного товара.

8. Доставка товара покупателю транспортом.

В этом уроке мы завершим рассмотрение операций приобретения запасов за плату, в частности, на трех последних, заключительных вариантах получения товара:

1. Получение товара до оплаты - вариант В.

2. Получение товара при условии оплаты его чеком из расчетной чековой книжки - вариант Г.

3. Получение части из партии предназначенных к получению товаров по мере их оплаты - вариант Д.

Вариант В. Получение всего предусмотренного к поставке товара до его оплаты

После осуществления первых пяти базовых операций (порядок их осуществления рассматривался ранее), представитель плательщика (покупателя) получает счет-фактуру с указанием в ней срока оплаты. Представителю плательщика (покупателя) по доверенности оформляют документы на отгрузку: товаротранспортную накладную и/или накладную-требование на отпуск материалов по форме №М-11, и производят отгрузку товара.

Далее полученный товар транспортным средством доставляется покупателю (собственным транспортом покупателя, поставщиком или сторонней транспортной организацией). (Варианты 8.1, 8.2, 8.3 подробно раскрыты в предыдущем уроке, см. "ДК" №1 за 2001 г.). Транспортные средства используются для доставки товара на начальной стадии операции, до оплаты товара.

Полученный товар доставляется покупателю (или забирается самим покупателем) и приходуется им на свой склад. Переход права собственности покупателя на товар происходит в обусловленный заключенным между сторонами соглашением момент. Таким моментом может быть передача товара со своего склада для использования по назначению, в нашем случае - для реализации полученного товара. До наступления этого момента товар находится у покупателя, но не принадлежит ему (находится на ответственном хранении, на комиссии, в доверительном управлении и т.д.).

В связи с этим отражать в бухгалтерском учете получение товара можно двумя разными способами. Более сложный, характерный для осторожного продавца запасов, предусматривает вначале прием таких товаров покупателем на ответственное хранение или в качестве гарантий и обеспечений, а затем, по мере оплаты им товара и перехода к нему права собственности на купленный товар, оприходование товара на баланс. Второй, упрощенной разновидностью учетных операций, более частой при уже сложившихся партнерских отношениях, является оприходование ценностей на предприятии без промежуточной стадии отражения на забалансовых счетах.

Оплата полученного товара и получение денежных средств поставщиком (операция 6) происходят в дальнейшем в согласованные сторонами сроки.

В таблице 1 приведены основные бухгалтерские проводки операций по поступлению товаров, а затем их оплаты, вариант В.

Таблица 1

Бухгалтерский учет на предприятии "Б" операций получения товаров до их оплаты (вариант В)

№ операции Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
Вариант 1. Отражение всего поступившего товара вначале на забалансовом счете, а затем оприходование его по мере оплаты или по разрешению продавца (в нашем примере, еженедельно, по пятницам) на счетах Плана счетов
1. Поступил товар от продавца, находится на ответственном хранении, оприходован на забалансовый счет 27.09.2000 023 - 3600,00
2. По условиям договора, часть товара передана с ответственного хранения на склад для использования по назначению. Стоимость таких товаров списывается с забалансового счета 6.10.2000 - 023 2400,00
3. Принятый от продавца и снятый с забалансового учета товар оприходован на склад в состав запасов без НДС 6.10.2000 281 631 2000,00
4. Отражена сумма налогового кредита по НДС по поступившим и оприходованным на склад товарам 6.10.2000 641 631 400,00
5. Погашена задолженность поставщику перечислением средств с текущего счета 6.10.2000 631 311 2400,00
6. По условиям договора, последняя часть товара передана на склад для использования по назначению. Данные товары списываются с забалансового счета (3600,00 - 2400,00 = 1200,00 грн) 13.10.2000 - 023 1200,00
7. Снятый с забалансового учета товар оприходован на склад в состав запасов, без НДС 13.10.2000 281 631 1000,00
8. Отражена сумма налогового кредита по поступившим и оприходованным на склад товарам 13.10.2000 641 631 200,00
9. Погашена оставшаяся часть задолженности поставщику перечис-лением оставшейся предназначенной для оплаты суммы средств с текущего счета покупателя. Окончательный расчет 18.10.2000 631 311 1200,00
Вариант 2. Оприходование всего предусмотренного к оплате товара и отражение непосредственно на счетах учета запасов класса 2 Плана счетов
10. Оприходован полученный товар без НДС 5.10.2000 281 631 1200.00
11. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 631 240,00
12. Погашена задолженность покупателя перечислением средств с текущего счета 9.10.2000 631 311 1440,00

Вариант Г. Оплата товара чеком из расчетной чековой книжки и получение всего оплаченного чеком товара сразу же, одновременно с выпиской чека

В этом варианте базовые операции 3, 4 и 5 не осуществляются, счет-фактура не выписывается. Направленный на предприятие "А" (продавец) представитель предприятия "Б" (покупателя) проводит отбор и осмотр предполагаемой к продаже партии товара, согласовывает цену и условия оплаты, устанавливает стоимость приобретаемых товаров (данная величина не должна превышать остаток лимита по чековой книжке). Потом заполняет расчетный чек и передает его продавцу. Чек принимается продавцом к оплате, представителю предприятия "Б" выписывают документы на отгрузку товара - накладные по формам №М-11 или №1-ТН и отгружают купленные ценности.

Участие транспортных средств при этом варианте такое же, как и в рассмотренных ранее вариантах 8.1, 8.2, 8.3.

В таблице 2 приводятся основные бухгалтерские проводки операций по расчетам с помощью расчетного чека, вариант Г. Для отражения расчетов с использованием чеков открывается отдельный субсчет, в нашем примере 3311 "Денежные документы для расчетов с помощью расчетных чековых книжек".

Таблица 2

Бухгалтерский учет на предприятии "Б" операций по приобретению товаров с использованием расчетного чека (вариант Г)

№ опе-рации   Содержание операции   Дата  Корреспонд. счет Сумма, грн  
Д-т К-т
1. Депонирование средств на отдельном счете расчетной чековой книжки 27.09.2000 3311 311 2000,00
2. Оприходован товар по цене приобретения, без НДС 5.10.2000 281 631 500,00
3. Отражена сумма налогового кредита по НДС 5.10.2000 641 631 100,00
4. Списание денежных средств банком в оплату выписанного постав-щику товара расчетного чека, с НДС 5.10.2000 631 3311 600,00

Вариант Д. Получение части из партии предназначенных к получению товаров по мере их оплаты

Этот один из наиболее распространенных вариантов получения запасов после их оплаты предполагает, что вначале оформляются расчетные документы на покупку запасов, перечисляются денежные средства, а получение покупателем ценностей (в нашем примере - товаров) происходит частями (партиями), по мере их оплаты.

На сумму предусмотренных к поставке товаров оформляется счет-фактура.

Приобретенный товар доставляется покупателю частями, в соответствии с предварительно оплаченными им счетами или по мере возможности покупателя забрать уже оплаченный товар. Эти условия определяются соглашением между сторонами. Выбранный способ отгрузки предусматривается в договоре; как приложения к договору могут составляться графики оплаты продукции и графики отгрузки (получения), определяются отрезки времени, за которые проводится сверка расчетов (еженедельно, по декадам, ежемесячно и др.). Участие транспортных средств при перемещении грузов может иметь все рассмотренные ранее варианты 8.1, 8.2, 8.3.

Вариант Д поступления приобретенных запасов предусматривает получение запасов после оплаты части стоимости товара.

Покупатель осуществляет предварительную оплату партий товаров и по разрешению поставщика забирает товар (своими силами или с использованием других вариантов, с участием или без участия транспорта).

Полученный товар приходуется у покупателя и в обусловленный соглашением момент происходит передача ему права собственности.

Такими моментами для данного варианта являются отгрузка товара со склада поставщика или поступление и оприходование товара на склад покупателя. Операции по оприходованию товара отражаются на счетах класса 2 Плана счетов.

При рассматриваемом варианте у покупателя возникает разрыв во времени между оплатой (перечислением денежных средств) и получением оплаченных товаров.

Покупатель заинтересован как можно быстрее получить оплаченный товар, но он передается покупателю только после оплаты. Отношения по выполнению договорных обязательств регулируются главным образом оплатой покупателем предназначенного к оплате товара.

У продавца при получении предварительной оплаты возникает кредиторская задолженность. Погашается задолженность отгрузкой и передачей покупателю предназначенных к отправке товаров. Продавец формирует партию товаров согласно полученным для их оплаты средствам.

Иногда, когда покупатель по каким-либо причинам получает товар на сумму, которая больше, чем он уплатил, у продавца на сумму неоплаченного товара возникает дебиторская задолженность по расчетам. Она погашается оплатой покупателем стоимости полученных товаров.

В таблице 3 приводятся основные бухгалтерские проводки по операциям получения товаров по мере их оплаты, вариант Д. Рассматривается вариант еженедельной оплаты покупателем партий продукции и отгрузки товаров в соответствии с суммой перечисленных средств и потребностями покупателя.

Во всех рассмотренных нами восьми вариантах получения запасов не исключены ситуации как переплаты денег, так и недостач товара. В уроке 13 на примере приобретения товаров за плату у юридических лиц с предоплатой мы рассмотрели удовлетворение претензий сторон и отражение недостач запасов в бухгалтерском учете. Эти операции могут использоваться и в других, в том числе рассмотренных в данном уроке, вариантах приобретения запасов.

Транспортно-заготовительные расходы - элемент себестоимости запасов, приобретенных за плату

Операции по доставке запасов рассматривались во всех предыдущих вариантах и включены в базовые операции по поступлению запасов на предприятие. В предыдущем уроке на примере приобретения запасов после их предварительной оплаты были рассмотрены основные варианты доставки товаров транспортными средствами.

Остановимся подробнее на особенностях учета транспортно-заготовительных расходов при приобретении запасов.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), в соответствии с п. 9. стандарта 9 "Запасы", включаются в себестоимость запасов, приобретенных за плату; стандарт содержит нормативные требования к составу такого элемента себестоимости запасов. В связи с тем, что для конкретной партии приобретенных запасов зачастую затруднительно установить точную величину транспортно-заготовительных расходов, приходящихся именно на эту партию, стандартом предусмотрены два варианта отнесения ТЗР на себестоимость запасов. Наличие такого материала в стандарте свидетельствует о значении механизма распределения ТЗР. Существенность этого механизма для практики учета также подтверждается тем, что одно из изменений стандарта 9 в направлении конкретизации его содержания коснулось именно порядка распределения ТЗР.

Несмотря на то, что изложение содержания данных вариантов имеется в тексте стандарта 9 и приложение к стандарту раскрывает схемы распределения ТЗР с числовыми примерами, для практикующих бухгалтеров по-прежнему остаются неясными отдельные важные моменты учета этих расходов. Кроме того, для предприятий торговли стандартами предусмотрен новый порядок формирования стоимости приобретаемых запасов, что также требует подробного рассмотрения содержания и распределения таких затрат.

Изложенное выше требует более подробного рассмотрения транспортно-заготовительных расходов, о чем расскажем дальше.

Отражение в бухгалтерском учете транспортно-заготовительных расходов предполагает осуществление следующих операций:

1. Определение перечня затрат, относящихся к транспортно-заготовительным расходам.

2. Выбор способа отнесения ТЗР на стоимость приобретенных запасов:

а) включение ТЗР в стоимость приобретенных запасов и отражение их на разных счетах учета запасов;

б) отражение ТЗР общей суммой на отдельном субсчете и их последующее распределение на разные счета учета запасов.

3. Отнесение накопленной суммы ТЗР на себестоимость запасов и формирование полной себестоимости приобретенных запасов.

Учебный материал излагается в следующей последовательности: вначале рассмотрены правовые и организационные стороны возникновения и отнесения транспортно-заготовительных расходов на себестоимость запасов, затем с применением записей по счетам бухгалтерского учета будут проиллюстрированы основные операции по формированию себестоимости запасов с включением в их состав ТЗР.

Таблица 3

Бухгалтерский учет на предприятии "Б" операций по получению товаров по мере их оплаты плательщиком (вариант Д)

№ опе-рации Содержание операции Дата Корреспонд. счет Сумма, грн
Д-т К-т
1. Предварительная оплата за предусмотренную к поставке партию №1 товара с НДС 17.10.2000 371 311 2400,00
2. Отражен налоговый кредит по НДС по оплаченным товарам 17.10.2000 641 644 400,00
3. Предварительная оплата за предусмотренную к поставке партию №2 товара с НДС 24.10.2000 371 311 3300,00
4. Отражен налоговый кредит по НДС по оплаченным товарам 24.10.2000 641 644 550,00
5 Оприходован полученный товар полностью по партии №1 и частич-но по партии №2 без НДС 26.10.2000 281 631 3500.00
6. Отражен налоговый кредит по НДС по фактически полученному в этот день товару 26.10.2000 644 631 700,00
7. Перевод перечисленных предварительно денежных средств в пога-шение задолженности поставщика после оприходования полученных товаров (3500,00 + 700,00 = 4200,00 грн), см. проводки 5 и 6 таб- лицы 3 26.10.2000 631 371 4200,00
8. Предварительная оплата за предусмотренную к поставке партию №3 товара с НДС 31.10.2000 371 311 9000,00
9. Отражен налоговый кредит по НДС по оплаченному товару 31.10.2000 641 644 1500,00
10. Оприходован полученный товар без НДС 3.11.2000 281 631 8750.00
11. Отражена сумма налогового кредита по НДС по оприходованному в этот день товару 3.11.2000 644 631 1750,00
12. Перевод покупателем перечисленных предварительно денежных средств в погашение задолженности поставщика после получения и оприходования последней части стоимости товаров 3.11.2000 631 371 10500,00
Возникновение и погашение кредиторской задолженности покупателя (дебиторской задолженности продавца)
13. Предварительная оплата за предусмотренную к поставке партию товара с НДС 2.12.2000 371 311 1230,00
14. Отражен налоговый кредит по НДС по оплаченному товару 2.12.2000 641 644 205,00
15. Оприходован поступивший товар от продавца, без НДС 4.12.2000 281 631 1200,00
16. Отражен налоговый кредит по НДС по оплаченному товару 4.12.2000 644 631 205,00
17. Отражена сумма налогового кредита по НДС по оприходованному в этот день товару, не оплаченному поставщиком 4.12.2000 641 631 35,00
18. Перевод покупателем перечисленных предварительно денежных средств в погашение задолженности поставщика после получения и оприходования последней части стоимости товаров 4.12.2000 631 371 1230,00
19. Погашение задолженности покупателем перечислением денежных средств 15.12.2000 371 311 210,00

1. Содержание транспортно-заготовительных расходов

В состав транспортно-заготовительных расходов входят расходы предприятия по заготовке запасов, оплате тарифа (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировке запасов всеми видами транспорта до места их использования, включая затраты по страхованию рисков транспортировки запасов. Однако полного и исчерпывающего перечня таких расходов и механизма их использования для формирования стоимости запасов нет.

Наиболее полно содержание состава транспортно-заготовительных расходов раскрыто в Типовом положении о составе затрат учета в торговых организациях, утвержденном постановлением КМУ №334. Отдельные дополнения в состав ТЗР содержатся в Порядке использования Закона "О налогообложении прибыли предприятий", утвержденном постановлением ВР от 27.06.95 г. №247/95-ВР. Воспользуемся нормативно-учетной базой указанных Положения и Порядка и произведем перегруппировку содержащихся в них затрат на три группы, соответствующие требованиям ПСБУ 9:

1. Затраты на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы.

2. Затраты на заготовку запасов.

3. Страхование рисков транспортировки запасов.

1.1. Затраты на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы

К затратам на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы относятся оплата услуг сторонних организаций, связанных с перевозкой, затраты предприятия по перевозке товаров собственным транспортом, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные и складские операции, упаковка товаров, стоимость материалов, используемых на дооборудование транспортных средств для доставки приобретенных запасов, и т.д. Фактическая величина затрат определяется исходя из условий поставки, завоза товара, действующих тарифов, расценок.

Доставка запасов с использованием транспортных средств относится к операциям по движению ценностей.

На стадии транспортировки продукция для перевозчика принимает форму груза. Груз может доставляться наземным (автомобильным, железнодорожным, гужевым), водным (речным, морским), трубопроводным и воздушным транспортом. Нормы и требования по оказанию транспортных услуг конкретным видом транспорта установлены специальными отраслевыми правилами, инструкциями и другими нормативными документами.

Стоимость услуг по доставке, погрузке, разгрузке специализированных транспортных организаций определяется на основе действующих тарифов, фрахтов, норм, цен и др. Поставщик и покупатель самостоятельно принимают решение по принципиальным вопросам использования транспортных средств: какая из сторон заключает договор на перевозку груза, целесообразность привлечения посреднических организаций: страховых, экспедиторских, грузополучателя и грузоотправителя и др., какая из сторон оплачивает услуги и т.п.

Участие автотранспортных средств для доставки запасов осуществляется на основе заключенных договоров с перевозчиком. Договорами регламентируются вид транспортируемой продукции, условия перевозок и погрузки (разгрузки), стоимость перевозки, условия оплаты, ответственность за доставку и сохранность груза и иные принципиальные положения перемещения грузов.

В случае обнаружения уничтоженного, поврежденного груза или тары (упаковки) принимающая груз сторона для предъявления претензий к виновной стороне по возмещению понесенного ущерба составляет коммерческий акт. Форма этого документа и операции по удовлетворению претензий сторон рассмотрены в "ДК" №1 за 2001 год.

Для доставки грузов по железной дороге от грузоотправителя грузополучателю с соответствующим подразделением железной дорогой заключается договор о перевозке грузов. Операции по погрузке и разгрузке грузов могут проводиться отправителем и получателем грузов, перевозчиком, специализированной организацией или станцией железной дороги.

Украинская железная дорога является специализированной организацией - монополистом по перевозкам грузов по железным дорогам. Спектр оказываемых услуг Украинской железной дорогой весьма широк: кроме перевозки (доставки груза товарополучателю) могут осуществляться аренда грузовых вагонов, складские услуги, погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование грузов, подача и забор вагонов, эксплуатация подъездных путей и т.д.

Два последних вида услуг имеют варианты: при обслуживании контрагента локомотивами железной дороги или собственным подвижным составом предприятия. Различие обусловлено тем, что часть железнодорожных подъездных путей (собственно подъездные пути со всеми соответствующими сооружениями и устройствами, локомотивами и вагонами и другое путевое хозяйство) может находиться не только в собственности железной дороги, но и в собственности иных владельцев - предприятий, организаций. Образцы договоров на выполнение таких работ известны в хозяйственной практике.

Оценка состояния подъездных путей (рельсы, шпалы, полотно, насыпи, стрелки и другие элементы) происходит по единым правилам, которым должны следовать как собственники подъездных путей, так и железные дороги; для этого составляется технический паспорт единого образца. Инвентарные объекты основных средств, принадлежащих предприятию подъездных путей, отражаются на разных счетах учета: подъездные пути, платформы, подкрановые колеи, стрелки и т.д. - на счете 104 "Машины и оборудование", подвижной состав железнодорожного транспорта - локомотивы, тепловозы, дрезины, вагоны, цистерны, турникеты и т.д. - на счете 105 "Транспортные средства". В состав затрат на перевозку рассмотренные выше объекты транспортной инфраструктуры предприятия включаются в виде износа основных средств.

Предприятие, являющееся собственником подъездных путей, для определения стоимости работ по перевозкам пользуется Типовым положением Минтранса №594. Эта нормативная база действует и при определении стоимости работ, выполненных собственным автотранспортом предприятия. При значительных объемах транспортных расходов на предприятиях может быть создано отдельное структурное подразделение: транспортный цех, автохозяйство, малый флот, конюшня и т.д.

Итак, при отнесении затрат по транспортировке грузов на стоимость запасов предприятию необходимо документальное подтверждение оплаты установленных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и доставку транспортными средствами грузов непосредственно до места их использования или документальное подтверждение суммы расходов предприятия на осуществление аналогичных работ своими силами. Содержащаяся в документах информация используется предприятием для определения величины ТЗР и их распределения по счетам бухгалтерского учета.

При перевозках грузов железнодорожным транспортом на этапе отправления груза грузоотправителем на каждое отправление оформляется комплект перевозных документов. Он состоит из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза для перевозки. Заполненная накладная является главным документом на отправление груза, поскольку она выполняет функции:

- обязательной двусторонней письменной формы соглашения на перевозку груза, которое заключается между отправителем и железной дорогой в пользу третьей стороны - получателя груза;

- договора залога груза;

- документа, сопровождающего груз на всем пути его перевозки.

Бланки указанных выше документов на перевозку груза утверждены приказом Минтранса Украины от 19.11.98 г. №460.

Срок перевозки груза состоит из времени на выполнение операций по отправке и выдаче груза (в некоторых случаях - хранения груза) и времени на непосредственное нахождение груза в пути.

При отправлении груза в накладной указывается скорость перевозки, по правилам перевозки она может быть грузовой - для большинства грузов, или большой, для скоропортящихся грузов, грузов в рефрижераторных контейнерах, для перевозки животных и т.д.

Железная дорога обязана соблюдать установленные сроки доставки.

Платежи за перевозку разрешается вносить наличными, осуществлять безналичными расчетами на станциях или через расчетные подразделения железных дорог. В последнем случае безналичные расчеты осуществляются на основе договора об организации перевозок грузов и проведения расчетов за предоставление услуг железной дорогой. Необходимо иметь в виду, что если отправитель (получатель) не вносит железной дороге необходимые платежи, то железная дорога для покрытия своих затрат использует залоговое право в отношении груза с целью получения провозной платы и других платежей.

Залоговое право действует, пока груз находится в ведении железной дороги.

Железная дорога, используя залоговое право, реализует груз после окончания предусмотренного предельного срока его хранения. Предельный срок хранения не должен превышать 30 суток. Срок предельного хранения начинается с момента отгрузки груза средствами железной дороги или с момента подачи вагона под выгрузку средствами получателя. Датой начала и истечения срока хранения груза являются отметки железной дороги на накладной. Накладная является договором залога.

Продолжение следует.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ

Иногда, когда покупатель по каким-либо причинам получает товар на сумму, которая больше, чем он уплатил, у продавца на сумму неоплаченного товара возникает дебиторская задолженность по расчетам. Она погашается оплатой покупателем стоимости полученных товаров.

Законодательная база к курсу

1. Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. №996-ХіV.

2. Приказ Минфина Украины от 20.10.99 г. №246 "Положение (стандарт) бухгалтерского учета №9 "Запасы", зарегистрованный в Минюсте Украины 02.11.99 г. под №751/4044.

3. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина №291 от 30.11.99 г.

4. Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.98 г. №457.

5. Правила перевозки грузов. Утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 21.11.2000 г. №644.

6. Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. №363.

7. "Об утверждении бланков перевозных документов". Приказ Минтранса Украины от 19.11.98 г. №460.

8. Типовое положение о составе затрат оборота и порядке их планирования и распределения в торговой деятельности. Утверждено постановлением КМУ от 18.03.96 г. №334.

9. Типовое положение по планированию, учету и калькулированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте Украины. Утверждено приказом Минтранса Украины от 18.11.94 г. №594.

10. Порядок использования закона "О налогообложении прибыли предприятий", утвержден постановлением ВР от 27.06.95 г. №247/95-ВР.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua