Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#27 '2001: Практичная бухгалтерия - Бухучет благотворительности

С протянутой рукой

Учет и налогообложение благотворительной деятельности

Ольга АХТЫРСКАЯ, бухгалтер-эксперт


Как зарегистрировать

Что такое благотворительность с точки зрения жизни, мы знаем. Это когда до зарплаты еще целых 5 рабочих дней, а есть уже ничего, милосердные коллеги по работе или благотворительные соседи одолжат такую милую десятку, а случается, и на двадцатку не поскупятся. Чтобы узнать, что такое благотворительность с точки зрения закона, необходимо обратиться к первоисточнику - Закону №531. Согласно его нормам, благотворительность - это добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставлении физическим и юридическим лицам материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.

Специфическими формами благотворительности являются меценатство и спонсорство. В свою очередь, благотворительная организация - это организация, которая является негосударственной и главная цель деятельности которой - осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц.

В дополнение к этому (благотворительная организация является негосударственной), она еще и неприбыльная. В этом нас уверяет Закон №283, в частности, его пункт 7.11.1. Согласно ему, к неприбыльным учреждениям и организациям относятся благотворительные фонды и благотворительные организации. Это же подтверждает и Приказ №355. В частности, в соответствии с ним, когда зарегистрированное благотворительное учреждение или организация будут включены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений, они получат код 0005 - благотворительные фонды (организации), созданные в порядке, определенном законом для осуществления благотворительной деятельности.

Благотворительная организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации. Регистрация благотворительных организаций осуществляется согласно правилам, определенным Постановлением №382. "Благотворителей" регистрируют несколько солидных государственных органов. В частности, Министерство юстиции осуществляет государственную регистрацию всеукраинских и международных благотворительных организаций, а территориальные отделения Минюста - государственную регистрацию местных благотворительных организаций, а также отделений, филиалов, представительств всеукраинских и международных благотворительных организаций.

То есть если благотворительная организация создается в Полтаве, то ее государственную регистрацию будет осуществлять или городское (города областного значения) управление юстиции, или районное в городе управление юстиции. Таким образом, в зависимости от того, на какую территорию будет распространяться деятельность такого благотворителя, и будет определяться государственный орган регистрации.

Благотворительные организации, собирающиеся осуществлять деятельность в городах Киеве или Севастополе, подают документы для регистрации в областное, Киевское или Севастопольское городские управления юстиции.

Кроме того, если местная благотворительная организация намерена распространять свою деятельность на территории двух и более административно-территориальных единиц, ее регистрация осуществляется соответствующим регистрирующим органом по местонахождению исполнительного органа благотворительной организации. В соответствии с Законом №531, таким органом является правление (комитет), полномочия которого определяет устав (положение) благотворительной организации.

Документы, которые подаются вместе с заявлением

Итак, если решено, чем будет заниматься благотворительная организация, и на учредительном собрании (съезде, конференции) принято решение о ее учреждении, то в месячный срок с момента принятия такого решения следует подать заявление в регистрационные органы. К данному заявлению благотворительная организация должна приложить следующие документы:

а) протокол учредительного собрания (съезда, конференции) с указанием решения об учреждении благотворительной организации и утверждении устава (положения), решения об избрании исполнительных, предписывающих и контролирующих органов;

б) устав (положение) благотворительной организации в двух экземплярах;

в) сведения об учредителях (учредителе) благотворительной организации. Если учредителями являются физические лица, то в сведениях об учредителях указывают их фамилию, имя и отчество, год рождения, местожительство и место работы, должность. Для юридических лиц в сведениях об учредителях указывают их название, юридический адрес, копию устава (положения) и копию документа о регистрации, заверенную в установленном законом порядке, решение руководящего органа или протокол общего собрания коллектива, которым подтверждается согласие на учреждение благотворительной организации.

Что касается иностранцев, то иностранное юридическое лицо подает документ, свидетельствующий о его регистрации в стране местонахождения. Данный документ должен быть засвидетельствован в соответствии с законодательством выдавшей его страны, переведен на украинский язык и легализирован в установленном законодательством Украины порядке;

г) сведения об органах управления благотворительной организации и членах исполнительного органа: фамилия, имя и отчество, год рождения, местожительство и место работы, должности лиц, которые будут осуществлять управление благотворительной организацией. Такие же сведения предоставляют и о членах исполнительного комитета благотворительной организации. Кроме того, к сведениям об органах управления прилагается также подтверждение юридического адреса (гарантийное письмо владельца помещения, договор аренды и т. п.). Если под юридический адрес предоставляется частная заселенная квартира, то подают справку о составе семьи и заявления совершеннолетних членов семьи об их согласии на это.

д) сведения о наличии отделений (филиалов, представительств) благотворительной организации (приложение №2), подтвержденные протоколами общего собрания членов ее отделений (филиалов) или их представителей, доверенность и другие документы;

е) документ об уплате денежных средств за государственную регистрацию благотворительной организации.

Заявление о государственной регистрации благотворительной организации вместе с поданными документами рассматривается в органе регистрации в течение двух месяцев. После этого принимается решение о регистрации. Следует предупредить, что в некоторых случаях может быть принято решение об отказе в регистрации благотворительной организации. Такое решение регистрационная организация может принять на основании проверки приложенных к заявлению документов.

Если через два месяца и 10 дней организации, намеревавшейся зарегистрироваться в качестве благотворительной, предоставили решение об отказе в такой регистрации, можно обратиться в суд. Но если сначала было принято решение о регистрации, а потом регистрационный орган нашел факты фальсификации учредительных документов, то такое решение в судебном порядке может быть аннулировано.

Согласно Постановлению №383, размер платы за государственную регистрацию благотворительных организаций установлен следующий:

всеукраинских - восемь не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (136 грн);

международных - десять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн);

местных благотворительных организаций, а также отделений, филиалов, представительств всеукраинских, международных благотворительных организаций - пять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн).

Указанные суммы уплачиваются в государственный бюджет.

Устав

Главным документом благотворительной организации, по которому она сверяет свой курс, является устав. Основные понятия и требования к уставным документам изложены в Законе №531, статьей 12 которого определены следующие основные пункты устава благотворительной организации:

- название, местонахождение, статус и организационно-правовая форма благотворительной организации;

- порядок образования и деятельности органов управления благотворительной организации;

- источники финансирования и порядок использования имущества и денежных средств благотворительной организации;

- порядок внесения изменений в устав (положение) благотворительной организации;

- порядок реорганизации или ликвидации благотворительной организации, использования ее имущества и денежных средств в случае прекращения деятельности;

- условия и порядок приема в члены благотворительной организации и выбытия из нее;

- права и обязанности членов благотворительной организации;

- предмет, цели, задачи и основная деятельность. Подпунктом 7.11.13 Закона №283 определено, что основной деятельностью неприбыльных организаций по предоставлению благотворительной помощи является деятельность по предоставлению услуг для общественного потребления, по созданию системы социального самообеспечения граждан и для иных целей, предусмотренных уставными документами, заключенными на основании норм соответствующих законов о неприбыльных организациях. Следовательно, уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности.

В свою очередь, Декретом №13-92 определено, что благотворительной организацией является организация, соответствующая следующим требованиям: является неприбыльной организацией, создана для осуществления благотворительной деятельности в соответствии с Законом №531, и зарегистрирована в соответствующем органе в качестве благотворительной организации.

Кроме того, в ее учредительных документах должна быть предусмотрена обязанность периодически, не реже одного раза в год, обнародовать полные отчеты об источниках привлечения денежных средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о направлениях их использования. Такие отчеты также должны быть предоставлены по запросу любому благотворителю такой благотворительной организации.

Благотворительная организация подает отчеты о привлечении денежных средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о направлениях их использования в сроки и в порядке, установленные Декретом №13-92 для подачи налоговой отчетности по подоходному налогу с граждан.

Источники формирования имущества и денежных средств благотворительных организаций

Перечень источников формирования имущества и денежных средств благотворительных организаций определен статьей 19 Закона №531:

- взносы учредителей (учредителя) и других благотворителей;

- благотворительные взносы и пожертвования, носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставленные физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной форме;

- поступления от проведения благотворительных кампаний по сбору благотворительных пожертвований, благотворительных массовых мероприятий, благотворительных лотерей и благотворительных аукционов по реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей;

- доходы от депозитных вкладов и от ценных бумаг, поступления от предприятий, организаций, находящихся в собственности благотворительной организации;

- другие источники, не запрещенные законодательством Украины.

Источником формирования имущества и денежных средств благотворительной организации не могут быть кредиты. Кроме того, имущество и денежные средства благотворительной организации не могут быть предметом залога. Соглашения, заключенные с нарушением названных требований, могут признаваться недействительными на основании статьи 48 Гражданского кодекса Украины.

Как правильно, без отрицательных последствий расходовать средства благотворительной организации

Прежде всего хочется предупредить благотворителей, что поступившие на счет благотворительной организации денежные средства не могут быть израсходованы по собственному усмотрению. Расход таких средств строго ограничен законодательством. Именно об этом и гласит п. 3 статьи 5 Декрета №13-92. Согласно ему, какие-либо поступления или активы такой организации не могут использоваться для получения выгод или преимуществ каким-либо физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод надлежащими приобретателями благотворительной помощи. А Законом №531 предусмотрено, что средства благотворительной организации могут быть использованы исключительно на благотворительность и обеспечение хозяйственной деятельности.

Целевое использование таких средств оговорено и ст. 12 Декрета №13-92, согласно которой денежные средства, полученные на счет благотворительной организации, используются по целевому назначению. При нецелевом расходовании денежных средств, поступивших на счет благотворительной организации в пользу приобретателя, такая благотворительная организация по итогам налогового периода, в котором произошло такое нецелевое расходование, является ответственной за неначисление и несвоевременное внесение подоходного налога в бюджет.

Благотворительная организация несет ответственность и в том случае, если имело место превышение предельной суммы получения нецелевой благотворительной помощи, по итогам налогового года, в котором произошло такое превышение. Напомним читателям, что размер и условия выплаты такой благотворительной помощи определены тридцатым абзацем подпункта "i" пункта 1 статьи 5 Декрета №13-92.

На финансирование благотворительных программ должна использоваться вся сумма поступлений, поступившая за финансовый год от предприятий и организаций, находящихся в собственности благотворительной организации, за исключением административно-хозяйственных расходов, связанных с функционированием благотворительной организации. Это определено ст. 15 Закона №531.

Кроме того, желательно за отчетный период использовать всю сумму денежных средств, поступивших на счет благотворительной организации от добровольных пожертвований. Ведь, согласно подпункту 7.11.9 Закона №283, если доходы неприбыльных организаций, полученные в течение отчетного (налогового) года, на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года, то неприбыльная организация обязана уплатить налог с нераспределенной суммы прибыли по ставке 30 процентов к сумме такого превышения.

Таким образом, если благотворительная организация получила определенную сумму и вовремя, до конца первого квартала года, следующего за отчетным, не израсходовала ее, и такой остаток составляет свыше 25 процентов общей суммы денежных средств, полученных от благотворительных пожертвований за год, то ей придется уплатить налог на прибыль.

Приведем пример. Благотворительная организация получила общий валовой доход в 2000 г. в сумме 10000 грн. В течение этого же года на цели, предусмотренные уставом, благотворительная организация израсходовала 3000 грн. Кроме того, за первый квартал 2001 года благотворительная организация на цели, предусмотренные уставом, израсходовала 2000 грн. Следовательно, благотворительная организация потратила всего 5000 грн из полученных 10000 грн.

Неизрасходованных денег у благотворительной организации также осталось 5000 грн. В соответствии с Законом №283, благотворительная организация должна обложить налогом оставшиеся денежные средства в том случае, если они превышают 25 процентов от общей суммы полученных за год. Из расчета видно, что 25 процентов от всех полученных составляют 2500 грн (10000 х 25%). Сумма, подлежащая налогообложению, - 2500 грн (5000 грн - 2500 грн). Рассчитаем размер налога на прибыль, который должна уплатить неприбыльная организация. Он будет составлять 750 грн (2500 х 30%). Если превышения нет (указанная сумма имеет нулевое или отрицательное значение), налог по ставке 30 процентов не уплачивается.

Еще одно предупреждение для благотворительных организаций: согласно второму абзацу подпункта 7.11.9 Закона №283, если благотворительная организация получает средства из иных источников, чем предусмотрено нормами подпункта 7.11.3 Закона №283, она должна уплатить также налог на прибыль в размере 30 процентов.

Но вернемся к вопросу расходования денежных средств. Хотя благотворительная организация имеет право расходовать средства на хозяйственные нужды, такие расходы не могут превышать 20 процентов общей суммы денежных средств, поступивших на ее счет. Об этом в статье 20 Закона №531 сказано так: "Размер расходов на содержание благотворительной организации не может превышать 20 процентов сметы данной организации в текущем году". В свою очередь, учредители и сотрудники благотворительной организации, в соответствии со ст. 14 Закона №531, не имеют права получать материальные преимущества и дополнительные средства в связи со своим положением в данной организации.

В каком случае организация не является благотворительной, хотя она и зарегистрирована в качестве благотворительной

Декретом №13-92 определены условия, при которых благотворительная организация, хотя она и зарегистрирована в качестве благотворительной, не будет считаться таковой: если такая организация принимает непосредственное или опосредствованное участие в выборах или рекламировании какой-либо политической партии или отдельного физического лица на какие-либо выборные должности, или поступления либо активы такой организации используются для получения выгод или преимуществ каким-либо физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод надлежащими приобретателями благотворительной помощи.

Налогообложение благотворителей

Все, о чем говорилось ранее, - это были цветочки. Ягодки - впереди. Так вот, мы дошли именно до ягодок - то  есть до налогообложения благотворителей. Скажем сразу, что под благотворителями в этом разделе консультации подразумеваются как предоставляющие благотворительную помощь, так и получающие ее.

Прежде чем перейти непосредственно к конкретному рассмотрению данного вопроса, следует напомнить, что благотворительные организации, существующие только на членские взносы и добровольные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды (часть пятая статьи 20 Закона №531).

1. Налог на прибыль. Законом №283 предусмотрено, что суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в неприбыльные (в нашем случае - благотворительные) организации, которые не превышают четыре процента от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода, относятся на валовые расходы такой организации. Так что любая организация, имея по результатам предыдущего отчетного периода прибыль, может смело вычесть из нее 4 процента и отнести данную сумму на валовые расходы. Скажем так: предприятию или организации, работающей легально и получающей прибыль, которая у нее "светится", выгодно иметь рядом свою же благотворительную организацию. О преимуществах такого маневра мы расскажем в следующем разделе нашей консультации.

При получении благотворительной организацией денежных средств или имущества безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, пассивных доходов и т. п. такие доходы у нее не будут считаться валовыми доходами. Пассивными доходами, в соответствии с Законом №283, являются доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти.

2. Налог на добавленную стоимость. Статьей 5 Закона №168 определен перечень операций, освобожденных от налогообложения. Что касается благотворительных организаций, то, в соответствии с пп. 5.1.21 данного Закона, предоставление благотворительной помощи, а именно безвозмездная передача товаров (работ, услуг) благотворительным организациям с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по безвозмездной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством освобождаются от налога на добавленную стоимость. Этим же пунктом Закона №168 дается разъяснение, что именно входит в понятие "безвозмездная передача".

Под безвозмездной передачей следует понимать предоставление товаров (работ, услуг) приобретателям благотворительной помощи без какой-либо денежной, материальной или иных видов компенсаций благотворительной организации такими получателями или другими лицами, связанными с ними. Нарушение данного правила приравнивается к умышленному уклонению от уплаты налога.

Но следует предупредить, что операции по предоставлению благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, не подлежат освобождению от налогообложения. Кстати, Кабинет Министров Украины до сих пор не определил такой перечень.

Что касается налогового кредита, то, в соответствии с пп. 7.4.2 Закона №168, в случае если налогоплательщик осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), которые освобождены от налогообложения или не являются объектом налогообложения, суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов и нематериальных активов, которые подлежат амортизации, относятся соответственно к составу валовых расходов производства (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и в налоговый кредит не включаются.

Таким образом, если предприятие приобретет материальные ценности предварительно, зная, что они будут переданы благотворительной организации, то сумма уплаченного НДС при приобретении материальных ценностей в налоговый кредит такого предприятия включаться не будет - на сумму НДС необходимо будет увеличить стоимость товара. Соответственно, сумма НДС будет отнесена к валовым расходам предприятия.

Если предприятие приобретет материальные ценности для использования их в своей деятельности, а потом решит использовать их на благотворительные цели, то сначала уплаченная при приобретении товара сумма НДС должна быть отнесена к налоговому кредиту, а потом (при их передаче) ту долю НДС, которая приходится на стоимость материальных ценностей, передаваемых благотворительной организации, необходимо исключить из налогового кредита и включить в стоимость передаваемых материальных ценностей.

3. Подоходный налог с граждан. Благотворительную помощь граждане могут получить как от государства, так и от благотворительной организации. Статьей 5 Декрета №13-92 определены виды доходов, не включаемые в совокупный налогооблагаемый доход граждан. В этот список попала и благотворительная помощь. Но, в соответствии с п. "i" статьи 5 Декрета, получить от государства благотворительную помощь, не облагаемую подоходным налогом, могут не все желающие граждане, а только четко определенные их категории. К таким гражданам относятся лица, потерпевшие вследствие:

1) экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных Президентом Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации;

2) стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли или создают угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызвали или могут вызывать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления.

Данная благотворительная помощь распределяется через специальные внебюджетные фонды, созданные государством, органом местного самоуправления или через существующую сеть благотворительных организаций.

Но, как уже было сказано выше, благотворительную помощь можно получить и от благотворительной организации. Данная помощь может быть целевой или нецелевой. Целевая помощь может предоставляться на конкретные цели, т. е. на:

- компенсацию расходов на оплату стоимости лечения;

- возмещение расходов на образование (обучение) или переобучение в учебных заведениях приобретателя благотворительной помощи, зарегистрированного в качестве безработного;

- возмещение расходов на содержание приобретателя благотворительной помощи, не достигшего 18­летнего возраста, в дошкольном учреждении, интернате, а также на оплату стоимости содержания такого приобретателя в реабилитационных центрах или его обучения в музыкальных школах, школах искусств;

- возмещение расходов лица, являющегося членом любительской спортивной организации, клуба, или отдельного спортсмена-любителя на приобретение спортивного орудия и инвентаря.

Такую помощь можно получить не наличными на руки, а в качестве оплаты стоимости таких расходов гражданина. То есть гражданин, желающий получить такую помощь, подает в благотворительную организацию все необходимые для этого документы вместе с заявлением о предоставлении благотворительной помощи. Необходимыми документами, в первую очередь, могут быть счета-фактуры.

Что касается нецелевой благотворительной помощи, то ее может получить только определенный круг лиц. К таким лицам относятся безработные, пенсионеры, лица из многодетных семей, инвалиды, лица, признанные недееспособными, дети-сироты, лица, получающие жилищные субсидии, лица, имеющие статус беженцев или являющиеся лицами из числа депортированных народов. И это в только в том случае, если их доходы ниже официально установленного месячного уровня прожиточного минимума.

Такая нецелевая благотворительная помощь не подлежит налогообложению, если ее размер не превышает прожиточный минимум (с учетом его доходов из других источников) за соответствующий месяц.

Декретом №13-92 также определено, что при получении такой нецелевой помощи лицо, рассчитывающее получить такую помощь, должно подать в благотворительную организацию заявление с указанием суммы своего дохода за соответствующий месяц. После того как благотворительная организация примет решение оказать помощь и предоставит ее, она должна отправить в налоговый орган по месту налоговой регистрации такого лица справку о сумме предоставленной благотворительной помощи.

В случае если по итогам налогового года общая сумма нецелевой благотворительной помощи, предоставленной ее приобретателю (с учетом доходов из других источников), превышает сумму дохода, равную уровню прожиточного минимума, рассчитанного за 12 месяцев такого налогового года, такое превышение подлежит включению в сумму совокупного налогооблагаемого дохода такого приобретателя по итогам налогового года и облагается налогом по общим правилам, определенным Декретом №13-92.

А теперь приведем небольшую схему - расчет получения благотворительной помощи. Вот, например, предприятие "А" создало благотворительный фонд "Б", деятельностью которого является предоставление благотворительной помощи. У руководства предприятия "А" есть престарелые родственники, получающие пенсию, которая далеко не дотягивает до прожиточного минимума. Предприятие "А", имея прибыль по итогам предыдущего квартала, отчисляет законным образом 4% суммы полученной прибыли, которые также на законном основании относит на валовые расходы.

В свою очередь, благотворительная организация "Б" на законных основаниях, согласно заявлениям престарелых родственников, может оплатить расходы на их лечение, осуществить доплаты до прожиточного минимума, в конце концов, просто оплатить им жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, и дети таких руководителей могут быть не забыты. Ведь, как мы помним, благотворительная организация может оплатить их обучение в учебных заведениях, музыкальных школах и даже приобрести для них дорогостоящий спортивный "Тотал-джим" (если они являются воспитанниками спортивной школы и подают надежды). (Чтобы избежать недоразумений относительно связанных лиц, руководство предприятия не должно находиться в списке основателей благотворительной организации).

Напомним, что, согласно подпункту 7.11.3 Закона №283, благотворительная организация может не облагать налогом на прибыль такие доходы:

денежные средства или имущество, поступающие безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований;

пассивные доходы;

денежные средства или имущество, поступающие таким неприбыльным организациям от их основной деятельности.


Налоговая отчетность благотворительной организации

В Библии сказано: "И воздастся каждому по делам его". Для каждого лица (юридического или физического), занимающегося хоть какой-нибудь деятельностью, священным долгом является подача налоговой отчетности. Благотворительные организации в данном случае тоже не исключение. Несмотря на то, что прибылей у них нет, налоговую отчетность они все-таки сдают, в соответствии с подпунктом 7.11.12 Закона №283. Согласно ему, центральный налоговый орган устанавливает порядок учета и подачи налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций.

Именно для отчетности неприбыльных организаций (в нашем случае - благотворительных) Приказом №233 был утвержден Отчет об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений. Приказ №233 содержит также четкую и подробную инструкцию о Порядке составления отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений. Не будем останавливаться сейчас на особенностях заполнения такого отчета (скажем об этом позже), но напомним, что, в соответствии с упомянутым Порядком, заполненный отчет об использовании средств неприбыльные организации подают в государственную налоговую администрацию по своему местонахождению. Сроки сдачи Отчета такие же, как и сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации. Подпунктом 4.1.4 Закона №2181 определено, что налоговые декларации подаются за базовый налоговый (отчетный) период, который равен:

а) календарному месяцу (в том числе при уплате месячных авансовых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

б) календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году, - в течение 60 календарных дней за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Кроме того, благотворительная организация, в соответствии с Декретом №13-92, обязана периодически, не реже одного раза в год, обнародовать отчеты об источниках привлечения денежных средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о направлениях их использования.

Теперь вернемся к порядку заполнения Отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений. Прежде всего обращаем ваше внимание на то, что сам Отчет состоит из четырех связанных между собой разделов:

1. "Доходы неприбыльной организации (учреждения)". Здесь указывают все доходы, полученные благотворительной организацией (учреждением) в отчетном периоде (строки 1 - 21).

2. "Доходы, освобождаемые от налогообложения". В этом разделе благотворительные организации указывают суммы полученных за отчетный период доходов, которые, в соответствии с подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона №283, освобождены от налогообложения (строки 22 - 31).

3. "Сумма дохода, подлежащая налогообложению". Здесь необходимо указать ту полученную благотворительной организацией сумму дохода, которая не освобождается от налогообложения. Она определяется как разница между строкой 21 и строкой 31 (строка 32).

4. "Использование денежных средств и имущества". В этом разделе указывают суммы денежных средств, использованные благотворительным учреждением на осуществление основной деятельности, определенной в уставных документах, а также суммы денежных средств, использованные в отчетном периоде на цели, не определенные в уставных документах (строки 33 - 42).

Рассмотрим порядок заполнения Отчета на примере. Благотворительная организация получила в предыдущем квартале такие средства1:

1) добровольные пожертвования от учреждений и организаций - 10000 грн;

2) добровольные пожертвования от граждан - 2000 грн;

3) добровольные пожертвования от учреждений и организаций в виде инвалидных колясок на сумму 5000 грн;

4) безвозвратная финансовая помощь - 3000 грн;

5) активы, переданные от другой, ликвидированной, благотворительной организации, на сумму 7000 грн.

1. Добровольные пожертвования: от учреждений и организаций (10000 грн), от граждан (2000 грн), от учреждений и организаций в виде инвалидных колясок (5000 грн).

Добровольные пожертвования от учреждений, организаций и граждан необходимо отразить в строке 3 раздела 1. Кроме того, эти доходы необходимо одновременно отразить и в строке 23 раздела 2. Сумма таких доходов будет составлять 12000 грн (10000 грн + 2000 грн).

Кроме того, есть еще добровольные пожертвования, полученные неприбыльной организацией в виде инвалидных колясок (5000 грн). Эти суммы нужно отразить в строке 4 раздела 1. В то же время такие суммы следует отразить и в строке 23 раздела 2. Следовательно, по этим трем поступлениям общая сумма будет составлять 17000 грн (10000 + 2000 + 5000).

2. Безвозвратная финансовая помощь (3000 грн). Безвозвратная финансовая помощь, полученная в виде денежных средств, отражается в строке 1 раздела 1. Одновременно она отражается и в строке 23 раздела 2. Общая сумма по этим четырем поступлениям, которую мы потом отразим в строке 23 раздела 2, будет составлять уже 20000 грн (17000 + 3000 грн).

3. Активы, переданные от другой благотворительной организации, которая была ликвидирована (7000 грн). Стоимость таких переданных активов в Отчете отражают в строке 12 раздела 1. Одновременно такие активы следует отразить в строке 23 раздела 2. Следовательно, учитывая предыдущие цифры, в строке 23 раздела 2 будет записана сумма 27000 грн (20000 грн + 7000 грн).

Следующим этапом будет подведение итогов по разделу 1 и разделу 2 Отчета. Итак, итоговая сумма раздела "Доходы неприбыльной организации (учреждения)" будет определяться в строке 21 раздела 1. Для этого нужно вывести сумму строк с 1 по 18 и прибавить строку 20. Но у нас есть показатели только по следующим строкам:

строка 3 - 12000 грн;

строка 4 - 5000 грн;

строка 1 - 3000 грн;

строка 12 - 7000 грн.

Всего по разделу 1 в строке 21 будет записана сумма 27,0 грн1 (12000 + 5000 + 3000 + 7000).

Ко всему вышесказанному прибавим, что в разделе 1 есть еще строка 19, в которой мы никаких сумм не записывали. Напоминаем, что сюда записывают доходы, полученные в течение отчетного (налогового) года из источников, определенных в пп. 7.11.3 Закона №283, которые освобождаются от налогообложения, но которые на конец первого квартала следующего за отчетным года превышают 25 процентов от общих валовых доходов, полученных в течение такого отчетного (налогового) года. По условиям примера у нас таких доходов нет.

Теперь перейдем к подведению итога по разделу "Доходы, освобождаемые от налогообложения". Общая сумма по разделу 2 отражается в строке 31 (сумма строк с 22 по 30). В соответствии с нашим примером, по разделу 2 у нас записывалась только строка 23. Следовательно, сумма, записанная в строке 23 - 27,0 (тыс. грн), записывается и в строке 31 раздела 2.

Раздел 3 "Сумма дохода, подлежащая налогообложению". Здесь заполняется только одна строка 32 путем вычитания из суммы, записанной в строке 21, суммы строки 31. В нашем случае значения этих строк одинаковы - 27000 грн. Так что в этой строке у нас записана цифра 0. Следовательно, сумм, подлежащих налогообложению, у нас нет.

Теперь перейдем к заполнению раздела 4 "Использование денежных средств и имущества на осуществление основной деятельности". Из средств, поступивших на счет благотворительной организации, мы можем израсходовать средства, определенные уставной деятельностью (см. раздел "Как правильно, без отрицательных последствий израсходовать средства благотворительной организации"). Эти средства отражают в строках 33 - 39.

Особое внимание обращаем на три последние строки данного раздела: 40, 41, 42. В строке 40 указывают сумму денежных средств, использованных на содержание неприбыльной организации согласно смете. (Порядок составления сметы неприбыльными организациями см. в "ДК" №18/2001, в статье "Деятельность неприбыльных организаций и учет в них".) В строке 41 показывают сумму денежных средств, использованных благотворительной организацией (учреждением) на другие цели, предусмотренные соответствующим законодательством о таких неприбыльных организациях (учреждениях).

Далее идет строка 42 раздела 4. Обратите внимание на следующее: если у вас по строке 32 не было ни одной записи, то и строку 42 этого раздела заполнять не нужно. И, как следствие, не нужно также сдавать в налоговые органы декларацию о прибыли. Но это допускается только в том случае, если у благотворительной организации не было иных доходов, чем определенные пп. 7.11.3 Закона №283.

Расчет подоходного налога с помощи

Пример. Пенсионер, у которого пенсия - 47 грн в месяц, получил 5000 грн помощи от благотворительной организации. Кроме того, органы социального обеспечения к праздникам выплатили ему сумму в размере 100 грн. Будут ли полученные суммы облагаться подоходным налогом?

Расчет. Пенсионер за год получил 564 грн пенсии. С учетом помощи благотворительной организации и пособия органов социальной помощи он получил 5764 грн (5000 + 100 + 564). Следовательно, его месячный доход: 5764: 12 = 480 грн. В соответствии с Законом №2330, его прожиточный минимум составляет 248 грн. Следовательно, сумма в размере 232 грн (480 грн - 248 грн = 232 грн) подлежит ежемесячному обложению подоходным налогом. В соответствии с Декретом №13-92, сумма подоходного налога с указанной суммы будет составлять 31,95 грн (19,55 грн + 20% с суммы 62 грн) вместо 72,15 (19,55 + 20% с суммы 263 грн).

Кроме того, суммы выплат, не включаемых в состав совокупного налогооблагаемого дохода граждан, не учитываются при определении базы начисления страховых взносов, налогов и сборов, начисляемых на фонд оплаты труда в соответствии с законами Украины. То есть в нашем примере выплаченная благотворительной организацией пенсионеру сумма в размере 201 грн (248 грн - 47 грн) не будет облагаться никакими налогами и сборами. А это, согласитесь, уже неплохая надбавка к пенсии.

Отчетность перед благотворителями и контролирующими органами

Отчетность благотворительных организаций перед своими спонсорами предусмотрена ст. 22 Закона №531. В соответствии с ней, приобретатели благотворительной помощи в форме благотворительных взносов и пожертвований, имеющих целевой характер (благотворительные гранты), должны отчитываться перед благотворителями об их использовании. Кроме того, получатели благотворительной помощи отчитываются перед благотворительными организациями за целевое использование благотворительной помощи. То есть если медицинский центр получил от благотворительной организации материальную помощь на развитие медицины в области кардиохирургии, то такой медицинский центр должен отчитаться перед благотворительной организацией о целевых расходах такой помощи.

Кроме того, контроль за деятельностью благотворительных организаций, в том числе и порядком использования ими имущества и денежных средств, предназначенных для благотворительной помощи, осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Контролирующие органы исполнительной власти в пределах своих полномочий имеют право требовать от благотворителей и органов управления благотворительной организации предоставления им необходимых документов и получать необходимые объяснения.

Бухгалтерский учет в благотворительных организациях

Бухгалтерский учет в благотворительных организациях может вестись согласно Плану счетов и Инструкции №291 или Плану счетов №186.

Доходы благотворительной организации. Доходы благотворительной организации регулирует П(С)БУ 15. В первую очередь нас интересуют целевые доходы благотворительной организации, ведь, в соответствии с Инструкцией №291, средства целевого назначения - это средства, полученные в качестве источника финансирования определенных мероприятий. В соответствии с П(С)БУ 15, целевые доходы благотворительная организация признает только тогда, когда существует подтверждение тому, что они будут получены и предприятие выполнит условия такого финансирования.

Кроме того, полученные средства будут признавать целевым финансированием в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования. Что касается целевого финансирования, полученного в качестве компенсации расходов (или убытков), уже понесенных предприятием, или с целью немедленной финансовой поддержки предприятия без будущих связанных с этим расходов, то оно признается доходом того периода, в котором образовалась дебиторская задолженность, связанная с данным финансированием.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией №291, средства целевого финансирования и целевых поступлений могут поступать в качестве субсидий, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов, целевых взносов физических и юридических лиц и т. п. Денежные средства целевого назначения, полученные в качестве источника финансирования определенных мероприятий, отражаются по кредиту счета 48 "Целевое финансирование и целевые поступления". По дебету данного счета отражаются использованные суммы по определенным направлениям, признание их доходом. Кроме того, по дебету этого счета отражают возврат неиспользованных сумм.

Расходы благотворительной организации. Какие расходы благотворительная организация может осуществлять, отражено в разделе "Как правильно, без отрицательных последствий израсходовать средства благотворительной организации". Бухгалтерский учет этих расходов урегулирован П(С)БУ 16.

В соответствии с ним, расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Планом счетов и Инструкцией №291 для отражения расходов в бухгалтерском учете предусмотрены счета класса 8 "Расходы по элементам". Кроме того, благотворительная организация может с этой целью воспользоваться Планом счетов №186.

Пример 1. Благотворительная организация занимается пошивом спортивной одежды для домов-интернатов. За отчетный период расходы такой благотворительной организации составляли:

1) производственные расходы:

ткань - 10 000 грн;

выплата заработной платы производственному персоналу - 5000 грн;

амортизация основных фондов - 150 грн;

2) административные расходы:

выплата заработной платы руководителю - 2000 грн;

выплата заработной платы бухгалтеру - 1000 грн.

В этом же налоговом периоде 80% изготовленной спортивной одежды были переданы школе-интернату. Бухгалтерский учет данного примера показан в таблице 1.

Таблица 1

Пример 2. Благотворительная организация предоставляет помощь согласно уставу. Хозяйственные операции, осуществленные благотворительной организацией, отражены на счетах бухгалтерского учета следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Пример 3. Благотворительная организация получила для осуществления своей деятельности основные фонды на сумму 5500 грн. Для установки этих основных фондов благотворительная организация перечислила сторонней организации со своего счета 500 грн. Что касается основных фондов, то с целью бухгалтерского учета известно следующее: срок полезного пользования составляет 10 лет, метод начисления амортизации - прямолинейный, ежемесячная сумма амортизации - 50 грн. Хозяйственные операции примера 3 отражены в таблице 3.

Таблица 3


Примечания:

1 В соответствии с пп. 7.11.3 Закона №283, эти доходы благотворительной организации освобождаются от обложения налогом на прибыль.

2Форма Отчета заполняется в тысячах гривень с одним десятичным знаком чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи печатных машинок, принтеров, средств механизации и других средств, которые обеспечили бы сохранение этих записей в течение установленного срока хранения отчетности и предотвратили бы внесение несанкционированных и незаметных исправлений.


Нормативная база

1. Закон №531. - Закон Украины от 16.09.97 г. №531/97-ВР "О благотворительности и благотворительных организациях".

2. Закон №283. - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР.

3. Закон №168. - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

4. Закон №2330. - Закон Украины от 22.03.2001 г. №2330-III "Об утверждении прожиточного минимума на 2001 год".

5. Декрет №13-92. - Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 "О подоходном налоге с граждан".

6. Постановление №382. - Постановление Кабинета Министров Украины от 30.03.98 г. №382 "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации благотворительных организаций".

7. Постановление №383. - Постановление Кабинета Министров Украины от 30.03.98 г. №383 "О размерах и порядке взимания платы за государственную регистрацию благотворительных организаций".

8. План счетов и Инструкция №291. - Приказ Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. №291 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о его применении".

9. План счетов №186. - Приказ Министерства финансов Украины от 19.04.2001 г. №186 "Об утверждении упрощенного Плана счетов бухгалтерского учета".

10. П(С)БУ 15. - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. №290.

11. П(С)БУ 16. - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. №318.

12. Приказ №233. - Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 11.07.97 г. №233 "Об утверждении формы Отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений и Порядка ее заполнения".

13. Приказ №355. - Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 03.07.2000 г. №355 "Об утверждении Порядка определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций)".

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua