Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#44'2001: Практичная бухгалтерия - Дайджест

Дайджест

Если пеня оплачена товарами...(бухгалтерские особенности и налоговые нюансы)

Галина КОВАЛЕНКО

"Бухгалтерия", №43/1

Законодательство Украины предусматривает различные виды обеспечения обязательств по договорам, которые заключают между собой субъекты предпринимательской деятельности: залог, порука, задаток, пеня. Автор сосредоточивает внимание именно на пене, начисляемой в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) договора или в случае просрочки платежа.

Согласно ст. 179 ЦК Украины "неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства, в частности в случае просрочки выполнения".

Должник не всегда может уплатить пеню деньгами. Поэтому автор рассматривает вариант уплаты пени товарами (материальными ценностями, продукцией и т. п.).

Для того чтобы погасить пеню товаром, нужно решить две проблемы. Первая: оформить все необходимые документы (как правило, заключается еще один договор купли-продажи, а потом - соглашение о зачете взаимных требований). Вторая: отразить операции в налоговом и бухгалтерском учете.

Погашая пеню товаром, должник выступает в роли продавца, ведь он отгружает товар кредитору. Поэтому должник должен отразить валовые доходы и налоговые обязательства по НДС по правилу первого события. Кредитор в данной ситуации будет выступать покупателем. Поэтому он должен отразить валовые расходы и налоговый кредит. У должника на балансе "висит" кредиторская задолженность по начисленной пене и дебиторская за отгруженные товары. У кредитора - наоборот: дебиторская задолженность по начисленной пене и кредиторская за полученные товары. Суммы этих задолженностей равны, поскольку стоимость товара отвечает сумме начисленной пени. Поэтому согласно ст. 219 Гражданского Кодекса Украины: "Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице". Прекращение обязательств оформляется соглашением сторон.


Личная жизнь ЧПЕНа: бухгалтер - ни при чем

Алла ПОГРЕБНЯК

"Бухгалтер", №28, с. 30

Тема статьи - особенности уплаты алиментов частными предпринимателями. Для начала припомним, какие виды заработка являются источником уплаты алиментов: "Удержание алиментов с работников осуществляется изо всех видов заработка... в том числе из... доходов от предпринимательской деятельности", - указано в Постановлении КМУ от 26.02.93 г. №146.

Следовательно, частный предприниматель просто обязан из полученных доходов платить алименты. Но как их рассчитывать? По аналогии с зарплатой? Оказывается, не все так просто.

Прежде всего: расчет алиментов должен проводиться исключительно ЧП (бухгалтер к этому не имеет никакого отношения). Кроме того, не нужно забывать, что предпринимательский доход - величина переменная (ЧП может получать прибыли, а может нести убытки). Поэтому автор рекомендует при расчете алиментов руководствоваться статьей 85 Кодекса о браке и семье: "... когда один из родителей, обязанный платить алименты, имеет нерегулярный, непостоянный заработок (доход)... алименты по просьбе требующего их лица могут быть определены в твердой денежной сумме, которая должна уплачиваться ежемесячно".

Размер твердой денежной суммы алиментов рассчитывается на основании ожидаемого дохода ЧП, который можно определить по итогам истекшего отчетного периода. Кстати, если суд определил размер алиментов в твердой сумме, а предпринимательская деятельность прибылей не приносит (что, мягко говоря, никого не интересует), то придется руководствоваться законодательно установленным порядком обращения взыскания на заработную плату и другие доходы должника (гл. 7 Закона Украины от 21.04.99 г. №606-XIV "Об исполнительном производстве").

Частным предпринимателям автор советует "беречь свои семьи, тогда и не будут возникать проблемы с алиментами". А тем, кто любит использовать ЧП в своих схемах, "лучше предварительно поинтересоваться относительно их чистоты в прошлой личной жизни".


Как уберечь деньги от инфляции: советы продавцу товара

Яна ФАТЕЕВА

"Все о бухгалтерском учете", № 95, с. 3

Допустим, два предприятия заключили между собой договор купли-продажи с отсрочкой платежа (поставка товара происходит сразу после заключения контракта, оплата - через некоторое время). Однако деньги на расчетный счет продавца поступили не "во время расплаты", а позже, к примеру, через шесть месяцев. За время просрочки платежа имела место инфляция, поэтому полученные средства далеко не соответствуют стоимости проданного товара. В такой ситуации продавец может компенсировать потери, понесенные им в результате снижения покупательной способности денег. Согласно ст. 214 Гражданского Кодекса Украины "должник, просрочивший выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых из просроченной суммы, если законом или договором не установлен другой размер процентов".

Здесь стоит подчеркнуть два важных момента.

Первый: кредитор может взыскать долг с покупателя с учетом как установленного индекса инфляции, так и трех процентов годовых.

Второй: продавец может предварительно указать в договоре размер платы за просрочку платежа (в виде фиксированного процента).

Одним из усложненных вариантов защиты от обесценивания денег при просрочке платежа является применение вексельной формы расчетов. Товар будет оплачен векселем (в котором предусмотрена уплата процентов). Применение такой формы расчетов "подстраховывает" продавца в будущем, поскольку вексель является исполнительным документом, т. е. не требует обращения в суд для взыскания средств и процентов по ним. Но продавцу нельзя забывать, что полученные по векселю проценты будут включены в валовые доходы и увеличат базу обложения НДС.


Книгохранилище

Прочие необоротные активы. Бухгалтерский учет

Автор: Римма Грачева

Издатель: бухгалтерский еженедельник "Дебет-Кредит"

Объем: 114 с.

Где приобрести: редакция "ДК", региональные распространители

(0322) 700-766, (044) 294-40-93

Цитата: "Наибольшее место среди необоротных материальных и нематериальных активов занимают основные средства, прочие же активы этого ряда отличаются неординарностью подхода к их учету. Причем к группе "малых основных средств", - а именно так можно назвать активы, учитываемые на счете 11, - и к группе нематериальных объектов учета (счет 12 и контрактив 19) относятся активы настолько разнообразные по назначению и экономическому содержанию, что какие-либо попытки поиска унифицированной модели их учета или хотя бы единого подхода к процедуре оказываются малорезультативными.

По этой причине данный сборник бухгалтерских проводок структурирован не по этапам учета, а по субсчетам счетов 11 и 12. Каждый отдельный вид активов рассмотрен на фоне соответствующего закона, регулирующего права и обязанности их владельцев или распорядителей".


Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент

Автор: В. В. Бородина

Объем: 165 с.

Год издания: 2001

Стоимость: 10,10 грн (1,89 USD)

Где приобрести: http://shoop.bambook.com.ua

В книге раскрывается популярная, но пока еще мало освещенная тема - становление и развитие малого бизнеса в ресторанно-гостиничном комплексе. Работа написана на основании законодательства Российской Федерации. Рассмотрен также опыт зарубежных стран в этой сложной и многообразной сфере бизнеса. Большое внимание уделено вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и уплатой налогов.

Книга раскрывает особенности формирования рыночной концепции малого гостиничного и ресторанного бизнеса (формирование себестоимости товаров и услуг, ценообразование, отчетность, менеджмент), акцентирует внимание на значении рекламы для данного вида деятельности.

Кратко: Книга, надеемся, заинтересует украинских предпринимателей, бухгалтеров, руководителей и других деловых людей, которые не прочь пополнить арсенал своих познаний в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса зарубежным опытом.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua