Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#32 '2001: Практичная бухгалтерия - Школа бухгалтера: Урок 17 (Часть 2)

Школа бухгалтера: Урок 17 (Часть 2)
Касса и кассовые операции. Безналичные расчеты. Учет запасов

1. Касса и кассовые операции
Регистраторы расчетных операций

2. Безналичные расчеты
Расчеты векселями

3. Учет запасов - Учет транспортно-заготовительных расходов

Задание №17

Ответ на задание школы бухгалтера №13

Урок ведут: Олег ЗГУРСЬКИЙ, Ігор ЛАЗЕПКО, Володимир ПАНТЕЛЄЄВ


Предыдущие уроки "Школы бухгалтера"

1. Касса и кассовые операции*

Регистраторы расчетных операций

Что такое регистраторы расчетных операций

Определение регистраторов расчетных операций (далее - РРО) дано в ст. 2 Закона о РРО. Так, согласно данной статье, РРО - это устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг).

К регистраторам расчетных операций относятся:

1) электронный контрольно-кассовый аппарат (далее - ЭККА);

2) электронный контрольно-кассовый регистратор (далее - ЭККР);

3) компьютерно-кассовая система (далее - ККС);

4) электронный таксометр (далее - ЭТ);

5) автомат по продаже товаров (услуг) (далее - АППТ).

Каждый бухгалтер должен знать отличительные признаки и назначение различных типов регистраторов. Перечислим их.

  • ЭККА обеспечивает программирование наименования и цены товаров (услуг) и учет их количества. В данном случае - учет количества проданных товаров по кодам, а не остатков в магазине или на складе. Кроме этого, ЭККА обеспечивает печатание расчетных документов (чеков) и отчетных документов (отчет по кассовому аппарату за день или так называемый Z-отчет). Расчетные операции с использованием ЭККА осуществляет кассир, однако к данной группе РРО законодатель отнес и торговые автоматы, осуществляющие расчетные операции без участия кассира и, естественно, без выдачи чека или иного отчетного документа. Торговые автоматы или другое подобное оборудование предназначены для операций по продаже товаров (услуг) за наличные средства или их заменители: жетоны, карточки платежных систем и прочие;

  • ЭККР выполняет те же функции, что и ЭККА, однако ввод данных в него осуществляется с помощью дополнительного устройства (например компьютера);

  • ККС - регистратор - это оборудование на базе компьютерных средств. Его особенностью является то, что он, кроме функций ЭККА, может выполнять и дополнительные технологические операции, определяющиеся сферой его применения;

  • ЭТ - данный регистратор отличается от всех остальных сферой применения (такси, маршрутные такси, автобусы и т.д.). Он обеспечивает программирование тарифов за проезд и учет стоимости предоставленных услуг по перевозкам пассажиров;

  • АППТ - данный вид регистраторов в автоматическом режиме осуществляет выдачу (предоставление) за наличные средства или с применением платежных карточек, жетонов и т. п. товаров (услуг). АППТ обеспечивает учет товаров, а именно: их количество и стоимость. Эти регистраторы, как и торговые автоматы (см. ЭККА), осуществляют операции без участия кассира.

Далее в уроке все названные виды регистраторов расчетных операций мы будем именовать РРО.

В каких случаях необходимо использовать РРО

Вопрос "В каких случаях при расчетах необходимо использовать РРО, а когда можно обойтись без него?" для бухгалтера звучит так: "Быть или не быть?".

Легче, наверное, ответить, кому и когда не нужно использовать РРО при проведении расчетов с другими субъектами предпринимательской деятельности (далее - СПД), чем перечислять, когда их использование обязательно.

Сегодня применение РРО регламентируют документы:

- Закон о РРО (статьи 9 и 10);

- Перечень №24;

- Постановление №1336.

В соответствии с вышеуказанными нормативными документами, РРО не применяются если:

- предприятия торгуют продукцией собственного производства (кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг). Обязательным условием при этом является оформление расчетов через кассу предприятия в установленном порядке (см. предыдущие уроки Школы бухгалтера);

- субъекты предпринимательской деятельности - физические лица продают товары, не являющиеся подакцизными, при соблюдении одного из нижеприведенных условий:

а) обязательное ведение книги учета доходов и расходов или налогообложение доходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства, в т.ч. путем получения свидетельства об уплате единого налога;

б) приобретение специального торгового патента или льготного торгового патента (при условии ведения книг учета доходов и расходов в предусмотренном порядке и если такое лицо не является плательщиком НДС);

- субъекты предпринимательской деятельности осуществляют:

1) розничную торговлю через средства передвижной торговой сети, расположенные за пределами стационарных помещений и не подключенные к сети электропитания;

2) розничную торговлю на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа, а также средств передвижной торговой сети, подключенных к сети электропитания);

3) торговлю на летних площадках молочными продуктами, мороженым, а также пивом на разлив, безалкогольными напитками или кулинарными и кондитерскими изделиями собственного производства предприятиями общественного питания;

4) торговлю лакомствами, конфетами, безалкогольными напитками, праздничными сувенирами, игрушками, надувными шарами - с корзин и ручных тележек в цирке, театрах, концертных организациях.

Подробнее о ситуациях, при которых РРО не используются, читайте в Законе о РРО, Перечне №24 и Постановлении №1336.

Согласно Закону о РРО, КМ Украины утверждает предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), при превышении которого применение РРО обязательно для всех без исключения предприятий. На сегодняшний день такой предельный годовой объем установлен в размере 200000 грн.

Отметим: приказом Госкомсвязи также установлен перечень товаров и услуг, при реализации которых можно не применять РРО при условии ведения отделениями и пунктами почтовой связи в селах расчетных книжек и книг учета расчетных операций. По нашему мнению, данный приказ противоречит Закону о РРО, поскольку, в соответствии с данным законом, только Кабинет Министров Украины, по представлению Минэкономики и ГНАУ, может утверждать перечень отдельных форм и условий хозяйствования в сфере торговли, общественного питания и услуг, разрешающий проводить расчетные операции без применения РРО, с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций. Исходя из этого отделения и пункты почтовой связи в селах при торговле товарами, указанными в приказе Госкомсвязи, должны применять РРО.

Регистрация и опломбирование РРО

На сегодняшний день утверждена только одна методика регистрации, опломбирования РРО, применяющихся для регистрации расчетных операций за товары (услуги), которую рассмотрим в сегодняшнем уроке.

РРО регистрируют в органе Государственной налоговой службы (далее - ГНС) по местонахождению (местожительству) СПД. При использовании РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала работы взять на учет в органе ГНС по месту использования, кроме РРО, применяемых на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервных РРО (при этом по местонахождению (местожительству) РРО регистрировать не нужно).

Если юридическое или физическое лицо обслуживается в инспекции по работе с предприятиями, имеющими большой объем налоговых платежей, - то по месту налогового учета. Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), состоящие на налоговом учете в местных органах ГНС и, в соответствии с действующим законодательством, самостоятельно уплачивающие налог на прибыль, могут регистрировать РРО по местонахождению таких филиалов.

Для регистрации принимаются РРО, модификации которых включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, с учетом сфер их применения и при условии, что срок службы, указанный в технической документации на РРО, не истек.

РРО должен быть зарегистрирован не позднее двух рабочих дней со дня подачи юридическим или физическим лицом всех необходимых документов, а взят на учет - в день подачи документов.

Для регистрации РРО юридическое или физическое лицо подает в налоговые органы письменное заявление произвольной формы, в котором указывает сферу применения и реквизиты РРО (модификацию, заводской номер, версию программного обеспечения, производителя или поставщика, дату изготовления), а также следующие документы и их копии, заверенные подписью руководителя и печатью - для юридического лица и личной подписью - для физического лица:

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического или физического лица. Если указанное лицо имеет зарегистрированные в данном органе ГНС РРО или книги учета расчетных операций, то копию свидетельства представлять не нужно;

- документы, подтверждающие покупку или бесплатное получение РРО в собственность, другие документы, подтверждающие право собственности или пользования РРО;

- разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы1 (договоры аренды, другие документы, подтверждающие право собственности или пользования помещением, где расположена хозяйственная единица). Для регистрации резервного РРО следует предоставить указанные документы на каждое помещение, где расположена хозяйственная единица и где будет использоваться РРО;

- для юридических и физических лиц, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа, необходимо представить лицензию на право осуществления указанного вида деятельности;

- в случае регистрации РРО, зарегистрированного ранее другим юридическим или физическим лицом, - справку об отмене регистрации.

Оригиналы документов возвращаются лицу, регистрирующему РРО, а копии остаются в органе ГНС.

Порядок оформления справки о резервировании фискального номера регистратора расчетных операций см. ниже.

В течение пяти рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО юридическое и физическое лицо обязаны обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы, занесение фискального номера РРО в фискальную память, опломбирование РРО в центре сервисного обслуживания (органах налоговой инспекции), а также представление справки (акта) об опломбировании РРО и ее заверенной копии в ГНС по месту регистрации РРО. При оформлении справки об опломбировании РРО заполняются все ее реквизиты, кроме данных о распломбировании РРО. При невыполнении или несвоевременном выполнении действий, предусмотренных данным пунктом, справка о резервировании фискального номера РРО считается недействительной.

С процессом опломбирования связано несколько проблем. Например, средства контроля, которыми должны быть опломбированы РРО, только недавно утверждены и будут использоваться, в соответствии с Письмом №9162, с 1 августа 2001 г. Так что же делать до указанной даты? По этому поводу ГНАУ издала письмо №8631, согласно которому в связи с тем, что сервисные центры обслуживания РРО не обеспечены средствами контроля, опломбирование регистраторов они должны осуществлять по схеме, указанной в Положении №660. При этом необходимо учесть, что Положение, в соответствии с п. 6 Приказа №614, недействительно со дня вступления в силу данного Приказа. В этом же письме ГНАУ также сказано: руководствоваться Положением №614 в части опломбирования РРО необходимо только с даты введения средств контроля (01.08.2001 г.).

Следовательно, до 1 августа 2001 г. РРО будут регистрировать и пломбировать, как и прежде, в налоговых инспекциях, при этом они должны представить акт об опломбировании. Исходя из этого справка об опломбировании до указанной даты сервисными центрами2 выдаваться не будет. После даты введения средств контроля все предприятия обязаны в течение двух месяцев переопломбировать РРО, находящиеся в эксплуатации, то есть на протяжении августа-сентября.

После указанной даты РРО будут пломбироваться центром сервисного обслуживания перед регистрацией РРО, после ремонта РРО или по решению органа ГНС.

Перед опломбированием РРО необходимо проверить его конструкцию и программное обеспечение на соответствие модификации, включенной в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, а также проверить перевод РРО в фискальный режим работы. При положительных результатах проверки РРО пломбируется, о чем составляется справка (акт) об опломбировании регистратора расчетных операций, предоставляемая юридическим или физическим лицом (см. ниже).

Поскольку сегодня опломбирование РРО, как уже указывалось, осуществляется налоговыми инспекциями, то приведем пример заполнения акта об опломбировании.

Опломбирование корпуса РРО осуществляется путем установления двух средств контроля в местах стыка корпуса РРО с верхней крышкой на ее передней и задней стороне таким образом, чтобы сделать невозможным доступ к фискальному блоку РРО без повреждения средства контроля.

СПД должен обеспечить хранение справки (акта) об опломбировании РРО или ее копии на месте проведения расчетов.

Копию каждой справки (акта) об опломбировании регистратора расчетных операций юридическое или физическое лицо должно подать в орган ГНС по месту учета РРО не позднее наступления ближайшего срока предоставления отчетности, связанной с применением РРО или использованием расчетных книжек.

Нарушение средства контроля на РРО, выявление факта опломбирования РРО поддельным средством контроля или таким, номер которого не совпадает с номером, указанным в справке об опломбировании, а также применение испорченного РРО является основанием для принятия органом ГНС решения о необходимости проведения проверки на соответствие конструкции или программного обеспечения РРО модификации, включенной в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, посредством верификатора. При получении положительных результатов проверки РРО пломбируется в установленном порядке.

После получения должным образом оформленной справки об опломбировании РРО должностное лицо органа ГНС осуществляет запись в соответствующем разделе Книги регистраторов расчетных операций и выписывает регистрационное удостоверение в двух экземплярах; один экземпляр удостоверения предоставляется юридическому или физическому лицу, второй - остается в органе ГНС. Номер удостоверения должен совпадать с фискальным номером РРО.

При регистрации резервного РРО в правом верхнем углу регистрационного удостоверения делается надпись "Резервная", в первой строке соответствующей таблицы в удостоверении указываются название и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО, а в других строках - названия и адреса всех хозяйственных единиц, где он будет использоваться.

РРО берется на учет в органе ГНС по местонахождению хозяйственной единицы при предоставлении юридическим или физическим лицом регистрационного удостоверения на РРО. Должностное лицо органа ГНС осуществляет запись в соответствующем разделе Книги регистраторов расчетных операций, а также делает отметку в регистрационном удостоверении.

Владелец РРО может применять РРО только в той хозяйственной единице, название и адрес которой указаны в полученном удостоверении, и в сфере применения, определенной Государственным реестром РРО.

Для перерегистрации РРО с целью использования его в другой хозяйственной единице юридическое или физическое лицо подает в орган ГНС по месту регистрации РРО заявление произвольной формы, в котором указана сфера применения РРО, регистрационное удостоверение с отметкой, при необходимости, о снятии РРО с учета, а также документы, аналогичные подаваемым при регистрации. Должностное лицо органа ГНС изымает регистрационное удостоверение, вносит изменения в соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и выписывает новое регистрационное удостоверение с тем же номером. При использовании РРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту осуществления предпринимательской деятельности.

При получении регистрационного удостоверения СПД должен обеспечить хранение его или его копии на месте проведения расчетов.

В случае принятия органом ГНС решения об отказе в регистрации РРО необходимо сообщить об этом юридическому или физическому лицу не позднее двух рабочих дней с момента предоставления им необходимых документов. Основанием для отказа в регистрации может быть отсутствие модификации РРО в Государственном реестре регистраторов расчетных операций или ее несоответствие сфере применения, указанной в заявлении юридическим или физическим лицом, истечение срока службы РРО или невыполнение требований по предоставлению необходимых документов.

Ответственность лиц, использующих РРО

Руководителям предприятий, где используются РРО, необходимо помнить, что, в соответствии со ст. 1551 Кодекса Украины об административных правонарушениях, установлены следующие административные взыскания: проведение расчетов с потребителями работниками предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности с использованием не зарегистрированного должным образом РРО, с применением испорченного РРО или с нарушением установленного порядка применения РРО - влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 170,00 грн и на граждан - субъектов предпринимательской деятельности в размере 51,00 грн; действия, предусмотренные данной статьей, совершенные лицом, в течение года уже оштрафованным за такие же нарушения, - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 340,00 грн и на граждан - субъектов предпринимательской деятельности в размере 102,00 грн.


Формы документов - PDF - 66KB

Справка
о резервировании фискального номера регистратора расчетных операций

Регистрационное удостоверение

Справка
об опломбировании регистратора расчетных операций

Акт
об опломбировании (распломбировании) электронного контрольно-кассового аппарата


Продолжение следует.

Подготовил Олег ЗГУРСКИЙ,
бухгалтер-эксперт киевской редакции "ДК"

Материал подготовлен при содействии центра сервисного обслуживания ООО "ОРИЕНТИР"


Покупка регистратора расчетных операций

Итак, юридическое или физическое лицо решило приобрести РРО. В таком случае его будущему владельцу необходимо знать следующее:

- РРО должен соответствовать модели, модификации, классификационной группе, указанной в Государственном реестре электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем (далее - реестр);

- РРО поставлен генеральным поставщиком, указанным в реестре;

- РРО произведен указанным производителем в определенной стране;

- РРО соответствует сфере применения, указанной в реестре.


Примечания:

1 Хозяйственная единица - это стационарный или передвижной объект, в т. ч. транспортное средство, где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.

2Центрам сервисного обслуживания необходимо знать: согласно письму ГНАУ №9085, изготовлять и распространять средства контроля будет только одно предприятие - "Экспертно-технический центр "Профессионал".


Законодательная база

1. Закон о РРО. - Закон Украины от 06.07.95 г. №265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

2. Кодекс Украины об административных правонарушениях.

3. Постановление №1336. - Постановление КМУ от 23.08.2000 г. №1336 "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

4. Порядок № 614. - Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. №614 и зарегистрированный в Минюсте Украины 05.02.2001 г. под №107/5298.

5. Государственный реестр электронных контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, утвержденный Государственной комиссией по вопросам введения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г.

6. Положение №614. - Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. №614 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 г. под №105/5296.

7. Перечень №24. - Перечень отдельных форм деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, специфика которых позволяет осуществлять расчеты с потребителями без применения электронных контрольно-кассовых аппаратов с использованием товарно-кассовых книг, утвержденный приказом Минэкономики от 12.03.98 г. №24 (в редакции приказа от 07.10.98 г. №130) и зарегистрированный в Минюсте Украины 21.10.98 г. под №676/3116.

8. Приказ Госкомсвязи. - Перечень товаров и услуг, при реализации которых разрешается проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций отделениями и пунктами почтовой связи в селах, утвержденный приказом Госкомсвязи и информатизации Украины от 19.03.2001 г. №46 и зарегистрированный в Минюсте Украины 10.04.2001 г. под №323/5514.

9. Положение №660. - Положение о порядке регистрации и применения электронных контрольно-кассовых аппаратов при расчетах наличностью в сфере торговли, общественного питания и услуг, утвержденное приказом ГНАУ от 18.09.97 г. №343 (в редакции приказа ГНАУ от 31.12.98 г. №660) и зарегистрированное в Минюсте Украины 02.03.99 г. под №131/3424.

10. Письмо №8631. - Письмо ГНАУ от 27.06.2001 г. №8631/7/23-3117 "О введении норм приказа ГНА Украины от 01.12.2000 г. №614".

11. Приказ №614. - Приказ ГНАУ от 01.12.2000 г. №614 "Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (зарегистрирован в Минюсте Украины 05.02.2001 г. под №105/5296).

12. Письмо №9085. - Письмо ГНАУ от 09.07.2001 г. №9085/7/23-3117 "О распространении средств контроля для РРО".

13. Письмо №9162. - Письмо ГНАУ от 10.07.2001 г. №9162/7/23-3117 "О внедрении средств контроля".

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua