Дебет-Кредит
ДтКт українською
Украинский бухгалтерский еженедельник
#28 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: Урок 17 (Часть 1)

Школа бухгалтера: Урок 17 (Часть 1)
Учет операций с подотчетными лицами. Необоротные активы. Оплата труда

3. Оплата труда

В уроке 15 "Школы бухгалтера" ("ДК" №19/2001 г.) были рассмотрены особенности определения базы для расчета пособия по временной нетрудоспособности для двух категорий физических лиц: для лиц, получающих в качестве вознаграждения доход, и для субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенную систему налогообложения. Сегодня рассмотрим порядок назначения и выплаты пособия этим двум категориям лиц и работникам предприятия.

5.1.6.2. Начисление пособия по временной нетрудоспособности лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно

В статье 6 Закона №2240 выделены группы лиц, которые не являются наемными работниками предприятия, но подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. В одну из этих групп (часть 3 ст. 6 Закона №2240) вошли лица, которые занимаются предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и иной деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, в том числе члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов. Эта группа лиц в Законе №2240 определена в качестве лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно.

Изменения в порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности в отношении лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, внесены в начале 2001 г. законодательными актами Украины, в частности Законом Украины №2240.

Во-первых, такие лица должны являться одновременно и застрахованными лицами, и страхователями (ч. 2 ст. 2 Закона №2240). Права и обязанности застрахованного лица, в соответствии с Законом №2240, были рассмотрены в предыдущем уроке ("ДК" №24/2001 г.). Эти правовые положения распространяются также на лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно.

Остановимся на статусе страхователя, который приобретают застрахованные лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно в связи с требованиями ст. 27 Закона №2240. Страхователем является субъект страхования в связи с временной потерей трудоспособности, действующий в соответствии с Законом. Страхователь обязан зарегистрироваться в исполнительной дирекции Фонда страхования в качестве плательщика страховых взносов, начислять и уплачивать в установленном порядке и в полном объеме страховые взносы, перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица, т. е. самого себя, нести другие обязательства страхователя в соответствии с Законом.

Во-вторых, в отношении таких лиц действует принцип добровольности их страхования (ч. 2 ст. 5 Закона №2240). Принцип добровольности означает принятие таким лицом обязанностей застрахованного лица по собственному желанию, без принуждения. В то же время право на получение пособия имеют только застрахованные лица (ч. 1 ст. 4 Закона №2240). Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, которые не являются застрахованными лицами и не являются страхователями, права на получение пособия по временной нетрудоспособности, не имеют.

В-третьих, такие лица имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством.

В-четвертых, на таких лиц распространяется понятие страхового стажа. Условия расчета величины страхового стажа в отношении этой категории застрахованных лиц совпадают с такими же условиями для наемных работников предприятий. Подробно расчет страхового стажа был рассмотрен в предыдущем уроке.

В-пятых, застрахованным лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется исполнительной дирекцией отделения Фонда страхования по месту регистрации их в качестве страхователей.

В-шестых, при расчете среднего дохода для определения размера пособия по временной нетрудоспособности в отношении таких лиц учитываются все виды дохода в границах предельной суммы месячного дохода, на который начисляются страховые взносы на социальное страхование. Законом №2240 предусмотрено, что размер страховых взносов устанавливается в процентах к суммам налогооблагаемого дохода (прибыли).

Указание прибыли в качестве базы для определения величины страховых взносов для определения пособия по временной нетрудоспособности в ч. 3 ст. 21 Закона №2240 и абзаце 10 ст. 21 Закона №16/98 означает, что такой базой для физических лиц, наряду с доходом, может служить прибыль, получаемая этим лицом. Законодательными актами предусмотрен один источник получения прибыли физическим лицом. В соответствии с Декретом №13-92, абзац 4 ст. 13, при осуществлении операций по купле-продаже акций и других корпоративных прав налогооблагаемым доходом гражданина является прибыль, т. е. разница между доходом, полученным от продажи таких акций в течение года, и документально подтвержденными расходами на их приобретение.

5.1.6.2.1. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, имеющих постоянно рассчитываемый доход

При назначении пособия для рассматриваемой категории лиц сохраняется действие Порядка №651, который мы рассмотрели в уроке 15 "Школы бухгалтера".

Напомним, что в отношении лиц, имеющих постоянно рассчитываемый доход, средний доход для расчета размера пособия рассчитывается исходя из дохода таких лиц за 12 календарных месяцев, предшествующие месяцу наступления состояния временной нетрудоспособности.

Рассмотрим определение размера пособия на примере.

Адвокат представил листок нетрудоспособности, в соответствии с которым он освобожден от работы по болезни с 16 мая по 24 мая 2001 г. Известно также, что он уплачивал взносы в Фонд социального страхования во 2-м и 3-м кварталах 2000 г., в 1-м и 2-м кварталах 2001 г. Ежемесячная величина дохода составила равномерно по кварталам 2000 г.: 2-й квартал - 700 грн, 3-й квартал - 750 грн, кроме сентября - 300 грн, 4-й квартал - 800 грн; 1-й квартал 2001 г. - 950 грн, апрель - 910 грн. В сентябре 2000 г. адвокат был освобожден от работы в течение 12 дней в соответствии с листком нетрудоспособности; страховой стаж - 4 года и 6 месяцев.

В расчет принимается доход, полученный за последние 12 календарных месяцев, доход рассчитывается за фактическое время уплаты взносов, в расчет дохода не включаются дни временной нетрудоспособности, для расчета величины пособия к полученной величине применяется показатель 60% среднего дохода, продолжительность временной нетрудоспособности - 7 рабочих дней.

Для расчета определяем количество календарных дней расчетного периода. В нашем случае он составит 8 календаных месяцев + сентябрь (18 дней) (без учета праздничных и нерабочих дней, установленных законодательством; в соответствии со ст. 73 Кодекса законов о труде, таких дней установлено 11). За последние 12 месяцев или за меньший фактический период уплаты налога расчетный период составит: 365 дн. - 11 дн. = 354 дня.

Среднедневной доход за предшествующие состоянию нетрудоспособности 12 календарных месяцев составил:

[(700 х 2) + (750 х 2 + 300) + (950 х 3) + 910)] : (количество дней за 8 мес. расчетного периода + 18 дн. сентября) = (1400 + 1500 + 300 + 2850 + 910) : (235 + 18) = 6960 грн : 253 дн. = 27,51 грн в день.

Тогда размер пособия адвокату определяется из следующего расчета:

27,51 грн в день х 7 дн. х 60% : 100% = 115,54 грн.

5.1.6.2.2. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, доход которых может быть полностью рассчитан только по результатам работы за год

При назначении пособия для этих лиц сохраняется действие Порядка №651 (определяются размер полученного дохода, время уплаты взносов и размер среднедневного дохода).

Рассмотрим порядок определения размера пособия на следующем примере.

У предпринимателя, работающего на общей системе налогообложения, чистый доход за 2000 год составил 3500 грн. Добровольные взносы в Фонд социального страхования он уплачивал весь год, страховой стаж на момент наступления нетрудоспособности - 6 лет и 6 месяцев, в соответствии с листком нетрудоспособности освобожден от работы с 19 по 26 июня 2001 г.

Размер пособия по временной нетрудоспособности предпринимателя рассчитываем следующим образом:

в расчет принимаются доход, полученный по результатам работы за предыдущий год, а также полная величина дохода, поскольку взносы уплачивались весь год, к величине дохода применяется показатель 80% среднего дохода, количество рабочих дней временной нетрудоспособности - шесть.

Среднедневной доход за предшествующий год для расчета размера пособия составит:

3500 грн : 354 дня = 9,89 грн в день

Отсюда размер пособия предпринимателя определяем из следующего расчета:

9,89 грн в день х 6 дн. х 80% : 100% = 47,47 грн.

5.1.6.2.3. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно - субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенную систему налогообложения

Напомним, что для этой категории лиц действует Порядок определения размера пособия в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами субъектам предпринимательской деятельности, избравшим упрощенную систему налогообложения (Порядок №698). В уроке 15 "Школы бухгалтера" ("ДК" №19/2001 г.) раскрыт механизм расчета размера пособия в соответствии с этим документом, который сохраняет свое действие и в настоящее время.

Величина среднемесячного дохода определяется исходя из данных о среднемесячном размере единого налога, процента суммы установленного единого налога и ставки сбора на обязательное социальное страхование.

Рассмотрим порядок определения пособия такой категории лиц на следующем примере.

Предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, за три квартала получил чистый доход в сумме 5000 грн. С 4-го квартала 2000 г. он перешел на уплату единого налога и продолжает находиться на упрощенной системе налогообложения, ежемесячный размер единого налога - 180 грн. Страховой стаж предпринимателя 9 лет. В соответствии с представленным листком нетрудоспособности он был освобожден от работы с 3 по 12 июля 2001 г.

Размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитываем следующим образом:

в расчет принимаются доход, полученный за время уплаты единого налога (9 месяцев, предшествовавших июлю 2001 г.), процент суммы единого налога - 11%1, ставка сбора для предпринимателей на общеобязательное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности - 3%;

используется показатель процента оплаты, величина которого напрямую зависит от продолжительности страхового стажа, - 100%, количество рабочих дней временной нетрудоспособности - 8 рабочих дней, средняя продолжительность месяца в календарных днях за фактический период уплаты единого налога - 30 дн.

чистый доход = 180, 00 грн х 11% = 660 грн в месяц.

                                            3%

Среднедневной доход будет равен: 660 грн : 30 дн. = 22 грн в день.

Тем же письмом отмечено, что Минтруда совместно с Пенсионным фондом и ГНАУ готовит проект приказа "О вопросах зачисления стажа работникам, избравшим упрощенную систему налогообложения", в котором будет предусмотрено, какие документы необходимо представлять для учета такого периода работы.

Размер пособия по временной нетрудоспособности предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения будет равен:

22 грн в день х 8 дн. х 100% : 100% = 176 грн.

Возвращаясь к предыдущему примеру, отметим жесткую связь порядка начисления размера пособия для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, в зависимости от системы налогообложения, на которой находится такое лицо, и порядка получения дохода. Если предприниматель во время наступления состояния нетрудоспособности являлся плательщиком единого налога, то базой для расчета размера пособия по временной нетрудоспособности является получаемый доход во время деятельности на упрощенной системе налогообложения, а доход, полученный им во время работы на общей системе налогообложения, не принимается в расчет величины пособия по временной нетрудоспособности.

5.1.7. Назначение пособия по временной нетрудоспособности наемным работникам и лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно

Следующим этапом порядка определения размера и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является назначение пособия. Порядок назначения, т. е. установления, определения предназначенного к выплате размера пособия, различен для наемных работников предприятия и для лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является оформленный соответствующим образом листок нетрудоспособности. Поскольку в предыдущем уроке мы рассмотрели заполнение листка, сроки рассмотрения документов для назначения пособия и уведомления об отказе в назначении пособия, то сегодня эту тему не затрагиваем.

5.1.7.1. Основания для отказа в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности

Законом №2240 предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности застрахованное лицо может получить частично или же вообще не получить. Комиссии по назначению материального обеспечения и предоставлению социальных услуг предприятия предоставлено право принимать следующие решения: во-первых, отказывать в назначении пособия, во-вторых, прекращать выплату пособия (полностью или частично).

Законом №2240, ч. 1 ст. 36, предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности:

1) в случае получения застрахованным лицом травм или заболевания этого лица при совершении им преступления;

2) в случае умышленного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симуляции болезни;

3) за время нахождения под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы;

4) за время принудительного лечения по определению суда;

5) при временной нетрудоспособности из-за заболеваний или травм, наступивших вследствие алкогольного, наркотического, токсичного опьянения или действий, связанных с таким опьянением;

6) за период нахождения застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы, в творческом отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением.

Причины, по которым прекращается выплата пособия (полностью или частично), указаны в ч. 2 ст. 36 Закона №2240.

Такое решение принимается в отношении лиц, которые в период получения пособия по временной нетрудоспособности нарушали режим, установленный для них врачом, или не являлись без уважительных причин в назначенный срок на медицинский осмотр, в том числе на врачебно-консультативную комиссию (ВКК) или медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК). Право на пособие может быть утрачено со дня совершения нарушения на срок, устанавливаемый решением органа, который устанавливает пособие по временной нетрудоспособности.

5.1.7.2. Назначение пособия по временной нетрудоспособности наемным работникам предприятия

Пособие по временной нетрудоспособности лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта) на предприятии (перечень таких лиц приведен в части 1 ст. 6 Закона №2240 и подробно рассмотрен в уроке 16 "Школы бухгалтера", "ДК" №21/2001 г.), назначается по основному месту работы работника за счет уплаченных застрахованным лицом взносов. Отсюда следует, что совместители на предприятии не могут получить пособие, а лица, не подлежащие страхованию, но в отношении которых добровольно уплачивались взносы в Фонд страхования, - могут получить пособие.

Одним из звеньев системы социального страхования работников на предприятии являются соответствующие органы (комиссии, уполномоченные), обладающие полномочиями назначать пособие по временной нетрудоспособности. Перечень и полномочия таких комиссий предприятия мы уже рассмотрели в "Школе бухгалтера" ("ДК" №5/2001 г.).

Поэтому сейчас отметим лишь, что Законом №2240 подтверждены обязательность наличия таких комиссий и их полномочия, определенные прежними нормативными решениями, например Положением Президиума ВЦСПС. Комиссия или уполномоченный по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособия, принимает решение об отказе в его назначении, о приостановлении выплаты пособия, полностью или частично, рассматривает основания и правильность оплаты листков нетрудоспособности и других документов, являющихся основанием для предоставления пособия.

5.1.7.3. Назначение пособия по временной нетрудоспособности лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно

Пособие по временной нетрудоспособности лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно (перечень таких лиц приведен в ч. 3 ст. 6 Закона №2240 и указан в п. 5.1.6.2 настоящего урока), назначается исполнительной дирекцией Фонда по месту их регистрации в качестве страхователей. То есть такое лицо с листком нетрудоспособности обращается за назначением и выплатой пособия в Фонд страхования, в котором оно зарегистрировано.

5.1.8. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности

До начала 2001 г. существовал единственный источник, из которого выплачивались пособия по временной нетрудоспособности, - средства Фонда социального страхования. С принятием Закона №2213 появился еще один источник выплаты - средства предприятия.

В соответствии с Законом №2213, первые пять дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, оплачиваются собственником или уполномоченным им органом за счет средств предприятия по основному месту работы в порядке, установленном Постановлением №439.

Начиная с шестого дня нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам Фондом социального страхования за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) инвалидности независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Например, застрахованное лицо предоставило листок нетрудоспособности и было освобождено от работы с 22 мая по 6 июня 2001 г., всего 16 календарных дней. За первые пять рабочих дней нетрудоспособности работника, с 22 по 28 мая, пособие выплачивается собственником или уполномоченным им органом, за остальные 7 рабочих дней, с 29 мая по 6 июня, - Фондом социального страхования.

Указание в нормативных документах (ст. 2 Закона №2213) о том, что выплаты пособия Фондом социального страхования осуществляются за весь период нетрудоспособности до восстановления трудоспособности работника, непосредственно связано с использованием листка нетрудоспособности в качестве документа, необходимого для назначения пособия. Рассмотрим, как выплачивается пособие при различной продолжительности этого периода.

Первый вариант. Если период нетрудоспособности работника, установленный в первичном листке нетрудоспособности, продлевается на основании заполненного врачом нового листка-продолжения, то до получения заключения врача о состоянии трудоспособности или признании его инвалидом у этого работника продлевается период нетрудоспособности. Кроме первых пяти дней первичного листка, все остальные дни нетрудоспособности пособие выплачивается из средств Фонда соцстраха.

Используем данные предыдущего примера. Работнику предприятия в медицинском учреждении выдали новый листок нетрудоспособности - продолжение первичного листка по той же причине потери нетрудоспособности, с 7 июня по 15 июня. К работе он приступил 18 июня, общий период нетрудоспособности по второму листку-продолжению составил 7 рабочих дней. Тогда из общего количества рабочих дней нетрудоспособности по двум листкам нетрудоспособности - 19 дней - пособие за 5 дней оплачивает предприятие, за 14 дней - Фонд соцстраха.

В случае, предусмотренном первым вариантом, основанием для сохранения состояния нетрудоспособности работника является заключение специалиста, изложенное в предназначенном для этого документе - листке нетрудоспособности. Причина заболевания, в результате которого произошла потеря трудоспособности (установлен диагноз врача) - первичное заболевание или новое заболевание, а также общая продолжительность периодов нетрудоспособности для продления состояния нетрудоспособности работника вследствие заболевания до наступления трудоспособности не имеют значения.

Для установления периода, в течение которого пособие выплачивается из средств Фонда соцстраха, имеет значение непрерывность периода нетрудоспособности, подтвержденная первичным листком и последующими листками-продолжениями нетрудоспособности данного работника.

Отсюда следует, что в первом варианте получать пособие из Фонда соцстраха он будет весь период нетрудоспособности, за исключением первых пяти дней.

Второй вариант. По окончании периода нетрудоспособности на основании первичного листка работник был признан трудоспособным, вышел на работу, проработал какое-то количество дней или, возможно, не выходя на работу, вновь утратил трудоспособность. В этом случае с наступлением нового периода нетрудоспособности на основании нового первичного листка действует уже известное правило: в соответствии с Законом №2213, первые пять дней нетрудоспособности пособие выплачивает предприятие, а начиная с шестого дня - Фонд соцстраха. При этом не имеет значения, будет ли причина (диагноз врача), в результате которой наступил период нетрудоспособности, той же или она будет отличаться от причины предшествующего заболевания (нетрудоспособности).

Рассмотрим эту ситуацию на примере. Предположим, состояние нетрудоспособности работника закончилось 6 июня (закрыт листок нетрудоспособности), состояние трудоспособности началось 7 июня, в этот день он приступил к работе, и в этот же день, 7 июня, у него начался новый период нетрудоспособности по новому первичному листку нетрудоспособности; этот период окончился 15 июня, и работник вышел на работу 18 июня, новый период нетрудоспособности составил 6 дней.

Пособие за первые пять рабочих дней нетрудоспособности работника по новому листку - с 7 по 14 июня - выплачивается собственником или уполномоченным им органом. За один рабочий день нетрудоспособности - 15 июня - пособие застрахованному лицу выплачивает Фонд социального страхования. Итого за 18 рабочих дней нетрудоспособности с двумя периодами нетрудоспособности по двум листкам в течение 10 дней пособие выплачивает предприятие, в течение 8 дней - Фонд соцстраха.

В рассмотренном выше втором варианте определяется период нетрудоспособности, который будет состоять из двух периодов нетрудоспособности, подтвержденных двумя первичными листками. Между этими периодами состояния нетрудоспособности был зафиксирован факт восстановления трудоспособности. Его подтверждает отметка лечебного учреждения в листке нетрудоспособности о его закрытии. Следовательно, состояние "новой" нетрудоспособности может наступить и в день, когда работнику необходимо приступить к работе после прекращения действия "старого" листа нетрудоспособности.

5.1.8.1. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности наемным работникам предприятия

Пособие по временной нетрудоспособности назначается с первого дня потери трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен. Исключения из этого правила установлены для работающих инвалидов, сезонных рабочих и служащих и временных работников (см. п. 14, 22, 23 Положения).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам предприятия и другим застрахованным лицам предприятия в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы.

При ликвидации или реорганизации предприятия пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются застрахованным лицам правопреемником такого предприятия, а при отсутствии правопреемника выплаты осуществляет исполнительная дирекция Фонда по месту регистрации ликвидированного предприятия.

5.1.8.2. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно

Для этой категории застрахованных пособие назначается исполнительной дирекцией Фонда социального страхования по месту их регистрации в качестве страхователей. При представлении больничного листка и документов, о том, что данное лицо является страхователем, своевременно уплачивало страховые взносы (единый налог), оно может рассчитывать на получение пособия.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно, осуществляется в дни, установленные Фондом социального страхования.

Ответственность за выплату пособия по временной нетрудоспособности

Закон №2240 предусматривает меры ответственности за выплату/невыплату пособия.

Пособие назначенное, но не полученное своевременно застрахованным лицом выплачивается за прошлый период без ограничения каким-либо сроком в размере, установленном на время наступления страхового случая.

Суммы пособия, не полученные по вине органа, назначавшего пособие, выплачиваются застрахованному лицу за прошлое время с соблюдением требований законодательства об индексации денежных доходов населения.

Чрезмерно выплаченные суммы пособия по временной нетрудоспособности вследствие злоупотреблений со стороны застрахованного лица или членов его семьи подлежат взысканию с них в судебном порядке.

Продолжение следует.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ

Примечания:

1 Процент от установленного размера единого налога, в соответствии с Постановлением №698, составит 11: из общего размера 15%, которые перечисляют на общеобязательное социальное страхование плательщики единого налога, необходимо вычесть 4% в пользу государственного Фонда содействия занятости населения. Минтруда своим письмом №03-3/1060-02-6 указало, что вычитать из трудового стажа периоды, за которые уплачена часть налога, нет оснований. То есть при расчете продолжительности трудового стажа принимается во внимание период, в течение которого предприниматель - физическое лицо уплачивал единый налог.


Нормативная база к курсу

1. Кодекс законов о труде Украины от 12.10.71 г.

2. Закон №16/98-ВР. - Закон Украины от 14.01.98 г. №16/98-ВР "Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании".

3. Закон №2240. - Закон Украины от 18.01.2001 г. №2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением".

4. Закон №2213. - Закон Украины от 11.01.2001 г. №2213-111 "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования".

5. Декрет №13-92. - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. №13-92.

6. Положение Президиума ВЦСПС - Положение о порядке обеспечения помощи по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.07.84 г. №13-6.

7. Постановление КМУ от 07.03.2001 г. №225 "О максимальной величине фактических затрат на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды".

8. Правила №1658. - Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 19.10.98 г. №1658.

9. Порядок №698. - Постановление Кабинета Министров Украины от 24.04.2000 г. №698 "Об утверждении Порядка определения размера пособия в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам, избравшим упрощенную систему налогообложения".

10. Постановление Кабинета Министров Украины от 30.08.2000 г. №1352 "Об утверждении Порядка поступления в Фонд социального страхования средств, полученных от сумм фиксированного сельскохозяйственного налога, единого налога и от продажи специального торгового патента, их учета и использования".

11. Порядок №651. - Постановление Кабинета Министров Украины от 28.06.97 г. №651 "Об утверждении Порядка определения размера пособия в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с беременностью и родами лицам, имеющим постоянно исчисляемый доход, и лицам, доход которых полностью может быть исчислен только по результатам работы за год".

12. Письмо Минтруда Украины, Фонда соцстраха Украины от 12.04.2001 г. №01-16-520 "О порядке выплаты и размере пособия по социальному страхованию субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам, избравшим особый способ налогообложения своих доходов".

13. Письмо Минтруда от 12.03.2001 г. №03-3/1060-02-6 "О трудовом стаже для физических лиц - плательщиков единого налога".

14. Постановление №439. - Постановление Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. №439 "Об утверждении порядка оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, за счет средств предприятия, учреждения, организации".


Читайте в следующих уроках Школы бухгалтера:

В разделе "Касса и кассовые операции"

  • Порядок применения регистраторов расчетных операций (покупка РРО, порядок регистрации и опломбирования)

В разделе "Учет запасов"

  • Порядок формирования на предприятиях оптовой и розничной торговли стоимости приобретенных товаров с включением в нее транспортно-заготовительных расходов
  • Особенности отражения ТЗР в учете и последовательность учетных операций

В разделе "Безналичные расчеты"

  • Вексельное обращение (расчеты с помощью векселей)
  • Нормативно-правовые документы, регламентирующие вексельное обращение на территории Украины, а также при международных расчетах с помощью векселя (виды векселей, различия между ними, схемы вексельного обращения)

В разделе "Оплата труда"

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Основные особенности назначения и размер пособия по беременности и родам
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua