Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46'2001: Практичная бухгалтерия - Дайджест

Дайджест

Встречный ветер - с...
Если местное начальство задает вопросы

Иван ЧАЛЫЙ

"Бухгалтер" №29, с. 32

"В офисе фирмы раздается звонок, и угрюмый голос, представившись ответственным работником райисполкома или райгосадминистрации и неразборчиво пробормотав свою фамилию, требует предоставить информацию по прибыли, рентабельности, объемам, суммам задолженности по зарплате, и т. д.". Думаете, в таком случае стоит просто бросить трубку, а позвонившего мысленно обозвать нехорошим словом? Не спешите. Оказывается, органы местного самоуправления могут "организовывать проведение проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, не находящихся в коммунальной собственности, по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти" (ст. 18 Закона "О местном самоуправлении в Украине").

Органы исполнительной власти имеют право на: "рассмотрение проектов планов предприятий и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, внесение в них замечаний и предложений, осуществление контроля за их выполнением" (ст. 27); "осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств относительно платежей в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности" (ст. 28).

В общем, права у "местных" довольно серьезные, а главное - не очень конкретные. Неизвестно, чего от них можно ожидать.

Однако некоторые шансы в борьбе с "непрошеными гостями" все же имеются - применение норм Указа Президента от 23.07.98 г. №817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Ведь в нем среди органов, имеющих право на проведение проверок, местные отсутствуют. А следовательно, какие-либо проверки с их стороны являются незаконными.

Однако такой подход чаще всего заканчивается судебным делом.

Тем, кто судебной волокиты терпеть не может, автор рекомендует не конфликтовать с местными органами власти и по мере возможности находить с ними общий язык.


Особенности расчетов бюджетными средствами

Сергей НОВИКОВ

"Бухгалтерия", №44/2

Не исключено, что среди партнеров субъекта предпринимательской деятельности могут быть такие, которые рассчитываются бюджетными средствами (назовем их бюджетниками). Как в таком случае производить расчеты и избежать лишних проблем в будущем? Об этом и другом - в статье.

Для тех, кто решил иметь дело с бюджетниками, законодательством предусмотрен кассовый метод определения налоговых обязательств и валовых доходов. Датой увеличения валового дохода и налоговых обязательств для них является "дата поступления... средств на расчетный счет налогоплательщика или дата получения... компенсации..., включая уменьшение задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом".

Следовательно, стоимость проданных бюджетникам товаров может компенсироваться деньгами, другими товарами или уменьшением задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед бюджетом.

Если продавец сначала отгружает товары (первое событие), а через какое-то время получает встречную поставку от бюджетника (второе событие), то налоговые обязательства по НДС и валовой доход будут возникать у предприятия-продавца именно по факту встречной поставки. Если же предприятие-продавец сначала получает компенсацию, а потом осуществляет поставку, то налоговые обязательства по НДС и валовые доходы возникают по правилу первого события, а валовые расходы и налоговый кредит - по второму.

Интересный вариант - зачет задолженности бюджетника перед предприятием в счет задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Возможность таких расчетов предусмотрена не только вышеприведенными законами, но и ст. 7 Закона №2181. Однако Закон "О государственном бюджете на 2001 год" явно запрещает проводить такие виды расчетов (ст. 6). Поэтому все же оказывайте предпочтение денежным расчетам.


Бухгалтер - честный предприниматель

Д. ВИНОКУРОВ

"Налоги и бухгалтерский учет", №87, с. 38

Размеры начислений и удержаний из заработной платы работников - бремя не только для самого работника, но и для предприятия. Автор предлагает несколько уменьшить как начисления, так и отчисления из заработной платы бухгалтера1. Для этого бухгалтеру необходимо зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя. В таком случае трудовые отношения меняются на гражданско-правовые. Предприятие заключает с бухгалтером-предпринимателем договор на предоставление услуг по ведению бухгалтерского, налогового учета и составлению отчетности. Такой договор вместо трудового станет документом, определяющим обязанности сторон.

Преимущества для предприятия

Нет начислений в социальные фонды, ПФ, и разнообразных выплат, связанных с зарплатой бухгалтера. Но не стоит забывать, что предприятие несет гражданско-правовую ответственность, связанную с невыполнением договора.

Преимущества для бухгалтера

Из сумм вознаграждения, которые будет получать бухгалтер, не будут удерживаться подоходный налог и отчисления в социальные фонды.

Однако стоит напомнить, что материальная ответственность бухгалтера-непредпринимателя регулируется трудовым законодательством. В частности, в ст. 132 КзОТ указано: "За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не больше своего среднего месячного заработка".

Отношения бухгалтера-предпринимателя с предприятием регулируются ГК, ст. 203 которого предусматривает: "В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные этим убытки".

Так что поле ответственности может быть неограниченным. Поэтому в договоре между предприятием и бухгалтером стоит выяснить вопрос ответственности.

1См. также "ДК" №39, с. 6.


Книгохранилище

Сделки с недвижимостью в новых вопросах и ответах

Автор: Шабалин В. Г.

Объем: 464 с.

Год издания: 2001

Стоимость: 25,10 грн ($4,7)

Где приобрести: http://shoop.bambook.com.ua

Книга адресована в первую очередь тем, кто самостоятельно решил заключить соглашение, объектом которого выступает недвижимость. Например: как купить, продать, обменять, сдать или снять квартиру или дом. Подобранный материал поможет выяснить особенности проведения переговоров (принципы оценки объекта недвижимости, выбор клиента, внесение задатка, подписание соглашения, передача средств), рекламной кампании, а также поможет избежать мошенничества и злоупотреблений со стороны партнера.

Кратко: книга будет интересна как профессионалам рынка недвижимости - риелтерам, агентам, экспертам, так и широкому кругу читателей, поскольку написана на простом и понятном уровне.


Упрощенная система налогообложения. Методическое пособие

Издатель: ООО "Баланс-Клуб"

Объем: 217 с.

Год издания: 2001

Где приобрести: отдел сбыта печатной продукции

розница (0562) 770-07-73

оптом (0562) 37-44-23

Цитата: "Единый налог как один из вариантов упрощенного механизма налогообложения заслуживает особого внимания, прежде всего потому, что:

- этот способ налогообложения применяет значительное количество предприятий и частных предпринимателей;

- много вопросов, возникающих на практике у субъектов малого предпринимательства, на данный момент не решены на законодательном уровне;

- существует большое количество потенциальных плательщиков.

Это методическое пособие позволит субъекту малого предпринимательства выяснить, выгодно ли ему уплачивать единый налог, а плательщикам единого налога поможет правильно организовать налоговый и бухгалтерский учет, без ошибок составить налоговую и финансовую отчетность".

Кратко: материалы пособия, сгруппированные в три раздела: нормативная база (Указ Президента, постановления КМУ, приказы и письма ГНАУ); консультации; ответы на вопросы - помогут понять суть упрощенной системы налогообложения, ее основные преимущества и недостатки.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua