Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#19 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: Урок 16 (Часть 2)

Школа бухгалтера: Урок 16 (Часть 2)
Учет операций с подотчетными лицами. Учет запасов. Оплата труда

2. Учет запасов

Продолжение. Начало см. урок 6 в "ДК" №17, урок 7 в "ДК" №20, урок 8 в "ДК" №22, урок 9 в "ДК" №26, урок 10 в "ДК" №29, урок 11 в "ДК" №40, урок 12 в "ДК" №45. , уроке 13, "ДК" №1 за 2001 г. , урок 14 в "ДК" №13 за 2001 г.

Напомним, что в предыдущем уроке была указана последовательность операций, которыми сопровождается отражение в бухгалтерском учете транспортно-заготовительных расходов (далее - ТЗР).

1. Определение перечня затрат, относящихся к транспортно-заготовительным расходам.

2. Выбор способа отнесения ТЗР на стоимость приобретенных запасов:

а) включение ТЗР в стоимость приобретенных запасов и отражение их на разных счетах учета запасов;

б) отражение ТЗР общей суммой на отдельном субсчете и их последующее распределение на разных счетах учета запасов.

3. Отнесение накопленной суммы ТЗР на себестоимость запасов и формирование полной себестоимости приобретенных запасов.

На предыдущем уроке мы начали рассмотрение транспортно-заготовительных расходов как элемента себестоимости запасов, приобретенных предприятием за плату.

Особенности ведения учета, в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухучета на предприятиях, обусловливают необходимость разделения ТЗР, связанных с приобретением запасов, и сходных с ними по форме транспортных расходов по сбыту продукции.

Затраты, отнесенные к последней из этих групп, отражаются в составе затрат на сбыт и не включаются в первоначальную стоимость запасов; эти затраты в рамках определения стоимости запасов не рассматриваются.

В составе ТЗР как элемента формирования стоимости запасов, приобретенных за плату, отражаются фактические затраты, непосредственно связанные с заготовкой и доставкой запасов для использования в запланированных целях. Именно эта часть затрат будет рассматриваться далее в уроке. Соблюдение требования стандартов по учету ТЗР приводит к формированию реальной стоимости запасов и отражению объективной величины запасов как части оборотных активов предприятия.

Игнорирование требований ведения учета затрат, например включение в состав ТЗР расходов, не имеющих к ним отношения по существу (посреднические услуги по поиску и приобретению запасов, транспортировке готовой продукции и др.), или несоблюдение требований выбранного предприятием метода отнесения величины ТЗР на стоимость запасов, свидетельствует о нарушении правил ведения бухгалтерского учета и может вызвать наложение административного штрафа при проверках.

1.2. Перечень транспортно-заготовительных расходов, входящих в стоимость запасов

Первым этапом отражения в бухгалтерском учете ТЗР является определение точного перечня таких затрат для данного предприятия.

Для качественного ведения учета ТЗР бухгалтеру необходимо точно установить, какие затраты по приобретению запасов он может учитывать как ТЗР, т. е. ему необходим примерный перечень таких затрат. С целью определения набора этих расходов были проанализированы действующие положения по калькуляции себестоимости продукции в различных отраслях народного хозяйства - промышленности, на транспорте, в торговле и др.

В результате анализа определился набор затрат, относящихся к транспортно-заготовительным расходам в соответствии с П(С)БУ 9 "Запасы". Этот перечень затрат, включающий наибольшее количество возможных компонентов транспортно-заготовительных расходов, приведен в таблице 1.

Исходя из содержания затрат, установленного П(С)БУ 9 "Запасы", ТЗР как элемент стоимости приобретенных запасов состоят из затрат по перевозке и погрузочно-разгрузочным работам, заготовительных расходов и страхования рисков транспортировки запасов. Первая группа затрат, входящих в состав ТЗР, - затраты на перевозку - была рассмотрена на предыдущем уроке. В таблице 1 затраты этой группы приведены под номерами 1 - 5. В настоящем уроке рассмотрим оставшиеся компоненты ТЗР - затраты на погрузочно-разгрузочные работы, на заготовку и обязательное страхование запасов.

Таблица 1

Транспортно-заготовительные расходы, которые входят в стоимость приобретаемых за плату запасов

Перечень затрат, соответствующих элементам транспортно-заготовительных расходов
1. Затраты на транспортировку, подготовку, хранение и доставку запасов, которые осуществляются сторонними организациями (оплата по тарифам, сборы за подачу вагонов, взвешивание груза и др.).
2. Затраты предприятия, связанные с перевозкой запасов собственным транспортом и персоналом предприятия (горюче-смазочные материалы, зарплата водителя транспорта с отчислениями в соответствующие социальные фонды на величину начисленной водителям заработной платы, затраты на содержание коней, прочие затраты по эксплуатации собственного автомобильного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта, связанные с доставкой запасов (указанные выше затраты распределяются между грузами пропорционально объемам выполненных работ в натуральных измерителях или стоимости выполненных работ).
3. Оплата временного хранения грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах или на складах транспортно-экспедиционных предприятий в пределах нормативного срока, установленного для ввоза грузов.
4. Оплата обслуживания подъездных путей и складов необщего пользования, включая выплату железным дорогам.
5. Служебные командировки водителя (экспедитора, менеджера отдела снабжения и других работников предприятия) по доставке запасов.
6. Оплата транспортно-экспедиционных, экспедиционных, погрузочно-разгрузочных услуг, выполненных сторонними организациями.
7. Возмещение складских, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных, транспортных услуг по приобретению запасов, которые включаются в цену продукции в соответствии с условиями поставки, предусмотренными соглашением сторон.
8. Затраты на пересылку товаров по почте (оплата по тарифам, страховой сбор за оценку, стоимость упаковочных материалов, уведомления о вручении отправления и т. д.).
9. Затраты на оплату труда собственных работников предприятия, занятых выполнением погрузочно-разгрузочных работ с отчислениями в соответствующие социальные фонды на величину начисленной работникам заработной платы.
10. Затраты предприятия на приобретение специальных материалов для доставки и хранения купленных запасов (поддоны, щиты, доски, люки, стойки, стеллажи, пленка, гвозди, провод, уплотнители и т. д.), их утепление (маты, солома, стружка, вата, ветошь, мешковина), охлаждение (лед, хладоносители) и теплоизолирование. Данные затраты принимаются в расчет, если они носят разовый или индивидуальный характер только для покупки данного вида запасов.
11. Затраты на оплату труда собственных работников предприятия, занятых выполнением работ по заготовке запасов с отчислениями в соответствующие социальные фонды на величину начисленной этим работникам заработной платы.
12. Затраты по страхованию рисков транспортировки запасов.

1.3. Затраты на погрузочно-разгрузочные работы

Работы по перемещению грузов предполагают осуществление операций как по их погрузке на транспортное средство, так и выгрузке с него, а также перегрузке с одного средства транспорта на другое (например из железнодорожного вагона на грузовик или на морское судно). При небольших объемах, габаритах и массе приобретаемых запасов, как правило, с такими работами предприятия справляются самостоятельно, привлекая собственных работников.

Погрузочно-разгрузочные работы чаще всего входят в комплекс работ по транспортировке. В величину затрат на погрузочно-разгрузочные работы могут входить специальные материалы, уплотнители, такелаж, гвозди и др. Стороны операции по транспортировке запасов договариваются, какая из них будет осуществлять погрузку и/или выгрузку грузов, при этом может привлекаться специализированная транспортная или экспедиторская организация.

Погрузочно-разгрузочные работы, указанные в таблице 1 под номерами 6 - 9, предусматривают, что затраты на осуществление таких работ могут сопровождаться такими первичными документами, как счета, акты, счета-фактуры, налоговые накладные, оплатой услуг со счета предприятия и др., если работы выполняются сторонней организацией. Если такие работы выполняют работники предприятия или привлечены работники со стороны, составляются ведомости, наряды, договоры подряда, трудовые соглашения, акты на выполненные работы и др.

1.4. Затраты на заготовку запасов

Для предприятий фактические затраты на заготовку запасов могут группироваться (систематизироваться) исходя из количества заготовляемых и хранящихся запасов, стоимости использованных материалов и связанных непосредственно с ними расходов. В перечень этих расходов входит оплата услуг сторонних заготовительных организаций, расходы на заработную плату работников предприятия, занятых заготовкой, и т. д.

Например, предприятие может закупать необходимые запасы, продукцию сельскохозяйственного производства у специализированной заготовительной организации. Возможен также вариант, при котором предприятие самостоятельно организует заготовку сельскохозяйственной продукции (собирает молоко у сдатчиков, закупает у населения картофель, овощи, а также скот, других животных), закупает лекарственное сырье, стеклянную тару и т. п. виды запасов. Для этой цели во втором варианте оно назначает материально ответственное лицо (заготовитель, уполномоченный), привлекает собственный или нанятый транспорт, формирует отдел снабжения и заготовки и т. д.

В табл. 1 эти операции указаны под номерами 10, 11.

Аналогичные операции выполняются предприятиями, использующими лом цветных и черных металлов, стеклянную тару и стекло и т. д.

1.5. Затраты на страхование рисков транспортировки запасов

Необходимость включения услуг страховой организации в перечень ТЗР обусловлена тем, что страхование рисков транспортировки представляет собой специфический метод защиты имущественных интересов собственника запасов, неотъемлемый от формирования их стоимости.

Предметом договора страхования в отношении приобретаемых запасов может быть риск повреждения, кражи, разбойного нападения, аварии на транспорте и иных случаев угрозы потери грузов при погрузке на транспортное средство, транспортировке, выгрузке и/или перегрузке на другое транспортное средство грузов, относящихся к приобретаемым за плату запасам предприятия.

В договоре между страховой организацией и страхователем должны быть предусмотрены следующие ключевые моменты отношений: конкретный груз - объект страхования, страховые случаи, размер страховых взносов и сроки их уплаты, необходимость соблюдения страхователем установленных правил перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, уведомление о повышении уровня риска и т. д.

Затраты предприятия, относящиеся к этой группе, определяются исходя из стоимости застрахованного груза, действующих страховых тарифов и нормативов, предусмотренных в договоре со страховой организацией. В таблице 1 операции по страхованию указаны в п. 12.

1.6. Необходимые замечания по методике формирования ТЗР

Как вы выяснили в начале урока, имеется определенная нормативная база, соответствующая требованиям П(С)БУ 9, которая позволяет сгруппировать транспортно-заготовительные расходы. Они могут быть представлены в форме перечня ТЗР, изложенного в таблице 1.

Особенности ведения хозяйственной деятельности и калькуляции себестоимости предприятиями различных отраслей приводят к значительному разнообразию конкретного наполнения содержания ТЗР. На практике возможно объединение нескольких видов работ, например подразделение предприятия занимается и заготовкой, и транспортировкой, и погрузочными работами, имеющими отношение к запасам.

Поэтому перечень ТЗР, порядок расчета их величины, аккумулирования их и отнесения на стоимость запасов может иметь разный характер на предприятиях, занимающихся различными видами деятельности и использующих различные технологические схемы. В настоящем уроке ограничимся рассмотрением затрат, относящихся к приобретению запасов.

Отметим важный момент отражения ТЗР в бухгалтерском учете. При формировании себестоимости приобретенных запасов фактические затраты, относящиеся к транспортно-заготовительным расходам, которые осуществляет предприятие, участвуют в образовании себестоимости запасов наравне с затратами, осуществляемыми сторонними организациями. Такой подход основывается на том, что по своему экономическому содержанию указанные расходы предприятий не отличаются от затрат, проводимых специализированными транспортными, заготовительными, экспедиторскими и иными организациями.

Исходя из принципа соответствия доходов и затрат, являющегося одним из принципов ведения бухгалтерского учета, в состав затрат, подлежащих распределению, кроме ТЗР, должны входить затраты, связанные с приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях, если такие затраты не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретных товаров.

В таком предложении имеется определенная логика, например, эти два вида затрат схожи по экономическому содержанию; отдельные составляющие таких затрат трудно разъединить, к примеру, служебные командировки по заготовке и приобретению запасов; для обособления ТЗР и прочих затрат требуется определенная методическая база выполнения учетных операций, которая в настоящее время несовершенна, и т. д. Подробнее это предложение рассмотрено в "ДК" №31/2000.

Однако между указанными выше элементами имеются и определенные отличия. Они вытекают из технологии подготовки запасов, предусматривают наличие определенной базы бухгалтерского и управленческого учета на предприятиях. Читателю они представлены в нашей публикации об учете "прочих" затрат при приобретении запасов в "ДК" №12/2001. По изложенным выше причинам в дальнейшем рассмотрение ТЗР основывается на выполнении требований стандартов бухгалтерского учета в их нынешней редакции.

Приведенные в таблице 1 затраты, относящиеся к ТЗР, могут конкретизироваться, уточняться предприятиями разного направления деятельности. Необходимо указать, что значительная номенклатура затрат, привлечение к выполнению работ как собственных работников предприятия, так и специализированных организаций и др., обусловливают необходимость применения специфических методических приемов обобщения (агрегирования) величины ТРЗ, особенно транспортных расходов, т. е. применение соответствующих приемов расчетов, составление смет (калькуляций), использование в учете показателей, полученных при проведении соответствующих расчетов, и т. д. Содержание операций по аккумулированию и распределению ТЗР будет раскрыто в теме урока далее.

2. Два методических подхода отнесения транспортно-заготовительных расходов на стоимость приобретенных запасов, предусмотренных П(С)БУ 9

Вторым этапом отражения в бухгалтерском учете ТЗР является выбор способа отнесения расходов на стоимость приобретенных запасов.

П(С)БУ 9 предусмотрены два методических подхода к отражению сформированных транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на предприятии:

во-первых, путем включения их непосредственно в себестоимость приобретенных запасов (назовем его методом прямого счета),

во-вторых, отражением ТЗР общей суммой на отдельном субсчете счетов учета запасов и затем отнесением полученной величины затрат на себестоимость затрат (назовем его методом среднего процента). Порядок распределения ТЗР по второму методическому подходу получил разъяснение в П(С)БУ 9 "Запасы".

Предприятие выбирает для себя один из этих подходов и использует его при определении первоначальной стоимости запасов. Выбранный метод учета запасов устанавливается учетной политикой предприятия.

На третьем этапе отражения в бухгалтерском учете ТЗР происходит перенесение величины ТЗР на себестоимость запасов.

Для отражения в бухгалтерском учете первоначальной стоимости приобретенных запасов с учетом ТЗР необходимо осуществить учетные операции при использовании метода прямого счета в следующей последовательности:

во-первых, установить, соответствуют ли фактически понесенные предприятием затраты требованиям, предусмотренным стандартом 9,

во-вторых, если такое соответствие установлено, определить величину стоимости составляющих ТЗР, относящихся к запасам,

в-третьих, прибавив стоимость ТЗР к стоимости запасов, определить полную себестоимость запасов,

в-четвертых, отразить полученные затраты на счетах бухгалтерского учета по учету запасов.

Если предприятие определит, что по содержанию какие-то затраты не соответствуют требованиям к ТЗР, предусмотренным П(С)БУ 9, то оно обязано отнести их на затраты периода и в дальнейшем они не имеют отношения к формированию величины стоимости запасов.

Данные методические подходы рассмотрим в процессе изложения приобретения запасов за плату, которые знакомы читателям, поскольку рассматривались в предыдущих уроках Школы бухгалтера.

2.1. Включение транспортно-заготовительных расходов в первоначальную стоимость запасов при их приобретении без открытия отдельного субсчета по учету запасов (метод прямого счета)

В предыдущих уроках Школы бухгалтера подробно рассматривались основные варианты поступления запасов на предприятие - поступление на условиях предоплаты, получение запасов до оплаты, получение по мере оплаты и др. В рассмотренных ниже примерах формирования транспортно-заготовительных расходов для достижения учебных целей использован наиболее распространенный для предприятий Украины вариант поступления запасов - предварительная оплата.

Приобретение запасов на условиях предварительной оплаты предполагает, что покупатель, перечислив денежные средства поставщику, получает запасы своими силами (с помощью поставщика или сторонней организации). Ценности приходуются на склад покупателя, оформляются соответствующие документы: "Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей" по форме М-20, акт купли-продажи ценностей, "Приходный ордер" по форме М-4, "Товаротранспортная накладная" 1­ТН и др. Формы данных документов и порядок их заполнения были рассмотрены нами ранее.

Право собственности переходит к покупателю в момент, оговоренный в соглашении. Чаще всего это момент получения ценностей или оприходования их на склад покупателя.

Далее в уроке рассматриваются типичные хозяйственные ситуации, имеющие отношение к работам, стоимость которых входит к состав ТЗР: выполнение работ работниками предприятия; оплата услуг сторонних организаций: транспортных, страховых, организаций, которые занимаются погрузочно-разгрузочными и экспедиторскими работами. Стоимость этих работ и услуг, поскольку они включаются в состав ТЗР в соответствии с п. 9 П(С)БУ 9, входит в первоначальную стоимость приобретенных предприятием запасов. Метод прямого счета предполагает распределение затрат между единицами запасов.

Для того чтобы с меньшими затратами труда и точно определить величину стоимости запасов в бухгалтерском учете, на практике используются несколько методических приемов систематизации и обобщения первичной учетной информации о ТЗР.

Чаще всего на предприятиях выполняется один из двух видов расчетов:

1) составление калькуляций затрат;

2) использование товарно-сопроводительных документов с составлением сводного расчета.

Покажем применение данных приемов на конкретных примерах.

2.1.1. Расчет величины транспортно-заготовительных расходов на основании составления калькуляций ТЗР

Величина транспортно-заготовительных расходов может определяться на основе составления калькуляций затрат предприятия и отражаться отдельно от других затрат. Калькуляции затрат составляются при значительном ассортименте приобретаемых запасов и в тех случаях, когда величину затрат, указанную в товаросопроводительных документах, нельзя прямо отнести на стоимость запасов. Например, в состав застрахованного груза входили различные виды запасов, для доставки запасов привлекался как собственный транспорт предприятия, так и транспорт специализированной организации, и т. д.

Для составления калькуляции ТЗР целесообразно использовать следующую группировку статей производственной себестоимости продукции, определенную П(С)БУ 16 "Расходы":

1) прямые материальные затраты;

2) прямые затраты на оплату труда;

3) прочие прямые затраты.

Для определения состава затрат, отражающих особенности деятельности предприятия, можно использовать перечень затрат, изложенный в табл. 1 данного урока.

В таблице 2 приводятся операции по формированию стоимости приобретенных запасов (приобретался один вид запасов) на условиях предварительной оплаты.

Таблица 2

Бухгалтерский учет на предприятии операций по включению стоимости ТЗР в стоимость приобретенных запасов на условиях предоплаты. Приобретается один вид запасов - товар

№ п/п Проводки Дата Корресп. счет Сумма, грн
Д-т К-т
Вариант приобретения одного вида запасов (товара), оплачены несколько составляющих ТЗР: запасы (стоимость запасов для однократного использования, входящих в ТЗР, см. п.10 табл. 1), услуги транспортной организации, страховой компании, оплачены затраты труда работников предприятия по транспортировке запасов
1. Произведена предоплата поставщику за товар с текущего счета, в т. ч. НДС 12.02.2001 371 311 12000,00
2. Отражается сумма НДС по предварительной оплате за товар 12.02.2001 641 644 2000,00
3. Предоплата транспортной организации в размере 100% за доставку товара со склада поставщика на склад покупателя, в т. ч. НДС 16.02.2001 371 311 750,00
4. Отражается сумма НДС по предварительной оплате за товар 16.02.2001 641 644 125,00
5. Предоплата 100% страховой компании по договору страхования риска транспортировки товара 16.02.2001 371 311 150,00
6. Получен от поставщика товар, оплаченный ранее в порядке предоплаты 19.02.2001 281 631 10000,00
7. Отражается сумма НДС по полученным товарам 19.02.2001 644 631 2000,00
8. Перевод ранее перечисленного аванса в счет выполненных обязательств поставщика - продавца товара 19.02.2001 631 371 12000,00
9. Получены документы от транспортной организации. Включение стоимости оплаченных транспортных услуг в первоначальную стоимость товара 19.02.2001 281 631 725,00
10. Отражается сумма НДС по полученным от транспортной организации услугам 19.02.2001 644 631 125,00
11. Стоимость услуг по страхованию риска транспортировки товара включается в первоначальную стоимость запасов 19.02.2001 281 631 150,00
12. Начислена заработная плата работникам за выполненные погрузочно-разгрузочные работы по доставке товара на склад покупателя. В связи с отсутствием корреспон-денции счета 28 со счетами 66, 65, классов 8 и 9, предлагается использовать счет 377 19.02.2001 3777 661 60,00
13. Отчисления в Пенсионный фонд с суммы начисленной заработной платы по погрузочно-разгрузочным работам 19.02.2001 3777 651 19,20
14. Отчисления в фонд социального страхования с суммы начисленной заработной платы по погрузочно-разгрузочным работам 19.02.2001 3777 652 1,50
15. Отчисления в фонд страхования на случай безработицы с суммы начисленной заработной платы по погрузочно-разгрузочным работам 19.02.2001 3777 653 1,20
16. Сумма расходов по оплате труда, связанная с приобретением товаров, включается в первоначальную стоимость товара 19.02.2001 281 3777 81,90
17. Для того чтобы показать сформировавшуюся первоначальную стоимость приобретен-ных предприятием товаров, отразим бухгалтерской проводкой еще одну операцию - по передаче всех приобретенных товаров в торговлю (10000 + 625,00 + 150 + 81,9 = 10856,9 (проводки 6,9,10,11,16 табл.2) 19.02.2001 282 281 10856,90

На основе использования данных табл. 2 составим калькуляцию ТЗР по следующей форме (таблица 3).

Таблица 3

Определение полной стоимости приобретенных запасов на основе составления калькуляции затрат предприятия, относящихся к транспортно-заготовительным расходам

№ п/п  Показатели Всего транспортно-заготовительные расходы без НДС, в грн
Статьи калькуляции транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением запасов (товаров) Транспорт-
ировка, погрузка
заготови-
тельные расходы
страхо-
вание
погрузочно- разгру-
зочные работы
всего ТЗР (гр. 3 + 4 + 5 + 6)
1 2 3 4 5 6 7
1. Прямые материальные затраты   - - -  
2. Прямые затраты на оплату труда   - - 81,90 81,90
3. Прочие прямые затраты   - - -  
4. Итого (стр. 1 +2 + 3)   - - 81,90 81,90
5. Кроме того, выполнено сторонними организациями 625,00 - 150,00 - 775,00
6. Всего ТЗР предприятия на при- обретение запасов (стр. 4 + 5) 625,00 - 150,00 81,90 856,90
7. Стоимость приобретенных запасов   10000,00      
8. Итого полная стоимость приобре-тенных запасов с ТЗР (стр. 6 + 7)   10856,90      

Заполнение калькуляции ТЗР, проведенное по форме таблицы 3, дает возможность, во-первых, определить величину затрат в разрезе составляющих ТЗР и по элементам себестоимости, во-вторых, рассчитать полную стоимость приобретенных запасов с включением величины ТЗР.

Продолжение следует
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ

Нормативная база к курсу

1. Закон Украины от 16.07.99 г. №996 "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

2. Приказ Минфина Украины от 20.10.99 г. №246 "Положение (стандарт) бухгалтерского учета №9 "Запасы", зарегистрированный в Минюсте 02.11.99 г. под №751/4044.

3. Приказ Минфина Украины от 31.12.99 г. №318 "Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", с изменениями и дополнениями, зарегистрированный в Минюсте 19.01.2000 г. под №27/4248.

4. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная Приказом Минфина от 30.11.99 г. №291.

5. Приказ Минстата от 21.06.96 г. №193 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов".

6. Типовое положение о составе затрат оборота и порядке их планирования и распределения в торговой деятельности, утвержденное постановлением КМУ от 18.03.96 г. №334.

7. Типовое положение по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденное постановлением КМУ от 26.04.96 г. №473.

8. Закон Украины от 07.03.96 г. №85/96-ВР "О страховании".

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua