Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#45'2001: Практичная бухгалтерия - Дайджест

Дайджест

Налоговая порука

Сергей МАКСУТОВ

"Бухгалтерия" №43/2, с. 22

У предприятия, не уплатившего вовремя сумму налогового обязательства, возникает налоговый долг. А это, как известно, влечет за собой наложение штрафа и начисление пени. Автор статьи советует в ситуации, если уплатить налоговый долг в ближайшее время невозможно, заключить договор налоговой поруки. Согласно данному договору, банк-поручитель обязуется перед налоговым органом отвечать за должное выполнение налогоплательщиком обязательств по погашению его налогового долга (ст. 8 Закона Украины от 21.12. 2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами").

Заключение такого договора выгодно налогоплательщику. В случае если налогоплательщик не уплачивает сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, указанных в Законе №2181, то, в соответствии с пп. 17.1.7 ст. 17 данного Закона, он обязан уплатить штраф в размере от 10 до 50 процентов суммы налогового обязательства (в зависимости от срока задержки).

Кроме того, на сумму налогового долга (включая штрафные санкции) начисляется пеня из расчета 120 процентов годовой учетной ставки НБУ за каждый календарный день просрочки.

Допустим, предприятие уплатило долг на 29-й день. В таком случае штраф и пеня будут составлять 11,43% от суммы долга (10% + пеня (1,2 х 15% х 29 дней : 365 дней = 11,43%).

Заключая договор налоговой поруки, банк устанавливает плату за свои услуги (размер платы равен приблизительно уровню средних ставок по кредитам). Например, ставка по договору поруки составляет 40% годовых. Расходы предприятия по договору поруки на 29-й день будут составлять 3,18% от суммы договора (40% х 29 дней : 365 дней).

Кроме того, сумму процентов по договору поруки полностью можно отнести на валовые расходы (согласно ст. 5 Закона о налогообложении прибыли предприятий).


Обучение за счет предприятия: гранит науки на фоне налогов

Александр Карась

"Все о бухгалтерском учете" №97, с. 3

В соответствии с пп. 5.4.2 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли предприятий, к валовым расходам относятся:

"Расходы налогоплательщика, связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой по профилю такого налогоплательщика физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, в украинских учебных заведениях, за исключением физических лиц, связанных с таким налогоплательщиком".

Следовательно, валовые расходы, связанные с оплатой обучения работника, возникают при наличии таких трех условий: работник обучается в украинском заведении; программа обучения отвечает профилю предприятия; учащееся лицо состоит в трудовых отношениях с налогоплательщиком.

Такие расходы можно отнести к валовым только в размере до 2 процентов фонда оплаты труда отчетного периода (постановление КМУ от 24.12.97 г. №146).

Если работник обучается без отрыва от производства, он имеет право на дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 13 - 15 Закона Украины "Об отпусках"), оплату проезда к месту обучения и назад (ст. 219 Кодекса законов о труде).

Дополнительные оплачиваемые отпуска могут предоставляться работникам только на основании справки-вызова на сессию и письменного заявления работника о предоставлении такого отпуска. "Лишние" дни будут считаться предоставленными за счет предприятия.

Работники, направленные на обучение с отрывом от производства, имеют право на сохранение средней заработной платы за весь период обучения, оплату проезда и суточных за время в дороге (постановление КМУ от 28.06.97 г. №695).

Направляя работника на обучение, предприятие оформляет с высшим учебным заведением договор. В нем должен быть оговорен образовательно-квалификационный уровень специалиста, согласована программа обучения с профилем деятельности предприятия, а также указаны причины, по которым данный договор может быть разорван.


Продажа совокупных валовых активов предприятия или его части

Т. Онищенко

"Налоги и бухгалтерский учет" №84, с. 40

Ситуация: одно предприятие решило продать часть своих активов другому. Продавец должен помнить о таких двух важных моментах: первый - налоговые обязательства по НДС по таким операциям не возникают; второй - необходимо провести корректирование налогового кредита.

Почему не возникают обязательства по НДС

Согласно ст. 3 Закона о НДС, "не являются объектом налогообложения операции по: ...продаже за компенсацию совокупных валовых активов налогоплательщика (с учетом стоимости гудвилла) другому налогоплательщику. Под продажей совокупных валовых активов следует понимать продажу предприятия как отдельного объекта предпринимательства или включение валовых активов предприятия или его части в состав активов другого предприятия".

Таким образом, продажа части предприятия не является объектом обложения НДС. Но только в случае если такая операция осуществляется между плательщиками НДС и в договоре предусмотрена компенсация стоимости части предприятия.

Почему корректируется налоговый кредит

Если продажа части совокупных валовых активов предприятия (необоротных и оборотных) не является объектом обложения НДС, возникает логичный вопрос: что делать с налоговым кредитом?

Согласно ст. 7 Закона о НДС, "в случае если налогоплательщик осуществляет операции по продаже товаров (работ, услуг), ...не являющиеся объектом налогообложения,.. суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно к составу валовых расходов производства (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и в налоговый кредит не включаются.

Таким образом, по продаваемым предприятием производственным запасам в составе совокупных валовых активов предприятия налоговый кредит по НДС необходимо откорректировать и включить в состав валовых расходов.


Книгохранилище

Документы делового общения

Автор: Рогожин М. Ю.

Объем: 208 с.

Год издания: 2001

Стоимость: 9.00 грн (1.69 USD)

Где приобрести: http://shoop.bambook.com.ua

Что такое деловое общение? Каковы основные требования к написанию и оформлению деловых писем, внутренних служебных документов? Эти и другие вопросы отражены в книге.

Кроме того, большое внимание уделено вопросам правильного составления личных характеристик и резюме, служебных записок, документальному оформлению поручений и выписок из документов. Отдельный раздел посвящен визитным карточкам.

В книге раскрываются также некоторые технологические особенности работы с документацией (изготовление и уничтожение документов; работа с документами конфиденциального характера, бланками строгой отчетности и т. п.).

Кратко: многие руководители, бухгалтеры, другие работники предприятий ежедневно вынуждены иметь дело с большим количеством разнообразной документации, которую следует правильно заполнить, оформить и сохранить. Цель данной книги - немного облегчить им эту рутинную работу.


Энциклопедия бухгалтерских проводок

Издатель: ЗАО "Холдинговая компания "Блиц-Информ"

Объем: 225 с.

Где приобрести: тел: (044) 251-81-45

Сборник охватывает различные сферы деятельности предприятий и организаций. Например, учет операций по переработке давальческого сырья; особенности осуществления посреднических и бартерных операций; учет финансовой и оперативной аренды и т. п.

Числовые примеры и схемы бухгалтерских проводок отражают операции расчетов между предприятием и его работниками (оплата труда, предоставление путевок, применение на предприятии пластиковых карточек); формирование уставного капитала; обеспечение гарантийного обслуживания; учет бракованной продукции; осуществление расходов на приобретение книг, изданий и брошюр, связанных с хозяйственной деятельностью.

Кратко: сборник содержит большое количество числовых примеров типовых хозяйственных операций на основании действующих нормативно-правовых документов.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua